Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ ОБЩЕСТВА'

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое сознание / эпоха / человек / общество / культура / цивилизация / история / событие / традиция. / historical consciousness / epoch / man / society / culture / civilization / history / event / tradition.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Смагина Галина Владимировна

Рассмотрена проблема исторического сознания на теоретическом и практическом уровне. Определена проблема по поиску оптимального решения воспитания мировоззрения личности в обществе на основе философского понимания взаимоотношений между людьми. Приведены теоретические концепции исторического сознания в трудах Й. Рюзена, М. Барга. Автор отмечает, что данный тип коллективного сознания целесообразен в современных государствах и воплощает одну из актуальных тем философских и исторических дебатов. Сделана попытка определить методы и способы на основе исторических знаний и событий, осуществляющих оценку имеющегося миропонимания индивида и значимость созданных ценностей. На основе трудов философов, исследуемых в статье, автор делает вывод о том, что историческое сознание имеет общеполитическую и духовно-культурную сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPERICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESSAS A SPECIFIC FORM OF SOCIAL IDEOLOGY

The article considers the problem of historical consciousness at the theoretical and practical level. The authors identify the problem of fi nding an optimal solution for educating the worldview of an individual in society on the basis of a philosophical understanding of the relationships between people. The article describes theoretical concepts of historical consciousness in the works of J. Ryse and M. Barg. The authors note that this type of collective consciousness is appropriate in modern states and embodies one of the current topics of philosophical and historical debates. The authors have made an attempt to determine methods and ways of assessing the existing worldview of the individual and the signifi cance of the created values based on historical knowledge and events. Based on the works of philosophers studied in the article, the author concludes that historical consciousness has a general political and spiritual-cultural essence.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 159.922 ББК 87.6

DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-120-127

С.П. Золотарев, Г.В. Смагина

Ставропольский государственный аграрный университет

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Рассмотрена проблема исторического сознания на теоретическом и практическом уровне. Определена проблема по поиску оптимального решения воспитания мировоззрения личности в обществе на основе философского понимания взаимоотношений между людьми. Приведены теоретические концепции исторического сознания в трудах Й. Рюзена, М. Барга. Автор отмечает, что данный тип коллективного сознания целесообразен в современных государствах и воплощает одну из актуальных тем философских и исторических дебатов. Сделана попытка определить методы и способы на основе исторических знаний и событий, осуществляющих оценку имеющегося миропонимания индивида и значимость созданных ценностей. На основе трудов философов, исследуемых в статье, автор делает вывод о том, что историческое сознание имеет общеполитическую и духовно-культурную сущность.

Ключевые слова: историческое сознание, эпоха, человек, общество, культура, цивилизация, история, событие, традиция.

S.P. Zolotarev, G.V. Smagina

Stavropol State Agrarian University

EMPERICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS

OF HISTORICAL CONSCIOUSNESSAS A SPECIFIC FORM OF SOCIAL IDEOLOGY

The article considers the problem of historical consciousness at the theoretical and practical level. The authors identify the problem of finding an optimal solution for educating the worldview of an individual in society on the basis of a philosophical understanding of the relationships between people. The article describes theoretical concepts of historical consciousness in the works of J. Ryse and M. Barg. The authors note that this type of collective consciousness is appropriate in modern states and embodies one of the current topics of philosophical and historical debates. The authors have made an attempt to determine methods and ways of assessing the existing worldview of the individual and the significance of the created values based on historical knowledge and events. Based on the works of philosophers studied in the article, the author concludes that historical consciousness has a general political and spiritual-cultural essence.

Key words: historical consciousness, epoch, man, society, culture, civilization, history, event, tradition.

Постановка проблемы. Современная эпоха определила направление исследования по изучению человека с позиции социальной философской мысли. Возросший интерес к проблеме формирования сознания личности возник на почве отношений между социальным бытием и мировоззрением индивида, которые имеют высокую динамику и переменчивый характер. Это требует нового философского осмысления на основе существующих теорий понимания места и роли сознания в изменяющемся мире.

Становление и развитие общества в различные исторические эпохи создаёт условия для пересмотра ценностей и традиций прошлых поколений личности на уровне

сознания и мировоззрения. Сознание позволяет человеку исполнить имеющиеся и приобретаемые знания в ходе социализации. Поэтому совершенствование разума опирается на обретение новых открытий, технологий, межличностных отношений в современной эпохе. Эффективным элементом развития рассудка является уровень и качество познавательной деятельности человека. Без учёта исторических событий и процессов нельзя постигнуть социальную природу бытия индивида. Вероятность повысить совокупность всех имеющихся средств, влияющих на психологическую и интеллектуальную деятельность человека, - основная задача государства.

