Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ИХ КОРРЕКЦИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ИХ КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КОРРЕКЦИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИИ / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрина Алла Анатольевна, Коченкова Любовь Павловна

В статье авторы анализируют теоретические подходы к понятию «эмоциональная модальность» в психолого-педагогической литературе; выделяют особенности проявления эмоциональных модальностей учителя, методы и приёмы коррекции эмоциональных модальностей педагога. Представлены результаты исследования по реализации программы коррекции эмоциональных модальностей современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрина Алла Анатольевна, Коченкова Любовь Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL MODALITIES OF A MODERN TEACHER AND THEIR CORRECTION

In the article the authors analyze the theoretical approaches to the concept of "emotional modality" in the psychological and pedagogical literature; highlight the features of the manifestation of the emotional modalities of the teacher, methods and techniques for correcting the emotional modalities of the teacher. The results of the study on the implementation of the program of correction of emotional modalities of the modern teacher are presented.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ИХ КОРРЕКЦИЯ»

54 East European Scientific Journal #10(74), 2021

3. Кримшальний кодекс Украши: Кодекс, Закон вад 05.04.2001 № 2341-III // Вадомосп Верховно! Ради Украши (ВВР), 2001, (№ 25-26) Офщшний веб-портал. //Режим доступу URL: https ://zakon. rada.gov.ua/laws/show/2341-14

5.Конвенщя про права дитини: ООН; Конвенция, М1жнародний документ вiд 20.11.1989.// Режим доступу URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/995_021#Text

6. Весельський В.К. Сучасш проблеми допиту (процесуальш, органiзацiйнi i тактичнi аспекти): Монографiя. - Ки!в: НВТ "Правник" - НАВСУ, 1999. - 126 с.

7. Колесник 1.А. "Тактика виявлення та нейтралiзацil добросовiсних помилок у показаниях сввдшв": автореф. дис. канд. юрид. наук:12.00.09 / Нацiональна юр идична академiя Украши iменi Ярослава Мудрого. - Х., 2010.-19 с.

8. Методичш рекомендацп щодо опитування дiтей у межах розслвдування: Метод. поаб. /

Автори-упоряд.: Г. Попов, I. Урумова, Т. Цюман; за заг. ред. Т. Цюман. К.:, 2021. - 112 с.

9. Методичш рекомендаций щодо опитування дней, що стали свiдками та/або жертвами насильства, а також вчинили насильство: Метод. посiб. / Автори-упоряд.: Д. Пурас, О. Калашник, О. Кочемировська; Т. Цюман; за заг. ред. Т. Цюман. К.: ФОП КЛИМЕНКО, 2015. - 114 с.

10. Проценко О.О. Верифшащя показань тд час допиту неповнолггаього шдозрюваного // Юридична психолопя : наук.журн./ [ ред. В.В. Черней ( голова) та ш].- Кшв: Нац.акад.внутр.справ, 2019-№2 (25)-с.

11. Скичко О.Ю. "Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии". - М. : Юрлитформ, 2006. - 183 с. : табл. - (б-ка криминалиста). - библиогр.: С. 167-182.

УДК 1 ГРНТИ 15

Yurina Alla Anatolevna

PhD, associate professor of the department of Pedagogical psychology of Adyghe State University (ASU), Russia

Kochenkova Lyubov Pavlovna PhD, associate professor of the department of Pedagogics and pedagogical technologies of Adyghe State University (ASU), Russia

EMOTIONAL MODALITIES OF A MODERN TEACHER AND THEIR CORRECTION

Юрина Алла Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

Коченкова Любовь Павловна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ИХ КОРРЕКЦИЯ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.4.74.146

Abstract. In the article the authors analyze the theoretical approaches to the concept of "emotional modality" in the psychological and pedagogical literature; highlight the features of the manifestation of the emotional modalities of the teacher, methods and techniques for correcting the emotional modalities of the teacher. The results of the study on the implementation of the program of correction of emotional modalities of the modern teacher are presented.

