Научная статья на тему 'Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе'

Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITY / ЭССЕ / ESSAY / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / DIDACTIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилик Оксана Николаевна, Тарантей Виктор Петрович

Жанр эссе популярен не только в художественной литературе, но и в других областях интеллектуального творчества. В данной статье эссе анализируется как вид учебной деятельности в высшей школе. Представлен исторический и терминологический обзор данного жанра, выделены его основные характеристики, а также особенности использования эссе в процессе преподавания в высшей школе. Выявленные дидактические возможности эссе для контроля знаний студентов и развития их личности подтверждают особую значимость данного вида учебной деятельности и актуализируют его изучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POTENTIAL OF ESSAY IN TEACHING SCIENCES AT HIGHER SCHOOL

Essay genre is popular in ction as well as in other intellectual creative areas. This article analyzes essay as a learning activity at higher school. The genre is reviewed historically and terminologically, its main characteristics and special features of teaching it at higher school are dened. Didactical peculiarities of essay potential for student knowledge control and personality development have been revealed to prove special importance of this topical learning activity.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе»

УДК 378.147 ББК 74.480.26

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-138-148

О.Н. Гаврилик, В.П. Тарантей

(Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭССЕ В ПРЕПОДАВАНИИ НАУК В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Жанр эссе популярен не только в художественной литературе, но и в других областях интеллектуального творчества. В данной статье эссе анализируется как вид учебной деятельности в высшей школе. Представлен исторический и терминологический обзор данного жанра, выделены его основные характеристики, а также особенности использования эссе в процессе преподавания в высшей школе. Выявленные дидактические возможности эссе для контроля знаний студентов и развития их личности подтверждают особую значимость данного вида учебной деятельности и актуализируют его изучение. Ключевые слова: учебная деятельность, эссе, дидактические возможности.

O.N. Gavrilik, V.P. Tarantei

(Yanka Kupala Grodno State University,

Grodno, Republic of Byelarus)

DIDACTIC POTENTIAL OF ESSAY IN TEACHING SCIENCES AT HIGHER SCHOOL

Essay genre is popular in fiction as well as in other intellectual creative areas. This article analyzes essay as a learning activity at higher school. The genre is reviewed historically and terminologically, its main characteristics and special features of teaching it at higher school are defined. Didactical peculiarities of essay potential for student knowledge control and personality development have been revealed to prove special importance of this topical learning activity.

Keywords: learning activity, essay, didactic potential.

Об использовании эссе можно говорить не только применительно к филологическим наукам, но и к философии, публицистике и т.д. Не случайно процесс проникновения жанра эссе во все области интеллектуальной деятельности Л.Г. Кайда назвала глобальной эссеиза-цией [9]. Не стала исключением и педагогика. Современные учреждения высшего образования активно внедряют эссе в об-

разовательный процесс. Для того, чтобы понять, в чем заключаются дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе, необходимо обратиться к истории этого жанра и результатам исследования его педагогической эффективности.

Известно, что отцом-основателем эссе как жанра является М. Монтень. В 1580 году во Франции вышли из печа-

ти две небольшие книги под названием «Essais» («Опыты»), объединившие философские размышления М. Монтеня на различные темы. С французского языка «essai» (англ. «essay», лат. «exagium») переводится как «опыт», «попытка», «набросок», «очерк». Часто эссе действительно имеет форму свободного изложения мыслей автора по тому или иному вопросу. Однако неправомерно утверждать, что эссе возникло только лишь в XVI веке. Его истоки прослеживаются еще в работах античных мыслителей (диалоги Платона, декламации Лукиа-на, трактаты Марка Тулия Цицерона) [9, с. 6]. Так, А.Л. Дмитровский относит к «эссеистике древности» библейскую Книгу Экклезиаста, в которой ее автор рассуждает о смысле человеческой жизни на основе собственного опыта и переживаний [7, с. 40]. К более поздним образцам эссеистического жанра относятся «Записки у изголовья» японской фрейлины императорской свиты Сэй Сё-нагон (Х век), «Слова и речи» Феофана Прокоповича и эссеистический сериал «слов о...» М.В. Ломоносова. Утверждение М.Монтеня «содержание моей книги - я сам» [9, с. 6] восприняли и другие авторы. Жанр эссе использовали в своих произведения Г. Честертон, Б. Шоу, П. Валери, А. Моруа, Ж.-П. Сартр. В русской литературе эссеистический стиль присутствует в некоторых текстах А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, В.В. Розанова, В.И. Иванова [1, с. 128]. Именно Л.Н. Толстой наиболее точно выразил суть эссе: возможность «высказывать, выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь» [7, с. 39].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано следующее определение эссе: « прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно» [25, с. 1345]. «Словарь иностранных слов» определяет эссе как «литературно-публицистический очерк, историческая, критическая или научная

статья, написанная в непринужденном полемической форме и предлагающая какие-либо общие суждения по избранному предмету» [23]. В «Русском толковом словаре» под эссе понимается «очерк, написанный в свободной, непринужденной манере» [24, с. 898].

