ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.942
Пырьев Евгений Александрович
кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В статье на основе примеров из русской классической литературы обосновывается борьба мотивов в поступках главных героев произведений. В качестве борьбы мотивов представлены две концепции, одна из которых основана на эмоциональных, другая - на интеллектуальных процессах. Соответственно, поступки литературных героев объясняются на сравнении эмоциональных и смыслообразующих мотивов. Основой эмоциональных мотивов является переживание человеком эмоций в адрес конкретных предметов, например, людей. Переживание эмоций запускает механизм неосознаваемых непреднамеренных действий. Они направлены в адрес предмета переживания и обусловлены модальностью эмоций. Каждая эмоция в зависимости от своей модальности переживания активность направляет на укрепление, совершенствование, на разрыв, на преодоление разрыва... связи с предметом. В свою очередь, смыслообразующие мотивы начинаются с потребностей, побуждающих интеллектуальную активность человека на поиск своего предмета, необходимого для удовлетворения потребности. С обнаружением предмета потребности появляется мотив. Мотивированные действия человека носят обдуманный, осмысленный и целесообразный характер. В свою очередь, действия, исходящие от эмоций часто человеком не осознаются, однако сами эмоции могут быть поняты и осознанны.
Ключевые слова: эмоции, интеллект, любовь, страсть, эмоциональные мотивы, смыслообразующие мотивы, сознательные и неосознаваемые действия.
Известно, что эмоции и интеллект участвуют в побуждении поведения и деятельности человека. В частности, интеллект является важной и составной частью сыслообразующего мотива, теоретические основы которого построил отечественный психолог А.Н. Леонтьев. В свою очередь, он отрицал существование эмоциональной мотивации, которую мы представляем в данной статье антитезой известной научной концепции [4].
Таким образом, чтобы понять основы эмоциональной мотивации важно проследить их соотношение со смыслообразующими мотивами. Лучше всего это сделать на примерах отечественной художественной литературы. В качестве примера в статье используется известный всем роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [7] и пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» [6].
Постановка проблемы. Важно подчеркнуть, что основные положения данной статьи являются итогом многолетних практических исследований автора, а также обобщений исследовательской мысли по обсуждаемому вопросу [1; 3; 4; 5; 8; 9; 10: 13; 14; 15].
Основы смыслообразующего мотива, представленные в данной статье антитезой эмоциональным мотивам раскрыты в психологии достаточно подробно. В качестве авторов, отстаивающих данную позицию, следует назвать А.Н. Леонтьева [4],
В.К. Вилюнаса [1], Р. Френкина [11] и многих других.
В настоящей статье представлена концепция, что переживание эмоций является ответом на состояние связи человека с предметом. Так, наличие крепкой связи с предметом сопровождается переживанием радости, любви, а разрыв с предметом приводит к переживанию эмоций злости и гнева. Другие эмоции (страх, удовольствие, печаль ...)
также являются ответом на состояние связи с предметом. Важно подчеркнуть, что под явлением «предмет» понимается много переменных, в первую очередь, это люди, вещи и события.
Эмоция, связанная с предметом образует феномен известный в психологии под названием «аффективный образ», помещенный в глубины психики конкретного человека. В психологическом содержании аффективного образа связь эмоции злости, любви, страсти, печали . с образом предмета. Образуется такая связь опытным механическим путем. В момент восприятия предмета или человека, эмоция, связанная с ним, активируется.
В зависимости от своей модальности эмоция направляет поведение человека на предмет с целью укрепления, совершенствования, разрыва, ухода, изменения, преобразования, установления . специфики этой связи. Мотивационная функция эмоций реализуется в непреднамеренных действиях, которые разворачиваются как вспомогательные средства в направленном воздействии на состояние связи в системе «человек - окружающий мир» [8].
Прежде чем подробно рассмотреть различие двух концепций напомним основные положения теории, отстаиваемые А.Н. Леонтьевым. Ключевым содержанием смыслообразующего мотива выступают категории - «потребность», «цель» и «мотив». Активность начинается с потребности, которая выполняет побудительную функцию. Создается напряжение, которое запускает интеллектуальный процесс поиска предмета. С его обнаружением поведение человека становится целенаправленным. Однако появление в психике цели или образа конечного результата еще не говорит о наличии мотива. А.Н. Леонтьев считал, что, мотивы субъектом должны еще осознаться: «обнаружение мотива составляет специальную задачу - задачу осознания мотива» [4, с. 51]. Процесс
48
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Пырьев Е.А., 2015
Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека
осознания мотива превращается в поиск смысла жизни или личностного смысла, который скрыт глубоко в психике. В результате мыслительного анализа из глубин психики «достается» «истинный мотив», например, долженствования (я должен, потому что ...), достижения (хочу успеха ...), власти (хочу контролировать людей .), патриотизма (хочу успеха для страны) и т.д. С обнаружением мотива поведение человека становится избирательным и направленным. Таким образом, в основе мотива по А.Н. Леонтьеву процесс осознания потребности и предмета, который ей отвечает. Основным психическим явлением, участвующим в рождении смыслообразующего мотива признается интеллект.