Аннотацияю В статье авторы анализируют теоретические подходы к понятию «эмоциональная модальность» в психолого-педагогической литературе; выделяют особенности проявления эмоциональных модальностей учителя, методы и приёмы коррекции эмоциональных модальностей педагога. Представлены результаты исследования по реализации программы коррекции эмоциональных модальностей современного педагога.

Keywords: emotional modality, teacher, correction, methods and techniques of correction, correction program.

Ключевые слова: эмоциональная модальность, педагог, коррекция, методы и приёмы коррекции, программа коррекции.

Постановка проблемы. Современный педагог одновременно является индивидуальным субъектом профессиональной педагогической деятельности и транслятором общечеловеческих

знаний, ценностей, норм и требований. Следовательно, его субъективная характеристика складывается из двух составляющих: когнитивной (знаниевой) и аксиологической (ценностной).

ÜB

B@gM

Когнитивная включает в себя предметные, методические, дидактические знания и умения, соответствует профессиональным требованиям и компетенциям. Аксиологическая составляющая строится на эмоциональной модальности как профессиональном качестве педагога, которое оказывает влияние на деятельность учителя, определяет эмоциональный настрой и устойчивость, темп реакций, пластичность или ригидность, экстраверсию или интроверсию.

На сегодняшний день школа предъявляет высокие требования к эмоциональным модальностям педагога, которые обусловлены необходимостью обладать стабильными нервными процессами, высоким эмоциональным тонусом, собранностью, терпением, выдержкой и спокойствием в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций. В современной отечественной науке наблюдается количественный рост эмпирических исследований, затрагивающих проблемы формирования и развития эмоциональной сферы личности (Ю.А. Аксенова, В.Г. Бочарова, Ю.М. Горвиц, Т.И. Ерофеева, Е.В. Зворыгина, О.К. Конева, П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов,

A.А. Митькин, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьякова, К. Роу, Е.М. Трофимова, Л.Д. Чайнова и др.).

Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам формирования личности педагога в процессе профессиональной деятельности (В.В. Белоус, Е.В. Бондаревская, Ю.П. Ветров, Б.З. Вульфов, Г.М. Гогиберидзе, Н.П. Клушина, И.Б. Котова, A.B. Непомнящий,

B.П. Озеров, М.М. Поташник, О.В. Соловьева, Т.И. Шамова, В.К. Шаповалов, Е.А. Ямбург).

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Анализ существующей практики показывает, что неуклонно растёт число педагогов, у которых доминируют эмоциональные модальности - «гнев», «страх» и «печаль», а вот модальность «радость» встречается значительно реже. В то же время коррекция данного явления среди педагогов осуществляется в недостаточной степени. Эта проблема чрезвычайно актуальна ввиду широкой распространённости и неблагоприятного влияния на психическое, соматическое и социальное благополучие не только учителей, но и обучающихся, вследствие этого возникает проблема исследования: каковы методы и приёмы коррекции эмоциональных модальностей педагогов? Обозначенная нами проблема и её актуальность определили цель, задачи и гипотезу исследования.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании программы коррекции

эмоциональных модальностей учителей.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что коррекция эмоциональных модальностей современного

East European Scientific Journal #10(74), 2021 55 педагога будет успешной при условии внедрения специальной программы, включающей методы и приёмы, ориентированные на оптимизацию эмоциональной направленности, повышение эмоционального интеллекта и модальности «радость», а также снижение модальностей «гнев», «страх», «печаль».

Изложение основного материала. Теоретический анализ проблемы показал, что эмоции человека являются предметом изучения учёных разных стран мира. В науке сложилось чёткое понимание, что их роль в процессе жизнедеятельности человека особая и отражена в первичных (временно-пространственная структура, модальность, интенсивность) и производственных (двухкомпонентность, двузначность,

обобщенность) характеристиках (Л.М. Веккер) [2]. Особую актуальность в научной среде получила первичная характеристика эмоций - модальность.