Различные исследователи жанра эссе предлагают свои определения. Например, у О.Д. Владимирской эссе - это «прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета» [4]. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о человеке. Автор эссе является не столько рассказчиком, сколько героем своего произведения. В свою очередь, А.Л. Дмитровский рассматривает жанр эссе в рамках художественной публицистики и называет его «жанром XXI века». В его трактовке эссе - это «публицистическое произведение, отражающее индивидуально-мифологическую рефлексию автора над жизненно значимыми для него проблемами внутренней (духовной) и социальной жизни» [7, с. 49]. Особенностью жанра является направленность на постижение автором в самом себе всеобщих для человечества универсалий [7].

Отметим, что К.З. Акопян понимает эссе как «реализованное интеллектуальное усилие, имеющее своей целью выражение и фиксацию в тексте некоего размышления, краткого рассуждения, развернутого высказывания» [1, с. 126]. Эссе всегда приглашает, побуждает к размышлению. Автор отмечает многоплановость данного жанра, ибо эссе может носить характер философский и публицистический, нравственно-назидательный и политический, историко-биографический и научно-проблемный, литературно-критический и даже беллетристический [1]. Данную специфику эссе Д. Голынко-Вольфсон назвал прин-

ф ц

о

ф Э

0 _0 m со

го

1

го m го Ч о

с

ф

ü с

ф

о о m

о

0

1

*

о

о m

о ф

т

го

X

го ü го

IZ

0Q

ш

го

I

О

ципом «неопознаваемости», то есть в контексте невозможности однозначного отнесения эссе к определенному направлению [5].

Согласно М. Эпштейну, для эссе характерно стремление к парадоксальности, размытости формальных границ. В нем совмещаются способы постижения мира жанров - документальных, художественных и научных [15].

«... Кроме возраста молодежь обладает и рядом других общих признаков. Среди самых главных я бы в первую очередь упомянула такой фактор, как поиск себя. Когда человек молод и вся жизнь впереди, он может попробовать себя на многих поприщах. Я не отрицаю, что многие люди находят свое призвание гораздо позже, но все же так сложилось, что именно в это время человек активно задумывается над тем, что же ему делать дальше, какой путь выбрать. Это очень сложное время, время противоречий. Я считаю, что как раз в это время нужно не бояться делать ошибки, как можно больше учиться, постигать что-то новое и неизведанное. Зачастую человек живет по какой-то схеме, которую для него придумали государство и семья: школа -университет - работа - дети - внуки - пенсия. Я полагаю, что, с одной стороны, хорошо иметь какую-то заранее продуманную схему, в соответствии с которой можно действовать и даже не задумываться о шаге в сторону. Но с другой стороны, молодой человек должен не бояться выйти за ее пределы, сделать перерыв, остановиться и задуматься о себе, о мире, о том, что может быть хорошо именно для него. Если все будут действовать одинаково, то у нас никогда не будет прогресса, мы никогда не узнаем, как можно улучшить нашу жизнь. Человек должен совершать ошибки, учиться на них сам и учить других.»

Эссе на тему «Современная молодежь в моем представлении» по предмету «Педагогика высшей школы» магистранта А.В. Хромовой, преподаватель - профессор В.П. Тарантей

Некоторые исследователи считают, что эссе как выражение определенной внутренней установки автора (будь то нравственной, эстетической или научно-философской) оказывает непосредственное воздействие на читателей с целью формирования общественного мнения [7]. В эссеистических произведениях отражается активная гражданская позиция

автора [15], который стремится не только донести до аудитории свои социально-политические убеждения, но и отстоять их посредством литературы.

Эссе как жанр востребовано сегодня также и в сфере образования. Так, в настоящее время это одна из наиболее популярных форм написания творческих экзаменационных работ. В частности, сочинение в жанре эссе в России входит в структуру Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, литературе, обществознанию и иностранному языку. Также эссе входит в раздел «Письмо» таких всемирно признанных международных экзаменов по английскому языку, как FCE, CAE, CPE, IELTS, TOEFL и т.д. [6].

