Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ» В 1920-Е ГОДЫ: ОТ «МОРАЛЬНОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ» ДО «ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»'

К ВОПРОСУ О «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ» В 1920-Е ГОДЫ: ОТ «МОРАЛЬНОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ» ДО «ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ДЕФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ / ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ ДЕТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РСФСР / 1920-Е ГГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Смагина Вероника Юрьевна

В данной статье проведен анализ понятия «трудновоспитуемость», в рамках терминологического поля, характерного для психолого-педагогических исследований 1920-х гг. Показана научная дискуссия о факторах и типологии трудновоспитуемости. Важное значение для социального воспитания трудновоспитуемых в 1920-е гг. имел тезис о преимущественно социальной природе трудновоспитуемости и возможности ее преодоления за счет корректировки социальной среды. Некоторая идеализация педагогических средств преодоления трудновоспитуемости характерна для отечественной психолого-педагогической теории и практики в 1920-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Смагина Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF "INTRACTABILITY" IN 1920-YE YEARS: FROM "MORAL DEFECTIVITY" TO "DEVIANT BEHAVIOR"

This article analyzes the concept of "difficult to educate" within the framework of the terminological field characteristic of psychological and pedagogical research in the 1920s. The scientific discussion about the factors and typology of educational difficulties is shown. Important for the social education of the difficult to educate in the 1920s. had a thesis about the predominantly social nature of educational difficulties and the possibility of overcoming it by adjusting the social environment. A certain idealization of pedagogical means of overcoming learning difficulties is characteristic of Russian psychological and pedagogical theory and practice in the 1920 s.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ» В 1920-Е ГОДЫ: ОТ «МОРАЛЬНОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ» ДО «ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»»

Педагогика

УДК 376.5

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

К ВОПРОСУ О «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ» В 1920-Е ГОДЫ: ОТ «МОРАЛЬНОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ» ДО «ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Аннотация. В данной статье проведен анализ понятия «трудновоспитуемость», в рамках терминологического поля, характерного для психолого-педагогических исследований 1920-х гг. Показана научная дискуссия о факторах и типологии трудновоспитуемости. Важное значение для социального воспитания трудновоспитуемых в 1920-е гг. имел тезис о преимущественно социальной природе трудновоспитуемости и возможности ее преодоления за счет корректировки социальной среды. Некоторая идеализация педагогических средств преодоления трудновоспитуемости характерна для отечественной психолого-педагогической теории и практики в 1920-е гг.

Ключевые слова: морально-дефективные дети, трудновоспитуемые дети, девиантное поведение, РСФСР, 1920-е гг.

Annotation. This article analyzes the concept of "difficult to educate" within the framework of the terminological field characteristic of psychological and pedagogical research in the 1920s. The scientific discussion about the factors and typology of educational difficulties is shown. Important for the social education of the difficult to educate in the 1920s. had a thesis about the predominantly social nature of educational difficulties and the possibility of overcoming it by adjusting the social environment. A certain idealization of pedagogical means of overcoming learning difficulties is characteristic of Russian psychological and pedagogical theory and practice in the 1920 s.

Keywords: morally defective children, difficult children, deviant behavior, RSFSR, 1920 s.

Введение. В настоящее время число детей, имеющих различные формы проявления девиантного поведения возрастает. Прирост подростков с деликвентным поведением каждые 5 лет составляет 11-12% [5, с. 523]. В современной психолого-педагогической науке трудновоспитуемость как понятие имеет определенный «спектр разброса» в понимании этого явления от «сопротивления человеческого материала воздействию» к «сопротивлению воспитанию» до «девиантного поведения». Мы практически имеет дело с психолого-педагогическим явлением, разброс в понимании которого находится от «нормы» до «не нормы», который чаще всего касается поведения ребенка. Возможно, такой разброс появился благодаря неоднозначности понимания термина на различных этапах развития психолого-педагогической науки и практики. Особый интерес для анализа «спектра разброса» в терминологии трудновоспитуемости представляет такой период развития психолого-педагогической (педологической) науки как 1920-е годы.

