Научная статья на тему 'Гуманитарное формирование социальной мобильности специалиста высшей квалификации'

Гуманитарное формирование социальной мобильности специалиста высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное государство / социальная мобильность / ответственность / гуманитарные дисциплины / формирование специалиста / social state / social mobility / responsiveness / humanitarian disciplines / specialist’s skill development

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В. И. Замышляев

Рассматриваются вопросы социальной мобильности и ответственности специалистов высшей квалификации при их подготовке в университетском образовании. В этих целях, с учётом узаконенного в Конституции РФ положения о «социальном государстве», предлагается использование в образовательном пространстве гуманитарных дисциплин, имеющих в своём содержании принцип социализации профессиональной деятельности. Это касается всех специальностей, потому что гуманитарные дисциплины преподаются на всех инженерно-технических, экономических факультетах и на выпускающих кафедрах гуманитарного факультета университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN DEVELOPMENT OF ACE’S SOCIAL MOBILITY

The aces’ social mobility issues and their responsibilities while being trained at university are described. For the purposes, according to the attitude to the “social state” legalised by the Constitution RF, it is suggested that humanitarian disciplines to be used in common education space; the disciplines’ contents should include the principle of professional activity socialisation. It is true to all specialties, because the humanitarian disciplines are trained at engineering, economical faculties as well as at graduate departments of humanitarian faculty of the university.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное формирование социальной мобильности специалиста высшей квалификации»

В этой связи нам необходимо осознать свое предназначение, вернуться к традиционной идеологии наших предков, стать русскими людьми не по названию только территории, на которой нам посчастливилось родиться и жить, но по самой сути состояния души и сердца. Для того чтобы русский человек мог себя чувствовать именно русским и дорожить этим, мы должны возродить нашу славную в прошлом культуру, возродить привлекательные национальные образы, подчёркивающие лучшие черты русского характера. Замечательный русский философ И. А. Ильин по этому поводу написал, что «всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада <...> национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства» [4, с. 291].

Библиографические ссылки

1. Ефремов И. А. Час быка. М. : АСТ; СПб. : Terra Fantastica, 2001. 762 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1971. 630 с.

3. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937. 536 с.

4. Ильин И. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. 430 с.

References

1. Efremov I. A. The hour of Ox. M. : AST; SPb. : Terra Fantastica, 2001. 762 p.

2. Gegel G. V. F. The works of different years: in 2 v. Vol. 2. M. : Idea, 1971. 630 p.

3. Gekkel E. World mysteries. M., 1937. 536 p.

4. Ilyin I. Way to evidence. M. : Republic, 1993. 430 p.

© Дуреев С. П., 2014

УДК 316.7

ГУМАНИТАРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В. И. Замышляев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: annamaria_oc@mail.ru

Рассматриваются вопросы социальной мобильности и ответственности специалистов высшей квалификации при их подготовке в университетском образовании. В этих целях, с учётом узаконенного в Конституции РФ положения о «социальном государстве», предлагается использование в образовательном пространстве гуманитарных дисциплин, имеющих в своём содержании принцип социализации профессиональной деятельности. Это касается всех специальностей, потому что гуманитарные дисциплины преподаются на всех инженерно-технических, экономических факультетах и на выпускающих кафедрах гуманитарного факультета университета.

Ключевые слова: социальное государство, социальная мобильность, ответственность, гуманитарные дисциплины, формирование специалиста.

HUMANITARIAN DEVELOPMENT OF ACE'S SOCIAL MOBILITY

V. I. Zamyishlyaev

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: annamaria_oc@mail.ru

The aces' social mobility issues and their responsibilities while being trained at university are described. For the purposes, according to the attitude to the "social state" legalised by the Constitution RF, it is suggested that humanitarian disciplines to be used in common education space; the disciplines' contents should include the principle of professional activity socialisation. It is true to all specialties, because the humanitarian disciplines are trained at engineering, economical faculties as well as at graduate departments of humanitarian faculty of the university.

Keywords: social state, social mobility, responsiveness, humanitarian disciplines, specialist's skill development.

По Конституции РФ Россия - социальное государство. До сих пор это положение в основном Федеральном Законе страны недостаточно осмыслено и

практически трудно воплощается. Главное противоречие заключено в соотношении «государственного» и «рыночного» в развитии экономики, в стимулиро-

Проблемы гуманитарной подготовки обучающихся

вании производительных сил и в социальном благополучии населения страны.

В современной России социальный бюджет составляет от 16 до 18 % общего ВВП. В наиболее развитых странах Европы этот бюджет равен 45-50 % ВВП (как в Германии и Франции) и даже до 60 % в Швеции. На пике своего развития США даже превышали этот шведский бюджетный максимум. Но с 60-х годов прошлого столетия ситуация в самой развитой стране стала изменяться в сторону понижения социального бюджета и заработной платы.

