Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 15-25.
УДК 94(477.75):7.071.1:092»1862/1924»
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ Е. П. САМОКИШ-СУДКОВСКОЙ: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Андреева Л. Ю.
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
Впервые рассмотрены и проанализированы неизвестные документальные материалы, касающиеся жизни и деятельности жены выдающегося художника Н. С. Самокиша Е. П. Самокиш-Судковской. Введены в научный оборот 19 писем из эпистолярного наследия академиком Н. С. Самокиша. Исследование переписки художницы с Н. С. Самокишем позволило восстановить крымский период в ее биографии.
Ключевые слова: биография, художница, эпистолярное наследие, Е. П. Самокиш-Судковская, Н. С. Самокиш.
Рядом с выдающимся украинским художником, академиком живописи Николаем Семеновичем Самокишем [1, с. 485-486] более тридцати лет жила и творила жена, талантливейшая художница Елена Петровна Самокиш-Судковская. Согласно опубликованным до настоящего времени данным, ей в этом году должно было исполниться 150 лет со дня рождения. Энциклопедические словари содержат незначительные сведения о жизни и деятельности Е. П. Самокиш-Судковской [2, с. 467; 3, с. 454]. Она известна, как вдова академика живописи Руфина Гавриловича Судков-ского и жена академика, профессора мастерской батальной живописи Академии художеств Н. С. Самокиша. Даже основные даты ее рождения и смерти оставались неизвестными. Вместе с тем Е. П. Самокиш-Судковская была достаточно уважаемой художницей до Октябрьской революции. К сожалению, она так и не смогла принять изменившийся государственный строй, возможно, этим и обусловлено то, что до настоящего времени научной биографии художницы не существует.
Цель данного исследования - ввести в научный оборот неизвестные архивные материалы и переписку Е. П. Самокиш-Судковской, М. Р. Лагранж-Судковской с Н. С. Самокишем и реконструировать на их базе биографию художницы Е. П. Самокиш-Судковской и дополнить новыми фактами жизнь и деятельность академика живописи Н. С. Самокиша.
В статье используются неизвестные материалы и эпистолярное наследие Е. П. Самокиш-Судковской, хранящиеся в архиве Харьковского художественного музея. Нами впервые выявлены и изучены тринадцать писем Е. П. Самокиш-Судковской и шесть писем М. Р. Лагранж-Судковской к Н. С. Самокишу, которые представляют собой автографы.
В личном фонде академика Н. С. Самокиша (ф. 23) находятся документы его жены Е. П. Самокиш-Судковской. На одном из конвертов ее рукой начертано: «Въ случае моей смерти прошу передать моему мужу Н. С. Самокишу». Таким образом, часть личных документов и письма оказались у Н. С. Самокиша. Изучение этого материала проливает свет на многие вопросы, связанные с жизнью и деятельностью этой уникальной женщины.
Важной биографической находкой стало свидетельство о рождении Е. Бенард, написанное на немецком языке [4, л.1; фото.1]. Из которого следует, что «Елена Бенард родилась 10 февраля 1862 г. в г. Санкт-Петербурге. Крещена была 28 февраля этого же года в Евангельской Лютеранской церкви Святой Анны». Отцом девочки был «Питер (Петр) Бенард - штабс-капитан, инженер». В документе было указано, что он исповедовал веру «лютеранской конфессии». Матерью значилась «Матильда Ванде, в девичестве Пионтковская», вероисповедание которой относилось к «римско-католической конфессии». Крестными родителями были «государственный советник Якоб Шистович и доктор медицины Амалия Бенард, в девичестве - Айзенах». Это событие было засвидетельствовано в метрической книге, согласно устава и подтверждено проповедником Г. С. Нотингк 2 ноября 1862 г. Санкт-Петербурга. Поэтому можно абсолютно точно утверждать, что факт рождения Е. П. Самокиш-Судковской (в девичестве Бенард) подтвержден документально.
Военный инженер, штабс-капитан Петр Бенард проходил службу в крепости Свеаборг. Здесь же проживали его жена и четверо детей: Елена, Петр, Евгений и Владимир. Детские годы у Е. П. Бенард прошли в г. Санкт-Петербурге. Родители обеспечили дочери прекрасное образование. Она - выпускница Павловского института (г. Санкт-Петербург), о чем свидетельствовало приложение к аттестату, выданному Елене Бенард за № 199 от 3 июня 1880 года [5]. Далее она продолжила обучение в Гельсингфорской художественной школе в Финляндии, а также брала уроки живописи у профессора В. П. Верещагина.
