Научная статья на тему 'Эпистолярный диалог академиков: Н. С. Самокиш - Д. И. Яворницкий'

Эпистолярный диалог академиков: Н. С. Самокиш - Д. И. Яворницкий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ / Д. И. ЯВОРНИЦКИЙ / D. YAVORNYTSKY / Н. С. САМОКИШ / N. SAMOKISH / HISTORY / CULTURE OF UKRAINE / UKRAINIZATION / ARTIST / ЕПіСТОЛЯРНА СПАДЩИНА / Д. І. ЯВОРНИЦЬКИЙ / М. С. САМОКИШ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Л.Ю.

Рассмотрена и проанализирована малоизвестная переписка академиков Н. С. Самокиша и Д. И. Яворницкого, имевшая место в период «украинизации». Впервые вводятся в научный оборот письма Д. И. Яворницкого к Н. С. Самокишу. Показана просветительская роль и творческий вклад художника Н. С. Самокиша в культурное наследие Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The epistolary dialogue academics: N. Samokish - D. Yavornytsky

The article analyzes little-known correspondence academics N. Samokish and D. Yavornitsky, which took place during the «Ukrainization». Shows the educational role of the historian D. Yavornitsky and creative contribution of the artist N. Samokish to the cultural heritage of Ukraine. N. Samokish (1860-1944) painter, graphic artist, academic, professor workshop battle painting. A descendant of Cossacks have always sought to preserve the history and culture of Ukraine. He created the album «Motives Ukrainian ornament» (1902), one of the authors of the album «Of the Ukrainian antiquity» (1900). The artist completed a series of stories from the Ukrainian and Cossack wars. D. Yavornytsky (1855-1940) scientist, archaeologist, academic, an outstanding figure of historical science and culture of Ukraine. He is the author of many historical, ethnographic, archaeological works. From 1902 1932 years he was director of the Dnipropetrovsk Historical Museum. He gathered a huge collection of antiques. In fact, the museum was founded in the meetings private collection A. Pol, archaeological finds D. Yavornitsky and other private entities. During the «Ukrainization» D. Yavornitsky found an opportunity to attract many well-known artists to create new museum exhibitions. So, thanks to the arrival of the correspondence and in Dnepropetrovsk Academician N. Samokish, the museum is filled with a series of paintings from the history of the Ukrainian Cossacks, peasant wars, military campaigns led by Bohdan Khmelnytsky. This article was first published letter D. Yavornitsky to N. Samokish. They clearly show the nature of the relationship and the results of the joint work of academics. In particular, special attention was paid to the creation of the painting «Riot at the Seh». Further study of the epistolary heritage of academics will help them reconstruct a more detailed biography, and to evaluate the contribution to the history and culture of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Эпистолярный диалог академиков: Н. С. Самокиш - Д. И. Яворницкий»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 1. 2012 г. С. 3-15.

УДК 003.05 «1929/1936» : 94 (477)+75

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ДИАЛОГ АКАДЕМИКОВ: Н. С. САМОКИШ - Д. И. ЯВОРНИЦКИЙ

Андреева Л. Ю.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

E-mail: Lu.scs@mail.ru

Рассмотрена и проанализирована малоизвестная переписка академиков Н. С. Самокиша и Д. И. Яворницкого, имевшая место в период «украинизации». Впервые вводятся в научный оборот письма Д. И. Яворницкого к Н. С. Самокишу. Показана просветительская роль и творческий вклад художника Н. С. Самокиша в культурное наследие Украины.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, Д. И. Яворницкий, Н. С. Самокиш.

Имя известного художника, академика Николая Семеновича Самокиша (1860— 1944) навсегда вписано в историю Украины (фото 1). Он создатель самых известных произведений, посвященных истории запорожского казачества, крестьянским войнам, национально-освободительной борьбе украинского народа за свою независимость. Несмотря на то, что исследованием его жизни и деятельности занимались Я. П. Бирзгал, Н. Г. Бурачек, А. И. Полканов, В. Я. Ткаченко, В. Ф. Яценко, Н. И. Лапидус, В. С. Немцова [1], остается достотачно неизученного материала, скрытого как в государственных архивах, так и в личных архивах граждан. В настоящее время изучение истории Украины на основе использования малоизвестных документов, которые вводятся в научный оборот впервые, становится все более и более актуальным. Эпистолярное наследие украинской интеллигенции первой половины XX века наглядно показывает социально-политические условия, позволяет восстановить неизвестные ранее биографические факты и деятельность проводников науки и культуры.

Цель: используя малоизвестную переписку Н. С. Самокиша и Д. И. Яворницко-го, реконструировать некоторые факты биографии академиков, показать и проанализировать условия и взаимоотношения, складывавшиеся в кругах украинской интеллигенции в 20-30 гг. XX в.

В данном исследовании использованы документы, хранящиеся в Днепропетровском историческом музее и в Харьковском художественном музее.

