Научная статья на тему 'Стилистические особенности графических иллюстраций Н. С. Самокиша на рубеже веков'

Стилистические особенности графических иллюстраций Н. С. Самокиша на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
685
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ДРЕВНЕРУССКИЕ МОТИВЫ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / МОДЕРН / РЕАЛИЗМ / Н.С. САМОКИШ / Е.П. САМОКИШ-СУДКОВСКАЯ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ляшенко Светлана Владимировна

Деятельность художника Н.С. Самокиша в области иллюстрации совпала с расцветом модерна и стремительным развитием книгоиздания в России и за рубежом, что не могло не повлиять на манеру исполнения его произведений. В них проявился гармоничный синтез новых тенденций в искусстве и традиций предыдущих эпох. Широкое отражение нашли древнерусские орнаменты и шрифты. Отмечена совместная деятельность Самокиша и его жены Е.П. Самокиш-Судковской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности графических иллюстраций Н. С. Самокиша на рубеже веков»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 75.03 ББК 85.1

С.В. Ляшенко

стилистические особенности графических иллюстрации н. с. самокиша на рубеже веков

Деятельность художника Н.С. Самокиша в области иллюстрации совпала с расцветом модерна и стремительным развитием книгоиздания в России и за рубежом, что не могло не повлиять на манеру исполнения его произведений. В них проявился гармоничный синтез новых тенденций в искусстве и традиций предыдущих эпох. Широкое отражение нашли древнерусские орнаменты и шрифты. Отмечена совместная деятельность Самокиша и его жены Е.П. Самокиш-Судковской.

Ключевые слова:

графика, древнерусские мотивы, иллюстрация, модерн, реализм, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш-Судковская, стилистические особенности.

Возникновение на рубеже Х1Х-ХХ столетий так называемого нового искусства сыграло значительную роль в развитии мировой художественной культуры. Расцвет «ар-ну-во» во Франции, «югендстиля» в Германии, «тиффани» в Америке повлиял на формирование вкусов и творчество многих художников. Особый статус в этот период приобрело искусство печатной графики. Внимание уделялось и оформлению изданий: книги и журналы украшались большим количеством цветных иллюстраций, которые выполнялись профессиональными художниками. Появление новых типографий, оснащенных современ ным оборудованием, позволяло обеспечить высокое качество полиграфической продукции и возможность разнообразного воплощения художественных идей. Художники искали подсказки в окружающем их мире природы, отдавали предпочтение естественным линиям, повторяя завитки цветов и рельефную резьбу листьев растений. Создавалось принципиально новое, иногда непонятное, но вызывающее интерес и восхищение, искусство. В тоже время в своем творчестве художники продолжали обращаться к традициям прошлых лет.

На рубеже веков было создано большое количество книжных изданий, которые вставали в один ряд с высокохудожественными произведениями. Яркую страницу

в истории печатной продукции в России представляют книги, в иллюстрировании которых принимали участие Н.С. Само-киш и Е.П. Самокиш-Судковская. Существует немало графических работ, над которыми художники работали вместе.

Мы не случайно отметили их совместную работу. Дело в том, что деятельность известного художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша на рубеже веков была тесно связана с творчеством его жены, художницы Елены Петровны Самокиш-Судковской1. Они познакомились в Париже. Николай Са-мокиш находился во Франции как пенсионер Императорской Академии художеств, которую блестяще окончил в 1885 г. Он стажировался в мастерской художника Ж.Б. Эдуарда Детайля и уже успел заявить о себе как о талантливом баталисте. Елена Судковская, к этому времени известная акварелистка и книжный иллюстратор, приехала в Париж после смерти мужа, художника-мариниста Р.Г. Судковского2. Выпускница Павловского института, ученица Гельсингфорской рисовальной школы она совершенствовала свое мастерство в частной академии Жюлиана3. Их семейный и творческий союз продлился почти тридцать лет, оставив значительный след в русской художественной культуре.

Самокиш оформлял и иллюстрировал различные издания, и стилистику

его графических иллюстраций во многом определяли сами произведения (их тематика), над которыми он работал. Своеобразный подход к иллюстрированию и выполнение графических работ художником в разнообразной стилистике, до сих пор привлекает внимание исследователей.

В 4-х томах альбома очерков и картин из путешествий по трем частям Старого Света доктора А.В. Елисеева «По Белу - Свету» [6] интерес представляют выполненные Само-кишем заглавные буквы. Каждый инициал, начинающий новый раздел, вынесен за объем текста и имеет сравнительно большой размер по отношению к другим буквам. Это позволяло разместить рисунок в самой букве или использовать ее контур как часть рисунка. Здесь художник придерживался реалистической основы, однако в манере исполнения уже читаются новые тенденции. Такой же подход художника к оформлению заглавных букв будет наблюдаться при выполнении графических работ для других изданий.

