ПЕРЕСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСЕКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН КАСПИЙСКОГО _РЕГИОНА В ОБЛАСТИ ОСВОЕНЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.5.83.1266"
Гасумов Э.Р.
Докторант
Азербайджанского технического университета,
Баку
PROSPECTS FOR ENERGY COOPERATION OF THE COUNTRIES OF THE CASPIAN REGION IN
THE FIELD OF OIL AND GAS DEVELOPMENT
Gasumov E.R.
doctoral student of the Azerbaijan Technical University,
Baku
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности освоения нефтегазовых месторождений в каспийском регионе прибережными государствами. Проведен анализ участие в различные годы крупных международных компаний при разработке нефтегазовых месторождений в акваториях Каспийского моря. Рассмотрено развитие ресурсной базы углеводородного сырья в странах каспийского региона связанной с открытием новых геологических структур. Изложены аспекты как страны каспийского региона стали полноценным экспортёрам УВС. Изложены основные аспекты о больших перспективах развитие прикаспийских стран и возможные шаги в выводе на новый этап сотрудничества между государствами региона в энергетической и транспортно-коммуникационной сферах. Указано, что совместное освоение УВС шельфа, имеющие международное и региональное значение, служит укреплению диалога и сотрудничества по разделению дна Каспийского моря.
Ключевые слова: Каспийский регион, добыча газа, УВС, газовые проекты, месторождения, запасы газа, газопроводы.
Каспийское море - самый крупный замкнутый водоём на планете с огромными запасами нефти, газа и биоразнообразием, представляет собой очень хрупкую и уязвимую экосистему. Нефтяные и газовые сокровища Каспия в неравной степени делят между собой пять стран: Россия, Казахстан, Туркмения, Иран и Азербайджан.
Первые открытия нефти на территории каспийского региона известны с древних времен, и прежде всего, район Баку издавна знаменит своими вечно горящими факелами газа - «вечным огнем». Поверхностные признаки нефтегазоносности здесь часто связаны с грязевыми вулканами, многие из которых представляют собой довольно высокие холмы. Так, вулканические конусы Турагай, Кинжи-Даг и Калмас на побережье Каспийского моря возвышаются на 400 м над его уровнем.
С помощью шурфов здесь было добыто несколько миллионов тонн нефти еще до начала бурения первых скважин в 1870 г. Благодаря Каспийским месторождениям, в период с 1898 по 1902 г. Российская империя стояла на первом месте по добыче нефти среди всех нефтедобывающих стран мира, опережая США. В 1901 г. главным образом на месторождениях района Баку она добыла 1,5 млн. т. нефти, что составляло более половины мировой добычи. Только в 1901 г. на Апшеронском полуострове - последнем отрезке Большого Кавказа до его погружения в Каспийское море - было добыто 11 млн. т нефти, что составило 95% всей нефти, добытой в России, и половину мировой добычи. Такой объем добычи обеспечивался 1900 скважинами, пробуренными на
пяти месторождениях общей площадью 115 кв. км. Основная доля добытой нефти приходилась на месторождение Биби-Эйбат - одно из первых гигантских месторождений нефти на земном шаре.
Серьезные поисково-разведочные работы на Апшеронском полуострове начали проводить с 1870 г., а уже через год здесь был смонтирован и пущен в работу первый буровой станок для ударно-штангового бурения и через два года был получен первый фонтан нефти. Становление и развитие нефтегазовой промышленности Азербайджана тесно связано с освоением нефтегазовых ресурсов Каспийского моря и прилегающих территорий. Впервые в мире добыча нефти на море началась в Каспии, и примечательно, что во многих странах мира использовался опыт, накопленный здесь.
Первые записи о наличии экспорта нефти из Азербайджана по море появляются в X веке, когда на Апшеронском полуострове уже рылись скважины до глубины 10-12 м. Масуди, посетивший Баку около 915 г., пишет: «Суда плывут в Баку, где находятся источники белой нефти... Нет другого места в мире, производящего белую нефть...» [1].
Одной из причин вхождения Каспийского региона в орбиту политических, военных и стратегических интересов России и других крупных государств являлось наличие богатых полезных ископаемых. В XVIII в. с целью изучения Каспийского региона царская Россия направила в регион несколько экспедиций, что бы собрать сведения о Южном Кавказе и Прикаспийском регионе в целом [2-4].