Политика коренизации («украинизации»), проводимая XII съездом ВКП(б), была направлена на улучшение социально-политических процессов, происходивших в Украине в 20-30 годах XX в. Важным было «уравновесить» союзным республикам потерю независимого статуса провозглашением лозунгов о необходимости первоочередного решения национального вопроса [2, с. 104]. Внутренние и внешние причины были следующие: 1) формирование образа СССР, как государства, обеспечивающего развитие советских республик, 2) необходимость компромисса с крестьянством и национальной интеллигенцией, 3) желание органов власти руководить и

контролировать процесс национального возрождения, 4) привлечение к руководству республикой национальные кадры. Для украинской науки и культуры это знаменовало прорыв: расширение использования украинского языка, появление новой украинской элиты, увеличение доли украинской прессы и литературы, украиноязычных театров. Это в Украине «супроводжувалося великим культурним шднесенням, на-званим у лiтературi нацюнальним вщродженням 20-х рр. Кращi представники нащ-онально! штел^енци, починаючi вщ М. Грушевського, яю в минулому очолювали визвольний рух та будували демократичну державу укра!нського народу, знайшли застосування сво!м силам у галузi культури» [2, с. 106].

Деятели науки и культуры Украины выступили исполнителями проводимой партией и правительством СССР политики «украинизации» и добились значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства. Известный ученый-историк, директор Днепропетровского исторического музея Дмитрий Иванович Яворницкий (1855-1940) способствовал качественному возрождению экспозиций путем пополнения фондов археологическими находками. Для усиления визуального восприятия решено было использовать художественные произведения, с этой целью и обратился к признанному мастеру батальной живописи, академику Николаю Семеновичу Самокишу (1860-1944). Сначала между ними завязалась переписка [2], которая осуществлялась на украинском языке, для художника это было принципиальным. «Вибачайте, що кепсько пишу по укра!нськи, тепер учусь рщно! грамоти», - высказывал сожаление Н. С. Самокиш [3, с. 17].

3 сентября 1930 г. [3, с. 20] Н. С. Самокиш выехал в г. Днепропетровск по приглашению академика Д. И. Яворницкого (фото 2). Его тепло встретили в Днепропетровском историческом музее1. Д. И. Яворницкий выделил ему комнату для работы и назначил помощником своего сотрудника Ивана Максимовича Шаповала2. Художник сразу приступил к работе. Ему предоставили музейные фонды, открыли витрины, хранившие предметы по истории украинского казачества. Н. С. Самокиш, создавая свои произведения, всегда стремился к исторической правде. «Запорозьки шстол^ рушнищ, шаблю кошового отамана Гладкого, порохiвницу, кобзу» увидел Н. С. Самокиш в первозданном виде, принесли также «баклагу, люльку, широченш штани, жупан, булаву тощо» [4, с. 179]. Художник зарисовывал каждый предмет красками в свой альбом, особое внимание уделял цвету предметов и инкрустациям, которые затем использовал при работе над эскизами. Для полноты рабочей атмосферы Д. И. Яворницкий организовал поездку на «Кодацью пороги», чтобы художник воочию увидел козацкую фортецю (крепость), сопровождающим был лоцман Семен Трохимович Музыка. Академики посетили Кодацкую крепость, где Дмитрий Иванович много рассказывал из истории запорожского казачества, походов под предводительством Богдана Хмельницкого. Они посетили место, где в 1910 г. был

1 Днепропетровский исторический музей им. Д. И. Яворницкого - Областной музей им. А. Н. Поля был открыт 6 мая 1902 г. в здании Коммерческого училища. В его собрании коллекции частного музея А. Н. Поля, коллекции Д. И. Яворницкого и др. С 1927 по 1932 гг. музей пополнился более 40 тыс. экспонатов из археологических экспедиций Д. И. Яворницкого. С 1902 по 1932 гг. Д. И. Яворницкий -директор исторического музея. После смерти ученого музею было присвоено его имя.

2 Шаповал Иван Максимович (1905-2003) - известный украинский писатель, ученый. Автор книги

«В поисках сокровищ» (1963), посвященной жизни и деятельности Д. И. Яворницкого.

4

установлен памятник из розового гранита, сооруженный благодаря усилиям профессора Д. И. Яворницкого Екатеринославским губернским земством в память о взятии Кодацкой крепости войсками гетмана Б. Хмельницкого под руководством Нежинского полковника Шумейко. Надпись на постаменте гласила: «На этом месте гетман Богдан Хмельницкий с войском запорожским взяли приступом польскую крепость Кодак 24 апреля 1648 г.» [4, с. 179]. С. Т. Музыка передал музею свои находки: стрелы, ядра, турецкие пули, изделия славянских мастеров, подковы с татарских коней, рубило каменного века...

