Научная статья на тему 'Эпистолярное наследие академика живописи Н. С. Самокиша: письма И. М. Шаповала (1930-1935)'

Эпистолярное наследие академика живописи Н. С. Самокиша: письма И. М. Шаповала (1930-1935) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ / EPISTOLARY HERITAGE / ХУДОЖНИК / ARTIST / Н. С. САМОКИШ / N. SAMOKISH / И. М. ШАПОВАЛ / I. SHAPOVAL / Д. И. ЯВОРНИЦКИЙ / D. YAVORNYTSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Л. Ю.

Проанализированы неизвестные письма сотрудника Днепропетровского исторического музея И. М. Шаповала к академику Н. С. Самокишу. Впервые вводятся в научный оборот 13 писем И. М. Шаповала, наглядно показывающие характер общения и деятельности творческой интеллигенции в 30-е гг. XX в. из окружения художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epistolary heritage of academic painting N. Samokish: letters I. Shapoval (1930-1935)

Reviewed and analyzed unknown letters employee Dnepropetrovsk historical museum I. Shapoval to Academician N. Samokish. First introduced in the scientific revolution 13 letters I. Shapoval, clearly showing the nature of communication and creative intelligence activities in the 30-ies. XX century. from the environment of the artist. An academician of painting N. Samokish significant part of its work devoted historical issues. We have already demonstrated a significant impact on the creation of paintings related to the history of Cossacks, a prominent scientist, academician D. Yavornytsky (1855-1940). Thanks to close cooperation and friendship between the two academics have seen the light such famous paintings as «Fight the Cossacks with winged Hussars at Yellow Waters, 1648», «Boarding Turkish galleys», «Fight Ivan Bohun under Monastyryshche, 1653» (1931), «Mutiny on the Host «(1932), «Hike the Cossacks to the Crimea», «Battle of Tsarichanka, 1709» (1932). Presented correspondence clearly showed what an important role he played at the museum. I. Shapoval controlled and timely informed N. Samokish sending correspondence about getting canvases, sketches and paintings of various parcels of the discussions at the Scientific Council of the museum. This communication helps artists and allowed to be constantly aware of the events taking place far outside of Simferopol, where he lived at the time. Subsequently I. Shapoval became a famous scholar and writer, author of works devoted to the life and work of D. Yavornitsky.

Текст научной работы на тему «Эпистолярное наследие академика живописи Н. С. Самокиша: письма И. М. Шаповала (1930-1935)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 27 (66), № 4. 2014 г. С. 3-12.

УДК 930.1:7.071.1"1930/1935"

ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ Н. С. САМОКИША: ПИСЬМА И. М. ШАПОВАЛА (1930-1935)

Андреева Л. Ю.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: lu.scs@mail.ru

Проанализированы неизвестные письма сотрудника Днепропетровского исторического музея И. М. Шаповала к академику Н. С. Самокишу. Впервые вводятся в научный оборот 13 писем И. М. Шаповала, наглядно показывающие характер общения и деятельности творческой интеллигенции в 30-е гг. XX в. из окружения художника.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, художник, Н. С. Самокиш, И. М. Шаповал, Д. И. Яворницкий.

Внимание исследователей многие годы привлекает эпистолярное наследие выдающихся людей. Введение в научный оборот неизвестных документов позволяет рассматривать историю через призму событий, связанную с жизнью и деятельностью конкретного человека или группы людей. Так изучение эпистолярного наследия академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Семеновича Самокиша (1860-1944) дает возможность выделить круг лиц, связанных не только с его профессиональной деятельностью, но и наглядно представить все формы общения художника. Фрагменты эпистолярного наследия Н. С. Самокиша рассредоточены во многих хранилищах (музеях, государственных и частных архивах, библиотеках) различных стран, в фондах его корреспондентов. Значительная часть комплекса переписки находится в личном архивном фонде академика (ф. 23), который хранится в Харьковском художественном музее. В основном, это письма к Н. С. Самокишу, общее количество составляет примерно 2000 документов. По своим социально-практичным функциям это письма служебного, научного, публицистического, дружеского и личного характера. В настоящем исследовании представлена часть неизвестной переписки Ивана Максимовича Шаповала с Николаем Семеновичем Самокишем. Изучение документов, вводимых впервые в научный оборот, обуславливает актуальность данного исследования.

