Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ПРИКАСПИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / ENERGY SECURITY / STRATEGIC THREATS / CASPIAN SEA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сендеров Сергей Михайлович, Юсифбейли Нурали Адилович, Рабчук Виктор Иванович, Гусейнов Асаф Мустафаевич, Насибов Валех Халилович

Статья посвящена анализу проблем обеспечения энергетической безопасности прикаспийских регионов России и Азербайджанской Республики. Рассмотрены приоритетные проблемы анализа энергетической безопасности на региональном уровне и стран в целом. Характеризуются основные индикаторы энергетической безопасности, мониторинг которых актуален для обеих стран. В статье проведен анализ основных факторов изменения ситуации в обеих странах в среднесрочной перспективе и сделаны выводы по направленности основных действий с тем, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY SECURITY IN CASPIAN SEA REGIONS OF RUSSIA AND AZERBAIJAN: ANALYSIS OF PROBLEMS AND WAYS OF SUPPORT

The article focuses on the analysis of energy security problems in the Caspian Sea regions of Russia and the Republic of Azerbaijan. It considers the priority problems of energy security analysis at regional levels and in countries in general. Main energy security indicators prioritized for monitoring in both countries are characterized. The article reviews the main factors of changes in the situation in both countries over the medium term and draws conclusions regarding the direction of main actions in order to change the situation for the better

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

УДК 620.9 (470+479.24)

С.М. Сендеров, Н.А. Юсифбейли, В.И. Рабчук, А.М. Гусейнов, В.Х. Насибов, С.В. Воробьев, Г.Б. Гулиев, Е.М. Смирнова1

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем обеспечения энергетической безопасности прикаспийских регионов России и Азербайджанской Республики. Рассмотрены приоритетные проблемы анализа энергетической безопасности на региональном уровне и стран в целом. Характеризуются основные индикаторы энергетической безопасности, мониторинг которых актуален для обеих стран. В статье проведен анализ основных факторов изменения ситуации в обеих странах в среднесрочной перспективе и сделаны выводы по направленности основных действий с тем, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, стратегические угрозы, прикаспийские регионы.

S.M. Senderov, NA. Yusifbeyli, V.I. Rabchuk, A.M. Guseynov, V.Kh. Nasibov, S.V. Vorobyov, G.B. Guliev, E.M. Smirnova2

ENERGY SECURITY IN CASPIAN SEA REGIONS OF RUSSIA AND AZERBAIJAN: ANALYSIS OF PROBLEMS AND WAYS OF SUPPORT

Abstract. The article focuses on the analysis of energy security problems in the Caspian Sea regions of Russia and the Republic of Azerbaijan. It considers the priority problems of energy security analysis at regional levels and in countries in general. Main energy security indicators prioritized for monitoring in both countries are characterized. The article reviews the main factors of changes in the situation in both countries over the medium term and draws conclusions regarding the direction of main actions in order to change the situation for the better.

Keywords: energy security, strategic threats, Caspian Sea region.

1 Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН:

Сергей Михайлович Сендеров - заместитель директора, д.т.н., e-mail: ssm@isem.irk.ru; Виктор Иванович Рабчук - ведущий научный сотрудник, к.т.н., e-mail: rabchuk@isem.irk.ru; Сергей Валерьевич Воробьев - научный сотрудник, к.т.н., e-mail: seregavorobev@isem.irk.ru; Елена Михайловна Смирнова - ведущий инженер, e-mail: smirnova.e.m@isem.irk.ru;

Нурали Адилович Юсифбейли - заместитель председателя Государственного агентства Азербайджанской Республики по

альтернативным и возобновляемым источникам энергии, д.т.н., e-mail: yusifbayli.n@gmail.com;

Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики:

Асаф Мустафаевич Гусейнов - главный научный сотрудник, e-mail: asaf.huseynov@gmail.com;

Валех Халилович Насибов - заместитель директора, к.т.н., e-mail: nvaleh@mail.ru;

Гусейн Байрамович Гулиев - доцент, к.т.н., е-mail: huseyngulu@mail.ru

2 Melentiev Energy Systems Institute, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: Sergey M. Senderov - Deputy Director, Doctor of Engineering, e-mail: ssm@isem.irk.ru; Viktor I. Rabchuk - Leading Researcher, PhD in Engineering, e-mail: rabchuk@isem.irk.ru; Sergey V. Vorobyov - Researcher, PhD in Engineering, e-mail: seregavorobev@isem.irk.ru; Elena M. Smirnova - Lead Engineer, e-mail: smirnova.e.m@isem.irk.ru;

