УДК 32.019.5:130.2 DOI: 10.53315/1995-0713-2022-54-2-99-105
ББК 87.6
С.П. Золотарев
Ставропольский государственный аграрный университет
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Сделана попытка раскрыть историческое сознание как многоплановое и разнообразное явление социального бытия человека. Подробно изучен его временный характер как одного из типов общественного сознания. Приведены доказательства использования исторического сознания в виде метода научного познания. Дано определение историческому сознанию в форме мыслительной деятельности субъекта, постигающего объекты жизнедеятельности личности на основе исторических фактов и событий, совершавшихся в обществе. Автор утверждает, что историческое сознание как метод состоит из составных частей: 1. Обыденный уровень; 2. Историческое сознание; 3. Теоретическое мышление. Определено, что историческое сознание выступает основой духовной жизни социума и человека, а также формой общественного сознания в разнообразных вариантах.
Ключевые слова: общество, историческое сознание, общественное сознание, методология, принципы историзма, феномен, историческое знание, мировоззрение, общественное бытие, познание, мировоззрение.
S.P. Zolotarev
Stavropol state agrarian university
HISTORICAL CONSCIOUSNESS AS A FORM OF PUBLIC CONSCIOUSNESS
The article is an attempt to reveal historical consciousness as a multifaceted and diverse phenomenon of human social existence. The author studies in detail its temporary character as one of the types of social consciousness. The article gives an evidence of the use of historical consciousness as a method of scientific knowledge. The author explains the definition form of the mental activity of the subject, comprehending the objects of the individual's life activity on the basis of historical facts and events that took place in society. The author argues that historical consciousness as a method of scientific research consists of the following components: 1. Ordinary level; 2. Historical consciousness; 3. Theoretical thinking. It is determined that historical consciousness is the basis of the spiritual life of society and man, as well as a form of social consciousness in various versions.
Key words: society, historical consciousness, public consciousness, methodology, principles of historicism, phenomenon, historical knowledge, worldview, social life, knowledge, worldview.
В античной философии изучение сущности человеческого бытия являлось главной темой исследования. Эта проблема получила актуальность среди греческих философов, благодаря попытке объяснить отношения между общественным бытием и сознанием человека. В настоящей действительности личность постоянно меняет мировоззрение, жизненные приоритеты, при определённых ситуациях и моральные ценности. Эти проблемы способствовали возрастающему интересу к ней с позиции философии и ее новому осмыслению.
Учитывая динамическое развитие исторического процесса, в каждой новой эпохе увеличивается статус и смысл субъективного фактора в области творческой деятельности человека. Повышение уровня сознания непосредственно соединено с познанием,
обладающим общественной природой, что определяет не только индивидуальное развитие личности, но и ее социальный статус среди людей.
Сознание индивида формируется обществом, и благодаря ему личность приобретает положительные или отрицательные качества характера. Важным представляется исследование социальной сущности человека на основе анализа истории конкретного общества, в котором происходит социализация индивида. Существует необходимость изучить специфику исторического типа сознания, учитывая его воздействие на культурно-моральный уровень общества.
Особенность развития исторического сознания обусловливает различный объём и содержание в зависимости от конкретной исторической эпохи, в которой живёт индивид. Набор категорий и знаний, приобретённых личностью, имеет непосредственную связь человека с той социальной средой, где он развивается и имеет непосредственное общение, а также детерминирован существующими социальными обстоятельствами.
Историческое сознание имеет тенденцию к постоянному развитию на основе перманентно трансформирующихся обстоятельств и факторов общественного бытия, непосредственно связанных с отношениями между различными социальными группами людей. Общественную природу историчного сознания необходимо изучать в единстве и различных культурно-исторических взаимоотношений между людьми при изменении общественной жизни.
Культура воссоздаётся благодаря полученному опыту предшествующих поколений. Деградация духовных ценностей в обществе наносит невосполнимую потерю и может уничтожить суверенное государство. Историческое сознание - вектор в развитии культуры человека, миропонимания имеющейся реальности, отражает потенциальные тенденции в осмыслении будущего состояния общества.
Проведение аналитических действий социокультурного архетипа предшествующего поколения разрешает понять значение личности и самостоятельности наций или народов. Каждое общество формирует индивидуальные критерии существующих и принимаемых моральных ценностей как необходимую часть государства. Используя опыт предыдущих поколений, историческое сознание воздействует на направление развития коллективного менталитета и устанавливает алгоритм воспитания будущих поколений граждан.
