УДК 172.15: 340.12
ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
л
© Е.И. Банкерова1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Проанализировано соотношение исторической памяти с понятием патриотизма. Выявлен объём термина «патриотизм», в соответствии с которым рассмотрена насущная необходимость создания идеологической системы, основой которого может быть патриотизм. Раскрыты возможности функционирования патриотизма при создании идеологических реальностей современности. Ими являются: национальная идея, нравственно-ценностные ориентиры, единство индивидуальной и общественной форм сознания. Патриотизм в представленной концепции -это императив всех форм общественного сознания, выступающий в виде основной идеи цивилизационных приоритетов России. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: патриотизм; историческая память; национальная идея; модификация форм общественного сознания.
PHENOMENON OF PATRIOTISM AS IDEOLOGICAL BASIS OF CIVIL LEGAL STATE E.I. Bankerova
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article analyzes the correlation between the historical memory and the concept of patriotism. Having revealed the ex-tensional of the term "patriotism" the author considers the vital necessity to create an ideological system. The possibilitie s of the development of patriotism are treated under creation of ideological realities of the present time, which include the national idea, the moral and value orientations, the unity of individual and social forms of consciousness. Patriotism in this conception means the imperative of all forms of public consciousness represented as the main idea of civilized priorities in Russia. 9 sources.
Key words: patriotism; historical memory; national idea; modification of forms of social consciousness.
Идеология любой социальной системы призвана поднять на должную высоту деятельность государства в создании соборности и цельности общества в единстве временных параметров прошлого, настоящего и будущего. За последние три десятилетия российской истории произошла глобальная смена вех: исчезла империя СССР - событие, изменившее географическую, а следовательно, с непреложностью закона, политическую особенность цивилизации человечества. В исторически короткий срок общественное сознание советского человека, тяготевшего к имперскому самосознанию себя, подвергается реструктивизации. Происходит невиданное по масштабу, благодаря электронным СМИ, разрушение личностного, духовного пространства гражданина страны и, как следствие, утрата самоидентификации личности.
Процесс общественного изменения связан с глубокой модификацией системы ценностей и моделей социально-экономического поведения. Стремительный переход к рыночным отношениям несёт неизбежность интеграционного процесса с Западом в экономике и политике, что в значительной мере обострило в нашей стране социальные и национальные проблемы. Отсюда резкое снижение воздействия общезначимых ценностных ориентиров российской культуры на все
формы общественных отношений.
На современном этапе общественное сознание россиян характеризуется надломленностью и идейной пустотой, приводящими к духовному распаду во всех сферах общественных отношений. Напряженность, возникающая в общественном сознании в кризисное время, должна нацеливать личность и общество на воспроизводство сформированных ранее идеалов, стремление к ним. В подобных социально-исторических условиях поиск духовной опоры, способной консолидировать нацию, насущная необходимость. Функцию соборности нации способна выполнить идея патриотизма. Оттого исследование концепта патриотизм имеет как практическую, так и научную значимость. Более того, анализ исторической судьбы дефиниции может иметь футурологическое значение в становлении национального самосознания.
Значение данной проблемы возрастает и в силу того, что протекающие или уже осуществленные в последние десятилетия преобразования затрагивают фундаментальные, базовые пласты общественного устройства нашей страны, имеющие в аспекте исторической памяти многовековые значимые традиции патриотизма. В статье представлена категория патриотизм как неотъемлемая часть исторической памяти.
1Банкерова Елена Ивановна, аспирант, тел.: 89607604087, e-mail: [email protected] Bankerova Elena, Postgraduate, tel.: 89607604087, e-mail: [email protected]
Доказано, что становление гражданского правового государства невозможно вне идеологической системы, в которой доминантой должен быть феномен патриотизма.
Патриотизм - это всемирно историческая категория. Практически на земле сегодня нет ни одного государственного объединения, идеология которого оказалась бы вне патриотического смысла. Более того, системный анализ идеологии любого государства может быть сведён к одному понятию - патриотизм. Оттого изменение содержания термина характеризует перемену всей государственной системы, как это и происходит в нашем государстве. И как обычно случается с фундаментальным понятием: смысл, вкладываемый в термин, зависит от конкретной исторической ситуации; одновременно сформулированная концепция, приобретая характер самостоятельной дефиниции, способна оказывать влияние на идеологическую систему государства, а следовательно, его историю. Оттого патриотизм в равной степени понятие как метафизическое, так и социально-психологическое, зависящее от исторической эпохи и своеобразия культурных ориентиров национального менталитета.
