Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Носкова Виктория Константиновна

В статье проводится анализ данных эмпирического исследования психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются такие термины как «психолого-педагогическая диагностика», «трудновоспитуемый ребенок». Исследование включает в себя: выявления уровня трудновоспитуемости детей, влияние тревоги на проявление трудновоспитуемости и изучение психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми на базе общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Носкова Виктория Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANEMPIRICAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH DIFFICULT-TO-EDUCATE CHILDREN IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article analyzes the data of an empirical study of psychological and pedagogical activity with difficult-to-educate children in general education institutions. Such terms as psychological and pedagogical diagnostics, a difficult-to-bring-up child are revealed. The study includes: identifying the level of difficulty in educating children, the influence of anxiety on the manifestation of difficulty in education and the study of psychological and pedagogical activities with difficult-to-educate children on the basis of a general education institution.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 376.58

Иванова Елена Александровна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: 2009_irbis@mail.ru Носкова Виктория Константиновна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: noskovavictoria0@gmail.com Ivanova Elena Aleksandrovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: 2009_irbis@mail.ru Noskova Victoria Konstantinovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: noskovavictoria0@gmail.com

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

ANEMPIRICAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH DIFFICULT-TO-EDUCATE CHILDREN IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS.

Аннотация. В статье проводится анализ данных эмпирического исследования психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются такие термины как «психолого-педагогическая диагностика», «трудновоспитуемый ребенок». Исследование включает в себя: выявления уровня трудновоспитуемости детей, влияние тревоги на проявление трудновоспитуемости и изучение психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми на базе общеобразовательного учреждения.

Аbstract. The article analyzes the data of an empirical study of psychological and pedagogical activity with difficult-to-educate children in general education institutions. Such terms as psychological and pedagogical diagnostics, a difficult-to-bring-up child are revealed. The study includes: identifying the level of difficulty in educating children, the influence of anxiety on the manifestation of difficulty in education and the study of psychological and pedagogical activities with difficult-to-educate children on the basis of a general education institution.

Ключевые слова: трудновоспитуемые дети, психолого-педагогическая деятельность, уровни трудновоспитуемости, диагностика.

Key words:. difficult-to-educate children, psychological and pedagogical activity, levels of diffi-cult-to-educate, diagnostics.

DOI: 10.22250/20730284_2023_100_92

Трудновоспитуемые дети как особая психолого-педагогическая категория, всегда присутствуют в практике педагогов-психологов. Решение указанной проблемы зависит от множества факторов, основными из которых являются социальные условия проживания и воспитания ребенка.

Трудновоспитуемость как педагогическое явление, представляет угрозу, как для самого ребенка, так и для общества в целом. В частности, угроза для общества проявляется в таких действиях как способность трудновоспитуемых на проступки, их аморальное поведение, тревожное состояние, нездоровый образ жизни, даже склонность к преступлениям. Угроза для ребенка - психологические травмы, неспособность доверять людям, плохое здоровье из-за вредных привычек, сильное проявлений негативных эмоций.

Трудновоспитуемые дети как отдельная педагогическая категория из новейшей истории никуда не исчезла, а интенсивное развитие общества в век технологий может служить почвой для появления новых причин трудновоспитуемости. Открытый Интернет-доступ к любым сайтам, распространение запрещенных прежде веществ, детский алкоголизм - всё это представляет откровенную опасность для современного общества.

Существует множество примеров того, как трудновоспитуемые подростки проявляют насилие и агрессию в учебных учреждениях по отношению к другим детям и даже взрослым. Зачастую таким образом они стараются обратить на себя внимание, «докричаться» до взрослых и педагогов.

Вопрос о разрешении изучаемой проблемы будет актуален всегда: время не стоит на месте, общество развивается, появляются новые угрозы и причины для трудновоспитуемости. Именно психолого-педагогическая деятельность с указанной категорией детей должна помочь в преодолении трудновоспитуемости, социализации и воспитании таких ребят. Трудновоспитуемый - в первую очередь ребенок, который ищет понимания и доверия со стороны взрослых, учителей, педагогов-психологов.

Эмпирическое исследование психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми в общеобразовательных учреждениях было проведено на базе «МБОУ Николаевская СОШ» в селе Николаевке Зейского района Амурской области.

Для проведения исследования были выбраны 20 подростков от 13 до 18 лет.

С помощью методики «Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе» М.Г. Дмитриева мы выявили уровень трудновоспитуемости среди подростков в школе [1].

