Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ АЭС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕКТРО- ЭНЕРГЕТИКА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ / BELARUSIAN NPP / ENERGY POLICY OF BELARUS / ENERGY SECURITY / ELECTRIC POWER INDUSTRY OF EASTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцова А.Л.

Энергосистема Беларуси способна нарастить экспорт электроэнергии в страны Балтии, Украину, выйти на формирующийся общий энергетический рынок ЕАЭС. Энергетическая политика Беларуси направлена на достижение энергетической самостоятельности и обеспечение энергетической безопасности. Для этого предпринимается комплекс мер, важнейшими из которых выступают увеличение доли возобновляемых и местных видов ресурсов, строительство АЭС, энергосбережение, диверсификация поставок энергоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF ENERGY SITUATION IN THE EASTERN EUROPEAN REGION

The energy system of Belarus is able to increase electricity exports to the Baltic countries, Ukraine, and enter the emerging common energy market of the EAEU. The energy policy of Belarus is aimed at achieving energy independence and ensuring energy security. For this, a set of measures is being taken, the most important of which are increasing the share of renewable and local types of resources, building a nuclear power plant, energy saving, diversifying energy supplies.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 339.97

Шевцова А. Л.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Аннотация. Энергосистема Беларуси способна нарастить экспорт электроэнергии в страны Балтии, Украину, выйти на формирующийся общий энергетический рынок ЕАЭС. Энергетическая политика Беларуси направлена на достижение энергетической самостоятельности и обеспечение энергетической безопасности. Для этого предпринимается комплекс мер, важнейшими из которых выступают увеличение доли возобновляемых и местных видов ресурсов, строительство АЭС, энергосбережение, диверсификация поставок энергоресурсов.

Ключевые слова: Белорусская АЭС, энергетическая политика Беларуси, энергетическая безопасность, электроэнергетика Восточной Европы.

Введение. Электроэнергетика является стержнем государственного сектора экономики Беларуси, но страна не обладает значительными запасами природных ресурсов для производства электроэнергии, в силу чего Беларусь, как и другие страны восточно-европейского региона, является пространством борьбы сильных экономических и геополитических внерегиональных игроков - богатых энергоресурсами стран и ТНК. В настоящее время строится Белорусская АЭС, которая будет иметь важное значение для энергетической безопасности не только Беларуси, но и всего восточно-европейского региона. С введением в эксплуатацию Белорусской АЭС энергосистема Беларуси приобретет серьезный экспортный потенциал.

Цель статьи - рассмотреть предпосылки и возможности развития экспорта белорусской электроэнергии в контексте энергетической ситуации в восточно-европейском регионе.

Кроме традиционных геополитических и геоэкономических факторов, всегда определявших энергетическую ситуацию в регионе, при реализации внешнеэкономической политики необходимо учитывать новые события 2010-х годов. Это, в первую очередь, украинский кризис и конфронтация стран Запада и России, строительство Белорусской АЭС, покупка Литвой СПГ-терминала, заявления ряда стран Восточной Европы о готовности возобновить программы по строительству АЭС.

Методы исследования. Для проведения исследования использовался метод системного анализа (анализ фактов и источников по развитию энергетики и энергетической политики в некоторых странах региона в 2000-х годах, выявление причинно-следственных связей между событиями), метод прогнозирования, общенаучные логические методы - анализ и синтез, сравнение и обобщение, описание.

Основная часть. Не смотря на ограниченность энергоресурсов, белорусскому топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) удалось избежать кризисных ситуаций и бесперебойно обеспечивать страну светом и теплом. За последние двенадцать лет в нашей стране было реализовано две основные государственные программы в области электроэнергетики:

Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575;

Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 г. № 194.

В настоящее время развитие электроэнергетики Беларуси осуществляется в соответствии с Комплексным планом развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной станции, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2016 г. № 169, и разработанной на его основе Отраслевой программой развития электроэнергетики на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 31).