Н. С. Самокиш, вдохновленный поездкой, работал много. В его альбом заносились рисунки предметов старины, чумацкий воз с его диковинными узорами, запорожские пушки... Всё это было использовано художником при написании своих картин, таких как «Бой запорожцев с крылатыми гусарами при Желтых Водах», «Абордаж турецкой галеры запорожцами» (1930); «Бой Ивана Богуна под Мона-стырищем, 1653» (1931), «Поход запорожцев на Крым», «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким», «Бой под Царичанкою, 1709» (1934). С особым вдохновением Д. И. Яворницкий показывал экспонаты музея. Это и барабаны, и сундуки кошовых атаманов с сокровищами и клейнодами. Все могло пригодиться Н. С. Самокишу при создании картин, все было достоверным. Так и случилось с картиной «Бунт на Сечи» (фото 3).

Д. И. Яворницкий приглашал художника послушать приезжего с Кубани кобзаря Конона Петровича Бесчастного, который исполнял любимые песни: «Та забшли сшги», «1хав козак за Дунай», «Запорожщ, ви добрi молодщ», думу «Про смерть Богдана Хмельницького», «Ой, чо ти, дубе, на яр похилився» [4, с. 181]. По просьбе Н. С. Самокиша наиболее колоритные ребята, по мнению Д. И. Яворницкого - истинные «запорожцы», позировали, так случилось и с суровым Царенко. Он написал эскизы с портретов братьев Я. и И. Шиянов, находящихся в фондах музея. Историк передал Н. С. Самокишу фотографии знамен, а также фото потомков лоцманов Якова Шрама, Кузьмы Казанця. А художник подарил музею рисунок лошади. 15 сентября 1930 г. между Днепропетровским историческим музеем в лице директора Д. И. Яворницкого и академиком Н. С. Самокишем был заключен договор на создание серии картин, среди которых: «Скасування ^чЬ>, «Бш Хмельницького з турками на Чорному морЬ», «Козаки вщбивають ясир», «Бунт у ОчЬ», «Бш у Жовтих Водах» [5]. В течении нескольких лет художник работал над темой, такой близкой потомку запорожских казаков. Несмотря на проблемы со здоровьем, в 1931 г. Н. С. Самокиш перенес операцию по удалению раковой опухоли на нижней челюсти в Харькове, он сумел выполнить все условия договора. «Козаки насщають на татар i вщбивають ясир» (1929-1930) (другое название - «Запорожщ вщбивають ясир» (1660)), «Бш запорожщв iз крилатими польськими гусарами при Жовтих водах, 1648 р.» (1930); «Штурм турецько! галери козацькими чайками» (другие названия - «Абордаж турецкой галеры запорожцами», «Морской бой») (рис. 1), «Бш Богуна тд Монастирищем, 1653» (1931); «Бунт на ^чЬ» (1932) заняли достойное место в музее и обеспечили Н. С. Самокишу известность, как историческому и батальному живописцу. Благодаря судьбоносной встрече и сотрудничеству с академиком Д. И. Яворницким художник смог найти основную в его жизни и творчестве тему из

5

истории Украины и улучшить материальное положение, работая над последовавшими заказами из музеев г. Днепропетровска, Полтавы, Харькова, Чернигова.

Правда, И. М. Шаповал в статье «Сподвижники», описывая пребывание Н. С. Самокиша в Днепропетровске, указал, что «приблизно через рш, 1930 року, в музе1 з'явилась картина М. С. Самокиша «Бш шд Жовтими Водами» [4, с. 182]. Получается, что художник гостил у Д. И. Яворницкого в 1929 г., чего не могло быть. Переписка этот факт не подтверждает [3]. Возможно, И. М. Шаповал ошибся, статья была написана в 1967 г., а событиям описанным им более 35 лет.

В статье «Маловщоме листування академшв: Д. I. Яворницькш - М. С. Самокиш» была представлена часть восстановленной переписки, включающей в себя впервые опубликованные письма Д. И. Яворницкого (№ 3, № 5, № 7) [3]. Вследствие чего, настоящая переписка академиков презентуемая нами, сохраняет последовательность в нумерации и является продолжением. Письма Д. И. Яворницкого (№ 9, № 12) вводятся в научный оборот впервые. № 9 - рукопись, выполненная Д. И. Яворницким на линованных листах нестандартного размера. № 12 - машинопись с автографом Д. И. Яворницкого. Оба письма не имели датировок, поэтому были установлены путем реконструкции всей переписки. Приведенные документы наглядно подтверждают факты посещения Днепропетровского исторического музея и работы над картинами на тематику из истории Украины академика Н. С. Самокиша. К сожалению, часть ответных писем Д. И. Яворницкого отсутствует. Период «украинизации», вернувший стране украинского художника Н. С. Самокиша, сменился гонениями просветителей. В 1933 г. Д. И. Яворницкий был обвинен в «украинском буржуазном национализме» и отстранен от руководства музеем [6]. Это еще раз свидетельствует о том, что сохранять письма опального академика было опасно. Авторская орфография и пунктуация в приведенных документах сохранена.