Академик живописи Н. С. Самокиш значительную часть своих работ посвятил исторической проблематике. Нами уже доказано значительное влияние на создание картин, связанных с историей запорожского казачества, выдающегося ученого, академика Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855-1940) [1; 2]. Благодаря тесному сотрудничеству и дружбе двух академиков увидели свет такие известные картины, как «Бой запорожцев с крылатыми гусарами при Желтых Водах, 1648», «Абордаж турецкой галеры», «Бой Ивана Богуна под Монастырищем, 1653» (1931), «Бунт на Сечи» (1932), «Поход запорожцев на Крым», «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким», «Бой под Царичанкою, 1709» (1934). Эти работы составляют историческое и культурное достояние народа. В этой связи примечательно, что, работая

над созданием уникальных полотен, Н. С. Самокиш по приглашению Д. И. Яворницкого в 1930 г. побывал в Днепропетровском историческом музее. Это определило на долгие годы круг его общения с лучшими представителями интеллигенции края. Проживая в Крыму в 30-е г. XX в., он тесно сотрудничал со многими деятелями науки и культуры г. Днепропетровска. Одним из них был Иван Максимович Шаповал (1905-2003). В то время он являлся сотрудником Днепропетровского исторического музея. Судя по всему, переписка между Н. С. Самокишем и И. М. Шаповалом началась сразу после посещения художником г. Днепропетровска. Музейный работник помогал академику во время работы с фондами. Письма И. М. Шаповала в количестве 13 (тринадцати) штук выявлены нами в личном архиве академика живописи Н. С. Самокиша в Харьковском художественном музее. Ответные письма художника до настоящего времени не обнаружены. Представленные документы (№№ 1-13) являются рукописью, выполненной на украинском языке, и содержат автографы И. М. Шаповала. Бумага использовалась разного качества: от линованных стандартных тетрадных листов (№ 1, 5) до оборванных по краям, больше напоминающим скорую запись (.№ 2, 6). Два письма - на почтовых открытках (№ 3, 4). Чернила в основном использовались черные, но были и красные (№ 5). Часть текстов писем выполнена синим карандашом (№ 2) и простым (№ 13). Документы носят характерные черты межличностной коммуникации, сопровождающейся элементами, отвечающими за техническое сопровождение, выполняемых Н. С. Самокишем работ по созданию картин для фондов и экспозиций Днепропетровского исторического музея. По сути, они являются полифункциональными, потому что их можно отнести как к личной, так и к деловой, служебной переписке. Авторская орфография и пунктуация сохранена. [...] - многоточием отмечены неопределенные фрагменты текстов. Даты, указанные в письмах, позволили определить период переписки с 1930 по 1935 гг. Он совпал со временем работы художника над известными картинами. Переписка наглядно показала, какую немаловажную роль играл сотрудник музея И. М. Шаповал. Он контролировал и своевременно информировал Н. С. Самокиша о доставке корреспонденции, о получении холстов, эскизов картин и различных посылок, об обсуждениях на научных советах музея. Это общение помогало художнику и позволило находиться постоянно в курсе событий, происходящих далеко за пределами г. Симферополя, в котором он проживал в это время. Впоследствии И. М. Шаповал стал известным ученым и писателем, автором работ, посвященных жизни и деятельности Д. И. Яворницкого [3]. В данной публикации представлены в хронологической последовательности письма И. М. Шаповала и комментарии к ним.

№ 1

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [4]

6 октября 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

Вельмишановний Микола Семенович!