Анализ современных исследований проблемы патриотизма свидетельствует о многообразии подходов к трактовке понятия. Патриотизм как основной компонент исторического сознания включает в себя несколько сторон: это и любовь к Родине, как к сообществу граждан одного государства [1], и стремление к установлению законности и правовых отношений в устройстве страны [2]. При этом идея патриотизма и укрепление государственности рассматриваются в неразрывном единстве, как того требует исторический опыт нашего государства.
Наибольшее распространение получило направление, согласно которому патриотизм как важнейший элемент общественного сознания обладает огромным потенциалом для возрождения России, особенно на переломных этапах ее истории [3]. Историческая память сквозь призму исторических эпох формирует представление об общественном бытии людей, условиях и факторах их развития. Патриотизм стимулирует деятельность государства по созданию целостности общества, при этом одним из основных условий сближения народов России является наличие идеологии единого Отечества.
Однако в период развития суверенного Российского государства в современной социокультурной ситуации патриотическая проблематика указанного направления еще недостаточно осознается, что приводит к снижению уровня научных исследований в этой области. Осмысление новых реалий современности не предполагает должного внимания проблеме развития патриотизма как непреложной константы гражданского демократического государства в системе общественных отношений.
Следует сделать дальнейший шаг в познании этой проблемы. В связи с этим возникают вопросы: что есть гражданское правовое государство и каковы возможности возникновения в нём патриотизма? Поиски конструктивного ответа на данные вопросы - цель
настоящей работы.
История человеческого общества насчитывает тысячелетия. Столь же длительную историю имеет и политика как идеологическая система государства. Однако только XX столетие получило название века политических технологий. Это связано с переходом многих стран к демократии, вовлечением народных масс в политическую жизнь, с глобализацией международных отношений. В России также появились предпосылки для формирования общества с элементами гражданского правового государства.
В утвердившемся в настоящее время определении, вытекающем из Конституции, под правовым государством понимается «государство, которое действует строго на основе и во исполнение законов», государство, практически осуществляющее «верховенство закона во всех сферах жизни общества» [6, с. 3]. Правовое государство есть организация политической власти, создающая условия, обеспечивающие гарантии прав и свобод граждан во всех сферах общественной жизни.
Свобода обретается в духовном творчестве индивида, порождая социальные и правовые нормы, новый смысл их сущности. В нашей стране с распадом СССР образовался определенный идейный вакуум, который новая российская власть пыталась заполнить ценностями либеральной идеологии, заимствованными у Запада. Но игнорирование мировоззренческих и идеологических, а главное моральных проблем во всех сферах общественных отношений привело к метаморфозе ценностей: появился правовой произвол и вседозволенность, а во всех видах искусств - эклектика постмодернизма.
Русский историк А. Киселёв подчёркивает, что свобода, лишённая нравственного стержня, может выродиться в произвол. «Опасна свобода «лишь для себя», без внутренних самоограничений. Она может вылиться во вседозволенность и произвол злого человека. До свободы, нравственности, мировоззрения человек должен вырасти, созреть, он должен определиться в выборе своего жизненного пути, идеалов и духовных ценностей» [4, с. 160-161].
Действительно, демократичность и общественная солидарность без свободы личности невозможны. Степень демократичности общества характеризуется степенью его влияния на решения государственной власти, степенью контроля за деятельностью ее органов. При этом моральный закон должен определяться совпадением с законом совести; внутреннее убеждение должно сливаться с осознанием значимости духовных ориентиров и использованием их в созидании гражданского общества в России.
Правовое государство предполагает гражданскую ответственность общества, в котором его члены способны реализовать свои потребности и интересы. Формы общественного сознания представляют собой социальную систему отношений, зарождающихся, складывающихся и развивающихся исторически, по мере становления и развития общества, и выражают объективную необходимость в отношениях между людьми.
Рассматривая в аспекте исторической памяти опыт российской и мировой истории, мы знаем, что на протяжении веков превалирующей была определенная форма общественных отношений, приводящая либо к подавлению инициативы и предприимчивости, игнорированию общественных и государственных интересов, либо к абсолютизации частного начала и полному забвению начала общего.
В демократическом государстве все формы общественных отношений должны находиться в единстве и являться той базисной основой, которая формирует общество в виде конкретной социальной системы, где общественное и индивидуальное неотрывны друг от друга. Все содержание общественного сознания созидается саморазвитием индивидуального сознания, которое содержательно и самодостаточно.
