Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЛАТЕНТНОЙ ДЕВИАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЛАТЕНТНОЙ ДЕВИАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛАТЕНТНЫЕ ДЕВИАЦИИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Градинар Екатерина Васильевна

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что эмоциональные и поведенческие трудности дошкольников чаще описывают как невосприимчивость к речи другого, сопротивление взаимодействию, негативизм, агрессивность. В исследованиях И. В. Илларионовой (2011), Е. А. Печеновой (2016) показано, что более 50% детей от 5 до 7 лет переживают высокий уровень тревожности и упоминают признаки выраженного агрессивного поведения [2, 4]. По мнению, Валявко С. М., Аксеновой Ю. Ю., агрессивный способ взаимодействия может быть обусловлен затруднениями в коммуникативной деятельности и дискомфортом, возникающим у детей в процессе межличностного взаимодействия [1]. Карелина И. О. выделяет нормативно-инструментальную, пассивно-агрессивную, инфантильную, защитную, демонстративную, целенаправленно-враждебную виды агрессивного поведения дошкольников [3]. Трудновоспитуемые дошкольники, указывает Шепелева С. В., характеризуются низкой критичностью, неразвитым конкретным и логическим мышлением, сниженной чувствительностью, эмоциональной возбудимостью [5]. Мы предполагаем, что латентные девиации детей дошкольного возраста проявляются в трудностях общения со сверстниками, со взрослыми, преобладании эмоциональных реакций отрицательного характера, игнорировании социальных норм и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Градинар Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЛАТЕНТНОЙ ДЕВИАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

тезисы;;;;;;:

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

¥. ОНЛАЙН

ФОРМАТ ^

ЕССЕ 2020

— Эмоциональные и поведенческие трудности как факторы латентной девиации у дошкольников

АЛЕКСЕЕВА Полина Степановна

Организация: ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»

Регион: Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

ГРАДИНАР Екатерина Васильевна

Организация: МБОУ ДОУ № 1 «Звездочка» Регион: Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, латентные девиации, поведенческие трудности, трудновоспитуемость, агрессивное поведение, эмоциональные проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что эмоциональные и поведенческие трудности дошкольников чаще описывают как невосприимчивость к речи другого, сопротивление взаимодействию, негативизм, агрессивность. В исследованиях И. В. Илларионовой (2011), Е. А. Печеновой (2016) показано, что более 50% детей от 5 до 7 лет переживают высокий уровень тревожности и упоминают признаки выраженного агрессивного поведения [2, 4]. По мнению, Валявко С. М., Аксеновой Ю. Ю., агрессивный способ взаимодействия может быть обусловлен затруднениями в коммуникативной деятельности и дискомфортом, возникающим у детей в процессе межличностного взаимодействия [1]. Карелина И. О. выделяет нормативно-инструментальную, пассивно - агрессивную, инфантильную, защитную, демонстративную, целенаправленно - враждебную виды агрессивного поведения дошкольников [3]. Трудновоспитуемые дошкольники, указывает Шепелева С. В., характеризуются низкой критичностью, неразвитым конкретным и логическим мышлением, сниженной чувствительностью, эмоциональной возбудимостью [5]. Мы предполагаем, что латентные девиации детей дошкольного возраста проявляются в трудностях общения со сверстниками, со взрослыми, преобладании эмоциональных реакций отрицательного характера, игнорировании социальных норм и правил.

Выборка: 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие ДОУ г. Якутска. Были использованы: карта наблюдений Стотта (в модификации для детей дошкольного возраста), карта наблюдений «Критерии агрессивности» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.).

Результаты. Высоко значимая корреляция (р ^ 0,01) обнаружена между уровнем тревожности во взаимоотношениях со взрослыми и уровнем тревожности во взаимоотношениях со сверстниками (г = 0,715) и между недостатком социальной нормативности и неблагоприятных условий жизни (г = 0,824).

На уровне статистической значимости (р ^ 0,05), существует прямая связь между уровнем социального взаимодействия и наличием эмоциональных проблем

тезисы !!!!!!! формат

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020

(г = 0,516), между уровнем неблагоприятных условий жизни ребенка и переживанием негативных эмоциональных состояний (г = 0,552), между наличием недостатка социальной нормативности и уровнем неугомонности (г = 0,573). Обратная взаимосвязь на уровне статистической значимости (р ^ 0,05) наблюдается между уровнем агрессии и эмоциональным напряжением (г=-0,600,), между тревожностью по отношению ко взрослым и нарушением в эмоциональной сфере (г=-,533), между игнорированием, как способом взаимодействия и наличием неблагоприятных условий (г = 0,542).

Результаты подтверждают то, что трудности в системе взрослый — ребенок, переносятся на структуру ребенок — ребенок, бедность спектра взаимодействия со сверстниками, страх общения могут привести к переживанию негативных эмоциональных состояний, формируют пассивность поведения. Латентные девиации проявляются в нарушении социальных норм, правил, в неэффективных способах взаимодействия.

Список литературы:

1. Валявко С. М., Аксёнова Ю. Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд // Специальное образование. 2015. №2.

2. Илларионова И. В. Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. №3-2.

3. Карелина И. 0. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция // Ярославский педагогический вестник. 2004. №1-2 (38).

4. Печенова Е. А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекционная работа// GAUDEAMUS IGITUR, 2016. № 3 С. 49-52.

5. Шепелева С. В. Социально-психологическая специфика преддевиантного поведения в младшем школьном возрасте / С. В. Шепелева // Психология XXI столетия. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. В. Козлова. — Ярославль, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.