Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
451
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / AZERBAIJAN / CASPIAN SEA / SOUTH CAUCASUS / ENERGY SECURITY / OIL AND GAS SECTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Притчин Станислав Александрович

В статье рассматривается роль нефтегазового сектора Азербайджанской Республики как важнейшего инструмента обеспечения успешной внешней политики республики. Несмотря на то, что на заре своей независимости добыча нефти и газа в Азербайджане стагнировала и запасы энергоресурсов были сравнительно небольшими, республика за 30 лет, независимости сумела стать ключевым игроком на энергетическом рынке Каспийского и Черноморского бассейнов и Южной Европы. Азербайджану это удалось во многом благодаря целому ряду объективных и субъективных факторов. Во - первых, выгодное геополитическое положение страны, а также запасы нефти и газа позволили Азербайджану не только стать поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, но и выступать в качестве ключевого транзитного государства в геополитической системе Центральная Азия - Каспий-Южный Кавказ. Во-вторых, Азербайджан первым из прикаспийских государств приступил к освоению морских природных ресурсов после распада СССР, благодаря своей активной переговорной позиции с соседями и грамотной работе с иностранными инвесторами. В-третьих, республика совместно с заинтересованными игроками провела планомерную работу по построению системы транспортировки нефти и газа по трубопроводам, которая к 2006 г. позволила выйти на мировой нефтяной рынок по независимому маршруту в Турцию, а в 2020 г. Азербайджану помогла стать прямым поставщиком природного газа в европейские страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY SECTOR AS A KEY FACTOR OF AZERBAIJAN'S REGIONAL LEADERSHIP

The article examines the role of the oil and gas sector of the Republic of Azerbaijan as the most important tool for ensuring the successful foreign policy of the republic. Despite the fact that at the dawn of its independence, oil and gas production in Azerbaijan stagnated and energy reserves were relatively small, the republic has managed to become a key player in the energy market of the Caspian and Black Sea basins and Southern Europe in 30 years of independence. Azerbaijan managed to do this largely due to several objective and subjective factors. First, the country's favorable geopolitical position, as well as its oil and gas reserves, allowed Azerbaijan not only to become a supplier of energy resources to the world market, but also to act as a key transit state in the geopolitical system of Central Asia - the Caspian Sea-the South Caucasus. Secondly, Azerbaijan was the first of the Caspian states to start developing marine natural resources after the collapse of the USSR, thanks to its active negotiating position with its neighbors and competent work with foreign investors. Third, the republic, together with interested players, carried out systematic work to build a system for transporting oil and gas through pipelines, which by 2006 allowed Azerbaijan to enter the world oil market via an independent route to Turkey, and in 2020 helped Azerbaijan become a direct supplier of natural gas to European countries

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА»

Энергетический сектор как ключевой фактор регионального лидерства

Азербайджана

С. А. Притчин

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук», Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9464-9836, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается роль нефтегазового сектора Азербайджанской Республики как важнейшего инструмента обеспечения успешной внешней политики республики. Несмотря на то, что на заре своей независимости добыча нефти и газа в Азербайджане стагнировала и запасы энергоресурсов были сравнительно небольшими, республика за 30 лет, независимости сумела стать ключевым игроком на энергетическом рынке Каспийского и Черноморского бассейнов и Южной Европы. Азербайджану это удалось во многом благодаря целому ряду объективных и субъективных факторов. Во - первых, выгодное геополитическое положение страны, а также запасы нефти и газа позволили Азербайджану не только стать поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, но и выступать в качестве ключевого транзитного государства в геополитической системе Центральная Азия - Каспий-Южный Кавказ. Во-вторых, Азербайджан первым из прикаспийских государств приступил к освоению морских природных ресурсов после распада СССР, благодаря своей активной переговорной позиции с соседями и грамотной работе с иностранными инвесторами. В-третьих, республика совместно с заинтересованными игроками провела планомерную работу по построению системы транспортировки нефти и газа по трубопроводам, которая к 2006 г. позволила выйти на мировой нефтяной рынок по независимому маршруту в Турцию, а в 2020 г. Азербайджану помогла стать прямым поставщиком природного газа в европейские страны.

Ключевые слова: Азербайджан, Каспийское море, Южный Кавказ, энергетическая безопасность, нефтегазовый сектор.