Рассмотренные нами исследования позволили установить, чем эмоциональная модальность отличается от эмоций, реакций и чувств человека. Она интегрирует данные понятия и формирует единую направленность эмоционального фона: приятно/неприятно,

удовлетворительно/неудовлетворительно и т.д.

Многоаспектность исследований,

посвященных эмоциональным модальностям (Е.Ф. Бажин, Л.М. Веккер, В. Вундт, Е.А. Громова, П.А. Евсюткина, К. Изард, А.Р. Петрулите, Г.Х. Шингаров и др.), говорят о трансформации понимания данного понятия от первичной характеристики эмоций до интеллектуального чувства, которое возникает в процессе развития личности в ходе решения мыслительных задач с использованием широкого спектра эмоциональных процессов. Особое внимание в нашей работе будет уделено эмоциональным модальностям педагога.

В.Я. Пилиповский поясняет, что в процессе исследования личности современного педагога доминирующая роль отводится его эмоциональности, которая является ключевым фактором организации взаимодействия в учебной деятельности, от её направленности зависит успешность обучающегося, уровень его мобилизации к действиям и активизация познавательной активности. Эмоциональность проявляется в виде модальностей. Автор выделяет четыре ключевые эмоциональные модальности современного педагога: радость, гнев, страх, печаль [5, с. 101-102].

Учёными выделена определенная взаимосвязь между эмоциями различной направленности и педагогическим стажем: чем больше педагогический стаж учителя, тем ниже эмоциональные модальности «гнев», «печаль», «страх» и выше «радость» (Т.Г. Сырицо) [9]. Эмоциональный интеллект выступает индикатором эмоциональных модальностей педагога. Изучением его составляющих занимались А.С. Силаков (самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки) [8], Ю.Н. Кулюткин

56 East European Scientific Journal #10(74), 2021 (уровень самооценки и притязаний, коммуникативная толерантность; уверенность, профессиональные компетенции, эмпатические способности) [3] и т.д.

Эмоциональные модальности педагога на современном этапе развития и функционирования системы образования в Российской Федерации транслируются через их направленность: альтруистическая, коммуникативная,

самоутверждающая, праксическая, пугническая, романтическая, знаниевая, духовная,

накопительная (А.Е. Ольшанникова) [4].

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что современный педагог обладает эмоциональными модальностями, особенности которых определяются спецификой

профессиональной деятельности.

По мнению Е.Ю. Азбукиной, коррекция - это одно из направлений работы педагога-психолога, которое отличается целенаправленным

воздействием на один из субъектов образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель) для изменения его личностных, характерологических особенностей и т.д. В обобщенном виде коррекция ориентирована на трансформацию одной из сфер личности: интеллектуальную, аффективную, поведенческую, морально-нравственную или мотивационно-потребностную [1].

Р.А. Тимошенко говорит о том, что процесс коррекции, как отдельное направление деятельности педагога-психолога образовательной организации, позволяет: индивидуально выстраивать маршрут развития личности; дифференцировать приёмы работы с учётом личностных особенностей субъекта

образовательного процесса, условий и специфики его социального функционирования; определять форму коррекционной деятельности

(индивидуальную, общую, специально

ориентированную); организовывать работу комплексного характера, где будут задействованы как все необходимые специалисты и учтены образ жизнедеятельности человека, его личностные возможности и перспективы дальнейшего становления и совершенствования [10, с. 5-8].

Одним из субъектов образовательного процесса является педагог. Процесс его профессионального роста оказывает существенное влияние на обучающихся, родителей и коллег. На сегодняшний день большая часть педагогических работников нуждается в коррекции их эмоциональных особенностей и проявлений.

