Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность и направления ее обеспечения в ЕАЭС'

Энергетическая безопасность и направления ее обеспечения в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
341
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ENERGY SECURITY / ENERGY POLICY / INTERSTATE COMMUNITIES / EURASIAN ECONOMIC UNIONS (EAEU)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лихачев Владимир Львович

В статье рассматриваются основные существующие понятия и вопросы энергетической безопасности в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в качестве ключевого аспекта национальной энергетической политики. Проанализированы проблемы энергетической безопасности ЕАЭС на уровне межгосударственного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лихачев Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy security and ways of its assurance in the EAEU

The paper covers main energy security terms and issues that exist in the Eurasian Economic Unions (EAEU) member states as a key aspect of the national energy policy. The EAEU energy security issues are reviewed at the interstate community level.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность и направления ее обеспечения в ЕАЭС»

УДК 620.9 (4/5) В.Л. Лихачев1

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЕАЭС

В статье рассматриваются основные существующие понятия и вопросы энергетической безопасности в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в качестве ключевого аспекта национальной энергетической политики. Проанализированы проблемы энергетической безопасности ЕАЭС на уровне межгосударственного объединения.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетическая политика, межгосударственные объединения, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Энергетическая безопасность - предмет дискуссий и обоснование энергетической политики

Понятие «энергетической безопасности» возникло в начале XX столетия в связи с потребностями надежного обеспечения горючим воинских формирований и ведения боевых действий. Обсуждение фактора энергетической безопасности в экспертных и академических кругах, а также обсуждение практических путей решения этой проблемы активизировалось в 70-е годы прошлого века из-за нефтяных кризисов. В последующие 20 лет при стабилизации ситуации на нефтяном рынке интерес к энергетической безопасности существенно снизился, на эту проблему практически перестали обращать внимание. Однако после 2000 г. эта тема снова стала актуальной из-за резкого роста спроса на энергетические ресурсы в Азии, тревог по поводу прерывания поставок газа в Европе, роста внимания общественности к проблеме декарбонизации энергетики, а также в качестве реакции на ускорение темпов и масштабов внедрения инноваций в сферу энергетики. Отметим при этом, что с течением времени содержание понятия «энергетическая безопасность» существенно изменилась. Если раньше проблему энергетической безопасности рассматривали с точки зрения обеспечения стабильных поставок энергоресурсов (прежде всего нефти) при «разумных» ценах, то в последние годы, в связи с изменением ситуации на мировых энергетиче-

ских рынках, эксперты вкладывают в понятие «энергетической безопасности» гораздо более широкий смысл, в том числе вопросы энергоэффективности, качество энергоснабжения и воздействие на окружающую среду.

При исследовании проблемы «энергетической безопасности» следует принимать во внимание, что при различных условиях в это понятие вкладывают различный смысл. Причина многообразия определений заключается прежде всего в том, что в разных странах и регионах энергетические комплексы и системы отличаются друг от друга. Кроме того, энергетическая политика в разных странах или межгосударственных объединениях (например, в Европейском союзе и ЕАЭС) направлена на решение различных задач. Однако, несмотря на многообразие формулировок, определяющих понятие «энергетическая безопасность», в ее основе лежат общие концептуальные положения.

Большинство экспертов справедливо полагает, что энергетическая безопасность является элементом общей (на страновом уровне - национальной) безопасности. Другими элементами общей безопасности являются экономическая, социальная и экологическая безопасность и т.д., которые составляют с энергетической безопасностью единую систему.

К настоящему времени сложилось несколько теоретических школ по-разному толкующих проблематику энергетической безопасности (неореалистическая, неолиберальная, геополитиче-

1 Владимир Львович Лихачев - заместитель директора по науке Института энергетических исследований РАН, к.т.н., e-mail: v.likhachev@gmail.com

2 Американский ученый Б. Савакул в своих исследованиях выявил 45 различных определений термина «энергетическая безопасность». На самом деле их значительно больше.

ская, конструктивистская, политэкономическая и даже неомарксистская)3, на основе исследований которых выдвигаются концепции конкретных действий: от глобализации управления энергетическими рынками «ради всеобщего блага» до оправдания и призывов к готовности обеспечения национальной энергетической безопасности силовыми способами.

