5) этап планирования краткосрочных и долгосрочных профессиональных целей в избранной сфере, предполагающий анализ и рефлексию полученных результатов, а также планирование наиболее актуальных перспективных направлений исследования изучаемой педагогической проблемы дополнительного профессионального образования.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность развития рефлексивной культуры будущего учителя иностранного
Библиографический список
языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий, является наличие противоречия, которое требует разрешения в процессе интерактивного взаимодействия при создании исследовательского проекта. Для того чтобы достичь цели указанной деятельности, необходимо владеть средствами иностранного языка, которые представлены в аутентичных источниках с учетом интересов и профессиональных потребностей студентов.
1. Аленченкова А.В. Содержание понятия «развитие рефлексивной культуры» применительно к процессу дополнительного профессионального образования педагога. Преподаватель XXI века. 2015; 3: 50 - 57.
2. Oxford R.L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990.
3. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. I.L. Kolesnikova, O.A. Dolgina Cambridge University Press Russian Baltic Information Center BLITZ St. Petersburg, 2001.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Москва: Университет, 1999.
5. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education. Higher Education. 1972; 2: 15 - 32.
References
1. Alenchenkova A.V. Soderzhanie ponyatiya «razvitie refleksivnoj kul'tury» primenitel'no k processu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga. Prepodavatel'xXl veka. 2015; 3: 50 - 57.
2. Oxford R.L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990.
3. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. I.L. Kolesnikova, O.A. Dolgina Cambridge University Press Russian Baltic Information Center BLITZ St. Petersburg, 2001.
4. Gal'perin P.Ya. Vvedenie vpsihologiyu. Moskva: Universitet, 1999.
5. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education. Higher Education. 1972; 2: 15 - 32.
Статья поступила в редакцию 05.06.18
УДК 378.1::[168.522:122/129(130.2+7.01)]
Nosochenko M.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN THE MODERN WORLD: OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT. The paper describes opportunities for improvement in the field of humanitarian knowledge at the present stage of social development. The author analyzes reasons for the contradictory attitude to humanitarian knowledge and humanitarian education in the modern world. The author discusses the problems of the current social institute of education, and examines characteristic features of the crisis of modern scientific knowledge. The author proves that people receive too much information today, so they don't want to learn. It is noted that methodology and basic categories of the Humanities do not meet the modern requirements. The author pays the main attention to the importance of humanitarian education during the period of social transformations and the transition to the new stage of technological development. The article analyzes features of the sixth technological order, the results of this social and technological transformation. Humanitarian education and humanitarian knowledge are considered as the factors of human transformation in the new social context. The work is intended for lecturers and all people, who are interested in opportunities of the development of humanitarian education and humanitarian knowledge. The results of the study can be able used for studies of the Humanities at universities.
Key words: humanities, humanitarian education, sixth technological order.
М.А. Носоченко, канд. культурологии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье раскрываются перспективы развития гуманитарных наук и гуманитарного образования на современном этапе. Утверждается, что отношение к гуманитарному знанию в обществе достаточно противоречиво, анализируются причины данной ситуации. В статье перечисляются симптомы кризиса современного научного знания, также освещаются проблемы, с которыми сталкивается нынешняя система образования. В частности, обосновывается тезис, согласно которому потеря интереса к обучению зачастую связана с информационной перегруженностью современного человека. Помимо этого отмечается, что методологическое оснащение и категориальный аппарат гуманитарных дисциплин в том виде, как они преподаются в школах и вузах, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Первостепенное внимание уделяется обоснованию значимости гуманитарного образования в условиях серьёзной трансформации общества и перехода к шестому технологическому укладу. В статье анализируются прогнозируемые признаки данного уклада, а также возможные социальные и экзистенциальные последствия перехода общества на новую ступень развития. Гуманитарное образование рассматривается как фактор воспитания человека новой социальной формации. Статья предназначена для тех, кто интересуется перспективами развития гуманитарного знания и гуманитарного образования на современном этапе. Результаты исследования, представленные в статье, рекомендованы к использованию в процессе преподавания цикла гуманитарных дисциплин в вузах РФ.
Ключевые слова: гуманитарные науки, гуманитарное образование, шестой технологический уклад.
Данная статья посвящена перспективам развития гуманитарного образования в связи с трансформацией общества и переходом к новому технологическому укладу.