Вдячний Вам за листа, ще бшьше зачеплений вашою ласкавютю, що Ви додер-жуючись свого слова, турбуючись при силi клотт, надсиласте дорогий для мене

4

подарунок «Кшвс[ьку] старину»1. Любий Микола Семенович, я надто задоволений лишився тим, що Вам сво!ми мезерними поступками догодив, як були в нас. Тепер за пакунок: запакувавши полотна в ящик, я ще 24. IX вислав по в/адресь [...] вона напевне вже дшшла, бо послана малою швидюстю, що до квитанци, то ми !х маемо: I за № 26339 i багажна квит. № 6884, але вони як грошовi виправдуючи документи, збертаються при музе!, i хлопцi музейщ порадили менi Вам передать так що, оско-лькi пакунок iменний, то Ви його на станци одержите по пред'явленi свого документа. В разi чого противного, телеграфуйте краще. Як Ви вшхали, то Дм[итро] 1в[анович] бiля 10 день нездужав, тепер знову шкутильгае по музею, пею стежкою, що вш протопав вкупе з Вами. Хлопщ повертаються с Кiчкасу2, багато жалкують що немале щастя застаюти Вас при музе!. Щирий прив^ од всiх музейцiв. Вдячний Вам i готовий на всякi послуги. Ув. Шаповал 6.Х 1930 р.

№ 2

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [5]. 17 октября [1930 г.] Днепропетровск - Симферополь

Любий Микола Сем[енович] Посилаю сьогодня ж оригшал двох докум. для викупу ящика, коли зможете якш з !х повернути назад, то будь ласка. Тепер дивна рiч, Я й дос ще не одержав од вас посилку з тим подаруночком про який ви вдруге згадуете в листах? Бувайте здо-ровенью. Чи не заходив до Вас Заболотний, той, що лшувався в санатори мюта ^мферополь. Завтра висилаемо матерiали до ютори «Бунту у ОчЬ>3. Що новенького з робгг над муз. Ескiзами. Кланяеться Дм[итро] 1в[анович] за усiм музейним капам Поваж[аючий] Вас Шаповал

№ 3

Письмо И. И. Шаповал - Н. С. Самокишу [6]. 20 октября 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

Дорогий Микола Семенович! Сьогодш одержав чомусь другу звюточку про якусь посилку, очевидно це вщ вас. Йду завтра на пошту i одержую. Не турбуйтесь, гадаю, що це й е, як раз вона, про яку я думав, що вона загинула.

З правдивою пошаною до Вас. Ув. Шаповал 20.Х 1930

'«Кшвська старина» - ежемесячный историко-этнографический и литературный журнал. Издавался в Киеве на русском языке в 1882-1907 гг.

2Кичкас - местность на правом берегу Днепра, в настоящее время находится в границах г. Запорожье. В 1734-1775 гг. Кичкас входил в Кодацкую паланку - административно-территориальную единицу Запорожской Сечи.

3«Бунт на Сечи » (1932) - картина, над созданием которой работал Н. С. Самокиш в 1930-1932 гг.

5

№ 4

Письмо И. И. Шаповал - Н. С. Самокишу [7].

24 октября 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

24.Х.1930р.

Любий Микола Семен [ович]!

Ласкаво прошу Вас, дорогий Микола Семенович не турбуватись за посилку. Явггь собi що одрiзок вщ переказу я зовшм не одержував, i звiстку як писав, одержав вчора, а разом i посилку одержав за яку Вам од щирого серця виношу на все життя дшсну подяку. Любувалися тут collegi Вашим дарунком. Прекрасна i фотог-рафiя. Як з грiшми Ви навщувались. Чи налiчуються вони [...]

Шануючш Вас Ув. Шаповал

№ 5

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [8].

08 ноября 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

м. Дншропетровськ музей, 8.XI. 1930 р.

Здравствуйте дорогий Микола Семенович!