В 1719-1720 гг. экспедиция дает характеристику побережья Каспийского моря (особенно западной его части). С научной точки зрения большой интерес вызывают описания Баку и Апшерона с грязевыми вулканами и нефтяными источниками: «...в 12 верстах от города на сухой равнине на протяжении нескольких верст имеются залежи нефти, и некоторые места здесь воспламеняются. От подземного огня горит пар, поднимающийся с земли, и используется он для различных нужд. По краям расположены колодцы с белой нефтью глубиной от 4 до 10 м, построенный из камня замок, а также участки земли, постоянно извергающие огонь. На всей территории столько подземных кладовых газа, что если на глубине в 23 вершка (0,13-0,19 м) пробурить землю в «желаемой конфигурации» и поднести туда пламя, то «с этой фигуры поднимается огонь на высоту в пол аршина». Поэтому на высоте в 4-5 вершков (0,26-0,33 м) от песочного настила в домах устанавливаются трубы и «как только к исходящему оттуда пару подносится горящая щепка или саман появляется такое пламя, что люди изготавливают себе пищу на разведенном костре». Недалеко от Баку «есть во многих местах скважины и источники, откуда в виде жидкого киселя вперемежку с песком вода через определенное время растворяется, извергаясь в высоту». Такое красочное и точное описание бакинских грязевых вулканов и нефтяных залежей еще больше привлекало внимание Российской империи к этому региону. В 1722 г. завоевав нефтеносные провинции Каспийского бассейна, Россия обеспечивала выход в «теплые моря» и впоследствии этот регион стал рассматриваться ими как богатейшая кладовая «черного золота», заняв важное место во внешней политике многих близлежащих государств. Позиция России в этом регионе в течение второй половины XVIII века имела тенденцию к усилению, этому способствовала активизация исследований русскими учёными и топографами всего Каспийского бассейна. Во второй половине XIX века начинается изучение физико-географических и геологических особенностей Каспийского моря, района Баку и всего Апшеронского полуострова. В 1846 году по результатам исследований нефтегазовых месторождений вблизи Баку ученый Г. Абих выступает со статьей в журнале по проблемам горного дела, указывал на наличие в каспийских глубинах и островах больших залежей нефти [5-8].
К середине XIX века в Баку было 72 нефтяные скважины, а также ряд других нефтяных источников вдоль восточного побережья Каспия. По сведениям 1843 г. годовая добыча в районе Баку составляла 3,4 млн. кг «черной нефти» и 14,143 млн кг «белой нефти». Вся эта нефть была добыта в основном из мелких скважин и источников, находящихся на поверхности земли. Наиболее важным достижением нефтяной промышленности России в 1880-1890 гг. стал прорыв каспийской нефти на мировой рынок. Иностранные покупатели
были поражены темпами роста нефтяной индустрии империи. Проникновение зарубежного капитала в бакинскую нефтедобычу началось с приезда братьев Нобелей, в конце XIX в. сыгравших огромную роль в ее развитии. В 1875 г. семья Нобелей закупила обширные Балаханинские месторождения и построила свой нефтеперегонный завод. В 1877 г. ими был спущен на воду первый нефтяной танкер в России - «Зароастр». В Северную Европу с помощью танкерных перевозок до Астрахани по Каспию (в Астрахани груз помещали на волжские баржи) Нобели поставляли светильное масло. Строительство Транссибирской магистрали в этот период позволило доставлять азербайджанский нефть в самые отдаленные уголки империи. Вслед за Нобелями в 1892 г. в нефтяной индустрии региона появились Ротшильды, которыми была основана компания, известная под названием «Бинбо». Вначале, работая совместно с компаниями Нобелей, они построили маленькие нефтеналивные суда для перевозки нефти через Каспийское море и перекачки на баржи на Волге, впоследствии занялись строительством железной дороги и нефтепровода из Баку в Батуми. Были обеспечены непрерывные поставки нефти на мировые рынки. Основания «Транскаспийской компании» стала доминирующей силой в бакинской нефтяной промышленности.
До конца XIX в. продолжались и физическо-географические исследования Каспия.
Накопленные русскими учеными сведения были отражены в труде: «Каспийское море: Гидрографическое описание и руководство для плавания», вышедшем в Петербурге в 1908 г. Автор книги Н. Пущин писал: «Общая площадь нефтяного участка составляет 4,5 кв. мили (8,5 кв. км). Здесь, на поверхности воды, всегда плавает нефть, выходящая со дна моря и имеющая специфический запах...» [7-9].
В конце XIX в. велось проектные работы по добыче нефти с неглубоких участков моря с помощью буровых площадок. После проведения подготовительных работ в конце 1909 г. началось покрытие песчаным пластом Биби-Эйбатской бухты. По мнению разработчиков проекта, бухта со стороны моря должна была перекрываться камнями, а освобожденная часть постепенно засыпалась песком. Для выполнения этих работ сормовскому заводу в России заказали строительство бурильной машины-каравана. Для засыпки Биби-Эйбатской бухты песком на 350 га отведенной площади потребовалось 20 лет [2, 6].
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 г. начался советский этап развития нефтегазового комплекса Каспийского моря. В СССР была создана новая география добычи сырья, обеспечивающая тесные взаимосвязи между промышленностью
источниками сырья и потребительскими районами. Новые технические средства в морской геофизике и составленные при помощи специальных судов карты геологических изысканий, подтвердили перспективность нефтедобычи на большей части
акватории Каспийского моря. С самого начала определялись участки на море, где проводились работы с последующим проектированием. В 1944 г. метод сейсмической разведки на море и выявление с ее помощью нефтяных залежей на различных морских глубинах.