В сознании современного человека сложилось противоречивое отношение к гуманитарному знанию вообще и фигуре гуманитария в частности. С одной стороны, гуманитарные науки давно доказали собственную значимость, своё право на «научность» и собственную методологию. С другой стороны, слово
«гуманитарий» до сих пор принято произносить с некоторой долей пренебрежения. В интернете даже получила хождение аббревиатура ГСМ - «гуманитарный склад мышления», иногда её расшифровывают как «гуманитарный синдром мышления». Что скрывается за этой аббревиатурой? Сошлёмся на известный ресурс Livejournal [1]. Человеку, наделённому гуманитарным складом мышления, даётся следующая характеристика: полное отрицание реальности и нежелание учиться; пренебрежение
ко всему, что обеспечивает его благополучное существование, в том числе, к точным наукам и ручному труду; гипертрофированная эмоциональность; обширные, но бессистемные и поверхностные знания; жонглирование заумными словами; неумение логически мыслить; графоманство. ГСМ свойственен разуму человека, который не способен к самостоятельному выживанию. Конечно, присутствует оговорка, что есть разница между истинным гуманитарием и человеком с синдромом ГСМ.
Нелицеприятная характеристика, но таковы стереотипы, имеющие место в современном обществе. Казалось бы, споры «физиков» и «лириков» отошли в прошлое, но и сейчас далеко не для всех очевидно, что «гуманитарий» - это звучит гордо, что гуманитарные науки, гуманитарное мышление играют огромную роль в развитии цивилизации. Более того, до сих пор гуманитарные факультеты университетов зачастую именуют «болтологическими» (от слова «болтовня»). Иногда в этой ситуации виноваты сами гуманитарии: слишком мало нового знания и слишком много идеологических мантр в их монографиях, лекциях, статьях.
Отметим, что в настоящий момент научное знание в целом находится в глубоком кризисе. Это связано с бесконечным усложнением мира, в котором мы живём. Человеку необходимо освоить эту необычайную сложность, но современная наука не в состоянии дать ему инструментарий для этой цели. Особенно остро это ощущается в сфере гуманитарных наук, так как их предмет - человек и результаты его деятельности - обладает наивысшей степенью сложности. Помимо этого, сказывается и действие закона ускорения истории: мы ещё не успели разработать адекватный инструментарий для осмысления социальной реальности, а реальность уже изменилась.
Прежде чем переходить к построению возможных моделей гуманитарного знания и гуманитарного образования, необходимо проанализировать ту ситуацию, в которой они находятся в настоящий момент. Главный предмет гуманитарного знания -человек - изменился буквально до неузнаваемости за последнюю сотню лет. Однако складывается впечатление, что не все гуманитарии заметили этот факт: в поле их научных интересов есть «человек вообще», «человек как таковой», но нет человека наших дней. Как будто и не было печального опыта XX века. Как писал Т. Адорно: «После Освенцима любое слово, где слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование» [2, с. 238]. Та же ситуация и в образовании: повсеместно мы имеем существенно испорченную различными инновациями систему образования образца XIX века - века паровых машин и гусиных перьев. А за партами - дети XXI века, которые слово «интернет» выучили сразу вслед за словом «мама».
Мы сейчас не выносим никаких ценностных суждений, просто констатируем факты. Тем более, мы не призываем разрушать до основания существующую систему. Образование - по определению довольно консервативная система, которой инновации часто приносят больше вреда, чем пользы, поэтому разумная преемственность здесь необходима. Образцом в данном случае может служить советская школа, впитавшая в себя всё лучшее, что было в царской гимназии, и в то же время выпускавшая из своих стен людей, знакомых с самыми передовыми достижениями науки своего времени.
Из тех проблем, с которыми сталкивается современная система образования, отметим следующие. Во-первых, человек в настоящее время чрезвычайно перегружен информацией. Но при всей своей высокой степени информированности он мало знает: имеется в виду знание в том классическом значении, известном человечеству со времён античной философии. Как утверждает современный философ С.Б. Переслегин, дети не хотят учиться именно потому, что их сознание уже забито информацией, по большей части бессистемной и ненужной: «Традиционная возрастная психология связывает падение познавательной (и креативной) активности с так называемым переходным возрастом, то есть с половым созреванием... Однако в последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10 - 11 лет и продолжает неуклонно снижаться... Представляется естественным связать эти отклонения с резким возрастанием на границе раздела фаз совокупных информационных потоков через социосистему. Как следствие, у ребенка очень быстро формируется адекватный, то есть взрослый, тоннель Реальности. Это приводит к подавлению в психике ребенка характерных детских информационных структур, отвечающих, в частности, и за повышенную познавательную активность. Иными словами, дети теряют способность быстро усваивать новые сведения просто потому, что становятся информационно взрослыми» [3, с. 522 - 526].