Выдающийся талант индивида, уровень и способности в каждом столетии определяются по-разному. Наличие универсалий, составляющих историческое сознание, обусловлено опытом, методом общения с окружающими людьми и существующими формами политической, экономической и социальной реальности. Любое изменение в общественной жизни оказывает трансформацию в мировоззрении личности. Феномен исторического сознания необходимо изучать в совокупности с различными историко-культурными традициями.

Духовная составляющая цивилизации имеет неустойчивый характер, что способствует раскрытию проблем современности и перспектив модернизации будущего. Изучая основные культурно-общественные установки прошлого, существует возможность осмыслить значение и положение человека в формулировании задач, ценностей, жизненных принципов в настоящем и будущем.

Теоретический обзор. Решение этих проблем требует восстановить культурное наследие общества и создать необходимые условия для нравственной эволюции личности. Достижение этой задачи вызывает потребность использовать обычаи прошлых поколений для духовного развития современного социума. Другой задачей является рассмотрение взаимообусловленности истории обычаев, сложившихся в государстве. Эту проблему пытался решить немецкий философ Й. Рюзен, посредством анализа развития исторического сознания в конце XX и начале XXI столетий. На основе культурно-антропологического подхода - модификация социального сознания создаёт предпосылки для наступления «кризиса исторической памяти» [1].

Историзацию культурных процессов с точки зрения аксиологического подхода изучал М. Барг. Он писал: «...история - лишь одна из составляющих исторического сознания» [2, с. 49]. Вопрос о взаимосвязи между человеком и обществом пыталась решить Л. П. Репина. Она использовала хронологический подход при анализе уровня и компетенций, сформированных коллективной памятью, с учётом практической деятельности в различных сферах государственного регулирования. Теоретические выводы Репиной являются традиционными для русской философии, имеют теоретическую перспективу усвоения категорий «историческая память», «историческое сознание». «Индивид имеет не только настоящее и будущее, но и собственное прошлое, более того, он сформирован этим прошлым - как своим индивидуальным опытом, так и коллективной, социально-исторической памятью, запечатлённой в культурной матрице» [3, с. 43].

В монографии «Историческое сознание и кризисный социум» А. В. Леопа предлагает собственное видение проблем формирования сознания личности в кризисные годы при расширении разнообразных сфер социальной жизни. Автор исследует основные этапы развития российского общества конца XX - начала XXI столетий [4].

А. Леопа определил стандарт воздействия для создания перспективных эпохальных концепций, содержащихся в национальной памяти. Он пишет: «Современность

ставит под сомнение исторически сложившиеся представления о человеке и человеческой природе. Всё это неизбежно проявляется в сознании и социальном поведении людей как кризис идентичности» [4, с. 44].

Методология и методика исследования. Научная доктрина, представленная Н. Копосовым, указывает на приоритет личности на основе индивидуального сознания, в которой образовываются и воспитываются важные уровни мышления и самореализации. Существующие нормы персональной памяти формируют перспективные уровни мышления и самовыражения. Память основывается на имеющемся уровне персональной информации в процессе социализации человека [5].

Эту точку зрения поддерживает и В. Тишков: «Понятие российского самосознания, российской национальной идентичности не исключает существования этнонации или этнических партикулярных культурных форм идентификации: я не русский, но я россиянин. Мне многие говорили - и чеченцы, и якуты, и буряты: мы не русские, но мы россияне. То есть эти две формы идентификации не исключают друг друга» [6, с. 13].

Рассмотренные философские концепции отражают разнообразные феномены памяти, которые изучаются с позиции культурно-исторических артефактов. Эти парадигмы не создают коллективной теории на фоне всеобъемлющей дефиниции категории «историческое сознание». Потребность в понимании этой категории образована на динамичном развитии политической, экономической и духовной сферы нашего государства. Целесообразность постижения взаимоотношения в социуме - главный механизм современной мировоззренческой концепции, проявляющийся в следующих тенденциях:

1. объяснить способности данной стадии осмысления по отношению к другим индивидам.

2. установить место и значение исторической памяти.

Она выступает главным элементом субъективной психики и функционирования мировоззрения, обуславливающего аксиологическую сущность бытия. История воссоздаётся на всех уровнях развития цивилизации, объединяет связи в социуме. Вошедшие в историю факты в некоторых аспектах представляют познавательные процессы и переменные иерархии формирующейся системы. Она отображает реальный факт в отдельных случаях, не выявляет уровень познания субъектом находящегося в определённой социальной среде происходящих событий. Историческое сознание обращено на познание реальности в отдельный период на уровне субъектно-объ-ектных связях.

