Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПО НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВО-И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ'

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПО НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВО-И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАДЕЖНОСТЬ ТОПЛИВО- И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ / УГРОЗЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ / ENERGY SECURITY DOCTRINE / FUEL AND ENERGY SUPPLY RELIABILITY / ENERGY SECURITY THREATS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сендеров Сергей Михайлович, Рабчук Виктор Иванович

Статья посвящена проблеме формирования системы индикаторовдля мониторинга выполнения требований доктрины энергетической безопасности РФ, принятой в 2018 году, в части обеспечения надежного топливо- и энергоснабжения потребителей энергоресурсов внутри страны. Характеризуются основные угрозы энергетической безопасности с позиций обеспечения надежности топливо- и энергоснабжения регионов России и страны в целом. Представлены соответствующие индикаторы федерального и регионального уровней рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сендеров Сергей Михайлович, Рабчук Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT INDICATORS OF RUSSIAN ENERGY DOCTRINE N REGARDS TO THE RELIABILITY OF FUEL AND ENERGY SUPPLY

The article is devoted to the problem of forming a system of indicators to monitorthe implementation of the requirements of the Energy Security Doctrine of the Russian Federation, adopted in 2018, in terms of ensuring reliable fuel and energy supply to the energy resources consumers within the country. The main threats to energy security from the standpoint of ensuring the reliable fuel and energy supply to the regions of Russia and the country as a whole are described. The corresponding indicators of the federal and regional levels of consideration are presented.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ДОКТРИНЫ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПО НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВО-И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ»

С.М. СЕНДЕРОВ, В.И. РАБЧУК

S.M. SENDEROV, V.l. RABCHUK

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ДОКТРИНЫ

Сергей Михайлович СЕНДЕРОВ -

д. т. н., заместитель директора, Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, e-mail: [email protected]

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Sergey SENDEROV -

Doctor of Engineering, Deputy Head of

ПО НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВО- Melentiev Energy Systems Institute of

Siberian Branch of the Russian

И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Academy ofSdencesCSISB RAS),

e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования системы индикаторов для мониторинга выполнения требований доктрины энергетической безопасности РФ, принятой в 2018 году, в части обеспечения надежного топливо- и энергоснабжения потребителей энергоресурсов внутри страны. Характеризуются основные угрозы энергетической безопасности с позиций обеспечения надежности топливо- и энергоснабжения регионов России и страны в целом. Представлены соответствующие индикаторы федерального и регионального уровней рассмотрения.

Ключевые слова: доктрина энергетической безопасности, надежность топливо- и энергоснабжения, угрозы энергетической безопасности, индикаторы.

Введение

На заседании Совета безопасности России 29 ноября 2018 года утверждена новая доктрина энергетической безопасности России (далее доктрина). Новый документ утвержден взамен доктрины, действовавшей с 2012 года [2]. В тексте доктрины 2012 года и в соответствующих обосновывающих материалах того периода [3, 4 и др.] уже отмечались существенные проблемы в обеспечении энергетической безопасности страны и ее регионов. Было показано, что ухудшается качество и растет доля трудноизвлекаемых запасов природного газа и нефти;

недопустимо высок износ основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) при низких темпах их обновления; заканчивается технический ресурс значительной части энергетических коммуникаций, нефтеперерабатывающего, электро-и теплогенерирующего оборудования, сохраняется отставание отечественного топливно-энергетического комплекса в научно-техническом развитии. Данные проблемы непосредственно связаны с увеличением частоты чрезвычайных ситуаций в системах топливо- и энергоснабжения страны и отдельных регионов. Отсутствуют серьезные достижения в сфере энергосбережения. Наблюдается региональная асимметрия в обеспеченности субъектов России собственными первичными энергетическими ресурсами. Сохраняется несовершенство ценовой и налоговой политики, остаются нерешенными проблемы эффективности и прозрачности деятельности организаций ТЭК, в совокупности приводящие к значительному росту цен на энергоносители для конечных потребителей.