Energy Sector as a Key factor of Azerbaijan's Regional Leadership

Stanislav А. Pritchin

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations (IMEMO),

Moscow, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9464-9836, [email protected]

Abstract. The article examines the role of the oil and gas sector of the Republic of Azerbaijan as the most important tool for ensuring the successful foreign policy of the republic. Despite the fact that at the dawn of its independence, oil and gas production in Azerbaijan stagnated and energy reserves were relatively small, the republic has managed to become a key player in the energy market of the Caspian and Black Sea basins and Southern Europe in 30 years of independence. Azerbaijan managed to do this largely due to several objective and subjective factors. First, the country's favorable geopolitical position, as well as its oil and gas reserves, allowed Azerbaijan not only to become a supplier of energy resources to the world market, but also to act as a key transit state in the geopolitical system of Central Asia - the Caspian Sea-the South Caucasus. Secondly, Azerbaijan was the first of the Caspian states to start developing marine natural resources after the collapse of the USSR, thanks to its active negotiating position with its neighbors and competent work with foreign investors. Third, the republic, together with interested players, carried out systematic work to build a system for transporting oil and gas through pipelines, which by 2006 allowed Azerbaijan to enter the world oil market via an independent route to Turkey, and in 2020 helped Azerbaijan become a direct supplier of natural gas to European countries.

Key words: Azerbaijan, Caspian Sea, South Caucasus, energy security, oil and gas sector.

Введение.

Азербайджан за тридцать лет независимости показал во многом уникальный результат развития отдельной энергетической отрасли и страны в целом. Имея на старте отсталый технологически, нуждающийся в колоссальных инвестициях нефтегазовый сектор, находясь в условиях полной зависимости от транзита сырья через Россию, а также переживая непростой период потерь от Карабахской войны, Азербайджан сумел не только кардинально трансформировать свою нефтегазовую отрасль, но и благодаря ей стать ключевым добывающим и транзитным нефтегазовым игроком Каспийского и Черноморского бассейнов.

Каспийская стратегия Азербайджана. Подход Азербайджана к проблеме статуса Каспийского моря определялся развитием нефтегазового комплекса Республики. С 60-х годов большая часть азербайджанской нефти добывается на морских месторождениях, кроме того, место нефтегазового комплекса является ключевым в экономике, и наблюдается тенденция усиления такой зависимости. Так, если в структуре промышленного производства Республики добывающая промышленность составляла в начале 1990-х гг. 19,6%, то в 2005 г. - 66,7% [Жильцов, Ушков, Зонн 2002: 84]. При этом в силу важности и масштабов нефтеносных месторождений в Сибири Азербайджан в системе нефтегазовых приоритетов СССР оставался на периферии и испытывал определенный дефицит инвестиций и новых проектов.

С момента обретения независимости для руководства Азербайджана было очевидно, что перспективы нефтегазового сектора республики во многом зависели от освоения именно морских месторождений, а для этого было важно добиться выгодного раздела моря. Это и стало причиной того, что официальный Баку начал активно продвигать секторальное разделение моря. Республике помогло и выгодное геополитическое положение страны между Россией и Ираном, на пути от Каспия к Черному морю. Вкупе с наличием крупных нефтегазовых ресурсов это превратило Азербайджан в ключевую прикаспийскую страну для западных стратегов и инвесторов. По этой причине Азер-

байджанская Республика стала объектом наибольшей активности западных политиков и нефтяных компаний. Это позволило Баку достаточно уверенно чувствовать себя в переговорах с соседями. Как уже было отмечено, Азербайджан с самого начала настаивал на секторальном разделении Каспия, поскольку, во-первых, это обеспечивало максимальное количество месторождений, которые Азербайджан получал под свой контроль, а во-вторых, давало возможность в кратчайшие сроки привлечь иностранных инвесторов и получать прибыль от продажи добытых нефти и газа.

Первым важным успехом стало подписание так называемого «Контракта века» 20 сентября 1994 г. между Азербайджанской Республикой и группой западных нефтяных компаний (участие компаний: British Petroleum - 17%, AMOKO-17%, SOCAR-20%, Unocal-9% и др.) о разработке трех азербайджанских морских месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» в течение 30 лет [Гаджиев 2003: 398].