Индивид как общественная личность, участвуя в актах человеческой деятельности, может преследовать свои интересы. Его индивидуальность обусловлена не только обществом, но и личным бытием. Объективные факторы жизнедеятельности составляют предпосылку становления общественного содержания индивидуального сознания, а личное бытие индивида органически включает в себя и бытие общества, и в этом смысле он одновременно выступает носителем как индивидуального, так и коллективного.
М. Вебер пишет об этом так: «Правовое государство должно иметь для развития теоретическую базу, а не только бытие как «идеальный тип», в наибольшей мере соответствующий объективным интересам эпохи, выражающей оптимальное состояние индивидуального и группового сознания» [1, с. 690]. При этом благо и интерес большинства должны получить определенный приоритет над частным благом и частными интересами. Этот принцип является необходимым условием становления гражданского правового государства.
Историческая память хранит примеры гражданственности в развитии нашей страны вплоть до 1989 года, когда миллионы граждан СССР участвовали в самоуправлении, деятельности неформальных общественных объединений. Это давало возможность реализовать общественные интересы, выражающиеся в создании производственного самоуправления, подъёме производительности труда; экологическом движении против уничтожения леса; неформальных общественных объединениях в поддержку свободы слова и т.д.
На основании этих примеров можно сделать вывод, что в гражданском обществе социальная активность граждан, проявляющаяся в заинтересованности к совместному творчеству, возникает лишь тогда, когда появляется возможность самостоятельно осуществить свои социальные интересы и получить при этом реальные результаты.
В результате изменения многих социокультурных процессов актуальным становится вопрос: что может стать идейным духовным основанием движения России как суверенного государства по пути интеграции ее культурно-ценностных ориентиров при учете объединения индивидуального сознания с общественным,
индивидуальной свободы со свободой всех?
Фундаментальной основой процесса развития единства нравственных ценностей, взглядов и норм в патриотизме как служение Отечеству предполагается национальная идея. Рассуждая о сущности национальной идеи, М. Веллер замечал, что она невозможна без патриотизма, включающего чувство, гордость и достоинство за своё государство. «А проникнутость задачей и формирование под влиянием этой задачи особенностей мировоззрения, общих для народа идей о мире и представлений о себе и своём предназначении... это и есть национальная идея» [2, с. 157].
Патриотизм был явлен на переломных этапах развития истории, соответствующих периодам подъема национального самосознания российского народа. Его начало восходит еще к XI веку, к истоку национального духа. Но из-за отсутствия политического единства понятие «русская земля» относилось в эпоху Древней Руси к понятию княжеской вотчины. Об Отечестве заговорили тогда, когда Родина попала под монголо-татарское иго, а особенно после Куликовской битвы. Куликовская битва вызвала новый подъем национального самосознания в XIV-XV веках, а затем и возрождение русской средневековой культуры в XVI веке. Это время в развитии истории знаменуется оформлением идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром -Москвой.
Однако окончательно политическое и национальное единство Россия приобретает только в XVII в., в борьбе русского народа во главе с К. Мининым и Д. Пожарским за освобождение страны от иноземных захватчиков.
XVIII в. - время Петровских преобразований -обозначило важную веху на пути превращения России в великую державу: победа при Полтаве, морские сражения при Тангуте и Гренгаме способствовали развитию боевых традиций российского народа. В те памятные дни М.И. Кутузов писал следующие строки о сражении под Тарутино: «Отныне имя его должно сиять на наших летописях наряду с Полтавою, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая» [5, с. 650-651].
1812 год стал символом патриотических традиций россиян, породив тысячи героев из народа - партизан, ополченцев, солдат. Патриотическая идея сыграла свою мобилизующую роль и в ХХ в., когда в дни тяжких испытаний Великой Отечественной войны образы великих предков звали на борьбу во имя спасения нашего государства, славные патриотические традиции вселяли силы и уверенность в победу. Таким образом, эпохальные по своему значению свершения составляют суть отечественной истории, несут связь с идеей защиты Отечества, организуя его развитие от прошлого к настоящему и будущему.
После распада СССР на протяжении последних трех десятилетий происходила переориентация общественного сознания россиян от коллективных форм к индивидуальным; превалирование групповых, частных интересов над интересами национальными и обще-
ственными, проявляющимися во всех аспектах жизни государства, общества, личности.
Перестроечные процессы были инициированы поиском рациональных путей выхода из кризиса, осознанием необходимости преобразований, однако ощущение социальной несправедливости происходивших перемен стало быстро овладевать общественным сознанием россиян. В результате чего в конце XX в. в России произошла переоценка общезначимых ценностей российской культуры с провозглашением приоритетов западной либеральной демократии, приведших к дальнейшему расколу в системе общественных отношений.
