и не научили истине, не смогли воспитать послушание и ответственность.
В дискуссии нами была затронута и система поощрения. Самое распространённое поощрение, которое используют родители - похвала. Далее следуют объятия, поцелуи, ласковые прикосновения, поглаживания. Во многих семьях практикуется такое поощрение, как интересные семейные мероприятия. Но следует отметить, что 15% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Подводя итог дискуссии, родители согласились с такими рекомендациями в применении наказания детей:
• Уметь распознавать добро и зло. Обязательно при любой провинности, прежде чем наказывать ребёнка, задать ему вопрос: «То, что ты сделал, хорошо или плохо?».
• Прежде чем наказать ребёнка, необходимо определить степень его провинности.
• Определить уровень наказания, соответствующий степени непослушания.
• Не должно быть поспешности в применении наказания, сначала нужно выявить и понять причины, побудившие ребёнка к отрицательным действиям.
• Наказание должно непосредственно следовать за проступком, а не спустя некоторое время. Лучше не наказать, чем наказывать запоздало; можно высказать недовольство (или порицание) проступком ребёнка сразу же.
• Порицать нужно только отдельный случай неадекватного поведения ребенка, а не саму его личность.
• После наказания обязательно утешить ребенка; снять с него вину - основное предназначение наказания. Не следует оставлять его наедине с переживаниями. Задать ребёнку такой вопрос: «Так почему же мне пришлось тебя наказать?»
• В процессе воспитания не следует вымещать на ребёнке свои обиды.
На протяжении дискуссии мы наблюдали за мнениями интересовавших нас родителей, у которых в процессе диагностики был выявлен высокий уровень физической и вербальной агрессии. В начале дискуссии они выступали за безоговорочное применение телесных наказаний как самого эффективного метода воспитания ребёнка, при этом они были агрессивно настроены к тем родителям, которые считали, что необходимы не физические методы наказания, а другие, более мягкие способы воздействия на поведение ребёнка. Но после того как мы апеллировали к чувствам, которые испытывает наказанный ребёнок, а сами родители привели ряд возможных последствий применения только физических наказаний в воспитании ребёнка, а также нашли иные убедительные способы воздействия на своего ребёнка, не требующие применения силы, большая часть родителей (69%) изменили свою точку зрения и признались, что слишком часто или иногда злоупотребляли физическим наказанием своих детей.
Таким образом, мы полагаем, что наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры профилактики и целенаправленного построения технологий социальной работы с семьями. Чем раньше будут выявлены семьи, где дети подвергаются деструктивным методам воспитания, чем эффективнее будет действие профилактической социальной работы, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье, а значит, появления счастливого ребёнка и по-настоящему мудрой и любящей семьи. Если взрослые деликатно обращаются с малышом, щадят его самолюбие, поддерживают человеческое достоинство, то это гарантия воспитания социально значимой личности.
1. Балтуева С.В. Технологии социальной работы: методологический аспект // Вестник ИрГТУ. 2011. № 4 (51). С. 220224.
2. Зырина А.И., Индейкина Т.Л Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье. Пермь: Ресурс, 2009. 109 с.
3. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика. 2003. № 3. С. 73-82.
Библиографический список
4. Смагина М.В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 124 с.
5. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учеб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007. 272 с.
УДК 32.019.5: 130.2
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Л
© Е.И. Банкерова1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Представлены и проанализированы особенности исторического сознания в системе форм общественных отношений. Сформулирован вывод о роли исторического сознания и исторической памяти в становлении идеологической реальности современности. Библиогр. 10 назв.
1Банкерова Елена Ивановна, аспирант, тел.: 89607604087, e-mail: [email protected] Bankerova Elena, Postgraduate, tel.: 89607604087, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: историческое сознание; историческая память; ретроспективность; историзм; системность; интегративность.
HISTORICAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF SOCIAL RELATIONS E.I. Bankerova
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article presents and analyzes the features of historical consciousness in the system of social relation forms. It concludes on the role of historical consciousness and historical memory in the formation of the contemporary ideological reality.
10 sources.
Key words: historical consciousness; historical memory; retrospection; historical method; consistency; integrity.
В начале III тысячелетия проблема изучения человека становится центральной темой философских размышлений. Понять и объяснить неубывающий интерес философии к проблематике сознания нетрудно, т.к. основной его вопрос заключается в выяснении взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания индивида, которые в реальной истории весьма подвижны, изменчивы и требуют соответствующего их фактическому состоянию осмысления. А развитие исторического процесса на каждом новом своем витке заметно повышает значение и роль субъективного фактора вообще, сознательности людей в частности.
