Библиографические ссылки
1. Lieber C., Mikel E., Pervil S. Radical Changes in Assessment: A Catalyst for Democratic Education. Democratic teacher education: programs, processes, problems, and prospects, Novae, John M., ed. (Albany, State University of New York Press,1994). p. 235-238.
2. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/law/doc (дата обращения 9.06.2014).
References
1. Lieber C., Mikel E., Pervil S. Radical Changes in Assessment: A Catalyst for Democratic Education. Democratic teacher education: programs, processes, problems, and prospects, Novae, John M., ed. (Albany, State University of New York Press,1994). p. 235-238.
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 23.07.2013) [Elektronnyy resurs]. URL: http://sudact.ru/law/doc (data obrashcheniya 9.06.2014).
© AoporanKHHa E. M., 2014
УДК 1
ЭССЕ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
С. П. Дуреев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Показано, что насаждение западных стандартов в российскую систему образования нарушает целостность бытия современного человека. Доказывается необходимость восстановления исторически сложившейся отечественной школы воспитания и образования, которая будет формировать тот человеческий потенциал общества, способный в настоящем и будущем реализовать стратегические планы страны и формировать чувство ответственности у каждого человека перед будущими поколениями.
Ключевые слова: человек, общество, образование, воспитание, управление.
ESSAY ABOUT PAST, PRESENT AND FUTURE S. P. Dureev
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
The article is about imposition of western standards in Russian education system, it destroys wholeness of modern man life. There is proved necessity of renewal of historically forming patriotic school of education and upbringing which will form that human potential of society, which can realize strategic plans of country in present and future and it will form responsibility of every man to future generations.
Keywords: man, society, education, upbringing, management.
...Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!..
А. С. Пушкин
Изменения, которые произошли и происходят в современном российском обществе, подводят к осмыслению исторического опыта, пересмотру многих теорий и восстановлению диалектической концепции общественного развития. В последнее десятилетие XX в. Россия оказалась перед выбором между исторически обусловленной формой развития русского общества и развития общества по западному типу: в обществе происходит опасный процесс манипуляции сознанием народа и насаждение чуждой ему культуры. При этом открыто принижается и искажа-
ется тысячелетняя культура России, её народные традиции и нравственность. Искажается всё: «прошлое, вернее представление о нём, настоящее - в действиях, и будущее - в результатах этих действий» [1, с. 571].
Идеология Запада настолько овладела умами и засорила мозги современного человека, что стала практически единственным способом его мышления. Современное мышление стало оперировать примитивными понятиями, рождёнными воспалённым воображением западных теоретиков. В сознании такого человека царит мультикультурализм, а либеральные ценности доведены до предела - до самоотрицания, для него достаточно существование некого «жизненного стандарта», согласно которому он будет послушно следовать на протяжении всей его жизни.
Проблемы гуманитарной подготовки обучающихся
В результате свободный человек-субъект становится «массовым человеком», примитивно воспринимающим единство окружающего его мира.
Современная всеобщая интеграция выступает как инструмент окончательной дезинтеграции и уничтожения государства. Реформаторы забывают, что каждому народу, каждой нации историей определены свой путь, своя судьба и своё предназначение. У человека должен быть долг перед собой, который Г. Гегель видит «частью в физическом сохранении себя, частью же в том, чтобы поднять своё отдельное существо до своей всеобщей природы - образовать себя» [2, с. 61]. При этом онтологической основой человеческого способа существования остаются отношения познания и преобразования действительности. Благодаря таким отношениям человек постигает сущее как целое. Индивидуализация отношений способствует развитию индивидуальной сущности человека, формированию его личностного и профессионального потенциала, которые найдут своё отражение в общественных отношениях: «Благодаря интеллектуальному и моральному образованию, - пишет Г. Гегель, - человек получает способность выполнять обязанности по отношению к другим» [2, с. 67]. Поэтому существенным обстоятельством развития общественных отношений является система непрерывного образования и воспитания личности.
Поразительно, но образование и воспитание сегодня не рассматривается комплексно. Существующая система образования не в полной мере даёт возможность человеку осознать целостность бытия. Обучаемый приобретает только набор неких признаков - врач, учитель и пр. Согласившись с этим подходом, человек перестаёт поступать ответственно, а ответственность предполагает императив нравственного совершенства. Поэтому, как сегодня обучим и воспитаем человека, какой человеческий потенциал сформируем, так и будем жить завтра. Следовательно, необходима чётко отлаженная и постоянно действующая система образования и воспитания, которая будет формировать тот человеческий потенциал общества, способный в настоящем и будущем реализовать стратегические планы страны и формировать чувство ответственности у каждого человека перед будущими поколениями.
При внимательном рассмотрении российской ситуации оказывается, что сама перспектива рассмотрения традиции, культуры и цивилизации в России отличается от таковой как на Западе, так и на Востоке. Для нас точкой отсчёта берётся именно духовная традиция, реальность целиком внутренняя, и в результате сохраняется понимание вторичности цивилизации по отношению к традиции и культуре, а также непозволительности осуществляемой цивилизацией подмены символического мировосприятия идеологическим. С давних времён русское мировоззрение противопоставляет западному идеалу: высшая цель культуры по русскому воззрению состоит не в строительстве внешних форм жизни, но в их духовной, внутренней сущности.