Экономический кризис 2008-2009 годов обозначил главную проблему либеральной рыночной экономики - нельзя бесконечно потреблять, брать кредиты в банках, жить в долг, который накопился до кризисной черты всеобщего банкротства. Западная модель «общества потребления» критически осмыслена европейскими мыслителями: философами, социологами, экономистами [1]. Эта социально-экономическая проблематика усугубляется и экологически вредными производствами, безудержным потреблением природных ресурсов, загрязнением водных источников, атмосферы и даже космического пространства, где остаются отработанные «детали космических объектов», запущенных с Земли.

Актуально думать и действовать в направлении социальной ответственности как в отдельно взятой стране, так и в мировом масштабе. В этой ситуации есть два сценария развития: или производить необходимое количество товаров и услуг, с одновременным снижением технологических затрат, цен, чтобы не падало потребление жизненно необходимых продуктов, или повышать цены, что приводит к сокращению ВВП в социальном плане, к закрытию предприятий, к безработице, к социальным конфликтам и политическим переворотам.

С нашей точки зрения, разрешение проблемы «кризисного менеджмента» находится в оптимизации отношений между государством, его социальными институциями и «свободным частнособственническими «проектами», «бизнес-планами», практикой повышения прибыли с одновременными попытками неуплаты налогов, т. е. отсутствием у бизнеса социальной ответственности и в целом заявленной, но пока не осуществлённой социально ориентированной экономики. Как сказал один известный бизнесмен в Красноярске, «я буду платить столько налогов, сколько посчитаю нужным, а не столько, сколько вы требуете». Но ведь требования-то со стороны государства и общества - по Закону. В таких отношениях со стороны подобного бизнеса закладывается социальный конфликт, не приемлемый и для общества, желающего социального благополучия.

В последнее время даже в высокоразвитых странах всё больше обращается внимание именно на эти взаимодействия между государством, обществом и бизнесом.

Некоторые учёные заговорили даже о «новом мировоззрении». Так, С. Мэйнуоринг в США считает: «Жизнь требует, чтобы мы поставили перед капитализмом новые цели, вдохнули в него идею построения более совершенного мира. Потребители в партнёрстве

с корпорациями должны переосмыслить основополагающие принципы капиталистической экономики, чтобы в почёте были не только прибыль, но и служение обществу, соблюдение взаимных интересов, устойчивое развитие, сотрудничество, верность общечеловеческим ценностям и забота о всеобщем процветании» [2, с. 15]. Он предлагает сменить концепцию «Сначала всё мне!» на концепцию «Сначала всё нам!», вносит новый принцип «альтруистического потребления», то есть добровольного отчисления части прибыли на общественные цели, помимо налогов. Он много внимания уделяет «социальным медиа», новым видам коммуникации, их модернизации.

В понятие и в практику социальной ответственности актуально включается и «человеческий фактор». Достаточно сослаться на трагедию на Чернобыльской АЭС, на разрушение Саяно-Шушенской ГЭС в России, на экологическую катастрофу в Мексиканском заливе из-за разлива нефти в результате технологического кризиса на нефтедобывающей платформе. И таких примеров в современном мире, к сожалению, очень много. Социальная и экологическая экспертиза должны сопровождать любой задуманный производственный объект и гражданское строительство. В качестве положительного примера можно сослаться на отнесение строительства трубопровода на 400 километров в сторону от Байкала, но произошло это только после соответствующего указания президента РФ В. В. Путина. А что же думали в компании ГАЗПРОМ и инженеры-проектировщики трубопровода? Это тоже «человеческий фактор» в решении социально ориентированной и экологически безопасной экономической и технологической деятельности.

Есть и другое явление, именуемое «гуманитарной катастрофой» - в разных частях мира. И всё это зависит от людей, их социального мировоззрения, от эгоизма «Сначала всё мне!» (олигарху или любому частнику) и альтруизма «Сначала всё нам!» (при коллективной, общественной заинтересованности в результатах любой деятельности). Страны, народы в мире становятся всё более взаимозависимыми, вступая в глобальные отношения и в международные «социальные сети», поэтому и ответственность должна быть конвенциальной.

Необходимо учитывать и ещё одну мировую тенденцию. Произошли серьёзные изменения в структуре занятости людей. В сфере материального производства присутствует 30-40 % занятых, а в сфере обслуживания - 60-70 %. Перераспределение трудовых ресурсов не означает снижения потребления, ибо численность населения на планете растёт. Получается так по народной русской поговорке: один с сошкой, а семеро с ложкой. Личный эгоизм и равнодушие к общественной жизни («моя хата с краю») наносят не меньший вред самим же людям в сравнении с их коллективным производством. К примеру, все хотят ездить и ездят на миллионах личных легковых автомобилях, забивая все улицы и площади мегаполисов экологически вредным транспортом. Можно сказать, что в движущихся личных автомобилях находится чаще всего один пассажир - владелец машины. Транспортные коллапсы - бич больших городов.