Уже через 2 месяца, декабре 1994 г., "Контракт века" был одобрен парламентом Азербайджана. За семь лет, прошедших с момента подписания этого контракта, Азербайджан заключил еще 17 нефтяных соглашений. В результате к 2000 г. в республике действовало более 130 британских компаний, 110 американских компаний, десятки японских, турецких и французских нефте-сервисных компаний [Гусейнов 2002: 69].

В 1995 г. Азербайджан продолжил продвигать секторальное разделение Каспийского моря и закреплять за собой сектор моря. В ноябре 1995 г. после одобрения на референдуме была принята новая Конституция Азербайджанской Республики. Самым важным с точки зрения проблематики нашего исследования стал Пункт 2 статьи 11, который закреплял за республикой прилегающий сектор моря: "Внутренние воды Азербайджанской Республики и принадлежащий Азербайджанской Республике сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Азербайджанской Республикой являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской Республики"1. Таким об-

1 Конституция Азербайджанской Республики // Официальный сайт Президента АР Ильхама Алиева.

разом, Баку заметно усилил свои переговорные позиции по вопросу делимитации моря.

Предпринятые Азербайджаном шаги на международной арене и по изменению своего законодательства в итоге коренным образом повлияли на позицию Российской Федерации, которая изначально настаивала на принципе кондоминиума (совместное использование ресурсов моря - авт.), а затем постепенно трансформировалась к принципу раздела дна моря в интересах недропользователей. Благодаря изменению подходов официальной Москвы 23 сентября 2002 г. в Российская Федерация и Азербайджанская Республика подписали Соглашение о разграничении смежных участков дна Каспийского моря, что позволила сторонам завершить процесс делимитации границ и окончательно решить территориальный вопрос на море1.

В результате планомерной работы по развитию нефтегазового сектора Азербайджана к июлю 2024 г. общий объем добытой до сих пор нефти с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ), по прогнозам инвесторов, составит 514 миллионов тонн. Кроме того, общий объем прибыли, полученный Азербайджаном в рамках освоения месторождения в 1995-2019 гг., составил 140 миллиардов долларов2.

Контракт на разработку месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» изначально истекал в 2024 г. Однако 14 сентября 2017 г. в Баку был подписан новый контракт на разработку блока АЧГ, рассчитанный до 2050 г. По новому контракту доля британской BP (оператор проекта) составит 30,37%, SOCAR (25%), американской Chevron (9,57%), ExxonMobil (6,79%), индийской ONGC (2,31%), японской Inpex Corp. (9,31%) и ITOCHU Oil (3,65%), норвежской

URL:

http://www.president.az/azerbaijan/constitution?locale=r u (дата обращения: 13.04.2020).

1 Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря // Бюллетень международных договоров. N 8, 2004. С. 60 -62.

2BP reveals Azerbaijan's revenues from ACG // Aze-rinews 19.12.19 URL:

https://www.azernews.az/nation/159878.html (дата обращения: 21.01.2021).

Equinor (7,27%), турецкой TPAO (5,73%). Инвестиции в рамках нового соглашения оцениваются в 43 млрд долл. на 2017-2049 гг.3

Таким образом, благодаря проактивной внешней и инвестиционной политике Азербайджану первому среди прикаспийских государств удалось закрепить за собой прилегающий сектор моря и начать системную работу по привлечению инвесторов и освоению ресурсов моря.

Трубопроводная политика Азербайджана. К моменту обретения независимости Азербайджан полностью зависел от российской трубопроводной системы. Основным и единственным маршрутом транспортировки азербайджанской нефти из Каспийского моря был нефтепровод Баку-Грозный-Тихорецк-Новороссийск. Его протяженность трубопровода составляет 1535 км, а пропускная способность не более18 млн тонн нефти в год. В связи с военными действиями в Чеченской Республике было начато строительство обходной трубы через территорию Дагестана, которое было завершено в апреле 2000 года [Гаджиев 2003: 431].