В 1990-ые годы в общественном сознании осуществлялся поиск реальной национальной идеи, способной объединить многонациональную Россию, а в реальной политике действовали наоборот: создавали условия для ее раскола. Национальную идею определяли, не прибегая по мнению А. Киселёва, «...к исторической памяти с глубоким анализом особенностей и сути жизни страны в прошлом и настоящем» [4, с. 139].
Ситуация в нашей стране в начале XXI в. представляет сложный, до конца не освещённый процесс, возникший в том числе из-за обострения проблемы воинско- и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Рост числа «уклонистов» от службы в армии и пассивность молодых людей в условиях созидания гражданского общества стала проблемой современности. Для ее решения необходима отлаженная система гражданско-патриотического воспитания, эффективность которой зависит от возрождения патриотических традиций, основанных на единстве и сплочении всех народов нашего Отечества, объединенных исторической памятью об общей судьбе и общей истории.
Поэтому на современном этапе историческая память может быть определяющей в деле возрождения России, которое не состоится без возрождения патриотизма, выступающего в качестве духовной основы регулирования всех форм общественного сознания, обусловливая развитие человека, его социальный и духовный прогресс.
Й. Рюзен, немецкий философ, исследующий концепт исторической памяти, отмечал: «Всегда существует цепь событий, которые объединяют ситуацию сегодняшнего дня именно с тем событием, на которое опираются люди, для того, чтобы объяснить себе, как они понимают отличие от себя других» [9, с. 52]. В этой связи особое значение приобретает вопрос преемственности патриотической идеи в развитии царской, советской и постсоветской России.
В социальном плане исторические состояния российского общества представляют собой разные способы взаимодействия между составом обществ и движущими силами исторического прошлого. Дореволюционную Россию и Советский Союз отличают разные социальные организации, формы собственности, условия жизни и быта граждан, но в аспекте исторической памяти их объединяют культурные ценности и патриотические традиции, которые включают в себя:
1. Наличие национальной идеи: в царской России ее роль выполняла идея державности, которая заключалась в создании сильного, мощного государства; в СССР - вера в идеалы коммунизма, позволяющая преодолевать неимоверные трудности и убедительно доказывающая значение идейных мотивов в деятельности людей.
Трудно переоценить значение национальной идеи для самосознания России. Ретроспективный характер российского мироощущения свидетельствует, что национальная идея есть единство таких категорий, как цель, идеал, справедливость, совершенствование, гармоническое состояние человека и общества. Эти категории и составляют основу понятия патриотизм. «Ориентация на существо дела выводит нас за пределы индивидуальности в сферу всеобщего, где окружающие выступают не как противостоящая индивиду «масса», а как «другие Я», объединенные с ним общим делом, служением общим ценностям» [1, с. 104].
Следовательно, сущность национальной идеи заключается в том, что она является единой для всей нации и этим её объединяет. Данное положение наглядно подтверждает история развития СССР, в котором оказались слиты идея защиты Отечества и национальная идея, вера в справедливость социализма. Это укрепило Красную Армию в Великой Отечественной войне, спасло ее во время поражений и неудач, сделало страну соборной и способствовало мобилизации всех ее материальных и духовных ресурсов во имя победы.
Величие страны проявилось в том, что никогда за всю свою историю Российская держава не обладала столь большим влиянием и авторитетом в мире. Опыт социалистического строительства убедительно доказал значение идейных мотивов в деятельности людей - вера в идеалы коммунизма позволяла преодолевать неимоверные трудности военного и послевоенного времени, смотреть с оптимизмом в будущее и даже жертвовать собой во имя патриотического служения своему Отечеству.
Национальной идеей, объединяющей на протяжении многих веков российское общество, являлась идея державности, оказавшая решающую роль для мобилизации внутренних сил и ресурсов в деле укрепления обороноспособности страны. Идея державности органически связана с идеей патриотизма, символически воплощённой в образе воина - защитника Отечества, в котором нация себя самоидентифицирует.
В постоянной борьбе за независимость на протяжении многих веков формировалась идея патриотизма россиян. Значительное влияние на развитие её оказали такие психологические идеалы российского общества, как соборность, борьба против угнетения, стремление к свободолюбию, демократическим отношениям, ценностям, на которых зиждется жизнь нации.