В своей работе по коррекции эмоциональных модальностей мы ориентировались на классификацию методов Е.И. Рогова (метод просвещения, метод поддержки и сопровождения, методы коррекции эмоциональной сферы) [7]. В качестве приёмов была выбрана классификация Л.А. Регуш (саморегуляция, релаксация, визуализация, арт-терапевтические техники, коммуникативные игры, метафорические техники,

ив

ВВЯ]В

телесно-ориентированные приемы, медитативные техники) [6]. Таким образом, коррекция эмоциональных модальностей современного педагога направлена на изучение индивидуальных особенностей их проявления, выбор оптимальных методов и приёмов работы по их устранению.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В качестве эмпирических методов исследования были отобраны:

- методика «Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов» (Л.А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо);

- тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов);

- методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);

- методика «Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)».

Эмпирической базой исследования явились «СШ .№3», «СШ .№7» и «гимназия .№22» г. Майкопа Республики Адыгея. В качестве респондентов выступили педагогические работники

образовательных организаций в количестве 72 человек. 36 человек были определены в экспериментальную группу (ЭГ). 36 человек вошли в состав контрольной группы (КГ).

Первичная диагностика показала, что наиболее распространенными эмоциональными модальностями среди педагогов

экспериментальной и контрольной групп являлись: «гнев» (33%- ЭГ; 28%-КГ), «страх» (28%; 28%), «печаль» (22%; 22%). «Радость» диагностирована лишь у 17% испытуемых ЭГ и КГ соответственно.

Для испытуемых типичными являлись гностическая (78%; 72%), эстетическая (61%; 55%), коммуникативная (44%; 39%) и глорическая (44%; 39%) эмоциональные направленности. В недостаточной степени были развиты альтруистическая (39%; 33%), праксическая (22%; 22%), пугническая (22%; 22%), романтическая (17%; 17%) и гедонистическая (33%; 33%). Данный факт свидетельствовал о потребности учителей в гармоничном существовании, стремлении пребывать в физическом, душевном и духовном комфорте, эффективно взаимодействовать и общаться с людьми.

Среди испытуемых преобладал средний (39%; 39%) и низкий (39%; 44%) уровни развития эмоционального интеллекта. Высокий уровень был диагностирован у 22% педагогов ЭГ и 17% респондентов КГ.

У педагогов экспериментальной и контрольной групп доминирующими явились такие эмоции, как: страх (83%; 83%), отвращение (78%; 72%) гнев (67%; 67%), стыд (61%; 55%), вина (55%; 50%), презрение (50%; 44%). На недостаточном уровне развития находились такие эмоции как интерес (33%; 39%), радость (22%; 22%), удивление (17%; 22%).

ив

BBgSB

Данные результаты подтвердили

своевременность и актуальность программы коррекции эмоциональных модальностей педагога «Мир наших эмоций».

Целью программы была коррекция эмоциональных модальностей педагога.

Задачи программы:

1. Создание располагающей, доверительной атмосферы между участниками программы.

2. Стремление личности развиваться и совершенствоваться.

3. Повышение профессиональной компетентности педагога.

4. Оптимизация эмоциональной сферы респондентов.

5. Коррекция качественных характеристик эмоциональных направленностей.

6. Повышение уровня развития компонентов эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия.

Программа рассчитана на 11 занятий длительностью 1 час. Периодичность встреч - 2 раза в неделю.

В качестве методов, используемых в процессе коррекции, мы отнесли следующие:

- метод просвещения (групповые дискуссии, тематические беседы и др.);

- метод поддержки и сопровождения (кейс-задания, квесты, метафоры и др.);

- методы коррекции эмоциональной сферы (игровые технологии, телесно-ориентированные упражнения, медитативные техники и др.).

Приемы:

- саморегуляция («Горячий стул», «Управление своими эмоциями», «Самоанализ эмоций педагога», «Сильные стороны», «Пять уровней эмоций» и др.);

- релаксация (диафрагмальное дыхание, прогрессивная мышечная релаксация и др.);

- визуализация («Черный ящик», «Эстафета чувств» «Декатастрофизация» и др.);

- арт-терапевтические техники («Ваши эмоции», «Эмоциональная диагностика», «Абстракция», «Материализация», «Деревья», «Я -педагог» и др.);

- коммуникативные игры («Кинопробы», «Эмоциональный термометр», «Ситуация из жизни педагога», «Разговор по телефону», «Низкая культура диалога» и др.);

- метафорические техники («Обмен печалями»; «Работа с коучинговым кубиком по схеме GROW» и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- телесно-ориентированные приемы («Определи чувство», «Броуновское движение», «Моечная машина» и др.);

- медитативные техники (Мудрец из храма», «Концентрация на счете» и др.).