Во-вторых, благодаря развитию информационных технологий современным человеком овладевает иллюзия лёгкости познания: стоит провести пальцем по экрану гаджета - и вся необходимая информация перед тобой. Большинство людей не осознают, что такое «знание» - это как «жизнь взаймы». Это даже не суррогат, а мираж. Современный человек редко задумывается над тем, какими усилиями и годами труда даётся подлинное искусство мыслить.
В-третьих, современный масскульт задаёт примитивные образцы поведения и мышления, формирует «человека одной кнопки» - идеального потребителя. На сегодняшний момент этот тип превалирует в социуме, что сказывается и на системе образования.
В-четвёртых, существует специфическая проблема в преподавании именно гуманитарных дисциплин, корни которой лежат не столько в системе образования, сколько в состоянии гуманитарного знания как такового на его современном этапе. Дело в том, что гуманитарные науки в их нынешнем виде возникли в XIX - первой половине XX века. Следовательно, их методология, категориальный аппарат адекватен той реальности, в которой они сформировались. Предмет политэкономии - классический капитализм, предмет социологии - гражданское общество образца XIX-XX веков, предмет политологии - классическая буржуазная демократия. Все эти институты подверглись глубокой трансформации в последние десятилетия, а методологический инструментарий гуманитарных наук значительных изменений не претерпел. Как результат, гуманитарные дисциплины в их сегодняшнем состоянии не способны сформулировать принципы анализа современного общества. Изучавший их человек, столкнувшись с подлинной социальной реальностью, вынужден действовать наугад, методом проб и ошибок, чтобы найти правильное решение.
Образование как социальный институт отражает состояние всего общества, поэтому решить большинство из перечисленных проблем возможно только в процессе трансформации всего спектра социальных отношений. Нам бы хотелось остановиться на более частных вопросах. В чём востребованность гуманитарного образования на современном этапе?
Как мы уже отмечали, современный человек существует в условиях переизбытка информации, причём большая её часть -это информационный мусор. Кроме того, информация может подаваться особым образом с целью манипуляции человеческим сознанием. Значит, человеку, не желающему быть жертвой манипуляции, тонущей в потоке новостного мусора, необходимо овладеть искусством восприятия информации.
Это задача высокой степени сложности, поэтому для её решения недостаточно интуиции и здравого смысла. Овладеть искусством восприятия информации может помочь изучение гуманитарных наук. Прежде всего, речь идёт о формальной логике. Эта древняя наука не утратила совей актуальности и сегодня. Знание её законов - необходимый минимум, позволяющий человеку видеть явно негодный контент, не стать жертвой грубых манипуляций, выбраковывать тексты, в которых нарушены принципы доказательства и опровержения, правила логического вывода, есть внутренние противоречия, имеются недопустимые с точки зрения логики уловки и софизмы. Человек, знающий формальную логику, относительно легко опознаёт ложную и некачественную информацию, экономя тем самым своё время и здоровье. Логика позволяет соотносить и комбинировать контент, полученный из разных источников.
Однако в современном океане информации данного инструмента явно недостаточно. Мы живём в мире символов. Фактически, информация даётся нам в форме вербальных и невербальных текстов. В гуманитарных науках искусство толкования текстов и методологическая основа гуманитарного знания называется герменевтикой. Возможно, когда-нибудь в будущем герменевтика станет самостоятельной учебной дисциплиной. Причём герменевтика может быть востребована в разных аспектах, отражающих этапы её развития: например, как понимание позиции автора, всегда незримо присутствующего за текстом; как искусство толкования в контексте, благодаря которому текст обретает значение; наконец, как искусство самопонимания, рефлексии, без которого невозможно самоопределение человека в культуре. «Герменевтическая проблематика возникла сначала в рамках экзегетики, то есть дисциплины, цель которой состоит в том, чтобы понять текст, понять, исходя из его интенции, понять на основании того, что он хочет сказать» [4, с. 33].