Учитывая всё вышесказанное, поставим вопрос: а чем может помочь в решение этих проблем гуманитарная составляющая высшего образования? Во-первых, при обучении всем специальностям студентам преподаются гуманитарные дисциплины - по образовательному стандарту. Во-вторых, набор профессиональных компетенций обязательно выводит обучающихся и на нравственные вопросы общественного бытия. И это направление необходимо усилить, не зауживая профессионализм только технологическими компетенциями. Гуманитарное требование о «социальном благе» трудно прописывается в критериях профессиональной компетентности, но это не значит, что его нельзя преподнести в цикле гуманитарных дисциплин. В современных условиях фактически разработаны во всех коммерческих структурах и на гражданской службе Корпоративные Кодексы. И их необходимо изучать и знать при подготовке того или иного специалиста. Особенно эти Кодексы должны преподноситься студентам выпускающих кафедр, потому что по их профилю «в практике производства» есть эти Кодексы. И корпоративная культура приобретает особое значение, потому что она обеспечивает успех любой социально ответственной фирме и влияет положительно на качество производимого товара или услуги. Бренд фирмы - это Знак Качества. А без корпоративного «кодекса чести» оно не может появиться. Активно развиваются и корпоративные СМИ, и социальная реклама, и социальный менеджмент, который в условиях кризиса вообще приобретает главенствующую роль.

В преподавании гуманитарных дисциплин всегда есть широкие возможности для приведения исторических примеров «побед и поражений», «успехов и провалов», которые можно анализировать вместе со студентами на лекционных и практических занятиях. Факты - «упрямая вещь» и примеры всегда убедительны при выработке активной гражданской позиции, в проявлении патриотизма, в отстаивании национальных приоритетов в России, как это предусмотрено и в её основных Законах и прописано в концепциях долгосрочного развития.

К великому сожалению, человечество пребывает в тяжёлых политических, социальных и религиозных конфликтах. Борьба между «добром и злом», «миром и войной продолжается».

И чтобы минимизировать человеческие потери, чтобы не губить себя и природу, необходимо выучиться социально ответственному и экологическому сознанию. Гуманитарная составляющая при этом абсолютно необходима. И преподаватели гуманитарных дисциплин должны сами озаботиться этими вопросами и использовать гуманитарную практику

в благих целях, в интересах человеческого гражданского сообщества в России.

Библиографические списки

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Жан Бодрийяр ; пер. с франц., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М. : Культурная революция : Республика, 2006 (Мыслители XX века) ; Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пьер Бурдье ; пер. с франц. ; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии. СПб. : Алетейя, 2007 ; Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари ; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского ; науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург : У-Фактория; М. : Астрель, 2010.

2. Мэйнуоринг С. Время действовать. Как сделать мир лучше, используя силу социальных медиа / Саймон Мэйнуоринг; пер. с англ. Н. Зарахович. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

3. Замышляев В. И. Социализация рекламы и связей с общественностью в России / Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы X Всерос. науч.-практ. конф., 12 февраля 2013 г. СПб. : СПБГУП, 2013. С. 26-29.

References

1. Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury (The Consumer Society: its myths and structure)/ Zhan Bodrijyar; per. s franc., poslesl. i primech. E. A. Samarskoj. M. : Kul'turnaya revolyuciya: Respublika, 2006 (Mysliteli XX veka) ; Burd'e P. Social'noe prostranstvo: polya i praktiki / P'er Burd'e ; per. s franc. ; otv. red. perevoda, sost. i poslesl. N. A. SHmatko. M. : Institut ehksperimental'noj sociologii, SPb. : Aletejya, 2007 ; Delez, Z. Tysyacha plato : Kapitalizm i shizofreniya / ZHil' Delez, Feliks Gvattari ; per. s franc. i poslesl. Ya. I. Svirskogo ; nauch. red. V. Yu. Kuznecov. Ekaterinburg : U-Faktoriya ; M. : Astrel', 2010.

2. Mehjnuoring S. Vremya dejstvovat'. Kak sdelat' mir luchshe, ispol'zuya silu social'nyh media (It's time to act. How to make the world better using the social media power/ Sajmon Mehjnuoring ; per. s angl. N. Zarahovich. M. : Mann, Ivanov i Feiber, 2013.

3. Zamyshlyaev V. I. Socializaciya reklamy i svyazej s obshchestvennost'yu v Rossii (Socialising advertisement public relations in Russia) / Reklama i PR v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya; materialy X Vseros. nauch.-prakt. konf., 12 fevralya 2013 g. SPb. : SPBGUP, 2013, s. 26-29.

© Замышляев В. И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.