Россия рассчитывала, что если этот маршрут будет использован для транспортировки крупной азербайджанской нефти, то его мощность планировалось увеличить до пропускной способности 50 млн тонн в год. Но существовало ряд причин, почему Азербайджан искал альтернативу России ка транзитеру. Первое, вопрос потери качества нефти. Дело в том, что легкая азербайджанская нефть смешивалась на маршруте с вязкой российской нефтью и продавалась на мировом рынке под маркой Urals по более низкой цене. Второе, логистические задержки. Из-за позиции Турции, которая использовала зависимость России от прохода танкеров через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, корабли из Новороссийска (конечного пункта нефтепровода Баку-Новороссийск - авт.) иногда простаивали по

3 Азербайджан и BP продлили «контракт века» до

2050 года// EaDaily. 15/09/2017

URL:

https://eadaily.com/ru/news/2017/09/15/azerbaydzhan-i-bp-prodlili-kontrakt-veka-do-2050-goda (дата обращения: 21.01.2021)

несколько дней в ожидании разрешения от турецких властей. На самом деле Турция делала все, чтобы продвигать свои нефтет-ранспортные проекты. Для этого были созданы неблагоприятные условия для транспортировки из Новороссийска. Кроме того, конечно же, присутствовал и геополитический фактор. Для Азербайджана важно было снизить свою полную зависимость от российских маршрутов транспортировки стратегического экспортного продукта. Именно по этой причине сразу после распада СССР руководство республики занялось поиском путей транспортировки сырья в обход России.

Первым альтернативным нефтепроводом для азербайджанской нефти стал Баку-Супса. Норвежско-английская компания "Кварнер" занималась восстановлением трубопровода, заброшенного в советское время. Работы были завершены в 1999 г., протяженность маршрута составила 833 км, а пропускная способность 5 млн т1. Этот маршрут стал промежуточным для Азербайджана. Он позволил снизить полную зависимость от российского нефтепровода Баку-Новороссийск. Но при этом не смог в полной мере решить вопрос транспортировки большой азербайджанской нефти с месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли». Поэтому поиск оптимального маршрута с точки зрения независимости от России был продолжен.

После долгих поисков, споров и согласований был выбран западный маршрут через Грузию в турецкий глубоководный порт на Средиземном море. Таким образом, важнейшим трубопроводным проектом на Каспии для Азербайджана стал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Его протяженность составляет 1773 км. Газопровод проходит через три страны-Азербайджан (449 км), Грузию (235 км) и Турцию (1059 км). Проектная мощность трубопровода составила изначально 50 млн т нефти в год или один миллион баррелей в сутки, но благодаря техническому запасу прочности по увеличению давления в трубе изначально была за-

ложена возможность заметного увеличения мощности. Стоимость проекта планировалась на уровне 3,6 млрд долл., но на момент завершения строительства превысила 4 млрд долл. Владельцем и оператором нефтепровода стал международный консорциум BTC, с акционерами: BP (30.1%), Государственная Нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) (25%), "Юнокал" (8.9%), норвежской Statoil (8,7%) и другие.2

Для Азербайджана и его партнеров по проекту главным преимуществом нового маршрута состояла в том, что он геополитически устранил зависимость республики от транзита сырья через Россию. Кроме того, проект открыл возможность для транспортировки каспийской и центральноазиатской нефти также в обход России и турецких проливов. По расчетам инвесторов, нефтепровод должен быть прибыльным, если он перекачивает 40 млн т нефти в год, которая стоит более 15 долл. за баррель, или 60 млн т, если цена меньше 15 долларов. Азербайджан на момент запуска проекта таких объемов добычи не обеспечивал. В 2006 г. республика добыла 32,2 млн т нефти, а внутреннее потребление составило около 10 млн т нефти3. Изначально предполагалось, что в 2006-2007 гг. азербайджанская нефть заполнит трубу лишь наполовину. Однако успешное освоение месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» позволило практически полностью использовать пропускную способность трубопровода, заполняя его только азербайджанской нефтью. Как уже упоминалось, Казахстан присоединился к проекту в июне 2006 г.4

На сегодняшний день на западном побережье Каспийского моря реализован еще один крупный альтернативный российскому трубопроводный проект. Так, газовым близ-

1 Нефтепровод Баку-Супса вышел на проектную мощность// Финмаркет. URL:

http://www.finmarket.ru/news/48722 (дата обращения: 21.01.2021)

2 Андрей Кириллов Россию огрели трубой// Лента.ру. 26.05.2005. URL: https://lenta.ru/articles/2005/05/26/ceyhan/ (дата обращения: 21.01.2021)

3 Тариф на прокачку нефти для акционеров БТД будет в пределах $3-4// ИА Тренд. URL: http://trend.az/capital/banks/778097.html (дата обращения 25.07.2020).

4 Добыча нефти в Азербайджане в 2009 г. выросла на 13,5% // Информационный ресурс OilCapital. URL: http://www.oilcapital.ru/news/2010/01/211254_149215.s html (дата обращения: 21.01.2021).