В целом, в современном обществе налицо потребность в овладении дисциплинами, которые дают человеку инструментарий для свободной работы с информацией. Человека необходимо научить не только усваивать информацию, и не просто критически переосмысливать её, а самостоятельно вырабатывать критерии, позволяющие ему в короткие сроки находить качественные и надёжные источники, освещающие интересующие его вопросы. Исходя из нашего опыта преподавательской деятельности, мы можем утверждать, что овладение такими критериями очень актуально на данный момент времени, и это одна из основных задач, стоящих перед системой образования.
Современное общество - на пороге перехода к шестому технологическому укладу. Предполагается, что точкой сборки данного технологического уклада будет робототехника. Уже упомянутый нами выше С. Б. Переслегин следующим образом характеризует шестой и предшествовавшие ему технологические уклады. Индустриальный мир XX века (развитые страны Запада и СССР) - это четвёртый технологический уклад. Для него характерно масштабное производство на предприятиях-гигантах, массовый выпуск дешёвых товаров народного потребления. Пятый уклад - «экономика услуг» - породил интернет, социальные сети, компьютеризацию всех сфер жизни. Переслегин отмечает, что Болонская система в образовании органично вписывается именно в пятый уклад, так как в его рамках общество потребления доходит до предела и даже до абсурда, сконструировав экономику финансов на фоне деградации производства. Шестой уклад - производящий и одновременно постиндустриальный. Его основа - средства производства с искусственным интеллектом, роботы-андроиды, которые станут не только производить, но и потреблять: «С экономической точки зрения появление роботов-потребителей означает вытеснение людей из сферы массового производства при сохранении платежеспособного спроса. Кроме того, робототехника - это не только «чистая IT», но и робомеханика. А это означает рост спроса на металлы и пластмассы, изделия точной механики, сенсоры и т. д.» [5, с. 135].
Автор также прогнозирует появление подобия кастового общества с роботами в качестве прислуги; переворот в теории информации и появление человеко-машинных систем; развитие аддитивных технологий. Становление шестого технологического уклада окажет большое влияние на сферу образования: «Для широкой публики более важными покажутся изменения в образовании. MIT предсказывает появление модели глубокого обучения как способа «воспитания роботов». Я же полагаю, что эта модель быстро распространится и на людей. Очень сильно упрощая: программирование роботов станет их обучением, в обучении детей возникнут элементы программирования. Человеко-машинные системы, в которых компьютер работает со сверхбольшими базами данных... приведут к революции не только в аналитической работе, обслуживающей бизнес и политику, но и в высшей когнитивной деятельности, в познании мира» [5, с. 136]. От себя также добавим, что новый технологический уклад подразумевает развитие биотехнологий вплоть до апгрейда человека: выращивание новых органов и тканей, существенное увеличение продолжительности жизни и пр.
Для нашей темы ключевыми являются два момента. Во-первых, в ближайшем будущем в связи с роботизацией исчезнет надобность во многих массовых профессиях. Робот лучше выпол-
Библиографический список
нит работу водителя автомобиля, грузчика, секретаря, уборщика. Магазины без продавцов и кассиров - реальность наших дней. Помимо возможных социально-экономических последствий в форме безработицы, такое положение вещей приведёт к экспоненциальному росту количества свободных от каждодневного нудного труда людей. Возможность (и даже необходимость) вести праздный образ жизни станет реальностью не только для привилегированных слоёв общества. Каким образом они распорядятся своим свободным временем?
Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько актуализированы в человеке высшие потребности. Состоится ли актуализация, определяется многими факторами, в том числе, не связанными с образованием. Многообразию этих факторов, в частности, посвящены работы известного философа и психолога А. Маслоу [6]. Однако полученное человеком образование, особенно его гуманитарная составляющая, играет здесь не последнюю роль. Остаётся открытым вопрос, должно ли гуманитарное образование воспитывать человека и задавать его систему ценностных координат. Но бесспорно то, что благодаря овладению гуманитарным знанием человек учится лучше понимать себя, других людей, контексты человеческого взаимодействия. Гуманитарные науки способствуют стремлению осмыслить своё место в мире, своё предназначение.
Человеку со сложными потребностями и склонностью к рефлексии всегда найдётся место в будущем мире. Например, уже сегодня заметна следующая тенденция: человек способен несколько раз в течение жизни менять профессии (причём требующие высокой квалификации), имея один диплом. Просто он желает изменяться, умеет учиться самостоятельно и предугадывать будущие тренды, чтобы быть востребованным. Люди с универсальным гуманитарным образованием имеют в этом вопросе неоспоримое преимущество перед узкоспециализированными. Следовательно, одна из задач гуманитарного образования - формирование сложного человека, понимающего общество, в котором он живёт.