Nurali A. Yusifbeyli - Deputy Chairman of the State Agency of the Republic of Azerbaijan for Alternative and Renewable Energy

Sources, Doctor of Engineering, e-mail: yusifbayli.n@gmail.com;

Azerbaijan Scientific-research and Design-prospecting Institute of Power Engineering:

Asaf M. Guseynov - Chief Researcher, e-mail: asaf.huseynov@gmail.com;

Valekh Kh. Nasibov - Deputy Director, PhD in Engineering, e-mail: nvaleh@mail.ru;

Guseyn B. Guliev - Associate Professor, PhD in Engineering, е-mail: huseyngulu@mail.ru

Введение

В плане обеспечения энергетической безопасности (ЭБ) на общегосударственном уровне Россию и Азербайджан объединяют особенности требований к системе такого обеспечения. Для обоих государств эти требования связаны главным образом с необходимостью бездефицитного снабжения своих внутренних потребителей требуемыми видами энергоресурсов за счет собственных источников этих ресурсов, а также с необходимостью поставок нефти и газа на экспорт в разумных объемах. Однако с переходом на региональный уровень и, в частности, на уровень прикаспийских регионов этих стран особенности требований ЭБ указанных регионов для Азербайджана и России резко различаются. Эти различия вызваны разной значимостью регионов Прикаспия в части обеспечения энергетической безопасности той и другой страны на общегосударственном уровне. Если для Азербайджана такая значимость его прикаспийского региона абсолютна, то для России она значительно ниже.

Все объемы нефти и газа, добываемые в Азербайджане, приходятся на районы Прика-спия (включая шельфовые морские месторождения углеводородов этой страны на Каспийском море). Суммарная доля всех первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), получаемых здесь сегодня, составляет более 95% [1] от общего объема ТЭР, производимых в стране. С учетом сказанного для Азербайджана нужно говорить о региональных угрозах ЭБ общегосударственной значимости.

В отличие от прикаспийских регионов Азербайджана доля российских прикаспийских регионов в общем объеме первичных ТЭР, производимых в стране, составляет чуть более 1% (природный газ, добываемый в регионах, и электроэнергия, получаемая на ветровых электростанциях в Калмыкии и на ГЭС в Дагестане). В то же время в самих этих регионах есть свои проблемы с обеспечением ЭБ. Эти конкретные проблемы будут рассматриваться ниже вместе с рассмотрением общей ситуации с обеспечением ЭБ Азербайджана и в прикаспийских регионах России.

Перед рассмотрением проблем региональной значимости с обеспечением ЭБ прикаспийских регионов обеих стран рассмотрим сначала региональные проблемы, имеющие общегосударственную значимость. По причинам, указанным чуть выше, рассмотрим эти проблемы только для Азербайджана.

Основные угрозы энергетической безопасности общегосударственной значимости в прикаспийских регионах Азербайджана и современные масштабы их реализации

Для наглядности рассмотрим проблемы общегосударственной значимости с обеспечением ЭБ прикаспийских регионов Азербайджана через реальные масштабы реализации важнейших угроз ЭБ за последние годы. Рассматриваемые угрозы ЭБ касаются ситуации с развитием и функционированием нефтегазового сектора прикаспийского региона Азербайджана. Прежде чем рассматривать угрозы энергетической безопасности общегосударственной значимости, рассмотрим основные показатели нефтегазового сектора Азербайджана.

Азербайджан располагает большим количеством нефтегазовых месторождений и перспективных структур на Каспии. Подтвержденные запасы нефти в Азербайджане составляют 7 млрд баррелей, природного газа 2,6 трлн м3. Прогнозные значения запасов нефти - 10 млрд баррелей, природного газа - 3 трлн м3. Среди прикаспийских месторождений наиболее значимым является блок нефтегазовых месторождений Азери-Чираг-Гюнашли (АЧГ), доказанные запасы нефти которого составляют 1,2 млрд т, газа - 360 млрд м3 [2].

Другое крупное месторождение является га-зоконденсатным - «Шахдениз», запасы которого оцениваются в 1,2 трлн м3. Согласно прогнозам на второй стадии этого месторождения объем добычи газа может быть доведен до 24 млрд м3 в год. Еще 600 млрд м3 газа - в таких месторождениях, как Апшерон, Умид, Ашрафи, Карабах. Помимо перечисленных выше месторождений существует еще пять перспективных структур с общим запасом 2,2 трлн м3 газа (Бабек -400 млрд м3, Нахчыван - 300 млрд м3, Зафер-Ма-

шал - 300 млрд м3, Араз-Алов-Шярг - 700 млрд м3 и Шафаг-Асиман - 500 млрд м3).