Комментарии к письмам частично даны по изданию: Етстолярна спадщина академша Д. I. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. €. Василенко, А. I. Перкова та ш.; за заг. ред. Н. I. Капус-тшо1. - Дшпропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - 740 с.

Выражаю особую признательность за помощь в научно-исследователькой работе заведующей архивным сектором Харьковского художественного музея Светлане Артемовне Волошкиной и всем сотрудникам музея (директор Валентина Васильевна Мызгина).

№ 8

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

26.11.1930 Симферополь - Днепропетровск Дорогий i високоповажаемый Дмитро !ванович!

Посилаю Вам на Вашу критику перший есюз «Козаки отбивають у кримщв ясирь»1, хо^в послати 2 есюзи «Бунт на ОчЬ>2, та ще над ним працюю, бо тема трудна i треба ïï обробити докладно, отож поки що не гшвайтесь, що почав с першого есюзу. Прошу Вас зробить Вашi уваги i напишггь мш, якщо не так, я з охотою поп-

1 Эскиз «Козаки одбивають у кримщв ясир» - первая работа выполнена Н. С. Самокишем для Днепропетровского исторического музея (1929-1930).

2 «Бунт на С1ш» - вторая картина написанна Н. С. Самокишем по заказу Д. И. Яворницкого (1930-1932).

6

равлю, або добавлю, що знайдете потрiбним в картиш. Як Вам цей есюз подобаеть-ся, то прошу Вас прийняти його в подарунок вщ мене, тшьки треба його взяти тд шкло, бо вш зроблений колеровими олiвцями, щоб мухи не засидши його. Опрiч того, посилаю Вам мою монографiю, котра недавно вийшла в Харковi. Щиро бажаю Вам усього найкращого, а особливо здоров'я. Прошу Вас передати мое щире прив> тання дружиш Вашiй i мое сердечне подякування за те, що годовала мене i клопота-лася обо мш, як я був у Вас в Дншропетровському.

С правдивою i щирою пошаною Микола Самокиша.

26 листопада 1930 р. [7; 8].

№ 9

ПИСЬМО Д. И. ЯВОРНИЦКОГО.

[не ранее 26 ноября 1930 г. - не позднее 26 декабря 1930 г.] Днепропетровск -

Симферополь

Любий i дорогий Миколо Олекспвичу [Семенович]!

Ваше «Украшське малярство» [9] i Ваш ясирт я одержав i гаряче од щирого се-рця дякую Вам за Ваш коштовний i красний дарунок. Що до «ясиря», то я б хо^в, щоб Ви, опрiч схватки запорожщв з татарами, додали б, як шо це можна, низку по-лоняюв, яю мосять стояти трохи оподаль од татарського намета. Захваченых в неволю людей татары разставляли в ряди по нескольку человек, связивали им назад руки сыромягиными ремнями, сквозь ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки i потом, держа за концы веревок, окружали всех цепью верховых, Верховые татары подхлестывали нагайками несчастных пленников, гнали их по сухой, черной, выжженый степи. Вот такую цепь пленников и татарских верховых с нагайкой надо показать возле татарского намета (палатки). Потом нужно бы показать как какой-нибудь сластолюбивый татарин схватил красавицу украшку и тащит ее под дерево, чтоби «загалтувати» ее там, и она отбивается от него руками и ногами. И вдруг на такую картину налетают запорожцы. Татарин в оцепенении бросили полонянку и подается всем телом назад, а полонянка в истерзанном виде, полуживая у его ног. Эту сцену можно бы отодвинуть несколько от намета, под одинокое дерево, дикую грушу или берест. Об этом см. Исторiя запорожских казаков, том первый, положение христиан в мусульманской неволе (Д. И. Эварницкий) [10]. Оце все, що хотшось би сказати Вам, дивлячись на Ваш яркий та прекороний етюд «ясира».

Гаряче обшмаю Вас i цшую. Серафима Дмитровна1 вгае од вша души i жде, коли ж Ви придете до нас на смашний борщ.

Д. Яворницький [11].

№ 10

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

26.12.1930 Симферополь - Днепропетровск

Дорогий i високоповажаемий Дмитро 1ванович!

Ваш ласкавий лист одержав, дуже дякую Вам за т юторичш вказiвки, що Ви меш написали з приводу мого есюзу.

1 Яворницкая Серафима Дмитриевна (1879-1943) - педагог, жена Д. И. Яворницкого.

7

Як буду малювати велику картину, безтеменно усе, що Ви зауважили, буде зроблене i додане на тому полотш. Зараз роблю для вас «Бунт на ^чЬ>, як буде го-товий, Вам вишлю на критику ^ щоб були ласкав^ зробили сво! уваги. Щиро дякую Вам i Серафимi Дмитрiвнi за ласкаву пам'ять, отже буду чекати лга, щоб при!хати до Вас на смачний борщ, котрий часто споминаю, особливо як дадуть тутешнш, та-кий що i дивитися на його не хочеться.

З великою i щирою пошаною Ваш Микола Самокиша.