нецом и соседом по транспортному маршруту для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан стал газопровод с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Турцию -Баку-Тбилиси-Эрзурум, инвесторы BP -25,5%, Statoil - 25,5%, NICO - 10%, TPAO -9%, S0CAR-10%. Общая протяженность трубопровода составляет 1050 км, а общая стоимость разработки месторождения и прокладки трубопровода оценивается в 2,6 млрд долл. Мощность первой очереди газопровода составила 8 млрд куб м газа в год1.

Подводя итоги данного раздела, можно констатировать, что в вопросе обеспечения доставки своих энергоресурсов на мировые рынки Азербайджан оказался также крайне успешен. За короткий промежуток времени республике при поддержке соседей и партнеров удалось совершить прорыв и построить совершенно новый экспортный маршрут, независящий от России и Ирана.

Газ — это новая нефть. Газовый сектор Азербайджана постепенно становится самостоятельным стратегически важным экспортным направлением для Азербайджана с точки зрения компенсации преодоления пика добычи нефти на основных месторождениях. С 1990-х гг. велись работы и на газовых месторождениях. Например, в 1996 г. консорциум, созданный Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики совместно с международными нефтяными компаниями, выявил богатые запасы газа на месторождении "Шах-Дениз", и результаты превзошли все ожидания. Запасы газа на месторождении оцениваются в 1,2 трлн куб м. Позже были открыты месторождения «Умид» и «Апшерон», что подтвердило наличие у Азербайджана больших запасов газа. Это открыло новую страницу в истории природных ресурсов Азербайджана2.

Важным моментом в сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном стал 2011 г., когда стороны подписали Совместную де-

1 Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline// Official web-site of SOCAR. URL: http://www.socar.az/socar/en/activities/transportation/ba ku-tbilisi-erzurum-gas-pipeline

2 Agreement for Absheron Perspective Structure was signed on February 27, 2009// Official web-site of SOCAR. URL: http://www.socar.az/socar/en/activitie (дата обращения: 21.01.2021)

кларацию по проекту «Южного газового коридора», который стал начальным этапом этого проекта. Вторая очередь месторождения "Шах-Дениз" была запущена в декабре 2013 г. затем в Баку члены консорциума приняли еще одно историческое решение о втором этапе разработки месторождения "Шах-Дениз". Согласно контракту, проект должен был привлечь инвестиции в размере 28 млрд долл.

20 сентября 2014 г., в двадцатую годовщину подписания «Контракта века», в нефтяном терминале на берегу Каспийского моря в Сангачале состоялась церемония закладки фундамента проекта "Южный газовый коридор" с участием глав государств и правительств, министров Юго-Восточной Европы и руководителей международных компаний3.

На сегодняшний день Азербайджан уже экспортирует свой газ в соседние страны, и для начала экспорта на европейский рынок построены новые трубопроводы. Так, в 2007 г. был введен в эксплуатацию уже упомянутый газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский газопровод), а газ, добытый в рамках первого этапа разработки месторождения.

В 2012 г. по инициативе Президента Азербайджана И. Алиева и премьер-министра Турции Р. Тайипа Эрдогана в Стамбуле между Азербайджаном и Турцией было подписано соглашение по проекту TANAP (Трансанатолийский газопровод). Первоначальная пропускная способность газопровода состала 16 млрд куб. м газа в год. 6 млрд куб. м поставляются в Турцию, а 10 млрд куб. м будут направлены в южные страны ЕС. ТА№АР был задуман как составная часть Южного газового коридора (ЮГК), который протянется на 3,5 тыс. км от Баку до юга Италии через территорию Грузии, Турции, Греции, Албании. Начало коммерческих поставок азербайджанского газа в Европу по ЮГК началось в 2020 г.4

3 South Gas Corridor. Official Web-site. URL: https://www.sgc.az/en/page/1 (дата обращения: 21.01.2021).

4 В Турции запустили газопровод TANAP, по которому азербайджанский газ поступит в Европу// ТАСС. 30.11.19. URL: https://tass.ru/ekonomika/7234687 (дата обращения: 21.01.2021).

