ни девиантного поведения не привели к каким-либо развернутым концепциям вандализма.
Список литературы:
1. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - 2-е изд., доп. -М., 1997. - С. 8-9.
2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2003. -С. 11-13.
3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - С. 24-30.
4. Советский энциклопедический словарь. - М., 1989.
5. Платонов О. Путешествие в Китеж-град // Вестник Московского университета. - 1989. - №2. - С. 56.
6. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - М., 1965. - С. 520-521.
7. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово, 1996. - С. 67-69.
8. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1998.
9. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. - 1993. - № 1.
10. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. -Киев, 1997.
ЭМПАТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕНИЯ © Кашуба И.В.*
Магнитогорский государственный технический институт им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Общение есть первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе, и уже одно это показывает его значение в человеческой жизни как условия успешного осуществления и развития личности. Понятие «общение» является одной из основных категорий психологии и рассматривается всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность; именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Эмпатия, таким образом, неразрывно связан с общением, чем выше уровень развития эмпатии, тем эффективнее общение.
♦ Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук
Основным регулятором социальной сферы жизнедеятельности человека выступает общение, социальный смысл которого состоит в том, что оно является средством передачи культуры и общественного опыта. У разных людей разные способности к общению. В то время как одни из них, вступая в контакты с окружающими, без особых усилий со своей стороны или поддерживают, или просто создают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность и провоцируют у последних отрицательные эмоции [2, С. 65].
Как показали исследования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ребенка проявляется потребность: в доброжелательном внимании; в сотрудничестве; в уважительном отношении взрослого; во взаимопонимании и сопереживании. При этом ученый отталкивается оттого, что одна из исходных функций общения состоит в организации совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, включающему и его преобразование. Значит, у человека существует необходимость в общении, так как для эффективного совместного действия необходимо, чтобы участники хорошо знали и правильно оценивали не только себя, но и других людей [4, С. 77]. Именно этому способствует развитие эмпатии.
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы встречается полемика по поводу определения «общение». Во-первых, сам термин не имеет точного аналога в западной социальной психологии, во-вторых, как отмечает Г.М. Андреева «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории (деятельности) [1, С. 76]. Мы понимаем под общением взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [4, С. 77].
Мудрик А.В. предлагает рассматривать пять аспектов подготовки к общению: развитие особенностей мышления; формирования навыка свободного владения речью; формирование определенных установок в сфере общения; развитие и формирование новых коммуникативных умений; развитие определенных личностных особенностей, в том числе эмпатии [5, С. 96].
В структуре общения выделяют четыре компонента: когнитивно-информационный; регулятивно-поведенческий; аффективно-эмпатийный; социально-перцептивный. Первый связан с процессом приемки и передачи информации, осуществляемым языковыми, второй компонент заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий, третий описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне. Четвертый компонент связан с процес-
сами взаимного восприятия, понимания и познания субъектов в процессе общения (т.е. эмпатии) [3, С. 268].
На данный момент в психолого-педагогической теории не существует установившейся точки зрения на то, что понимать под эмпатией - эмоциональный отклик или интеллектуальный процесс. Рассматривая существующие определения эмпатии, выделяют наиболее часто встречающиеся: понимание чувств, потребностей другого; вчувствование в событие, объект искусства, природу; аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы, свойство психотерапевта. Толкование природы и механизмов феномена эмпатии во многом определяется традициями психологических школ, что послужило причиной возникновения следующих дефиниций феномена: сопереживание, сочувствие, чуткость, эмоциональная идентификация, социальная сензитивность.
В эмоциональных теориях эмпатия рассматривается как идентификация, эмоциональное заражение, сонастроенность, эмоциональное проникновение. Теории, представляющие эмпатию как чисто когнитивный феномен, говорят о воображаемом переносе, «как», «если бы», умении увидеть мир глазами других, с их позиции. Действенный компонент эмпатии - сочувствие, сострадание.
