УДК 378.147.227
М.Д. Спектор,
Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана)
Эссе как шаг в специальность и науку
Настоящую статью начну со слов президента США Джеральда Форда: «Если бы мне пришлось вернуться в колледж, я бы сосредоточился на двух предметах: искусстве писать и искусстве говорить перед аудиторией» [1].
Когда я беседовал с американцем, который заканчивал вуз в США, выяснил, что эссе-сочинения студенты пишут 3-4 раза в неделю и по всем предметам. Все это отнимает много времени. За месяц получается 15, за 10 месяцев - 150, за 5 лет - 750 эссе. Другими словами - не отходи от компьютера, думай, фор-
мулируй, печатай, посылай преподавателю.
Тут возникает серия вопросов:
- нужно ли так загружать студентов?
- что такое «эссе»?
- каков объем и содержание эссе?
- можно ли просто позаимствовать (скачать) текст из Интернета?
- кто и когда проверит эту «писанину»?
- где писать эссе - дома или в аудитории (под присмотром преподавателя)?
- как оценивать эссе?
- эссе рассчитано на кого - бакалавров, или магистров, или докторов философии?
С трудом вспоминаю свои школьные сочинения. Какую выбрать тему, с чего начать, как построить работу и ... как это пришло в голову кому-то давать такие сложные задания школьникам. Мы же не писатели, а подростки, и ... вдруг, сочиняй. Это казалось трижды невозможным. Когда же выяснилось, что писать необходимо, то все эти панические мысли испарились. Надо, значит, надо, больше вариантов нет. А вопрос встал - как? И дело понемногу наладилось.
© Спектор М,Д., 2013
МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ СПЕКТОР
доктор экономических наук, профессор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (г. Астана). Сфера научных интересов: экономика, земельные отношения. Автор более 230 публикаций
Рассматриваются разные трактовки понятия «эссе» как сочинения. Освещается значение эссе в подготовке бакалавров, магистров, докторов. Ключевые слова: эссе, письменное изложение, сочинение, дискуссия..
The article introduces various concepts of «essay» as a composition. The significance of the essays in the education of bachelors, masters and doctors is shown. Key words: essay, written narration, composition, discussion.
Мы, школьники, оказались в читальных залах библиотек, стали лихорадочно смотреть каталоги, выбирать литературу и др. Сочинение заполнило все, остальное куда-то отошло, забылось. А чистый листок бумаги продолжал оставаться нетронутым.
В последние годы в школах и вузах стала внедряться тестовая система оценки знаний. Нажатием кнопок учащийся отвечает на вопросы. Он не говорит и не пишет. Такой подход имеет свои минусы. Об этом много писали. Вряд ли есть необходимость повторяться.
Школьные сочинения, конечно, нам очень запомнились. Теперь думаешь - не зря их писали. Мы глубже стали понимать собственно литературное сочинение, и литературную критику и ... научились «сочинять» собственные мысли, формулировать их и излагать на бумаге. Много не сделали, но все же.
Нужно ли студентам вузов писать сочинения? Ответ, конечно, положительный. Он продиктован следующими соображениями:
- специалист с высшим образованием все время будет писать самые различные по содержанию деловые письма, заключения и рецензии, объяснительные, пояснительные, сопроводительные письма и записки;
- изложение мыслей на бумаге позволяет лаконично, точно, иногда образно и ярко, передать содержание идеи, соображений, указаний, рекомендаций;
- новые идеи и предложения нужно излагать письменно, доходчиво, просто;
- умение излагать мысли на бумаге положительно сказывается на логике мышления и устной речи;
- безграмотность, как таковая, у пишущего человека постепенно исчезает.
В печати приводится много фактов косноязычия, неумения правильно говорить русскими людьми по-русски, ошибок в написании простых слов. Выход из
положения здесь один - учиться писать. Как учили классики - писать, писать и писать. Можно сказать и по другому - печатать, печатать и печатать.
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД «ЭССЕ»?
Приведем принятые в литературе определения.
«Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно» [3].
Или другой вариант: «Эссе (от франц. «essai» - опыт, наброски) -это прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу. Ближе всего к понятию «эссе» находится жанр очерка. В целом этот термин используется для обозначения сочинений, жанр которых трудно определить точнее» [2].
Эти определения показывают, что:
- понятие «эссе» относится к литературным произведениям;
- «эссе» не имеет строгих правил построения;
-«эссе» далеко не полностью соответствуют тому содержанию, которое вкладывают в него в высшей школе.
Следует отметить, что термин «эссе» пора уже заменить на другое понятие, например, на сочинение, научные записки, взгляд, видение и др.
Термин «эссе» на Западе уже принят, поэтому до появления лучшей замены этому понятию, вероятно, следует сохранить этот термин.
В нашем представлении эссе -это свободное изложение известных знаний и собственных соображений по заданной теме.
Объем и содержание эссе зависят от специализации и личности автора, изучаемой дисциплины. У специалистов технических наук сочинения занимают обычно меньший объем, а у гуманитариев - чуть побольше. Указывать количество страниц в сочинениях вряд ли нужно. А по характеру эссе нужно отметить следующее:
- необходимо раскрыть содержание заданной темы;
- и руководителю, и студенту помнить, что эссе - это приоткрытая дверь (окно, форточка) в научно-исследовательскую работу;
- не следует писать «вокруг» и «около» темы.
КОМПОЗИЦИЯ ЭССЕ
Первый шаг любого сочинения - это составление плана. Эссе следует начинать с какого-то вступления. Затем идут основное со-
Таблица
Содержание эссе
№ Реферативный характер Поисковый характер Исследовательский подход
1 Бакалавр + + + + -
2 Магистр + + + +
3 Доктор + + + + +
держание, выводы, заключение, список литературы.
