ECONOMIC SCIENCES
AZERBAIJAN BECOMES A REGIONAL ENERGY SECOND HUB
Gasumov E.R.
candidate of economic sciences, Azerbaijan State University of Oil and Industry, Baku, Azerbaijan
АЗЕРБАЙДЖАН СТАНОВИТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСЕКИМ ХАБОМ
Гасумов Э.Р.
кандидат экномических наук, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности,
г. Баку, Азербайджан
Abstract
The article discusses the development of oil and gas transport from the countries of the Caspian region to Europe through the territory of Azerbaijan. The current international pipelines for the transportation of Caspian oil and gas to Europe, the geography of its supply and possible options for the development of new pipeline routes for the supply of hydrocarbons are analyzed. The main aspects of the formation of Azerbaijan as a regional energy hub have been studied.
Аннотация
В статье рассмотрено развитие транспорта нефти и газа из стран Каспийского региона в Европу по территории Азербайджана. Анализированы действующие международные трубопроводы для транспортировки каспийского нефти и газа в Европу, география его поставки и возможные варианты развития новых маршрутов трубопроводов для поставки УВ. Изучены основные аспекты становления Азербайджана региональным энергетическим хабом.
Keywords: oil and gas fields, pipeline, gas production, transportation, hydrocarbon.
Ключевые слова: нефтегазовые месторождения, трубопровод, добыча газа, транспортировка, углеводород.
Развитие нефтегазовой отрасли Азербайджана обусловлено в первую очередь имеющимися запасами нефтегазовых месторождений на территории страны. Нефтегазовые месторождения обнаружены практически по всей территории страны, на суше и морском шельфе. Углеводородные (УВ) залежи сконцентрированы в основном в Бакинском нефтегазоносном районе, в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апше-ронского п-ова и прилегающей акватории.
В 1994 г. в Баку был подписан международный контракт о совместной разработке глубоководной части группа нефтяных месторождений - «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспийского моря, и договора о строительстве нефтепровода Баку-Супса, от месторождений Азербайджана до черноморского побережья Грузии. Который ввиду его высокой значимости получил название «Контракт века» и вошел в список самых крупных соглашений, как по количеству УВ запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций. В настоящее время заключен 21 контракт с 35 компаниями мира по принципу совместного производства и раздела продукции. Участие иностранных инвесторов был вызван стратегией президента Азербайджана Гейдара Алиева, которую СМИ окрестили не иначе, как "искра гения", которая подразумевала разделение акций (а значит, и ответственности) между наибольшим числом
участников нефтяных проектов, сохраняя при этом ненавязчивый контроль со стороны азербайджанского правительства, отлично сочетающийся с рыночной системой [1-6].
Подобный подход впоследствии применили такие страны, как Туркменистан, Грузия и Казахстан. Азербайджан был в числе первых стран региона, которая ратифицировала Договор об Энергетической хартии, а также это государство одним из первых стало применять - Соглашения о долевом распределении продукции. Высокие доходы, которые способен дать нефтяной бизнес, привлекают все страны Прикаспийского нефтеносного региона. Развивается сотрудничество между странами каспийского региона, в том числе по вопросам совместного освоения нефтегазовых месторождений и транспортировка УВ. Среди различных видов транспорта, используемых в настоящее время странами Каспийского региона для экспорта нефти и газа, наибольшее значение имеет трубопроводный как наиболее эффективный и экономичный. Реализация проекта "Контракт века" Азербайджан улучшил отношения с соседними странами, государство региона договорились о сотрудничество, началась прокачка нефти по трубопроводам Баку - Новороссийск и Баку-Супса, был простроен трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), нефть из каспийского региона начал поступать на мировые рынки.
Возник формат сотрудничества в регионах Черного, Каспийского и Средиземного морей, а Азербайджан стал играть роль транзитной страны. С началом реализации контракта в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря [2, 7, 8].
В 2006 г. Казахстан присоединился к проекту нефтепровода БТД. Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и её дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. В 2007 г. национальная компания Казахстана подписала меморандум о взаимопонимании по проекту создания казахской каспийской системы транспортировки нефти, которая позволит экспортировать нефть с казахстанских месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене-Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан. Маршрутом трубопровода БТД с 2010 года пользуется также и Туркменистан.
В 2007 г. был принят Региональный стратегический документ ЕС по содействию странам Центральной Азии, в котором диверсификация поставок топлива объявлялась одной из основных целей международной политики ЕС. В течение многих лет Азербайджан неоднократно вступал с инициативой стать транзитной страной для поставок среднеазиатского и ближневосточного газа в Европу.