Следует отметить, что проблематика энергетической безопасности активно прорабатывалась и специалистами из государств - членов ЕАЭС, такими как В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, С.З. Жизнин, А.А. Макаров, Н.А. Симония -Россия, А.А. Михалевич - Беларусь, В.М. Касы-мова - Кыргызстан и рядом других. Результаты их работ легли в основу концептуальных документов по вопросам обеспечения энергетической безопасности в государствах постсоветского пространства.

Как бы то ни было, большинство аналитиков в мире рассматривают энергетическую безопасность как возможность обеспечения гарантированного и устойчивого во времени доступа к энергоресурсам при затратах, которые не оказывают негативного влияния на развитие экономики. Таким образом, есть несколько факторов, которые определяют безопасность энергоснабжения, такие как:

• наличие доступных энергоресурсов как внутри страны, так и обеспечиваемых внешними поставщиками;

• уровень диверсификации энергетических ресурсов и диверсификации поставщиков энергии;

• наличие соответствующей и адекватной энергетической и транспортной инфраструктуры для обеспечения надежного энергоснабжения;

• геополитические проблемы, связанные с импортом или экспортом энергетических ресурсов.

Происходящий на наших глазах процесс формирования ЕАЭС и развитие энергетической составляющей интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана делают ак-

туальной проблему обеспечения энергетической безопасности объединения на национальном уровне и на уровне Союза в целом.

Энергетическая безопасность в государствах -членах ЕАЭС - ключевой вопрос национальной энергетической политики

Государства - члены ЕАЭС рассматривают проблемы энергетической безопасности исходя из особенностей своих экономик, состояния энергетики, национальных задач развития и приоритетов национальной безопасности. Различия между государствами определяют направления решения этих проблем. Очевидно, что располагающие значительными ресурсами углеводородов Россия и Казахстан рассматривают проблему энергетического развития и энергетической безопасности иначе, чем Беларусь, Кыргызстан и Армения, которые импортируют энергоресурсы из соседних стран. Тем не менее следует обратить внимание на то, что государства ЕАЭС, решая проблемы обеспечения национальной безопасности, решают и сходные задачи, такие как повышение энергоэффективности, рационализацию структуры энергетического баланса, ускорение инновационного развития своих энергетических комплексов.

Сфера энергетики Республики Армения регулируется следующими нормативными правовыми актами: «Закон об энергетике Республики Армения», «Закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике Республики Армения», «Национальная программа по энергосбережению и возобновляемой энергетике Республики Армения», «Стратегия развития энергетического сектора в контексте экономического развития РА», «План действий Министерства энергетики, оговоренный положениями стратегии национальной безопасности РА» и др4.

Исходные положения по энергетической безопасности заложены в «Концепции обеспечения энергетической безопасности Республики Армения», которая была утверждена решением Правительства Армении № 50 от 22 декабря 2011 года. При ее разработке учитывались надежное энергоснабжение потребителей по воз-

3 Боровский Ю. Новые участники и тренды глобальной энергетики // Международные процессы. 2014. № 3. С. 93-104.

4 Материалы Министерства энергетики Республики Армения и Исполкома СНГ.

можно низким тарифам, реализация экономически обоснованных проектов в сфере возобновляемой энергетики, привлечение в энергетический сектор новейших технологий, расширение регионального сотрудничества. Заложенные в Концепции положения предполагается реализовать в период с 2011 по 2020 годы. За этот период во всех сферах деятельности экономики будут внедрены новые энергоэффективные технологии. Правительство Армении будет финансировать проекты, которые обеспечивают социально-экономическое развитие и достаточный уровень энергетической безопасности и независимости. В первую очередь будет обращено внимание на проекты, которые обеспечат достаточный уровень энергетической безопасности за счет низких затрат.

Для Армении решение проблем обеспечения будущего спроса и вопросов обеспечения энергетической безопасности связано с развитием альтернативных источников энергии (малая гидроэнергетика, биомасса, энергия Солнца, ветра). В 2017 г. в Армении будет разработана программа развития возобновляемой энергетики, которая начнет реализовываться с 2018 года.