Советское правительство с 1946 г. вело работу по эксплуатацию обнаруженных в Каспийском море нефтяных месторождений. За очень короткий срок были спроектированы и построены корабли с кранами с большой грузоподъёмностью, специальные строительные краны для прокладки эстакад, специализированные строительные платформы для сбора блоков отдельных оснований, созданы предприятия по изготовлению металлических конструкций с антикоррозийными покрытиями, специализированный транспорт и нефтепромысловая флотилия. Перед морскими нефтяниками поставили задачи - активизацию поиска новых перспективных нефтяных месторождений, определение нефтеносности расположенных в открытом море структур, подготовку и реализацию принципиальной программы по эксплуатации морских нефтяных и газовых месторождений на территориях, примыкающих к Апшеронскому полуострову.
Издавна был известен факт естественного выхода нефти по трещинам на дне моря на морскую поверхность в районе Нефтяных Камней, где в 1949 г. с скважины был получен мощный нефтяной фонтан, ежедневный дебит которого составил 100 т, это стало фактом открытия всемирно известного нефтяного месторождения - «Нефтяные Камни» и дало сильный толчок к развитию нефтяной промышленности в регионе [10-12].
Впервые в мировой практике в открытом море был заложен уникальный морской промысел на основаниях. Эксплуатация этого крупного нефтяного месторождения в открытом море сыграла решающую роль в увеличении производства нефти на море. В период разработки месторождений на Нефтяных Камнях и других территориях были сооружены металлические эстакады и конструкции морских оснований, позволяющих бурение скважин на глубине моря в 25 м, в том числе в впервые был внедрен наклонно-направленный метод. Использование
крупноблочных морских оснований позволили начать поисково-разведочные работы на Каспии, благодаря которым были открыты нефтяные месторождения «Гюргян-дениз», «Чилов-дениз», «Банка Дарвина», «Нефтяные Камни», «Палчыг Пильпилеси», «Сангачалы-дениз», «Карадаг-дениз», «Дуванный-дениз», «Булла», «Бахар», «Гум адасы» и др., а также увеличилась нефтедобыча.
С 1970 г. активизировались
геологоразведочные и буровые работы по всему акваторию Каспийского моря. На акватории туркменистанского сектора, было пробурено 56 эксплуатационных скважин, добыто около 2,2 млн т нефти с конденсатом и 3,1 млрд куб м газа (с учётом попутного). Поисковое бурение в
туркменистанском секторе проводилось также и на структурах о-в «Огурчинский», «Западно-Эрдеклинская». В результате разведочных, геофизических и сейсморазведочных работы в казахстанском секторе было выявлено 44 перспективные структуры, бурение пределах акватории Среднего Каспия было начато в 1973 г. Всего в казахстанском секторе Каспия были пробурены 33 структурно-поисковых, 2 параметрических и 5 поисковых скважин, и было открыто нефтегазовое месторождение «Скалистая-южная» [13-15].
Планомерное изучение акватории российского сектора было начато в 1972 г. и охватывало дагестанский участок сектора, в результате которых было изучено геологическое строение акватории, выявлены 23 перспективные структуры, бурение проводилось на площадях «Инчхе-море» и «Инчхе-море-2». Были пробурены 9 структурно-поисковых и в результате в 1972 г. было открыто нефтяное месторождение «Инчхе-море».
Современный этап развития нефтегазового комплекса Каспийского моря началась после приобретения в 1991 г. независимости бывшими советскими прикаспийскими республиками -Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Россия. При этом были нарушены складывавшиеся десятилетиями производственные связи между бывшими советскими республиками, входившими недавно в единый социалистический экономический комплекс. Республики, только обретшие национальную независимость, оказался в сложной ситуации.
Международным нефтяным компаниям был интересен азербайджанский сектор Каспия, также по причине, существовавшей в этой части моря инфраструктуры и многолетнего опыта местных нефтяников по добыче нефти с глубины моря. С конца 1960-х гг. осуществлялся переход к эксплуатации плавучих буровых сооружений и буровых кораблей при разведке и разведочном бурении. Давним предшественником современных плавучих буровых и передвижных платформ были спаренные киржимы, с их бортов начали бурить нефтяные скважины на море. Однако, возможности их были ограничены: бурение возможно было только на мелководье (оптимальная глубина моря была 140 м) в дни, когда не было ветра и волн. До 1990 г. на балансе объединения «Каспморнефтегазпрома» имелись 7
самоподъемных и 5 полупогруженных плавучих буровых установок, предназначенных для бурения скважин на глубине от 76 до 6000 м. Они бурили скважины не только на азербайджанском берегу Каспия, но и в восточной части Каспийского моря, в частности в туркменском секторе [6-8].