Патриотизм в этих условиях должен быть идеей духовного единства, подтверждённой всей российской историей и отвечающей её современным вызовам. Основная задача патриотической идеи заключается в
том, чтобы, по словам Соловьёва, «указать великие нравственные подвиги России в прошедшем, - благодаря которым Россия стала тем, что она есть, и ожидать от неё более великих подвигов в будущем» [7, с. 45]. Национальная идея не может носить, как показала история, монистический характер. В современных условиях она должна стать конгломератом как теории, так и практики.
В этой связи для поиска национальной идеи необходимо исследовать в истории нации и её культуры ценности, основанные на синтезе традиционных достижений народа, на которых зиждется будущее государства.
2. Нравственно-ценностные ориентиры выражают базовые ценности нации. На протяжении веков Россия формировалась как многонациональное государство. Мыслящая Россия творчески переработала идеи западной культуры, связала это с историческими корнями российского наследия и, превратив XIX век в золотой век культуры, подарила миру «.гениальных писателей и поэтов, художников и архитекторов, композиторов и ученых» [4, с. 86]. Для них важно было осознание того, что они живут в стране с великой историей, которую творил народ-труженик, способный на подвиг, творчество и служение Отечеству.
На формирование современной российской государственной идеологии сильнейшее воздействие оказывает наследие советской культуры, социалистической идеологии, вобравшие в себя общезначимые традиционные ценности с целью утверждения идеалов труда на благо общества, социальной справедливости, гуманизма и братства народов.
Советская культура создавалась на лучших образцах мировой и отечественной культуры, идеалы и символы которой в течение многих веков определяли общественную психологию и духовные ценности нашего народа. Они сохраняют и поныне роль сильного фактора интеграции и самоидентификации нашего общества в эпоху современности.
При создании новой идеологической системы исконные духовные идеалы имеют непреходящее значение для возрождения патриотических традиций россиян, связывая в общественной памяти единое прошлое, настоящее и будущее. Именно в этом культурные достижения, богатые и славные традиции наших предков формируют духовно-нравственную основу личности, ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом является важнейшим условием становления России как великой державы, проявляясь в отношении к отечественной истории, уважении к делам предыдущих поколений, национальных обычаев народов, населяющих нашу страну, осознающих себя субъектом своей исторической, национальной, духовной и культурной принадлежности к России. Поэтому патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей и является важнейшим духовным компонентом развития личности, которая проявляется, по словам С. Ивановой, «.в активно-деятельностной самореали-
зации на благо Отечества» [3, с. 297].
3. Единство индивидуальной и общественной форм сознания при явно выраженном преимуществе последней. Идея духовного единства индивидуальной и коллективной памяти, выступающая в виде образа Родины, позволяла консолидировать общество вокруг решения общей проблемы сохранения и обустройства России. В этом смысле патриотическая идея, являясь одной из ключевых в формировании человеческой личности, выступала как осознание каждым гражданином его принадлежности к единому социопростран-ству в аспекте всех форм общественных отношений. Отмечая ведущую роль патриотизма в сфере общественных отношений, Р. Яновский отмечал, что «система общественного сознания содержит в себе высокое чувство патриотизма, которое является одухотворенным живым действующим мотивом поведения, практическим фактором, направленным на устойчивое развитие человека» [8, с. 181].
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности либо социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Он может формироваться только на основе национальной культуры в рамках такого государства, в котором духовный мир каждого индивида является составляющим элементом духовной культуры общества в целом. В. Соловьев писал, что «.истинный патриотизм обращается на то, в чем главная настоятельная нужда народа, настоящая вера не знает страха, и настоящая любовь не терпит бездействия и косности: она требует действительного и определенного выражения» [7, с. 45].
Являясь ретроспекцией индивидуальной и коллективной памяти, патриотизм дает возможность функционированию основных форм сознания, напрямую связанных с возрождением основ культурно-духовной деятельности человека, его моральных и ценностных установок, при создании действительно гражданского правового государства.
Содержание понятия патриотизм должно исследоваться в единстве индивидуальной и коллективной форм сознания, выражающих отношение к повседневным событиям и героическим поступкам предков, которые являются одним из ключевых в формировании человеческой личности. Более того, единство индивидуального и коллективного видов памяти обладает аккумулятивным эффектом: их органическое соединение усиливает роль и значение патриотизма в качестве объединительной идеи. Иначе говоря, будучи концентрированной аккумуляцией социальных оценок и ориентаций, в реальности она выражает гуманистические, нравственные начала общественной позиции каждого человека как Личности и Гражданина.