Это предопределяет тот факт, что изучение общественного сознания не только не потеряло актуальности среди философов, но и обрело новые направления в философ-ско-исторических дебатах. Методология в исследовании этой категории опирается на определение форм и методов историографии, связи исторического опыта с истинной жизнью и перспективой в развитии исторического познания, закреплённой в общественном сознании.
Необходимость изучения этой проблемы также объединено развитием новой идеологии на основе гуманизации социальных отношений среди населения. Решение этой задачи обусловлено потребностью по реставрации культурного наследия прошлых поколений, содействующей развитию личности и общества в рамках духовных и культурных ценностей, существующих в государстве.
Главной задачей по изучению исторического сознания является проведение научного анализа исторической памяти современного общества. Одним из первых, обосновавших категорию «историческая память», является немецкий философ Й. Рюзен. На теоретическом уровне учёный пытался понять сущность исторического сознания, используя культурно-антропологический метод. Основа этой теории состоит в том, что
трансформация общественного мировоззрения происходит вследствие утраты «исторической памяти». Философ полагает, что в основе исторической памяти «заложены» исторические события [17, с. 56].
Приведем в этой связи слова М. Барга, который отмечает, что «... история - лишь одно из составляющих исторического сознания» [2, с. 49].
Тем самым, историческая наука включает в структуру социального развития системы ценностей и приоритетов, сформированных в контексте конкретной культурно-исторической эпохи [1, с. 350].
Проблему взаимоотношения между человеком и обществом, применив научный метод, пыталась решить Л. Репина. Она сделала анализ взаимовлияния коллективной памяти и злободневных событий, происходящих в обществе. Научный метод, применяемый Л. Репиной, нацелен на раскрытие таких категорий, как «историческая память» и «историческое сознание»: «Индивид имеет не только настоящее и будущее, но и собственное прошлое, более того, он сформирован этим прошлым - как своим индивидуальным опытом, так и коллективной социально-исторической памятью, запечатлённой в культурной матрице» [15, с. 43].
Философы признают приоритетным направление по изучению форм и отдельных сторон исторического сознания. Теоретическому исследованию исторического сознания посвящены труды А. Леопы, посвященные исследованию «ключевых» моментов развития общества и влияния на разнообразные области жизни человека [11, с. 242].
Особый интерес вызывает парадигма, разработанная Н. Копосовым. Он пишет: «... законы индивидуальной памяти разъясняют феномен общественных воспоминаний при формировании личности» [8, с. 320].
В своих трудах эту теорию обосновывает В. Тишков: «коллективная память предстала как социальный конструкт, как результат целенаправленных усилий и как массовое представление о прошлом на групповом уровне» [19, с. 7].
Предлагаемые к исследованию перечисленные философские теории позволят разносторонне понять и выявить сущность исторического сознания, которое постоянно меняется в сложном общественном бытии.
Проблематика исторического сознания в последние столетия приобрела не только научно-теоретическую актуальность, но и практическую востребованность. Одним из главных методологических принципов является диспозитивность в изучении исторического сознания. Подобный разносторонний подход дозволяет выявить разнообразные направления и границы феномена исторического сознания. Следует отметить, что принцип многоплановости не получил широкого применения в изучении исторического сознания среди философского сообщества [10, с. 21].
Этой проблемой занимались философы A.M. Гендин и А.И. Панюков. Авторы рассматривают историческое сознание, отображая две концепции в установлении существа и места исторического сознания в бытии человека. В узком смысле оно воспроизводит историко-социальную память на теоретическом, бытийном и общественном сознании. Оно не существует как специальный тип мировоззрения, а может отражаться как в форме презентистской или прогностической [3, с.16].
В широком смысле оно воспроизводится как универсальный тип миропонимания, созданный в историческом прошлом. «Это отражение историчности исторического процесса, единства, изменчивости и преемственности в развитии общества, воплощение в идеальной форме соотношения прошлого, настоящего и будущего» [21, с. 49-62].
С точки зрения представителей гуманитарных наук, исследования происходят на основе разделения предмета изучения на простые формы для получения желаемого
результата. Философы объект научного исследования «находят» в описании процессов, адресованных постигающему разуму, в различных интерпретациях.