Уже на следующий год, в 2013 г., консорциум по освоению месторождения "Шах-Дениз" выбрал проект TAP (Трансадриатический трубопровод), соединяющий границу Турции с южной Италией, для поставок азербайджанского газа в Европу, который будет транспортироваться по газопроводу TANAP, и в настоящее время работы по прокладке трубопровода близятся к завершению.

Таким образом, к 2020 г. Азербайджан и его партнеры выстроили всю необходимую инфраструктуру, чтобы обеспечить поставки с действующих и потенциальных проектов на Каспии в страны ЕС и тем самым обеспечить республике статус ключевого партнера Брюсселя по обеспечению энергетической безопасности южной части Европы. Очевидно, что объемы разведданных газовых запасов Азербайджане не позволяет ему быть полноценным конкурентом России на европейском рынке, но гибкая маркетинговая политика вкупе с системной работой по развитию трубопроводных проектов, с одной стороны, позволили Азербайджану во многих странах стать единственной альтернативой российским поставкам, а также сформировать очень диверсифицированный набор покупателей в газовой сфере. Более того, запас мощности в создаваемой газотранспортной инфраструктуре создает возможности для постепенного привлечения других прикаспийских соседей в первую очередь Туркменистана и Ирана в качестве потенциальных пользователей трубопроводной инфраструктуры Азербайджана. Тем самым, республика закладывает условия для становления себя в качестве ключевого газового хаба и транзитера в Каспийском регионе.

Прорыв переговорах с Туркменистаном. Подписание соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном о совместном освоении пограничного месторождения «Кяпаз/Сердар» закрепляет лидерство Азербайджана в регионе, а также закладывает основу для долгосрочного сотрудничества между странами в энергетической сфере. Апробированную с Туркменией модель ре-

шения спорных вопросов Баку намерен в дальнейшем использовать и с Ираном1.

Прорыв в переговорах по совместному освоению месторождения «Достлуг» произошел благодаря нескольким факторам. Во-первых, триумфальные итоги Второй карабахской войны, позволили Баку с позиции официального регионального лидера снова инициативно выйти со старым пакетом предложений по спорному месторождению. Во-вторых, соглашение было подписано в рамках трехсторонней платформы сотрудничества в энергетической сфере между Турцией, Азербайджаном и Туркменистаном, сформированной в 2015 г. Именно поэтому соглашение подписывали главы МИД, а не министры энергетики. Неформальное вовлечение Турции позволило снизить внутриполитические препятствия, мешавшие Туркмении пойти на компромисс с Азербайджаном. В-третьих, по оценкам азербайджанской стороны, немаловажным фактором стала сложная экономическая ситуация в Туркмении, которая в условиях кризиса и невозможности привлечь новых инвесторов согласилась на запуск проекта с расчетом получения отдачи от его запуска.

В практическом плане реализацией проекта будет заниматься азербайджанская сторона. В рамках формирования стандартного для офшорных месторождений пакета будет подготовлено соглашение о разделе продукции. Туркменистану отводится роль пассивного инвестора, причем инвестиции будут ограничены вкладом половины месторождения. После освоения и запуска добычи нефти в первую очередь будут покрываться понесенные затраты, а уж только затем начнут формироваться прибыльные выплаты Туркменистану как инвестору.

В техническом плане геологическая структура «Достлуг» схожа с соседним проектом «Азери», разрабатываемого Азербайджаном в рамках международного проекта «Азери-Чираг-Гюнешли». Между месторождением «Азери» и «Достлуг» всего око-

1 Азербайджан и Туркменистан подписали знаковое соглашение по каспийскому месторождению/Каспийский вестник. 21.01.21 URL: http://casp-geo.ru/azerbajdzhan-i-turkmenistan-podpisali-znakovoe-soglashenie-po-kaspij skomu-mestorozhdeniyu/ (дата обращения: 22.01.2021).

ло 20 км, это означает, что инвестиции в трубопроводную подводную инфраструктуру будут совсем незначительные. Добытая нефть с «Достлуг» будет поставляться в существующую трубопроводную инфраструктуру.

Как отмечают эксперты, помимо нефти месторождение также располагает газовыми пластами глубокого залегания, как и у проекта «Азери», который является одним из главных поставщиков газа в рамках «Азе-риЧираг-Гюнешли». Так, по оценкам предварительной сейсмической и 3D разведки, проведенной компанией British Petroleum, в диапазоне глубин 4000-4300 м расположены газовые пласты. По оценкам геологов, «Достлуг» не газоконденсатное месторождение, а достаточно редкое месторождение нефти и газа. Данный факт позволяет Баку в рамках освоения также рассчитывать на рост добычи природного газа для пополнения ресурсной базы в рамках реализации «Южного газового коридора».