Единство коллективной и индивидуальной форм сознания способно выразить реальное содержание развивающейся социальной связи между людьми в определенную историческую эпоху. Однако, если эта связь не вполне сознательна, существует возможность пагубного, отрицательного воздействия обще-
ственных отношений на развитие способностей и творческих сил человека, в том числе и на его сознание, духовные потенции.
Разрыв между общественным характером деятельности индивида и им самим выражается в отсутствии заинтересованности в исторической потребности крупномасштабных сдвигов, социальных и технологических изменений. Создание гражданского правового государства невозможно без понимания всеми членами общества процесса интенсификации социально-экономического развития страны в единстве общественной и индивидуальной форм сознания.
На современном этапе развития Российского общества патриотизм не осознан как ведущая основа системы общественных отношений, способных сплотить все народы нашего Отечества, в понимании общей судьбы и общей истории. С. Иванова, обращаясь к проблеме патриотизма, писала, что «.патриотизм требует признания приоритета державных интересов над личными, общности культур народов данного государства, их общей истории, общих целей и идеалов» [3, с. 302]. Патриотизм в единстве всех форм общественного сознания предполагает наличие в государстве мощной интеллектуальной базы, талантливый, склонный к знаниям человеческий потенциал, созидающий себя в развитии науки, образования, культуры и предполагающий активное творческое начало социальной деятельности личности и общества в целом.
Индивид адаптирует из коллективного сознания то, что для него является наиболее значимым или приемлемым; то, что наиболее адекватно отражает его интересы, за которыми скрываются его потребности. Главными личными потребностями для каждого гражданина правового государства должны стать потребности нации. Потребности нации, в свою очередь, основаны на государственном благополучии. Любой гражданин России в любой точке мира должен знать: «Он - гражданин великого государства!». Необходимо осознание и убежденность каждого в том, что россияне - великий народ, а великому народу соответствует великое государство. Только национальная идея может превратить граждан в патриотов своей Родины.
На протяжении всей мировой истории важнейшие формы общественного сознания определяли развитие
человека, его социальный и духовный прогресс, основанный на принципах равенства и справедливости, разумности и общественного долга. Следовательно, становление правового государства должно происходить в единстве технического уровня научного прогресса и социально-нравственного развития человечества.
Итак, рассмотренные компоненты (национальная идея, нравственно-ценностные ориентиры, единство индивидуальной и общественной форм сознания) выступают в качестве ведущих частей формирования патриотической идеи в демократическом государстве, фундаментальной основой новых идеологических реалий.
На современном этапе общепризнано, что создать гражданское правовое государство можно, лишь опираясь на историческую память как совокупность материальных и духовных достижений наших предков в единстве мировоззренческих, политических, экономических и духовно-нравственных отношений. Фундаментальной основой всех этих отношений должна стать патриотическая идея, воплощающая лучшие достижения россиян во всех формах сознания, характеризующих социодинамику государственной идеологии в период радикальных социально-политических реформ и перемен.
Новая идеология должна быть основана на интеллектуальной базе науки, искусства, культуры и всех форм общественных отношений. Патриотизм в период становления гражданского правового государства способен стать важнейшим средством возрождения всей духовно-нравственной сферы страны и общественных отношений.
Патриотизм должен пониматься как императив во всех формах общественного сознания. Выступая в виде основной идеи цивилизованных приоритетов России, он определяет конкретное социальное ядро форм сознания для выявления ценностных ориентиров общечеловеческого смысла той или иной исторической эпохи.
Данный подход к пониманию сущности феномена патриотизма откроет новые горизонты теоретических представлений о его сущности, выявляя в контексте исторической памяти её неисследованные аспекты.
Библиографический список
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 736-769.
2. Веллер М.И. Великий последний шанс. СПб.: Пароль, 2006. 458 с.
3. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманистические знания. 2003. № 3. С. 292-302.
4. Киселёв А.Ф. Увидеть Россию заново. М.: Дрофа, 2010. 591 с.
5. Кутузов М.И. Сборник документов. Т. III. Ч. 2. М.: Наука, 1955. 659 с.
6. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство? М.: Наука,1990. 232 с.
7. Соловьев В. Национальный вопрос в России М.: Хранитель, 2007. 505 с.
8. Яновский Р. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. № 2. С. 171-183.
9. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // Цепь времен: проблемы исторического сознания: сб. ст. под ред. Л.П. Репиной. М.: Изд-во ИВИРИАН, 2005. С. 39-62.