Благодаря эксплуатации плавучих буровых установок в других секторах Каспия «Каспморнефтегазпром» располагал большими доходами и в 1990 г. был заключил контракт Национальной иранской нефтяной компанией по использованию установки «Хазар-1», которая первой пошла на поиски нефти в иранском шельфе
Каспийского моря. В 1990 г. в составе морского управления разведочного бурения специальных технических средств находились 12 плавучих установок российского производства. По заказу «Каспморнефтегазпрома» в 1991 г. завершилось строительство полупогруженной установки «Шельф-5».
В очень сложной ситуации оказалась нефтяная отрасль экономики: значительно было сокращено ее финансирование, резко уменьшились объемы разведочного и эксплуатационного бурения и, как следствие, снизилась добыча нефти и газа в Каспийском море. Основными причинами снижения объемов добычи стали: истощение месторождений вследствие длительной эксплуатации, ограниченные возможности освоения новых залежей в связи с отсутствием современной техники и технологии для бурения скважин при глубинах моря свыше 150-200 м и низкая эффективность работ над существующим фондом скважин. Выработка запасов по месторождениям в целом составляла к 1994 г. порядка 50% от начальных извлекаемых запасов.
Перспективы развития топливно-энергетического комплекса на ближайшие годы связывались с вводом в эксплуатацию богатых месторождений. Вместе с тем, отсутствие эффективных технологий тормозило освоение этих месторождений с промышленными запасами, в первый очередь в глубоководной части Каспия, при этом прирост запасов и их геолого-экономическая оценка так и не были завершены. Для решения этих задач единственный выход было привлечение иностранных инвестиций в экономику прикаспийских государств, и в первую очередь в нефтегазовую промышленность Каспийского региона.
В 1991 г. был объявлен тендер на разведку и разработку месторождения «Азери» в азербайджанском сектора Каспии, по его итогам был образован международный консорциум в составе нефтяных компаний «Amoco», «Unocal», «McDermott» (США), «British Petroleum» и «Remaco» (Великобритания), «Statoil» (Норвегия). Параллельно велись переговоры также по месторождениям «Чираг», «Шах-Дениз» и «Гюнешли». В 1992 г. был уже подписан договор с «British Petroleum» и «Statoil», которые выделили азербайджанскому правительству 30 млн. долл. и приобрели исключительное право на разработку месторождения «Чираг» и перспективной структуры «Шах-Дениз». Компании «Pennozoil» (США) и «Remaco» (Великобритания) получили права на разработку глубинной части месторождения «Гюнешли» [1-4].
В 1994 г. в Баку между 12 крупными нефтяными компаниями из 8 стран мира, был подписан международный контракт о совместной разработке глубоководной части группа нефтяных месторождений - «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспийского моря, и договора о строительстве нефтепровода Баку-Супса, от месторождений Азербайджана до
черноморского побережья Грузии. Который ввиду его высокой значимости получил название «Контракт века» и вошел в список самых крупных соглашений, как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций. В настоящее время заключен 21 контракт с 35 компаниями мира по принципу совместного производства и раздела продукции. Прогнозируемые зарубежные инвестиции только за счёт 10 подписанных соглашений оценивались в 56 млрд. долл. [2, 6, 16].
Это образцово-показательная сделка для нефтяного сектора прикаспийских стран. С обретением суверенитета прибрежными государствами региона изменилась структура международных отношений. Подписание "Контракта века" изменило всю политическую палитру региона и у прикаспийских стран завязались теплые отношение с ведущими странами мира, что в конечном итоге принесло не только экономические, но и политические дивиденды. По предварительным оценкам, разведанные запасы УВС на шельфе Каспийского моря составляют 12-14 млрд. т условного топлива (УТ). В случае раздела дна моря на национальные секторы к Казахстану отойдет 4,5 млрд т, Азербайджану - 4 млрд т, России - 2 млрд т, Туркменистану - 1,5 млрд т, Ирану - 0,9 млрд т УТ. Дополнительные исследования могут добавить к казахстанской и азербайджанской доле ещё 3,5 и 3 млрд т УТ соответственно [1, 5, 17, 18].
В настоящее время географическая роль Каспия в связи с ожидаемыми крупными ресурсами нефти и газа четко приобретает геополитическую окраску. Нефтегазовые запасы Каспийского бассейна, пути их транспортировки на мировые рынки, участие в разработке недр являются предметами особого внимания, скрытой, а иногда и открытой борьбы между отдельными государствами за доступ и контроль над ресурсами. Известное выражение «большая нефть - большая политика» как нельзя, кстати, отражает сложившуюся ситуацию. Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных государств, но и многих стран Ближнего Востока, Закавказья, государств Западной Европы и США.