С особой пышностью украшены заглавные буквы в 4-х томах очерков Н.И. Кутепова «Великокняжеская и царская охота на Руси» [9] - весьма значительном издании в творчестве Самокиша-иллюстратора. Он выступил автором переплетов и многих рисунков в тексте, выполненных в самой разнообразной технике: акварелью, тушью и пером, позолотой и кистью. В соответствии с сюжетом повествования на страницах издания располагались анималистические и охотничьи рисунки. Самокишу принадлежит большое количество виньеток, заставок, инициалов с орнаментами в стиле древнерусского народного искусства, мотивы которых заимствовались из древних рукописных книг и икон, а также из альбомов В.И. Бутовского, В.В. Стасова, князя Гр.Гр. Гагарина.

Древнерусские мотивы легли в основу рисунков к поэме Л. Мея4 «Избавитель», полностью включенной во II том «Великокняжеской и царской охоты на Руси». Текст поэмы напечатан особым шрифтом, над созданием которого также работал Самокиш. Выбрав за основу крупный прямой полу-устав5, характерный для рукописных книг второй половины XVII века, «созданный в оружейной мастерской для подношения царю Алексею Михайловичу» [1, с. 77], которому и посвящена поэма, мастер создал оригинальный шрифт, усилив восприятие атмосферы и времени описанных событий.

Тома «Великокняжеской и царской охоты на Руси» получились роскошные, поражающие своим великолепием зрителя и сегодня. Однако, как отмечала исследователь иллюстрирования и художественного оформления очерков Н.И. Кутепова искусствовед Р.И. Вла-

сова6, в этой работе мастера присутствовала «стилистическая одинаковость, которую можно объяснить тем, что художник работал безотказно и быстро, никогда ничего не переделывая и даже не подправляя» [3, с. 5]. Такой подход к иллюстрированию устраивал Ку-тепова, который «обязывал иллюстраторов, во-первых, не выходить за рамки текста, и во-вторых, добиваться достоверности» [3, с. 5].

В 1899 г. в Санкт-Петербурге вышло в свет шикарное подарочное библиографическое издание «Коронационный сборник 14 мая 1896 года» [8] в двух томах под редакцией В.С. Кривенко7. Сборник включает в себя описание коронаций российских монархов, представителей династии Романовых, и основных событий, происходящих в эпоху их правления. Основная часть издания - подробное описание Священного Коронования Государя Императора Николая II и его супруги Государыни Императрицы Александры Федоровны, состоявшееся 14 мая 1896 г.

Художественное оформление и украшение Коронационного сборника было поручено Самокишу. Он выполнил обрезы переплетов, форзацы, титулы, шмуцтитулы. Все издание украшают его виньетки, заставки, концовки с применением древнерусских орнаментов (например, концовка с орнаментом XV века; концовка с орнаментом из рукописи XIV века).

В графических рисунках художника для оформления выше названного издания широкое отражение нашли древнерусские и русско-византийские мотивы.

Иллюстрируя события, связанные с началом правления династии Романовых, он использовал изображения старинных вещей, монет, воинских регалий и царских атрибутов. Некоторые иллюстрации Самокиш выполнял с акварелей художника Ф.Г. Солн-цева8 («Виньетка с изображением барм, найденных в одном из старинных рязанских кладов», «Царские посохи, жезлы и орлец», «Трон царя Бориса Годунова, присланный ему в дар персидским шахом Абассом» и др.) из знаменитого издания «Древности Российского государства» [5]. Интерес к предметам старины на рубеже веков был связан с зарождением русско-византийского стиля, который в творчестве Самокиша нашел отражение прежде всего в графике заглавных букв для Коронационного сборника. Уникальные буквы, украшенные элементами различных орнаментов, можно рассматривать как самостоятельные произведения графического искусства, они поражают мастерством и фантазией. Характер рисунков и использованный орнамент отвечают общей конструкции букв, которые отличаются оригинальной композицией и яркими чистыми красками.

3 ю О

Н.С. Самокиш. Арабская девушка. Н.С. Самокиш.

Буква «О». Орнаментальная кон- Титульный лист. «Великок-

цовка. Иллюстрации к альбому А.В. няжеская и царская охота на

Елисеева «По Белу-Свету». 1896. Руси». II том. 1898.

Н.С. Самокиш. Титульный лист юбилейного издания «Сто лет военного ведомства. 1802-1902». 1902.

Н.С. Самокиш. Буквы «Д» и «П». Заставка раздела «Исторический обзор русских коронаций». Иллюстрации альбома «Коронационный сборник 14 мая 1896 год». 1899.