Освоение нефтегазовых месторождений на Каспии стало возможным после подписания в 1994 г. «Контракта века» [3] и последовавшего за этим притока крупных инвестиций. Участниками проекта были 13 компаний, включая такие как ВР (35,8%), SOCAR (11,6%), Chevron (11,3%), Statoil (8,6%) и др. После подписания «Контракта века» было подписано 26 соглашений с 41 нефтяными компаниями из 19-ти стран.

Начиная с 1997 г. в течение 20 лет с АЧГ добыто 460 млн т нефти и 140 млрд м3 газа. Для реализации крупных нефтегазовых месторождений были построены или реконструированы трубопроводы: Баку - Тбилиси - Джейхан (нефть - к Средиземному морю), Баку - Супса (нефть - Черному морю), Баку - Эрзурум (газопровод), Баку - Новороссийск (нефть).

В 2018 г. завершено строительство трех важных составляющих Южного газового коридора: Шахдениз-2, Южно-Кавказский газопровод (через Грузию) и TANAP (транспортировка газа в Турцию). К 2020 г. будет завершено строительство газопровода ТАР длиной 878 км как продолжение газопровода TANAP в Европу (Греция - 550 км, Албания - 215 км, Италия - 8 км). К 2020 г. протяженность экспортных газопроводов в Европу в однониточном выражении составит 3500 км. Пропускная способность TANAP

- 16 млрд м3 (в Турцию - 6 млрд м3), (в Европу -10 млрд м3).

При анализе условий функционирования нефтегазового сектора выявлены наиболее значимые угрозы энергетической безопасности Азербайджана, реализация которых может привести к проблемам в обеспечении не только энергетической, но и экономической безопасности. В числе наиболее значимых угроз:

- сокращение объемов добычи нефти в регионе;

- уменьшение объема экспорта углеводородных ресурсов.

Каждую угрозу нужно рассматривать с учетом взаимовлияния внутренних и внешних рисков и живучести (в англоязычной литературе

- risk and resilience).

Сокращение годовых объемов добычи нефти в прикаспийском регионе Азербайджана с 2010 по 2017 гг. составило около 23% (с 50,8 до 38,8 млн т) [1], главным образом из-за неуклонного сокращения сырьевой базы. Основные залежи жидких углеводородов региона находятся в Бакинском нефтегазовом районе (Апшерон-ский полуостров) и в Апшероно-Прибалхаш-ской зоне глубоководного шельфа Каспийского моря - мощная нефтяная структура АЧГ (нефтеносные площади Азери-Чираг-Гюнашли). На Апшеронском полуострове нефть добывается более 150 лет. Пик её добычи здесь давно пройден и первенство по объемам добычи жидких углеводородов прикаспийского региона Азербайджана в начале XXI в. переходит к АЧГ.

Сегодня 75% объема нефти прикаспийского региона (и в целом по Азербайджану) добывается на площадях АЧГ. Остальные 25% приходятся на старые месторождения Бакинского района и на относительно небольшие месторождения мелководного шельфа Каспийского моря (Нефтяные камни, Грязевая сопка, о. Песчаный и т.д.). После пика добычи в 2010 г. на АЧГ началось непрерывное падение добываемых объемов нефти (2-5% в год). Такое сокращение объемов добычи происходит по ряду причин. Основная причина, которую можно назвать глобальной, - отсутствие у прикаспийских государств (Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения и Казахстан) договоренности относительно получения четкого, юридически выверенного документа по разделению дна Каспийского моря между этими странами. Будь такой документ, на нефтяном комплексе АЧГ можно было бы и дальше наращивать добычу (в случае удачной доразведки восточных площадей этого комплекса и выхода на их эксплуатацию). Многочисленные исследования показывают, что нефть на этих восточных площадях есть, но упоминаемая доразвед-ка без указанного выше документа невозможна из-за несогласия Туркмении. В результате себестоимость добычи нефти на ныне действующих площадях начала расти (дебиты скважин падают, их число приходится наращивать). Так, себестоимость нефти, добытой здесь и доставленной в порт Джейхан, в 2008 г. оценивалась в 7,5 долл./баррель, а сегодня она приблизилась уже к 15 долл./баррель.

Реальное падение уровня добычи нефти на глубоководном шельфе Каспийского моря сопровождается реализацией еще двух угроз энергетической безопасности Азербайджана -уменьшение объема экспорта углеводородных ресурсов и ухудшение ситуации с инвестициями в нефтегазовом секторе страны.