Что ожидает примитивных индивидов, прекрасно чувствующих себя в пятом укладе, при переходе в шестой, мы не знаем. Возможно, общество создаст им комфортные условия для жизни. Не исключена их массовая алкоголизация, наркотизация, волна самоубийств. Вероятны и другие сценарии. Однако уже сейчас можно сказать, что социальные лифты будут работать для тех, кого нельзя заменить роботом. Задача системы образования -воспитать как можно больше таких людей.
Второй интересующий нас момент связан с развитием биотехнологий и медицины, которое ставит перед человечеством вопрос о том, что есть человек и до какого предела мы имеем право вмешиваться в его природу, в чём смысл жизни и смысл смерти. Эти вечные вопросы появляются в ином контексте на данном этапе развития цивилизации. Будущее предъявляет новые требования к людям совершенно различных профессий: врачам, биологам, инженерам. Они будут решать задачи, требующие гуманитарного склада мышления, поэтому и образование должны получить соответствующее.
В заключение отметим, что гуманитарные науки, гуманитарное образование в силу объективных причин в ближайшем будущем будут востребованы как никогда ранее. Задача системы образования - подготовить человека к полноценной самореализации в постоянно усложняющемся мире.
1. Гуманитарный склад мышления. Available at: https:// vgrogorjev.livejournal.com/66199.html
2. Адорно Т.В. Негативная диалектика. Москва: Научный мир, 2003.
3. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. Москва, АСТ, Terra Fantastica, 2005.
4. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. Москва, КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2002.
5. Переслегин С.Б. Глобус будущего: очертания шестого технологического уклада. Изборский клуб. 2015; № 9: 128 - 137. Available at: https://izborsk-club.ru/magazine_files/2015_09.pdf
6. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, Питер, 2008.
References
1. Gumanitarnyj sklad myshleniya. Available at: https:// vgrogorjev.livejournal.com/66199.html
2. Adorno T.V. Negativnaya dialektika. Moskva: Nauchnyj mir, 2003.
3. Pereslegin S.B. Samouchitel'igry na mirovoj shahmatnoj doske. Moskva, AST, Terra Fantastica, 2005.
4. Riker P. Konfliktinterpretacij: ocherkio germenevtike. Moskva, KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2002.
5. Pereslegin S.B. Globus buduschego: ochertaniya shestogo tehnologicheskogo uklada. Izborskij klub. 2015; № 9: 128 - 137. Available at: https://izborsk-club.ru/magazine_files/2015_09.pdf
6. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg, Piter, 2008.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 378.1::[168.522:122/129(130.2+7.01)]
Nosochenko M.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF BASIC PHILOSOPHICAL CONCEPTS IN TEACHING THE HUMANITIES. The
article is dedicated to the methodology of teaching Humanities during the training specialists in the field of culture and art. The author explains the necessity of humanitarian education in general and philosophical education in particular for the formation of knowledge and skills of the future graduates. Special attention should be paid to the knowledge of basic philosophical categories in order to understand the basics of artistic creativity and the social role of art in the modern world. The categories "art", "artistic image", "form and contents in art" are analyzed. The work studies the correlation of categories "aesthetic" and "artistic", reveals their differences and dialectical relationship. The author analyzes difficulties related to the study of these concepts and categories, finds out the meaning of discussed concepts. The article may be found useful by specialists, who are interested in the methods of teaching Humanities. The results of the research are recommended to be used in teaching philosophical subjects in universities of culture and art.
Key words: art, philosophy of art, artistic image, artistic form, artistic contents.
М.А. Носоченко, канд. культурологии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ БАЗОВЫХ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
В статье исследуется проблема преподавания дисциплин гуманитарного цикла в рамках подготовки специалистов в области культуры и искусства. Первостепенное внимание уделяется обоснованию необходимости гуманитарного образования в целом и философского образования в частности для формирования общекультурных компетенций будущего выпускника. Отмечается, что особое значение имеет овладение базовыми философскими категориями для понимания сущности художественного творчества и социальной роли искусства в современном мире. Анализируются категории «искусство», «художественный образ», «форма и содержание в искусстве». Выявляются сложности, связанные с изучением этих понятий, раскрывается их содержание. В статье уделяется особое внимание соотношению категорий «эстетическое» и «художественное», выявляются их различия и диалектическая взаимосвязь. В статье утверждается,, что для осмысления сущности и социальной роли искусства обучающемуся необходимо иметь чёткое представление о критериях высокохудожественных произведений, сущности художественного творчества и основных характеристиках художественного сознания.. Статья предназначена для тех, кто интересуется методикой преподавания гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях. Результаты исследования, представленные в статье, рекомендованы к использованию в процессе преподавания цикла философских дисциплин в вузах культуры и искусства.