На совещании у Президента Республики Беларусь 16 ноября 2018 года было отмечено, что с 2018 года Беларуси удалось полностью отказаться от поставок электроэнергии из-за пределов республики [1, с. 9]. Более того, Беларусь стала наращивать экспорт электроэнергии: в 2018 году он составил

1 млрд кВт.ч, что более чем в 7 раз превышает показатель 2017 года, а экспорт электроэнергии в 2019 году составил 2,4 млрд кВт.ч. Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич отметил, что основная задача отрасли в 2020 году - «сохранить достигнутые в 2019-м высокие результаты по экспорту электроэнергии» [2]. Наращивание экспорта электроэнергии в страны ЕС, Украину, а также продажа электроэнергии на формирующемся общем энергетическом рынке ЕАЭС соответствует целям энергетической политики белорусского государства, отраженным в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь до 2035 г., третья редакция которой утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1084.

Одна из стратегических задач ближайшей перспективы - ввод в эксплуатацию Белорусской атомной станции. 13 февраля 2020 года министр энергетики Беларуси подтвердил высокую степень готовности первого энергоблока: «У нас стоит задача в этом году обеспечить завоз ядерного топлива, произвести физический пуск, энергетический пуск первого энергоблока, то есть выдачу первых киловатт-часов в энергосистему. 2020 год - итоговый год пятилетки, в течение которого необходимо завершить ключевые мероприятия. К ним относится реализация мероприятий по интеграции Белорусской АЭС в энергосистему и экономику страны» [3].

Существенное значение для эффективной работы отрасли и всей экономики страны имеет вопрос цены, по которой будет реализовываться конечный продукт, произведенный на АЭС - электроэнергия, а также вопрос расширения рынков продажи электроэнергии (помимо внутреннего). Исходя из анализа энергетической ситуации в регионе Центральной и Восточной Европы, можно утверждать, что ситуация в ближнем зарубежье - Литве, Украине, которые сейчас являются основными импортерами белорусской электроэнергии - складывается таким образом, что там происходит стагнация собственной сферы энергетики.

Из стран Балтии только Эстония имеет положительное сальдо энергобаланса: производство на 24 % превышает потребление, а 9 % произведённой энергии даже экспортируется в Россию. В Латвии потребляется на 14 % больше, чем производится (дефицит компенсируют поставки из РФ и Эстонии), а в Литве дефицит достигает 74 %. Почти половину потребностей в энергии (46 %) литовцы покрывают за счёт поставок из России и Беларуси, остальную часть - с помощью соединений с Польшей и Скандинавией, а также

транзита скандинавской энергии через Латвию-Эстонию [4].

Литва при вступлении в Евросоюз обязалась закрыть Игналинскую АЭС. «Учитывая намерение республики стать полноправным членом Европейского союза, Брюссель фактически поставил перед Вильнюсом условие закрыть Игналинскую АЭС, оснащённую реакторами «чернобыльского» типа. Это требование предельно чётко было сформулировано представителями Еврокомиссии в 1999 г.: «Литва была ещё раз предупреждена, что в случае, если она не прекратит эксплуатацию Игналин-ской АЭС, она рискует не получить приглашение к переговорам по вопросу о вступлении в ЕС даже в том случае, если выполнит другие требования» [5, с. 117]. Станция была окончательно остановлена в конце 2009 года, а работы по снятию АЭС с эксплуатации должны продлиться до 2038 года. Европейский парламент подтвердил, что в период с 2021 по 2027 год Евросоюз в соответствии с планом снятия с эксплуатации Игналинской АЭС, согласованном с Еврокомиссией в 2014 году, выделит Литве 780 млн евро на полное закрытие атомной электростанции.

К 2009 году генерирующие мощности страны составляли 8 крупных электростанций (Литовская в Электренай, Вильнюсская, Мажейкяйская, Каунасская, Индустриальная, Клайпедская, а также Круонисская гидроаккумуляционная станция и Каунасская ГЭС). «Однако в совокупности эти электростанции при выводе их на полную мощность могут обеспечить только половину потребностей литовской экономики. Остальную электроэнергию после остановки АЭС приходится импортировать» [5, с. 117]. Кроме того, до 2015 года большинство тепловых станций Литвы работали полностью на российском газе.