Сокращение объемов добычи нефти на 23% с 2010 по 2017 гг. и некоторое сокращение добычи газа при практически неизменном уровне внутреннего потребления первичных ТЭР в стране, естественно, уменьшило экспорт углеводородных ресурсов как в натуральном, так и в денежном выражении, хотя за это время доля нефтегазового сектора прикаспийских регионов в экспортном потенциале страны уменьшилась незначительно. Если в 2011 г. объем общего экспорта Азербайджана составлял примерно 26,6 млрд долл., а нефтегазовый экспорт -25,1 млрд долл., что соответствовало 94,5%, то уже в 2016 г. объем общего экспорта Азербайджана составлял примерно 9,1 млрд долл., а нефтегазовый экспорт - примерно 8 млрд долл. -87,4% [4].

Если уменьшение экспорта азербайджанских углеводородов в натуральном выражении составило всего 21,8% - 59 млрд т у.т. в 2016 г. против 75 млрд т у.т. в 2010 г. [1], то уменьшение «денежного» экспорта в разы больше - по сравнению с 2011 г. в 2016 г. «денежный» экспорт страны уменьшился в 2,9 раза, а нефтегазовый экспорт в 3,14 раза. Такая ситуация сложилась из-за большой разницы в мировых ценах на углеводороды в 2010 и 2016 годах.

Естественно, что с уменьшением экспорта азербайджанских углеводородов ухудшается ситуация с инвестициями в экономику, в том числе в нефтегазовый сектор страны, при этом объем иностранных инвестиций по сравнению с внутренними инвестициями уменьшился незначительно. Максимальные годовые объемы иностранных инвестиций с начала реализации «Контракта века» пришлись на 2014 г., когда в экономику Азербайджана было инвестировано 11697,7 млн долларов. Уже в 2017 г. объемы иностранных инвестиций уменьшились на 22% и составили 9120,5 млн долларов. За рассматриваемый период общие инвестиции в экономику Азербайджана уменьшились примерно в

два раза. Так, если в 2014 г. общие инвестиции составляли 27907,5 млн долл., то в 2017 г. было инвестировано 13851,2 млн долларов. Показатели по внутренним инвестициям значительно ухудшились в последние годы, так в 2016 г. эти инвестиции по сравнению с 2014 г. уменьшились почти в 4 раза и составили 4730,7 млн долларов. Что касается инвестиций в нефтегазовый сектор Азербайджана, то уменьшение объемов инвестиций здесь по сравнению с ненефтяным сектором небольшое. Если объем иностранных инвестиций в нефтяной сектор Азербайджана в 2014 г. составлял примерно 6730,7 млн долл., то за тот же 2016 г. этот показатель уменьшился примерно на 27% и составил 4900,8 млн долларов. Такое уменьшение инвестиций связано в основном с практическим окончанием капитальных работ в рамках инфраструктурных проектов, например, в 2018 г. завершено строительство трех важных составляющих «Южного газового коридора».

Анализ масштабов реализации угроз ЭБ общегосударственной значимости прикаспийского региона Азербайджана показал, что общая ситуация в экономике страны и уровень обеспечения её энергетической безопасности практически полностью определяются ситуацией с развитием и функционированием нефтегазового сектора в этом регионе.

Далее рассмотрим живучесть энергетического сектора относительно общего состояния энергетической безопасности в целом и относительно каждой из угроз. Нужно отметить, что в настоящее время в Азербайджанской Республике все потребности в основных энергоресурсах обеспечиваются за счет внутренних источников. Такое положение должно сохраниться в обозримом будущем. Таким образом, с позиций надежности топливо- и энергоснабжения можно констатировать, что в целом ситуация в Азербайджане оценивается положительно.

Все угрозы энергетической безопасности, указанные выше, касаются внешнеэкономической деятельности энергетического сектора, и поэтому степень их реализации в основном определяется внешними условиями, в первую очередь ценой на нефть. Отметим также, что вслед за девальвацией азербайджанского маната в 2015 г. 2016 г. стал наихудшим годом в эко-

номическом плане за последние десять лет, из-за того, что цена на нефть снизилась более чем в три раза и, соответственно, уменьшилось поступление валюты от экспорта углеводородов.

С увеличением цены на нефть 2017 г. стал годом стабилизации в экономике. С начала 2018 г. заметен реальный рост в экономике. В первом квартале экономика Азербайджана выросла на 2,3%, а рост в ненефтяном секторе составил примерно 3%, промышленное производство увеличилось на 2%, а ненефтяная промышленность - примерно на 10%. За первый квартал в экономику страны были вложены инвестиции

- 3,5 млрд долл., причем значительная часть их

- иностранные. Валютные резервы увеличились на 2,2 млрд долл. и в настоящее время составляют 44,2 млрд долл., внешнеторговый оборот вырос на 31%, ненефтяной экспорт увеличился на 37%, общий экспорт вырос на 24%.

