Научная статья на тему 'Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции преподавателя вуза'

Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1869
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ / ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EMPATHY / ACTIVE LISTENING / INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабалина Лариса Александровна

В статье рассматривается эмпатия как важная составляющая коммуникативной компетентности преподавателя вуза. В деятельности преподавателя вуза эмпатия выступает как условие продуктивного профессионального общения, так и предстаёт как объект формирования. Перечислены приёмы, позволяющие не только формировать эмпатийную культуру студента, но и поддерживать определённый уровень эмпатийной культуры самого преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабалина Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AS A COMPONENT OF UNIVERSITY TEACHER’S COMMUNICATIVE COMPETENCE

Empathy is considered as an important component of the university teacher’s communicative competence. As concerns a teacher’s activities, empathy is both a condition for efficient professional communication and an object of formation. The techniques, which allow for forming the student’s culture of empathy and keep up that of the teacher are offered.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции преподавателя вуза»

УДК 37.015.3

ЭМПАТИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Лариса Александровна Шабалина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, тел. (383)361-09-51, e-mail: larisa_shabalina@mail.ru

В статье рассматривается эмпатия как важная составляющая коммуникативной компетентности преподавателя вуза. В деятельности преподавателя вуза эмпатия выступает как условие продуктивного профессионального общения, так и предстаёт как объект формирования. Перечислены приёмы, позволяющие не только формировать эмпатийную культуру студента, но и поддерживать определённый уровень эмпатийной культуры самого преподавателя.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, активное слушание, диалоговое общение.

EMPATHY AS A COMPONENT OF UNIVERSITY TEACHER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE

Larisa A. Shebalina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, tel. (383)361-09-51, e-mail: larisa_shabalina@mail.ru

Empathy is considered as an important component of the university teacher's communicative competence. As concerns a teacher's activities, empathy is both a condition for efficient professional communication and an object of formation. The techniques, which allow for forming the student's culture of empathy and keep up that of the teacher are offered.

Key words: communicative competence, empathy, active listening, interaction.

Коммуникативная компетенция относится к ключевым компетенциям, необходимым для профессиональной педагогической деятельности. Коммуникативная компетентность определяется многими психологами как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [1, с. 19]. Она проявляется в понимании и сопереживании чувствам, мыслям, ожиданиям и стремлениям партнёра по общению. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы включает умение быть внимательным, вежливым, доброжелательным по отношению к студентам, умения слушать и понимать их, владеть психологическими механизмами эмпатии, идентификации, адаптации, рефлексии, каузальной атрибуции [2, с. 180]. Коммуникативная компетентность преподавателя обеспечивает формирование коммуникативного потенциала у студентов и является условием эффективного педагогического общения.

Коммуникативные способности преподавателей и их компетентность в общении, по мнению С. Д. Смирнова, особенно ценятся студентами младших курсов, которые в большей степени, чем студенты 3-4 курсов, в своих оценках преподавателей выделяют их личностные качества. В модели «хорошего» преподавателя на первом месте они ставят понимание студента преподавателем, сочувствие ему. Начиная с третьего курса, студенты отдают предпочтение профессиональной компетентности. К концу обучения в вузе снова возрастает ценность личностных качеств преподавателей, хотя и не достигает той величины, которая имела место у первокурсников [9, с. 245-246].

Из качеств, которые современные студенты больше всего ценят в преподавателях, обычно выделяют широкий кругозор, знание и увлечённость предметом, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость [10, с. 245-246].

Среди негативных качеств они часто выделяют низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость [10, с. 245-246].

Большая часть названных студентами качеств личности преподавателя относится к его коммуникативной компетентности.

Важным показателем уровня коммуникативной компетентности преподавателя является эмпатия.

Понятие эмпатии было введено в психологию в 1903 году Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека (1909). Термин «эмпатия» (empathy) впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок к понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение-проникновение в ...), применённого Т. Липпсом в 1885 году в связи с психологической теорией воздействия искусства [5]. Если симпатия обозначает соучастие в переживания другого (syn+pathos - чувствовать «с»), то эмпатия подразумевает направленность на внутренний мир другого человека (en + pathos - чувствовать «в»).

Другое толкование исходит от греч. empatheia - ^переживание, эмпатия рассматривается как способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним [5].

Дж. Иган в своём определении подчеркнул важность в эмпатии когнитивного начала и взаимной связи в сопереживании: «Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание» [3].

В современной психологической науке не существует единого мнения относительно того, что следует понимать под эмпатией. Анализируя определения эмпатии, данные зарубежными психологами, можно выделить следующие наиболее часто встречающие: 1) понимание чувств другого; 2) вчувствование в событие; 3) аффективная связь с другим; 4) свойство психотерапевта [9].

В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т. П.

Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Н. Н. Обозов и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А. А. Бодалев, Л. П. Выговская, И. М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В. С. Агеев, С. Б. Борисенко, А. Г. Ковалёв и др.).

Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатия, определяя её либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая её с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эм-патия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, альтруизм, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

Эмпатия играет ключевую роль в тех видах деятельности, эффективность которых в большой степени зависит от межличностного взаимодействия, как, например, торговля, управление, и, в первую очередь, обучение.