Особое внимание в республике уделяется-функционированию Армянской (Мецаморской) атомной электростанции. Достигнута договоренность относительно модернизации этой АЭС, что позволит продлить срок ее эксплуатации на 15 лет. В то же время пока не достигнуто договоренностей относительно строительства новой АЭС - крупного инновационного проекта, стимулирующего научно-технический прогресс страны и повышающий ее безопасность.

В Армении отрасль энергетики диверсифицирована с позиции ее собственников, особенно после покупки американской стороной Воротанской ГЭС. Довольно мощная Ереванская ТЭС является собственностью Армении, 5-й энергоблок Разданской ТЭС принадлежит российской стороне. Учитывая перспективы строительства Мегринской ГЭС, Иран может принять участие в развитии энергетики Армении.

Армения имеет довольно развитую электрическую сеть (страна полностью электрифици-

рована). Активно идет процесс газификации страны. В течение последнего десятилетия проводимая политика реструктуризации энергетического рынка и приватизации энергетических объектов позволила активно вовлечь в энергосистему значительное количество частных компаний, функционирующих наравне с государственными.

Для обеспечения прогнозных потребностей в электроэнергии Правительство РА выработало стратегические приоритеты и направления развития энергосистемы с указанием инвестиционных программ, позволяющих обеспечить реализацию этой стратегии.

Правительство Республики Беларусь утвердило Стратегию развития энергетического потенциала страны (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года № 1180), основной целью которой является «инновационное и опережающее развитие отраслей ТЭК, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населения»5.

Долгосрочная энергетическая политика Республики Беларусь нацелена на обеспечение энергетической безопасности страны как одного из важнейших компонентов национальной безопасности. Ключевыми задачами в современных условиях являются:

• диверсификация видов и поставщиков топливно-энергетических ресурсов;

• поддержание основных фондов топливно-энергетического комплекса республики на требуемом уровне, повышение энергетической эффективности систем энергоснабжения и энергоиспользования на основе модернизации и реконструкции имеющихся мощностей;

• максимально возможное экономически обоснованное вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

В настоящее время потребление топливно-энергетических ресурсов в Республике Беларусь

5 Материалы ГПО «Белэнерго» и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

достигает порядка 44 млн т у.т. При этом составляющая природного газа в производстве тепловой и электрической энергии превышает 90%, а в общем объеме потребления котельно-печного топлива - 80%. С целью сокращения импорта природного газа и повышения экономичности и надежности работы электростанций осуществляется импорт электроэнергии из Российской Федерации и Украины.

Для устранения существующей несбалансированности в структуре ТЭР начато строительство Белорусской атомной электростанции мощностью 2340 МВт, продолжается модернизация Белорусской энергосистемы, активно используются местные топливно-энергетические ресурсы, развивается возобновляемая энергетика.

Установленная мощность электростанций республики составляет более 9 тыс. МВт. ГПО «Белэнерго» обеспечивает свыше 95% потребности страны в электрической энергии и 50% - в тепловой.

Энергосистема имеет развитую системообразующую сеть линий электропередачи напряжением 750-330-220 кВ протяженностью более 7 тыс. км, включающую межсистемные воздушные линии связи с энергосистемами России (три ВЛ напряжением 330 кВ, одна ВЛ 750 кВ), Украины (две ВЛ 330 кВ), Польши (ВЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ), Литвы (пять ВЛ 330 кВ).

Развитие газовой отрасли республики осуществляется в соответствии с международными соглашениями, ратифицированными Республикой Беларусь. В частности, Соглашение об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО «Белтрансгаз», подписанное Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации 25 ноября 2011 г. предусматривает развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества по следующим направлениям:

• разработка совместного баланса природного газа для удовлетворения потребности в нем Республики Беларусь;

• экспорт за пределы Таможенного союза электроэнергии, выработанной на территории Республики Беларусь из природно-

6 Материалы с официального сайта Президента Республики Казахстан.

го газа, до 1 января 2015 г. согласно вкладу сторон по согласованной методике;

• согласование политики в области развития систем магистральных газопроводов, проходящих по территории Республики Беларусь;

• реконструкция и расширение действующих систем магистральных газопроводов, подземных хранилищ газа (до объема, равного среднемесячному потреблению газа в Республике Беларусь к 2020 г.) и других объектов газового комплекса Республики Беларусь;

• создание необходимых условий для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации газопроводов, реконструкции действующей системы газопроводов, эффективного развития подземного хранения природного газа на территории Республики Беларусь и др.