Для транспортировки газа в рамках соглашения о разделе продукции в 2006 году был построен магистральный газопровод «Баку - Тбилиси - Эрзурум» (БТЭ) или Южно-Кавказский газопровод (8СРх) и начал транспортировку газа с ГКМ «Шах-Дениз» в Грузию, а начиная с июля 2007 г. - в Турцию. Ныне мощности «8СРх» используются при поставке азербайджанского газа в Европу в рамках Южного газового коридора (8вС). Проект «8вС» (сокращённый вариант проекта «^Ь^то») по которому газ из каспийского шельфа транспортируется в Европу, до Италии, с перспективой возможности вовлечения новых ресурсов, в т.ч. из месторождений стран каспийского региона и Ближнего Востока, состоит из трех частей: «8СРх» - идущего по территории Азербайджана и Грузии до границы с Турцией; Трансанатолийский трубопровод (ТАМАР) - идущего по территории Турции; Трансадриатический (ТАР) - проходящего по территории Греции, Албании и Италии. Дополнительным газовым ресурсом для газопровода «8вС» (и будущем полноценного «^Ь^то») может стать газ из Туркменистана, Ирана и Ирака, а также при определенных условиях России и Казахстана. Благодаря нефтегазовой стратегии Азербайджан осваивая энергетический потенциал Каспийского моря, сформировал новую экономическую модель развития региона, расширил политические и экономические связи между Европой и Азией и становиться региональным энергетическим и транспортным ха-бом [2, 6-8].
В начале июня 2018 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев официально на Сангачаль-ском терминале близ Баку открыл «Южный газовый коридор», по которому в Турцию и Европу поступает азербайджанский газ. Реализация проекта стала возможной благодаря широкому международному сотрудничеству, в том числе, благодаря постоянной поддержке правительства США, Великобритании, руководству Евросоюза и международных финансовых институтов. В Азербайджане образовался центральный пункт - Сангачаль-ский терминал для сбора, обработки и экспорта всего газа, добываемого на месторождениях Каспийского море, в дополнение к нефти. На терминале также происходит перевалка нефти из Казахстана и Туркменистана [7, 8].
В 2020 г. Азербайджан и Туркменистан подписали меморандум о взаимопонимании по совместной разведке, разработке и освоении нефтегазового месторождения "Достлуг" (название по азерб. «Кяпаз», а по туркмен. «Сердар»), расположенное на границе двух стран в Каспийском море. Согласно предварительной оценке, по нефтегазовому потенциалу "Достлуг" можно поставить примерно в один ряд с месторождением "Карабах". Совместная работа Туркменистана и Азербайджана на месторождении "Достлуг" будет успешной и эффективной. Потому что Азербайджан и Туркменистан впервые приступают к совместной работе по освоению месторождения в Каспийском море. Этот проект будет способствовать решения вопроса с ресурсной базой для «Транскаспийского» трубопровода и позволит присоединить газотранспортную систему Туркменистана к «SGC», что откроет путь туркменскому газа по территории Азербайджана в Турцию и Европу [8, 9].
В Азербайджане резко выросла добыча природного газа с начала разработки месторождения «Шах-Дениз», также в результате подписания соглашения о разделе продукции с консорциумом международных нефтегазовых компаний. Контракт на разработку ГКМ «Шах-Дениз» заключен в 1996 г. и действует до 2031 г., является вторым после комплекса «АЧГ» крупным по объему инвестиционных вложений со стороны зарубежных компаний. В 2017 году Азербайджан и международный консорциум нефтяных компаний, подписав «Новый контракт века», продлили соглашения совместной разработки АЧГ, в азербайджанском секторе Каспийского моря до 2050 года. Благодаря резкому увеличению добычи нефти и газа в стране за счет разработки комплекса «АЧГ» и ГКМ «Шах-Дениз» страна в короткий срок не только избавилась от необходимости импорта газа, а наоборот с 2006 г. впервые стала чистым экспортером. В 2010 г. между SOCAR и российским ПАО «Газпром» был заключен контракт о поставке уже азербайджанского газа в Россию по действующему газопроводу Баку - Ново Филя [1-6].
В результате разработки новых нефтегазовых месторождений и строительства международных газопроводов, Азербайджан планирует снабжать
партнеров природным газом на длительные перспективы, внося важный вклад в энергетическую безопасность Европы, не только за счет собственных газовых ресурсов, а также в перспективе за счет транспортировки природного газа из прикаспийских стран и Ближнего Востока. Для чего Азербайджан сотрудничает с газодобывающими странами и всеми крупными нефтегазовыми компаниями мира [10].
Как отметил Президент Азербайджана И. Алиев: «Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией «SCP» мы заново составляем энергетическую карту континента». Участниками «SCP» являются семь стран - Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия и еще три балканские страны планируют присоединиться к проекту - Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория. Покупателями газа ЮГК станут 9 европейских компаний: англо-голландская «Shell», болгарская «Bulgargas», греческая «DEPA», немецкая «Uniper», французская «Engie», итальянская «Hera Trading», «Edison» и «Enel» и швейцарская «Ахро». К данному проекту также могут быть привлечены другие прикаспийские газодобывающие страны, но для этого потребуется время на детальную разработку маршрута и сроков реализации. Маршрут может быть скорректирован: трубопровод может пойти в Болгарию, и дальше Трансбалканский газопровод, по которому сейчас идет газ через Украину в Турцию (с севера на юг), будет переведен в ре-версный режим (с юга на север) [5, 6, 11-13].
ЕС заявляет, что введение в эксплуатацию газопровода из Азербайджана позволит улучшить ситуацию с диверсификацией газа не только для Юго-Восточной Европы, но и в целом для Евросоюза. С началом поставок коммерческого газа в Европу по газопроводу «ТАР» достигнута стратегическая цель «SGC», поступление газа на европейский рынок «открывает новую страницу в развитии Азербайджана как газовой страны» и является «логическим результатом образцового сотрудничества стран-партнеров, компаний, международных финансовых институтов». Сейчас уже изучается возможность двукратного наращивания экспорта азербайджанского газа в страны Южной и Юго-Восточной Европы (то есть до 20 миллиардов кубометров), при этом проведенные исследования указывают, что спрос на "голубое топливо" из Азербайджана превышает и эти объемы.
География поставок расширится после строительства Ионического-Адриатического трубопровода (IAP), выводящего газ на рынки Албании, Черногории, Боснии и Герцеговины, а также Хорватии. Кроме того, есть возможность через Болгарию, за счет строительства соединительных трубопроводов, выйти на рынки Румынии и Венгрии. Венгерский оператор газотранспортных систем FGSZ в июне утвердил план инвестиций в строительство газовой перемычки с Сербией мощностью 6 млрд куб. м газа в год. Пропускная способность газопро-
вода на южной точке входа, то есть со стороны Сербии, должна быть обеспечена к октябрю 2021 года [1-6].
Азербайджан «прорубил окно в Европу» не только для своего газа, но - пока теоретически - и для «голубого топлива» других стран Каспийского региона. «SGC» - это «исторический проект», объединяющий семь стран и направленный на укрепление мира в регионе.
Также имеет перспективы сотрудничество по газовому вопросу между Азербайджаном и Ираном. Обсуждается перспективы проекта FGRI (СПГ, «Азербайджан - Грузия - Румыния» интерконнектор), для поставки в Румынию через территории Грузии и Черное море сжиженного газа (с мощностью 3 млрд куб. м в год и с возможностью увеличением до 5-8 млрд куб. м в год) [1-6].
На наш взгляд было бы экономически выгодно и политически целесообразно рассмотреть новые маршруты транспортировки газа через Азербайджан, с участием всех газодобывающих стран каспийского региона. Например, новый международный газопровод по маршруту Азербайджан (плюс газодобывающие станы каспийского региона) через Нахичевань в Турцию, далее на европейский рынок. В данной схеме Азербайджан может стать транзитным энергетическим мостом (хабом) между каспийским регионом и европейским рынком. Экономически выгодно рассмотреть газопроводы с возможностью реверса газа или изменения направления транспортировки газа (с возможностью по обратному маршруту с выходом на рынки Восточной Азии). Что позволит газодобывающим странам каспийского региона иметь альтернативные и запасные варианты для реализации своих энергоносителей. Если учесть реализацию проекта газопровода Нахчыван-Турция (Игдыр), ГТС Турции действующего Баку-Тбилиси-Эрзурум, теоретического рассматриваемого проекта газопровода Баку-Нах-чыван-Турция получится кольцевая единая газопроводная система «Азербайджан-Турция-Азербайджан» [1-6].
В среднесрочной перспективе в Азербайджан может корректировать энергетическую политику, параллельно добывающей отрасли и развивать трубопроводного транспорта для доставки газа из других газодобывающих стран региона в Европу (транзитным энергетическим мостом). Вовлечение третьих стран в поставки топлива является положительным фактором для Азербайджана. Это позволит участникам региона усилить экономические позиции, получить новые возможности для выхода на рынки европейских стран. Азербайджан может стать «ключевой страной» посредством, которого страны каспийского региона собирает построить надежный транспортный маршрут в Иран и Турции для резкого увеличения внешнеторгового оборота между этими странами [1-7, 12-14].