Каспийское море становятся одним из главных центров мировой активности 55 крупнейших нефтегазовых компаний, более чем 25 государств нашей планеты, которые принимает участие в разработке каспийских месторождений УВС. Кроме того, существует много совместных предприятий: международный консорциум OKIOC (Offshore Kazakhstan International Operating Company); азербайджано-американское
предприятие «Caspian Drilling Co»; азербайджано-турецкая компания «Azfen»; российско-американская компания «Lukarco»; российско-итальянская " Lukagip"; российско-британская «Casp Oil Development»; голландско-американско-туркменская компания «Larmag-Cheleken»; британо-канадская «Commonwealth Oil and Gas» и
так далее. Освоение запасов каспийской нефти проходит при активном участии «ИТЭРА» (Международная энергетическая компания), «CNPC» (Китайская национальная нефтяная компания), «ОТЕС» (Иранская нефтяная корпорация), «Botas» (Турецкая государственная компания) и др. Такого наплыва крупных нефтегазовых компаний не было ни на одном мировом месторождении.
В настоящее время в Азербайджане активно функционируют 33 иностранные нефтяные компании, десять из которых представлены фирмами из США, такое участие иностранных инвесторов был вызван стратегией президента Азербайджана Гейдара Алиева, которую СМИ окрестили не иначе, как "искра гения". Эта стратегия подразумевала разделение акций (а значит, и ответственности) между наибольшим числом участников нефтяных проектов, сохраняя при этом ненавязчивый контроль со стороны азербайджанского правительства, отлично сочетающийся с рыночной системой.
Подобный подход впоследствии применили такие страны, как Туркменистан, Грузия и Казахстан. Азербайджан был в числе первых стран региона, которая ратифицировала Договор об Энергетической хартии, а также это государство одним из первых стало применять - Соглашения о долевом распределении продукции. Высокие доходы, которые способен дать нефтяной бизнес, привлекают все страны Прикаспийского нефтеносного региона.
Интенсификация нефтегазовой отрасли в условиях переходного периода, вызванного распадом СССР, была возможна лишь с помощью привлечения иностранных инвестиций. Первый международный нефтяной контракт
принес инвестиций в нефтяную отрасль Азербайджана сначала в 15 млрд. долл., а затем стал уверенно приближаться к 50 млрд. долл.
Серьезный рывок в плане объема привлеченного иностранного капитала совершил и Казахстан. В девяностые годы прошлого века в эту страну иностранные компании вложили почти 10 млрд. долл., в составе которых прямых инвестиций было более 6 млрд. долл.
Стратегическая значимость любого нефтегазового региона определяется объемами его разведанных запасов сырьевых ресурсов, себестоимостью и возможностями по добычи и транспортировки углеводородного сырья (УВС), а также географическим месторасположением. Так, по прогнозам ведущих энергетических организаций и агентств добыча нефти в трех странах Каспийского региона - Азербайджане, Казахстане и Туркменистане может возрасти до 275 млн. тонн нефти к 2030 году. В этой связи для Каспийского региона, обладающего
значительными запасами УВС, важнейшей задачей эффективной реализации нефтеэкспортного потенциала является определение оптимальных маршрутов транспортировки нефти и газа на мировые рынки сбыта.
В результате складывается целый комплекс задач требующих решение между старанами-экспортерами нефти (газа) и странами-транзитерами по обеспечению взаимовыгодных и стабильных поставок нефти и газа из Каспийского региона. Развивается сотрудничество между странами каспийского региона, в том числе по вопросам совместного освоения нефтегазовых месторождений и транспортировка УВС. Среди различных видов транспорта, используемых в настоящее время странами Каспийского региона для экспорта нефти и газа, наибольшее значение имеет трубопроводный как наиболее эффективный и экономичный.
В настоящее время по магистральным нефтепроводам Россия в транзитном режиме транспортируется нефть двух государств Каспийского региона - Азербайджана и Казахстана. Нефтепроводы Баку - Новороссийск и КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) транспортирует каспийской нефти к российскому берегу Черного моря. Нефть, прокачиваемая по трубопроводу, продаётся в Новороссийске под маркой «Urals».
При реализации проекта "Контракт века" Азербайджан улучшил отношения с соседними странами, государство региона договорились о сотрудничество, началась прокачка нефти по трубопроводам Баку - Новороссийск и Баку-Супса, был простроен трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), нефть из каспийского региона начал поступать на мировые рынки. Возник формат сотрудничества в регионах Черного, Каспийского и Средиземного морей, а Азербайджан стал играть роль транзитной страны. С началом реализации контракта в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря.
В 2006 г. Казахстан присоединился к проекту нефтепровода БТД. Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и её дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. В 2007 г. национальная компания Казахстана «КазМунайГаз» подписала меморандум о взаимопонимании по проекту создания казахской каспийской системы транспортировки нефти, которая позволит экспортировать нефть с месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене-Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан. Маршрутом
трубопровода БТД с 2010 года пользуется также и Туркменистан.
Образовался центральный пункт -Сангачалький терминал (Азербайджан) для сбора, обработки и экспорта всего газа, добываемого на месторождениях Каспийского море, в дополнение к нефти. На терминале также происходит перевалка нефти из Казахстана и Туркменистана.