Довгенько не одержуючи оце вщ будь яко! звюточки, зважився вдатися до Вас цим листом i узнати про стан здоров'я та життя. Микола Семенович здаеться я Вам писав, а це ще раз красненько дякую за незабутнш i для мене дорогш подарунок i журнал з в/шюстр[ащею] та фото вщбиток. В останнiй раз я вислав рекомен-дов[аним] пакунком матерiал, що стосуеться картини «Бунт на ОчЬ>. Од Вас не маю звютки, чи не загинув часом вш? Микола Семенович, оповiстить, чи одержали полотна для картин? Чи довщувалися Ви за гршми, вони таки на В/рахунковi лiчать-ся, чи може там не в порядковi справа? Що найбшьше, дорогий Микола Семенович, усiх нас щкавить, так це хiд роботи над картинами. Пам'ятаю, що останньому лисп ви згадували, здаеться про те, що розпочали есюзну роботу над якимось картинами, М[икола] С[еменович], сповiстiть що Ви уже зробили з ескiзiв над якими картинами (розумiеться музейними) Ви зараз зайняти. Ви скорше з дописали «Богунами»1 роз-квитувалися, бо о той Максик2 Нам клопiт такими картинами дае мабуть до пропасти. Сумненько трохи робиться у нас в музе!: Дм[итро] 1в[анович], щось оце знову захворiв, сидить 4 день дома з обкутаним горлом. Матвiевський3 i Сап'ян4, як асш-ранти н[ауково]-д[ослiднiй] кафедри5, на чолi яко! стояв Дм[итро] 1в[анович] пере!-

1«Богун» - картина Н. С. Самокиша «Бой Ивана Богуна под Монастырищем, 1653» (1931).

2Лебедь Максим Максимович (1889-1939) - украинский писатель и общественный деятель, в конце 20-х гг. - директор Дома литераторов имени Василя Блакитного (г. Харьков). После 1933 г. арестован и выслан в концлагерь в Чибью (Ухта). В 1939 г. расстрелян.

3Матвиевский Павел Евменович (1904-1987) - историк, музейный деятель, в 20-е г. XX в. работал заведующим отделом этнографии и ученым секретарем в Днепропетровском областном историко-археологическом музее, в 30-е г. - в Харькове заместителем директора Центрального исторического музея имени Г. С. Сковороды.

4Сапьян Федор Михайлович - в 20-е г. XX в. работал в Днепропетровском областном историко-археологическом музее, участник многих археологических экспедиций, обнаружил и доставил в музей «каменных баб».

5Днепропетровская научно-исследовательская кафедра украиноведения.

6

здять днями до Харкову. Треба людей на вакантш посади, фахiвцiв шукать, та де !х на таку убогу сотню зараз знайдем. Не хочу Вам надлужувати з «Чабаном»1. Краще поволi зробите. Ну, любий Микола Семенович, бувайте здоровенью. Дайте будь ласка вщповщ по защкавленим питанням. З пошаною до Вас, завжди готовий до пос-луги. Ув. Шаповал.

№ 6

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [9].

28 ноября 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

Дорогий Микола Семенович!

Вщ щирого серця Вам вдячний за ту послугу важку, що ви виконали, я одержав «Чабана». Радий ще бшьше що справа з картинами посуваеться. Сьогодш поштою е i Дм[ит]ру 1вановичу вщ Вас пакунок, очевидно, це той пакунок про якого Ви згаду-ете в своему лисп до мене. Зараз вщправляю його Дм[итра] 1в[анови] ча. З правдивою пошаною Ув. Шаповал

28.11.1930

№ 7

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [10].

21 декабря 1930 г. Днепропетровск - Симферополь

В/шановний Микола Семенович!

Сам навт збирався написать Вам листа про т реч^ що одержав од Вас Дм[итро] 1в[анович], та залишив через те, що гадав що даст вщповщь сам Дм[итро] 1в[анович]. Одже дивуе мене те, що дшсно чомусь це вш не вщповщае досi.