В 2017 г. в Баку подписано новое соглашение (продление «Контракта века») о разработке блока АЧГ до 2049 г. с долевым участием компаний: ВР - 30,37%, SOCAR - 25%, Chevron - 9,57%, INPEX - 9,31%, Equinor - 7,27%, Exxon Mobil - 6,79% и др.

На 5-м Каспийском саммите в г. Актау 12.08.2018 г. была принята «Конвенция о правовом статусе Каспийского моря». На этой встрече глав прикаспийских государств не рассматривался вопрос о разделении дна Каспийского моря между пятью странами - Россией, Туркменистаном, Азербайджаном, Казахстаном и Ираном. Вопрос будет решаться при обоюдном обсуждении между странами на основе международной договоренности. Несмотря на неразрешенность вопроса о разделении дна Каспийского моря, уже в первом квартале в рамках выполнения нового соглашения (продление «Контракта века») по разработке блока АЧГ в Азербайджан поступил бонус - 450 млн долл., что указывает на привлекательность блока Азе-ри-Чираг-Гюнашли для ведущих зарубежных нефтегазовых компаний. Ожидается, что в рамках нового соглашения за 32 года в экономику Азербайджана будет инвестировано 40 млрд долл. и добыто 3 млрд баррелей нефти. Таким образом, нефтегазовый сектор Азербайджана будет устойчиво развиваться в обозримом будущем, и соглашение по разделу дна Каспийского

моря только увеличит возможности дополнительного роста нефтегазового сектора Азербайджана.

Несмотря на восстанавливающиеся позитивные тенденции в нефтегазовом секторе экономическая и энергетическая безопасность Азербайджана определяется, и будет определяться, в основном мировыми ценами на углеводороды. Для уменьшения зависимости экономики от внешних факторов (цена нефти) Президентом Азербайджана 6 декабря 2016 г. подписано 13 документов по созданию идеологической основы развития Азербайджанской Республики на кратко-, средне- и долгосрочные периоды, где основным лейтмотивом развития предусматривается диверсификация экономики, уменьшение доли нефтяного сектора путем ускоренного развития ненефтяного сектора экономики. Поэтому при рассмотрении энергетической безопасности Азербайджана основной упор делается в сторону электроэнергетической безопасности, о чем будет сказано ниже.

Ситуация с обеспечением ЭБ прикаспийских регионов Азербайджана и России

Для анализа указанной ситуации представляется целесообразным воспользоваться разработанной в ИСЭМ СО РАН методикой оценки состояния энергетической безопасности региона [5]. В случае конкретного региона методика предполагает обязательное рассмотрение этой ситуации по таким объектам анализа, как:

- возможности удовлетворения потребностей региона в основных видах ТЭР с соответствующим анализом возможностей покрытия максимальной электрической нагрузки в регионе;

- собственные возможности региона по удовлетворению его потребностей в ко-тельно-печном топливе (КПТ);

- доля доминирующего ресурса в потреблении КПТ на случай аварийного снижения поставок этого ресурса;

- доля крупнейшего источника в производстве электроэнергии на территории региона;

- возможности удовлетворения пиково возрастающего спроса на ТЭР в условиях значительных похолоданий на территории региона;

- состояние основных производственных фондов (ОПФ) энергетических отраслей региона, включая ситуацию с обновлением ОПФ электроэнергетики, как инфраструктурной отрасли.

Согласно указанной методике масштабы и динамика изменения ситуации по тому или иному объекту анализа оцениваются за анализируемый период путем соотношения численного значения соответствующего индикатора с специально определенными и обоснованными пороговыми значениями этого индикатора. Пороговые значения в данном случае обозначают порог перехода текущего значения индикатора в различные качественные состояния данного индикатора: приемлемое, предкризисное, кризисное. Зная качественное состояние всех индикаторов ЭБ регионального уровня, и используя специально разработанный аппарат оценки сравнительной значимости индикаторов, можно получить некую интегральную оценку ситуации с обеспечением ЭБ в регионе. Состав рекомендуемых для использования индикаторов в данном случае следующий:

- отношение суммарной располагаемой мощности источников электроэнергии региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории;

- отношение суммы располагаемой мощности электростанций и пропускной способности межсистемных связей региона к максимальной электрической нагрузке потребителей региона;

- возможности удовлетворения потребностей в КПТ из собственных источников региона;

- доля доминирующего ресурса в общем потреблении КПТ в регионе;

- доля наиболее крупной электростанции в установленной электрической мощности региона;

- уровень потенциальной обеспеченности спроса на топливо в условиях 10%-го увеличения его из-за похолодания на территории региона;

- степень износа ОПФ энергетических отраслей региона;

- отношение среднегодового ввода установленной мощности и реконструкции электростанций региона за последний 5-ти летний период к установленной мощности региона.