Эссе как вид учебной деятельности студента представляет собой самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики [2]. Исходя из собственного опыта использования эссе в подготовке бакалавров и магистров, М.Д. Спектор определяет эссе как «свободное изложение известных знаний и собственных соображений по заданной теме» [17, с. 57].

Не стоит путать сочинение и эссе. Несмотря на некоторую схожесть, эти жанры имеют существенное различие. Сочинение представляет собой рассуждение на конкретную тему по заранее заданному плану. В нем факты излагаются так, каковы они есть в реальности. Эссе предполагает авторскую интерпретацию событий, выражение собственной позиции и переживаний [12].

Может показаться, что написание эссе - не такая уж и сложная задача. Ведь у каждого есть свое мнение по тому или иному вопросу. Многие темы являются предметом обсуждений в дружеском кругу или вузовской аудитории. Но в таком случае мы сводим жанр эссе к хаотичному набору мыслей. Однако хорошее эссе требует от автора не только

образности речи, но и логичности мышления и, что крайне важно, - широкой эрудиции, глубокого понимания проблемы, чтобы заинтересовать читателя, пробудить его мысль и заставить его задуматься о волнующих нас проблемах. Богатый жизненный опыт автора служит основанием его рассуждений, и О.Л. Ка-бачек справедливо замечает, что «для эссе надо прожить жизнь», «эссе пишет Мастер - умудрённый человек; специалист, набивший шишек» [8, с. 39].

«... Мой жизненный путь достаточно непрост - для этого давайте мысленно перенесемся в то далекое прошлое, на 23 года назад, для того, чтобы увидеть голубоглазую, веселую 15-ти летнюю беззаботную школьницу с большими, как солнце, глазами. Говорят, если хочешь узнать человека, загляни в его глаза, ведь глаза - это зеркало души.

Думала ли я тогда, учась в школе, о том, кем я буду через много-много лет?.. Честно - нет. Сколько помню себя, всегда мечтала стать хирургом. Медицина для меня - это святое. Но всегда, поверьте, всегда, на бессознательном уровне я искала для себя чего-то большего, неизведанного, чего - я и сама не знала или, точнее, не осознавала. Именно по этой причине я всецело погрузилась в чтение книг различной тематики, до тех пор, пока, наконец, не нашла то, что искала, точнее, Того, Кого искала.

Да, да, вы все правильно поняли - БОГА!!! Может, кому-нибудь это покажется смешным или где-то странным, но именно Он, БОГ, и определил мой дальнейший путь. В результате мой выбор был сделан в пользу Санкт-Петербургской духовной академии, где я проучилась четыре года на регентском отделении (регент-руководитель церковного хора). По окончании Академии, вернулась в родную Беларусь в качестве преподавателя музыкальных дисциплин (вокала, дирижирования, теории музыки) в Жировичскую духовную семинарию (регентское отделение). А дальше ... я стала мамой: сначала одного, затем двух, далее - трех детей. С этого момента начался второй этап в моей жизни.

Преподавание в воскресной школе «школе радости», работа в качестве руководителя церковного хора, преподавание в Обуховской средней школе, факультатив «Истоки» (духовно-нравственное воспитание младших школьников), организация и проведение детских мероприятий, утренников - все это явилось мощным аргументом и стимулом для того, чтобы направить мою энергию в «нужное русло», т.е. на детей, точнее, на маленьких детей. Где-то на под-

сознательном уровне я всегда знала, что хочу заботиться о маленьких детях, играть с ними, рассказывать интересные истории, превращая их маленький мир в сказку.

Любовь к детям. Эта увлеченность впоследствии и определила основную направленность моей педагогической деятельности, которая выражается в признании самоценности детства, а также своего темпа развития каждым ребенком.

Эссе на тему «Образование и образованность в моей жизни» по предмету «Педагогика высшей школы» магистранта Е.А. Волковой преподаватель - профессор В.П. Тарантей

Таким образом, творческая работа студента в жанре эссе имеет отличительные особенности, которые можно представить следующим образом:

1) наличие конкретной темы, проблемы, над которой размышляет автор; тема должна быть раскрыта достаточно полно, проблему необходимо рассмотреть с различных сторон;

2) свободное владение избранной тематикой должно сочетаться с убедительной рациональной аргументацией в защиту или опровержение выдвинутого тезиса;

3) главная особенность эссе - это ярко выраженная позиция автора, которая должна проходить красной нитью через все произведение;

4) эссе отличается свободной композицией, приветствуется нестандартный ход мыслей, допускается неструктурированность и парадоксальность;

5) использование разговорной интонации, различных стилистических приемов, в том числе, метафор, аллегорий, аналогий; выстраивание доверительных отношений между автором и читателем;

6) конкретная тема требует использования специализированной терминологии, однако в некоторых случаях возможна замена сложных терминов более простыми.