Сознание есть как бы осознание знания, его совокупность. Поэтому рост сознания связан с познанием, и, следовательно, имеет общественную природу, т.е. является продуктом не столько биологического, сколько социального развития. Сознание человека носит общественный характер и возможно, поэтому, только в обществе и благодаря ему. Вне истории общественных отношений нельзя понять его социальную сущность, которая по своей природе исторична. Поэтому возникает необходимость в вычленении специфической исторической формы общественного сознания, учитывая расширение её возможностей и средств воздействия на духовную жизнь общества.
Феномен исторического сознания, его объём и специфику каждая эпоха определяет по-разному. Комплекс понятий, вкладываемых в концепт исторического сознания, зависит от бытийного опыта личности, форм его взаимодействия с обществом, а главное - от конкретных общественно-социальных условий времени. Историческое сознание находится в состоянии непрерывного обновления, которое под воздействием меняющихся условий и факторов общественной жизни неотрывно от развития всех сфер социальных отношений.
Общественную природу историчного сознания следует исследовать целостно, в контексте многообразия культурно-исторических связей между индивидами, в процессе преобразования социальной действительности. Цивилизационная культура воспроизводится в деятельности сменяющих друг друга поколений, утрата духовных ценностей которых отбрасывает общество назад и несёт угрозу самому существованию человека. Историческое сознание - константа, выражающая ментальную сущность культуры, оттого его изучение способно определить проблему
сегодняшнего дня и выявить возможные тенденции будущего.
Анализ глубинного социокультурного архетипа прошлого позволяет осмыслить роль личного начала в самоидентификации нации. При этом для любого социума общие представления о духовных ценностях составляют неотъемлемую часть коллективной идентичности. Воссоздавая опыт минувших поколений, историческое сознание способно оказать влияние на идеологию и историю любого государства. Оттого исследование данной формы общественного сознания представляет в современных условиях особенную актуальность и является одним из главных в философ-ско-исторических дискуссиях.
Методология его исследования определяется поливариантностью понятия исторического сознания, что объясняет многовариантность подходов его анализа. Здесь и установление форм и методов историографии, и отношение исторической памяти к действительности, и генезис исторического познания, динамика его взаимодействия с представлениями о прошлом, зафиксированном в коллективной памяти общества.
Эти вопросы по-прежнему актуальны, особенно в период становления новой идеологической системы, предусматривающей гуманизацию общественной жизни. Для выполнения этой задачи необходимо возрождение культурного наследия всех сфер общественной жизни, ориентирующую личность и общество к активному участию в процессе духовного преобразования социальной действительности. Одна из задач исследования исторического сознания - это анализ соотношения истории и памяти.
Впервые понятие исторической памяти ввёл Й. Рюзен, известный немецкий философ и историк, рассматривающий сущность исторического сознания на рубеже ХХ-ХХ! в.. Теоретические разработки учёного с использованием культурно-антропологического подхода, согласно которому изменение коллективного самосознания - результат «кризиса исторической памяти», - привлекает исследователей. По мнению Й. Рюзена, содержанием исторического сознания является история, состоящая из цепи событий, обладающих энергией созидания идентичности личности и нации, что ставит под угрозу социальный опыт индивидов в сравнении с историческим сознанием [10, с. 56].
В России исследования Й. Рюзена об историзации культурного процесса получают обоснование в аксио-
логическом подходе М. Барга. М. Барг считает, что не следует сводить историческое сознание к социальной памяти, по его словам: «...история - лишь одно из составляющих исторического сознания» [1, а 49]. Для философа становится очевидным, что историческое сознание является в одно и то же время и фактором истории и историографии. Здесь речь идёт о «.характерных для каждого типа культуры способах, посредством которых общественный индивид идентифицировал себя в социальном времени и социальном пространстве [1, а 58].
Поэтому история исторической науки соответствует уровню социального прогресса определённой культурно-исторической эпохи и должна начинаться с анализа мировидения и системы ценностей данной эпохи. «В своём генезисе историческое сознание - это становление связи времён в духовной и нравственной культуре каждой данной человеческой общности, которая является в то же время условием исторической устойчивости носителя этой культуры» [1, а 66].