В эмоциональных мотивах поиска смысла жизни нет. Поэтому действия, побуждаемые эмоциями, могут иметь иррациональный характер. В частности, побуждения, исходящие от эмоций мести, страсти, гнева обычно приводят к разрушению психологических связей с человеком или к его физическому уничтожению. Справедливости ради - разрушение и уничтожение возможно увидеть и в побуждениях, исходящих от смыслообразующего мотива. Например, нет ничего жизнеутверждающего в решении одного человека в сознательном уничтожении другого.
Если действия, побуждаемые эмоциями, имеют неосознаваемый характер, то действия интеллектуального мотива осознанны и обдуманы. В эмоциях человек непосредственен и безрассуден; в интеллекте рационален, осмыслен, сознательно последователен.
Соотношение эмоциональных и смыслообразующих мотивов можно представить как борьбу мотивов. Это борьба между эмоцией, побуждающей неосознаваемые непреднамеренные действия человека и интеллектом, лежащим в основе сознательных или смыслообразующих мотивов.
Известную борьбу мотивов представим на примере переживания и поведения героев классической русской литературы. В последующем смыслообразующий мотив для доступности изложения будем называть «сознательным» или «интеллектуальным». Термин «эмоциональный мотив» оставим в прежней трактовке. В свою очередь, под мотивацией поведения человека будем понимать соотношение эмоциональных и смыслообразующих мотивов.
Психологический анализ основных положений статьи. Сравнительные характеристики борьбы мотивов между эмоциональным и интеллектуальным аспектами мотивации целесообразно начать с романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Интересно письмо Татьяны к герою романа - Евгению Онегину:
... Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! ...
Мы видим здесь признание в любви. В свою очередь, любовь существует как некая диспозиция, нашедшая свой предмет: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала». Образ Евгения и любовь к нему Татьяны были глубоко в психике и существовали в форме «аффективного образа». Из контекста произведения понятно, что эмоциональный образ стал результатом прочтения многочисленных французских романов. Эмоция любви привязана к образу и проявилась при непосредственном восприятии героя романа. Побуждаемая любовью, Татьяна пишет письмо, которое передает Евгению. Получив «холодную отповедь» на свое письмо Татьяна не отказывается от любви и ее непреднамеренные действия имеют продолжение. В частности, после отъезда Онегина, чтобы понять его натуру и внутренний мир, она много думает, читает, пытается объяснить себе его поступок. После мучительных и долгих переживаний соглашается с матерью и выходит замуж за генерала.
Прошло несколько лет, и по настоянию Евгения Онегина происходит встреча с замужней Татьяной. Она признается, что по-прежнему любит его, но просит ее больше не беспокоить:
... Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна ...
В предложенных словах Татьяны борьба мотивов между эмоциями и интеллектом. Да, она по-прежнему любит, но одновременно понимает, что настоящий поступок Онегина продиктован не влечением, а тщеславием. Она не видит самоотречения, на которое была способна сама. В его притязаниях она усматривает желание причинить ей боль и унижение.
Таким образом, мы видим, что любовь Татьяны не прошла. Причина этого видится в том, что непреднамеренные действия, отвечающие ее любви, не реализовались. В жизни героев после письма происходит ряд событий, в том числе смерть другого героя романа - Ленского на дуэли. Евгений уезжает. Татьяна погружается в книги, но их чтение было явно недостаточно, чтобы погасить сильную эмоцию. Однако, при повторной встрече героев повзрослевшая и отдумавшая Татьяна берет эмоции под контроль сознания. Для этого ей понадобилось несколько лет. В жизни так и происходит. Любовь захватывает сознание, но если не подкрепляется ответными действиями с противоположной стороны, постепенно уступает место рассудку, который берет под контроль эмоции.
