Научная статья на тему 'Методология и методика научных исследований'

Методология и методика научных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / METHODOLOGY AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / EDUCATING OF RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спектор Михаил Давидович

Обосновывается необходимость изучения курса «Методология и методика научных исследований» во всех вузах. Новое поколение специалистов бакалавров, магистров и докторов философии должно владеть основами научных исследований и применять их в работе. Поставлена проблема качественного улучшения преподавания и изучения методологии и методики научных исследований с учетом требований, выдвинутых новой фазой научно-технологической революции.The article addresses the issues of introduction of the course «Methodology and methods of scientific research» in the curricula of all Universities. New generation of bachelors, masters and Ph.D. should master the foundations of scientific research and implement their knowledge in practice. The problem of qualitative improvement of teaching and studying the methodology and methodology of scientific research with the requirements of the new phase of the scientific and technological revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методика научных исследований»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.06.P.41 УДК 378

М.Д. Спектор,

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, г. Астана, Республика Казахстан

Методология и методика научных исследований

Писать и говорить о значимости науки в современном обществе стало банальностью. Она давно перестала быть достоянием узкого круга ученых. В наши дни наукой занимаются не только руководители государств, не только парламенты, ею увлекаются даже дети. В детсадах и школах делают роботов и космические корабли. Это реакция части населения на современные запросы общества.

Но есть и другие мнения и настроения.

Одна из многих коллег на предложение заниматься наукой, перейти на работу в вуз ответила достаточно резко: «Сушить голову не стану». И это не прихоть, это ответ сообразно с эмоциями. И правильный по существу - не тянет, не привлекает.

И еще один пример - вызвался перейти на кафедру мой ученик. И сразу сказал: «Дайте мне тему (раздел) для исследования». Предложили ему сделать расчеты и описать выводы. Прошел семестр, статью ряда авторов, в том числе и нового коллеги, опубликовали. Он прочел, увидел всего один абзац, в котором поместилось его исследование, и расстроился. Он потратил два месяца и... всего один абзац. Разочарование -вот что он вынес из занятия наукой.

Иногда люди воспринимают науку своеобразно. Пришел, посмотрел в потолок, попил чаю, подумал, сделал открытие, получил известность и славу. Население подчас не знает, что тысячи сотрудников НИИ и вузов всю жизнь работают в этой сфере, и лишь часть защищает диссер-

© Спектор М.Д., 2018

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

тации и получает ученые степени. И только единицы, самые-самые, часто уже в конце жизненного пути добиваются успеха, и их, наконец-то, догоняет слава.

Об этом не пишут. Зачем отпугивать молодежь. Да, открытия - это ступени вверх на пути развития цивилизации. Но то, что каждая ступень вверх состоит из миллионов часов трудозатрат, говорят редко и скупо. Кому-то это и так понятно, а другим - зачем знать.

Автор статьи считает, что тягу молодежи в науку нужно поддержать, но не лозунгами, а учебой. Но учеба и наука, как известно, это разные вещи, хоть и связанные крепко-накрепко.

И здесь возникает два вопроса (как минимум!): кого и чему учить?

Возможно ли научить делать открытия? Сразу отметим, нет, в такой плоскости задача не ставится. А вот можно ли студента научить анализировать сложные явления, выявлять тенденции и предвидеть их в перспективе? А возможно ли найти оптимальное численное решение экономической (и не только) задачи?

И еще вопросы: учить этому в вузе? Или в школе? А в вузе учить бакалавров, или магистрантов, или докторантов?

И все-таки. Зачем всем студентам вузов наука? Они все станут учеными? А зачем?

На эти вопросы нужно ответить. Действительно, детям учение о науке давать не следует - не поймут. В средней школе нужно ребятам да-

л к

МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ СПЕКТОР

доктор экономических наук, профессор Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина, г. Астана, Республика Казахстан. Сфера научных интересов: экономика, земельные отношения, проблемы высшей школы. Автор более 260 опубликованных научных работ

^^tfl ^ f Ifl Обосновывается необходимость изучения курса «Методология и методика В научных исследований» во всех вузах. Новое поколение специалистов -™ бакалавров, магистров и докторов философии - должно владеть основами научных исследований и применять их в работе. Поставлена проблема качественного улучшения преподавания и изучения методологии и методики научных исследований с учетом требований, выдвинутых новой фазой научно-технологической революции.

