Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЙ / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / ПОДРОСТОК / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желтотрубова М.Ю.

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Желтотрубова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS IN THE STUDY OF BEHAVIOR OF MALADJUSTED ADOLESCENTS

The word itself indicates the difficulty of education, the formation of the personality of a teenager, the inability or his unwillingness to assimilate pedagogical influences and actively react to them. Thus, a hard-to-educate teenager is, first of all, the one who actively resists education, expresses disrespect, distrust of the teacher, shows negativism to the pedagogical process, provokes and creates preconditions for conflict situations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 373

Желтотрубова М.Ю. студент магистратуры ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет

Россия г. Мичуринск, Тамбовская область.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ Аннотация: Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким

образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: девиантное поведение, трудновоспитуемый, неустойчивость,подросток,индивидуальность.

Zheltotrubova M. Y.

Master's Student Of the Michurinsk state agrarian University Russia Michurinsk, Tambov region.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS IN THE STUDY OF BEHAVIOR OF MALADJUSTED ADOLESCENTS The word itself indicates the difficulty of education, the formation of the personality of a teenager, the inability or his unwillingness to assimilate pedagogical influences and actively react to them. Thus, a hard-to-educate teenager is, first of all, the one who actively resists education, expresses disrespect, distrust of the teacher, shows negativism to the pedagogical process, provokes and creates preconditions for conflict situations.

Рассмотрим основные закономерности психического развития подростка. В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием, острее проявляются противоречия психической деятельности ребенка -стремление к самостоятельности сталкивается с необходимостью учитывать мнение других, система отношений с окружающим миром перестраивается -на передний план выдвигается личность самого подростка.

Умственное развитие претерпевает качественные изменения. Именно в это время интенсивней всего складываются убеждения, формируется характер. Если раньше учебные мотивы в основном определялись отношением к учителю, то с подросткового возраста все большее значение приобретает процесс осмысления жизни - зачем он учится, как это пригодится в жизни. Подростку свойственны сомнения, неуверенность в собственных силах. В этом возрасте формируются интересы и склонности,

влечение к любимым и неприязнь к нелюбимым предметам, что таит в себе опасность конфликтов с учителями. Память подростка качественно меняется - логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.

Внимание подростков характеризуется противоречивостью -формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного. Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему «Я», открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери, мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.

В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.

Выделим несколько особенностей личности трудновоспитуемого подростка.

Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.

1. В характере трудновоспитуемого подростка нередко уживаются крайние противоположности - развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т.д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.

2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение подростка вызывает естественное негодование окружающих, и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Подросток это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким

человеком- они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников-тогда подросток привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.

3. Эгоистическая жизненная позиция - т.е. подросток все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.

4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.

5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.

6. Беспринципность. Для таких подростков нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Использованные источники:

1. Яковлев, Е.Г. О системе эстетических категорий [Текст]: Эстетика. Искусствознание. Религиоведение / Е.Г. Яковлев. - СПб.: Речь, 2014. - 639 с.

2. Якушева, Т.Я. Приобщение детей к русскому народному творчеству [Текст] / Т.Я. Якушева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №6. - С.12-14.

3. Ярыгина, H.A. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников [Текст] / H.A. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 4. - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.