Специфической особенностью, разработанной нами коррекционной программы «Мир наших эмоций», является подразделение на три ключевых

East European Scientific Journal #10(74), 2021 57 раздела, ориентированных на изменение эмоциональных модальностей современного педагога:

Раздел 1. «Трансформация эмоций педагога» -направлен на снижение эмоциональных модальностей «гнев», «печаль», «страх», повышение «радости». Сюда входили занятия по темам: Эмоции в жизни педагога; Какая она, печаль современного учителя?; Проявление гнева в педагогической деятельности; Чего боятся учителя?; Работа, приносящая радость.

Раздел 2. «Повышение эмоционального интеллекта современного учителя» - ориентирован на повышение уровня развития эмоционального интеллекта в самом общем виде и его компонентов в частности (эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия). Темы занятий: Компоненты эмоциональной осведомленности; Мотивация и самомотивация в профессиональной деятельности учителя; Учимся управлять своими эмоциями.

Раздел 3. «Оптимизация эмоциональной направленности педагогического работника» -нацелен на сокращение негативных проявлений эмоций с учётом изменения ведущих потребностей личности. Данный раздел включал занятия по темам: Актуальные эмоциональные потребности современного педагога; Дифференциация эмоций учителя на рабочем месте; Я - учитель XXI века.

В дальнейшем был реализован контрольный этап исследования. После реализации программы коррекции «Мир наших эмоций», по её итогам прослеживалась положительная динамика у педагогов экспериментальной группы. Так эмоциональная модальность «радость» возросла с 17% до 38%, что повлекло за собой сокращение неблагоприятных модальностей «гнев» (с 33% до 28%), «страх» (с 28% до 17%), «печаль» (с 22% до 17%).

Среди испытуемых отмечена активизация всех потребностей человека. Отдельное внимание необходимо было уделить росту потребностей, которые напрямую определяют успешность педагогической деятельности. Глорическая эмоциональная направленность повысилась с 44% до 72%, акизитивная - с 28% до 39%, коммуникативная - с 44% до 61%, гностическая - с 78% до 83%, альтруистическая - с 39% до 50%; праксическая - с 22% до 39%; пугническая - с 22% до 33%. Таким образом, педагоги стали активнее проявлять стремление в самоутверждении, у них возросло желание развиваться интеллектуально и оказывать посильную помощь субъектам образовательного процесса.

У педагогов наблюдался как общий рост уровня эмоционального интеллекта, так и его компонентов: эмоциональной осведомленности, умения управлять собственными эмоциями, самомотивации к успешной профессиональной деятельности, эмпатических способностей и умения безошибочно распознавать эмоции и чувства других людей. Низкий уровень сократился

58 East European Scientific Journal #10(74), 2021 с 39% до 22%, средний увеличился с 39% до 44%. В свою очередь, высокий повысился с 22% до 34%.

Интерес повысился с 33% до 50%; радость - с 22% до 33%; удивление - с 17% до 28%. Проявление негативных эмоций сократилось: горе

- с 44% до 33%; гнев - с 67% до 50%; отвращение

- с 78% до 61%; презрение - с 50% до 33%; страх -с 83% до 55%; стыд - с 61% до 44%, вина - с 55% до 33%.

В контрольной группе зафиксирован рост учителей со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (с 39% до 44%) и сокращение численности испытуемых с низким уровнем с 44% до 39%. В количественном исчислении у одного педагога КГ отмечен естественный рост измеряемого показателя. Высокий уровень остался без изменений и составил 17%.