Успех в переговорах в Туркменией, по оценкам источников, укрепил уверенность Баку на предстоящих переговорах в рамках визита иранского министра иностранных дел М.Зарифа в Азербайджан, намеченного на конец января т.г. Азербайджан в рамках закрепления своего регионального лидерства намерен предложить схожую схему реализации пограничных месторождений «Араз-Алов-Шарг» уже на границах иранского и азербайджанского секторов1. Тяжелая экономическая ситуация в Иране может несколько смягчить переговорную позицию Тегерана по данному вопросу, но опосредованное усиление влияние Турции через региональное лидерство ее союзника Азербайджана является для Ирана серьезным экономическим и политическим вызовом.

Таким образом, Азербайджан уже сегодня старается создать возможность для новых совместных проектов с соседями, которые стали будущими ресурсами для суще-

ствующей нефте- и газотранспортной инфраструктуры.

Реформа ГНКАР и диверсификация.

Президент республики Ильхам Алиев созданием наблюдательного совета ГНКАР (Государственной нефтяной компании АР) запускает кардинальную реформу управления главной компании страны. Процесс перестройки компании возглавит министр экономики М. Джаббаров2 Помимо созданного наблюдательного совета ГНКАР подчиняется еще одному недавно созданному институту, Азербайджанскому Инвестиционному Холдингу, который в перспективу будет управлять всеми ключевыми государственными компаниями Азербайджана.

Согласно указу президента И. Алиева, Холдинг должен в течение 6 месяцев утвердить стандарты корпоративного управления для ГНКАР, провести полную ревизию деятельности компании в области права, финансов, налогообложения и коммерческой сферы с привлечением международной консалтинговой компании.

После подведения итогов ревизии, а также формирования проекта новой управленческой структуры ГНКАР, документы должны будут быть представлены на рассмотрение Наблюдательному Совету и президенту республики для согласования. Таким образом, к концу сентября 2021 г. планируется начать полную перестройку управления ГНКАР, в том числе кадровую.

Помимо запуска реформы управленческой системы ГНКАР Азербайджан достаточно успешно проводит политику по диверсификации ее деятельности. Так, в условиях постепенного снижения добычи нефти ставка была сделана на нефте- и газопереработку. В 2018 г. совместно с турецкими партнерами ГНКАР открыл в Турции крупнейший нефтеперерабатывающий завод, который будет использовать в основном нефть из самого Азербайджана. Инвестиции в завод в Измире составили 6.3 млрд. долл. Его мощность составит 10 млн. тонн срой нефти в год, что позволит производить 1,6 млн

1 Азербайджан и Иран намерены привлечь зарубеж- -

ные компании к разработке спорных месторождений 2 Утвержден новый состав Наблюдательного совета

//Каспийский вестник. 18.05.18. URL: http://casp- Государственной нефтяной компании Азербайджа-

geo.ru/azerbajdzhan-i-iran-namereny-privlech- на// Day.az. 23.01.21 URL:

zambezhnye-kompanii-k-razrabotke-spomyh- https://news.day.az/politics/1309770.html (дата обра-

mestorozhd (дата обращения: 21.01.2021). щения: 21.01.2021).

нефти, 5 млн т дизельного топлива с низким содержанием серы, 1,6 млн т авиационного керосина, 700 тыс. т нефтяного кокса, 300 тыс. т СУГ и другие продукты, что обеспечит 25% потребностей Турции в нефтепродуктах. STAR обеспечит сырьем единственный турецкий нефтехимический комплекс Petkim, основная доля в котором также принадлежит азербайджанской госкомпании1.

Выводы

Опыт развития нефтегазовой сферы Азербайджана показывает, что даже государства со сравнительно небольшими природными запасами при системно выстроенной работе могут становиться важными игроками на энергетической карте мира, в данном случае Европы. Азербайджану за 30 лет с момента получения независимости удалось привлечь ведущих инвесторов в свои проекты, на внутреннем и международном уровне гарантировать защиту их прав и обеспечить условия для успешной работы, в кооперации с соседями сформировать новые направления экспорта стратегически важных для республики нефти и газа. То есть не только максимально использовать свой энергетической потенциал, но и создать условия для экспорта природных ресурсов в целом из региона Каспийского моря и Центральной Азии на международные рынки. В среднесрочной перспективе для Азербайджана стоит амбициозная задача диверсификации экономики, создания точек роста в ненефтяном секторе экономики.