Заключение: Азербайджан имеет огромную перспективу стать одним из центров европейского газового рынка и региональным энергетическим ха-бом. Эти предположение основывается на следую-
щих факторах: выгодная геополитическая и географическая расположения, граничащий крупными газодобывающими государствами (Россия, Казахстан, Иран, Туркменистан); наличие имеющихся нефте- газопроводов, необходимые транспортные инфраструктуры и возможности строительство новых трубопроводов (альтернативных маршрутов), и возможности стать транзитным энергетическим мостом, между азиатскими и каспийскими регионами и Европой.
Список литературы
1. Gasumov E.R. Use and production of natural gas in Azerbaijan. //American Scientific Journal ("ASJ"). 2020. № 42. Vol. 2. -Р.24-28.
2. Gasumov E.R. The role and place of the gas sector in the fuel and energy complex of Azerbaijan. //Colloquium-journal. - Polish international journal of scientific publications. Warszawa, Poland. 2020. №30(82), Part 3, Economic sciences. -Р.38-41.
3. Gasumov E.R. Natural gas production in Azerbaijan. // Znanstvena misel journal. -Lyublyana: -2020. № 48-2. Vol. 2. -P.3-l.
4. Gasumov E.R. Combustible gas in the history of Azerbaijan's development. // Eurasian Union of Scientists (ESU). SPb .: -2020. No. 10 (l9). Volume 8. -S.l-11.
5. Gasumov E.R. Production of natural gas in the economy of Azerbaijan. //European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal. Vienna: Section 5. 2020. №4. -Р. 56-61.
6. Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azer-
baijan. //Wschodnioeuropejskie Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw: 2020. №910(62). Part. 4. -P.25-28.
7. Features of the development of the gas sector in Azerbaijan (Особенности развития газового сектора Азербайджана). /Gasumov E.R., Valiev V.M., Gasumov R.A. //American Scientific Journal. ("ASJ"). 2020. № 43. Issue 2. -Р.25-31.
8. Gasumov E.R. Production of natural gas in the economy of. // European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal. -Vienna: 2020. Section 5. №4. -Р.56-61.
9. Aliyev N. Oil and oil factor in the economy of Azerbaijan in the XXI century. -Baku: 2010.
10. Gasumov E.R. Formation of a strategy of innovative development of the gas industry of Azerbaijan based on analysis of influencing factors. //Sciences of Europe. Economic Sciences. Praha: 2020. № 60.Vol.4. -P.18-24.
11. Gasumov E.R. Principles of state innovation policy in relation to the gas industry in Azerbaijan. // Eurasian Union of Scientists. M .: 2020. No. 11 (80). Volume 5.S. 29-33.
12. Prospects for innovative development of the gas industry in Azerbaijan. / Gasumov E.R. Valiev V.M. Gasumov R.A. //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. -Vienna: 2020, № 11-12. Р.68-75.
13. Matveev I.E. Assessment of oil and gas reserves of Azerbaijan. 2019. http://matveev-igor.ru.
14. Dobrina L.R. Prospects for the development of the gas industry of the Republic of Azerbaijan in the context of globalization. // IZH "Science of Science". Issue 5 (24). 2014. http://naukovedenie.ru.
HUMAN POTENTIAL IN OVERCOMING THE CRISIS OF THE MODERN SOCIO-ECONOMIC
FORMATION
Grigoriev V.
Ph.D. in economics
St. Petersburg Private Educational Institution of Higher Education University of Management Technologies and Economics 44, Lermontovsky Avenue, building "A", Saint Petersburg 190103
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ
Григорьев В.
к.э.н.
СПб ЧОУ ВО УТУ и Э 193103, г. Санкт-Петербург. Лермонтовский пр., д. 44, литера А
Abstract
Preliminary results of the scientific research into the interaction between human self-awareness and existing socio-economic relations in the face of scare resources, which can be used in various ways, are presented. An attempt has been made to present the process of institutional transformations in society as a result of the interaction between mind (individual, collective) and existing socio-economic relations.
Аннотация
Предварительные результаты исследования взаимодействия самосознания человека и существующих общественно-экономических отношений в условиях ограниченных ресурсов, которые могут иметь различное употребление. Предпринята попытка представить процесс институциональных преобразований в обществе как результат взаимодействия сознания (индивидуального, коллективного) и существующих общественно-экономических отношений.