В Казахстане Президент страны Н.А. Назарбаев в послании «Новый Казахстан в новом мире»6 в качестве одного из важнейших приоритетов в развитии Казахстана обозначил развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ атомной энергетики. Данное направление, по мнению главы государства, требует разрешения следующих задач:

• необходимо сбалансированно решать проблему распределения электроэнергии между энергоизбыточными и энергодефицитными регионами с привлечением мощностей стран-соседей и переходить на энергосберегающие технологии.

• необходимо последовательно модернизировать электроэнергетическую отрасль, решать проблемы износа и нехватки мощностей, создать условия для развития новых производств, расширения и реконструкции действующего оборудования и сетей передачи электроэнергии.

• диверсификация источников энергии требует развития атомной энергетики с целью обеспечения ресурсов для устойчивого развития всей территории страны. Необходимо осуществить разработ-

ку технико-экономического обоснования строительства атомной электростанции в Казахстане.

• необходимо рассмотреть возможность создания энергетической биржи.

Кроме того, была поставлена задача разработать комплекс мер по наращиванию мощностей существующих электростанций, строительству новых генерирующих мощностей и оптимизации электропроводной сети, с тем чтобы решить энергетические потребности регионов, предпринять конкретные шаги и обеспечить системность в решении проблемы энергообеспеченности юга страны.

К важнейшим направлениям обеспечения энергетической безопасности Казахстана относятся: государственное и рыночное регулирование, структурные преобразования электроэнергетики, рациональное использование энергетических ресурсов, стратегическое управление энергетической сферой.

Кыргызская Республика обладает большими запасами энергетических ресурсов (прежде всего - гидро) и способна в значительной степени обеспечить ими свои потребности. Однако в настоящее время потенциальные возможности топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) реализуются в недостаточной мере. Энергосберегающая политика Кыргызской Республики регулируется Законами: «Об энергетике», «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении», Национальной энергетической программой Кыргызской Республики на 2008-2010 гг. и Стратегией развития топливно-энергетического комплекса до 2025 г., которые составляют солидную нормативную правовую базу для развития ТЭК. В целях развития и использования возобновляемых источников энергии, повышения энергетической безопасности Кыргызской Республики и охраны окружающей среды в декабре 2008 г. был принят Закон Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии»7.

Среднесрочная стратегия развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 20122017 гг., утвержденная Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 мая

7 Материалы выступлений В.М. Касымовой разных лет.

2012 г. № 330, предусматривает полное и надежное энергоснабжение потребителей на основе внедрения инновационных технологий, существенного повышения эффективности функционирования.

Развитие политики энергосбережения остается приоритетом в энергетической отрасли. Меры будут направлены на создание нормативов и обязательных требований по энергосбережению для различных секторов экономики и непроизводственной сферы. Также будут развиваться программы материального стимулирования экономии электроэнергии. Большое значение будет уделено проведению разъяснительной работы среди населения и предпринимателей о политике энергосбережения.

На сегодняшний день в области энергосбережения и энергоэффективности имеют место следующие проблемы. В Кыргызской Республике неэффективность использования топлива и энергии связана с несовершенством действующих технологий, правовых, финансово-экономических механизмов. Они не стимулируют производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители. Наблюдается слабая пропаганда эффективных методов экономии топлива и энергии в производстве и быту. В существующих высших учебных заведениях и профессиональных технических училищах до сих пор не готовят специалистов в области энергосбережения, отсутствуют обучающие программы по их подготовке. При этом низка роль средств массовой информации, системы образования в пропаганде вопросов энергосбережения.

Ключевые угрозы энергетической безопасности Кыргызстана:

1) внутренние:

• нерациональная структура топливно-энергетического баланса и неравномерность размещения энергоресурсов по территории; отставание их темпов производства над темпами потребления и высокая зависимость от одного энергоносителя -электроэнергии ГЭС;

• недостаточный ввод и отсутствие резерва мощностей в энергетике, сокращение

геологоразведочных работ и отсутствие резервных промышленных запасов к освоению;

• финансовая неустойчивость и неэффективность предприятий ТЭК из-за ценовой и тарифной политики, кризиса неплатежей, высоких потерь и налогов, неэффективного финансового менеджмента;

• снижение потока инвестиций и износ основных средств, превышение сроков эксплуатации объектов, оборудования и приборов учета;

• высокий уровень энергоемкости ВВП и отсутствие энергосберегающей государственной политики;

2) внешние:

• природно-климатические (циклическое маловодье и многоводье, глобальное потепление, стихийные бедствия);

• геополитические (зависимость от импорта газа, нефти и нефтепродуктов).