Объем эссе может быть произвольным. Все зависит от условий написания. Практикуется задавать эссе в качестве

ф ц

о

ф

Э

0 _0 со т

го

1

го т го Ч о

с

ф

С

ф О

о т

о

0

1

о

о т

о ф

т

го

домашнего задания (либо самостоятельной работы студента). В таком случае студент может лучше подготовиться, детально продумать композицию эссе, собрать дополнительную информацию, скорректировать письменное изложение своих мыслей. Также можно использовать эссе в качестве контрольного задания на семинаре в аудитории. Здесь время ограничено, поэтому нельзя требовать большого объема эссе. Вместе с тем, такой вариант работы позволяет быстро проверить остаточные знания студентов.

Несмотря на схожесть всех творческих работ студентов в жанре эссе, существует несколько их типов. В рамках первой классификации, все эссе делятся на: narrative essays (повествование), compare and contrast essay (сравнение и противопоставление), cause and effect essay (объяснение), persuasive essays (доказательство). Это деление принято считать условным, так как большинство эссе сочетают характерные черты разных видов [12, с. 121-122]. Кроме выше предложенной, можно встретить и такую классификацию типов эссе, как [12, с. 123-124]:

1) эссе-выражение мнения (Opinion Essay). При написании такого эссе задачей будет выразить и аргументировать свое мнение по какому-либо спорному вопросу; аргументы могут приводиться из личного опыта, опыта знакомых; данный тип эссе является наиболее эмоционально насыщенным;

2) эссе «для стипендии» (Scholarship essay), цель которого - представить себя с лучшей стороны, в том числе, для того, чтобы получить грант;

3) эссе-отзыв (Reaction Essay) является ф литературным видом эссе и представ-го ляет собой отзыв, отклик на прочини танное литературное произведение, ^ увиденный фильм и т.п.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* 4) эссе-исследование (Research Essay), § при написании которого студент вы-

g бирает тему исследования и в рамках

нее сопоставляет, анализирует, дела-о ет собственные выводы;

5) эссе-убеждение (Persuasive Essay)., основная цель которого - убедить читателя в том, что точка зрения автора верная;

6) сравнительное эссе (Compare and contrast essay), в котором проводится сравнение и сопоставление каких-либо объектов;

7) эссе-осмысление, толкование (Analysis/Interpretation essay) - вид эссе, набирающего популярность за рубежом как часть вступительного экзамена в учебные заведения, где студенту предлагается цитата в 2-3 предложения, которую нужно интерпретировать;

8) «обработанное» эссе (Process Essay), задача которого - научить читателя чему-либо, дать полезные советы и т.д. В качестве экзаменационного наибольшей популярностью пользуются эссе «за и против» ("for and against essay"), эссе-выражение мнения ("opinion essay") и дискурсивное эссе ("discursive essay") [6].

Существует и другая классификация типов эссе, наиболее часто используемых в учебной деятельности [2, с. 38-39]:

1) «писательное» эссе - указывает направление или инструктирует в том, как выполнить поставленную задачу;

2) «причинно-следственное» эссе - выявляет причины и последствия того или иного явления;

3) «определяющее» эссе - автор дает конкретное или абстрактное толкование какого-либо слова;

4) «сравнивающее» эссе - фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями и т.д.;

5) аргументирующее (контраргументиру-ющее) эссе - автор представляет аргументы в пользу конкретного утверждения, либо старается опровергнуть его;

6) литературный анализ - размышления сосредотачиваются вокруг впечатлений о книге, поэме и т.д.;

7) анализ характера - перед автором стоит задача раскрыть особенности характера литературного персонажа, выявить причины его действий и дать им оценку.

Эссе как вид учебной деятельности студентов обладает определенными дидактическими возможностями для контроля учебных достижений обучающихся и развития личности студента. Разные авторы предлагают свое видение дидактических возможностей эссе. Так, по мнению А.А. Линник, писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи [13, с. 4].