Анализ угроз энергетической безопасности

В доктрине 2012 года угрозы энергетической безопасности по характеру возникновения и действия были подразделены на внутренние (экономические, социально-политические, техногенные, природные) и внешние (внешнеэкономические и внешнеполитиче-

Виктор Иванович РАБЧУК -

к. т. н., в. н. с.,

Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, e-mail: [email protected]

Victor RABCHUK -

Candidate of Engineering Sciences, Senior Research Scientist Deputy Head of Melentiev Energy Systems Institute of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (ESI SB RAS), e-mail: [email protected]

УДК 338.24:621.3

ASSESSMENT INDICATORS

OF RUSSIAN ENERGY DOCTRINE IN REGARDS TO THE RELIABILITY OFFUELANDENERGYSUPPLY

ские). При этом, к внутренним экономическим угрозам были отнесены: недостаточное инвестирование отраслей ТЭК для обновления производственных мощностей, что в условиях высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня способно привести к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей объектов энергетического производства; ухудшение состояния сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и атомной энергетики;

отсутствие необходимой диверсификации структуры топливно-энергетического баланса регионов и страны в целом; дефицит энергетических ресурсов и срыв энергоснабжения в отдельных регионах России (Дальний Восток и районы Крайнего Севера); высокие темпы роста цен (тарифов) на энергетические ресурсы; высокая энергоемкость производимой продукции;слабая геологическая изученность ресурсов континентального шельфа Российской Федерации; недостаточная глубина переработки углеводородного сырья. Техногенные угрозы были непосредственно связаны с экономическими: увеличение из-за недостаточного объема

Abstract. The article is devoted to the problem of forming a system of indicators to monitor the implementation of the requirements of the Energy Security Doctrine of the Russian Federation, adopted in 2018, in terms of ensuring reliable fuel and energy supply to the energy resources consumers within the country. The main threats to energy security from the standpoint of ensuring the reliable fuel and energy supply to the regions of Russia and the country as a whole are described. The corresponding indicators of the federal and regional levels of consideration are presented.

Keywords: energy security doctrine, fuel and energy supply reliability, energy security threats, indicators.

инвестиций удельного веса морально устаревшего и физически изношенного оборудования в отраслях топливно-энергетического комплекса; снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного финансирования научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ и слабой реализации их результатов; нехватка высококвалифицированных кадров, в том числе в связи с сокращением подготовки специалистов для отраслей ТЭК, при одновременном увеличении потребности в них; повышение уязвимости объектов топливно-энергетического комплекса, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.

Негативные

тенденции,

формирующие

недостаточный

уровень

обеспечения

энергетической

безопасности

России,

достаточно

стабильны

Значительное внимание было уделено и стратегической угрозе высокого инвестиционного риска выхода на газовые месторождения Западно-Арктической зоны. В [5-7] было предметно показано, что в перспективе с неминуемым удорожанием стоимости добычи природного газа в новых труднодоступных удаленных районах на значительно более глубоких горизонтах, основные объемы российского газа, предназначенные на экспорт могут быть доставлены на основные европейские рынки с себестоимостью близкой или даже большей, чем сложившиеся к этому времени на данных рынках цены на газ. В этом случае, безусловно, может встать вопрос об эффективности такого экспорта. Но и вопрос отказа от экспорта российского газа в данной ситуации чрезвычайно сложен: сможет ли страна без данной валютной выручки инвестировать в освоение газовых

месторождений Западно-Арктической зоны? А выходить на эти месторождения нужно обязательно, ибо ныне действующие газовые месторождения давно работают в режиме падающей добычи, при этом доля газа в балансе котельно-печного топлива страны превышает 72%, в значительном числе регионов европейской части России эта доля близка к 90% и выше.

Группы индикативного анализа доктрины, принятой в 2012 году

Для того, чтобы сформировать систему мониторинга основных показателей обеспечения требований энергетической безопасности в плане надежного топливо-и энергоснабжения потребителей в доктрине 2012 года, среди прочих были сформулированы соответствующие группы индикативного анализа, в первую очередь, это:

• отношение прироста балансовых запасов первичных топливно-энергетических ресурсов к объемам их добычи;

• доля природного газа в структуре баланса первичных топливно- энергетических ресурсов;

• уровень цен внутри страны на газ, нефтепродукты, уголь и электроэнергию (мощность);

• объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии;

• темпы выполнения инвестиционных программ организациями топливно-энергетического комплекса;

• относительное снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта;

• стабильность обеспечения потребителей конечными видами энергии (в том числе в региональном разрезе);

• уровень физического износа основных производственных фондов по отраслям топливно-энергетического комплекса и смежным отраслям промышленности;

• количество ЧС на объектах ТЭК на территории Российской Федерации.