Кажу, що речi, 2 пакунки вщ Вас одержав, есюз при нас в музе! вщкрив i всi дивилися, а по^м вiн забрав, сказав в одночас, що ви це йому прислали для наве-дення критики i що сам есюз лишаеться в подарунок йому. Хвалився, що одержав ще якусь книгу, яку саме не бачив.

Яж добре знаю, бо цим щкавився у Вас, як були тут, що Ви вш есюзи надсила-тиме до музею, щоб Дм[итро] 1в[анович] наводив критику i повертав до вас для ви-конання картин,навiть нагадав я при вшх : так Дм[итро] 1в[анович] так цеж треба йому посилати, бо картину цого ж писати буде? Вш щось сказав, з чого я зрозумiв, що Ви таке йому даруете його. Хто правий чи я, чи вш - судите саме? Коли я, то вдруге нагадувати йому, щоби вш таке повернув, я не буду, незручно. Тодi ви пи-шггь прямо до його, вш здоровий, веселий ходе до музею щодня. От все що м^ ска-зати, по суп в/прохання. Бувайте зоров^ мш М[икола] С[еменович]. Шануючий Вас 1в. Шаповал.

Р8 Сап'ян уже пере!хав до Харкову. I як у вас робота над останшми картинами, я щкаво, чи ви поробите з початку есюзи, а по^м картини чи так: есюз i зразу ж з його картину, окремо кожну роботу. 1вШаповал

21.XII.1930 р.

'«Чабан» - работа Н. С. Самокиша. Художник частенько выполнял графические рисунки на заказ или в подарок.

7

№ 8

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [11].

14 февраля 1931 г. Днепропетровск - Симферополь

Дорогш Микола Семенович! Чомусь довненько Ви до нас шчопсенько не пишите. Беру вину пополам, бо здаеться й з музею за цей штервал шхто неписнув. Хочу, любий М[икола] С[еменович], ощм листком довщатись про стан вашого здоров'я, бо залежить i все останне, що меш щкавитиме. В останньому лисп пригадую, ви натякнули на про ескиз друго! картини. Як i всi музейнi так i досi чекаемо цього ескизу. Та мабуть у вас готовенька вже й перша картина «Запорожщ вщбивають ясир»1. Так от любий М[икола] С[еменович] напишить про це все, як хщ справи. Дм[итро] 1в[анович] ходе в музей, здоровенько почувае себе. В цьому рощ мають вщбудувати новий музей. Всього доброго. Шануючi Вас I. Шаповал 14 II 1931

№ 9

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [12].

27 февраля 1931 г. Днепропетровск - Симферополь

Здравствуйте любий Микола Семенович! Скучив я за Вами i дуже приемно стало на душ^ коли одержав вщ Вас досить втшного листа. Прошу не сумлiвайтесь; про те що есюз вперше проглядае Сап'ян -Дм[итро] 1в[анович] знати не буде. Радуе мене ще те, що робота Ваша над картинами посуваеться енергшно. Бережить, не застужуйтесь, бо здаеться не таке у Вас здоров'я, як було колись, замолоду. Попрацюйте ще де-кшько десятюв л^ на ко-ристь суспшьства й кра!ни. Дуже велике надаете меш щастя, як знову завггаете до нас на л™. Тут, в куточку - де музей, чарiвне мюце: пов^ря, дерева, висока «запо-рiзька» - каже Дм[итро] 1в[анович] трава i тд. При!здiть, задоволення буде i для нас i для Вас. Дм[итро] 1в[анович] в музей ходить, ще здоровенький. Сьогодш гостюе Харювське начальство з НКО. Дм[итро] 1в[анович] угощае !х зперше 3-х годинною лекщею, обводячи по музею. Бувайте здоровенькi, любий Микола Семенович! Щи-ресенько обiймаю Вас.

м.Днiпроп. 27/11. 1931р. 1в. Шаповал

№ 10

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [13].