«... Когда человек оканчивает школу или институт и входит во взрослую жизнь, у него появляются другие социальные роли, другая социальная ответственность. Труднее обучать взрослых именно потому, что у них есть другие роли и они считают, что уже выучились. Взрослые согласны учиться только при одном условии: если это нужно им для выполнения их социальной роли или как-то поможет в реальной жизни. Есть люди, которые хотят и могут развиваться дальше. На протяжении всего периода жизни люди чему-то учатся. Зачем вообще нужно обучать взрослых людей? Обучение взрослых нужно для того, чтобы обогатить старые знания более новыми, чтобы идти в ногу со временем и расширять свой круг навыков и умений. Если не будет постоянной активной мозговой деятельности, то человек просто не будет развиваться дальше.

По моему мнению, понятие «непрерывное образование» нужно отнести ко всему периоду нашей жизни. Нет ничего плохого в постоянном учении. Человек, который по своей сущности образован, никогда не будет идти в конце, он всегда будет идти впереди и будет знать, что может достигнуть еще большего. Образование у человека может быть формальное, также он может заниматься самообразованием. И эти два образования прекрасно сочетаются друг с другом. Вы можете получать высшее образование в вузе и параллельно дома, самостоятельно изучать иностранный язык. Можно и нужно достичь образования любого уровня. Главное - иметь желание!

.В нашей семье есть знакомая женщина, которая любит преуспевать во всем. Сколько я ее знаю (и по рассказам моей мамы), она всегда учится. Она достаточно разносторонняя личность и ей всегда все интересно. Она ставит цели и добивается их. Она окончила два вуза. И хо-

чет закончить третий, но пока только думает об этом. Она посещает различные курсы, самостоятельно выучила два иностранных языка, тянется ко всему интересному. Ей просто скучно спокойно сидеть.

Эссе на тему «Образование взрослых в моем представлении» по предмету «Андрагогика» студента 4 курса В. Галась преподаватель - профессор В.П. Тарантей

Г.Е. Третьяк и О.В. Правиков акцентируют внимание на том, что одной из целей написания эссе является привитие навыков библиографического поиска необходимой литературы, компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, грамотного оформления ссылок на используемые источники, а также выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах [18, с. 212].

Исследования [3; 9; 14; 15] показывают, что для эссе по социально-гуманитарным дисциплинам характерно следующее. Посредством эссе преподаватель может сделать заключение о знании студентами основных терминов, их правильном использовании в письменной речи. Эссе развивает умения характеризовать и сравнивать социальные явления и процессы, раскрывать их причинно-следственные связи, умения работать с разнородной социальной информацией, анализировать ее и самостоятельно делать выводы, аргументированно отстаивать собственную оценку явлений.

М.Д. Спектор настаивает на том, что писать эссе необходимо всем студентам. Несмотря на различия в объеме и содержании эссе студентов технических и гуманитарных специальностей, оно помогает ясно, лаконично, точно изложить на бумаге мысли автора по конкретному вопросу. Специалисту в своей профессиональной деятельности будет необходи-

ф ц

о

ф Э

0 _0 со т

го

1

го т го Ч о

с

ф

С

ф О

о т

о

0

1

о

о т

о ф

т

го

I

го

ГО

с т

Ш

ГО

I

О

мо писать деловые письма, докладные записки, рекомендации, заключения и т.д., поэтому в студенческие годы важно овладеть культурой официально-делового письма, проявляющегося в эссе. Важно отметить и то, что умение писать образно и грамотно, что формирует эссе, положительно сказывается на логике мышления и устной речи [17, с. 57]. Эссе не только пробуждает интерес к научным исследованиям, но и как бы «борется» с безграмотностью. Это особенно актуально в век односложного общения в виртуальной сети.

Как уже отмечалось, эссе широко используется в учебной деятельности студентов как отечественных, так и зарубежных вузов. Его применение зависит от характера изучаемой дисциплины, учебного плана, принятой в вузе методики работы со студентами, личной инициативы преподавателя. Проверка эссе занимает достаточно много времени, и оценить его не так просто, как в случае с письменным тестом. Это большая обоюдная работа. Студенту необходимо приложить немалые усилия, знания, воображение, чтобы получилось хорошее эссе. Перед преподавателем стоит задача выбрать тему эссе (по которой нельзя найти готовых сочинений в Интернете и которая в наибольшей степени раскрывает научно-исследовательский потенциал студентов), а затем проверить и дать объективную оценку творческой работе учащихся.