Серафимi Дмитровы низенько кланяюсь

26/Х11 1930 р. [12; 13].

№11

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

5.03.1931 Симферополь - Днепропетровск Дорогий i Високоповажаемий Дмитро 1ванович!

Посилаю Вам ескiз до картини «Бунт на ОчЬ», котру Ви мш замовляли, прошу Вас подивиться на мш проект i зробити Вашi компетентнi уваги, чи я добре зрозу-мiв i виконав Вашi бажання. Будь ласка, напишт мiнi докладно, i я зроблю все, що буде треба i що Ви знайдете потрiбним. Есюз зробив без красок, та може треба буде де що змшити, а тодi уже зроблю кольорами. Як подивитесь мою роботу, прошу Вас переслати меш в ^мферополь разом з тими увагами, що знайдете потрiбними до дша. Зараз роблю третш ескiз «Штурм турецько! галери козацькими чайками»1.Сердечно бажаю Вам, дорогий Дмитро 1ванович, усього найкращого, а особливо здоров'я, Дружит вашш низенько кланяюсь, маю надда, що л^ом ще попробую того правдивого i смачного борщу укра!нського, котрим мене частували.

З щирою i правдивою пошаною Ваш Микола Самокиша.

5/111 1931 р. [14; 15].

№ 12

ПИСЬМО Д. И. ЯВОРНИЦКОГО.

[не ранее 5 марта 1931 г. - не позднее 19 марта 1931 г.] Днепропетровск - Симферополь Дорогий i любий Микола Семенович!

Одержав Вашого малюнка «Бунт шчовиюв» i в купе зi сво!ми сшвроб^никами розглядав Ваш проект картини.

Пюля огляду й обговорення вшх деталiв малюнюв, у нас склалося таке вражшня:

Як композищя картини що розставлення фигур, так i внесення в не! юторично-правдивих рiчей на наш погляд, переломлюючи все це в юторичному аспект - трохи неправдива

Переднiй план картини не дае того вражшня того бунту якш би мiг зосередитi увагу глядача-юторика Запорiжжя, якiй на пiдставi документiв буде аналiзувати цю подда на картинi.

1 «Штурм турецько! галери козацькими чайками» Н. С. Самокиш написал по заказу Д. И. Яворницкого для Днепропетровского исторического музея (1931).

8

Фото 1. Академик живописи Н. С. Самокиш [1930-е]

п

I

ш

Фото 2. Академики Д. И. Яворницкий (справа) и Н. С. Самокиш в Днепропетровском историческом музее, [1930]

9

Фото 3. Академик Н. С. Самокиш за работой над картиной «Бунт на Сечи», [1931-1932 годы] (фото публикуется впервые)

Рис. 1. Картина Н. С. Самокиша «Абордаж турецкой галеры запорожцами», 1931 год

10

Вигляд середнього плану, а також и дальнього плану картини, повинен бути яс-шший, бо вся територiя вщбивае собою юторичне оточення й всю цю надзвичайну в ютори запорожцiв подда. А тому загальна картина ци поди повинна мати не епiзо-дичний вигляд.

Отже, Микола Семеновичу, ураховуючи це, дозвольте подати Вам таю заува-ження що до коректи проекту картини:

1) Очова церква повинна бути в украшському стат за Бршнером1, а також за-порозьку! куреш2 своею аритектурою повиннi вiдповiдати куреням, а не звичайним хатам. (Матерiяли до курешв i церкви ми Вам посилаемо).

2) На передньому плат змшити козака, що б'е на лгаври3, з люлькою4 в зубах. Вш повинен бити в справжш запорозью лiтаври з ршучим схвильованим видом за-порозьця (розумiеться без люльки), а не з видом якогось спокшного чумака або коваля. (Матерiяли до лгавр посилаемо).

Взагалi в проекти чи в цьому шкищ не почуваеться запорозьщв, а скорiше по-чуваються тут махновщ5 або гайдамаки6 що нещадно грабують добро, не задаючи в поди шяко! революцн.

3) на передньому плат не видно старшин, яю повинш бути центром поди. Не-зрозумiлi також кшнотники, що стоять спокiйними свiдками. Необидно змшити в такий спошб, щоб переднш план недавал вражшня грабунку, а враження револю-цiйно-економiчного бунту шчово! сiровини, де все розбиваеться ламаеться козака-ми, що часом хватаються за зброю та запаси и. Скриня, повинна бути скорше побита, порубана, а шж з не! будь що вибиралося.

Прохаю вибачення за критику Вашого малюнка, бо може в цш роботi криеться яакась «труднацiя» художньо-техшчного змiсту.

Важаю Вам мiцi переконати вш можливi труднощi в заданш вам роботi.

З правдивою та щирою повагою до Вас

АКАДЕМ1К Д. Яворницький

ДОДАТОК: Дорогий Микола Семенович, хо^в би я щоб Ви змалювали серед метушш голо! сiроми одного якого небудь красуна-запорозьця (щоголя). Щоб серед натовпу видавався один лицарь, вдачливий на всяю штуки - потанцювати, пограти i дшо вшськове обмозгувати [16].