В 2015 году Литва построила собственный терминал сжиженного природного газа, утверждая, что он позволит стране избавиться от «монополии российского концерна Газпром». Летом 2018 года власти приняли решение о выкупе судна-газохранилища СПГ, которое они арендуют у Норвегии. Klaipédos Nafta ежегодно платит за аренду 60 миллионов евро.

В основном СПГ импортируют в Литву из США и Норвегии. Некоторые эксперты считают, что американский газ обходится республике дороже, чем российское топливо, однако литовские власти не раскрывают стоимость, по которой приобретают сжиженный природный газ, уверяя, что она выгодная [6].

Экономисты, политологи, политики отмечают, что попытки Литвы диверсифицировать закупки

газа подобным образом носят чисто политический характер. Литовские политики рассматривают возможности поставок энергоресурсов из любых других стран, кроме России, не обращая внимания на стоимость энергоресурсов и на возможные последствия для национальной экономики, для бытовых потребителей, для простых людей, которые вынуждены переплачивать за эту диверсификацию.

Есть еще один энергетический вопрос с политической подоплекой. После вступления в ЕС балтийские страны поставили целью присоединение к электрической системе Западной Европы. Страны Балтии подписали соглашение о распределении расходов на синхронизацию электросетей с Европой в рамках выхода из Энергетического кольца БРЭЛЛ, созданного еще в период существования СССР. Это соединение параллельно работающих электрических систем Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы с общими принципами передачи и регулирования энергии. Инвестиционные затраты по выходу будут покрываться соответствующим оператором в каждой стране Балтии - литовским Litgrid, латвийским AST и эстонским Elering.

Зависимость стран Балтии от энергии из Беларуси и России понемногу уменьшается с 2007 года. Эстония соединилась с Финляндией двумя подводными кабелями, Литва в 2014 году также проложила подводный кабель в Швецию, а позже построила перемычку с Польшей LitPol Link. Эти «энергомосты» создавались с финансовой помощью Еврокомиссии.

Полное отключение от БРЭЛЛ намечено на 2025 год. На первоначальном этапе Евросоюз профинансирует 75 % проекта. Как считают специалисты, наиболее подготовлены к этому процессу Латвия и Эстония, так как у них есть собственная генерация. Латвия хорошо интегрирована в рынок региональной электроэнергии: она много и импортирует, и экспортирует. Основная проблема в этом переходе будет не техническая, а ценовая. Вероятнее всего, экономически страны Балтии проиграют из-за выхода из БРЭЛЛ. И Беларусь, и Россия готовы поставлять электроэнергию по довольно низким ценам. На европейском рынке цены, скорее всего, будут выше [7].

Страны Балтии в соответствии с энергетической политикой ЕС активно продвигают альтернативную энергетику. «Литва уже добилась поставленных на 2020 год целей - за счет возобновляемых ресурсов производится около 30 % потребляемой в стране электроэнергии», - заявил министр энергетики Жигимантас Вайчюнас в апреле 2019 года. Он выразил надежду на то, что «количество электростан-

ций, которые будут работать на возобновляемых ресурсах, вырастет, когда сейм разрешит строить без выдачи разрешений небольшие электростанции мощностью до 30 киловатт». С 2018 года без разрешений можно возводить установки мощностью до 5 киловатт [8].

Импорт электроэнергии Литва планирует полностью заменить собственным производством к 2050 году. Тогда же 80 % от общего потребления должна составлять возобновляемая энергетика. Правда, эта цифра вызывает сомнения у многих специалистов, более реальной называют цифру около 50 %.

В настоящее время в Литве насчитывается 23 парка ветроэлектростанций общей мощностью около 500 МВт. В 2018 году ветряные электростанции произвели 1,1 ТВт-ч электроэнергии, что составило около 10 % конечной потребности страны в электроэнергии [9].