Культурное наследие минувших поколений составляет неотъемлемую часть коллективного опыта личности и общества определённой общественно-экономической формации. Проблемы соотношения индивидуальной и коллективной памяти представлены в историческом подходе Л. Репиной, раскрывающем содержание коллективной памяти в соответствии с практическими приоритетами социальных отношений. Научный посыл Л. Репиной, на мой взгляд, традицио-нен для отечественной науки и одновременно перспективен в постижении соотношения понятий «исторической памяти и исторического сознания»: «Индивид имеет не только настоящее и будущее, но и собственное прошлое, более того, он сформирован этим прошлым - как своим индивидуальным опытом, так и коллективной, социально-исторической памятью, за-печатлённой в культурной матрице» [5, а 43].
Современный период характерен появлением фундаментальных трудов по различным аспектам исторического сознания. Для автора данной статьи представляют интерес работы, посвящённые общим теоретическим проблемам вышеназванной формы и отдельным её сторонам. Особого внимания заслуживают исследования А. Леопы, рассматривающего историческое сознание в переломные периоды социума, его взаимосвязи с различными сферами жизни. Автор исследует трансформацию российского общества в переходный период истории конца XX - начала XXI вв., и раскрывает его влияние на формирование нового исторического мышления в контексте исторической памяти [3].
Несомненный интерес представляет теория Н. Копосова, который рассматривает право человека на признание его индивидуальной памяти, в которой формируются и получают развитие формы мышления и самовыражения. При этом законы индивидуальной памяти объясняют феномен коллективных воспоминаний в процессе социализации личности [2]. Эту позицию разделяет и В. Тишков, считающий что «коллективная память предстала как социальный конструкт, как результат целенаправленных усилий и как
массовое представление о прошлом на групповом уровне» [8, с. 7].
В свете сказанного следует отметить, что во всех вышеизложенных философских теориях рассматриваются разные стороны и грани феномена исторического сознания, представляющего сложное и многогранное явление общественной жизни. Представленные научные тенденции сводятся к выяснению направленности культурно-исторических явлений и процессов в развитии того или иного социума, но не формируют общую, связывающую их идею на фоне всеобъемлющего определения самого понятия. Необходимость такого определения диктуется логикой политических и духовных преобразований в нашей стране, изменяющих совокупность общественных отношений и ведущих к нарушению традиционных стереотипов мышления и национального менталитета.
Поэтому на этапе современности научные поиски в этом направлении представляются актуальными для решения насущных задач социальной действительности. Среди новых проблем, с которыми столкнулась научная мысль, наиболее интересной стало философское осмысление места и роли исторического сознания в системе взаимодействия форм общественных отношений. Попытка поиска решения этой проблемы и стала содержанием моей работы.
Методологический статус исторического сознания в системе общественных отношений является основополагающим моментом при становлении идеологических реалий современности, и сводится к изучению, на мой взгляд, следующих тенденций:
1. Объяснить особенности этого типа сознания в сравнении с другими формами общественных отношений.
2. На этой основе определить в полноте историческое сознание как особый тип человеческого познания.
Историческое сознание характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которой обеспечивает индивиду возможность вырабатывать исторические знания, определяющие ценностные ориентиры человеческого бытия для преобразования условий его существования. История невозможна без понимания, без осмысления происходившего и происходящего, она отражается во всех общественных отношениях, связывая индивидуальное и коллективное. При этом прошлые подсистемы и элементы, как своего рода ступени единой развивающейся системы, соединяются в познавательном процессе, во временной иерархии.
Это свойство бытия фиксируется исторической памятью, которая ограничивает разнообразие и целостность общественной системы конкретно историческими рамками его развития. Периоды ее проявления или осуществления - временное пространство, в течение которого общественный процесс достигает какого-либо результата.
Историческая память - суть временных характеристик общественного процесса, поэтому она способна стать средством раскрытия содержания сущности исторического сознания конкретной социальной сре-
ды. В тоже время, сферы социальных отношений различаются предметом отражения, общественными потребностями и ролью в жизни общества, формирующего определённый уровень духовного производства, воспроизводства тех или иных ценностей определённой исторической эпохи.
Историческое сознание представляет собой сферу духовной жизни, в которой осмысливается и реализуется личный и коллективный опыт различных социальных групп в многообразных, присущих обществу связях, являющих собой содержательный аспект процесса социализации. Важнейший признак общества -общественные отношения, выступающие средством включения индивида в общественную практику. Историческое сознание, являясь предметом исследования, должно рассматриваться как объект системы общественных отношений. Общественные отношения представляют собой совокупность социальных связей между субъектами общества, в соразмерности изменений и наличии взаимоопосредований между ними.