Для транспортировки газа в рамках СРП в 2006 году был построен магистральный газопровод «Баку - Тбилиси - Эрзурум» (БТЭ) или Южно-
Кавказский газопровод (ЮКТ, SCPx) и начал транспортировку газа с ГКМ «ШахДениз» (I этап) в Азербайджан и Грузию, а начиная с июля 2007 г. -в Турцию. Ныне мощности «SCPx» используются при поставке азербайджанского газа в Европу в рамках Южного газового коридора (ЮГК, SGC). Проект «SGC» (сокращённый вариант проекта «Nabucco») по которому газ из каспийского шельфа транспортируется в Европу, до Италии, с перспективой возможности вовлечения новых ресурсов, в т.ч. из месторождений стран каспийского региона и Ближнего Востока, состоит из трех частей: «SCPx» - идущего по территории Азербайджана и Грузии до границы с Турцией; Трансанатолийский трубопровод (TANAP) -идущего по территории Турции;
Трансадриатический (TAP) - проходящего по территории Греции, Албании и Италии. Дополнительным газовым ресурсом для газопровода «SGC» (и будущем полноценного «Nabucco») может стать газ из Туркменистана, Ирана и Ирака, а также при определенных условиях России и Казахстана [2, 6, 16].
Азербайджан запустил в промышленную эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) «STAR» в Измире (Турция) стоимостью в 6,3 млрд долларов. НПЗ обеспечит 25% потребностей Турции в нефтепродуктах и производит нафта, дизельное топливо с ультранизким содержанием серы, авиационный керосин, нефтяной кокс, сжиженный газ и другие продукты. Завод перерабатывает такие сортов нефти, как «Azeri Light» (азербайджанская), «Urals» (российская), «Kerkuk» (иракская).
Благодаря нефтегазовой стратегии Азербайджан осваивая энергетический потенциал Каспийского моря, сформировал новую экономическую модель развития региона, расширил политические и экономические связи между Европой и Азией, были реализованы такие проекты как «Иногейт», «Трасека» и др.
Выбор направлений транспортировки каспийской нефти влияет также на маршруты нефтяных потоков в Черноморско-Средиземноморском регионе. Страны региона вносят большой вклад в превращение Каспийского моря в зону прочного мира, добрососедства, взаимопонимания и эффективного партнерства. И как трактуют все прикаспийские страны, Каспийское море - море мира и добрососедства. Результатом многосторонней совместной работы стало подписание руководителями пяти прибрежных государств в августе 2018 года Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, обусловившей начало нового этапа сотрудничества на Каспии, и в том числе в энергетической сфере.
В 2020 г. Азербайджан и Туркменистан подписали меморандум о взаимопонимании по совместной разведке, разработке и освоении нефтегазового месторождения "Достлуг" (название по азерб. «Кяпаз», а по туркмен. «Сердар»), расположенное на границе двух стран в Каспийском море. Согласно предварительной
оценке, по нефтегазовому потенциалу "Достлуг" можно поставить примерно в один ряд с месторождением "Карабах". Совместная работа Туркменистана и Азербайджана на месторождении "Достлуг" будет успешной и эффективной. Потому что Азербайджан и Туркменистан впервые приступают к совместной работе по освоению месторождения в Каспийском море, и это месторождение и работа на месторождении будут еще больше сближать наши страны и народы и принесут пользу и туркменскому, и азербайджанскому народам. Сегодняшнее подписание открывает новую страницу в освоении углеводородных ресурсов Каспия. Этот проект будет способствовать укреплению энергетической безопасности наших стран, а также наших соседей. Этот проект открывает большие экспортные возможности, тем самым будет способствовать росту благосостояния наших народов [20, 21].
Присвоение месторождению названия "Достлуг" (Дружба) несет в себе символический смысл дальнейшего углубления и укрепления взаимодействия между странами региона. Достижение соглашения также закрепляет Каспийское море как море мира, добрососедства и дружбы и способствует укреплению атмосферы сотрудничества и взаимного доверия. Подписание этого документа накануне очередного саммита глав прикаспийских государств, который состоится по инициативе Туркменистана в 2021 году, свидетельствует о дальнейшем расширении сотрудничества между странами. Подписания соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном по разработке месторождения «Достлук» на каспийском шельфе, вопрос с ресурсной базой для «Транскаспийского» газопровода может быть решен. «Транскаспийский» газопровод позволит присоединить газотранспортную систему Туркменистана к «8вС», что откроет путь туркменскому газа по территории Азербайджан в Турцию и Европу [20].