Результаты исследования. Эта концепция порождает проблему отношений социального бытия и человека на основе разных сфер государственной деятельности. Смысл исторического сознания проявляется на теоретическом и практическом этапе исторического опыта отдельных групп граждан. Обыденный уровень складывается и изменяется в зависимости от социально-экономического показателя развития социума, сложившейся системы традиций в разнообразных национальных общностях. Эмпирический опыт культурного наследия зависит от общественно-практической деятельности субъекта, фиксирующий хаотичность социальной жизни.

Научное исследование всевозможных контактов и правил, происходящих между человеком и социумом, требует создания категорий, обеспечивающих объединение взаимоотношений предметного мира. Сложившаяся идеология в государстве оказывает непосредственное влияние на развитие и уровень исторического сознания, интегрирующего ценности и традиции, существующие в определённое временя. Созданные идеологические институты входят в системную надстройку социума, основной задачей

которой является законодательное закрепление классовых идей в коллективном сознании, создание социальных инноваций [7, с. 86].

Историческая память выполняет роль арбитра в обществе, интегрирующем духовные и традиционные ценности прошлого. На первых порах историческое сознание выполняло функции по адаптации личности в группе людей в пределах культурной и культовой практики. Эту позицию обосновал А.К. Алиев: «Не следует смешивать понятия «обычай» и «традиция», так как это может привести к ошибочным выводам как в теории, так и на практике, особенно в условиях национальных республик, где их сила ещё велика. Они действуют во всевозможных сферах общественной жизни и по-разному влияют на процесс воспитания человека» [8, с. 22].

Обычаи и ритуалы имеют смысл в том случае, если усваивают существующие культурные ценности, передаваемые от предков к потомкам. Историческое сознание формируется на теоретическом и практическом уровне бытия социума. Учёные создают концепции с учётом исторических фактов, дошедших до современности. Отечественные философы, используя теорию нравственного абсолютизма, сделали попытку осмыслить вектор развития Российского государства с учётом православных истин. Историческая память отражает социальные отношения посредством культурного наследия и объёма миропонимания, принятые в стране. Кроме того, она выступает в роли субъективного и объективного бытия.

Эпохальным этапом переформатирования социокультурных норм стала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Одним из главных итогов становления и развития государственных отношений стало внедрение в сознание человека идей марксизма-ленинизма. Идеология социализма заключается в том, что ведущим политическим, экономическим и социальным локомотивом выступает рабочий класс, миссия которого выражается в форме «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [9, с. 447].

По мнению теоретиков марксизма, главная задача рабочих и солдат заключается в захвате политической власти в государстве только при классовой борьбе против буржуазии. Сознание рабочих и крестьян должно быть сформировано на понимании ведущей политической силы, способной привести к победе коммунизма. Объект исторического сознания включает в себя совокупность индивидуального и социального мировоззрения и миропонимания окружающего мира.

Владимир Соловьёв полагал: «Всеобщий характер этой идеи отрицается многими, но лишь по недоразумению. Нет, правда, такой мерзости, которая не признавалась бы где-нибудь и когда-нибудь за добро; но вместе с тем нет, и не было такого людского племени, которое не придавало бы своему понятию добра значения постоянной и всеобщей нормы и идеала» [10, с. 47].

Развал Советского государства, произошедший в конце XX столетия, способствовал кардинальным переменам во всех сферах российского общества. Начавшаяся перестройка хозяйственных отношений, которая продолжается и по сегодняшнее время, модифицировала экономическое положение граждан и страны. Основной целью Российского государства стало формирование новой концепции духовной жизни человека. По мнению Л.Б. Вардомского, «в политике новых государств в 90-е годы и сегодня вполне отчётливо прослеживается стремление максимально полно использовать сильные стороны своего геополитического и геоэкономического положения» [7, с.143].

Создание нового Российского государства ориентировано на создание необходимых условий к восстановлению нравственных и духовных традиций исторического прошлого, для построения правового государства. Эффективность демократических

институтов достижимо при условии, что граждане обладают духовным ресурсом, созданным при реализации исторического прогресса. При образовании новой доктрины граждане должны уяснить государственный вектор улучшения жизни человека на основе существующих моральных, правовых и культурных воззрений. Взаимопонимание в социуме зависит от потребностей личности в теоретическом и культурном уровне. По словам профессора Момджяна К.Х., «важно понимать, что эта потребность, присуща каждому человеку, может удовлетворяться разными способами» [11, с. 102].

Неизменные параметры воспитания индивида зависят от типов сознания при формировании социальных связей в разнообразных областях демократического государства. Одновременно с этим, чем выше происходит проникновение личности в проблемы социума, тем продуктивнее сознание индивида.

Гражданин не может существовать без духовной и творческой деятельности, отражающей истинное положение вещей, происходящих в объективной реальности. Чем шире границы свободы человека, тем активнее формируется частная жизнь. Морально-этический компромисс между личностью и обществом допустим, только если индивид и социум обладают солидарным мировоззрением. Кроме того, для большинства граждан универсальные моральные и эмпирические нормы должны опираться на общепринятые принципы:

1. Совмещение собственного интереса с общественным;

2. Создание ясной и приемлемой концепции материального и духовного блага;

3. Защиты прав каждого гражданина для развития и освоения духовных ценностей.

Эволюция человечества на различных этапах находит выражение в созданных им

культурных объектах, иллюстрирует связность и наследование интеллектуального процесса и многочисленных социальных контактов, сосредоточенных на творческой свободе и самовыражении. Формирования духовного мира человека, создаёт необходимые условия для исполнения нравственных принципов различными социальными классами.

В соответствии с этим - историческое сознание развивается путём применения первообразов, индивидуального и группового прожитого. Наследие предков, преломляясь через все области коллективных отношений, используя психологию и культурные ценности личности, занимает ведущее место в социальных отношениях и не имеет юридического значения без постижения случившихся событий и исторических прецедентов. Её изучение с позиции приобретения новых знаний и навыков во времени и пространстве, по всей вероятности, заимствует эффективные культурно-традиционные ценности при смене одной государственной формы правления на другую. Историческое сознание основано на собственной системе и непрерывности духовных и социальных отношений в границах формирования бытия.

Оно имеет индивидуальный подход при изучении минувших событий на основе диалектического процесса. По суждению Э.Л. Доктороу, «История - это настоящее. Вот почему каждое поколение пишет её заново. Но то, что большинство людей считает историей, является её конечным продуктом, мифом». [12]

Традиционное мышление изучается посредством применения принципа историзма, устанавливающего вектор законов, меняющих духовную жизнь человека. Определяются всеобщие парадигмы и правила преобразования природы и типы изменений коллективных отношений. Жизненная позиция и пространственный отрезок времени отображения реальности иначе определяют развитие общества. Каждый тип мировоззрения наделён уникальными признаками, специфическими для изучаемого исторического периода.

Политическое мировоззрение представляет субъективно-деятельностную сторону личности, основанную на его классовой принадлежности. В современных условиях историческое сознание способно раскрыть социальный статус и направление развития человека на благо общества.

По представлению русского богослова Боголюбова Н.М., «быть личностью, проявлять свою самость, своё я, вносить в жизнь дух творчества - это основной мотив и современной философии, и современной литературы» [13, с. 61].

Тем самым историческое сознание обретает форму активного духовного творчества, объединяющего и создающего новый культурный нравственный резерв, благодаря предыдущим и современным поколениям граждан.

Возобновление нравственных ценностей и убеждений содействует приумножению культурных традиций как неотъемлемой части жизни россиянина в эру информационных технологий. Существует иная точка зрения, представленная Соловьёвым Э.Ю.: «Ум человека как общественного существа всегда уже загрунтован, и значительную часть этой грунтовки составляют обманы, порождаемые самой социальной действительностью. Той, которую люди не только воспринимают и отражают, но ещё и претерпевают в качестве субъектов, встроенных в неё всем своим сознанием» [14, с. 8].

Концентрация, получение и активизация исторического эксперимента совершается на уровне средств современных коммуникаций. Межличностный ресурс социальных контактов принимает во внимание все аспекты форм существования индивида в зависимости от теории и практики, сложившейся в данной исторической эпохе. Жизненный опыт на уровне сознания образован на развитии человеческой цивилизации в осмыслении фактов и реалий как индивидуальном способе понимания окружающей действительности.

На изучаемом аспекте оформляются очевидные истины, теоретическое изучение которых так же необходимо, как и практическое применение в общественной жизни. Кроме того, оно даст возможность структурировать моральные принципы и культурные традиции предыдущих поколений граждан в полном объёме. В нём и есть главная культурно-воспитательная миссия, которую должно разрешить общество. Историческое сознание выполняет функцию интеграции в большинстве форм взаимоотношений между различными социальными группами. Объединение охватывает весь спектр социально-культурного, индивидуального и общественного бытия для разрешения важных проблем в деле персонификации коллективных связей. Существенным объектом по обретению главной ценности личности - духовный поиск в постижении другого человека как неделимого создания, совмещающего в себе личное и публичное, поддерживающего развитие социального устройства, не теряя самобытности [15].

Устранение сложностей, связанных со взаимодействием различных слоёв общества, требует объединения всех граждан. Уровень исторического сознания и объём зависят от сложившихся в социуме традиций и культурных ценностей. Это способствует выбору верных методов гуманитарных ориентиров в современной эпохе развития общественных отношений в различных сферах. Важным направлением формирования сознания у молодого поколения является мировоззрение, основанное на прошлой и современной динамике общественно-психологических явлений, играющих координирующую роль в государстве. Принятая социумом и индивидом форма сознания должна выполнять главную задачу по становлению и развитии гражданского общества на благо государства.

Выводы. Итогом исследования проблемы исторического сознания и влияния на идеологию общества является вывод о том, что самоидентификация личности с практической и когнитивной деятельности формирует мировоззрение и миропонимание происходящих процессов прошлого и настоящего. Личность утверждает концепт по осуществлению индивидуальной этической и умственной активности в общественном бытии. Тем самым нравственный статус индивида состоит из целей, творческих способностей, стимулов для служения государству. Историческое сознание непосредственно связано с обществом и некоторыми социальными группами. Оно свойственно не только для отдельного человека, но и классам, нациям, проживающим совместно на одной сложившейся территории. Собственное пространство исторического сознания в социальных взаимодействиях включает в структуру взаимные интересы, жизненные приоритеты и верования.

Свойства исторического восприятия проявляются в разнообразных видах отношений между людьми и государством. Отличительной чертой этих связей выступает формализация, историчность, обобщение на основе ценностно-ориентационной направленности на прошлое. Центральный элемент исторической памяти выражается в том, что историческое сознание действует как отражение былых традиций. Оно представлено в форме воспроизведения минувшего на уровне сложившейся культурной жизни. Ретроспективный анализ обусловлен на фактах и событиях, что выражается в перспективные направления развития социальной жизни в настоящем. Историческая память прошлого состоит из личных и групповых чувств по реконструкции мировоззрения как на субъективном, так и объективном уровне бытия. Итак, историческое сознание как рефлективный и фигуральный способ осмысления реальности подтверждает и определяет с точки зрения исторической памяти ценностные ориентации, сопряжённые с процедурой культурно-исторической формации [16].

Таким образом, оно выступает ключевым компонентом персональных взаимоотношений, ориентированных на понимание прошедших событий, являющихся главным звеном социальных контактов, обращённых на интерпретацию обстоятельств и артефактов бытия личности и государства.

Список литературы

1. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // Цепь времен: проблемы исторического сознания: Сб. статей под ред. Л.П. Репиной. - М.: ИВИРИАН, 2005. С. 39-62.

2. Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории. 1982. № 12. С. 49-67.

3. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 35-47.

4. Леопа А.В. Трансформация исторического сознания в переходный период истории, конец XX - начало XXI века. Красноярск: СФУ, 2012.- 242 с.

5. Копосов Н.Е. Память строгого режима: История и политика в России. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

6. Тишков В. А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 36 с. - (Избранные лекции Университета; Вып. 105).

7. Вардомский Л. Б. Десять лет после распада СССР: некоторые результаты и перспективы эволюции пространства СНГ // РСМ. 2002. №2.- С.143.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека / А.К. Алиев; Даг. науч. центр РАН. - Махачкала, 1968. - 288 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.- С.447.

10. Соловьёв В.С. Оправдания добра / Соловьёв В.С./ Сборник сочинений в 2 томах. -М.: Мысль, 1990. Т.1.- С. 580.

11. Момджян К. Х. К типологии человеческих потребностей. Статья 3. Социальные потребности человека. Часть 2. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2017. №2.

12. Доктороу Э. Л.: История - это настоящее. [Электронный ресурс] // URL: Шр://М-[ио1е8.сот>ш/кавычки/эль-доктороу-240935/ (дата обращения: 13.02.2024)].

13. Боголюбов Н.М. Современный индивидуализм и «интеллигентное мещанство» // Вера и Разум. Богословско-философский журнал.1908. № 19. С. 61-77.

14. Соловьев Э.Ю. Философия как критика идеологий. Часть II // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 5-31.

15. Толстых, В.И. Общественное сознание и его формы / В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986. - 367 с.

16. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М.: ЮНИТИДАНА, 2008. 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.