На одной из художественных выставок Е. П. Бенард познакомилась с художником Р. Г. Судковским (1850-1885) [1, 529; 2, с. 499-500; 6], в 1883 г. стала его женой. Её первый муж был родом из семьи священника Херсонской епархии, он получил художественное образование в Императорской Академии художеств. Участие в многочисленных выставках принесло ему известность, как художника-мариниста, а после экспонирования картины «Буря близ Очакова» 12 марта 1882 г. Совет Академии удостоил его звания академика живописи морских видов. Самыми известными работами художника были: «Очаковская пристань» (1881), «Дарьяльское ущелье» (1883), «Штиль» (1884), «Прозрачная вода» (1879-1884).
Согласно метрического свидетельства о рождении, 1 февраля 1884 г. в семье родилась дочь Маргарита [7, л. 1]. В годовалом возрасте девочка лишилась отца. 4 февраля (17) 1885 г. академик Р. Г. Судковский скоропостижно умер от тифа в возрасте 34 лет и оставил дочери и вдове немалое состояние. До совершеннолетия малолетней дочери академика Императорской Академии художеств Маргариты были назначены опекунами вдова академика Е. П. Судковская и протоирей Гавриил Дионисьевич Судковский. Е. П. Судковская приложила много усилий для увековечивания памяти мужа. Она организовала в Петербурге в залах Академии художеств посмертную персональную выставку, а год спустя на его могиле был установлен бюст по проекту Е. П. Судковской, выполненный скульптором Б. В. Эдурдсем.
Осенью 1885 г. Е. П. Судковская отправилась во Францию, чтобы продолжить свое художественное образование в частной студии «Академия Бастьен Лепажа» [8, с. 274]. Здесь и произошло знакомство с успешным выпускником Императорской академии художеств Н. С. Самокишем (1860-1944), который находился заграницей
16
Фото 1. Свидетельство о рождении и крещении Елены Бенард, 1882 г. (публикуется впервые)
i CO
DO
m о
cr
m
о
Ui ï ? §
m s:
3 5
Фото 2. E. П. Бенард, [1881]
° t] о 2 fcl e
iQ s и m
Rs ni S 1°
I
6
S
§
DO
О §
...............................111111411
• /У// мЪ >г *
с ш ¿а г*■/// гЬке'Л аг/г егпЪ ле/ц А, мгг^гг/ал-Ь-
е/г /пбгг.иа го. г/г/" » ----— Л
ШфШфни&МлМр * > I"
<ме>цгь
угЬг/л о 4/(^1 гх/г &А- мм ним*-"
^ггугг/// ¿у. // о // ул г у/ г/ же н ffO.fiу
¿1' //'Г/.МГГМЬ? ГГНМГГ 0Г-
о///>гг/Ь. tfMrr.fr ь
У.
¿у/чгк&го НА г/Ь. ffr.frЬ мГь
Л/*///-утглг 6/.а, лтк 2
/9/О
т.> •.. >,! о.л, .. , / -С
Каммгрись VI',-./У.- . -' . ¿ ¿■.■-.рии'-ъы.
$м„<ь г,/£/ ^/ г-—^--Р1!
' 1 ■ ' -Ч" ____^
Мкя^ш. Ли и*!.!
Фото 3. Грамота Е. П. Самотпи-Судковской, 1910 г. (публикуется впервые)
Фото 4. Портрет Е. П. Самокиш-Судковской, [] (публикуется впервые)
в пенсионерской поездке и совершенствовался у знаменитого художника-баталиста Эдуарда Детайля [9, с. 101]. По возвращении на родину в 1889 г. молодые люди поженились. Е. П. Самокиш-Судковская была Н. С. Самокишу другом и соратником на долгие годы. В феврале 1890 г. за картину «Табун орловских рысистых маток на водопое (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии)», показанную на выставке Императорской Академии художеств ему было присвоено звание академика живописи [9, с. 110]. Широко известны работы: «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885), «Прогулка» (1884), «Авлиарский бой», «Защита Наурской станицы» (1890).