Реан А.А. полагает, что способность к переживанию имеет значение для процесса межличностного познания и для эффективного общения [7, С. 332].
Сластенин А.В. замечает, что в процессе установления взаимоотношений между людьми большое значение имеет эмпатия (сопереживание), являясь условием более успешного решения всех профессиональных задач [6, С. 52].
Якунин В. А. придерживается мнения о том, что к числу факторов, обусловливающих взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и в деятельности, следует отнести и те способы и приемы, с помощью которых достигается понимание одним человеком другого. Основными среди них являются механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии [8, С. 569].
Точку зрения о значении постижения эмоционального состояния партнера по общению, его переживаний, как условия эффективного взаимодействия разделяют Т.П. Гаврилова, М.И. Еникеев, Я.Л. Коломенский, В.А. Лабунская, Л.А. Петровская, Т.В. Романова, К. Рудестам, Т. Шибута-ни и другие.
Поскольку мы считаем, что эмпатия - это способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений, то, несомненно: эмпатия и общение взаимосвязаны и взаимозависимы; развитая эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений.
Борисенко С.Б. полагает, что эмпатия имеет ту же структуру, что и общение в целом, включая в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. В качестве аффективного компонента выступает процесс сопереживания, в основе которого лежит механизм эмоциональной идентификации, т.е. переживание человеком тех же эмоциональных состояний и чувств, что и другой человек. Когнитивная форма эмпатии -сочувствие или личностная рефлексия, представляющая собой способность понимания эмоционального состояния и чувств другого человека, переживание одним человеком по поводу иных чувств и эмоций другого. Поведенческая сторона эмпатии проявляется в реальном содействии другим людям, в устойчивых формах поведения и поступках, определяемых уровнем нравственного развития личности. [8, С. 570].
В жизни конкретного человека эмпатия: исходящая от субъекта эмпа-тии, увеличивает его способность убеждать; помогает преодолевать психическую защиту другого; расширяет представления о жизни других; обогащает собственный эмоциональный опыт; развивает личность и систему её ценностей; несёт охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.
Таким образом, мы можем сделать вывод о роли эмпатии в эффективном общении (человек с развитым эмпатическим потенциалом умеет поставить себя на место другого, обладает способностью к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей). Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, позволяя партнерам по общению, лучше понять друг друга, построив взаимоотношения на качественно новом уровне. Способность человека проявлять эмпатию - неотъемлемый компонент его культуры.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Наука, 1986. -144 с.
5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шия-нов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
7. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999 - 416 с.
8. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-42.
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ТЕРМИНА «КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ»
© Лощакова А.Б.*
Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск
В данной статье кратко проанализированы различные толкования термина «коммуникативная рефлексия» и смежных с ним понятий в современной психологической науке.
Понятие «рефлексия» (от лат. Reflexio - «обращение назад») стало традиционным в психологии и в широком смысле означает отражение, переосмысление человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания. Семенов И.Н., Степанов В.Ю. [6] выделяют 4 типа рефлексии (в зависимости от того, какая предметная реальность отражается, рефлексируется): кооперативная, коммуникативная, интеллектуальная, личностная.
Предметом нашего научного интереса является коммуникативная рефлексия. В научных исследованиях этот тип связывают с процессами межличностного общения и социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.Е. Берлянд, И. С. Кон, Л. А. Петровская и др.).
Анализируя психолого-педагогичекую литературу, мы обратили внимание, что в ней отсутствует четкое и однозначное определение коммуникативной рефлексии. При этом разные авторы, определяя сущность понятия рефлексии в коммуникативном процессе, называют ее «социальной», «социально-психологической», «коммуникативной», «межличностной» или «рефлексией в общении». По широте вкладываемых смыслов, мы кратко рассмотрели психологическое наполнение данных определений разными авторами.
Термин «социальная рефлексия» встречается в работах М.С. Мирима-новой, М.Р. Битяновой, Е.Н. Ткач и др. Под ним авторы понимают следующее:
♦ Старший преподаватель кафедры Менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы