Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 2. 2012 г. С. 30-42.
УДК 75 (477.75)
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПАНОРАМЫ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
Андреева Л. Ю.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
Рассмотрено участие академика Н. С. Самокиша в разработке одной из ключевых тем героических побед Красной Армии в годы Гражданской войны. Основное внимание уделено истории создания панорамы «Штурм Перекопа» и роли художника в становлении советского батального искусства. Проект «Штурм Перекопа» был посвящен самой блестящей победе над Врангелем - Перекопско-Чонгарской операции советских войск Южного фронта под руководством М. В. Фрунзе. Коллектив художников осуществил эту задачу. В работе принимали участие: М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов, Г. Н. Горелов, П. С. Добрынин, В. В. Мешков, М. И. Авилов, П. И. Котов и другие.
Ключевые слова: панорама, диорама, «Штурм Перекопа», Н. С. Самокиш.
Исследование жизни и деятельности выдающихся людей позволяет нам по-новому понять историю страны, обогатив ее неизвестными подробностями и личностными переживаниями. Осмысление собственной истории и обобщение опыта приводит к необходимости персонифицированного восприятия ключевых моментов в процессе развития научных знаний. Научная биография становится неотъемлемой частью истории науки и позволяет оценить как роль личности, так и историко-научный материал, являющийся неотъемлемой частью социокультурного и социально-политического контекста конкретного региона и отрасли знаний, что обуславливает ее актуальность.
Н. С. Самокиш - академик, профессор мастерской батальной живописи Императорской Академии художеств в зрелые годы оказался перед важнейшим выбором, определившим всю его дальнейшую судьбу. Художник, жизнь которого поделилась на до и после 1917 г., смог выстоять, найти свое место в истории и искусстве. К. Бу-ревий, обобщая дореволюционную деятельность академика, отмечал, что «лихо бата-тстов^ коли його тема ,^бтша за його талант. В оцьому саме полягае трагедiя М. С. СамокишЬ) [1, с. 2]. Рисунки и картины из истории русско-японской и первой мировой войны не позволили художнику «прогреметь на весь свет», потому что не отвечали чаяниям простого народа и не принесли победу и славу русскому оружию. Н. Г. Бурачек, А. И. Полканов, В. Я. Ткаченко, В. Ф. Яценко, Н. И. Лапидус, В. С. Немцова, исследовавшие творчество советского периода Н. С. Самокиша, отмечали, что тема героических побед Красной Армии, стала для него ключевой на протяжении всей последующей жизни [2]. Я. П. Бирзгал связывал подлинный подъем в творчестве Н. С. Самокиша с «Великой Октябрьской социалистической революцией, раскрепостившей художественную и научную мысль нашей страны от тяжелых пут
феодально-буржуазной идеологии» [3, с. 33]. Художник оказал значительное влияние на формирование советского батального и исторического искусства.
Целью данного исследования является раскрытие исторического аспекта создания панорамы «Штурм Перекопа» и основной темы в творчестве Н. С. Самокиша, социально-политические условия, складывавшиеся в 20-30-е г. XX в. и анализ влияния, оказанный художником, на становление советского батального и исторического искусства.
События Гражданской войны стали для молодого советского государства одним из ключевых звеньев внутренней политики. Многочисленные конкурсы и выставки, организованные и поддерживаемые правительством и Наркоматом обороны СССР были призваны отображать славные подвиги бойцов Красной Армии и их непосредственных руководителей. Порой это достигало масштабов мифотворчества [4]. «Одна из самых блестящих страниц в истории Красной Армии - есть та полная, решительная и замечательно быстрая победа, которая была одержана над Врангелем», - писал В. И. Ленин о Перекопско-Чонгарской операции [5]. Поэтому закономерным проявлением крупномасштабного политического и пропагандистского характера стала реализация проекта панорамы «Штурм Перекопа», к которому были привлечены все лучшие специалисты того времени. Создаваемая панорама должна была наглядно показать героический подвиг советских войск Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе [6] в годы Гражданской войны (1918-1920). Перекоп-ско-Чонгарская операция была осуществлена с 7 по 17 ноября 1920 г. Основной целью было завершение разгрома войск Врангеля (23 тыс. штыков и 12 тыс. сабель, 213 орудий, 1663 пулемета, 45 бронемашин и танков, 14 бронепоездов и 42 самолета) и освобождение Крыма. Войска Южного фронта (146,4 тыс. штыков и 40,2 тыс. сабель, 985 орудий, 443,5 пулеметов), прорвали сильно укрепленную глубоко эшелонированную оборону врангелевских войск на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, форсировали залив Сиваш и при содействии крымских партизан полностью освободили Крым [7, с. 549; 8, с. 454-456].
Н. С. Самокиш (1860-1944) - известный художник-баталист, признанный академик, находившийся в Крыму в период бурных событий Гражданской войны, посвятил много работ непосредственно Перекопским баталиям [9 ; 10]. Среди них: «Защита Красного Знамени» (1920); «Атака. Бой за знамя» (1922); «Атака буденов-ской кавалерии» (1923); «Бой», «Первая Конная во главе с М.В.Фрунзе преследует врангелевцев», «Захват танков в Северной Таврии», «Ночной штурм Сиваша (первый вариант)», «В разведке», «Штурм Перекопа», «Штурм Перекопского вала» (два варианта) (1923); «Нападение красной разведки на обоз белых», «Штурм Перекопа частями Красной Армии», «Нападение на обоз врангелевцев» (1925); «Даешь танк!», «Взятие Перекопа» (1926); «Преследование обоза врангелевцев», «М. В. Фрунзе во главе буденовской кавалерии», «Нападение на обоз белых» (1927); «Советская артиллерия на маневрах» (1928); «Бой под Перекопом», «Ночной бой», «Красноармеец у ворот» (1929); «Бой у Чонгарского моста», «Пулеметные тачанки на маневрах», «Штаб Первой Конной Армии» (другое название - «Штаб Первой Конной Армии во главе с К. Е. Ворошиловым и С. М. Буденным») (1930). Н. С. Са-мокиш, говоря о своем учителе, мастере батальной живописи с мировым именем
31
Э. Детайле, отмечал: «он позавидовал бы , узнав, что я работаю над темами Перекопа, Чонгара и Сиваша, перед легендарной славой которых бледнеют Аустерлиц и Маренго, Баграм и Ватерлоо.... Турецкий вал было труднее брать, чем неприятельские форты Вердена. Операция против Врангеля - яркое выражение военного гения Фрунзе. Под Перекопом, Сивашем и Чонгаром тысячи командиров получили сталинскую закалку, определились как полководцы непобедимой Красной Армии» [11]. Тема «Штурм Перекопа» для академика Н. С. Самокиша - шанс написать работу по масштабу равную или превосходящую ранее выполненные панорамы под руководством Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение»). Идея создания такой панорамы, посвященной перекопским баталиям витала давно. Ученики Н. С. Самокиша, знавшие какую тематику увлеченно разрабатывает их педагог, ставили в известность о том, что еще в мае 1927 г. НКО УССР собирался заказывать панораму «Перекоп» к 10-й годовщине Октябрьской революции и рассматривал Н. С. Самокиша, как возможного исполнителя [12]. Только в начале 1933 г. художнику поступило долгожданное предложение. В своем ответе он написал, что «был очень обрадован предложением сделать большой проект панорамы «Перекопа» и охотно возьмусь за эту работу на следующих условиях: 1) Я обязуюсь в течение одного года сделать проект панорамы Перекопа в 1/10 натурального размера 5х1 м, причем работа будет выполнена на двух частях по 2 'Л метра каждая и сложена одна к другой так, что выйдет пять метров. Это делается для того, чтобы легче было смотреть с другой стороны, т. е. справа и слева. Рубо сделал для панорамы проект из четырех частей, так как все равно при выполнении большой панорамы проект придется разрезать на 4 части, чтобы можно было работать всем помощникам. 2) Работу над проектом выполнить могу только я (персонально) без помощников» [13]. Но это предложение, судя по всему, было отклонено.
В 1934 г. комиссией при ЦИК СССР по охране, восстановлению и созданию памятников Гражданской войны и Красной Армии было принято решение создать комплексную панораму-памятник «Штурм Перекопа». Консультантом от Главного политического управления Красной Армии был назначен участник штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев. Совершенно очевидным было и непосредственное участие академика Н. С. Самокиша в данном проекте. Его квалификация позволяла возглавить эту работу, однако руководство страны ограничилось только привлечением его в качестве консультанта. Поэтому возглавил эту работу художник-баталист М. Б. Гре-ков1, внесший значительный вклад в создание Союза советских художников. «Тачан-
1Греков Митрофан Борисович (Мартыщенко Митрофан Павлович) (1882-1934) - советский художник-баталист русского казачьего происхождения. Основоположник советской батальной живописи, он одним из первых в искусстве обратился к реальным событиям Гражданской войны (1918-1920). В своих произведениях запечатлел боевой путь 1-й Конной армии, создал образ народа, героически сражающегося за Советскую власть. Для большинства картин М. Б. Грекова характерны историческая достоверность событий и типов, правдивое воссоздание всей атмосферы Гражданской войны. Греков -инициатор создания в советском искусстве диорам и панорам. Имя М. Б. Грекова присвоено Студии военных художников, образованной в 1935. См. о нем: Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. - 2 изд. - М. : Воениздат, 1973. - 125 с. ; М. Б. Греков в воспоминаниях современников. - Л. : Художник РСФСР, 1966. - 136 с. ; Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков : жизнь и творчество. - М. : Советский художник, 1961. - 358 с. ; Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. - М. : Изобр. искусство, 1982. - 248 с.
32
ка», «Взятие Новочеркасска», «Кавалерийская атака», «Бой под Егорлыкской», «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии» - вот самые известные полотна художника. Ему принадлежала идея создания тематических передвижных выставок, диорам и панорам. Первой крупной работой М. Б. Грекова в этом направлении стала диорама «Взятие Ростова» (1928). М. Б. Греков создал ряд эскизов к диорамам «Егор-лыкский бой» (1931), «Штурм Перекопа» (1931), «Оборона Царицына» (1933). Он был близко знаком с руководством страны и пользовался особым доверием К. Е. Во-рошилова1. Наркомат обороны СССР выступил основным заказчиком работ, связанных с созданием художественных образов Перекопских событий и приуроченных к 20-й годовщине освобождения Крыма от белогвардейцев.
Художественный материал для панорамы «Штурм Перекопа» собирался с 1921 г. по 1931 г. Планировалось создание панорамы, не уступающей известным работам А. Ф. Рубо «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911). Собранная группа художников во главе с М. Б. Грековым приступила к созданию панорамы «Штурм Перекопа» в 1934 г. Художники выезжали в Крым, встречались с непосредственными участниками событий Гражданской войны. Главным консультантом проекта выступал академик батальной живописи Н. С. Самокиш, назначенный членом художественного Совета Всесоюзной дирекции панорам. Он неоднократно выезжал в г. Москву для участия в Совете по рассмотрению и утверждению эскизов Перекопских панорам (фото. 1 [14]). В творческой группе были и его непосредственные ученики, выпускники Академии художеств М. И. Авилов2и П. И. Котов3[15; 16, с. 23]. На фотографии (фото. 2 [17]), сделанной в 1934 г., запечатлен момент одной из таких встреч в г. Симферополе. Слева направо: В. П. Ефанов4, Г. Н. Горелов1,
'Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) - советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. С 1925 года нарком по военным и морским делам, в 1934-1940 годах нарком обороны СССР. В 1953-1960 годах председатель Президиума Верховного Совета СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда.
2Авилов Михаил Иванович (1882-1954) - русский советский живописец и педагог. В 1904 - 1913 г.г. обучался в батальном классе Академии художеств у Ф. А. Рубо, затем у Н. С. Самокиша. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник РСФСР (1953), лауреат Сталинской премии первой степени (1946). См. о нем: Большая Советская Энциклопедия. 3 изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М. : Советская энциклопедия, 1970. - Т. 1. - С. 70.
3Котов Петр Иванович (1889-1953) - советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). Учился в Академии художеств (1909-16) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. С 1923 жил в Москве. Член АХРР (1923). Преподавал во ВГИКе (1944-48), Московском художественном институте (1948-51) и др. В ряде произведений отразил трудовой энтузиазм первых пятилеток («Кузнецкстрой. Домна № 1», 1931, Третьяковская галерея; «Красное Сормово», 1937, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева). С конца 30-х гг. много работал как портретист (портреты: И. Д. Шадра, 1936, Киевский музей русского искусства; Н. Д. Зелинского, 1947, Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1948). См. о нем: Большая Советская Энциклопедия. 3 изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - Т. 13. - С. 290.
4Ефанов Василий Прокофьевич (1900-1978) - советский художник, знаменитый парадными портретами и монументальными полотнами. Автор парадных, театрализованных тематических композиций, близких к групповому портрету. Народный художник СССР (1965). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1950, 1952). См. о нем: Большая Советская Энциклопедия. - 3 изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1972. -Т. 9. - С. 308.
33
Г. С. Добрынин2, Д. Ф. Бек, Г. К. Савицкий3, Н. Г. Котов-Памирский4, В. В. Меш-ков5, М. И. Авилов, П. И. Котов, Н. С. Самокиш, Н. Б. Терпсихоров6, М. Б. Греков. Приезжавшие московские художники посещали мастерские, встречались с крымскими художниками, для которых стали важными обсуждения и высказанные критические замечания по поводу их творческих работ. Все это сопровождалось дружескими вечерами. Один из них проходил «в обширной столовой симф <еропольской> туристической базы (в районе нового городка)» [18]. А ходе вечера проходили выступления Я. П. Бирзгала7 [19; 20, с. 288-291] о состоянии изобразительного искусства в Крыму и проблемах Союза крымских художников. П. П. Соколов-Скаля делился впечатлениями, активно обсуждали проблемы советского изобразительного искусства. «Незабываемое впечатление у всех присутствующих оставило пение дуэтом В. С. Сварога8 (бас) и Н. П. Христенко9 (тенор). Василий Семенович пел под
*Горелов Гавриил Никитич (1880 - 1966) - русский и советский художник. Учился в Академии художеств (1911), где был учеником И. Е. Репина и Ф. А. Рубо. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). См. о нем: Большая Советская Энциклопедия. 3 изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - Т. 13. - С. 79.
2 Добрынин Петр Семенович (1875-1948) - живописец, график. Учился в Академии Художеств у Ф. А. Рубо, в 1908 г. получил 1-ю премию на конкурсе за эскиз «Соколиная охота», в 1911 г. - звание художника за картину «Царское строительство» XVII век. Был членом «Товарищества независимых» (1910-1917). Участвовал в создании диорам для Музея Революции в Москве, для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 г.
3Савицкий Георгий Константинович (1887-1949) - советский художник-живописец, график. Учился в Академии художеств (1908-1915) у Ф. А. Рубо, В. Е. Маковского. Действительный член АХРР. Академик АХ СССР (1949), лауреат Сталинской премии II степени (1942).
4Котов (Котов-Памирский) Николай Георгиевич (1889-1968) - художник-исследователь, мастер панорамной живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у
A. Архипова, А. М. Васнецова и К. А. Коровина (1912-1917). В 1922 г. стал одним из организаторов АХРР. В 1930-е годы был руководителем группы художников в составе Памирской экспедиции Академии наук СССР (1932). Участвовал в воссоздании панорам Ф. А. Рубо: «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя». Действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор.
5Мешков Василий Васильевич (1893-1963) - советский живописец, сын художника
B. Н. Мешкова. Народный художник РСФСР (1963). Лауреат Сталинской премии III степени (1951).
6Терпсихоров Николай Борисович (1890-1960) - учился в художественной школе К. Ф. Юона и И. Дудина, в школе живописи и рисования В. Н. Мешкова, затем в МУЖВЗ у А. М. Васнецова, К. А. Коровина, К. Н. Касаткина. Участвовал в гражданской войне в рядах Красной Армии. С 1922 г. -активный член АХРР.
7Бирзгал Ян Петрович (1898-1968) - художник, образование получил в Центральном училище технического рисования им. Штиглица (1918), студии академика Н. С. Самокиша, член АХРР, директор Алупкинского Дворца-музея (1927-1939), директор Симферопольской картинной галереи (19391948), Председатель Союза советских художников Крыма.
8Сварог (Корочкин) Василий Семёнович (1883-1946) - советский художник, живописец, график, педагог. Закончил художественное училище им. Штиглица (1902). В 1920-1930-е годы он публиковал многочисленные рисунки в «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Художник исполнял портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников, рабочих-ударников, отображал быт и подвиги Красной Армии, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты.
9Христенко Николай Павлович (1897) - живописец, член Союза художников СССР. Учился в Казанской художественной школе и в Художественном институте под руководством Н. И. Фешина
34
аккомпанемент гитары. Он ведь был блестящий гитарист, в былые годы соревновался с самим Сеговия - «королем» гитаристов мира [21].
Панорама «Штурм Перекопа» стала самым грандиозным довоенным проектом. Специально для создания более творческой атмосферы в ноябре 1935 г. была проведена реконструкция событий взятия Перекопа 1920 г. с участием пехоты и кавалерии. Художники смогли писать этюды практически «с натуры» [22]. На фотографиях, публикуемых впервые, изображены рабочие моменты подготовительной работы творческой группы (фото. 3; 4 [23; 24]).
Панорама и диорамы «Штурм Перекопа» создавались в течение нескольких лет группой художников. Необходимо отметить, что состав постоянно менялся. Первоначальные эскизы и композиции к панораме «Штурм Перекопа» были созданы Г. К. Савицким, который после скоропостижной смерти М. Б. Грекова в Севастополе 26 ноября 1934 г., стал достойным продолжателем и руководителем проекта. Панорама, изображавшая штурм турецкого вала у Перекопа частями Красной армии в ноябре 1920 г., состояла из двух половин - на одной изображалось сражение на западной части Турецкого вала, а на другой - сражение на восточной части вала. Эту сложную работу выполнили художники Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов и П. И. Христенко (фото. 5). Центральное панорамное полотно было сферической формы и имело 30-ти метровую длину. Создателями диорамных полотен стали П. П. Соко-лов-Скаля и М. М. Соловьев - «Бой у села Отрада»; Б. В. Иогансон1 и В. В. Крайнев - «Переход через Сиваш»; Г. Н. Горелов и А. Е. Куликов - «Штурм Чонгарского моста»; А. В. Моравов и А. А. Пржецлавский2 - «Бой у Юшуни». Эскизы к панораме «Штурм Перекопа», изображавшие западный, северный, восточный, южный сектора, выполнили Г. К. Савицкий, М. И. Авилов и П. И. Котов. Кисти художника В. П. Ефанова принадлежали композиции и этюды «Штурм Перекопа», «Перекоп», «Турецкий вал», «Старая турецкая крепость», «Турецкий вал», «Турецкий вал в сторону Сиваша». Куликов написал этюды «Чонгар», «Берег Чонгара», «Чонгар ночью». В. В. Крайнев - «Пейзаж», «Сиваш», «Берег Сиваша», «Дорога к Перекопу». П. П. Соколов-Скаля - «Этюд красноармейца», «Этюд кавалериста», «Этюд офицера». М. М. Соловьев - «Этюд бойца», Этюд белогвардейца»«, «Этюд кавалериста». Документы, связанные с Панорамой «Штурм Перекопа», были выявлены в 1987-89 гг. в Центральном Государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) г. Москвы сотрудниками Симферопольского художественного музея Г. А. Федотовой и Н. Ф. Грищенко [25].
(1922). С 1948-1953 г. Николай Павлович преподавал рисунок и возглавлял кафедру академического рисунка, с 1962-1983 г. - заведующий кафедрой живописи в МВХПУ (б. Строгановское), его педагогическая деятельность и методическая направленность исходила из принципиально-реалистических установок в изобразительном искусстве.
1 Иогансон Борис Владимирович (1893-1973) - русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. В творчестве заметно влияние импрессионизма. Народный художник СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1968). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). См. о нем : Большая Советская Энциклопедия. 3 изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - С. 366.
2 Пржецлавский (Пшеславский) Александр Александрович (1875- ?) - художник, участник группы по созданию Панорамы «Штурм Перекопа».
35
Выставку макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа» открыли для широкого показа 21 февраля 1938 г. в г. Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 12 художников и 7 макетчиков принимали участие в этом масштабном проекте, среди них: Г. Н. Горелов, В. П. Ефанов, Б. В. Иогансон, В. В. Крайнев, А. Е. Куликов, А. В. Моравов,
A. А. Пластов, А. А. Пржецлавский, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Соловьев, Н. П. Христенко. Общий объем панорамного полотна составил 130х18 м. В экспозиции были представлены макеты панорамы «Штурм Перекопа» и четыре диорамы: «Первая Конная в тылу Врангеля», «Переход через Сиваш», «Разгром Врангеля у Юшуньских позиций», «Бой у Чонгарского моста». Для достойного размещения подготовленных работ был организован и проведен Всесоюзный конкурс на составление проекта здания для панорамы «Штурм Перекопа» в г. Москве [26; 27; 28]. Однако, проект здания не понадобился, т. к. было решено выставлять «Штурм Перекопа» в картинной галерее г. Симферополя.
Управление по делам искусств Крымской АССР контролировало создание панорамы «Штурм Перекопа», поэтому Приказ № 76 от 9 июня 1940 г. «О приеме панорамы «Штурм Перекопа» поручал специально созданной «комиссии к 11/У1- с.г. закончить приемку панорамы «Штурм Перекопа»« [29]. Директором Панорамы «Штурм Перекопа» был назначен руководитель Симферопольской картинной галереи Я. П. Бирзгал, который отвечал за доставку сложнейшего комплекса художественных работ из г. Ленинграда в Крым. Основу экспозиции составили: 1) макет панорамы «Штурм Перекопа» (автор Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов и Н. П. Христенко), 2) макет диорамы «Первая Конная в тылу у Врангеля» (авторы П. П. Соколов-Скаля и М. М. Соловьев), 3) макет диорамы «Переход через Сиваш» (авторы Б. В. Иогансон и
B. В. Крайнев), 4) макет диорамы «Бой у Чонгарского моста» (авторы Г. Н. Горелов и А. Е. Куликов) и 5) макет диорамы «Разгром Врангеля у Юшунских позиций» (авторы А. В. Моравов и А. А. Пржецславский). Для подготовки стыков живописных полотен панорамы и диорам к бутафорским планам макетов в г. Симферополь приезжали художники П. П. Соколов-Скаля, В. С. Сварог, Г. Н. Горелов, А. А. Пржецславский, Н. П. Христенко, П. С. Добрынин и В. В. Крайнев [30] В кратчайшие сроки была подготовлена экспозиция и экскурсоводы смогли достойно представить «Штурм Перекопа» для обозрения публики. 11 июня 1940 г. приказом № 93 «В соответствии с предоставленным Комиссией актом приемки Панорамы «Штурм Перекопа» давалось разрешение на «показ Панорамы и Диорам с 12 июня 1940 года» [31]. Оба приказа подписаны начальником Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР Камилевым. Доставка и экспонирование панорамы и диорам «Штурм Перекопа» в залах Симферопольской картинной галереи стало значительным событием в художественной и культурной жизни Крыма.
Великая Отечественная война, начавшаяся в июне 1941 г. изменила ход художественной истории комплекса «Штурм Перекопа». Агитационно-мобилизационная работа среди населения и военнослужащих велась непосредственно и в музее на смотровых площадках. «Начальник Симферопольского гарнизона распорядился всех вновь мобилизованных и также воинов маршевых частей обязательно повести осмотреть панораму.
36
Фото 2. Встреча с академиком Н. С. Самокишем, г. Симферополь, 1934 г. (фото Оскирко). (Публикуется впервые) Слева направо: В. П. Ефанов, Г. Н. Горелов, Г. С. Добрынин, Д. Ф. Бек, Г. К. Савицкий, Н. Г. Котов-Памирский, В. В. Мешков, М. И. Авилов, П. И. Котов, Н. С. Самокиш, Н. Б. Терпсихоров, М. Б. Греков.
37
Фото 3. Художник В. В. Мешков (на первом плане) и В. П. Ефанов за работой на Чонгаре. Фото Оскирко (публикуется впервые)
Фото 4. Художники Н. П. Терпсихоров, М. И. Авилов и Г. Н. Горелов за работой на Турецкой крепости (Перекоп). 8 ноября 1935 г. Фото Оскирко. (Публикуется впервые)
38
Фото 5. Г. К. Савицкий и Н. П. Христенко пишут панораму «Штурм Перекопа»,
Москва, 30-е годы XX века.
Фото 6. В гостях у академика Н. С. Самокиша. Слева направо: В. В. Крайнев, неустановленное лицо, В. П. Ефанов, Н. С. Самокиш, В. Н. Кучумов, Н. П. Христенко, Г. К. Савицкий
39
И тут начался поистине «второй штурм Перекопа» - на улице К. Либкнехта у здания музея частенько бивуаком располагались воинские части, ожидая очереди просмотра картин» [32]. Музейные работники рассказывали многочисленным посетителям о содержании картин и героической эпопее Перекопских сражений. К сожалению, крымские руководящие работники до последнего запрещали свертывать музейные экспозиции и готовить ценности к эвакуации, чтобы не сеять панику среди населения Крыма. В связи с такой политикой все эвакуационные моменты крымских музеев были доведены до предела, т. е. - когда фашистские войска уже находились у Перекопа и крымские города подвергались жестокой воздушной бомбардировке. Только 27 сентября 1941 г. был отдан приказ № 109-а Крымского управления по делам искусств : «приступите к упаковке экспонатов и свертывании макетов панорамы «Штурм Перекопа»« [33]. В эвакуацию отправлялись и фрагменты панорамы (в собранном виде 130х18м), четыре диорамы (60х15), около 40 эскиз-макетов в 1/5 натуральной величины. «27 октября из Керчи в Алупку пришло трагическое известие о том, что картинная галерея г. Симферополя, погруженная на корабль, готовый к отправке, была полностью уничтожена при налете фашистской авиации» [34].
Для многих деятелей искусства тематика, связанная с героическими подвигами Красной Армии в годы Гражданской войны, стала основной в творчестве и была востребована, потому что служила укреплению внутренней политики советского государства. Академик Н. С. Самокиш стал основоположником и продолжателем традиций советского батального и исторического искусства, основанных на принципах социалистического реализма. Панорама «Штурм Перекопа» была воплощена в жизнь последователями художника и по масштабу стала самым грандиозным довоенным проектом, прославляющим героическую победу советских войск Южного фронта под руководством М. В. Фрунзе и окончательное поражение армии Врангеля в ходе Гражданской войны.
И хоть академик Н. С. Самокиш не воплотил свою мечту в жизнь в полном масштабе, но за создание картины-диорамы «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935) был удостоен в 1941 г. Сталинской премии. Варианты работы он выполнил для музеев г. Днепропетровска, Чернигова [35; 36], что еще раз подтвердило неимоверную работоспособность мастера в зрелые годы жизни.
Память о Н. С. Самокише была увековечена на Перекопских просторах. Так, Указом Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 г. с. Караджанай было переименовано в с. Самокиши1 и располагалось на берегу Сиваша [37, с. 245-246].
В послевоенные годы многие деятели искусства неоднократно обращались к теме перекопских сражений. Так, художником И. С. Петровым в 1958 г. были написаны диорамы «Штурм Перекопа в 1920 году», «Разгром Врангеля под Ишунью 1920». В настоящее время известно, что часть подготовительных оригинальных работ к «Штурму Перекопа» (этюды, эскизы) удалось сохранить. Сначала они находились в запасниках Севастопольского художественного музея им. Крошицкого, а затем были переданы в Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя.
1 Село Самокиши в 70-е г. XX в. было расселено по экологическим соображениям в связи с близостью построенного титанового завода.
40
Список использованных источников и литературы
1. Бурачек М. Украшське малярство : Микола Самокиша / М. Бурачек; передм. К. Буревiя. - Хар-юв : РУХ, 1930. - 41 с.
2. Полканов А. И. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество / А. И. Полканов. - Симферополь : Крымиздат, 1960. - 120 с. ; Яценко В. Ф. М. С. Самокиш : нарис про життя та творчють / В. Ф. Яценко. - К. : Мистецтво, 1954. - 48 с. Ткаченко В. Я. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество / В. Я. Ткаченко. - М. : Искусство, 1964. - 131 с., 7 л. ил.; Лапидус Н. [И.] Николай Самокиш / Н. И. Лапидус. - М. : Белый город. 2006. - 48 с.; Немцова В. С. Н. Самокиш / В. С. Немцова // Галерея искусств. - 2008. - № 7/8. - 31 с.
3. Бирзгал Я. П. Н. С. Самокиш : Жизнь и творчество / Я. П. Бирзгал. - Симферополь : Гос. изд-во Крымской АССР, 1940. - 40 с.
4. Бузина О. Конец белой России / О. Бузина // МК в Украине. - 2010. - 6 нояб. - С. 8-9.
5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5 изд. / В. И. Ленин. - М. : Изд-во политической литературы, 1967. - Т. 42. - С. 130.
6. Михаил Васильевич Фрунзе. Жизнь и деятельность в фотографиях и документах / сост. Е. А. Смотрицкий. - М. : Политическая книга, 1973. - 104 с.
7. Военный энциклопедический словарь / гл. ред. Н. В. Огарков. - М. : Воениздат, 1984. - 863 с.
8. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / гл. ред. С. С. Хромов; ред.кол.: Н. Н. Азовцев, Е. Г. Гимпельсон, П. А. Голуб и др. - М. : Сов. Энциклопедия, 1987. - 720 с., ил., 24 л. ил. и 4 л. карт.
9. Полярный Л. Исторический штурм / Л. Полярный // Крымский комсомолец. - 1934. - 11 нояб.; Картина профессора Н. Самокиша «Переход Красной Армии через Сиваш» (Перекопский бой); Эскиз Н. Самокиша «Взятие Перекопа» // Красный Крым. - 1934. - 14 нояб.; «Штаб 1-ой Конной армии». Картина академика Н. С. Самокиша // Красный Крым. - 1935. - 14 дек.; «Перекопский бой» - эскиз диорамы академика Самокиша // Правда. - 1935. - 9 февр.; Верхозный В. Диорама «Перекопский бой» / В. Верхозный // Правда. - 1935. - 9 февр.; «Переход Красной Армии через Сиваш для взятия Литовского полуострова в 1920 г.» // Красный Крым. - 1935. - 6 окт. ; Рагинский А. В гостях у академика Н. С. Самокиша / А. Рагинский // Сталинская магистраль. - 1936. - 17 дек.; Эскиз картины академика Н. С. Самокиша на выставку «XX лет РККА» «Бегство белых после взятия Перекопа». Фото С. Каме-нецкого // Сталинская магистраль. - 1936. - 17 декаб.
10. Государственный архив в Автономной Республике Крым (далее - ГААРК), ф. Р-3814, оп. 1, д. 95, 8 л.
11. Борзенко С. В гостях у Н. С. Самокиша / С. Борзенко // Харьковский рабочий. - 1938. - 15 сент.
12. Харьковский художественный музей (далее - ХХМ), научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), письмо К. Д. Трохименко - Н. С. Самокишу. - 1927. - 23 июля. - л. 1об.
13. ХХМ, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), письмо Н. С. Самокиш. - 1933. - 24 янв.; Ткаченко В. Я. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество / В. Я. Ткаченко. - М. : Искусство, 1964. - С. 98-99.
14. ХХМ, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), оп. 3, д. 30, л. 2.
15. Петр Иванович Котов / сост. М. И. Мозговенко-Котова. - Орел : АПЛИТ, 2009. - 192 с., илл.
16. Дружинин А. А. Панорамно-диорамное искусство П. И. Котова / А. А. Дружинин // Петр Котов : [сб.] / ред.-сост. М. И. Мозговенко-Котова. - Орел : АПЛИТ, 2010. - С. 21-25.
17. ХХМ, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), оп. 3, д. 30, л. 1.
18. ГААРК, ф. Р-3814, д. 417, л. 103.
19. Андреева Л. Ю. Я. П. Бирзгал - ученик, друг и соратник Н. С. Самокиша / Л. Ю. Андреева // Тавршсью студи. - 2011. - № 1. - С. 57-63 ; Ковалевская Н. А. Ян Петрович Бирзгал : дополнение к биографии / Н. А. Ковалевская // Матер. Международ. науч.-практ. конф. «Н. С. Самокиш и его ученики» / КРУ «Бахчисар. ист.-культ. заповедник»; сост. И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. - С. 218-232.
20. Непомнящий А. А. Профессор Николай Эрнст : страницы истории крымского краеведения. -К. : Стилос, 2012. - 464 с. - (Серия : «Биобиблиография крымоведения» ; вып. 15).
21. ГААРК, ф. Р-3814, д. 417, л. 103 (об).
22. Игнатович Т. Музей убитый на войне / Т. Игнатович // Культура. - 2002. — 21-27 нояб. - С. 4.
23. ХХМ, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), оп. 3, д. 30, л. 3.
24. Там же, л. 4.
41
25. Рабочий архив Ассоциации музеев и заповедников Крыма. Документы, выявленные в 19821986 гг. Панорама «Штурм Перекопа». - Л. 1-4.
26. Всесоюзный конкурс на составление проекта здания для панорамы «Штурм Перекопа» в г. Москве. - М. : Гос. архитектурное изд-во, 1940. - 14 с.
27. Сугуняй В. Штурм Перекопа, ноябрь 1920 г. : панорама / В. Сугуняй // Советский музей. -1938. - № 3. - С. 30-33.
28. Щекотов Н. Штурм Перекопа : худож. панорама / Н. Щекотов // Творчество. - 1938. - № 2. -С. 14-19.
29.ГААРК, ф. Р-3076, оп. 1, д. 33, л. 53.
30.ГААРК, ф. Р-3814, оп. 1, д. 417, л. 102, 102 об.
31. ГААРК, ф. Р-3076, оп. 1, д. 33, л. 54.
32. ГААРК, ф. Р-3814, оп. 1, д. 417, л. 112, 112 об.
33. Там же, л. 138 (об).
34. Тимофеева И. Как спасали сокровища крымских музеев и дворцов во время войны и оккупации / И. Тимофеева // Ялта. - 2009. - 3 авг. - http://www.bigyalta.com.ua/story/164.
35. Харьковский художественный музей, научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), Допжр на ство-рення картини. 15 червня 1939 р. - 1л.
36. Там же, Расписка о получении В. П. Полегенько. 13 июня 1940 г. - 1 л.
37. Кружко Л. П. Н. С. Самокиш и Перекоп / Л. П. Кружко // Матер. Международ. науч.-практ. конф. «Н. С. Самокиш и его ученики» / КРУ «Бахчисарайский ист.-культ. заповедник»; сост. И. Б. Ар-битайло, Е. И. Лазаренко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. - 538 с.
Андреева Л. Ю. До icropii створення Панорами «Штурм Перекопу» / Л. Ю. Андреева // Вчет записки Тавршського национального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». -2012. - Т. 25 (64), № 2. - С. 30-42.
Розглянуто участь академжа М. С. Самокиша в розробщ одтею з ключових тем геро!чних перемог Червоно! Армл в роки Громадянсько! вшни. Основну увагу придшено юторй створення панорами «Штурм Перекопу» i роль художника в становленш радянського батального мистецтва. Проект «Штурм Перекопу» було присвячено само! блискучо! перемоги над Врангелем - Перекопсько-Чонгарськш операцй радянських вшськ Швденного фронту тд кергвництвом М. В. Фрунзе. Колектив художниюв здшснив цю задачу. У робота брали участь: М. Б. Греков, Г. К. Савицький, В. П. Сфанов, Г. Н. Горелов, П. С. Добринш, В. В. Мешков, М. I. Авшов, П. I . Котов та шшг
Ключовi слова: панорама, дюрама, «Штурм Перекопу», М. С. Самокиш.
Andreeva L. U. To the history of the panorama «Sturm Perekop» / L. U. Andreeva / Scientific Notes of V. I. Vernadsky National University. - Series : «Historical Science». - 2012. - // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2. -P. 30-42.
Considered part of Academician N. Samokish in development of one of the key themes of the heroic victories of the Red Army during the Civil War, the history of the panorama «Sturm Perekop» and the role of the artist in the establishment of Soviet battle-art. The «Storm Perekop» was dedicated to the most brilliant victory over Wrangel - Perekop-Chongarskoy operations of Soviet troops of the Southern Front under the leadership of M. Frunze. A collective of artists carried out this task. The work involved: M. Greeks, G. Sawicki, V. Efanov, G.. Gorelov, P. Dobrynin, V. Meshkov and others. Academician N. Samokish written many papers on the subject, however, he was invited by the chief consultant of the project. His students M. Avilov and P. Kotov also took part in this large-scale project. Panorama and diorama «Storm Perekop» was first put on display in Moscow (1938), and then in Simferopol (1940-1941). Unfortunately, during the evacuation of the Great Patriotic War, the part of the panorama «Storm Perekop» was destroyed in a bombing raid in the city of Kerch.
Keywords: panorama, diorama, «Sturm Perekop», N. Samokish.
Поступила в редакцию 01.11.2012 г.
42