Виртуозное владение различными техниками изобразительного искусства давало возможность супругам проявлять свои таланты. Достаточно плодотворно они работали с издателем А. Ф. Марксом (1838-1904). Художники оформляли журнал «Нива» и его приложения. Так, Е. П. Самокиш-Судковская выполнила иллюстрации к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1911) [10], «Конек-Горбунок» П. П. Ершова (1902). В своих графических работах художница использовала новомодные тенденции стиля «Арт Нуво», приобретенные в Европе. Это сразу оценили знатоки. Работы Е. П. Самокиш-Судковской широко издавались на почтовых открытках издательства «Общество Святой Евгении» (известном под названием «Издательство Красного креста»).
Издательства А. Ф. Девриена, М. О. Вольфа, П. П. Сойкина и А. Ф. Маркса загрузили Н. С. Самокиша полностью иллюстративной работой. Вместе с женой Е. П. Самокиш-Судковской была осуществлена работа над книгами «По белу свету. Путешествие доктора Елисеева» для П. П. Сойкина, «Русский чудо-вождь Граф Су-воров-Рымникский» и «Севастополь и его славное прошлое» для А. Ф. Девриевна, «Рассказ монет» для М. О. Вольфа и для А. Ф. Маркса к его изданию «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Самой известной совместной работой супругов стал «Коронационный сборник» [11], получивший признание при Дворе, и давший славу мастеров книжной графики авторам. Двухтомная книга, вышедшая в свет в 1899 г., содержала подробную историю традиции венчания на царство в России и обзор всех русских коронаций, включая коронацию Николая II (1896). Декоративное оформление выполнил академик Н. С. Самокиш. Супруги, в числе других приглашенных художников-создателей сборника, принимали участие в торжествах, проходивших 14 мая 1896 г. в г. Москве. Е. П. Самокиш-Судковская получила «Свидетельство за № 25 на право ношения Высочайше утвержденного нагрудного значка для художников, присутствовавших на торжествах Св. Коронования Их Императорских Величествъ Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны августа 17 дня « [12]. Она также была награждена ценным подарком государя императора, как «принимавшая учаспе въ трудах по составлешю «Коронацюннаго Сборника 1896 г.» [13]. В 1911 г. супруги выполнили панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Многочисленные заказы обеспечили семье определенное благосостояние. На унаследованной Е. П. Самоки-Судковской даче Керме-Каллио под Выборгом они построили настоящую мастерскую Н. С. Самокишу. Здесь художники обычно проводили лето и осень. Соседями были гравер, офортист В. В. Мате, художники И. Е. Репин, Н. К. Рерих и архитектор
19
Л. Н. Бенуа [9, с. 114]. В Санкт-Петербурге академику Н. С. Самокишу предоставили шести комнатную квартиру.
Е. П. Самокиш-Судковская участвовала в деятельности Первого Дамского художественного кружка, организованного по инициативе П. П. Куриар в 1882 г и просуществовавшего до 1918 г. Она занималась благотворительностью и была с 1910 г. почетным пожизненным членом «Общества призрашя сиротъ лицъ, павшихъ жертвами долга» [14; фото. 3].
Дочь Е. П. Самокиш-Судковской Маргарита Руфиновна Судковская, стала падчерицей Н. С. Самокиша. Законченного художественного образования она не получила, а 12 ноября 1906 г. «была повенчана первымъ законнымъ бракомъ съ корнетом запаса гвардейской кавалерш, потомственным дворянином» Владимиром Владимировичем Лагранжем в домовой Благовещенской церкви Министерства внутренних дел [15]. От этого брака родились два сына и дочь Любочка, которую крестили 1 сентября 1917 г. [16, с.14]. Но художественные способности М. Р. Лагранж-Судковской, унаследованные от родителей, помогли ей состояться в изобразительном искусстве и стать профессиональной художницей.