Общей чертой профессионалов, занятых в сфере образования, по мнению Е. А. Климова, является значительный объём и интенсивность контактов при взаимодействии с различными людьми. Преподавателям необходимо ориентироваться на настроение, поведение, образ жизни людей и формы их активности [6].

Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитие эмпатии -ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувство-вания в мир партнёра по общению, и прежде всего в обучении и воспитании. Вот почему эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога [8, с. 46].

Как отмечал В. А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков» [8, с. 46].

Большое значение в работе преподавателя Е. А. Климов придаёт умению слушать и слышать другого человека. Важно постижение чувств другого на основе эмоционального опыта, через ассоциации и переносы [7].

В педагогической практике эффективно применяется метод активного слушания, разработанный американским психологом, одним из лидеров гуманистической психологии Карлом Роджерсом. Его цель - установить более человечные отношения между партнёрами по общению в профессиональной или учебной деятельности. Активное слушание - это набор техник коммуникации и личностного развития, которые могут быть применены ко всем типам отношений. Иногда его называют «доброжелательное слушание». Несмотря на то, что

в активном слушании на первый план выступает отражение информации, оно подразумевает проявление эмпатии как безоценочного сопереживания эмоциональному состоянию другого человека [11].

В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь. Для достижения положительных результатов общения важно определить индивидуальные особенности собеседников и учитывать их, а также существующие правила общения [4].

В современном образовательном процессе психологический контакт, доверительность и диалогичность являются основными требованиями к организации процесса общения преподавателя со студентом.

Личностный подход становится эффективным, если преподаватель в каждом студенте видит уникальную личность, в которой необходимо развивать сознание собственной неповторимости. Тот, кто видит и ценит личность в себе, сможет увидеть и принять личностные особенности каждого из окружающих его студентов, коллег и других людей.

Преподаватель вуза формирует эмпатийную культуру студента. Становлению и развитию эмпатической культуры студентов способствует прежде всего диалоговое общение. Диалоговое общение как метод располагает богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приёмов. Сформулируем суть данных приёмов.

1. Идентификация - понимание другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. Перенос себя в ситуацию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека.

2. Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но не может сделать это достаточно ясно. Он ещё не полностью осознаёт свои чувства и состояние. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознаёт.

3. Резюмирование - приём, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

4. «Зеркало» - приём повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот приём предполагает только отражение высказывания студента. «Зеркало» помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный приём направлен на установление взаимопонимания.

5. Разновидность приёма «зеркало» - «эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли студента и приписывания ему того, что не было сказано.

6. «Имя собственное» - при взаимодействии со студентом следует чаще обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.

7. Подбадривания и заверения - это приёмы подтверждения того, что преподаватель хочет принять мысли и чувства студента безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Примеры реакций такого типа: «Да, я понимаю Ваше состояние», «Продолжайте, это интересно», «Приятно слышать».

8. Вопросы, поясняющие позицию студента (т.е. вопросы с его точки зрения). Это неоценочные вопросы, которые являются реакцией преподавателя на высказанное и выраженное студентом мнение в диалоге. Основная цель таких вопросов - стремление прояснить мысли, чувства и представления студентов. В качестве ключевых фраз, используемых как такие вопросы, могут быть: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Не повторите ли Вы ещё раз то, что сказали?», «Я не понимаю, что Вы имели в виду?».

9. Самораскрытие - иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает студент. Конкретные ситуации должны быть безоценочными, т.е. не иметь характер моральных оценок и поучений.

10. Эмоциональный отклик - это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Данный приём может оказать влияние не только на отдельные действия студента, но и на его эмоциональное состояние в целом.

11. Установление личного контакта. Личный контакт может быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается посредством прикосновения; визуальный - посредством взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный, когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры студентов представляет визуальный контакт - взгляд глаза в глаза. Р. Кэмпбелл пишет: "Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей".

12. Шутка и юмор. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Проблема данного приема не в его признании, а в его организации. Как научить студента шутить? Мысленно подняться над ситуацией и посмотреть на нее со стороны, попытаться обнаружить смешную сторону в противостоянии двух партнеров, при этом обозначить словесно, что видится со стороны.

Все вышеперечисленные приёмы позволяют не только формировать эмпа-тийную культуру студента, но и поддерживать определённый уровень эмпатий-ной культуры самого преподавателя.

Таким образом, в деятельности преподавателя вуза эмпатия выступает как условие продуктивного профессионального общения и является важным показателем его коммуникативной компетентности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буртовая Н. Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. 2, ч. 2. С. 19-21.

2. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6. С. 180-181.

3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147-158.

4. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009.

5. Васильева Л. Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Серия педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. - 2010, том 16, № 1. - С. 165-169.

6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 1995 - 224 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - 400 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с:

9. Самсоненко Л. С. Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.openipk.ru/kp/text/psy-02.doc

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

11. Череменская Г. Можно ли встать на место другого человека? // Психология. -2014. - № 102. С. 80-84.

© Л. А. Шабалина, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.