Способы вычисления индикаторов, перечисленных выше, и порядок выхода на интегральную оценку ситуации с обеспечением ЭБ в регионе представлены в упоминаемой выше методике.

Ситуация с обеспечением электроэнергетической безопасности Азербайджана

Как было показано выше, в Азербайджанской Республике все потребности в основных энергоресурсах обеспечиваются за счет внутренних источников, и поэтому задача обеспечения энергетической безопасности трансформируется в задачу обеспечения электроэнергетической безопасности, причем из-за масштаба территории Азербайджанской Республики региональное исследование энергетической безопасности превращается в исследование энергобезопасности на уровне страны [6]. Исходя из сказанного, состав индикаторов для исследования энергетической безопасности Азербайджана изменяется и они представлены ниже [7]:

- отношение суммарной располагаемой мощности источников электроэнергии региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории;

- отношение суммы располагаемой мощности электростанций и пропускной способности межсистемных связей к максимальной электрической нагрузке потребителей;

- доля наиболее крупной электростанции в установленной электрической мощности страны;

- степень износа ОПФ электроэнергетики страны;

- отношение среднегодового ввода установленной мощности и реконструкции электростанций страны за последний 5-ти летний период к установленной мощности страны;

- доля альтернативных и возобновляемых источников энергии в покрытии потребности в электроэнергии.

Прежде чем оценить электроэнергетическую безопасность посредством выбранных индикаторов, нужно отметить, что как и в случае с обеспечением потребностей в основных энергоресурсах, Азербайджан полностью обеспечивается электроэнергией за счет ее внутренних источников. Азербайджан также экспортирует электроэнергию на рынки электроэнергии Грузии и Турции и поставляет электроэнергию в Иран в островном режиме.

Структура энергосистемы Азербайджана такая, что значительные генерирующие мощности расположились в западной части страны, а основные потребители в восточных регионах, где уровень привозной электроэнергии доходит до 40%, и поэтому по первому индикатору существуют некоторые проблемы, хотя благодаря высоковольтным ЛЭП (330 и 500 кВ), связывающим восточные и западные части страны, ситуацию по данному индикатору можно считать приемлемой.

Азербайджан за счет внутренних источников удовлетворяет потребности как в электроэнергии, так и в пиковой мощности, поэтому оценку этого индикатора можно принять нормальной.

Наиболее крупной электростанцией в Азербайджанской энергосистеме является «Азербайджанская ТЭС» с установленной мощностью в 2400 МВт, что при общей установленной мощности Азербайджанской энергосистемы в 6400 МВт составляет 38%. Состояние этого индикатора можно считать предкризисным, хотя с вводом новых электростанций (уже к концу этого года ожидается ввод электростанции «Ши-мал-2» мощностью 409 МВт) состояние этого индикатора несколько улучшится.

Степень износа основных производственных фондов электроэнергетики страны также

в основном связана с вышеназванной электростанцией. «Азербайджанская ТЭС» построена в восьмидесятые годы прошлого столетия и уже в скором будущем подлежит демонтажу. Степень износа основных производственных фондов электроэнергетики составляет около 38% и ускоренные темпы обновления генерирующих мощностей позволят улучшить состояние этого индикатора, сегодня его состояние - нормаль-но-предкритическое.

За последний 5-ти летний период в Азербайджанской энергосистеме введено более 800 МВт мощности, что составляет примерно 12,5% к установленной мощности страны.

На сегодня доля ВИЭ в покрытии потребности страны в электроэнергии составляет примерно 7%, и этот показатель далек от целевых значений, обозначенных в различных документах, принятых в Азербайджанской Республике. Проводимая политика по повсеместному использованию возобновляемых источников энергии позволяет оценивать состояние этого индикатора как приемлемое. Интегральная оценка ситуации с обеспечением электроэнергетической безопасности Азербайджана характеризуется как приемлемая.

Ситуация с обеспечением ЭБ прикаспийских регионов России

Ситуация с обеспечением ЭБ в прикаспийских регионах России оценивалась с учетом основных положений указанной выше методики. Прикаспийский регион России включает в себя три субъекта РФ - Астраханскую область, Республику Калмыкию и Республику Дагестан. Ниже по каждому из этих регионов будут кратко представлены результаты проведенного анализа.