Революционные бури 1917 г. прошли непреодолимой чертой по семье Само-киш. Академик, профессор мастерской батальной живописи Н. С. Самокиш, преподававший в Академии художеств с 1911 г., в целях безопасности вынужден был отправить в начале 1917 г. жену с дочерью, внуками и тещей в Крым. Он надеялся сразу после окончания учебного года в Академии художеств воссоединиться с семьей, но судьба распорядилась по другому. Только в 1918 г. академик выехал в Крым, но после ограбления в пути Н. С. Самокиш оказался в Евпатории, в то время, как семья находилась в Алупке. Свидеться удалось не сразу. В Крыму постоянно менялась власть. Семья оказалась в самой гуще Гражданской войны. И если академика Н. С. Самокиша от всех невзгод спасала работа и творчество, то Е. П. Самокиш-Судковской этого было недостаточно. Тонко чувствующая женщина переживала распад семьи, как трагедию всей жизни. В это время у Н. С. Самокиша развивались отношения с молодой женщиной Роскан Ивановной Авалиани, проживавшей в г. Евпатории. Даже окончательное установление Советской власти, улучшившее положение художника, не изменили статуса его официальной жены. «Кто я? Вдова? Разводка? Где правда?» - обращалась Е. П. Самокиш-Судковская к мужу. Но академик, так и не смог определиться. «Мне уже около 60 лет, четыре года состарили меня сами по себе», - с горечью писала художница [17, л.1(об)-2; 16, с. 18]. Е. П. Са-мокиш-Судковская устроилась на работу в школу, но за свой труд практически не получала оплаты. Зато была обязана «рисовать для Ревкома плакаты как маляр», она уставала страшно. Отсутствие продуктов питания, обесценивание денег, практически переход на натуральный обмен, последовавшие после этого болезни не могли сломить эту сильную женщину. «Муки, крупы у нас ни капли. Голод уже наступил», - в отчаяньи писала она мужу, обращаясь с «мольбой о помощи в сердечных словах утешений и ободрения» [18, л. 2 (об)]. Письма Е. П. Самокиш-Судковской из личного архива академика свидетельствуют о тяжелейшем финансовом и душевном состоянии, в котором она находилась. Н. С. Самокиш помогал финансово, как мог, но, к сожалению, обстановка даже после установления Советской власти в Крыму
20
оставалась напряженной. «Мы жили в кредитъ месяца, т. е. почти голодали. За этот месяц цены выросли в 10 раз», - писала Е. П. Самокиш-Судковская [19, л. 1-1(об)]. Она продавала всё (драгоценности, вещи), чтобы выжить, чтобы прокормить себя и внуков. Голод, нужда и известие о сметри мужа В. В. Лагранжа стали причиной тяжелейшего душевного состояния М. Р. Лагранж-Судковской. Мать всеми силами пыталась поддержать дочь с внуками. Она писала: «Маргуся впала в полное отчаяние, страдала уж почти умственным упадком, потеряла память, волю и думала о самоубийстве» [20, л.2 (об)]. Благодаря усилиям родного брата В. П. Бернард удалось добиться вызова Маргариты с детьми в г. Москву «заведующей художественной студией». Вскоре она вернулась в г. Алупку, где подрабатывала, расписывая портреты на камушках (гальке). Пытаясь сохранить семью от разорения и спасти остатки средств, Е. П. Самокиш-Судковская продала все имеющиеся ценности и «купила дом в 4 комн[аты] с доходным фруктовым садом» [21, л.1]. Она писала: «бриллиантов нет, расстались со многим не ради дома, а для жизни» [22]. Но их постигла неудача, приобретенный при поддержке мужа маленький татарский домик был отобран (В 1923 г. специальным постановлением, все сделки заключенные в период голода были аннулированы) [23, л. 16]. Н. С. Самокиш по мере возможности поддерживал жену. В письме от 25 марта 1922 г. она сообщала мужу, что «переводы я получаю исправно, иногда задержка на почте - оттого, что не всегда деньги бывают... письма так долго двигаються до Евпатории, что можно три раза с голоду умереть!» [24]. В письме от 16 мая 1922 г. Е. П. Самокиш-Судковская советывалась с мужем : «Я измучилась <...> сердце <...> оно все требует решений - но каких. Я не могу решить без тебя - где, почему и как будемъ жить. Я лично за то, чтобы оставаться на время тутъ и хозяйствовать до какого-либо установ[ления] порядка» [25].