Ключевые слова: искусство, философия искусства, художественный образ, художественная форма, художественное содержание.
При подготовке будущего деятеля культуры и искусства большое значение имеют условия, в которых он формируется. Конечно, талант или гениальность невозможно привить в процессе научения, хотя эти качества и не являются сугубо биологическими, врождёнными. Биологическое - скорее, постамент, на котором в результате сложного взаимодействия массы различных факторов вырастает талант. Проблема диалектического отношения врождённых свойств и социокультурной среды в процессе формирования творческой личности сложна и запутана. Однако история человечества свидетельствует о том, что существуют эпохи, метко названные драматургом и писателем В.С. Розовым «нетворческим временем». О. Шпенглер именовал такие периоды эрой «цивилизации». Несмотря на существенные различия во взглядах, Розов и Шпенглер едины во мнении, что нетворческий характер эпохи тесно связан с социокультурными реалиями, ей свойственными, а вовсе не конкретными индивидуальными особенностями рождающихся в эти периоды людей.
Воспитание и образование, конечно, влияют на становление таланта. Но какая роль в этом процессе отводится теоретическому обучению? В частности, какую роль играет философское образование в подготовке будущих деятелей искусства? Помимо общей культуры и развития личности, философское образование способствует формированию логического категориального мышления.
Бытует мнение, что художнику достаточно обладать интуицией и богатым воображением, тонкими чувствами и профессиональным мастерством. А рациональное мышление только мешает творческой личности, так как тайна творчества неподвластна разуму и попытка «поверить алгеброй гармонию» обречена на провал. Однако с нашей точки зрения, творческое и рациональное мышление не противоречат друг другу, напротив, взаимно нивелируют изъяны, свойственные каждому из этих типов. Недаром Фр. Ницше отмечал, что человек культуры должен иметь «двойной мозг». Кроме того, фигура художника социально значима во все времена, поэтому его мировоззрение, его гражданская позиция оказывают существенное влияние на умы современников.
Наличие рационального мышления - хорошая прививка от массовой культуры. Обычно суть массовой культуры видят в коммерциализации, пошлости, служении самым низкопробным вкусам. Но масскульт связан с особым стилем мышления - мозаичным, фрагментарным, клиповым, лишённым логики и здравого смысла. Прекрасную характеристику данного типа сознания дал С.Г. Кара-Мурза в своих книгах «Манипуляция сознанием» [1] и «Потерянный разум» [2]. Отступление от рациональности сопровождается наступлением пошлости и эпигонства. Некогерентность умозаключений соседствует с примитивизацией мыслей, чувств, однобоким и поверхностным мироощущением. Проблемы бытия элиминируются и замещаются проблемами быта. Искусство отказывается от обсуждения вещей экзистенциального уровня, фундаментальных социальных вопросов. Всё это губительно для искусства и культуры в целом. В настоящее время мы наблюдаем последствия создания нового искусства вне философского видения мира.
Философия вообще и философия культуры и искусства в частности начинаются с системы категорий. Познание мира движется от явлений к сущности. Категории подобны ступеням на вершине лестницы, по которой восходит научное и философское познание. Они придают системность нашей картине мира, связывают воедино различные аспекты нашего отношения к действительности. Умение мыслить категориями - величайшее достижение человеческой культуры.
Работнику культуры необходимо понимать сущность своей деятельности, её социальную значимость, поэтому для него так важны не только творческая одарённость и профессиональное мастерство, но и рефлексия, и знания в сфере философских проблем искусства.
Какие именно категории философии искусства, с нашей точки зрения, являются наиболее важными?
Прежде всего, осмыслить необходимо саму категорию «искусство». Сейчас этот термин принято употреблять в самом широком смысле. Например, как синоним понятия «мастерство». Подразумевая под искусством умение, технологию, мы говорим