1 Брикнер Александр Густавович (1834-1896) - доктор истории (1867), родом из Германии. Важнейшие труды посвящены культурной и политической истории России ХУП-ХУШ вв.

2 Курень (укр.) - в ХУТ-ХУШ вв. военно-административная единица Запорожской Сечи, Черноморского казачьего войска.

3 Литавры - ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая форма которых затянута кожей или пластиком.

4 Люлька - устройство для курения табака и других травяных веществ.

5 Махновцы - вооруженные повстанческие формирования под руководством Н. Махно во время Гражданской войны в России, действовавшие на юге-востоке Украины с 21 июля 1918 по 28 августа 1921 г. под лозунгом анархизма.

6 Гайдамаки - участники украинских повстанческих вооруженных отрядов на принадлежащей Речи Посполитой Правобережной Украине в XVIII в.

11

№ 13

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.03.1931 Симферополь - Днепропетровск Дорогий i Високоповажаемий Дмитро 1ванович!

Одержав ескiз, матерiали iсторичнi i ваш лист з увагами що до мое! пращ. Бачу, що не потрапив сюжетом Вашим бажанням. Отож мушу зробити цей сюжет ще раз, користуючись з тих уваг, що Ви мш написали у лисп. Як буде готовий другий ес-юз, пришлю Вам на критику, а тодi уже почну малювати на полотш, бо в ескiзi усе поправить можна, а на великому полотш це уже трудшше.

За матерiали дуже Вам дякую. При робот буду придержуватись юторичних документ, себ-то тих рисунюв, що Ви мш прислали. Бажаю Вам усього найкращого i прошу Вас передати низенький поклон дружиш Вашш.

С правдивою i щирою пошаною Ваш Микола Самокиша.

19/111 1931 р. [17; 18].

№ 14

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

5.09.1931 [Харьков] - Днепропетровск Дорогий i високоповажаемий Дмитро 1ванович!

Тшьки що прийшов додому з личебнищ, де мш робили дуже болесну опера-щю. Витинали ракову опухоль на нижнш челюстi, пiсля операцi!' лежав ще три нед> лi, поки трохи шдго!лось.

В тих днях !ду в Сiмферополь i цей р1к до Вас уже не попаду, бо треба ще тчитися i працювати. Ця хвороба одняла од мене багацько часу, так що мушу приналягти на роботу.

Маю надда, що до нового року пришлю Вам готову картину. Прошу вибачити, що так затягую працю, але треба мш серйозно полiчитися, бо рак це така хвороба, що не можна запускати i треба як скорiше !! лшувати. Прошу Вас передати мiй низенький поклон Серафiмi Дмитрiвнi. Бажаю Вам усього найкращого.

З великою пошаною М.Самокиша.

5/1Х 1931 р. [19; 20]

№15

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

1932. Симферополь - Днепропетровск Дорогий и високоповажаемий Дмитро 1ванович!

Посилаю Вам мою картину «Морський бш». Запорожщ беруть на абордаж турець-ку галеру. Якщо в чомось зробив помилки з iсторичного погляду, все поправлю як привезу Вам «Бунт на ОчЬ», котрий роблю тепер.Ва Вашi цiннi уваги, що зробили менi до есюзу, я в картит виповнив i використав з тих iсторичних матерiалiв, що ви меш прислали. Прошу Вас не гтвайтесь, що так затягнув роботу, причина цього моя хвороба. Прийшлось 2 рази по!хати у Харюв i там пробути чимало часу. Перший раз меш робили операщю, а другий раз продовженье лечения лучами Рентгена. Втративши стiльки часу, не мiг Вам зробити бшьше, маю надiю, що тепер моя робота посунеться скорше. Прошу передати мое щире привiтання Серафимi Дмитрiвнi. Бажаю Вам всього найкращого.

С правдивою i глибокою пошаною

Микола Самокиша [21; 22].

12

№ 16

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

15.06.1932 Симферополь - Днепропетровск Високоповажаемий и Дорогий Дмитро 1ванович!

Одержав Ваш ласкавий лист i дуже був рад, що моя картина Вам i Вашим помощникам подобалася. Що до турецько! галери, як у Вас е кращий матерiал, то я з великою охотою поправлю, як при!ду у Дшпропетровське. Зараз працюю над «Бунтом на ОчЬ». Сложна i трудна задача, бо треба i юторичну правду. I експресда, i грутровку, а !х у картиш чимало. Всi Вашi цшш уваги на мiй ескiз я застосував у картиш i дуже Вам дякую за корректуру есюза. Як тшью скiнчу «Бунт на ОчЬ», при-!ду до Вас i привезу свою роботу. Трохи щось нога у мене болить. Доктор каже, що це приступ подагри, да я йому не вiрю - бреше. Ходить трудно, але робот не пере-шкодуе. Прошу Вас, Дорогий Дмитро 1ванович, як що можна, пришлт меш ще один царський портрет с тдрамником, для останшх картин, бо Миколая, котрого я взяв у Вас, уже зросходував, а купить таке полотно тепер не можна, полотно дуже добре i його найлiпше використовувати для музейних картин.