Во вступлении нужно раскрыть общее содержание темы. В содержательной части следует отразить актуальность и новизну работы, методику проведения исследования, полученный результат, его значимость и эффективность. А в выводах надо подвести итоги работы.
Конечно, эссе можно написать по-разному. Многое зависит от того, каков характер работы -только учебный,учебный и исследовательский или только исследовательский.
Можно ли «скачать», позаимствовать чужой текст из Интернета или другого источника?
Когда речь заходит о рекомендуемой литературе, я аспирантам предлагаю список, который их, как правило, не удовлетворяет. Они хотят увидеть книгу по своей диссертационной теме. Я им говорю, что такую книгу они могут написать только сами после проведения соответствующих исследований. Нечто подобное я рекомендую и их научному руководителю. Например, задавать такую тему эссе, по которой в Интернете нет ничего (или почти ничего). Что же это за тематика, что в ней следует отразить?
Во-первых, определенное время действия (сегодняшний или вчерашний день) и актуальность темы. Сейчас в литературе практически можно найти все по теме, но все это отражает прошлое.
Во-вторых, пространство, место действия, конкретный регион, город, район.
В-третьих, методологию или методику, например, действие не одного, а 2-х-3-х факторов, исторический или социологический (философский, экологический) подход.
В итоге тема эссе должна быть сформулирована так, чтобы по ней что-то найти и переписать было невозможно. Это не исключает реферативности работы по
существу темы. Собственно реферативный или поисковый характер работы зависит от уровня автора эссе, например,кто он: бакалавр, магистр, доктор философии, а также нацеленности преподавателя и уровня развития (способности) обучаемого.
Возникает вопрос и о проверке эссе. Кто и когда, например? Здесь важным является вопрос об оплате труда преподавателя. Ничего из затеи с эссе, без должного стимулирования преподавателя, не получится.
Где писать эссе - в аудитории или дома? Ответ - и там, и там. После того, как работа подготовлена дома, проверена и принята, эссе пишется за один академический час в аудитории в присутствии преподавателя.
Как оценивать эссе? В качестве критериев оценки нужно принять:
- наличие ответа по теме;
- полноту ответа;
- присутствие элементов новизны;
- грамотность изложения.
Возможно и раздельное оценивание по каждому критерию.
Кому необходимо эссе? Бакалаврам, магистрам, докторам?
Совокупность эссе у бакалавров должна стать основой дипломной работы, у магистров -магистерской диссертации, у докторов философии - докторской диссертации.
Эссе - это как шаг в специальность и науку.
Эссе по содержанию меняется - от простого к сложному и очень сложному (табл.1).
Содержание эссе в связи со специальностью студента, пред-
метом изучения (физика или философия) существенно меняется. Особенно это относится к подготовке бакалавров. Для них по многим предметам эссе должно носить реферативный характер. Однако по специальным предметам на старших курсах эссе может иметь не только реферативный, но и поисковый, исследовательский характер.
Опыт проведения учебных занятий с написанием эссе изложен автором в курсе «Методология и методика научных исследований». Тема у всех магистрантов была одна, но индивидуальная. Ее название: «Актуальность и научная новизна исследования». Каждый должен был написать текст применительно к теме своей магистерской диссертации. Переписать что-то было сложно и подчас невозможно. Если общие положения по актуальности проблемы можно было где-то и найти, то научную новизну нужно было выработать самому. И, естественно, увязать актуальность темы с ее научной новизной. Текст эссе в дальнейшем мог быть использован в качестве части диссертации.
Магистранты написали (напечатали) свою работу дома и сдали на проверку. Из двенадцати человек только одна девушка написала сочинение на отлично. И актуальность темы, и научная новизна были раскрыты достаточно полно, предложения построены стилистически верно, орфографических ошибок не было. Эта студентка закончила бакалавриат с красным дипломом.
Большинство магистрантов с задачей не справились. Они не
смогли раскрыть актуальность исследования, а научную новизну им пришлось дополнительно прорабатывать с научным руководителем. Для многих из них изложение мыслей на бумаге было тяжелым испытанием.
После сдачи письменной работы магистранты снова в аудитории в присутствии преподавателя писали эссе по этой же теме.
После написания эссе магистранты выступили с краткими докладами и попытались ответить на вопросы присутствующих. Все это сопровождалось бурными дискуссиями.
В связи с этим отметим, что для магистрантов это было испытание на знание специальности, русского языка, проверку умений логично мыслить и изложить
свою мысль устно, построить фразу и всю работу в целом. Они научились не только отвечать на вопросы, но и задавать их, имели возможность поучаствовать в дискуссиях. Хотя на проведение таких занятий нужно время, а для преподавателей это большая нагрузка, но это был нужный шаг в подготовке магистерской диссертации.
В заключение следует отметить несколько важных моментов:
- нужно отказаться от тестирования и глухонемого общения преподавателя со студентами;
- необходимо индивидуализировать занятия путем устного и письменного общения: и бакалавр, и магистр должны говорить, писать доклады и сочинения-эссе, участвовать в дискуссиях;
- нужно организовать живое общение преподавателя с учащимися в группе с использованием написанных работ, заслушанных докладов, выполненных на виду группы студентов. Все это позволяет сделать учебный процесс не только полезным, но и интересным.
Ведь наша главная цель - научить мыслить, писать и говорить.
Литература
1. Душенко К.В. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин. 5-е изд., испр. М., Эксмо, 2011. 672 с.
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн: Современный литератор, 2006. 976 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1989. 924 с.