Среди респондентов контрольной группы наблюдались следующие тенденции: гнев увеличился с 67% до 72%, интерес - с 39% до 44%; страх сократился с 83% до 78%. Данные факты обусловлены изменениями, которые ежедневно происходят в профессиональной деятельности педагогов.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования выявлены положительные результаты, которые были подтверждены методами математической и статистической обработки материалов. В контрольной группе, где формирующий эксперимент не проводился, существенных результатов не выявлено.

Эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: коррекция эмоциональных модальностей современного педагога будет успешной при условии внедрения специальной программы, включающей методы и приёмы, ориентированные на оптимизацию эмоциональной направленности, повышение эмоционального интеллекта и модальности «радость», а также снижение модальностей «гнев», «страх», «печаль».

Выводы и предложения. Результаты теоретического и экспериментального

исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Современная система образования отличается постоянными инновационными изменениями и преобразованиями. Современный педагог - это уникальная многоаспектная, постоянно развивающаяся, творческая и идейная личность. Особое внимание в его профессиональном развитии уделяется доминирующей эмоциональной модальности, оказывающей прямое влияние на уровень развития эмоционального интеллекта и общей эмоциональной направленности.

2. Организация коррекции эмоциональных модальностей современного педагога ложится на плечи школьного педагога-психолога. От эффективности его деятельности зависит результативность образовательной организации, а

также успешность педагогической деятельности коллег.

Список литературы:

1. Азбукина Е. Ю. Особенности деятельности современного педагога // Вестник ТГПУ. 2009 №1(79). [Azbukina EY Features of the activity of the modern teacher. 2009. 1(79) (In Russ).]

3. httpsy/cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-sovremennogo-pedagoga /jscientia. 2021.10.19.)

2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998 [Vekker LM Psyche and reality: a unified theory of mental processes. Moscow: Meaning, 1998. (In Russ).]

3. Кулюткин Ю. Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. 1983 №3. С.51-62. [Kuljutkin YN Psychological knowledge and teacher // Questions of psychology. 1983 3:51-62 (In Russ).]

4. Ольшанникова А. Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974 3:65-74. [Olshannikova AE, Rabinovich LA Experience of research of some individual characteristics of emotionality. 1974 3:65-74 (In Russ).]

5. Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях современного общества // Педагогика. 1997 5. С.97-103. [Pilipovsky VY Requirements to the personality of the teacher in the conditions of modern society. Pedagogy. 1997 5:97-103 (In Russ).]

6. Регуш Л. А., Баева И. А., Орлова А. В. Тренинг педагогического мастерства // СПб: Питер, 2020. [Regush LA, Baeva IA, Orlova AV Training of pedagogical skill / St. Petersburg: Piter, 2020. (In Russ).]

7. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М. : Владос, 2001. [Rogov EI Emotions and will Moscow: Vlados, 2001. (In Russ).]

8. Силаков А. С. Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения в системе «Учитель-ученик» // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. 4(28). [Silakov AS Emotional modality of the teacher's activity as a factor of choice of the subject-subject style of communication in the system "Teacher-student" // Scientific notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. 2013. 4(28). (In Russ).]

4. https://cyberleninka.ru/article/n7emotsionalna ya-modalnost-deyatelnosti-pedagoga-kak-faktor-vybora-subekt-subektnogo-stilya-obscheniya-v-sisteme-uchitel-uchenik /jscientia. 2021.10.20)

9. Сырицо Т. Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб, 1997. [Syritso TG Emotionality as a professional-important quality of the teacher: Avtoreferat diss. Cand. Ped. Sciences. SPb, 1997. (In Russ).]

—— East European Scientific Journal #10(74), 2021 59

10. Тимошенко P. A. Диагностика и коррекция emotions in the process of training Moscow: Piter,

эмоций в процессе тренинга М.: Питер, 2016. 2016. (In Russ).] [Timoshenko PA Diagnostics and correction of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.