Историческое сознание направленно на осмысление себя во времени и пространстве и должно рассматриваться как объект системы общественных отношений, совершающихся от первоначального состояния к существующему в настоящем и предполагаемому в будущем. Специфика исторического сознания подразумевает базу свойств, отражающих социальную действительность в её субъектно-объектной конкретике, что затрагивает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания, взятых в единстве и многообразии сторон общественной жизнедеятельности. Содержание исторического сознания рассматривается во взаимосвязи структурных компонентов духовного опыта, уникально-личностные аспекты которого могут быть явлены на двух уровнях общественных отношений: обыденно-практическом и научно-теоретическом.
На обыденном уровне исторического сознания аккумулируется исторический опыт предшествующих поколений, преломленный через призму социально-экономического развития нации и нашедший своё выражение в системе жизненных ценностей и ориента-ций различных этнических общностей. Инверсионные процессы в социально-экономической среде, воздействуя на личный опыт индивидов, способствуют формированию ценностей на индивидуальном уровне общественных отношений. В их различных чертах просматриваются особенности фольклора, народных промыслов, традиций, в которых выражается вековой опыт жизни народа.
Культура обыденного уровня общественных отношений охватывает специфику уклада жизни, поведения, мировосприятия в религиозных верованиях и ценностных ориентациях различных этнических общностей. Обыденный уровень исторического сознания возникает стихийно, как отражение эмпирических условий существования индивидов, в ходе их общественно-практической деятельности. Это отражение объективной реальности осуществляется в недостаточно осмысленной хаотично-непосредственной форме, не раскрывающей основ общественной жизни.
Последующие обобщения связей и закономерностей, требующих научного осмысления, происходят на теоретическом уровне общественных отношений, характеризующихся анализом фактов, систематизацией результатов, формированием определённой концепции, обеспечивающих способ интеграции отношений и предметного мира деятельности индивидов. На этом уровне рассматривается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются проблемы и конфликты, предлагаются программы социальной действительности, направленные на изменение всех сторон общественного бытия
Идеология выступает во всех формах исторического сознания, интегрируя систему ценностей, поддерживающих взаимосвязь и функционирование социальных институтов в процессе их сплочения и консолидации. Идеологические знания и ценности обеспечивают целостность социальной сферы, включающей программную основу действия и механизм своего распространения. Идеологические институты - неотъемлемая часть политической надстройки общества. Их задача - производство идей, обосновывающих правомерность данного общественного порядка, распространение и утверждение идей данного класса в массовом сознании, разработка социальных технологий образцов поведения, идеологических методов влияния на сознание, на формирование общественного мнения [4, с. 86].
Содержание исторического сознания определяется тем, как оно соотносит в себе ценностно-практический и научно-теоретический моменты. Историческая память при этом выступает как опосредующее звено между личностью и обществом, включающим в себя овладение духовным традиционным наследием прошлого. В нашей стране, вплоть до революционных событий 1917 г., содержание исторической сферы сознания следует рассматривать, прежде всего, в соотношении с религией, которая до Л!Л в. определяла жизнедеятельность российского общества.
Первоначально историческое сознание функционировало лишь на обыденном уровне, когда деятельная сторона отношения человека к миру рассматривалась в рамках идеалистической, религиозной традиции. По мнению Г. Суглобова, «традиции являются главным элементом механизма хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей, способом реализации устойчивых общественных отношений» [7, с. 47-48]. Фиксируя накопленный социальный опыт, где происходит отбор и содержание фактов, упорядочивающих помыслы и стремление людей в их жизнедеятельности, традиции обретают значение регулярного принципа жизнедеятельности общества. Вместе с тем, содержание их включает совокупность передаваемых от поколения к поколению культурных ценностей, используемых в соответствии с конкретно-историческими условиями и культурными ориентирами той или иной эпохи.
С формированием нации в России историческое сознание оформляется на теоретическом уровне общественных отношений, предоставляя тем самым
возможность для их последующих аналитических обобщений. Для историков XIX в. было характерно стремление описывать и истолковывать прошлое с учётом нового видения и приспособления к интересам решения тех вопросов, которые были актуальны для этого времени. Проблемам истории предавалось важное значение, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания свободы и ответственности личности, соотношению Божественного и земного начал человеческой жизнедеятельности в их направленности к нравственному абсолюту.