23 марта 1931 г. Днепропетровск - Симферополь

м. Дшпропетровське, краевий музей Здравствуйте Любий Микола Сем[енович]! Вибачайте, що я сво!ми надокучливими листами вщриваю Вас од вашких за-вдань, якими Ви зараз добре перевантажеш. Есюз Ваш Дм[итро] 1в[анович] вкупi з шшими спiвроб[iтниками] музею розглядав i напевно Ви уже одержали вщ нього певнi думки, щодо рецензп. У Вас мабуть здавна уже тепло, а у нас лише оце дшв

1«Запорожщ ввдбивають ясир» - картина, выполненная Н. С. Самокишем, по заказу Д. И. Яворницкого для Днепропетровского исторического музея.

8

3-4, як сонечко почало по весняному горггь. Так i знайте, М[икола] С[еменович], що як [...] буде тепло, як зазелешють трави, дерево - пршздить сюди. Хоив Вам сповютить ще, що отой мш тов. Заболотнiй, що був у музе! при Вас i збирався кати до Криму на лшування - недавно помер вщ чахотки, гарний i добрий був чоло-в'яга. Музей вшанував його пам'ять - повюивши бюграфда з фото в етног-раф[iчний] вiддiл та зiбрали для дггей грошенят. Менi з дня в день докучають тут музейш хлопщ, зокрема художник - пресмор. Соляник, що я передав до Вас !хня прохання. Чи не можна Вам, не придаючи багацько клотт, хоч тршки тютюнцю купити. А то бщняги позбирають «бички» повз музею, той споживаються з того. I зараз пригадаю аромат того тютюнцю, що Ви курили з свое! трубки. Вибачте за таке пусте прохання.

Шануючий Вас !ван Шаповал 23.Ш.1931р.

№ 11

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [14].

15 апреля 1931 г. Днепропетровск - Симферополь

м. Дншропетровське 15.IV.1931р.

Любий Микола Семенович!

Красненько Вам дякую за вашю турботи. Цигарочки одержав. Ще бшьше Вам вдячш ствроб. Музею,що Ви !х пiдгодували, хоч по пачичщ. По секрету скажу Вам одну пачку дав Серафимi Дм[и^вш]. Вона тайком од Дм[итра] Iв[ановича] поку-рюе. Дуже рада. Ви знаете, Мик[ола] Сем[енович], що у нас 14 випав добрий сшг i ось третiй день морози. В музе! з 1.^ не топять. Так що в мош юмнап, як у [...]. Кажуть, щоб мабуть i [...] пропала. Скажу Вам М[икола] С[еменович] що не тiлько я скучаю за Вами, а й дщ Михайло зi старенькою своею, що Вам молочко купували, часто згадують добрим словом. Я цiкавлюсь, як здоров'я Ваше, чи не вадить вона Вам в робота Як нашi картинки? Боронь Вас М[икола] С[еменович] припустити думку, що цими питаннями тдганяю в виконанш робiт над картинами. Чекатиме ст> льки, скiльки Ви знайдете потрiбним. Бувайте добрий наш Микола Семенович, здо-ровенькi. Щиресенько тисну Вашу руку.

Шануючий Вас !в. Шаповал

Р8: за цигарочки перед Вами я в боргах.

Сподiваюсь, що прийдете веснi?

№ 12

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [15].

26 июня 1931 г. Днепропетровск - Симферополь

м. Дшпропетровськ краевий музей 19 26т 31

Вельмишановний батько Микола Семенов!

Палкий привiт i велике спасибi Вам, дорогий М[иколо] С[еменович], за Вашi турботи. Вчора одержав вщ Вас гостинця не лише я, а й п, що димок пускають.