Другой пример борьбы мотивов, т.е. между эмоциональным и интеллектуальным в психике человека мы наблюдаем в переживаниях и поведении Ларисы Огудаловой в драме А.Н. Островского «Бесприданница». В этом смысле показателен диалог Сергея Сергеича Паратова с Ларисой в завершающей сцене на пароходе после любовной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
49
ПСИХОЛОГИЯ
встречи. Лариса спрашивает Паратова: «Жена я теперь вам или как?». Ответ Паратова изобилует как эмоциональными, так и сознательными мотивами, в частности: «... допускаете ли вы, что человек, ... может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?». Далее Паратов продолжает: «Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны».
Любовь Ларисы откровенна, непосредственна, импульсивна и иррациональна. Она бросается в любовные отношения вся без остатка, игнорируя и не учитывая социальное осуждение. На первый взгляд, любовь Паратова также носит импульсивный и необдуманный характер. Правда, он говорит, что «угар страстного увлечения скоро проходит, . остается здравый рассудок». Однако важно подчеркнуть, что в последнем объяснении как таковой любви Паратова нет, есть месть Юлию Капитоновичу Карандышеву - жениху Ларисы. Нужно отметить, что эмоция мести имеет не только эмоциональное содержание, но и интеллектуальное. Может быть, поэтому: «Месть - это блюдо, которое подают холодным», т.е. обдуманным.
Паратов не любит, он мстит Карандышеву, потому что чувствует разрыв с предметом прошлого увлечения, т.е. Ларисой. Месть - это эмоция и действие одновременно. Нельзя мстить, не совершая действий, месть проявляется только в действиях мщения. В свою очередь, любовь возможно переживать без внешне организованных действий.
Любовь Карандышева к Ларисе отличается от любви всех героев - мужчин пьесы, в ней нет ничего рационального и рассудочного, поэтому следует говорить о переживании страсти. В последних эпизодах пьесы он кричит: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Лариса (с горькой улыбкой): «Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы». Карандышев: «Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен».
Лариса: «Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе».
Карандышев: «Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня».
Лариса: «Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты».
Карандышев: «Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас».
После нескольких реплик звучит роковой выстрел. Лариса умирает.
Возвращаясь к диалогу Ларисы с Паратовым, мы видим, что после откровенного разговора Ла-
риса прозревает, понимает, что ее любовь безответна, т.е. не находит выхода. В этот момент, после сильного эмоционального потрясения, включается сознание. «Проснувшимся» сознательным мотивом объясняется согласие Ларисы на предложение Кнурова совершить путешествие в Париж: «Я не нашла любви, так буду искать золота».
Непосредственные, импульсивные и неосознаваемые действия Ларисы Огудаловой, побуждаемые переживанием любви, приходят в противоречие с осмысленными и расчетливыми действиями купцов Мокия Пармевыча Кнурова и Василия Да-нилыча Вожеватова. Они последовательно и рационально ведут Ларису к согласию быть содержанкой. На протяжении всей пьесы действия купцов носят обдуманный и последовательный характер. Казалось, что в их сознательных и рациональных мотивах учтено все, кроме эмоционального поступка Карандышева: «Так не достанься же ты никому», - кричит он и стреляет в Ларису. Каран-дышев не просто любит - он переживает страсть и поэтому убивает. В любви созидательное продолжение, а в страсти - разрушительное. Лариса, которая любит, но не находит ее, умирая, говорит, что в своих бедах никого не винит, что всех прощает. Страсть Карандышева заканчивается не только гибелью Ларисы, но и «разрушением» самого себя.
Страсть Карандышева сродни разрушительным действиям рациональных и обдуманных мотивов купцов Кнурова и Вожеватова. На протяжении всей пьесы они убивают любовь Ларисы, ведя ее сознательно к душевной пропасти. Правда, сознательные мотивы в пьесе перечеркивают душу Ларисы, но не ее жизнь. В свою очередь, Карандышев своей страстью перечеркивает жизнь многих людей. В его действиях иррациональность, непосредственность и неосознаваемость эмоциональных мотивов.
Эмоциональные мотивы достаточно продолжительны и в этом ничуть не уступают смылообразу-ющим, т.е. сознательным мотивам. Эмоция любви может переживаться годами, также годами переживается ревность, зависть, месть и многие другие эмоции, «питающиеся» от конкретного предмета, чаще всего другого человека.
Эмоции, которые представлены выше, существуют не сами по себе, а привязаны к конкретным предметам, т.е. к людям, например, любовь Татьяны к Евгению; любовь Ларисы к Паратову; страсть Карандышева также имеет предметное содержание.