Русские философы искали ответы на фундаментальные вопросы о смысле существования России во всемирной истории, опираясь на истины православия. Рассматривая проблемы исторической судьбы России, они создавали свои теории социальной жизни, выработанные обществом и необходимые его индивидам для реальной жизни. Центральным звеном их духовных изысканий являлась задача воссоединения всех членов общества в единый социальный организм, интегрирующий коллективное и индивидуальное начало человеческой деятельности. Так, например, В. Соловьёв идеал России видел в создании крепкого государства с сильной сосредоточенной властью «.в его внутреннем совершенствовании, в постепенной морализации и одухотворении общественных отношений по идеалу свободного нравственного всеединства» [6, с. 249].
В этом смысле для русских всегда было характерно понимание истории как итога Божьей воли - эта формула явлена в русской пословице: «Бог на небе, Царь на Земле». «Бог имманентно присутствует в истории, - пишет М. Барг, - так же, как и в природе. Поэтому любое историческое событие приобретает свою собственную ценность. Исторический мир так же грандиозен и исполнен смысла, как и физический.» [1, с. 64-65]. Этот процесс происходит при переходе от индивидуальной памяти к коллективной и подразумевает приобщение, наряду с собственным жизненным опытом, к опыту социальному, превращение чужого опыта в собственный, причастность к историческим фактам и событиям.
Историческая память, в системе общественных отношений выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себя отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает всё духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, в исторической памяти представлено человеческое измерение индивидуальных и коллективных сторон общественного бытия, являющегося глубинным основанием социокультурных и ценностных отношений.
В конце XIX - начале XX вв. в России произошла смена вех. Эпоха относительно мирного развития сменилась периодом социального переворота, повлекшего за собой изменение всех форм общественных отношений. Поворотным пунктом в развитии этого процесса явилась социалистическая революция 1917 г., знаменовавшая собой новую эру развития человечества - эпоху становления и развития социализма.
Специфика исторического сознания данного про-
межутка времени определялась социальными установками политических отношений, связанных с потребностями государства в теории марксизма-ленинизма, рассматривающая общественные отношения с исторической необходимостью и практической возможностью строительства социализма, а затем -коммунизма. Развитие и становление социализма как общественной системы порождала потребность идеологии нового типа - социалистической, ядром которой стала теория марксизма-ленинизма. Социалистическая идеология - это теоретическое самосознание рабочего класса: в её рамках он самоопределяется идейно и политически, сознаёт свои классовые интересы, цели и задачи [4, с. 99].
Самосознание рабочего класса сводится, в главном, к осознанию несовпадения его интересов с интересами буржуазии, осознание того, что только в процессе классовой борьбы он может удовлетворить свои потребности путём завоевания политической власти. В историческом сознании, в отличие от политической сферы жизни, самосознание индивида сводится к осознанию себя как представителя вне национального начала. Объект исторического сознания - историческая память, которая субъективна и объективна, включает в себя всю гамму индивидуального и общественного начала в их ретроспективной форме.
В историческом сознании превалируют социально-психологические элементы, а в политических отношениях - идеологические. Идеология, при этом, как бы проникает в общественную психологию, оказывая на неё решающее воздействие, с акцентом на коллективные формы общественных отношений. Именно коллективный характер политической идеологии позволял воспитывать общество с глубокой убеждённостью в правоту дела коммунизма.
Действительно, ценностные приоритеты в системе форм общественных отношений создают и определяют программу общественного действия, помогают определить иерархию их значений и побудительный потенциал. В этом смысле, историческое сознание в контексте политических отношений объединяет многие традиционные духовные ценности, такие как: межнациональная терпимость и общинная взаимопомощь, коллективизм, патриотизм. Эти ценностные ориентации на протяжении веков и составляют основу исторического сознания, в котором действительное единство людей обретается созиданием их общих духовных ценностей.
При этом социалистический патриотизм возможен лишь при условии освоения марксистско-ленинской теории, сочетающей любовь и преданность к социалистическому государству, к делу партии, основанному на диалектико-материалистическом осмыслении общественной жизни и общественного развития. Социалистический патриотизм основан на пролетарских традициях, демонстрирующих верность идеалам коммунизма. Патриотизм исторического сознания базируется на любви и преданности к родной земле, природе, языку, традициям, обычаям и нравам своего народа, т.е. на общечеловеческих ценностях всех времён и народов.
Политические отношения, будучи непосредственным выражением классовых интересов, придают историческую конкретность данным ценностным категориям, ставя их в определённые социально-исторические рамки, необходимые для воспитания строителей коммунизма. Историческое сознание рассматривает ценностные установки в реконструированной картине общественной жизни, основная цель которой заключена в установлении соответствия между объективным порядком вещей и субъективными целями индивидов.