Эссе как нельзя лучше подходит для субъективного самовыражения. Поэтому его уместно использовать при изучении тем, которые требуют от студентов аналитического мышления, рассмотрения проблемы с разных сторон, способности проецировать, прогнозировать и предлагать нестандартные решения. Такая форма работы незаменна в рамках курса «Введение в специальность», так как позволяет студентам письменно изложить мотивы поступления в университет и видение своего профессионального будущего. Студенты учатся ориентироваться

в потоке информации, выделять основное, систематизировать и критически анализировать ее, выявлять взаимосвязи между социальными явлениями, составлять прогнозы и, что особенно важно, эссе дает возможность соединить теорию с текущими актуальными проблемами, что значительно повышает заинтересованность студентов в предмете.

Эссе может носить реферативный характер, частично поисковый и исследовательский. Рассмотрение эссе как «шага в науку и специальность» [17, с. 58] предполагает его широкое использование в процессе работы над исследовательским проектом, курсовой или дипломной работой. Например, эссе под названием «Актуальность и научная новизна исследования» требует самостоятельного размышления над актуальностью выбранной темы и ясного формулирования научной новизны своего исследования, которой нельзя позаимствовать из чужих работ.

Контрольные задания в форме эссе применяются при изучении самых различных дисциплин: психологии, педагогики, истории, философии, права, литературы, иностранного языка, физики и т.д. Ученые нередко прибегают к помощи эссе, чтобы в доступной форме изложить свои рассуждения по тем или иным проблемам в области экономики [22], социологии [14], политологии [11], математики

[19], медицины [21], криминологии [10], технических наук и т.д. Кроме того, нередко проходят конкурсы студенческих эссе. Примером тому может служить благотворительный конкурс «Авиатор», в рамках которого студентам предлагалось написать эссе о будущем авиации

[20], а также конкурс студенческих эссе «Ренессанс атомной энергии и нераспространение ядерного оружия» [16].

Среди студентов факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Республики Беларусь был проведен опрос на тему использования эссе в учебной деятельности. По их мнению, основным преимуществом эссе яв-

ляется то, что студент может в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, выразить личное мнение по какому-либо вопросу, причем «напрямую», не ощущения внешнего влияния. Написание эссе развивает умение грамотно и логично выстраивать свои рассуждения, опираясь на учебный материал и дополняя его собственными умозаключениями. Также студенты отмечают, что эссе является наиболее прогрессивным методом работы. Кроме обозначенных достоинств, эссе позволяет оценить знания студента, помогает преподавателю лучше понять склонности студента, его научные интересы, проследить за ходом его мыслей, «увидеть, прочитать, услышать до конца», что не всегда удается сделать в аудитории.

Однако во время написания эссе студенты встречаются с рядом трудностей. Создание оригинального произведения требует больших усилий, чем решение тестовых заданий. Это занимает много времени (которое они, вероятно, хотели бы посвятить чему-то другому) на поиск материала или его повторение, концентрацию внимания на одном предмете, формулирование мысли и т.д. Чтобы создать целостное произведение, необходимо собрать воедино возникшие идеи, продумать композицию, литературное оформление, обогатить его различными художественными приемами. Нередко у студентов возникают сложности с построением связного текста, в котором мысль автора была бы понятна читателю. Кроме построения устного высказывания, необходимо учиться грамотно и точно выражать свое мнение в письменной форме.

Таким образом, эссе занимает особое место в образовательном процессе высшей школы, для которого характерны: индивидуальная выразительность, свободная композиция, многоаспектный взгляд на явления, совмещение теоретических положений с действительными событиями, осмысление взаимозависимостей в системе «я - мир». В процессе

написания эссе студенты осваивают правила письменной коммуникации, учатся анализировать, критически мыслить, сопоставлять, использовать основные понятия, структурировать научную информацию, образно и правильно выражать свои мысли на бумаге. Эти умения пригодятся им не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, помогут ориентироваться в сложном, изменяющемся социальном пространстве. Для преподавателя эссе представляет собой еще одну возможность «раскрыть» студента, приблизить его к чудесным тайнам познания. Библиографический список:

1. Акопян К.З. Эссе как размышление о ... // Философские науки. 2003. № 5. С. 125-128.

2. Аналитический обзор № 6 международных тенденций развития университетского образования. - Минск: Изд-во «БГУ», 2003. - 76 с.

3. Виноградова Е.И. Что такое эссе? Как написать эссе по обществоведению? // Чалавек. Грамадства. Свет. 2011. № 1. С. 33-36.