1 Мария Кутузова. SOСAR открыла крупнейший в Турции НПЗ STAR// Нефтянка. 26.10.19. URL: http ://neftianka. ru/sosar-otkryla-krupnej shij -v-turcii-npz-star/(дата обращения: 21.01.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев С.М. История Ирана XX век. М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2004. С.129. Багиров С. Нефть Азербайджана: доходы, расходы и риски (взгляд из 2007). Баку. : «Ени Не-сил», 2007. - 196 с.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М. : Международные отношения, 2010. - 256 с.

Бутаев А. М. Каспий: зачем он Западу? Портал Caspiy.net. URL: http://www.caspiy.net/dir3/west/index.html (дата обращения: 20.07.2020). Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2003. Гасанлы Дж.П. История дипломатии Азербайджанской Республики: в 3 т. Т.1: Внешняя политика Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) / Дж.П.Гасанлы; пер. с азерб. И.Н.Рзаева. М.: Флинта : Наука. 2010. - 576 с.

Гусейнов В. Каспийская нефть: экономика и геополитика». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 Давыденко И., Кеслер Я. Ресурсы цивилизации. М. : ЭКСМО, 2005. - 544 с. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. М.: Междунароные отношения, 2003.

Зонн И. С., Жильцов С. С. Новый Каспий. География, экономика, политика. М. : Восток-Запад, 2008. - 544 с.

Притчин С. Россия на Каспии: поиски оптимальной стратегии. М.: Аспект-Пресс, 2018. Салимгерей А.А. Правовой статус Каспийского моря (проблемы теории и практики). Алма-ты.: Издательский дом КазГЮУ, 2003. - 208 с.

Ульченко Н., Мамедова Н. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М. : Городец, 2006. - 288 с.

REFERENCES

Aliev S. M. History of Iran XX century. M.: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences: Kraft+, 2004. p. 129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bagirov S. Oil of Azerbaijan: income, expenses and risks (view from 2007). Baku. : "Yeni Nesil",

2007 - - 196 p.

Brzezinski Z. The Great Chessboard. The domination of America and its geostrategic im-peratives. Moscow: International Relations, 2010. - 256 p

Butaev A.M. Kaspiy: why does the West need it? Portal Caspiy.net. URL:

http://www.caspiy.net/dir3/west/index.html (accessed 20.07.2020).

Gadzhiev K. S. The Geopolitics of the Caucasus. Moscow: International Relations, 2003.

Hasanli J. P. History of Diplomacy of the Republic of Azerbaijan: in 3 vols., vol. 1: Foreign Policy

of the Azerbaijan Democratic Republic (1918-1920) / J. P. Hasanli; trans.from Azerbaijan I. N.

Rzayev.M.: Flinta : Nauka. 2010 - - 576 p.

Huseynov V. Caspian oil: Economy and Geopolitics". Moscow: OLMA-PRESS, 2002 Davydenko I., Kesler Ya. Resources of civilization. Moscow: EKSMO, 2005 - - 544 p. Zhiltsov S. S., Sonn I. S., Ushkov A. M. Geopolitics of the Caspian region. Moscow: International Relations, 2003.

Sonn I. S., Zhiltsov S. S. Novy Kaspiy. Geography, economy, politics. Moscow: Vostok-Zapad,

2008 - - 544 p.

Pritchin S. Russia in the Caspian: the Search for an optimal strategy. Moscow: Aspect-Press, 2018. Salimgerei A. A. The legal status of the Caspian Sea (problems of theory and practice). Alma-ty.: KazGUU Publishing House, 2003. - 208 p.

Ulchenko N., Mamedova N. Features of the economic development of modern Muslim states (on the example of Turkey and Iran). Moscow: Gorodets, 2006. - 288 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Притчин Станислав Александрович, исследований ИМЭМО РАН им. Е. М. При-кандидат исторических наук, Старший макова. научный сотрудник Центр постсоветских

Stanislav А. Pritchin, Ph. D. (History), Senior Research Fellow, Center for post-Soviet Studies Primakov National Research Institute

of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.