Мытарства семьи Самокишей продолжались, они не могли воссоединиться. Е. П. Самокиш-Судковская предприняла очередную попытку разыскать оставленное имущество в Петрограде и продать дачу Керме-Калло в г. Выборге, теперь уже находящуюся за границей в Финляндии. Она выехала сначала в г. Москву, где обивала пороги всех возможных учреждений, чтобы получить загранпаспорт. Ей помогали, чем могли, знакомые и особенно семья брата В. П. Бенард [26; 27; 28]. В это время её дочери Маргарите Н. С. Самокиш помогал финансово и через своих знакомых составлял протекцию на заказы портретов, чтобы поправить тяжелое положение семьи [29]. При первой же возможности сразу после получения загранпаспорта, 6 декабря 1923 г. Е.П. Самокиш-Судковская выехала в г. Выборг через г. Петроград [30]. Распорядившись с дачей, ей пришлось оставить часть имущества, что смогла она заколотила в ящики. К сожалению, так и осталась в Керме-Калио, а потом и бесследно исчезла крупнейшая коллекция вооружения, обмундирования, предметов старины, которую так бережно собирал всю свою жизнь академик батальной живописи. «Деньги получены (1000 долларов и 120 мелкими долларами). Я их не трачу», - сообщала в одном из последних писем от 9 мая 1924 г. Е. П. Самокиш-Судковская [31, л. 1]. Она ждала мужа и надеялась, что они вместе смогут решить проблемы. Розыски мебели и вещей, оставленных сразу после революции, не принесли никакого результата. Остатки найденного оказались в плачевном состоянии, но сильная женщина верила, что семья сможет вернуться к прежней жизни в Петрограде. Она
21
посетила Академию, но увидела, что всё «в ужасном виде», а мастерская профессора Н. С. Самокиша «заколочена». «Пока разруха в искусстве катастрофическая. Есть надежда получить тебе здесь профессуру, но жалование мизерное и нет квартиры»,
- заключила художница [31, л.2-2(об)]. Письмо от 15 мая 1924 г. оказалось последним в архиве академика Н. С. Самокиша. Из него следовало, что Е. П. Самокиш-Судковская «уж месяц как ...в Петрограде» [32]. Она общалась со многими знакомыми художниками в Академии, они давали дельные советы. Но, к сожалению, Н. С. Самокиш не успел вырваться в Петроград. А Е. П. Самокиш-Судковская полная планов на будущее умерла в 1924 г. В письме к Н. С. Самокишу дочь М. Р. Ла-гранж-Судковская сообщала: «Я здорова физически, но смертью мамы совершенно убита духом» [33]. Н. С. Самокиш, став вдовцом, продолжал помогать дочери М. Р. Лагранж-Судковской и ее детям, проживавшим сначала в Алупке, а затем в Москве, и так до самого начала Великой Отечественной войны [34-37].
Таким образом, благодаря изучению и введению в научный оборот неизвестных документов из личного фонда академика живописи Н. С. Самокиша, удалось установить точные даты жизни выдающейся художницы Е. П. Самокиш-Судковской (10 февраля 1862 г. - 1924 г.). Город Санкт-Петербург (Петроград) стал и местом рождения и местом покоя жены двух академиков живописи. Сведения, о том что она эмигрировала и умерла в Париже, считаем необоснованными. Н. С. Самокиш помогал дочери М. Р. Лагранж-Судковской и её детям до и после смерти своей жены Е. П. Самокиш-Судковской. Большая часть биографических данных подтверждена документально, а эпистолярное наследие позволило с большой степенью достоверности восстановить факты из жизни Е. П. Самокиш-Судковской. Это может быть использовано в дальнейшем при создании научной биографии выдающейся представительницы в области книжной графики конца XIX
- начала XX века.
Выражаю признательность за помощь в научно-исследовательской работе директору Харьковского художественного музея Валентине Васильевне Мызгиной и заведующей архивным сектором Светлане Артемовне Волошкиной.
Список использованных источников и литературы
1. Художники Украши: енциклопедичний довiдник / 1н-т проблем сучасного мистецтва АМУ; редкол.: В. Д. Сидоренко та ш. - Кшв : 1нтертехнолопя, 2006. - 640 с.
Khudozhnyky Ukrayiny: entsyklopedychnyy dovidnyk / In-t problem suchasnoho mystetstva AMU; redkol.: V. D. Sydorenko ta in. - Kyyiv : Intertekhnolohiya, 2006. - 640 s.
2. Коновалов Э. Г. Новый полный словарь русских художников / Э. Г. Коновалов. - М. : Эксмо, 2012. - 624 с.