Прошу Вас, Дорогий Дмитро 1ванович, передать мiй низенький поклон Серафимi Дмитрiвнi, як я буду радий по!сти у Вас того славного i правдивого борщу нашого укра!нського, що вона так смачно готуе. Ще раз сердечно Вам дякую за Вашу ласку.

З глибокою i правдивою пошаною

Ваш М. Самокиша.

15/У1 1932 р. [23; 24]

№17

ПИСЬМО Н. С. САМОКИША.

20.11.1936 Симферополь - Днепропетровск Вельмишановний i Дорогий Дмитро 1ванович!

Посилаю Вам через симпатичного i гарного хлопця Якимюка1, мое щире прив> тання i побажання Вам, Дорогий мш, усього найкращого, а передуем здоров'я. Прошу передати мiй низенький поклон Серафимi Дмитрiвнi. Нiколи не забуду того смачного борщу, яким вона мене частувала. Бувайте здоровi на мноп лгга.

Щиро i сердечно Вас поважаючий

Ваш М. Самокиша.

20.11.1936 [25; 26].

Проведенное исследование позволяет реконструировать малоизученный период жизни академика Н. С. Самокиша и показать влияние известного ученого-историка Д. И. Яворницкого на творчество художника. Украинская интеллигенция, на примере деятельности представителей науки и культуры, фактически возрождала республику. Социально-политические и культурные события, происходившие в Украине, наглядно отражены в эпистолярном наследии академиков, что доказывает значимость введения в научный оборот и исследования малоизвестных документов. Эпи-столярий был и остается правдивым источником времени. Украинское возрождение

1 Якимюк Дмитрий Иванович - студент-медик, некоторое время жил у Д. И. Яворницкого, дружил с М. Костюком (названым сыном Д. И. Яворницкого); в 1937 г. Д. И. Якимюк был арестован.

13

20-30х гг. ХХ в. помогло сохранить и приумножить богатейшее историческое и культурное наследие государства. Однако дальнейшая политика партии и правительства СССР показала, что это не входило в перспективные планы, и привело к сворачиванию курса на «украинизацию», борьбе с «буржуазным национализмом» и последующими репрессиями.

Список использованной литературы

1. Бирзгал Я. П. Самокиш Н. С. : жизнь и творчество / Я. П. Бирзгал. - Симферополь : Крымгосиз-дат, 1940. - 48 с. ; Бурачек М. Г. Укра!нське малярство М. Самокиша / М. Г. Бурачек. - Х. : Рух, 1930. -41 с. ; Полканов А. И. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество / А. И. Полканов. - Симферополь : Крымиздат, 1960. - 120 с. ; Яценко В. Ф. М. С. Самокиш : нарис про життя та творчють / В. Ф. Яценко. - К. : Мистецтво, 1954. - 48 с. ; Ткаченко В. Я. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество, 1860-1944 / В. Я. Ткаченко. - М. : Искусство, 1964. - 130 с. ; Лапидус Н. [И.] Николай Са-мокиш / Н. [И.] Лапидус. - М. : Белый город, 2006. - 48 с. ; Немцова В. С. Н. Самокиш / В. С. Немцова // Галерея искусств. - 2008. - № 7/8. - 31 с.

2. Кульчицький С. В. Укра!на мiж двома вшнами (1921-1939 рр.) / С. В. Кульчицький. - К. : Аль-тернативи, 1999. - 336 с. - (Укра!на ^зь вжи ; т. 11).

3. Андреева Л. Ю. Маловвдоме листування академшв : Д. I. Яворницькш - М. С. Самокиш / Л. Ю. Андреева // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. сер. : «Исторические науки». - 2011. - Т. 24(63), № 2 : спецвып. «История Украины». - С. 14-22.

4. Шаповал I. [М.] Сподвижники / I. [М.] Шаповал // Впчизна. - 1967. - № 8. - С. 177-182.

5. Харковський художественный музей (далее - ХХМ), научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш). Умова Дншропетровського крайового юторико-археолопчного музею. 15 вересня 1930 р. - 1 л.

6. Мицик Ю. А., Черненко А. М. Несправедливость / Ю. А. Мицик, А. М. Черненко // Зоря. -1988. - 30 грудня ; Ченцов В. Участник украшського национального тдпшля / В. Ченцов // Борисфен. -1996. - № 9. - С. 23.

7. Огризкша О. М. Листи до Д. I. Яворницького / О. М. Огризкша // Наш край : зб. праць з археологи, юторй та музеезнавства. - Дшпропетровськ, 1971. - С. 84; Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та ш.; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дшпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. - С. 248, № 374.