Энергетическая безопасность и комплекс мер по ее обеспечению легли в основу долгосрочного плана развития энергетики страны.

Российская Федерация. В Энергетической стратегии РФ8, разрабатываемой в качестве основного документа определяющего направления долгосрочного развития энергетики России, вопросам энергетической безопасности уделяется особое внимание. Прежде всего обозначается, что энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

По мнению российского руководства, энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и тех-

8 Материалы Минэнерго РФ. Официальный сайт.

нологической допустимостью. Ресурсная достаточность определяет физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения, экономическая доступность - рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен, экологическая и технологическая допустимость - возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов.

Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются:

• высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности);

• низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса;

• монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа;

• несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;

• слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:

• способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;

• способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерацио-

нальные затраты общества на собственное энергообеспечение;

• устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Для контроля и мониторинга параметров (в том числе по временным этапам) национальной энергетической безопасности в Энергетической стратегии РФ разработан набор индикаторов:

• отношение прироста разведанных запасов углеводородов к их добыче;

• динамика снижения энерго- и электроемкости ВВП страны по отношению к базовому периоду;

• доля оборудования, вырабатывающего свой ресурс;

• коэффициент обновления основных производственных фондов;

• коэффициент диверсификации приходной части энергетического баланса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соотношение экспорта и добычи топлива.

Проблемы энергетической безопасности ЕАЭС на уровне межгосударственного объединения

Следует отметить, что проблемы обеспечения энергетической безопасности на национальном уровне и на уровне межгосударственного объединения (региональная энергетическая безопасность) существенно различаются, особенно если энергетические комплексы стран, входящих в объединение, имеют характерные отличия (как в ЕАЭС).

В теоретическом плане вопросы региональной безопасности (в том числе энергетической безопасности) зачастую рассматриваются на основе теории секьюритизации, выдвинутой представителем Копенгагенской школы исследований безопасности Б. Бузаном9.

Концепция комплексов региональной безопасности, выдвинутая им, охватывает вопросы того, как безопасность складывается в географических регионах мира. Безопасность каждой страны в регионе находится в тесной и взаимной зависимости от других стран и является сочетанием политической, экономической, экологической, социальной и энергетической безопасности.

Исследования последователей Копенгагенской школы заложили основы разработок в области региональной энергетической безопасности применительно к странам MERCOSUR (Южная Америка), Скандинавии, Северовосточной Азии и для ряда других регионов. Существенный вклад этот подход внес и в идеологию энергетической безопасности Европейского союза (ЕС).

В частности, Европейская комиссия выпустила в 2014 г. специальный документ, регламентирующий вопросы энергетической безопасности объединения - Стратегию энергетической безопасности ЕС10, а позже ряд сопроводительных документов, содержащих ряд мероприятий, обязательных для всех государств - членов ЕС. Среди мер по обеспечению энергетической безопасности ЕС выделены:

• повышение энергоэффективности и выполнение поставленных целей по экологии;

• повышение производства энергоресурсов внутри ЕС и диверсификация источников энергии;

• завершение формирования единого энергетического рынка и развитие инфраструктуры;

• единая внешняя энергетическая политика;

• развитие совместных механизмов реакции на угрозы и защиты критической инфраструктуры, оценка рисков и т.д.

Базовыми принципами обеспечение энергетической безопасности ЕС являются следующие:

• вопросы энергетической безопасности распределены на уровни: национальные и объединения в целом;

9 Buzan, Barry, Waever, Ole, deWilde, Jaap, 1998. Security: A New Framework for Analysis. Lynne Rienner Publishers, Boulder, USA.