Астраханская область. Максимальная электрическая нагрузка здесь может быть обеспечена своими электрогенерирующими источниками. Обеспечивается она с достаточным запасом за счет использования межсистемных электрических связей с энергоизбыточными регионами. За анализируемый период (пять лет) располагаемая мощность электростанций региона увеличилась с 572 до 740 МВт при незначительно увеличившейся максимальной электриче-

ской нагрузке. Суммарно за 5 лет было введено 330 МВт электрических мощностей.

Возможности покрытия потребностей области в КПТ находятся в приемлемых пределах со значительным запасом в силу производства достаточных объемов природного газа на территории региона. В этих условиях приемлемой можно считать и высокую долю доминирования природного газа в балансе КПТ. Показатель доли крупнейшего источника в электрогенерации располагается в области предкризисных значений и составляет 51%, снизившись за пять прошедших лет с кризисных 65% за счет вводов новых электрогенерирующих объектов.

Показатели возможностей удовлетворения пиково возрастающего спроса на КПТ в условиях похолодания на территории федерального округа в Астраханской области находятся в области приемлемых значений соответствующего индикатора и свидетельствуют о том, что такой спрос может быть покрыт с достаточным запасом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация с износом ОПФ энергетики в области имеет устойчивую тенденцию к улучшению. В то же время износ ОПФ энергетики составляет сегодня 45% и характеризуется пока как предкризисный. В то же время темпы обновления электроэнергетики региона достаточны для того, чтобы характеризовать ситуацию по данному индикатору как приемлемую.

Интегральная оценка ситуации с обеспечением ЭБ Астраханской области характеризуется как приемлемая (80% суммы удельных весов важнейших индикаторов регионального уровня находится в зоне приемлемых состояний).

Республика Калмыкия. Характеризуется недостаточной долей собственной электрогенерации. Максимальная электрическая нагрузка на территории республики может быть покрыта всего лишь на 22% за счет собственных электро-генерирующих мощностей. В то же время эта нагрузка с достаточным запасом может быть покрыта при использовании межсистемных электрических связей с энергоизбыточными территориями.

Всего лишь на 20% потребности республики в КПТ могут быть удовлетворены за счет собственных источников (незначительные объемы добычи газа) при доминировании газа в балансе

КПТ порядка 98%. Такая ситуация, безусловно, может считаться кризисной. Доля доминирующей в республике Элистинской ГТ ТЭЦ составляет 95%, что весьма опасно при ее аварийном выходе из строя, такая ситуация также может считаться кризисной. Износ ОПФ энергетики в республике превысил 50% и с позиций ЭБ считается кризисным, при этом налицо тенденция дальнейшего старения этих ОПФ. То же можно сказать и о ситуации с обновлением электроэнергетики.

На основании того, что 56% суммы удельных весов важнейших индикаторов Калмыкии пребывает в зоне кризисных состояний интегральную оценку состояния ЭБ республики Калмыкия в целом можно характеризовать как кризис.

Республика Дагестан. В республике с достаточным запасом покрывается максимальная электрическая нагрузка. В достаточных, для удовлетворения собственных потребностей республики в КПТ, объемах добывается природный газ. По данным индикаторам ситуация с обеспечением энергетической безопасности в Дагестане характеризуется как приемлемая. В то же время 96%-ная доля доминирования природного газа с позиций ЭБ региона чрезвычайно высока и может считаться кризисной. Наиболее крупным электрогенерирующим источником в республике является Чиркейская ГЭС с располагаемой мощностью 1000 МВт, что составляет 52% всей мощности республики. Этот показатель характеризует предкризисное состояние соответствующего индикатора. Возможности удовлетворения пиково возрастающего спроса на КПТ в условиях похолодания на территории федерального округа в республике находятся в области приемлемых значений соответствующего индикатора и могут покрыть спрос в топливе в указанных условиях с достаточным запасом.

В республике за последние пять лет сформировалась тенденция старения ОПФ энергетики (износ ОПФ составил порядка 54%), что характеризуется как кризисный показатель. Также низки темпы обновления электроэнергетики, находящиеся в последние годы на предкризисном уровне. В целом интегральная оценка ЭБ республики Дагестан характеризуется как предкризисная (более 46% суммы удельных весов

важнейших индикаторов регионального уровня находится в зонах кризисных и предкризисных состояний).

В целом, даже по Астраханской области, где ситуация с обеспечением ЭБ характеризуется как приемлемая, по отдельным индикаторам видно, в каком направлении и в каких масштабах должны приниматься меры по улучшению ситуации. По Калмыкии и Дагестану, где ситуация с обеспечением ЭБ далека от приемлемой, такие меры по каждому соответствующему индикатору должны быть еще более интенсивными. Безусловно, общей для всех проблемой является некомпенсируемое старение ОПФ энергетики.