На энергосистему Украины существенно повлияли военные действия в Донбассе и вхождение Крыма в состав России. Потеря энергетических мощностей - большинство солнечных электростанций располагались в Крыму, а основные ТЭС находятся в Донбассе, оттуда прекратились поставки угля после начала боевых действий - и общее состояние экономики привели к следующей ситуации: если в 1990 году украинская электроэнергетика отдавала в сеть 297 млрд кВт.ч, в 2014 году - 182,4 млрд кВт.ч, то в 2018 году, по данным Минэнерго Украины, этот показатель составил всего 159,4 млрд кВт.ч [10]. А в 2019 году производство электроэнергии еще сократилось - до 153,95 млрд кВт.ч [11]. Негативную роль сыграл и «отказ» от российского газа: стране приходится больше платить за этот ресурс, «приобретая» его у Европы. К тому же «атомные» мощности отрасли находятся в неудовлетворительном состоянии: «15 работающих реакторов четырех украинских АЭС изношены уже на 80 %, а на их полный вывод из строя государству может потребоваться около $ 15 млрд и одновременно качественная реформа энергетического сектора страны» [12]. В балансе Украины на 2020 год предусматривается импорт 2,1 млрд кВт.ч, и Беларусь будет бороться за украинский рынок электроэнергии, так как «у Беларуси есть возможности поставлять в Украину 5-6 млрд кВт.ч электроэнергии в год» - сообщил генеральный директор ГПО «Белэнерго» Павел Дрозд [13].

В восточно-европейском регионе заканчивается строительство Белорусской АЭС. Объект важен для региона, он даст существенную прибавку к выработке электроэнергии, причем электроэнергия будет по конкурентоспособным ценам. Но Литва приняла закон, прекращающий торговлю электро-

энергией между Беларусью и Литвой после окончания строительства атомной электростанции. Если этот закон действительно будет работать при еще функционирующем Энергетическом кольце БРЭЛЛ, то, вероятно, российское и белорусское электричество может поступать в балтийские страны через Латвию.

Особо следует отметить активно продвигаемые в ЕС программы по наращиванию в электроэнергетике доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Ветряная генерация в Европе вышла на второе место, уступив лишь газовой, но уже обойдя угольную. По оценкам специалистов, «хотя нефть, газ и уголь и останутся основными источниками энергии для мировой экономики, самым быстрорастущим энергоресурсом будут именно ВИЭ, потребление которых будет расти в среднем на 7,6 % в год и в ближайшие 20 лет увеличится в четыре раза» [14]. Причем произойдет это за счет роста конкурентоспособности солнечной и ветроэнергетики. А вот абсолютная доля традиционных энергоносителей к 2030 году снизится с 86 % (на 2015 год) до 75 %. Но все же, это пока прогнозы. «Зеленая» энергетика способна потеснить «ископаемую», но «на то, чтобы ВИЭ всерьез начали угрожать нефти, газу и углю, потребуется много времени» [14]. По сравнению с углеводородным сырьем производство энергии из ВИЭ обходится дороже, по этой причине некоторые страны ЕС начали сокращать субсидирование возобновляемой энергетики. Этому способствует и снижение мировых цен на нефть и природный газ.

Сланцевые нефть и газ также не могут быть существенными ресурсами для производства электроэнергии в восточно-европейском регионе, так как методы ее добычи многими специалистами признаются опасными для здоровья человека и окружающей среды, а также слишком затратными. В нескольких странах, в том числе Болгарии и Румынии - был законодательно введен мораторий на технологию фрекинга (гидроразрыва пласта). В начале 2015 г. «американский нефтегазовый гигант Chevron заявил, что прекращает разведку сланцевого газа в Польше. Ранее от таких планов в стране уже отказались Exxon Mobil, Total и Marathon Oil. Причиной тому стал обвал цен на нефть» [15]. Проекты Chevron в Литве, Украине в Румынии также заморожены.