С тем, чтобы анализировать ситуацию по каждому из указанных групп, в плане обеспечения энергетической безопасности страны в свое время был сформулирован соответствующий перечень индикаторов энергетической безопасности. Данные индикаторы были распределены по соответствующим группам, была создана система формирования интегральной индикативной оценки состояния каждой группы с позиций обеспечения требований энергетической безопасности и такая же система формирования ее интегральной оценки по стране в целом. Результаты проведенной работы и сама методология достаточно наглядно показаны в [8].

Проведенный анализ показал, что выявленные негативные тенденции, формирующие недостаточный уровень обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов, достаточно стабильны. Результатом реализации этих тенденций за последние годы

стали либо стагнация ситуации по большинству проблем, либо ее обострение. Соответственно, основные проблемные моменты, указанные в тексте предыдущей доктрины, нашли свое отражение и в тексте доктрины, утвержденной в 2018 году.

Угрозы энергобезопасности и группы индикативного анализа доктрины, принятой в 2018 году в части обеспечения надежности топливо- и энергоснабжения

Значительное внимание в новой доктрине уделено внешнеэкономическим и внешнеполитическим угрозам для энергетической безопасности России. Это важная составляющая проблемы обеспечения энергетической безопасности, но в данной статье остановимся более подробно на внутренних угрозах различного характера, реализация которых непосредственно связана с вопросами надежного топливо- и энергоснабжения потребителей внутри страны.С указанныхздесь позиций,среди важнейших внутренних угроз, представленных в новой доктрине, имеет смысл рассматривать следующие:

• расхождение между возможностями ТЭК и потребностями социально-экономического развития страны в целом или ее регионов, что, прежде всего, может реализоваться в виде энергетического дефицита, тормозящего социально-экономическое развитие, как страны, так и отдельных ее регионов;

• ухудшение минерально-сырьевой базы ТЭК по мере истощения действующих месторождений, существенное удорожание выхода на новые месторождения в более отдаленных районах

и с худшими условиями залегания соответствующих ресурсов, сопровождающееся недостаточной геологической изученностью территории страны;

• высокий износ основных производственных фондов ТЭК;

• дефицит трудовых ресурсов, в особенности высококвалифицированных кадров, в отраслях ТЭК.

В дополнение к этим внутренним угрозам в новой доктрине рассматриваются и, так называемые, трансграничные угрозы. С позиций надежности топливо-и энергоснабжения, в их перечне наиболее актуальны:

• террористическая и диверсионная деятельность, наносящая ущерб энергетической инфраструктуре и объектам ТЭК;

• воздействие посредством вредоносного использования информационно-коммуникационных технологий, включая компьютерные атаки на объекты информационной и сетевой инфраструктуры, в целях нарушения функционирования энергетической инфраструктуры и объектов ТЭК;

• неблагоприятные, опасные природные явления и изменение окружающей среды, приводящие к нарушению нормального функционирования энергетической инфраструктуры и объектов ТЭК.

В новой доктрине указано, что в целом реализация указанных угроз может привести к следующим негативным последствиям:

• снижение финансовой устойчивости организаций ТЭК, в том числе и по причинам роста неплатежей, а также затрат и рисков, связанных с необходимостью освоения удаленных нефтегазовых провинций и усложнением условий добычи углеводородного сырья;

• нарушение устойчивого функционирования организаций ТЭК из-за высокого износа основных производственных фондов ТЭК, чрезмерного возрастания финансовой нагрузки и возможных избыточных требований в области экологической безопасности;

• замедление темпов снижения удельной энергоемкости экономики;

• отставание системы профессионального образования от существующих и перспективных потребностей ТЭК в квалифицированных кадрах с соответствующим усилением угрозы несовершенства управления при функционировании и развитии энергетических отраслей.

На основании сделанных выводов об основных угрозах и их потенциальных последствиях для обеспечения энергетической безопасности страны и ее регионов в доктрине декларируется, что нормативный уровень энергетической безопасности должен обеспечиваться достижением приемлемой ситуации по следующим группам анализа:

1. Воспроизводство минерально-сырьевой базы отраслей ТЭК.

2. Надежность и устойчивость обеспечения внутренних потребителей энергоносителями,энергией и сырьем соответствующего объема, ассортимента и качества, включая необходимое резервирование мощностей и запасов.

3. Формирование и поддержание на необходимом уровне запасов материальных ценностей государственного материального резерва в части номенклатуры продукции ТЭК.

4. Техническая доступность энергетической инфраструктуры и услуг в сфере энергетики для различных групп потребителей.

5. Установление предсказуемого, диверсифицированного в зависимости от качества товара или услуги и приемлемого для производителей и всех групп потребителей уровня тарифов и цен на энергоносители, энергию и услуги в сфере энергетики.