Н.С. Самокиш. Кобзарь. Лист альбома «Из Украинской старины». 1900.

Н.С. Самокиш. Буквы «В» и «С» к изданию «Мертвые души» Н.В. Гоголя 1901.

Художник хорошо знал историю русской книжной графики, ее орнаментику и умело использовал строгие геометрические многоцветные орнаменты XVI-го и киноварные растительные орнаменты XVII века.

Особое место в книжной графике рассматриваемого периода занимают иллюстрации к изданию, вышедшему в свет в 1901 г. - «Похождения Чичикова, или мертвые души» Н.В. Гоголя [3]. Над художественным оформлением книги трудился большой коллектив. Издатель А.Ф. Маркс9 в своей вступительной статье писал: «Предоставить выполнение всех рисунков одному художнику оказалось немыслимо ... при значительном количестве иллюстраций появилось бы некоторое однообразие в манере исполнения» [3, с. VII].

Самокишу в «Мертвых душах» принадлежат виньетки и заглавные буквы, открывающие главы. Выполненные с большим мастерством и изяществом, стилистически они не образуют единого ряда: наряду с русскими орнаментальными мотивами, художник ввел элементы модерна. Несмотря на то, что многие в России считали модерн «декадентством» и не одобряли работы в такой манере, Самокиш очень смело украсил некоторые буквы букетами роз, «вплетая» их в общий рисунок; кольцами с развевающимися лентами; факелами; применил контур женского профиля; изобразил львиные головы, пышные бордюры и т. д. Также буквы украшались рисунками, содержащими растительные мотивы: изображение веток лавра благородного и плюща, хвойных веток и цитрусовых растений.

Сегодня трудно сказать, по какому принципу создавал свои буквы-рисунки художник. Можно предположить, что секрет кроется в произведении Гоголя, и сам текст подсказывал художнику видение той или иной буквы. Но не исключено, что определенное влияние оказывали рисунки его жены, также принимавшей участие в иллюстрировании этого издания. Популярная в те годы Самокиш-Судковская, которую хорошо знала читающая публика Петербурга, создавала изумительные по красоте рисунки, в которых явно читались нотки модерна. Критики-современники упрекали ее в излишней красивости, но читателям ее рисунки нравились и вызывали восхищение. Такого иллюстрирования требовало время и мода.

Журнал «Новь» писал: «Самокиш не переставал следить за всем, что появлялось нового в области рисунка ... К декадентству он не примкнул, тем не менее в его рисунках чувствуются новые веяния, новые мотивы в отношении форм и линий, которые мощным потоком заполнили искусство» [14, с. 5].

Интересным изданием с графическими иллюстрациями Самокиша стал альбом

«Из Украинской старины» [7]. Работы мастера представляют собой виньетки: пером и тушью он заполнил свободное пространство двадцати листов альбома пейзажами, жанровыми сценами, предметами быта и религиозными атрибутами, обрамляя изображения персонажей и героев истории, исполненных художником С.И. Ва-сильковским10. Однако виньетки в этом издании - завершенные, самостоятельные произведения, в которых стиль определялся передаваемым событием, что явилось прекрасным примером символического графического языка мастера. Известный искусствовед, исследователь русской книжной графики XIX века А.А. Сидоров11 назвал эти рисунки «самым художественно убедительным произведением Самокиша» [12, с. 54].

На рубеже веков Самокиш был больше известен как график и книжный иллюстратор, чем художник-баталист. Это было время, когда он довел до совершенства свою технику рисования пером. В его графических рисунках узнается особый характер штриха.

Почему же мастер баталий столько времени уделял иллюстрированию книг? Прежде всего, надо вспомнить, что одним из сильных впечатлений в юности художника было знакомство со старинными книгами из иезуитской библиотеки, конфискованной во время восстания поляков в 1860 г., а затем переданной городской школе города Луцка Волынской губернии. Его родной дядя12 преподавал в этой школе, а также был заведующим библиотекой. Он и поручил своему племяннику разобрать и систематизировать огромную коллекцию. Спустя годы Самокиш вспоминал: «Открывши шкафы с книгами, я был поражен книжным богатством. Толстые фолианты, обтянутые кожей, с медными застежками, чередовались с книгами и журналами, снабженными большим количеством иллюстраций, и прекрасными гравюрами ... Чудесные акватинты и офорты привлекали мое внимание... Пропадал я в библиотеке с утра и до позднего вечера.» [11, с. 11].

Различные орнаменты, украшающие страницы старинных книг, разнообразные иллюстрации, красивые обложки остались, конечно, в памяти художника на всю жизнь и оказали определенное влияние на стилистические решения в его работах.