В истории философии существует несколько дефиниций «историческое сознание». Философ М.А. Барг определяет историческое сознание как тип общественного сознания, которое включает в свою структуру прошлое, настоящее и будущее [2, с. 298].
Философ И. А. Гобозов полагает, что изучение прошлого поможет познать настоящее и предусмотреть развитие общества. Тем самым прошлое и будущее существуют в их взаимообусловленном независимом пространстве, объединённом человеком [4, с. 58].
По мнению М.Ю. Ширманова, категория «историческое сознание» имеет различное значение в зависимости от применения установленной философской парадигмы, а именно:
- историческое сознание понимается как возможность личности определять действительность с позиции природной и социальной реальности;
- историческое сознание как способ познающего субъекта;
- историческое сознание основано на принципе историзма при изучении общественного инстинкта [23, с. 15].
При таком толковании исторического сознания философ рассматривает способность человека формировать тип мышления в исследуемой исторической эпохе. Таким образом, различие между естественнонаучным и социогуманитарным познанием имеет особенность, основанную на базе исторической гносеологии, применяющей специальный понятийно-категориальный аппарат [7, с.15].
В современной философской мысли распространение получили три степени исторического сознания, которые имеют различное содержание и форму. Первый - обыденный уровень познаётся субъектом посредством изучения духовной и материальной культуры [4, с. 362]. Исследуемый тип формируется на опытном познании общественного бытия. Человек обретает собственные представления, обращаясь к устным преданиям, памятникам культуры, художественной литературе, средствам массовой коммуникации и т.п.
В.В. Устьянцев исследует историческое сознание, основываясь на теоретическом осмыслении истории человечества во всех противоречиях и сложностях развития общества. Этот уровень позволяет прогнозировать будущее во всей динамике, в опоре на исторический опыт прошлого поколения [22, с. 18].
Рассмотренные уровни формирования научно-теоретического сознания предполагают применение методов и принципов, нацеленных на исследование отношений между человеком, природой и обществом. Научно-теоретическое мышление основано на доказательности и системности. Основные источники этого мировоззрения возникают в форме сказаний, мифов, традиций, исторических фактов, детерминированы средой обитания человека, его морально-этическим уровнем развития [9, с.7].
Исторические процессы и события совершаются во всевозможных направлениях развития общественных отношений. Одним из главных подходов к изучению исторического сознания применяется метод, который позволяет историческое событие рассматривать в его целостности и системности. Он создал различные научные дисциплины: политическая история, военная история и т.д. [12, с. 58].
Образованные исторические предметы имеют собственную классификацию по объекту: географическому, хронологическому и тематическому. Л. П. Карсавин утверждал, что история изучается с позиции материального бытия не только произошедших исторических артефактов, но и конкретных процессов, происходящих в социуме [6, с. 81].
Усвоение истории философией проистекает в двух направлениях:
1. методологическом;
2. научном.
На методологическом уровне постижения исторического сознания исследуются факты посредством использования принципа «историзма» при анализе взаимодействия «человек - общество». Категорию «историцизм» в работе «Нищета истори-цизма» обосновал К. Поппер. Он утверждал, что историцизм - это представление об истории как совокупности политических партий и глав государств, управляющих обществом [13, с. 55].
По мнению Э. Трёльча, в данной теории идёт речь не об определённом понимании исторических процессов, а о создании научной концепции макроисторического развития государств [20, с. 20]. «Историчность» знания детерминируется происходящими событиями, имеющими динамичный характер. «Картина истории» рассматривается на уровне экзистенционального сознания на основе мировосприятия общества, политики, экономики и социальной сферы бытия человека.
Принцип историзма в свою структуру включает следующие аспекты:
1. Объект исторической науки определён историческим развитием общества;
2. Формирование социума диаметрально законам природы. Деятельность людей основана на воле, эмоциях, установленных целях и важных исторических процессах, способных повлиять на развитие государства;
3. Эмпирическую основу познания определяют реальности, обретённые посредством проведения исследования.
4. Исследуемые процессы и исторические факты обусловливают друг друга;
5. Исторические артефакты распознаются на основе важности при формировании общественных норм и традиций;
6. Нынешнее изучение истории обусловлено на пространственном и временном уровне в результате исследования отдельных регионов или народов [14, с. 18].
В.Е. Семенков полагает, что историческая политика в обществе потеряла актуальность, она не востребована в современных экономических и военных конфликтах между государствами. В большинстве происходящих событий между странами нет необходимости по выявлению любых закономерностей, так как историческая действительность утеряла собственное смыслообразование [18, с. 56-57].