6. Инвестиционная деятельность, защита прав инвесторов в ТЭК, контроль за иностранными инвестициями в организации ТЭК, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, включая развитие организованной (биржевой) торговли энергоносителями.

8. Энергосбережение и энергоэффективность используемых в отраслях ТЭК и на объектах энергетики потребителей технологий,оборудования и материалов.

9. Антитеррористическая защищенность и безопасность объектов энергетики, в том числе в условиях ЧС.

10. Защищенность объектов критической информационной инфраструктуры ТЭК.

11. Диверсификация экспортных маршрутов поставок и номенклатуры продукции ТЭК, в том числе поставок сжиженного природного газа.

12. Допустимое воздействие хозяйственной и иной деятельности организаций ТЭК на окружающую среду (экологическая безопасность).

13. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК.

14. Технологии, оборудование, материалы, программное обеспечение и услуги, используемые для реализации инвестиционных проектов в отраслях ТЭК на территории Российской Федерации.

В тексте доктрины указано, что нормативный уровень энергетической безопасности в стране и ее регионах

должен обеспечиваться выполнением в полной мере требований федеральных законов нормативно-правовых актов по всем перечисленным группам анализа.

Индикаторы энергобезопасности

в части надежности топливо-и энергоснабжения потребителей

для мониторинга требований доктрины, принятой в 2018 году

Полагая, что мониторинг всех этих групп анализа имеет значение для обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов, хотя бы ^^^^^^^^^ на том основании, что они выделены в тексте доктрины, более подробно остановимся на тех, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению надежности топливо- и энергоснабжения потребителей внутри страны. На наш взгляд, к таким группам анализа напрямую относятся группы 1, 2, 5, 6, 8 и 9.

Для мониторинга ситуации с обеспечением требований энергетической безопасности России и ее регионов по указанным группам были сформулированы соответствующие индикаторы. При формировании перечня этих индикаторов было учтено, что значения

части индикаторов имеет смысл оценивать только на уровне страны, но значения других необходимо оценивать и на уровне регионов. Значения индикаторов регионального уровня, сигнализирующие о негативной ситуации с надежностью топливо- и энергоснабжения потребителей конкретного региона в обязательном порядке должны рассматриваться и учитываться при оценке ситуации с обеспечением энергетической безопасности в стране в целом.

Далее (см. табл.) представлены индикаторы федерального и регионального уровня, значения которых целесообразно отслеживать при мониторинге ситуации

Индикаторы регионального уровня, сигнализирующие о негативной ситуации с энергоснабжением конкретного региона, обязательно должны учитываться при оценке энергетической безопасности страны в целом

с состоянием энергобезопасности страны в части вопросов обеспечения надежного топливо- и энергоснабжения потребителей конечных видов энергии внутри страны. Эти индикаторы сгруппированы по соответствующим группам анализа (номера групп соответствуют номерам из вышеприведенного списка групп).

Таблица. Индикаторы ЭБ по группам индикативного анализа в части обеспечения надежного топливо- и энергоснабжения потребителей внутри страны (номера групп соответствуют номерам из вышеприведенного списка групп анализа ЭБ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Воспроизводство минерально-сырьевой базы отраслей ТЭК

Федеральный уровень:

1.1ф. Отношение прироста извлекаемых балансовых запасов нефти за пятилетний период к суммарному объему добычи нефти в стране за этот же период, отн. ед.

1.2ф. Отношение прироста извлекаемых балансовых запасов газа за пятилетний период к суммарному объему добычи газа в стране за этот же период, отн. ед.

1.3ф. Отношение прироста извлекаемых балансовых запасов угля за пятилетний период к суммарному объему добычи угля в стране за этот же период, отн. ед.

1.4ф. Отношение прироста извлекаемых балансовых запасов урана за предшествующий анализу пятилетний период к суммарному объему производства уранового концентрата в стране за этот же период, отн. ед.

2. Надежность и устойчивость обеспечения внутренних потребителей энергоносителями, энергией и сырьем соответствующего объема, ассортимента и качества, включая необходимое резервирование мощностей и запасов

Региональный уровень: 2.1р. Отношение суммы располагаемой мощности электростанций и пропускной способности межсистемных связей региона с соседними к максимальной электрической нагрузке на его территории, отн. ед.

2.2р. Относительные возможности удовлетворения суммарных потребностей в КПТ из собственных источников региона,%. 2.3р. Доля доминирующего ресурса в общем потреблении КПТ на территории региона,%.