Konovalov Е. H. Novyy polnyy slovar' russkykh khudozhnykov / E. H. Konovalov. - M. : Eksmo, 2012. - 624 s.
3. Русское искусство: иллюстрированная энциклопедия: архитектура, графика, живопись, скульптура, художники театра. - М. : Трилистник, 2001. - 599 с.
Russkoe yskusstvo: yllyustryrovannaya entsyklopedyya: arkhytektura, hrafyka, zhyvopys', skul'ptura, khudozhnyky teatra. - M. : Trylystnyk, 2001. - 599 s.
4. Харьковский художественный музей (далее - ХХМ), научный архив, ф. 23 (Н. С. Самокиш), Свидетельство о рождении, крещении Е. Бенард. - 1862. - 2 ноябр.
Khar'kovskyy khudozhestvennyy muzey (dalee - KHKHM), nauchnyy arkhyv, f. 23 (N. S. Samokysh), Svydetel'stvo o rozhdenyy, kreshchenyy E. Benard. - 1862. - 2 noyabr.
22
5. Там же, Приложение к аттестату № 199. - 1880. - 3 июня. - 3 л.
Tam zhe, Prylozhenye k attestatu № 199. - 1880. - 3 yyunya. - 3 l.
6. Судковский Руфим Гаврилович // Русский биографический словарь : в 25 т. / под наблюд. А. А. Половцева ; имп. Русское историческое общество. - СПб., 1912. - С. 103.
Sudkovskyy Rufym Havrylovych // Russkyy byohrafycheskyy slovar' : v 25 t. / pod nablyud. A. A. Polovtseva ; ymp. Russkoe ystorycheskoe obshchestvo. - SPb., 1912. - S. 103.
7. ХХМ, научный архив, фонд 23 (Н.С.Самокиш), Свидетельство о рождении М. Судковской. -№12. - 14 февраля. - 1884.
KHKHM, nauchnyy arkhyv, fond 23 (N.S.Samokysh), Svydetel'stvo o rozhdenyy M. Sudkovskoy. -№12. - 14 fevralya. - 1884.
8. Медведева Л. А. Работы Е. П. Самокиш-Судковской в собрании Николаевского областного художественного музея имени В. В. Верещагина / Л. А. Медведева // Матер. Международ. науч.-практ. иск. конф. «Самокиш и его ученики» / КРУ «Бахчисар. ист.-культ. заповедник ; сост. И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. - С. 272-279.
Medvedeva L. A. Raboty E. P. Samokysh-Sudkovskoy v sobranyy Nykolaevskoho oblastnoho khudoz-hestvennoho muzeya ymeny V. V. Vereshchahyna / L. A. Medvedeva // Mater. Mezhdunarod. nauch.-prakt. ysk. konf. «Samokysh y eho uchenyky» / KRU «Bakhchysar. yst.-kul't. zapovednyk ; sost. Y. B. Arbytaylo, E. Y. Lazarenko. - Symferopol' : Byznes-Inform, 2011. - S. 272-279.
9. Николай Семенович Самокиш: мемуары / Харьк. худ. музей ; сост. Л. Абраменко. - Харьков : Золотые россыпи, 2010. - 184 с.
Nykolay Semenovych Samokysh: memuary / Khar'k. khud. muzey ; sost. L. Abramenko. - Khar'kov : Zolotye rossypy, 2010. - 184 s.
10. Пушкин А. С. Евгений Онегин: [роман] с ил. Е. П. Самокиш-Судковской / А. С. Пушкин. -2 изд. - СПб. : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. - 119 [1] с., ил.
Pushkyn A. S. Evhenyy Onehyn: [roman] s yl. E. P. Samokysh-Sudkovskoy / A. S. Pushkyn. - 2 yzd. -SPb. : t-vo R. Holyke y A. Vyl'borh, 1911. - 119 [1] s.: yl.
11. Коронационный сборник 14 мая 1896 года / под ред. В. С. Кривенко: 2 т. - СПб : экспедиция заготовления государственных бумаг, 1899. - Т. 1. - XXXIII, 415, [12], с., ил. - Т. 2. - XXVI, 336 с.
Koronatsyonnyy sbornyk 14 maya 1896 hoda / pod red. V. S. Kryvenko: 2 t. - SPb : ékspedytsyya za-hotovlenyya hosudarstvennykh bumah, 1899. - T. 1. - XXXIII, 415, [12], s., il. - T. 2. - XXVI, 336 s.
12. ХХМ, научный архив, фонд 23, Свидетельство Е. П. Самокиш-Судковской, № 25. 17 августа 1896.
KHKHM, nauchnyy arkhyv, fond 23, Svydetel'stvo E. P. Samokysh-Sudkovskoy, № 25. 17 avhusta 1896.
13. Там же, письмо В. Кривенко - Е. П. Самокиш-Судковской, № 181. 28 февраля [1896].
Tam zhe, pys'mo V. Kryvenko - E. P. Samokysh-Sudkovskoy, № 181. 28 fevralya [1896].
14. Там же, Грамота Е. П. Самокиш-Судковской, № 131. 14 декабря 1912.
Tam zhe, Hramota E. P.Samokysh-Sudkovskoy, № 131. 14 dekabrya 1912.
15. Там же, Свидетельство о венчании. 12 ноября 1906.
Tam zhe, Svydetel'stvo o venchanyy. 12 noyabrya 1906.
16. Андреева Л. Ю. Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская: жизнь после Октябрьского переворота (1918-1924) / Л. Ю. Андреева // Актуальные вопросы истории, культуры и этнографии Юго-Восточного Крыма: матер^-й Междунар. науч. конф. - Симферополь; Новый Свет, 2013. - С. 13-23.
Andreeva L. YU. N. S. Samokysh y E. P. Samokysh-Sudkovskaya: zhyzn' posle Oktyabr'skoho perevo-rota (1918-1924) / L. YU. Andreeva // Aktual'nye voprosy ystoryy, kul'tury y étnohrafyy Yuho-Vostochnoho Kryma: mater. V-y Mezhdunar. nauch. konf. - Symferopol'; Novyy Svet, 2013. - S.13-23.
17. ХХМ, научный архив, ф. 23, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 2 февр. 1921.
KHKHM, nauchnyy arkhyv, f. 23, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 2 fevr. 1921.
18. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 2 февр. 1921.
Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 2 fevr. 1921.
19. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская. 26 января 1922.
Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya. 26 yanvarya 1922.
23
20. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 26 января 1922. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 26 yanvarya 1922.
21. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 24 марта 1922. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 24 marta 1922.
22. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковской - Н. С. Самокишу. [1922]. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskoy - N. S. Samokyshu. [1922].
23. Государственный архив в Автономной Республике Крым, ф. Р-3814, оп. 1, д. 417. Hosudarstvennyy arkhyv v Avtonomnoy Respublyke Krym, f. R-3814, op. 1, d. 417.
24. ХХМ, научный архив, ф. 23, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 24 марта 1922.
KHKHM, nauchnyy arkhyv, f. 23, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 24 marta 1922.
25. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 16 мая 1922. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 16 maya 1922.
26. Там же письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 15 сентября [1923]. Tam zhe pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 15 sentyabrya [1923].
27. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 17 октября 1923. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 17 oktyabrya 1923.
28. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 19 ноября 1923. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 19 noyabrya 1923.
29. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковской - Н.С.Самокишу. [3 октября 1923]. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskoy - N.S.Samokyshu. [3 oktyabrya 1923].
30. Там же, письмо Е.П.Самокиш-Судковской - Н.С.Самокишу. 5 декабря 1923. Tam zhe, pys'mo E.P.Samokysh-Sudkovskoy - N.S.Samokyshu. 5 dekabrya 1923.
31. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 9 мая 1924. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 9 maya 1924.
32. Там же, письмо Е. П. Самокиш-Судковская - Н. С. Самокишу. 15 мая [1924]. Tam zhe, pys'mo E. P. Samokysh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 15 maya [1924].
33. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковская - Н. С. Самокишу. [1924]. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. [1924].
34. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковская - Н. С. Самокишу. 15 ноября 1935. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 15 noyabrya 1935.
35. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковская - Н. С. Самокишу. 23 февраля 1939. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 23 fevralya 1939.
36. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковская - Н. С. Самокишу. 11 января 1940. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 11 yanvarya 1940.
37. Там же, письмо М. Р. Лагранж-Судковская - Н. С. Самокишу. 15 января 1941. Tam zhe, pys'mo M. R. Lahranzh-Sudkovskaya - N. S. Samokyshu. 15 yanvarya 1941.
Андреева Л. Ю. Неввдот сторшки бюграфп Е. П. Самокш-Судковський : до 150^ччя з дня на-родження / Л. Ю. Андреева // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iме-ш В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». - 2013. - Т. 26 (65), № 2 - С. 15-25.
Вперше проаналiзовано невiдомi документальш матерiали, що стосуються життя i дшльносп дру-жини академжа М. С. Самокиша С. П. Самокиш-Судковський. Введено в науковий оби1 19 листав з етстолярно! спадщини М. С. Самокиша. Дослвдження листування художниц з М. С. Самокишем дозволило вщновити кримський перюд в и бюграфп.
Ключовi слова: бiографiя, художниця, етстолярна спадщина, С. П. Самокиш-Судковська, М. С. Самокиш.
24
Andreeva L. U. Unknown page biography E. P. Samokish-Sudkovskaya : the 150th anniversary of the birth / L. U. Andreeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2013. - Vol. 26 (65), No 2 - P. 15-25.
First reviewed and analyzed unknown documentary material relating to the life and work of the artist's wife N. Samokish E. Samokish-Sudkovskaya. Introduced in the scientific revolution of the 19 letters of the epistolary heritage of academician N. Samokish. Study correspondence allowed to restore the artist's life during the Crimean E. Samokish-Sudkovskaya. She is known as the widow of academician of painting R. Sudkovsky and wife Academician Professor battle painting workshop Academy of Arts N. Samokish. In personal fund Academician N. Samokish are personal documents of his wife, Helena Petrovna Samokish-Sudkovskaya, which made it possible to establish many unknown facts of her biography. An important finding was the biographical birth certificate E. Benard. From which it follows that Helen Benard was born February 10, 1862 in St. Petersburg in the family of a military engineer Peter Benard. Another document was the application to the certificate, a certificate of graduate education Pavlovsk Institute (St. Petersburg). In 1883 she became the wife of the artist Rufin Gavrilovic Sudkovsky (1850-1885). According to the birth certificate, February 1, 1884 in the family had a daughter Margaret. In one year old girl lost her father. February 4 (17) 1885 Academician R. Sudkovsky suddenly died of typhus at age 34 and left a widow and daughter considerable fortune. In 1889 E. Sudkovskaya married the painter N. Samokish. The family lived in St. Petersburg. They collaborated with a number of publishers, magazines and books. Artist designed the magazine «Niva» and its application. Thus, E. Samokish-Sudkovskaya completed illustrations for «Eugene Onegin» Pushkin, «Humpbacked Horse» P. Ershov. In his graphic works the artist used newfangled trend style «Art Nouveau», purchased in Europe. It immediately recognized experts. Works E. Samokish- Sudkovskaya widely published on postcards publishing «Society of St. Eugene». Most famous collaboration was the spouses «Coronation Collection» (1899). E. Samokish-Sudkovskaya received the «Certificate» and a gift for participating in the design of this two-volume work. Also E. Samokish-Sudkovskaya participated in the activities of the First Ladies of the artistic circle (1882-1918), and has been involved in charity work since 1910 an honorary life member of The Society of assisting orphans. Revolutionary storms in 1917 passed an irresistible feature for family Samokish. They lost everything : home, work, financial well-being. Caught in the Crimea, they were never able to reunite. Academician N. Samokish lived in Evpatory, then in Simferopol, and E. Samokish-Sudkovskaya in Alupka. Most severe in the artist's life became Crimean period. Surviving letters E. Samokish-Sudkovskaya to Academician N. Samokish (1921-1924) showed severe mental and financial crisis that led to the death of the artist in 1924. Thus, a large part of the biography is well documented, and epistolary heritage allowed a high degree of reliability to recover facts from the life of E. Samokish-Sudkovskaya. This can be used when creating a scholarly biography of prominent representatives of the book charts in the late XIX -early XX century.
Keywords : biography, artist, epistolary heritage, E. Samokish-Sudkovskaya, N. Samokish.
Поступила в редакцию 01.11.2013 г.
Рецензенты:
д.и.н., проф. В. Ю. Ганкевич
д.и.н., проф. С. С. Щевелев
25