Рис.1. Результаты «Анкеты по выявлению трудновоспитуемости в классе» М.Г. Дмитриева.

По представленным результатам видно, как респонденты распределились по уровням выявления трудновоспитуемости.

У 45% обучающихся трудновоспитуемость проявляется на низком уровне - участие в отдельных конфликтах, которые, как правило, быстро разрешаются и не имеют разрушающих последствий. Ярко проявляются нестандартность характера, слабая самокритичность и нетребовательность к себе.

Средний уровень трудновоспитуемости, выявленный у 35% опрашиваемых, проявляется в негативном отношении к школе, что, в свою очередь, приводит к частым пропускам занятий, нежеланию учиться и неуспеваемости по предметам. Средний уровень выражается также в завышенной самооценке, и зачастую случается так, что именно завышенная самооценка и необъективный взгляд на проблему приводят к конфликтам, проявлениям тревоги и агрессии.

Для высокого уровня, присущего 20% трудновоспитуемых, свойственно проявление противодействия воспитательному процессу в школе и в семье, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру. Такой ребенок не просто плохо учится, а гордится этим; не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует этим. Поведение на грани правонарушений, негативное отношение к учителям, сверстникам, свои понятия, что «хорошо» и что «плохо», болезненная психика, тревожное состояние и отсутствие требовательности к себе - типичные признаки данного уровня трудновоспитуемости.

Тревожное состояние присуще всем детям, но для трудновоспитуемых детей тревожное состояние ярко выраженно, приводит к агрессии, может стать причиной для трудновоспитуемости и формой её проявления.

Для исследования тревожного состояния нами было выбрана методика «Личностная шкала проявления тревоги Тейлора (Немчинов)» [2].

■ очень высокий

■ высокий

■ средний с тенденцией к высокому

■ средний с тендденцией к низкому

■ низкий уровеньтревоги

Рис. 2. Результаты, полученные по методике «Личностная шкала проявления тревоги Тейлора (Немчинов)».

Очень высокий уровень тревоги (10% респондентов) проявляется даже в тех жизненных ситуациях, которые к этому не располагают (возникновение трудностей в учебе и общении). Такой ребенок очень критичен к себе, у него наблюдаются частые проявления агрессии, нежелание общаться с ровесниками и взрослыми.

Высокий уровень тревожного состояния у 15% исследуемых выражен в низкой самооценке. Вследствие этого ребенок плохо отвечает на уроках, мало общается со сверстниками и старается не демонстрировать свои способности. Высокая эмоциональность приводит к вспышкам агрессии или состоянию, при котором ребенок много плачет. Дети зачастую хотят добиться внимания и признания

взрослого. Высокий уровень тревожного состояния способен привести не только к возникновению трудновоспитуемости, но и к постоянной панике, которая может перейти в паническую атаку.

Средний уровень с тенденцией к высокому, присущий 5% детей, характеризуется их спокойным состоянием, отсутствием сильных вспышек агрессии, негативного настроя к школе, они не противятся воспитательному процессу, у них наблюдается склонность к общительности, на уроках они активны, успеваемость по предметам хорошая. Но при этом такие дети испытывают тревогу без веских на то причин.

Средний уровень с тенденцией к низкому выражен у 25% обследуемых. Ребенок, находящийся на этом уровне, не боится высказать свое мнение, умеет его отстаивать. Из-за этого случаются конфликты в классе, он спокойно относится к критике. У детей со средним с тенденцией к низкому уровню тревоги наблюдается устойчивая самооценка и независимость взглядов, они имеют склонность к лени. Тревогу такие дети испытывают, когда на это действительно есть веская причина.

Для низкого уровня тревожности, свойственного самому большому числу респондентов (45%), характерно проявление тревоги в ходе самой стрессовой ситуации. Эти дети хорошо успевают по школьным предметам, ладят со сверстниками и взрослыми. Самооценка детей с проявлением низкого уровня тревоги находится на среднем уровне.

Трудновоспитуемые дети испытывают тревогу в межличностных отношениях, им сложно кому-то довериться и найти общий язык. Тревога детей может мешать их образованию, если не будет установлен доверительный контакт с педагогом. Плохие отношения в классе и постоянные конфликты со взрослыми и сверстниками будут лишь повышать уровень тревоги, что приведет к дополнительным вспышкам агрессии в конфликтных ситуациях, недоверию к социуму, замкнутому образу жизни или, наоборот, стремлению привлечь к себе внимания взрослых, при этом не всегда обдуманными и гуманными способами [3].

Психолого-педагогическая деятельность в школе с указанной категорией детей была изучена с помощью методов анализа документов и экспертной оценки. В работе приняли участие социальный педагог школы, заведующий учебной частью и классный руководитель класса, в котором по результатам исследования было выявлено наличие трудновоспитуемых детей.

В качестве анализируемой документации изучены:

1. «План мероприятий на 2022/2023 учебный год, по профилактики и коррекции трудновоспитуемого, девиантного поведения детей и подростков в МБОУ Николаевской СОШ», целью которого заявлено создание в школе условий, направленных на предупреждение трудновоспитуемого, девиа-нтного и асоциального поведения подростков.

Указанную цель предполагается достичь через решение следующих задач:

1. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

2. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

3. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

4. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

План мероприятий по профилактике и коррекции трудновоспитуемых состоит из пяти блоков, каждый из которых включает определенные мероприятия:

организационно-методическую работу (привлечение подростков к активному, развивающему досугу; осуществление контроля за посещением школы обучающимися, стоящими на разных видах

учета данной категории);

работу с обучающимися (неделя правовых знаний; классные часы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений: «Права и обязанности подростка», «Отношение между подростком и взрослым», «Как мы выполняем правила для учащихся?», «Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?» (1-11 классы); неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни);

работу с родителями (проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями: права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей; причины совершения несовершеннолетними противоправных действий; посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства);

работу с педагогическим коллективом (рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков»; работа классных руководителей с обучающимися, систематически пропускающими занятия; консультирование);

межведомственное взаимодействие при организации профилактической работы (участие в проведении муниципальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и др.).

Мы считаем, что в целом направления деятельности школы включают все необходимые аспекты. Однако представленные мероприятия носят обобщенный характер, не учитывают принципы индивидуализации и дифференциации, а следовательно, скорее всего, эффективный результат достигнут не будет.

На наш взгляд, к работе с трудновоспитуемыми детьми можно также отнести план мероприятий по профилактике правонарушений среди обучающихся, обеспечению общественного порядка и безопасности в МБОУ Николаевская СОШ на 2022/2023 учебный год; при высоком уровне трудно-воспитуемости есть вероятность того, что ребенок может совершить административное правонарушение, в связи с этим мы рассмотрели данный документ. В нем, к сожалению, не прописана цель и отсутствуют задачи. Сам план содержит сроки реализации, мероприятия, а также перечень тех, с кем проводится работа.

Далее была изучена программа работы социального педагога школы с трудновоспитуемыми детьми, детьми девиантного поведения на 2022/2023 учебный год и сделан анализ данного документа.

Основная идея программы заключается в том, что она «направлена на профилактическую и развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия» [4].

Программа содержит описание проблемы, причины ее возникновения, приоритетные направления работы с детьми группы риска, трудновоспитуемыми и детьми с девиантным поведением. Все вышеизложенное делает данную программу весьма структурированной.

Цели программы сформулированы чрезвычайно широко и охватывают большой круг проблем (что, на наш взгляд, несколько усложняет работу): адаптация обучающихся школы; сохранение здоровья и осуществление здоровьесберегающих технологий; формирование личностных нравственных качеств; социальная защита прав детей.

Задачи программы определены адекватно заявленным целям: осуществление диагностических методов с целью выявления трудновоспитуемости детей; информационно-просветительская работа; осуществление коррекционной работы; формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе

жизни.

Программа рассчитана на возраст от 5 до 18 лет.

Этапы реализации программы изложены в соответствии со всеми технологическими требованиями. Первый этап - организационный («анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов»); второй - диагностический («изучение потребностей и запросов «трудных» детей»); третий - деятельностный («координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией); четвертый - анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

План мероприятий по реализации программы представлен в виде таблицы.

План работы выполняется в соответствии с содержанием.

Осуществив анализ документов, можно сказать, что планы направлены на работу с учащимися, преподавателями и родителями трудновоспитуемых детей. Диагностика, консультирование и коррекция в школе МБОУ Николаевской СОШ осуществляются только социальным педагогом. Анализ документов свидетельствует, что не все проявления трудновоспитуемости корректируются школой, большинство заявленных мероприятий направлено на профилактику трудновоспитуемости в обществе, профилактика и коррекция личностностного мира трудновоспитуемого разработаны не в полную меру, отсутствуют мероприятия по преодолению тревожного состояния, нет контрольных диагностик и индивидуальных бесед о личных проблемах, тревожащих трудновоспитуемых детей.