Политическая деятельность сама по себе не направлена на создание материальных или духовных ценностей. Её специфическая задача - обеспечить существование условий, при которых создание и присвоение указанных ценностей отвечало бы интересам тех или иных классов или социальных групп. В этом смысле историческое сознание является наиболее надёжным духовным мерилом степени объективной выделенности человека из мира природы и, следовательно, уровня его самосознания. Историческое сознание - это, в итоге, высшая духовная и этическая ценность человека. М. Барг отмечал, что «...прежде чем обрести способность различать добро и зло, он должен осознать себя как существо общественное, прежде чем сформулировать для себя нравственные предписания, он должен связать себя с историей, т.е. исторически себя» [1, с. 44].
Таким образом, на протяжении веков историческое сознание выполняло подчинённую роль в системе форм общественных отношений, зависящих от этапа истории и характера социальной практики. События в нашей стране конца 1980-х начала 1990-х гг. способствовали кардинальным изменениям всех структур российского общества, связанных, в первую очередь, с экономическими преобразованиями социальной действительности.
Этим изменениям подвергается и современная Россия, основной задачей которой является преодоление кризиса бездуховности, охватившей все стороны общественного бытия. Следует заметить, что кризис исторического сознания является отражением системного кризиса в России, необходимым условием преодоления которого является самоидентификация общества, его социальная ориентация в выборе вектора исторического движения. По словам А. Леопы, «знание исторической ретроспективы обусловливает идеи исторической перспективы. Совмещение в настоящем исторической памяти и социального идеала - важнейшее условие поступательного движения общества» [3, с. 100].
В этой связи обращение россиян к культурному наследию прошлого раскрывает нравственно-духовные силы и возможности самого индивида в период становления демократического государства. Развитие демократии возможно только в обществе с высокоразвитым духовным потенциалом, который невозможен без репродукции достижений исторического прогресса. Ценностью и главным богатством демократического общества является человек. При становлении системы новой идеологии необходимо осмысле-
ние членами общества пути развития нашего государства морально-этических и общечеловеческих норм и принципов, вкладываемых в идеологию с пониманием межличностных отношений.
Единство духовной сферы общественной жизни зависит от согласованности задач теоретического уровня исторического сознания с культурными потребностями социальной практики. По словам Ж. То-щенко: «.объективные потребности, которые созрели, должны быть осознаны, пережиты, приняты общественным сознанием. Без этого процесса никакие изменения не будут закреплены, если они не найдут отклик в сердцах и думах людей» [9, с. 184].
Таким образом, историческое сознание способно возродить нравственные ориентиры человеческого бытия, содействуя этим взаимовлиянию индивидуальной и коллективной форм памяти, субъективных и объективных факторов их развития на всех уровнях общественной жизни. Причём, чем интенсивнее данное взаимодействие, тем выше значимость проявления вышеназванной формы сознания среди других сфер общественных отношений, при становлении новых идеологических постулатов.
Целостность индивидуально-общественного бытия являет сотворческое, созидательное начало всех форм общественных отношений, когда проблемы и противоречия всех членов общества становятся собственными проблемами её отдельных индивидов. При этом, чем более индивидуализирован общественный способ жизни, тем более индивидуальному сознанию свойственна подлинно духовная работа, творчески отражающая объективную действительность. И соответственно, чем более самостоятелен способ жизни личности, тем активнее индивидуальное сознание, структурирующее личную жизнь.
Достижение нравственного консенсуса личности и общества возможно в единстве всех сторон индивидуальной и коллективной сфер человеческой жизнедеятельности. При этом, основу общечеловеческих морально-эмпирических норм составляют два начала - субъективное и объективное: стремление к собственному благу и сознание ответственности перед будущими членами общества. Необходимо осознание всеми членами общества понятия общего блага, как идеи защиты интересов всех граждан государства, с целью создания условий для развития каждой отдельно взятой личности, освоения ею ценностей духовной культуры.