Изложение основного материала статьи. Ряд современных исследований посвящен поиску технологий и средств реабилитации детей и подростков с девиантным поведением: Жуков М.Н. (2005), Михашина А.С. (2004), Роголева Е.В (1998); Шапочкин А.В. (2000), Шипилина В.В. (2003) и др. можем отметить недостаточность исследований, изучающих историко-педагогические аспекты работы с девиантными детьми. Определенную сложность в организации историко-педагогических исследований мы видим в «разбросе терминологии» («морально дефективные», «аномальные», «исключительные», «трудновоспитуемые», «трудные», «дети с отклоняющимся поведением», «дети осложненного поведения», «дети с девиантным поведением»), используемой в отечественной психолого-педагогической науке и практике 1920-х годов.

В статье авторы предлагают анализ развития понятия «трудновоспитуемость» и классификацию трудновоспитуемых в РСФСР в 1920-е гг. В ходе подготовки статьи авторы использовали методы: анализ психолого-педагогических и историко-педагогических источников; сравнительно-сопоставительный анализ понятий, систематизация и обобщение полученных результатов в ходе проведенного исследования

Само понятие «трудновоспитуемый» в отечественной педагогике (педологии) 1920-х гг. - условный, рабочий термин. Применяется он для обозначения тех категорий детей, которые в дореволюционной России назывались «малолетними преступниками», «нравственно-испорченными», а в революционные годы вплоть до 1924 г. «асоциальными», «морально-дефективными», «этически-дефективными» и пр. На II Всероссийском съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (24/XI - 1/XII 1924 г.) последние термины были отвергнуты вместе с теорией «моральной дефективности», «как ненаучной и практически вредной» [6]. Согласно теории «моральной дефективности» (П.Г. Бельский), способность усваивать моральные нормы и следовать им «дается человеку от рождения» [4].

Проблему преодоления «трудновоспитуемости» в 1920-е гг. разрабатывали в теоретическом и прикладном аспектах И.А. Арямов (трудные дети), П.Г. Бельский (морально-дефективные, трудные, трудновоспитуемые), В.М. Бехтерев (трудный подросток), П.П. Блонский (морально-дефективные, трудные дети, беспризорность), Л.С. Выготский (моральная дефективность, трудный ребенок и его изучение, трудновоспитуемость), Я.И. Гилинский (девиантное поведение), И.И. Данюшевский (беспризорность), А.Б. Залкинд (трудное детство), Л.В. Занков (аномальные дети, изучение трудного ребенка), В.П. Кащенко (исключительные дети, трудные дети, исправление поведения), В.И. Куфаев (трудновоспитуемые, трудные), Е.С. Лившиц (социальные корни беспризорности), А.С. Макаренко (дефективные отношения, организация воспитания трудного детства), Г.В. Мурашев (исключительные дети), В.Н. Мясищев (трудновоспитуемые дети), Н.И. Озерецкий (трудновоспитуемые дети, правонарушения детей и подростков), П.И. Ростигаев

(аномальные дети), В.Н. Сорока-Росинский (морально-дефективные, трудновоспитуемые), С.Т. Шацкий (трудновоспитуемость), А.Г. Калашников (трудновоспитуемые), С.М. Шабалов (трудновоспитуемые дети). Уже приведенный выше разброс в использовании целого спектра понятий, имеющий отношение к 1920-м годам впечатляет и составляет предмет для исследования. Мы сделали попытку, по дате выхода публикации соотнести используемые авторами термины (табл. 1).

Таблица 1

Терминологическое поле «трудновоспитуемости» в 1920-е гг.

период авторы разброс терминологии категории детей

до революции 1917 года П.Г. Бельский Л.С. Выготский «малолетние преступники», «нравственно-испорченные» «морально-дефективные» преступники (уголовные проступки)

1920-е гг. И.А. Арямов П.П. Блонский В.П. Кащенко Г.В. Мурашев П.И. Ростигаев В.Н. Сорока-Росинский «исключительные», «асоциальные», «аномальные», «морально-дефективные», «этически-дефективные» преступники (административны е и уголовные проступки), беспризорники, нарушители дисциплины

1924-29 гг. А.Б. Залкинд Л.В. Занков А.Г. Калашников А.С.Макаренко С.М. Шабалов «трудновоспитуемые», «трудные»

к 1930-м гг. Я.И. Гилинский «девиантные», «девиантное поведение»