Атомная энергетика, успешно развивавшаяся в ряде европейских стран, в первую очередь во Франции и Германии, начала сокращаться после аварии в Японии на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года. «Осенью 2012 г. по решению Еврокомис-сии проведены стресс-тесты на устойчивость ра-

боты в условиях стихийных бедствий или терактов всех атомных реакторов в странах ЕС. По итогам обследования сделан вывод, что практически на всех АЭС необходима масштабная модернизация для соответствия требованиям безопасности. Общая стоимость этих работ оценивалась в 10-25 млрд евро. Стало очевидно, что экономически целесообразно не модернизировать, а закрыть значительную часть АЭС в Европе» [16, с. 69]. Поэтому есть основания считать, что роль атомной энергетики в ЕС будет и далее снижаться. Но есть и другая тенденция. В регионе Восточной Европы строительство АЭС или новых энергоблоков для существующих АЭС планируют Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Румыния. И, как уже отмечалось, практически закончено строительство первого энергоблока Белорусской АЭС.

Для Республики Беларусь особо актуальной становится задача углубления международного энергетического сотрудничества и развития новых международно-правовых инструментов его регулирования для обеспечении собственной энергетической самостоятельности и защиты своих национальных интересов.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ведется работа по созданию общего электроэнергетического и общего газового рынков, что в перспективе позволит выровнять условия для субъектов хозяйствования стран-участников ЕАЭС в части цен на энергоносители. 29 мая 2019 года главами государств ЕАЭС подписан Договор о формировании общего энергетического рынка. В настоящее время в государствах ЕАЭС проходят процедуры его ратификации.

Беларусь последовательно реализует все соглашения, заключенные под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ): «Соглашение о применении гарантий между Республикой Беларусь и МАГАТЭ, Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии; Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации; Конвенцию о физической защите ядерного материала; Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб; Конвенцию о ядерной безопасности; Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами» [17].

В рамках Программы технического сотрудничества Беларусь получает существенную помощь в ряде областей, связанных с возможным применением ядерных знаний, передовых идей, технологий и опыта в атомной области. В частности, определено, что основными приоритетными на-

правлениями такого взаимодействия являются развитие национальной ядерно-энергетической инфраструктуры, охрана окружающей среды и восстановление территорий, пострадавших в результате чернобыльской аварии, вопросы здравоохранения.

В рамках создания нормативной правовой базы для реализации проекта строительства АЭС совместно с российской стороной подписан ряд межправительственных соглашений:

«Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях от 28 мая 2009 года (вступило в силу 16 ноября 2009 г.);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции от 15 марта 2011 года (ратифицировано 25 ноября 2011 г.);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. (вступило в силу 18 января 2012 г.);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности от 1 февраля 2013 года (вступило в силу 18 июня 2013 г.)» [18].

Сейчас «Министерство энергетики Беларуси занимается подготовкой двух межправительственных соглашений, касающихся переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с Белорусской АЭС в России» - сообщил агентству Интерфакс-Запад заместитель министра энергетики республики Михаил Михадюк [19]. Также по сообщению Интерфакс-Запад «Беларусь и Россия обсуждают продление срока российского кредита на строительство БелАЭС с 25 до 35 лет и снижение ставки по нему» [20].

В мае 2018 года Белорусская делегация участвовала в Х Международном форуме «Атомэкспо 2018», организованным Госкорпорацией «Росатом» в г. Сочи. Премию Atomexpo Awards в номинации «Лучший старт» жюри присудило Министерству энергетики Беларуси за проект строительства Белорусской АЭС [21]. На площадке «Атомэкспо 2018» было подписано рамочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между АО «Концерн Росэнергоатом» и РУП «Белорусская АЭС».

В форуме «Атомэкспо» Беларусь принимает участие с 2015 года.

Опыт Российской Федерации и Европейского союза имеет особое значение для Республики Беларусь с точки зрения расширения международного сотрудничества в энергетической сфере.

Важное значение имеет дальнейшее участие специалистов профильного министерства и предприятий отрасли в международных тематических конференциях и форумах, работа с международными организациями: Международным энергетическим агентством (МЭА; IEA), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ; IAEA), Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Эта работа будет способствовать внедрению новых перспективных технологий в сфере энергетики, а значит и дальнейшему повышению не только энергетической безопасности нашей республики, но международной энергетической безопасности в целом, а также повышению доверия к белорусской энергосистеме со стороны потенциальных потребителей в разных странах.

Заключение. Электроэнергию, которую будет вырабатывать Белорусская АЭС, планируется использовать прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей страны. Но при благоприятной конъюнктуре цен на рынке электроэнергии в сопредельных странах, энергосистема Беларуси способна нарастить экспорт электроэнергии в страны Балтии, Украину, выйти на формирующийся общий энергетический рынок ЕАЭС. Наращивание экспорта электроэнергии является важной задачей энергетической политики Республики Беларусь, способствует достижению энергетической самостоятельности, укреплению государственного суверенитета Беларуси. Энергетическая самостоятельность выступает гарантией развития национальной экономики, поэтому на государственном уровне предпринимается комплекс мер по обеспечению энергетической безопасности, важнейшими из которых являются увеличение доли возобновляемых и местных видов ресурсов, строительство АЭС, энергосбережение, диверсификация поставок энергоресурсов.

Список использованных источников

1. Цель - энергетическая независимость и безопасность: по итогам совещания у Президента Республики Беларусь // Энергетическая стратегия. - 2018. - № 6. - С. 9.

2. Беларусь в 2019 году увеличила экспорт электроэнергии более чем в два раза [Электронный ресурс] // БелТА. -Режим доступа : https://atom.belta.by/ru/news_ru/view/belarus-v-2019-godu-uvelichila-eksport-elektroenergii-bolee-chem-v-dva-raza-10518/. - Дата доступа : 20.02.2020.

3. Физический и энергетический пуск, интеграция БелАЭС в энергосистему - Минэнерго о планах на 2020 год [Электронный ресурс] // БелТА. - Режим доступа : https://atom.belta.by/ru/news_ru/view/fizicheskij-i-energeticheskij-pusk-integratsija-belaes-v-energosistemu-minenergo-o-planax-na-2020-god-10519/. - Дата доступа : 20.02.2020.

4. Сайковский, В. Энергетика стран Балтии [Электронный ресурс] / В. Сайковский // Деловые ведомости. - 2017. -5 апр. - Режим доступа : https://www.dv.ee/mnenija/2017/04/05/jenergetika-stran-baltii. - Дата доступа : 05.02.2020.

5. Кретинин, Г. В. Литовская электроэнергетика: история и современность / Г. В. Кретинин, И. А. Баторшина // Проблемы национальной стратегии. - 2010. - № 2-3. - С. 109-123.

6. Клайпедский СПГ-терминал временно приостановит работу [Электронный ресурс] // Спутник - Литва. - Режим доступа : https://lt.sputniknews.ru/economy/20190222/8449191/Klaypedskiy-SPG-terminal-vremenno-priostanovit-svoyu-rabotu.html. - Дата доступа : 05.02.2020.

7. Павлова, А. Россия тщательно готовится к выходу Прибалтики из БРЭЛЛ - эксперт [Электронный ресурс] / А. Павлова // Baltnews. - Режим доступа : https://baltnews.lt/authors/20181021/1018470939/russia-lithuania-brell-eu-vihod-podgotovka.html. - Дата доступа : 05.02.2020.

8. Литва уже добилась поставленных на 2020 год целей «зеленой» энергетики [Электронный ресурс] // Балтийский курс. Новости и аналитика. - Режим доступа : http://www.baltic-course.com/rus/energy/?doc=148566. - Дата доступа : 05.02.2020.

9. Выработка электроэнергии ветроэлектростанциями Литвы за месяц выросла на 17 % [Электронный ресурс] // Балтийский курс. Новости и аналитика. - Режим доступа : http://www.baltic-course.com/rus/good_for_ business/?doc=148298. - Дата доступа : 25.12.2019.

10. Производство электроэнергии в Украине в 2018 г. увеличилось на 2,5 % [Электронный ресурс] // Энергетика Украины. - Режим доступа : http://uaenergy.com.ua/post/31944/proizvodstvo-elektroenergii-v-ukraine-v-2018-g/. - Дата доступа : 18.12.2019.

11. Потребление электроэнергии в Украине в 2019 году сократилось на 2 % [Электронный ресурс] // Delo.ua -Новостной портал Украины. - Режим доступа : https://delo.ua/business/potreblenie-elektroenergii-v-ukraine-v-2019-godu-363659/. - Дата доступа : 22.02.2020.

12. Энергоблоки украинских АЭС изношены на 80 %, а выведение их из строя стоит от $ 15 млрд [Электронный ресурс] // uaEnergy. - Режим доступа : https://uaenergy.com.ua/post/32892/energobloki-ukrainskih-aes-iznosheny-na-80-a-vyvedenie-ih-iz-stroya-stoitj-ot-15-mlrd. - Дата доступа : 22.02.2020.

13. Беларусь может поставлять в Украину 5-6 млрд кВт.ч электроэнергии в год [Электронный ресурс] // БелТА. - Режим доступа : https://atom.belta.by/ru/news_ru/view/belarus-mozhet-postavljat-v-ukrainu-5-6-mlrd-kvtch-elektroenergii-v-god-10494/. - Дата доступа : 24.02.2020.

14. Топалов, А. «Газпром» выдувает с рынка [Электронный ресурс] / А. Топалов // Газета.т. - 2017. - 9 февр. -Режим доступа : https://www.gazeta.ru/business/2017/02/09/10516955.shtml. - Дата доступа : 25.12.2019.

15. Американская компания Chevron отказалась от добычи сланцевого газа в Польше [Электронный ресурс] // RT на русском. - Режим доступа : https://russian.rt.com/article/71715. - Дата доступа : 15.01.2020.

16. Лавров, В. А. Новые тренды в энергетической политике стран Евросоюза / В. А. Лавров // Вестн. РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2016. - № 1. - С. 68-79.

17. Международное агентство по атомной энергии [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. - Режим доступа : http://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/b5fbc389e3244621.html. - Дата доступа : 05.02.2020.

18. Международное сотрудничество [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Республики Беларусь. -Режим доступа : http://minenergo.gov.by/o_ministerstve/yadernaya_energetika/mejdunarodnoe_sotrudnicestvo/. - Дата доступа : 05.02.2020.

19. Минэнерго готовит два соглашения по переработке отработавшего топлива с БелАЭС в РФ [Электронный ресурс] // Интерфакс-Запад. - Режим доступа : https://interfax.by/news/policy/ekonomicheskaya_politika/1271247/. - Дата доступа : 24.02.2020.

20. Лукашенко и Путин обсудили возможность снижения ставки по кредиту на БелАЭС [Электронный ресурс] // Интерфакс-Запад. - Режим доступа : https://interfax.by/news/policy/ekonomicheskaya_politika/1271791/. - Дата доступа : 24.02.2020.

21. Турченко, А. Плоды глобального партнерства / А. Турченко // Энергетика Беларуси. - 2018. - 25 мая (№ 10). -С. 1-2.

Shevtsova A. L.

ENERGY POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF ENERGY SITUATION IN THE EASTERN EUROPEAN REGION

Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus

Summary. The energy system of Belarus is able to increase electricity exports to the Baltic countries, Ukraine, and enter the emerging common energy market of the EAEU. The energy policy of Belarus is aimed at achieving energy independence and ensuring energy security. For this, a set of measures is being taken, the most important of which are increasing the share of renewable and local types of resources, building a nuclear power plant, energy saving, diversifying energy supplies.

Keywords: Belarusian NPP, energy policy of Belarus, energy security, electric power industry of Eastern Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.