Ключевые слова: наука, методология и методика научных исследований, подготовка специалистов-исследователей.

The article addresses the issues of introduction of the course «Methodology and methods of scientific research» in the curricula of all Universities. New generation of bachelors, masters and Ph.D. should master the foundations of scientific research and implement their knowledge in practice. The problem of qualitative improvement of teaching and studying the methodology and methodology of scientific research with the requirements of the new phase of the scientific and technological revolution.

Key words: science, methodology and methods of scientific research, educating of researchers.

вать основы знании, научить читать, писать, считать и др.

Конечно, и дети тоже должны знать о науке как движущей силе общественного развития, но не изучать науку как инструментарий исследования. А вот в вузе стоит задача выпустить специалиста в какой-то конкретной отрасли. Нужна ли современному инженеру, агроному, землеустроителю, геодезисту, механику методика научных исследований?

У агрономов имеется в учебном плане дисциплина по методике проведения полевых опытов, возможно, нечто подобное есть и по другим специальностям. Напомним одно очень важное обстоятельство в этом вопросе: успехи науки таковы, что вузовские знания быстро устаревают и их нужно самостоятельно восполнять. И еще некоторые соображения. То, что получено опытным путем либо на основе личных исследований, не забывается, ему (результату опыта, исследования) доверяешь, в нем нет сомнений. На его основе специалист чувствует себя уверенно и действует успешно.

Выше приведен пример с подготовкой агрономов. Но вот сенсация в этом деле - создание в армии научных рот. И новые ракетные установки, и роботы-солдаты, и лазерное оружие - все это требует специалистов в обслуживании. А от последних ждут результатов внедрения новейших достижений

науки в армейские дела. Опять-таки нужен специалист-исследователь.

Магистрант делает в своем развитии шаг вперед по сравнению с бакалавром. Магистрант должен провести исследование и написать диссертацию.

Ну а у доктора PhD (мы говорим здесь о Казахстане, где эта степень введена) - доктора философии по специальности, как и у российского кандидата наук, задача еще сложнее. Нужно добиться в своем исследовании научной новизны, внести свой вклад в науку. Будущий доктор PhD и в еще большей мере кандидат наук должен выступать перед аудиторией, ученым советом, участвовать в дискуссиях, уметь приводить научно обоснованные аргументы,

доказывать несостоятельность надуманной критики. Естественно, от него требуется умение составить программу исследований, добиться публикации результатов, внедрить свои рекомендации в производство (сферу услуг, преподавание и т.д.).

Бакалавр призван знать, как организовать исследование, выбрать тему, составить программу, сделать обзор литературы. Он должен уметь анализировать информацию, уметь сделать описание, группировку, провести корреляционный анализ, сделать выборку Нужно также уметь построить временные ряды, организовать оценку экспертов, поставить эксперимент, верифицировать прогноз. Бакалавру следует начать участвовать в дискуссиях, научных конференциях, познать основы риторики.

Магистрант должен знать то же, что и бакалавр, но уметь все это применить в своей диссертации. Организовать исследование и собрать материал по своей программе, проанализировать эту информацию, определить будущее объекта исследования, его размеры, его эффективность, встро-енность в общую систему и т.д.