Компании «8ОСАЯ» в рамках контракта с «ВР» удалось выявить крупные
нефтегазоконденсатные месторождения в геологической структуре глубоководных участков блока «АЧГ», а также спрогнозировать наличие крупных месторождений УВС на южных участках Каспийского моря (на границе с Ираном), где проводились разведочные работы на нефтегазовом блоке «Араз-Алов-Шарг».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление общего знаменателя в отношении месторождений УВС Каспийского моря открывает большие перспективы: он имеет большое значение в развитии нефтегазовой стратегии прикаспийских стран; нефть и газ, добытые с месторождений, будут транспортироваться посредством совершенной и всеобъемлющей
инфраструктуры Азербайджана и по экспортным трубопроводам (являющегося экспортером нефти и газа, в качестве транзитной страны); стать важным шагом в выводе на новый этап сотрудничества
между государствами каспийского региона в энергетической и транспортно -коммуникационной сферах.
Совместное освоение УВС Каспийского шельфа, имеющие международное и региональное значение, служит укреплению диалога и сотрудничества по разделению дна Каспийского моря, позволить решать все вопросы в Каспийском море атмосфере диалога и сотрудничества.
Заглядывая наперед, можно сказать, что существуют дополнительные крупные
нефтегазовые ресурсы на каспийском шельфе, которые могут разрабатываться на будущих этапах: в результате бурения скважины глубиной свыше 7300 м, где был открыт новый резервуар с высоким пластовым давлением в более глубокой структуре, чем разрабатываемые в настоящее время. Выявленные и разрабатываемые крупные нефтегазовые месторождения может обеспечить наращивание объем добычи нефти и природного газа в регионе.
Реализация проекта Транскаспийский газопровод - подводный трубопровод между Туркменбашами (Туркменистан) и Баку (Азербайджан). Согласно некоторым
предложениям, он также будет включать соединение между Тенгизским месторождением в Казахстане и Туркменбаши. Проект Транскаспийского газопровода предназначен для транспортировки природного газа из Туркменистана и Казахстана в Европейский Союз. Он также считается естественным продолжением Южного газового коридора на восток. Этот проект вызывает значительный интерес, поскольку он соединит огромные ресурсы туркменского газа с основными регионами потребителей, такими как Турция и Европа
География поставок газа из каспийского региона расширится после строительства Ионического-Адриатического трубопровода (IAP), выводящего газ на рынки Албании, Черногории, Боснии и Герцеговины, а также Хорватии. Кроме того, есть возможность через Болгарию, за счет строительства соединительных трубопроводов, выйти на рынки Румынии и Венгрии.
Азербайджан «прорубил окно в Европу» не только для своего газа, но - пока теоретически - и для «голубого топлива» других стран Каспийского региона. «SGC» - это «исторический проект», объединяющий семь стран и направленный на укрепление мира в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алиев И.Г. Каспийская нефть Азербайджана. - М.: Известия, 2003. - 712 с.
2.Gasumov E.R. The role and place of the gas sector in the fuel and energy complex of Azerbaijan. //"Colloquium-joumal". Warszawa. 2020. №30 (82). Part 3. Economic sciences. -Р.38-41.
3.Gasumov E.R. Natural gas production in Azerbaijan. //Znanstvena misel journal. Ljubljana: 2020. № 48. Vol. 2. -P. 3-7.
4.Мир-Бабаев М.Ф. Петр Первый и азербайджанская нефть // Территория Нефтегаз. — 2002. — № 6-7. — С. 46-50.
5.Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. — СПб.: 1884.
6.Гасумов Э.Р. Горючий газ в истории развития Азербайджана. // Ежемесячный научный журнал. Евразийский научный журнал. СПб.: 2020. № 11-8(79). -С. 7-11.
7.Gasumov E.R. Use and production of natural gas in Azerbaijan.// American Scientific Journal (ASJ). 2020. № 42). Vol. 2. -Р.24-28.
8.Gasumov E.R. Formation of a strategy of innovative development of the gas industry of Azerbaijan based on analysis of influencing factors. //Sciences of Europe. European Science. Prague. Czech Republic. 2020. № 60. Vol.4. -P. 18-24.
9.Россия в конце XIX века / Под ред. В.И. Ковалевского. — СПб.: Изд-во министерства финансов, 1900.
10.Гулиев И.С. Все о нефти. — Баку, 2010.
11.Features of the development of the gas sector in Azerbaijan. /Gasumov E.R., Valiev V.M., Gasumov R.A. //American Scientific Journal. 2020. № 43. Issue 2. -Р. 25-31.
12.Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azerbaijan. //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw. 2020. №10 (62). Part. 4. - P.25-28.
13.Жизнин С.З., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия в Каспийском регионе // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 1. Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5 (24), сентябрь -октябрь 2014. URL: http://naukovedenie.ru.
14.Ализаде Ф. Азербайджан в 2020 году ворвется на газовый рынок Юго-Восточной Европы. Sputnik. 01.01.2020. /https://az.sputniknews.ru.
15.Gasumov E.R. Research on the relationship between investment and innovation as factors of economic growth and development of the gas industry in Azerbaijan. // Colloquium-journal - Polish international journal of scientific publications. Warszawa. 2021. №3 (90). Part 4. -Р. 65-69.