9

Дуже вам дякуе i вгае Серафима Дм[итрiвна]1. На сьогоднi ми маемо в повшм розквiтi красу природи. Коли б при!хали - зачарувалися. Трошки Днiпро шкоди на-робило, розлилося i затопило було мюто аж до проспекта к.м. (по низу) зараз вщхо-де. Чули що в листопадi цого року вже навши нестане порогiв. Отож дорогий М[икола] С[еменович] при!здiть та об'!здити з Дмухав. Всi запорожськи гшзда й ро-зпрощаетесь з юторичними мiсцями. Дм[итро] 1в[анович] уже 3 дш не приходите, поперек покручи е щось, кажуть знову шдшмаеться i незабаром буде. Експедищя археологiчна вже з мiсяць як проводить розкопи. Вгання од ушх музейцiв. Уже не турбуйтесь бшьше М[иколо] С[еменовичу] з тими клопотами, що я рашше Вам за-вдавав. Я переповнено задоволений Вашими.... й послугами, чого я школи не заслу-говую од Вас. З правдивою пошаною до Вас 1в. Шаповал

№ 13

Письмо И. М. Шаповал - Н. С. Самокишу [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 августа 1935 г. Днепропетровск - Симферополь

Високоповажний профессоре Микола Сем[енович]!

Чи Ви живi i здоров^? Мабуть уже роюв два минуло як порвавалося мiж нами листування. До Вас, очевидно так багато пише, що Ви [. ] могли й забувати. Я -бив секретарем Дншроп[етровського] краевого музею Шаповал 1ван Макс[имович]. Пригадуете? Я незнаю чи Ви й дос живите на старому мющ чи вже десь в другому. Так або шакше рискну й пишу ще Вам листа. Я зараз в Одес в санатори Аркадiя. Тут я з 18 VII по 16 VIII. 17VIII буду в Севастополе а чюла 19-20 - в Сiмферополi. Дуже прошу, коли можна дозвольте до Вас завгати хоч хвилин на 20. Я страшенно за Вами скучив i взагалi хотiв сво!м вiзитом вiдiйти честь великiй людиш, що все свое життя, все свое здоров'е й енерпю вщдала народовi на нивi художнiй творчосп. Коли б пощастило це здшснити менi я був би дуже радий. Вам вщ души вдячний. Отже пишу сповютити менi на таку адресу: Одеса, Аркадiя, санаторш № 1. Шаповал И. М. [.] З великою пошаною до Вас 1в. Шаповал 19.3/УШ 35

Таким образом, письма сотрудника Днепропетровского исторического музея И. М. Шаповала к академику живописи Н. С. Самокишу наглядно подтверждают факт переписки между ними в 30-е г. XX в. В основном это деловые документы, но в некоторых содержится сугубо личная информация. Данная публикация является продолжение изучения и введения в научный оборот документов из эпистолярного наследия заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. С. Самокиша. Это даст возможность дальше открывать неизвестные страницы жизни и деятельности выдающихся подвижников науки и культуры 20-30-х гг. XX в., расширить окружение академика живописи, что способствует созданию коллективного портрета. Творческая интел-

1Яворницкая Серафима Дмитриевна (1879-1943) - жена академика Д. И. Яворницкого, бывшая студентка (1918-1920) историко-филологического факультета Екатеринославского университета, была другом и секретарем ученого, благодаря ей были подготовлены многие работы Д. И. Яворницкого и архивные документы.

10

лигенция внесла значительный вклад в дело сохранения и приумножения исторического и культурного наследия народа, выполняла просветительскую функцию. Важная роль в этом деле принадлежала и рядовым музейным работникам, таким как И. М. Шаповал.

Список использованных источников и литературы

1. Андреева Л. Ю. Маловщоме листування академшв: Д. I. Яворницькш - М. С. Самокиш / Л. Ю. Андреева // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Сер. : «Исторические науки». - 2011. - Т. 24(63), № 2. - С. 14-22.

Andreeva L. Ju. Malovidome listuvannja akademikiv: D. I. Javornic'kij - M. S. Samokish / L. Ju. Andreeva // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ser. : «Is-toricheskie nauki». - 2011. - T. 24(63), № 2. - S. 14-22.