У докторанта исследование - главная задача. Объект исследования -более сложный, масштабный, подход к изучению и прогнозированию - глубже. Если у бакалавра в области экономики сельского хозяйства объектом исследования, ус-

Нанотехнология. Не повторяет, а творит природу

Таблица

Методология и методика научных исследований

Отношение к науке Бакалавр Магистр Доктор философии

Цель изучения Изучать основы Знать содержание Уметь применять

Источник знаний Учебное пособие Учебники Пособия, монографии, периодика

Содержание знаний и их применение Значимость науки Анализ Прогноз Применение методов исследований. Навыки написания статей Новые методы анализа и прогноза. Умение излагать письменно

Риторика Риторика Риторика, умение писать

Достижения Выявление противоречий проблемы Установление тенденций и закономерностей Поиск новых законов и закономерностей

ловно говоря, может выступать один объект, например сельхозпредприятие, то у магистранта это уже целый район, а у докторанта - закономерности формирования хозяйства и землепользования сельхозпредприятий на большой территории и за определенный отрезок времени. Крайне желательно привлечь материалы социологических исследований (опросы руководителей и специалистов, населения), рассчитать с помощью математических методов оптимальное сочетание отраслей, их размеры, эффективность. Исследование докторанта, если оно выполнено на должном уровне, может быть издано в виде монографии.

Представим часть изложенного материала в виде таблицы.

По нашему мнению, курс «Методология и методика научных исследований» должен изучаться во всех вузах - от военных до медицинских. Естественно, с внесением в его содержание соответствующих дополнений, уточнений, изменений. Новое поколение специалистов должно не только владеть основами научных исследований, но и широко и успешно применять их в своей работе.

Читателю может показаться, что автор настоящей статьи, как говорится, ломится в открытые ворота. Действительно, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, действующих в Российской Федерации, и в аналогичных документах, принятых в Казахстане, предусмотрено формирование компетенций в области методологии и методики научных исследований по всем направле-

ниям подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Естественно, что эти требования образовательных стандартов нашли отражение и в программах учебных дисциплин.

Однако реальная практика подготовки кадров в рассматриваемой сфере вызовам современного этапа научно-технологической революции далеко не отвечает. Дело в том, что в каждом вузе проблематика методологии и методики научных исследований изучается по-своему, единого подхода к ее преподаванию не сложилось. Серьезной учебной литературы в этой области нет. Тематика, связанная со становлением общества и экономики знаний, вступлением человечества в новую технологическую эпоху, как правило, на занятиях не освещается, она не учитывается и в принципиальных подходах к подготовке кадров к научной работе.

Между тем в развитии науки произошел настоящий переворот. Научные исследования и разработки, реализация инноваций пре-

вратились в мощную индустрию, а профессия ученого стала массовой. Многие ученые считают, что современная наука шаг за шагом превращается в технонауку, для которой характерно не столько изучение объективной реальности такой, какова она есть, а продуцирование артефактов, отвечающих потребностям экономики и общества, что, в частности, наглядно подтверждается разработками в области генной инженерии и нанотехнологий.

Иначе говоря, перед высшей школой встал широкий круг задач, связанных с повышением уровня подготовки кадров в сфере методологии и методики научных исследований. Задачи эти носят во многом революционный характер, а их решение мы не вправе откладывать. Тем более что и Казахстан, и Россия в период смены государственно-политического устройства потеряли темп научно-технического развития и теперь вынуждены догонять лидирующую группу стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горохов В. Г Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения): монография М.: Логос, 2012. 512 с.

2. Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития. М.: Логос, 2011. 160 с.

3. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: учеб. пособие. М.: Логос, 2014. 264 с.

4. Спектор М. Д. Методология и методика научных исследований: учеб. пособие. Астана: КазАТУ им. С. Сейфуллина, 2009. 486 с.

LITERATURA

1. Gorohov V.в. ТекИшсИеэ^е пайки istoriya i teoriya ^омуа паик s filosofskoj йосИк zreniya): топод^уа М.: Logos, 2012. 512 s.

2. Grunval'dА. ТекИтка I оЬзИсИез^о: zapadnoevropejskij ору1 issledovaniya social'nyh posledstvij паисИпсИекИглсИезкодо razvitiya. М.: Ьо-gos, 2011. 160 э.

3. Klyagin N.V. Sovremennaya паисИпауа кагШа тка: исИеЬ. роэоЫе. М.: Ьодоэ, 2014. 264 э.

4. SpektorМ.D. МеЪо^од^уа ^ теЪо^ка паисИпуИ issledovanij: исИеЬ. роэоЫе. Astana: ^АТи ¡т. S. SejfuШna, 2009. 486 э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.