10 European Energy Security Strategy, COM (2014) 330 final, Brussels, 28/05/2014.

• сформулирован общий подход к оценке рисков и мониторинга индикаторов энергетической безопасности;

• сформулирована скоординированная энергетическая политика;

• сформирован институциональный каркас - органы управления, регулирования, контроля;

• создана единая нормативно-правовая основа для обсуждения противоречий;

• создана единая информационная база, в том числе на основе системы сводных и частных ТЭБ.

Изучение опыта ЕС в области обеспечения энергетической безопасности может дать основания для его использования в той или иной мере в практике ЕАЭС.

На основе анализа процессов, происходящих в различных регионах мира, среди особенностей региональной энергетической безопасности следует отметить:

• при формировании межгосударственных энергетических объединений могут наблюдаться положительные и отрицательные эффекты при оценке энергетической безопасности отдельных стран, входящих в объединение;

• уровень энергетической безопасности региона (объединения) не обеспечивается суммой и уровнем энергетической безопасности отдельных стран;

• синергетический эффект при формировании межгосударственных энергетических объединений в отношении региональной энергетической безопасностиможет быть как положительным, так и отрицательным;

• региональная энергетическая безопасность требует комплексного подхода, в том числе посредством анализа систем сводных и частных энергетических балансов на национальном и региональном уровнях;

• наличие в региональном объединении страны - лидера предполагает его особый вклад в обеспечение энергетической (и других) безопасности объединения в целом.

К сожалению, вопросам региональной энергетической безопасности в ЕАЭС при формировании основополагающих документов по формированию общих рынков электроэнергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов уделялось недостаточно внимания, хотя и подчеркивалось, что эта проблематика является важной составной частью развития Союза.

Тем более отрадно, что в 2017 г. ЕЭК внесло вопросы энергетической безопасности в свою повестку и начала обсуждение этой проблемы с экспертным сообществом. В качестве первого блока вопросов, которые полезно рассмотреть в рамках указанной деятельности, можно было бы предложить:

• переход на разработку сводных энергетических балансов как инструмента оценки, мониторинга и перспектив развития энергетики, энергетической эффективности и энергетической безопасности ЕАЭС;

• разработка Стратегии энергетической безопасности ЕАЭС;

• разработка перечня первоочередных программ для совместной реализации в рамках ЕАЭС;

• создание механизмов согласования вопросов энергетической безопасности на региональном и международном уровнях с привлечением дипломатов-профессионалов;

• использование опыта, наработанного в деятельности межгосударственных институтов СНГ (таких как исполком СНГ и Электроэнергетический совет СНГ), прежде всего в области межгосударственного сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности и развития альтернативных источников энергии.

В качестве заключения следует отметить, что вопросы энергетической безопасности и меры по ее обеспечению в рамках ЕАЭС должны стать приоритетом при оценке адекватности и реализуемости планов построения Союза, поскольку носят комплексный характер и являются, в свою очередь, элементом системы общей безопасности организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года. Минэнерго РФ.

2. Боровский Ю. Новые участники и тренды глобальной энергетики // Международные процессы. 2014. №3. С. 93-104.

3. Buzan, Barry, Waever, Ole, de Wilde, Jaap, 1998. Security: A New Framework for Analysis. LynneRiennerPublishers, Boulder, USA.

4. European Energy Security Strategy, COM (2014) 330final, Brussels, 28/05/2014.

5. Бушуев В.В. и др. Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир)/под ред. Ю.К. Шафраника. М.: Энергия, 2015. 88 с.

6. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. ИстБррукс. 2005.

7. Михалевич А.А. Энергетическая безопасность Республики Беларусь: компоненты, вызовы и угрозы.URL: http://nmnby.eu/pub/0911/ energy_security.pdf.

8. Макаров А.А. Системные исследования развития энергетики / курс лекций. МЭИ, 2014.

Поступила в редакцию 10.03.2017 г.

V.L. Likhachev11

ENERGY SECURITY AND WAYS OF ITS ASSURANCE IN THE EAEU

The paper covers main energy security terms and issues that exist in the Eurasian Economic Unions (EAEU) member states as a key aspect of the national energy policy. The EAEU energy security issues are reviewed at the interstate community level.

Key words: energy security, energy policy, interstate communities, Eurasian Economic Unions (EAEU).

11 Vladimir L. Likhachev - Deputy Director for Science at the Energy Research Institute of the Russian Academy of Sciences, PhD in Engineering, e-mail: v.likhachev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.