8. Днепропетровский исторический музей (далее - ДИМ), арх. 12146.

9. Самокиша М. С. М. Самокиша : [альбом / вступ. слово М. Бурачека; передм. К. Буревш]. - Х. : РУХ, 1930. - 40, [2] с., XXIII арк.: ш.- (Укра!нське малярство).

10. Эварницкий Д. И. История запорожских козаков / Д. И. Эварницкий. - СПб., 1892. - Т. 1. - 542 с.

11. ХХМ, научный архив, фонд 23 (Н. С. Самокиш), письмо Д. И. Яворницкий - Н. С. Самокишу. [не ранее 26 ноября 1930 - не позднее 26 декабря 1930]. - 2 л.

12. Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та ш.; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дншропегровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С. 249, № 375.

13. ДИМ, арх. 12147.

14. Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова [та ш.] ; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дтпропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С. 249, № 376.

15. ДИМ, арх. 12148.

16. ХХМ, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), письмо Д. И. Яворницкий - Н. С. Самокишу. -[не ранее 5 марта 1931 г. - не позднее 19 марта 1931 г. ]. - 1 л.

17. Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3 : Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та ш.; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дншропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С. 250, № 377.

18. ДИМ, арх.12157.

14

19. Етстолярна спадщина академжа Д.1.Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та íh.; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дншропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С.250, № 378.

20. ДИМ, арх. 12248.

21. Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3 : Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького /укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та íh.; за заг. ред. Н. I. Капустшо!. - Дншропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С.251, № 379

22. ДИМ, арх. 12149

23. Етстолярна спадщина академжа Д. I. Яворницького. Вип. 3: Листи музейних дiячiв до Д. I. Яворницького / укл. С. В. Абросимова, Н. С. Василенко, А. I. Перкова та íh.; за заг. ред. Н. I. Капустно!. - Дншропетровськ : АРТ-ПРЕС, 2005. - С.251-252, № 380.

24. ДИМ, арх. 12158.

25. Якимюк Дмитрий Иванович - студент-медик, некоторое время жил у Д. И. Яворницкого, дружил с М. Костюком (названым сыном Д. И. Яворницкого); в 1937 г. Д. И. Якимюк был арестован.

26. ДИМ, арх. 12346.

Андреева Л. Ю. Ешстолярний дiалог академМв: М. С. Самокиш - Д. I. Яворницький /

Л. Ю. Андреева // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя «Ьторичш науки». - 2012. - Т. 25 (64), № 1. - С. 3-15.

У статл проаналiзовано маловщоме листування академшв М. С. Самокиша та Д. I. Яворницького, що мале мюце в перюд «украшзаци». Показана просвггницька роль юторика Д. I. Яворницького i тво-рчий внесок художника М. С. Самокиша в культурну спадщину Украши.

K™40BÍ слова: етстолярна спадщина, Д. I. Яворницький, М. С. Самокиш.

Andreeva L. U. The epistolary dialogue academics: N. Samokish - D. Yavornytsky / L. U. Andreeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2012. -Vol. 25 (64), No 1. - P. 3-15.

The article analyzes little-known correspondence academics N. Samokish and D. Yavornitsky, which took place during the «Ukrainization». Shows the educational role of the historian D. Yavornitsky and creative contribution of the artist N. Samokish to the cultural heritage of Ukraine.

N. Samokish (1860-1944) - painter, graphic artist, academic, professor workshop battle painting. A descendant of Cossacks have always sought to preserve the history and culture of Ukraine. He created the album «Motives Ukrainian ornament» (1902), one of the authors of the album «Of the Ukrainian antiquity» (1900). The artist completed a series of stories from the Ukrainian and Cossack wars.

D. Yavornytsky (1855-1940) - scientist, archaeologist, academic, an outstanding figure of historical science and culture of Ukraine. He is the author of many historical, ethnographic, archaeological works. From 1902 - 1932 years he was director of the Dnipropetrovsk Historical Museum. He gathered a huge collection of antiques. In fact, the museum was founded in the meetings private collection A. Pol, archaeological finds D. Yavornitsky and other private entities. During the «Ukrainization» D. Yavornitsky found an opportunity to attract many well-known artists to create new museum exhibitions. So, thanks to the arrival of the correspondence and in Dnepropetrovsk Academician N. Samokish, the museum is filled with a series of paintings from the history of the Ukrainian Cossacks, peasant wars, military campaigns led by Bohdan Khmelnytsky. This article was first published letter D. Yavornitsky to N. Samokish. They clearly show the nature of the relationship and the results of the joint work of academics. In particular, special attention was paid to the creation of the painting «Riot at the Seh».

Further study of the epistolary heritage of academics will help them reconstruct a more detailed biography, and to evaluate the contribution to the history and culture of Ukraine.

Keywords: history, culture of Ukraine, ukrainization, artist, D. Yavornytsky, N. Samokish.

Поступила в редакцию 01.11.2012 г.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.