2. Андреева Л. Ю. Эпистолярный диалог академиков: Н. С. Самокиш - Д. И. Яворницкий / Л. Ю. Андреева // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Сер. : «Исторические науки». - 2012. - Т. 25(64), № 1. - С. 3-15.

Andreeva L. Ju. Jepistoljarnyj dialog akademikov: N. S. Samokish - D. I. Javornickij / L. Ju. Andreeva // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ser. : «Istoricheskie nauki». - 2012. - T. 25(64), № 1. - S. 3-15.

3. Шаповал I. М. В пошуках скарбiв / I. М. Шаповал. - К. : Радянський письменник, 1963. -302 с., ш.

Shapoval I. M. V poshukah skarbiv / I. M. Shapoval. - K. : Radjans'kij pis'mennik, 1963. - 302 s., il.

4. Архив Харьковского художественного музея (далее - АХХМ), ф. 23, оп. 2, переписка И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 6 октября 1930, 1 л.

Arhiv Har'kovskogo hudozhestvennogo muzeja (dalee - AHHM), f. 23, op. 2, perepiska I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 6 oktjabrja 1930, 1 l.

5. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 17 октября [1930], 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 17 oktjabrja [1930], 1 l.

6. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 20 октября 1930, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 20 oktjabrja 1930, 1 l.

7. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 24 октября 1930, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 24 oktjabrja 1930, 1 l

8. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 8 ноября 1930, 2 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 8 nojabrja 1930, 2 l

9. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 28 ноября 1930, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 28 nojabrja 1930, 1 l.

10. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу ,21 декабря 1930, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu,21 dekabrja 1930, 1 l.

11. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 14 февраля 1931, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 14 fevralja 1931, 1 l.

12. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 27 февраля 1931, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 27 fevralja 1931, 1 l.

13. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 23 марта 1931, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 23 marta 1931, 1 l.

14. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 15 апреля 1930, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 15 aprelja 1930, 1 l.

15. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 26 июня 1931, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 26 ijunja 1931, 1 l.

16. АХХМ, ф. 23, оп. 2, И. М. Шаповал Н. С. Самокишу, 3 августа 1935, 1 л.

AHHM, f. 23, op. 2, I. M. Shapoval N. S. Samokishu, 3 avgusta 1935, 1 l.

11

AHflPEEBA n. №.

Andreeva L. U. Epistolary heritage of academic painting N. Samokish: letters I. Shapoval (1930-1935) / L. U. Andreeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2014. - Vol. 27 (66), № 4. - P. 3-12.

Reviewed and analyzed unknown letters employee Dnepropetrovsk historical museum I. Shapoval to Academician N. Samokish. First introduced in the scientific revolution 13 letters I. Shapoval, clearly showing the nature of communication and creative intelligence activities in the 30-ies. XX century. from the environment of the artist. An academician of painting N. Samokish significant part of its work devoted historical issues. We have already demonstrated a significant impact on the creation of paintings related to the history of Cossacks, a prominent scientist, academician D. Yavornytsky (1855-1940). Thanks to close cooperation and friendship between the two academics have seen the light such famous paintings as «Fight the Cossacks with winged Hussars at Yellow Waters, 1648», «Boarding Turkish galleys», «Fight Ivan Bohun under Monastyry-shche, 1653» (1931), «Mutiny on the Host «(1932), «Hike the Cossacks to the Crimea», «Battle of Tsarichanka, 1709» (1932). Presented correspondence clearly showed what an important role he played at the museum. I. Shapoval controlled and timely informed N. Samokish sending correspondence about getting canvases, sketches and paintings of various parcels of the discussions at the Scientific Council of the museum. This communication helps artists and allowed to be constantly aware of the events taking place far outside of Simferopol, where he lived at the time. Subsequently I. Shapoval became a famous scholar and writer, author of works devoted to the life and work of D. Yavornitsky.

Keywords: epistolary heritage, artist, N. Samokish, I. Shapoval, D. Yavornytsky.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.