Следующий метод исследования психолого-педагогической деятельности, примененный нами, - это метод экспертной оценки.

Эксперты прошли анкету «Трудовая психолого-педагогическая деятельность». Все опрошенные эксперты - женщины от 45-50 лет. Образовательное учреждение «МБОУ Николаевская СОШ», на базе которой проводилось исследование, расположено в сельской местности, у экспертов разный стаж психолого-педагогической деятельности. Так, социальный педагог имеет стаж педагога-психолога около 3 лет.

Процедуру аттестации в качестве педагога-психолога каждый эксперт проходил один раз. Пакет методик для работы с трудновоспитуемыми детьми у экспертов совершенно разный, надо отметить, что работа с тестовыми методиками и анкетирование осуществляются в школе очень редко.

На вопросы: кто такой трудновоспитуемый ребенок, каковы направления деятельности с таким ребенком, каковы причины появления проблемы и т.п., эксперты ответили верно. Данный факт свидетельствует о том, что теоретическая подготовка их находится на достаточно высоком уровне.

Диагностика, консультирование и коррекция трудновоспитуемых детей осуществляются экспертами согласно разработанному плану, но, как выяснилось в ходе беседы с социальным педагогом школы, не в полную меру.

Зачастую в своей деятельности эксперты сталкивались с такими проблемами как недостатки эмоционально-личностного развития ребят, несформированность их познавательных интересов, необязательность, негативизм, заниженная самооценка, отсутствие мотивации учебной деятельности. Как можно заметить, перечисленные проблемы в учреждении до конца не решены.

Методы и приемы, которые используют эксперты в своей деятельности, содержат диагностику, консультирование и коррекцию. Все эти методы, указанные в анкете, эксперты отметили одинаково.

При работе с трудновоспитуемыми детьми эксперты хотели бы получить ответы на такие вопросы: «Как воздействовать на родителей таких детей? Как заставить родителей быть ответственными за судьбу собственного ребенка?». Мнения большинства экспертов по данному вопросу сошлись.

Анализируя ответы экспертов, можно отметить, что работа осуществляется пока не в полном объеме. Например, политические и экономические причины трудновоспитуемости не затрагиваются в деятельности школы, потому что они имеют государственный характер, а влияние Интернета и изменение ценностей как причины трудновоспитуемости могут быть проработаны в деятельности школы, но на основе беседы с экспертами мы можем сказать, что пока что это не реализуется в полной мере. То же происходит с еще одним направлением психолого-педагогической деятельности, нацеленным на семейно-бытовые причины трудновоспитуемости, оно также осуществляется не в полной мере. Это подтверждают метод экспертной оценки и анализ документации.

Таким образом, в «МБОУ Николаевская СОШ» присутствует определенный процент трудновоспитуемых ребят со средним и высоким уровнем (55%) тревожности, которые характеризуются достаточно серьезными проблемами: им присуще негативное отношение к школе, завышенная самооценка, конфликтность, агрессия и нежелание учиться, противодействие воспитательному процессу в школе и семье, неприятие социальных ценностей. Параллельно с этим следует отметить высокий (15%) и средний (30%) уровень тревоги у респондентов (проявляется в низкой самооценке, опасении высказать свое мнение или попросить о помощи, в ощущении тревоги без всяких на то причин).

Данные показатели могут привести к тому, что ребенок с выраженным уровнем трудновоспи-туемости может полностью отказаться от обучения в школе, перестать строить доверительные отношения со взрослыми. Серьезный уровень тревоги приводит к конфликту личности с собой, а затем и с обществом, что плохо скажется на ее жизненных реалиях.

Учитывая вышеперечисленное, а также результаты анализа психолого-педагогической деятельности школы, мы планируем продолжать работу, которая будет нацелена на разработку программы психолого-педагогической деятельности с трудновоспитуемыми детьми в общеобразовательных учреждениях.

1. Дмитриев, М.Г., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. - ISBN 5-89940-008-0 изд. - СПб.: ПОНИ, - 2010. - 316 с.

2. Барканова, О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова. Серия «Библиотека актуальной психологии». - Вып.2. - Красноярск: Литера-принт, - 2009 - 237 с.

3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб., 2012. - 512 с.

4. МБОУ Николаевская СОШ URL: http://niksosh.ru/ (дата обращения: 19.12.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.