16.Gasumov E.R. Production of natural gas in the economy of Azerbaijan. //European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal. Printed by Premier Publishing s.r.o. Vienna. Austria on acid-free paper. Section 5. Regional economy. 2020. №4. -Р. 56-61.
17.Нефтяное будущее Азербайджана обеспечено до 2050 года. 26.11.2017. /https:/ru.sputnik.az./economy/20170914/411857232.
18.Алиев Н. Нефть и нефтяной фактор в экономике Азербайджана в XXI веке». -Баку: 2010.
19.Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azerbaijan. //Wschodnioeuropejskie Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw. 2020. №10 (62), Part. 4. -P.25-28.
20.Транскаспийский газопровод -https://ru.qaz.wiki/wiki/Trans-Caspian_Gas_Pipeline.
21.Gasumov E.R. Improving the efficiency of gas condensate Feld development through the use of innovations. //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw. 2019. №9 (49). -Р.31-40.
REFERENCES
1. Aliev I.G. Caspian oil of Azerbaijan. - M .: Izvestia, 2003 .-- 712 p.
2. Gasumov E.R. The role and place of the gas sector in the fuel and energy complex of Azerbaijan. // "Colloquium-journal". Warszawa. 2020. No. 30 (82). Part 3. Economic sciences. -P.38-41.
3. Gasumov E.R. Natural gas production in Azerbaijan. // Znanstvena misel journal. Ljubljana: 2020. No. 48. Vol. 2. -P. 3-7.
4. Mir-Babaev M.F. Peter the First and Azerbaijani oil // Territory Oil and Gas. - 2002. - No. 6-7. - S. 46-50.
5. Ragozin V.I. Oil and oil industry. - SPb .: 1884.
6. Gasumov E.R. Combustible gas in the history of Azerbaijan's development. // Monthly scientific journal. Eurasian scientific journal. SPb .: 2020. No. 11-8 (79). -FROM. 7-11.
7. Gasumov E.R. Use and production of natural gas in Azerbaijan.// American Scientific Journal (ASJ). 2020. No. 42). Vol. 2. -R.24-28.
8. Gasumov E.R. Formation of a strategy of innovative development of the gas industry of Azerbaijan based on analysis of influencing factors. // Sciences of Europe. European Science. Prague. Czech Republic. 2020. No. 60. Vol.4. -P. 18-24.
9. Russia at the end of the XIX century / Ed. IN AND. Kovalevsky. - SPb .: Publishing house of the Ministry of Finance, 1900.
10. Guliev I.S. All about oil. - Baku, 2010.
11. Features of the development of the gas sector in Azerbaijan. / Gasumov E.R., Valiev V.M., Gasumov R.A. // American Scientific Journal. 2020. No. 43. Issue 2. -Р. 25-31.
12. Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in
УДК 338.2
ГРНТИ 06.52.35
Azerbaijan. // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw. 2020. No. 10 (62). Part. 4. -P.25-28.
13. Zhiznin S.Z., Guliev I.A. Energy diplomacy in the Caspian region // Bulletin of MGIMO-University. -2012. - № 1. Internet-magazine "Science of Science". Issue 5 (24), September - October 2014. URL: http://naukovedenie.ru.
14. Alizade F. In 2020 Azerbaijan will break into the gas market of South-Eastern Europe. Sputnik. 01.01.2020. /https://az.sputniknews.ru.
15. Gasumov E.R. Research on the relationship between investment and innovation as factors of economic growth and development of the gas industry in Azerbaijan. // Colloquium-journal - Polish international journal of scientific publications. Warszawa. 2021. No. 3 (90). Part 4. -P. 65-69.
16. Gasumov E.R. Production of natural gas in the economy of Azerbaijan. // European Journal of Economics and Management Sciences. Scientific journal. Printed by Premier Publishing s.r.o. Vienna. Austria on acid-free paper. Section 5. Regional economy. 2020. No. 4. -R. 56-61.
17. The oil future of Azerbaijan is secured until 2050. 11/26/2017. /https:/ru.sputnik.az./economy/20170914/411857232.
18. Aliyev N. Oil and oil factor in the economy of Azerbaijan in the XXI century. -Baku: 2010.
19. Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azerbaijan. // Wschodnioeuropejskie Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw. 2020. No.10 (62), Part. 4. - P.25-28.
20. Trans-Caspian Gas Pipeline -https://ru.qaz.wiki/wiki/Trans-Caspian_Gas_Pipeline.
21. Gasumov E.R. Improving the efficiency of gas condensate Feld development through the use of innovations. // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw. 2019. No. 9 (49). -R.31-40.
ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ
РО!: 10.31618/ЕБи.2413-9335.2021.5.83.1267" Миронова Инна Алексеевна
канд. эконом. наук, с.н.с., Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, г. Москва
Тищенко Татьяна Ивановна
канд. эконом. наук, с.н.с, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье представлен сравнительный анализ действующих методических документов, разработанных для оценки и ранжирования мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанного в соответствии с Указом