4. Владимирская О.Д. Презентация результатов учебного труда (сообщение, доклад, сочинение, эссе) // Открытая школа. 2007. № 2. С. 41-45.

5. Голынко-Вольфсон Д. Эссе о невозможности эссе (Проза Аркадия Драгомощенко в контексте современной эссеистики). // Независимый филологический журнал. 2010. № 104. С. 202-217.

6. Горшкова И.В. Социокультурные особенности англоязычного дискурса эссе // [Электронный ресурс]: http:// nkras.ru/nt/2010/Gorshkova.pdf.

7. Дмитровский А.Л. Жанр эссе: к проблеме теории // Челябинский гуманитарий. 2013. № 3. С. 37-51.

8. Кабачек О.Л. Жалобное письмо граду и миру или Дидактические возможности жанра эссе. // Библиотечное дело. 2012. № 2. С. 38-40.

9. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М.: Флинта, 2008. - 184 с.

ф ц

о

ф

Э о _0 ш со

го л

го ш го Ч о

с

ф

ü с

ф

о о m

о о

л

*

о

о ш

о ф

т

го

10. Константинова Т.В. Самый долгосрочный прогноз внутрисемейной преступности? (Криминологическое эссе) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. № 1. С. 57-61.

11. Корнющенко Д.И. Феноменология и метафизика фашизма. Политологическое эссе // Пространство и время. 2011. № 3. С. 218-231.

12. Кузьмина Е.С. Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения // Magister Dixit. 2014. № 2. С. 119-125.

13. Линник А.А. Дискуссия и иные активные формы учебной деятельности и их использование в преподавании дисциплины «История государства и права зарубежных стран» // Концепт. 2013. № 1 // [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2013/13021.htm.

14. Осипов Г.В. Метафора социума (социологическое эссе) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 22-32.

15. Паньков Е.А. Интеллектуальная вариативность жанра эссе / Е.А. Пань-ков, О.Е. Панькова // Спецпроект. Аналiз навукових дослщжень. Т. 2. Дншропетровськ: [Б. и.], 2011.

16. Ренессанс атомной энергетики и нераспространение ядерного оружия // [Электронный ресурс]: http://www. nuclear. kz/news/261. html?l ang=ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Спектор М.Д. Эссе как шаг в специальность и науку // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 56-59.

18. Третьяк Г.Е. Методические указания по написанию реферата и эссе для всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5. С. 212-213.

19. Тупик Н.В. «Несколько» - это сколько? (Математическое эссе) // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 4. С. 55-57.

20. Украинские студенты написали эссе о будущем украинской авиации // [Электронный ресурс]: http:// fakty.ua/191379-ukrainskie-studenty-napisali-esse-o-buducshem-ukrainskoj-aviacii-foto.

21. Фадеев В.В. Узловой зоб: дискуссионные проблемы и негативные тенденции клинической практики (клиническое эссе) // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2007. № 2. С. 5-14.

22. Чекмарев В.В. Философско-экономи-ческое эссе о творчестве А.И. Субет-то // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. № 2. С. 5-11.

23. Эссе / Н.Г. Комлев // Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 672 с.

24. Эссе / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина // Русский толковый словарь - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 928 с.

25. Эссе / под ред. С.И. Ожегова: Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1990.

Поступила 11.10.15

Об авторах:

Гаврилик Оксана Николаевна, преподаватель-стажер кафедры социологии и специальных социологических дисциплин Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22), магистр социологических наук, gavrilik.oksana@yandex.ru

Тарантей Виктор Петрович, профессор, член-корреспондент Белорусской академии образования Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22), доктор педагогических наук, larisa.tarantej@yandex.ru

Для цитирования: Гаврилик О.Н., Тарантей В.П. Дидактические возможности эссе

в преподавании наук в высшей школе // Современная высшая школа: инновационный

аспект. 2015. № 3. С. 138-148.