2.4р. Доля наиболее крупной электростанции в установленной электрической мощности региона (для регионов электрически изолированных и слабосвязанных с ОЭС),%. 2.5р. - 2.9р. Относительные суммарные недопоставки отдельных видов ТЭР в регионе за анализируемый год (газ, уголь, топочный мазут, светлые нефтепродукты в целом, электроэнергия),%.

2.10р. Уровень потенциальной обеспеченности потребности региона в котельно-печном топливе в условиях резких похолоданий в соответствующей климатической зоне,%. 2.11р. Уровень потенциальной обеспеченности электрической нагрузки региона в условиях резких похолоданий в соответствующей климатической зоне,%.

2.12р. Уровень потенциальной обеспеченности потребности региона в тепловой энергии в условиях резких похолоданий в соответствующей климатической зоне,%. 2.13р. Риск недопоставки (по основным видам ТЭР региона) при реализации ЧС природного характера, характерных для данного региона,%.

2.14р. Уровень относительной недопоставки основных видов ТЭР региона при реализации ЧС на критически важных объектах энергетики на территории региона или технологически с ним связанных,%.

2.15р. Степень износа ОПФ энергетического хозяйства ре-гиона,%.

2.16р. Отношение среднегодового ввода установленной мощности и реконструкции электростанций региона за последний 5-летний период к установленной мощности региона, отн. ед.

Федеральный уровень: 2.1ф. Доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР,%.

2.2ф. - 2.6ф. Относительные суммарные недопоставки отдельных видов ТЭР по стране в целом за анализируемый год (газ, уголь, топочный мазут, светлые нефтепродукты в целом, электроэнергия),%. 2.7ф. - 2.1зф. Физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности (рассматриваемые отрасли - ТЭК в целом, газовая отрасль, сфера добычи и транспорта нефти, нефтепереработка, угольная промышленность, электроэнергетика, энергомашиностроение)^.

5. Установление предсказуемого, диверсифицированного в зависимости от качества товара или услуги и приемлемого для производителей и всех групп потребителей уровня тарифов и цен на энергоносители, энергию и услуги в сфере энергетики

Федеральный уровень: Региональный уровень:

5.1ф. - 5.6ф. Относительный рост цен внутри страны 5.1р. - 5.6р. Относительный рост цен в регионе на ос-

на основные виды ТЭР (газ, энергетический уголь, новные виды ТЭР (газ, энергетический уголь, мазут,

мазут, светлые нефтепродукты (в целом), электроэ- светлые нефтепродукты (в целом), электроэнергия,

нергия, тепловая энергия),%. тепловая энергия),%.

6. Инвестиционная деятельность, защита прав инвесторов в ТЭК, контроль за иностранными инвестициями в организации ТЭК, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Федеральный уровень:

6.1ф. Отношение суммы неплатежей сбытовым организациям по стране в целом со стороны розничных потребителей электроэнергии за поставленную им (потребителям) электроэнергию в расчетном году к общей продажной стоимости всей электроэнергии, поставленной розничным потребителям в том же году, отнесенное к такому же показателю за предшествующий год, отн. ед.

6.2ф. Отношение суммы неплатежей электрогенерирующим компаниям по стране, в целом, со стороны сетевых компаний за поставленную сетевым компаниям электроэнергию в расчетном году к общей оптовой стоимости всей электроэнергии, поставленной электрогенерирующими компаниями сетевым компаниям в этом же году, отнесенное к такому же показателю за предшествующий год, отн. ед.

6.зф. Отношение суммы неплатежей сетевым компаниям по стране, в целом, со стороны сбытовых организаций за поставленную этим организациям электроэнергию в расчетном году к общей стоимости всей электроэнергии, поставленной сетевыми компаниями организациям в этом же году, отнесенное к такому же показателю за предшествующий год, отн. ед.

6.4ф. - 6.8ф. Выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК (сфера добычи и транспорта нефти и газового конденсата, нефтепереработка, газовая промышленность, угольная отрасль, электроэнергетика), отн. ед.

8. Энергосбережение и энергоэффективность используемых в отраслях ТЭК и на объектах энергетики потребителей технологий, оборудования и материалов

Федеральный уровень: 8.1ф. Относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП,%. Региональный уровень: 8.1р. Относительное изменение величины удельной энергоемкости ВРП,%.