Заключение

В первую очередь стоит отметить, что подход к анализу ситуации с обеспечением энергетической безопасности может быть схожим для регионов и России, и Азербайджана. В то же время влияние прикаспийских регионов двух стран на обеспечение энергетической безопасности этих стран в значительной степени различается. Если для Азербайджана это влияние во многом определяющее, то для России оно не слишком значительно. Таким образом, в данном случае

на первое место выходят проблемы обеспечения ЭБ самих прикаспийских регионов. При этом основные усилия должны направляться на минимизацию проблемных моментов организации топливо- и энергоснабжения этих регионов, выявленных в процессе индикативного анализа ЭБ на региональном уровне. Что касается Азербайджана, то комплексный анализ масштабов реализации наиболее значимых угроз ЭБ прикаспийского региона показал, что уровень обеспечения ЭБ и этого региона, и страны в целом, определяется ситуацией с развитием и функционированием нефтегазового сектора в регионе.

С учетом сказанного, среди наметившихся отрицательных тенденций в первую очередь следует указать на уменьшение объема экспорта нефтегазового сектора прикаспийского региона Азербайджана в текущем десятилетии. Для долгосрочной перспективы (более 15 лет) такую тенденцию, видимо, нельзя считать отрицательной, особенно если при уменьшении нефтегазового экспорта растет удельный вес неэнергоемких, наукоемких секторов экономики государства.

Что касается России, то анализ состояния ЭБ в статье показан для прикаспийских регионов. Из таких оценок и вытекает основная направленность действий по реализации необходимых шагов по нормализации ситуации.

Исследования выполнены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований - грант № АААА-А17-117030310451-0 и Фонда Science Development Foundation under the President of the Republic of Azerbaijan - грант № EiF-BGM-4-RFTF-1/2017-21/09/1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энергетика Азербайджана. Проблемы и перспективы развития энергетики Азербайджанской Республики. URL: http://matveev-igor. ru/articles/366220.

2. Вступительная речь Ильхама Алиева на заседание кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в первой половине 2018 г. и предстоящим задачам URL: https://ru.presid.ent.az/articles/29539

3. «Контракт века» 20 лет спустя: небесспорное благо. URL: https://www.bbc.com/russian/ business/2014/09/140919_azerbaijan_century_oil_ contract_anniversary

4. State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Azerbaijan in Figures, 2016. URL: http://istmat.info/files/uploads/53204/azerbaijan_ in _figures_2016.pdf

5. Методика мониторинга состояния энергетической безопасности России на региональном уровне/С.М. Сендеров, Н.И. Пяткова, В.И. Рабчук и др. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2014. 164 с.

6. Юсифбейли Н.А., Насибов В.Х. Модели исследования электроэнергетической безопасности Азербайджана // Энергетическая политика, № 3, 2013. С. 50-59.

7. Determination of Azerbaijan electric power industry security for long-term periods on the basis of fuzzy deduction / Nasibov V.Kh. Berlin: Journal

of Multidisciplinary Engineering Science Studies (JMESS), Vol. 2 Issue 3, March, 2016. pp. 363-373.

REFERENCES

1. Energy of Azerbaijan. Problems and prospects for the development of energy in the Republic of Azerbaijan. URL: http://matveev-igor. ru/articles/366220.

2. Opening speech by Ilham Aliyev at the meeting of the Cabinet of Ministers dedicated to the results of socio-economic development in the first half of 2018 and the tasks to be addressed. URL: https:// ru.presiden t. az/articles/29539

3. «The Contract of the Century» 20 years later: an indisputable blessing. URL: https://www.bbc.com/ russian / business / 2014/09 / 140919_azerbaijan_ century_oil_contract_anniversary

4. State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Azerbaijan in Figures, 2016. URL: http://istmat.info/files/uploads/53204/azerbaijan_ in _figures_2016.pdf

5. Methods of monitoring the state of Russia's energy security at the regional level / S.M. Senderov, N.I. Pyatkova, V.I. Rabchuk et al. Irkutsk: ISEM SB RAS, 2014. 164p. (in Russian).

6. Yusifbeyli N.A., Nasibov V.Kh. Models of the study of the electricity security of Azerbaijan // Energy Policy, № 3, 2013. P. 50-59 (in Russian).

7. Determination of Azerbaijan electric power industry security for long-term periods on the basis of fuzzy deduction / Nasibov V.Kh. Berlin: Journal of Multidisciplinary Engineering Science Studies (JMESS), Vol. 2 Issue 3, March 2016. pp. 363-373.

Поступила в редакцию 31.10.2108 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.