Первые рисунки-иллюстрации Самокиша появились в 1886 г. на страницах журнала «Новь» к очеркам Сергея Атавы13. Охотничьи сцены, бытовые ситуации на конном заводе и другие жанровые сцены были выполнены в реалистической манере, лаконично и достоверно. Удачное размещение рисунков в тексте было признаком тонкого художественного вкуса, который не подвел

3 ю О

книжного графика в процессе всей иллюстрационной деятельности.

Особый пласт в творчестве Самокиша составляют графические рисунки к изданиям по истории полков и книгам на историческую и военную тематику. Прикрепленный к военному ведомству художник в эти годы оформил множество военных альбомов, в том числе юбилейных изданий различных полков («Столетие военного ведомства. 1802- 1902» [13], «История лейб-гвардии Финляндского полка 1806-1902» [4] и многие другие). Работая пером и тушью, он достоверно передавал детали военной одежды разных чинов, оружие, пейзажи.

Альбом «Война 1904-1905. Из дневника художника» [10] открыл современникам Самокиша как баталиста-графика. В этом издании он не иллюстрирует текст, он иллюстрирует войну и остается верен традициям реализма. Это был репортаж с театра

военных действий («порой очень добросовестный и правдивый» [13, с. 209]). Изображая войска на поле сражения, художник с удивительной точностью передавал не только их расположение, но и эмоциональное состояние солдат и офицеров. В жанровых батальных сценах он с исторической достоверностью показывал эпизоды битв, переходов войск и других военных ситуаций.

При изучении графических иллюстрационных работ Самокиша становится очевидным, что рисунки создавались в различных стилях: с одинаковым мастерством он украшал книги виньетками, концовками, заставками и вычурными заглавными буквами, орнаментальными мотивами древнерусского искусства, элементами модерна, а также правдивыми, четкими графическими зарисовками, передающими реальные военные события.

Список литературы:

[1] Аксенова Г. В. Книжное творчество Н. С. Самокиша // Библиотековедение. - 2010, № 1. - С. 72-79.

[2] Власова Р. И. Иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская и царская охота на Руси». Т. I. // Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. - 2005, № 8.

[3] Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвые души. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1900. - 572 с.

[4] Гулевич С. История лейб-гвардии финляндского полка. 1806-1906. В 4 т. - СПб.: Экономическая Типо-литография, 1906. - 524 с.

[5] Древности Русского государства: в 13 т. Сост. Ф. Г. Солнцев. - М.: Типография А. Семена, 1849-1865.

[6] Елисеев А. В. По Белу-Свету. В 4 т. - СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1898. - 1504 с.

[7] Из Украинской старины. Альбом. - СПб.: Книгоиздат. А. Ф. Маркса, 1900. - 98 с.

[8] Коронационный сборник 14 мая 1896 года. В 2 т. - СПб.: Изд. Экспедиции заготовления Гос. бумаг, 1899. - 336 с.

[9] Кутепов Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. В 4 т. - СПб.: Изд. Экспедиции заготовления Гос. бумаг, 1898-1911.

[10] Самокиш Н. С. Война 1904-1905. Из дневника художника. - СПб.: Издание Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1908. - 70 с.

[11] Самокиш Н. С. Як я став художником. - Киев: Мистецтво, 1937. - 74 с.

[12] Сидоров А. А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. - М.: Искусство, 1969. - 252 с.

[13] Столетие военного ведомства. 1802-1902. - СПб.: Типография О.М. Вольфа, 1902. - 496 с.

[14] Русаков В. Н.С. Самокиш художник-баталист и художник-иллюстратор // Новь. - 1904, № 121, январь. - С. 1-10.

Самокиш-Судковская Елена Петровна (1862-1924), урожденная Бенард, в первом браке Судковская

- русская художница акварелистка, книжный иллюстратор.

Судковский Рафаил Гаврилович (1850-1885) - русский художник-маринист.

Академия Жюлиана - частная академия художеств в Париже, основанная художником Родольфом Жюлианом в 1868 г.

Лев Александрович Мей (1822-1862) - русский поэт, переводчик.

Полуустав употреблялся с XIV века и просуществовал до тех пор, пока рукописные книги не заменили печатные.

Раиса Ивановна Власова (1919-2003) - искусствовед и преподаватель Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Василий Силович Кривенко (1854-1931) - русский писатель и общественный деятель. Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) - русский художник, автор и руководитель уникального издания «Древности Русского государства».

Маркс Адольф Федорович (1838-1904) - русский книгоиздатель.

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917) - русский и украинский художник-пейзажист. Алексей Алексеевич Сидоров (1891-1978) - русский и советский ученый искусствовед. С октября 1877 по июль 1878 Самокиш жил у своего дяди Якова по материнской линии. Сергей Николаевич Терпигорев (псевдоним Сергей Атава) (1841-1895) - русский писатель и публицист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.