Признаком духовной культуры личности является готовность к саморазвитию и самоотдаче, способность обогащения своего внутреннего мира достижениями общечеловеческой культуры на протяжении развития всех исторических эпох. Исторический опыт человечества воплощён в созданных им культурных ценностях, отражающих взаимодействие и преемственность гуманных идей, многообразных форм общественных отношений, направленных на созидание творчества и свободу идеологического мышления. При этом, открытие границ духовного мира происходит при формировании единого мировоззрения с общими интересами и нравственными нормами у различных социальных
слоёв населения.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: историческое сознание актуализируется, и способно привести в движение все формы общественных отношений, апеллируя к архетипу индивидуальной и коллективной памяти. Отражаясь во всех сферах общественной деятельности, историческая память рассматривает их в единстве духовной жизни, в совокупности культурных связей данной системы.
Историческое сознание на этапе современности занимает центральное место в системе общественных отношений, более того не одно явление общественной жизни не может начинаться без предварительного осмысления исторических фактов, его породивших. По мере развития общественных отношений оно пронизывает все структуры общества, все его сферы. Если представить его как развивающейся во времени процесс, то ясно, что оно всё больше возрастает и усложняется, усиливается его значимость по мере перехода от одного состояния общества к другому.
Системность - доминанта исторического сознания. Историческое сознание рассматривает проявления духовной жизни всех форм общественных отношений как целостное развитие бытия, единство связей и частей которого изменяется закономерно и преемственно. Преемственность - это качественная характеристика системы, которая означает, что каждая социальная общность определённой исторической эпохи на этапе своего становления содержит, наряду с элементами настоящего, элементы прошлого, динамическое развитие которого позволяет рассматривать историю как диалектический процесс.
Процессы, происходящие во всех сферах общественных отношений, предполагают закономерность и последовательность исторических событий и явлений, изменений их во времени, в соответствии с социальной действительностью той или иной общественно-экономической формации. По мнению российского философа В. Тишкова, «каждое поколение людей как бы создаёт свою версию истории, в большей степени соответствующую вопросам и проблемам, которые встают перед живущим поколением» [8, с. 6].
Непрерывная последовательность смены поколений является неотъемлемой частью социальных связей. Системность исторического сознания как объекта исследования предполагает опору на принцип историзма. Принцип историзма даёт возможность распознать общие тенденции и закономерности развития духовной стороны общественной жизни, выявить характер и природу модификаций общественных связей в определённых условиях общественно-исторической практики.
Специфика отражения действительности по-разному сочетается в различных формах общественных отношений, из-за смены мировоззренческих парадигм, претерпевающих изменения в пространственном разрезе исторического времени. В связи с этим, для каждой мировоззренческой установки характерен определённый тип историзма, соответствующий прогрессу той или иной культурно-исторической эпохи. Так религиозные отношения базируются на провиден-
циальном историзме, рассматривающем мир объективных запредельных отношений, которые не могут быть раскрыты вне причинно-следственной связи между историческими явлениями и самой Божественной Благодати. Политические отношения - на предметно-практической деятельности индивидов, выражающих идеологический характер определённых классовых позиций, интерпретируя все общественные явления на основании марксистского историзма.
На этапе современности, историческое сознание должно определять место личности и общества конкретной исторической эпохи в развитии субъективно-объективных отношений человеческой жизнедеятельности, обусловливающих не только её осознание, но и осуществление в рамках определённого социального сообщества. Оценка настоящего, учитывающего прошлое, систематизирует мировоззренческую направленность личности, определяя её потребности и стремления к участию изменения действительности.
С этой точки зрения, исторический процесс - это процесс созидания человеком своей исторической, социальной природы. «Мысленно воссоздавая прошлое, наследником которого он является, общественный индивид в действительности воспроизводит процесс собственного становления» [5, с. 58]. На основании принципа историзма историческое сознание представляет собой развивающуюся форму духовного производства, которая в процессе реконструкции общественной жизни накапливает и обновляет создаваемый поколениями культурный потенциал духовной жизни минувших поколений.
Духовная сфера представляет собой целостное образование, развитие которого сопровождается взаимообогащением и укреплением связей между формами общественных отношений, социальная динамика которых обусловливается жизнедеятельностной преемственностью ценностных ориентиров многих поколений. Возрождение нравственных идей и принципов способствует накоплению духовных ценностей общественной жизни, играющей важную роль в осознании российской действительности. При этом под влиянием исторической необходимости происходит модификация и изменение новых процессов и явлений, преломляющих мировоззрение личности и общества в восстановленной картине общественной жизни. «Растущее чувство историчности мира, - по словам Н. Копосова, российского философа, - выражает стремление мыслить исторически в вечном настоящем» [2, с. 20].