Современные методологические подходы по решению различных конфликтов кардинально разнятся от теорий, созданных О. Контом и Г. Спенсером. Они полагали, что человечество по природе одинаково и все изменения, совершающиеся в обществе, развиваются по единому «сценарию» -прогрессу [16, с. 34].
Современные учёные свидетельствуют, что социальная действительность обретает исторический статус, если произошедший факт или событие имеют оценку со стороны большинства людей и властных структур одного или нескольких государств. По утверждению И. А. Ильина, государственная власть обязана руководить обществом не насильственными методами, а обретённым авторитетом среди граждан, воспитанных в духе патриотизма и готовностью всеми средствами, даже ценой жизни, защищать суверенитет своей отчизны. Именно на этом должно базироваться и развиваться гражданское общество [5, с. 69].
Таким образом, при изучении проблемы исторического сознания нужно делать акцент на то, что оно образовано на многоаспектных процессах, происходящих в духовной культуре человека, включающей в свою структуру форму общественного
бытия и различные типы сознания. Историческое сознание может стать методом научного познания при условии, что будет строиться на принципе «историзма» при выявлении и изучении различных сторон жизни общества.
Список литературы
1. Бакланова О. А. Особенности исследования социальности в современном обществе / О.А. Бакланова //Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад -диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. T. I. Уфа: РИЦ БашГУ 2015. - 372 с.
2. Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории. 1982. № 12. - С. 49-67.
3. Беркут В.П. Социально-философский анализ в методологии научного познания /
B.П. Беркут // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016. № 1. С. 14-23. DOI: 10.18384/2310-7227-2016-1-14-23
4. Гобозов И. А. Введение в философию истории / И. А. Гобозов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. - М.: ТЕИС, 1999. - 362 с.
5. Ильин И. А. О русском национализме / И. А. Ильин. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - 150 с.
6. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. - СПб., 1993. - 350 с.
7. Кон И.С. Проблемы истории в истории философии / И.С. Кон // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. Томск, 1986. - С. 14-55.
8. Копосов Н.Е. Память строгого режима: История и политика в России. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.
9. Кукарцева М. А., Валиева З. Э. Политический нарратив - инструмент «формирования себя» в мировой политике // Обозреватель - Observer: научно-аналитический журнал. 2013. № 4. - С. 100-109.
10. Леопа А.В. Структура исторического сознания в условиях социокультурного кризиса: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Леопа Александр Владимирович. - Красноярск, 2004. - 21 с.
11. Леопа А.В. Трансформация исторического сознания в переходный период истории, конец XX - начало XXI века. Красноярск: СФУ 2012. - 242 с.
12. Неклесса А.И. Трансмутация истории / А.И. Неклесса // Вопросы философии. 2001. № 3. - С. 58-71.
13. Попов В.В. Философия нестабильности и современная социальная структура общества / В.В. Попов // Приволжский научный вестник. - 2012. - № 4 (8). - С. 55-58.
14. Радугин А.А. История России // Россия в мировой цивилизации: учеб. пособие для ВУЗов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 352 с.
15. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. - С. 35-47.
16. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направление исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер.2 № 2. 2014. -
C. 106-125.
17. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // Цепь времен: проблемы исторического сознания: Сб. статей под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИРИАН, 2005. - С. 39-62.
18. Семенков В.Е. Философия как идеология: о возможных модусах идеологической проекции философского знания / В.Е. Семенков // Credo New. 2006. № 3. - С. 56-57.
19. Тишков В.А. Новая историческая культура // Новая и новейшая история. 2011. № 2. - С. 3-23.
20. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Э. Трёльч. - М.: Юрист, 1994. - 720 с.
21. Ус О. А., Гладышева В. С., Мальков А. А. Формирование исторического сознания обучающихся в современных образовательных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 9 (сентябрь). - С. 49-62.
22. Устьянцев В.В. Историческое сознание и социальная память / В.В. Устьянцев // Историческое воззрение как форма общественного сознания. Материалы межвузовской конференции. - Саратов: изд-во Саратовского гос. тех. ун-та, 1993. - С. 3-10.
23. Ширманова М.Ю. Историческое сознание общества: Дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ширманова Марина Юрьевна. Ростов-н/Д., 1989. - 18 с.