9. Антитеррористическая защищенность и безопасность объектов энергетики, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций

Федеральный уровень:

9.1ф. Отношение числа актов терроризма на объектах ТЭК страны в расчетном году к числу таких актов в предшествующем году, отн. ед.

9.2ф. Отношение числа ЧС в ТЭК страны в расчетном году к той же величине в предшествующем году, отн. ед.

Значения всех индикаторов, перечисленных в данной таблице кроме индикаторов 2.10р. - 2.14р., рассчитываются на основе данных официальной статистической информации. Значения индикаторов 2.10р. - 2.14р. рассчитываются с применением специализированных математических моделей, разработанных и используемых в ИСЭМ СО РАН [9-12].

Из анализа таблицы видно, что именно в группе 2, касающейся вопросов надежности и устойчивости процессов топливо- и энергоснабжения потребителей, сосредоточено большинство индикаторов регионального уровня. Эти индикаторы максимально приближены к системам топливо- и энергоснабжения конкретных регионов. Значения данных индикаторов в совокупности формируют возможность оценки ситуации с надежностью снабжения всеми видами конечной энергии потребителей каждого конкретного региона. Решение такой задачи на уровне рассмотрения федеральных

индикаторов невозможно из-за слишком большого уровня агрегирования.

Заключение

В данной статье на основе анализа текста доктрины энергетической безопасности России, принятой в 2018 году, предпринята попытка выделения основополагающих показателей, позволяющих характеризовать ситуацию в части надежности топливо- и энергоснабжения потребителей энергоресурсов внутри страны. Мониторинг значений, сформулированных для каждой группы анализа индикаторов федерального и регионального уровней, позволит выявить основные проблемные моменты в организации топливо- и энергоснабжения потребителей страны и ее регионов в соответствующих аспектах и получить представление о направлениях и уровнях трансформации складывающихся тенденций.

Использованные источники

1. https://minenergo.gov.ru/node/133n (дата обращения: 06.02.2019).

2. Бушуев В.В., Воропай Н. И., Сендеров С. М., Саенко В. В. О доктрине энергетической безопасности России // Экономика региона, 2012. № 2. С. 40-50.

3. Воропай Н.И., Пяткова Н. И., Рабчук В. И., Сендеров С. М. и др. Энергетическая безопасность России: стратегические угрозы /Энергетическая политика, 2006, Выпуск 1. С. 45-53.

4. Рабчук В.И., Сендеров С. М. Перспективы топливо- и энергоснабжения России до 2030 г. с учетом возможной реализации стратегических угроз энергетической безопасности /Энергетическая политика, вып. 3, 2010. С. 25-34.

5. Рабчук В. И., Сендеров СМ. Нетрадиционные энергоресурсы за рубежом и энергетическая безопасность России: какая связь? /ЭКО всероссийский экономический журнал, 2013, № 8. С. 19-30.

6. Рабчук В.И., Сендеров С. М. Газовая отрасль России: роль в обеспечении энергетической безопасности страны и возможные перспективы экспорта газа до 2030 года /Академия энергетики, 2014, № 6 [62]. С. 14-20.

7. Рабчук В.И., Сендеров С. М. Перспективы обеспечения внутренних потребностей России в газе и объемов его

экспорта / Академия энергетики, 2016, № 2 [70]. С. 12-18.

8. Сендеров С.М., Рабчук В. И. Состояние энергетической безопасности России на федеральном уровне: методический подход к оценке и основные результаты / Известия РАН. Энергетика, 2018, № 2. С. 3-12.

9. Пяткова Н.И., Сендеров С. М., ЧельцовМ. Б., Бондарен-ко А. Н. Применение двухуровневой технологии исследований при решении проблем энергетической безопасности / Известия РАН. Энергетика, 2000, № 6. С. 31-39.

10. S. Senderov, A. Edelev Technology to Ensure Energy Security in Development of Russia's Energy Strategy / Energy Systems Research, Vol. 1, No. 1,2018. P. 35-43.

11. Сендеров С.М., Рабчук В. И., Еделев А. В. Особенности формирования перечня критически важных объектов газотранспортной сети России с учетом требований энергетической безопасности и возможные меры минимизации негативных последствий от чрезвычайных ситуаций на таких объектах / Известия РАН. Энергетика, 2016, № 1. С. 70-78.

12. Сендеров С.М., Воробьев С. В., Пяткова Н. И. Анализ перспективных возможностей обеспечения спроса на котельно-печное топливо в условиях резких похолоданий на территориях федеральных округов / Известия РАН. Энергетика, 2017, № 6. С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.