Накопление, передача и закрепление исторического опыта происходит через социальные связи общественных отношений, интерсубъективная потенциальность которых рассматривает все ценности человеческого бытия в единстве эмпирического и теоретического уровней форм сознания. Опыт человеческой жизнедеятельности на обыденном уровне исторического сознания заключается в осмыслении событий и фактов, представлениях о жизни, на основании социальной практики.
Эмпирическая зависимость и установки к накоплению этого опыта составляют опытный базис теоре-
тического уровня познания, на основании которого происходит утверждение тех или иных истин. Теоретико-познавательные исследования предметно-практической деятельности субъектов позволяют систематизировать ценности духовной жизни предшествующих поколений в целостность их развития, для идеологического обеспечения решаемых обществом задач.
Следует отметить особенность исторического сознания - интегративность. Историческое сознание интегрирует ценностные ориентиры эмпирических и теоретических знаний о мире в духовное целое начало всех форм общественных отношений, в единстве индивидуальной и общественной форм сознания. Сближение идейно-теоретического и социально-психологического, личного и общественного представляют собой важную социокультурную доминанту нашей эпохи, призванной решить потребности современного общества в гуманизации общественных отношений.
Экзистенциональная потребность в человечности выступает важнейшим фактором духовного поиска современной эпохи, высшей ценностью которой является идея Человека. Необходимым условием гуманизации общества должно стать понимание человека как целостного существа в единстве личного и общественного, способствующего расширению социального пространства при сохранении его самобытности и индивидуальности. Гуманизация общественной жизни предполагает не только констатацию оценок её процессов и событий на теоретическом уровне исторического сознания, но и их фиксацию на обыденном уровне общественных отношений, требующих убеждённости и активной совместной деятельности всех членов социума для решения задач текущей социальной жизни.
Сближение индивидуального и коллективного возможно при наличии творческого, созидательного начала общественной деятельности, предполагающей конструктивное, а не пассивное отражение социальных процессов объективной действительности. Историческое сознание, в этом социокультурном контексте, экстраполирует ценностное наследие прошлого в настоящее, определяя пути реализации гуманистических идеалов и являясь главным средством социальной интеграции, в общеисторическом процессе становления общества. Органически синтезируя цен-
ностные ориентиры идеологических положений и социально-психологических явлений прошлого, данная форма сознания должна играть определяющую интегрирующую функцию среди форм общественных отношений на этапе современности.
Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что историческое сознание является продуктом созерцания субъекта содержания собственного внутреннего мира. Оно является осознанием и оценкой человека самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности как личности, т.е. своего нравственного облика, ценностей, идеалов и мотивов поведения. В то же время оно носит общественный характер, т.к. может быть свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов исторического сознания, в аспекте ретроспекции.
Следовательно, можно констатировать, что специфика исторического сознания среди форм общественных отношений обусловливается наличием существенных особенностей, таких как системность, историзм, интегративность, базирующихся на ценностных ориентирах прошлого. В этом смысле - сущность исторического сознания проявляется в том, что оно выступает отражением жизни общества в его ретроспективном образе.
Ретроспективный образ - конкретная и одновременно реконструированная картина общественного развития, основанная на изложении событий прошлого и включающая в себя индивидуальную и коллективную память о них. Процесс реконструкции и социальная память субъективны и объективны (включают в себя совокупность индивидуального и общественного сознания). Будучи ретроспективно-образным способом познания действительности, историческое сознание утверждает и оценивает систему ценностей, связанных в контексте исторической памяти с общественно-историческим процессом развития той или иной эпохи.
Следовательно, историческое сознание является основным элементом общественных отношений, направленных на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности индивидов в обществе, представляющего все стороны общественной жизни как целостного социального организма.
Библиографический список
1. Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории. 1982. № 12. С. 49-67.
2. Копосов Н.Е. Память строгого режима: История и политика в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.
3. Леопа А.В. Трансформация исторического сознания в переходный период истории, конец XX - начало XXI века. Красноярск: СФУ, 2012. 242 с.
4. Общественное сознание и его формы / под ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. 365 с.
5. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 35-47.
6. Соловьёв В.С. Национальный вопрос в России. М.: АСТ, 2007. 505 с.
7. Суглобов Г.А. Традиции и патриотическое воспитание // Вопросы философии. № 5. 1985. С. 47-57.
8. Тишков В.А. Новая историческая культура // Новая и новейшая история. 2011. № 2. С. 3-23.
9. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
10. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // Цепь времен: проблемы исторического сознания: Сб. статей под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИРИАН, 2005. С. 39-62.