Культура - это сформированная в ходе естественно-исторического развития форма человеческого бытия, которая передаётся в обществе от поколения к
поколению. Субстанция культуры состоит из трёх составляющих - прошлого, настоящего и будущего. Социализация человека зависит от системы управления обществом, которая ориентируется на те или иные ценности и идеалы, согласуется с набором смыслов, определяющих своеобразие культуры и менталитет народа. Поэтому насаждение западных стандартов на нашу почву, на наш менталитет выступает как часть существующей системы образования, где нарушена гармония в развитии человека. Следовательно, задача общества - образовать и воспитать такого человека, который не только необходим, но и полезен своему государству.
Таким образом, образование и воспитание человека связаны с вопросами управления им. Однако сложность воспитания взрослого человека усугубляется отсутствием обратной связи с ним: по внешнему виду и словам сложно понять, порядочный перед вами человек или подлец и нельзя с уверенностью сказать, как поведёт он себя в той или иной обстановке. Поэтому наилучшее время для воспитания человека — раннее детство. Отечественный социальный опыт показывает: если с детства прививать высочайшие образцы нравственности и обучать самостоятельности и творчеству, то человек будет правильно мыслить, правильно поступать, продолжать те глубокие традиции своей культуры и направлять свою деятельность так, чтобы особенности нашего менталитета не исчезли. Тогда общество обретёт возможность управлять собой самостоятельно, а государство будет выступать как высшее начало справедливости.
Главным в содержании современных реформ должна стать исторически сложившаяся отечественная школа воспитания и образования личности как постоянно действующая матрица, на которой народ воспроизводится в каждом новом поколении. И нельзя не согласиться с мнением Э. Геккеля, что «главным предметом преподавания должна быть природа; человек должен иметь правильное представление о мире, в котором он живёт; он не должен стоять вне природы или занимать враждебной ей позиции, но вести себя как благороднейшее и высшее её создание» [3, с 393].
В России необходимо возродить отечественную школу образования, начинающей обучение человека с младенчества. Такая школа предстанет как широкое поле деятельности по формированию личности, развитию её духовности. Цельный конечный продукт такой школы образования будет воспитанный и образованный человек. Каким будет этот образованный человек, что это за образ? В этом образе мы видим то совершенство, которое должно быть: это целостное мировосприятие, приводящее к соответствующему целостному (не калейдоскопическому) миропониманию; это полнота и совершенство всех достоинств человека. Лишь найдя целостность «в себе», человек может прийти к целостности бытия. Если Россия создаст такую систему, она успешно решит и все остальные проблемы: как свои, так и глобальные. Не следует забывать, что преимуществами в истории всегда обладали государства с наиболее совершенной для своего времени системой образования, воспитания и использования кадров.
В этой связи нам необходимо осознать свое предназначение, вернуться к традиционной идеологии наших предков, стать русскими людьми не по названию только территории, на которой нам посчастливилось родиться и жить, но по самой сути состояния души и сердца. Для того чтобы русский человек мог себя чувствовать именно русским и дорожить этим, мы должны возродить нашу славную в прошлом культуру, возродить привлекательные национальные образы, подчёркивающие лучшие черты русского характера. Замечательный русский философ И. А. Ильин по этому поводу написал, что «всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада <...> национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства» [4, с. 291].
Библиографические ссылки
1. Ефремов И. А. Час быка. М. : АСТ; СПб. : Terra Fantastica, 2001. 762 с.
2. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1971. 630 с.
3. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937. 536 с.
4. Ильин И. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. 430 с.
References
1. Efremov I. A. The hour of Ox. M. : AST; SPb. : Terra Fantastica, 2001. 762 p.
2. Gegel G. V. F. The works of different years: in 2 v. Vol. 2. M. : Idea, 1971. 630 p.
3. Gekkel E. World mysteries. M., 1937. 536 p.
4. Ilyin I. Way to evidence. M. : Republic, 1993. 430 p.
© Дуреев С. П., 2014
УДК 316.7
ГУМАНИТАРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В. И. Замышляев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы социальной мобильности и ответственности специалистов высшей квалификации при их подготовке в университетском образовании. В этих целях, с учётом узаконенного в Конституции РФ положения о «социальном государстве», предлагается использование в образовательном пространстве гуманитарных дисциплин, имеющих в своём содержании принцип социализации профессиональной деятельности. Это касается всех специальностей, потому что гуманитарные дисциплины преподаются на всех инженерно-технических, экономических факультетах и на выпускающих кафедрах гуманитарного факультета университета.
Ключевые слова: социальное государство, социальная мобильность, ответственность, гуманитарные дисциплины, формирование специалиста.
HUMANITARIAN DEVELOPMENT OF ACE'S SOCIAL MOBILITY
V. I. Zamyishlyaev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The aces' social mobility issues and their responsibilities while being trained at university are described. For the purposes, according to the attitude to the "social state" legalised by the Constitution RF, it is suggested that humanitarian disciplines to be used in common education space; the disciplines' contents should include the principle of professional activity socialisation. It is true to all specialties, because the humanitarian disciplines are trained at engineering, economical faculties as well as at graduate departments of humanitarian faculty of the university.
Keywords: social state, social mobility, responsiveness, humanitarian disciplines, specialist's skill development.
По Конституции РФ Россия - социальное государство. До сих пор это положение в основном Федеральном Законе страны недостаточно осмыслено и
практически трудно воплощается. Главное противоречие заключено в соотношении «государственного» и «рыночного» в развитии экономики, в стимулиро-