Можно увидеть, что термины («нравственно-испорченные», «морально-дефективные», «этически-дефективные») чаще всего встречаются в работах, которые можно отнести к дореволюционному периоду или к началу 1920-х гг., затем в научный обиход все чаще входят термины «трудновоспитуемые» и «трудные» и уже к 1930-м годам появляется термин «девиантное поведение». Нужно отметить, что многие представители психолого-педагогической науки пользовались целым спектром терминов, как синонимичными, например В.П.Кащенко писал: «Исключительный, отсталый, трудный в воспитательном отношении ребенок должен быть не только вылечен, но и перевоспитан для того, чтобы стать не просто биологически нормальным, но и социально полезным членом общества» [2], «аномальным, дефективным, трудным» [2]. Особенно характерен такой широкий «терминологический разброс» для ученых, чьи публикации относятся и к дореволюционному периоду и в полной мере к 1920-м годам (П.Г. Бельский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко,

A.С. Макаренко). Не все педагоги 1920-х годов использовали термины как синонимичные, например

B.Н. Сорока-Росинский и В.И. Куфаев не относили к трудновоспитуемым «морально дефективных» детей и считали одной из причин трудновоспитуемости - одаренность. Термин «исключительные дети» (В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев) не получил распространения в педагогической теории и практике в 1920-е гг. По мнению А.С. Михашиной, термин «аномальные дети» (П.Г. Бельский, П.И. Ростигаев) в психолого-педагогической литературе в 1920-е гг. встречается еще реже [4].

Опираясь на материалы педагогической энциклопедии (1927-29), мы можем утверждать, что под трудновоспитуемыми детьми большинство исследователей в 1920-е годы понимали:

1) «те категории детей, у которых под влиянием длительного воздействия неблагоприятной для их психофизического и социального развития среды количественные отклонения в поведении от нормы перешли в качественные изменения тех или других сторон характера (реакций поведения), причем другие свойства характера (реакции поведения) могут оставаться иногда и незатронутыми» [6]. Считалось, что под влиянием правильного педагогического воздействия и организации социально-положительной среды эти качественные особенности исчезают, накапливаются новые количественные положительные изменения, переходящие в качественные социально-полезные свойства личностей;

2) «те сравнительно незначительные группы детей, у которых качественные особенности характера (поведения) явились следствием патологического наследственного отягощения благодаря воздействию неблагоприятной среды на ряды предшествующих им поколений или вследствие тех или иных заболеваний или же их остатков» [6]. Под влиянием медико-педагогического воздействия (лечебная педагогика) поведение и этих групп детей изменяется в положительную сторону.

Отечественная психолого-педагогическая теория и практика в 1920-е годы признавала, что существование «чистых типов» социогенного и биогенного типов «трудновоспитуемого детства» ошибочно. К такому разделению, скорее всего, можно отнести факторы (условия), определяющие развитие человека (среда, воспитание и наследственность) и как следствие его «трудновоспитуемость» [1]. Фактор (условие) «активности личности» находился в поле научной полемики и выступал как общепризнанный в психолого-педагогической науке в этот период. В 1920-е годы, большинство ученых считало, что социогенные факторы играют преобладающую роль, разнообразным образом переплетаются, иногда один другого усиливая, иногда подавляя, оказывают свое влияние на формирование поведения ребенка комбинированно и в сложнейших сочетаниях. Идеализация и романтизация возможностей педагогики в 1920-е гг. приводила зачастую к заблуждению, что изменение социальной среды автоматически приведет к уничтожению такого явления как трудновоспитуемость.

Выработка научно обоснованной типологии трудновоспитуемого детства была одной из теоретических задач в 1920-е годы, и общепризнанной классификации трудновоспитуемых детей еще не было. А.С. Макаренко отмечал, что: «типология трудного детства неудовлетворительна, последние предложения Залкинда и Бельского малопригодны для практической работы» [3]. А.С. Макаренко предлагал взять за основание классификации правовой, а не этический или факторный подходы. Он выделил основные проявления трудновоспитуемости, с которыми встречаются практики: присвоение (воровство,

попрошайничество, нужда), преобладание и обособление (эгоизм, свобода личности). А.С. Макаренко считал, что разработка классификации трудновоспитуемости возможна после «предварительного массового наблюдения» [3].