References:

1. Akopian K.Z. Essay as speculation about .... Filiosofskie nauki. 2003. № 5. P. 125-128. [in Russian]

2. Analytical review No6 of international tendencies in university education. Minsk: Izd-vo BGU, 2003 [in Russian]

3. Vinogradova E.I. What is essay? How to write an essay in social science. Chalavek. Gramadstva. Svet. 2011. № 1. С. 33-36. [in Byelorussian]

4. Vladimirskaia O.D. Presentation of learning outcomes (statement, report, composition, essay). Otkrytaia shkola. 2007. № 2. P. 41-45. [in Russian]

5. Golynko-Volfson D. Essay and essay potential (Prose by Arkadii Dragomoshchenko in the context of contemporary essayistics). Nezavismyi filologicheskii zhurnal. 2010. № 104. P. 202-217. [in Russian]

6. Gorshkova I.V. Sosial and cultural specifics of the English language essay course // [electronic resource]: http://nkras.ru/nt/2010/Gorshkova.pdf. [in Russian]

7. Dmitrovskii A.L. Essay genre: to the theory problem. Chelyabinskii gumanitarii. 2013. № 3. P. 37-51. [in Russian]

8. Kabachek O.L. Piteous letter to Urbi et orbi or didactical potential of the essay genre. Bibliotechnoie delo. 2012. № 2. С. 38-40. [in Russian]

9. Kaida L.G. Essay: stylistic portrait. M.: Flinta, Nauka. [in Russian]

10. Konstantinova T.V. The most long-term forecast of in-family crime? Criminology essay. Kriminologia vchera, segonnya, zavtra. 2010. № 1. P. 57-61. [in Russian]

11. Koniushchenko D.I. Phenomenology ans metaphysics of fascism. Politological essay. Prostranstvo i vremya. 2011. № 3. P. 218-231. [in Russian]

12. Kuzmina E.S. Communication and information field of essay as a form of business communication in a foreign language. Magister Dixit. 2014. № 2. P. 119-25. [in Russian]

13. Linnik A.A. Discussion and other active forms of learning and their use in teaching 'History ф of State and Law in Foreign Countries'. Kontsept 2013. № 1 // [electronic resource]: http:// g e-koncept.ru/2013/13021.htm. [in Russian]

14. Osipov G.V. Metaphor of society (sociological essay). Ekonomicheskie i sotsialnyie peremeny: э fakty, tendentsii, prognoz. 2014. № 5. P. 22-32. [in Russian]

15. Pankov E.A. Intellectual variation of essay genre. Spetspoekt. Analiz navukobikh doslidzhen. Vol.2. Dnipropetrovsk: 2011 [in Ukrainian] f

16. Renaissance of nuclear power industry and nondissemination of nuclear weapons // [electronic resource]: http://www.nuclear.kz/news/261.html?lang=ru [in Russian]

17. Spektor M.D. Essay as a step into the profession and science. Vysshee obrazovanie segodnia. 2013. № 11. P. 56-59. [in Russian]

18. Tretiak G.E. Methodological guide in writing a synopsis and essay for all full-time and parttime majors and programs. Mezhdunarodnui zhurnal experimentalnogo obrazovania. 2015. о № 5. P. 212-213 [in Russian]

19. Tupik N.V. How much is "some" (mathematical essay). Sovremennyie naukoemkie tekhnologii. 2009. № 4. С. 55-57. [in Russian]

20. Ukrainian students have written essays on the future of the Ukrainian aviation // [electronic resource]: http://fakty.ua/191379-ukrainskie-studenty-napisali-esse-o-buducshem-ukrain-skoj-aviacii-foto. [in Russian]

21. Fadeev V.V. Nodular goiter: discussion problems and negative tendencies of clinical practices (clinical essay). Klinicheskaia I experimentalnaia tireoidologia. № 2. С. 5-14. [in Russian]

22. Chekmarev V.V. Philosophical and economical essay on the work of A.I. Subetto. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007. № 2. C. 5-11. [in Russian]

23. Essay. M.: EKSMO-Press, 2000. [in Russian]

24. Essay. Russkii tolkovyi slovar. M.: izd-vo Eksmo, 2004 [in Russian]

25. Essay. S.I. Ozhegov, Slovar russkogoyazyka. M.: Prosveshchenie, 1990. [in Russian]

About the authors:

Gavrilik Oksana Nikolaevna, Junior-professor, Department of Sociology and Special Sociological Courses, Yanka Kupala Grodno State University (22, Str. Ozheshko, Grodno, Republic of Byelarus), Master of Sociology, gavrilik.oksana@yandex.ru

Tarantei Viktor Petrovich, Academic Title of Professor, Corresponding Member, Academy of Education of Byelorussia, Yanka Kupala Grodno State University (22, Str. Ozheshko, Grodno, Republic of Byelarus), Doctor of Sciences (Education), larisa.tarantej@yandex.ru

For citation: Gavrilik O.N., Tarantei V.P. Didactic potential of essay in teaching Sciences at higher school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 3.

OQ

s c; s

m ro l_

I

Р. 138-148.

X

ro ro

H

IZ

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.