Эмоции являются ответом на состояние связи с предметом и направляют активность в сторону этой связи. Если эмоция любви является символом крепкой связи, то действия направляются на укрепление этой связи. Поведение, направленное на укрепление связей с предметом любви, мы видим в поступках Татьяны Лариной в начале романа и Ларисы Огудаловой вплоть до конца пьесы. Любит и Паратов, что видно в начале пьесы. Он на
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека
самом деле увлечен Ларисой. Затем в его эмоциях происходит метаморфоза и любовь уступает чувству мести в адрес Карандышева.
Действия Карандышева носят разрушительный характер. Побуждаемый страстью к Ларисе, он совершает массу необдуманных поступков: приглашает купцов на свое сватовство, напивается, ссорится с гостями и, наконец, убивает Ларису. В страсти нет укрепления связи с предметом, наоборот, действия направлены на разрыв этих связей. В этом специфика страсти, являющейся одной из форм любви.
По сюжету пьесы создается впечатление, что Харита Игнатьевна Огудалова также побуждаема эмоциональными мотивами. В частности, она активно показывает, что любит своих дочерей. В частности, пытаясь устроить их судьбу, постоянно выпрашивает деньги на их содержание, собирает гостей и устраивает званые вечера. Однако за всеми действиями, направленными на обустройство судьбы дочерей, просматривается забота о собственном благополучии. На самом деле в основе побуждений поведения старшей Огудаловой сознательные мотивы, направленные на преумножение денег. Действия Хариты Игнатьевны осмысленны и последовательны, но увы, также не приводят к созиданию.
В основе сознательных мотивов стремление к установлению связей с предметом. Это то, что объединяет сознательные мотивы с эмоциональными, в частности, с эмоцией любви. Но если в эмоциях действия непреднамеренные и часто неосознаваемые, то в сознательных мотивах действия имеют плановый, целесообразный и сознательный характер. Таковыми являются действия купцов Кнурова и Вожеватова. Именно побуждаемые сознательными мотивами, они обдуманно и планомерно стремятся превратить Ларису в содержанку.
Действия Евгения Онегина, в конце романа, добивающегося благосклонности замужней Татьяны, также рациональны и обдуманны. В свою очередь, действия Татьяны, взявшей под контроль свои эмоции, также отвечают сознательному мотиву. В частности, в конце романа она отказывает Евгению в любви, объясняя свой поступок замужеством.
Лариса Огудалова также меняет неосознаваемые эмоциональные мотивы на сознательные. Например, разочаровавшись в любви, соглашается на предложение Кнурова поехать в Париж.
Сознательные и эмоциональные мотивы постоянно конкурируют между собой. Верх берут то эмоциональные мотивы, и тогда действия человека носят непреднамеренный характер, то верх одерживают сознательные мотивы с целесообразными и продуманными действиями.
В отечественной психологии сознательным мотивам уделяется основное внимание. Считается, что все поступки человека, или их подавляющее большинство, обусловлены сознательным и рациональным началом. Однако в жизни много неосоз-
наваемого, непреднамеренного и иррационального. Очень часто человек сначала делает, а только потом начинает осмысливать сделанное.
Примеры из русской классической литературы позволяют увидеть, что не сознание контролирует эмоции, а сами эмоции иногда позволяют сознанию управлять поступками человека, разуверившегося в чистой, полной, всепоглощающей любви, во власти которой многие чувствуют себя совершенно комфортно.
Многие эмоции, переживаемые человеком, стремятся к укреплению связей с предметом, в частности с человеком. К такой эмоции относится любовь. В свою очередь, сознательные и рациональные мотивы, призванные к осмыслению и упорядочиванию жизни, к сожалению, не способствуют этой жизнеутверждающей парадигме.
Библиографический список
1. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций: Хрестоматия. -СПб.: Питер, 2007. - С. 8-42.
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - С. 47-66.
5. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - С. 210224.
6. Островский А.Н. Бесприданница. - М.: Художественная литература, 2009. - 243 с.
7. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М.: Школьная классика, 2012. - 218 с.
8. Пырьев Е.А. Оценка мотивационных возможностей эмоций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т 15. -№ 2 (4). - С. 972-976.
9. Пырьев Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 172. -
С. 194-200.
10. Рибо Т. Психология чувств. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. - 478 с.
11. Френкин Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003. - 650 с.
12. Allport G.W. Trait in Motivations Theory // Am. Journal of Orthopsychiatry. - N.Y. 1953. - V. 23.
13. LeeperR.W. The motivational theory of emotion. In: C.L. Stacey, M.F. De Mortino (ens). Understanding human motivation. - Cleveland, 1963. - Pp. 657-665.
14. MaClelland D.C. Assessing Human Motivation. - N.Y, 1971.
15. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. -N.Y., 1962. v. 1:2.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
51