Приведем характеристику основных категорий трудновоспитуемых детей, сложившуюся в 1920-е годы и отраженную в педагогической энциклопедии (1927-29 гг.) [6]. Основанием приведенной классификации выступают факторы развития человека. Одним из крупнейших факторов социогенного порядка считалась в этот период детская беспризорность с вынужденной, преждевременной борьбой ребенка и подростка за свое существование, с голоданием, с постоянным подавлением их личности со стороны окружающих, с жизнью, полной опасностей, с замкнутым, социально вредно направленным товариществом. Следующими в ряде социальных условий выделяли: понижение материального уровня масс в годы разрухи, безработица, кризис современной семьи, неправильные условия роста и развития ребенка в семье, вредные влияния улицы и хулиганства с его псевдо-героизмом, еще далеко не достаточный охват педагогическим влиянием детского населения через школу, детский дом, детский клуб, площадку и т.д. Именно с этим отмечали и параллельно наблюдающееся у трудновоспитуемых нарастание некоторых положительных качеств (предприимчивость, смелость, активность чувство протеста) [6].

Биогенное трудновоспитуемое детство (в эту категорию не входили дети со стойкими ограничениями со стороны центральной нервной системы или органов внутренней секреции, как подлежащие в первую очередь лечению) составляли дети с так называемой психопатической конституцией и дети с ослаблением или расстройством деятельности нервной системы, или органов внутренней секреции, или понижением жизненного тонуса на почве истощения организма (болезни, голодание). При детальном рассмотрении этой последней группы детей оказывалось, что каких-то, качественно особых свойств личности, глубоко изменяющих ее, у этих детей сравнительно с нормальными не наблюдалось. Детей с психопатическими конституциями и этиологически, а тем более в педагогическом отношении рассматривали в 1920-е гг. не как детей, а как человеческую особь с неправильно, уродливо, дисгармонически развившимися некоторыми свойствами нормальной личности, составляющими у нее как раз трудные в воспитательном отношении черты. Иногда корни социогенной трудновоспитуемости так далеко уходят в период раннего развития или вглубь сложной личности человека, что часто эти корни смешиваются с биогенными. Этим в значительной мере объясняются дискуссии, развернувшиеся вокруг вопроса факторов трудновоспитуемости и их классификации в 1920-е годы.

Выводы. Таким образом, анализ терминологического поля «трудновоспитуемость» показал достаточно широкий разброс понятий, и если термины («нравственно-испорченные», «морально-дефективные», «этически-дефективные») чаще всего встречаются в работах, которые можно отнести к дореволюционному периоду или к началу 1920-х гг., позднее в научный обиход все чаще входят термины («трудновоспитуемые», «трудные») и уже к 1930-м годам появляется термин «девиантное поведение». Содержание понятия «трудновоспитуемость» в основном сводится к «отклонению в поведении от нормы» и «нарушению общественной дисциплины». Научную полемику в 1920-е гг. составила проблематика соотношения социогенных и биогенных факторов трудновоспитуемости; основания классификации трудновоспитуемости; разработка теории преодоления трудновоспитуемости; обсуждение социальной природы трудновоспитуемости и возможности ее преодоления за счет корректировки социальной среды. Несложно заметить, что некоторая идеализация педагогических средств и самой возможности преодоления трудновоспитуемости характерна для отечественной психолого-педагогической теории и практики в 1920-е гг. В 1920-е годы научно-обоснованная и общепризнанная типология трудновоспитуемости еще не была разработана. Чаще всего, к категории трудновоспитуемых детей относили: несовершеннолетних преступников (административные и уголовные проступки), беспризорников и нарушителей дисциплины.

Литература:

1. Дубинин, С.Н. Девиантное поведение подростков как предмет психолого-педагогического анализа / С.Н. Дубинин // Вестник экономической интеграции. - 2007. - № 4. - С. 162-171.

2. Кащенко, В.П. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание / В.П. Кащенко, Г.В. Мурашёв. - М., 1929. - 125 с.

3. Макаренко, А.С. Организация воспитания трудного детства / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения в 8 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 53-54.

4. Михашина, А.С. Педагогическое содержание понятия «трудные дети» в отечественной педагогике 1920-1930 гг. / А.С. Михашина // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2019. - С. 155-161.

5. Позднякова, М.Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализациии десоциализации / М.Е. Позднякова // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. - М.: Новый Хронограф, 2017. - С. 516-548.

6. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. В 3-х т. Т. 2. - М.: Работник просвещения, 1927-28. - С. 415-418. [Электронный ресурс] URL:https://dlib.rsl.ru/viewer/01008261959#?page=14 (дата обращения: 20.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.