Научная статья на тему 'Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека'

Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1747
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ЛЮБОВЬ / СТРАСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ / СОЗНАТЕЛЬНЫЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ / EMOTIONS / INTELLECT / LOVE / PASSION / EMOTIONAL MOTIVES / SENSEFORMATTING MOTIVES / DEEDS OF CONSCIOUSNESS AND UNCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В статье на основе примеров из русской классической литературы обосновывается борьба мотивов в поступках главных героев произведений. В качестве борьбы мотивов представлены две концепции, одна из которых основана на эмоциональных, другая на интеллектуальных процессах. Соответственно, поступки литературных героев объясняются на сравнении эмоциональных и смыслообразующих мотивов. Основой эмоциональных мотивов является переживание человеком эмоций в адрес конкретных предметов, например, людей. Переживание эмоций запускает механизм неосознаваемых непреднамеренных действий. Они направлены в адрес предмета переживания и обусловлены модальностью эмоций. Каждая эмоция в зависимости от своей модальности переживания активность направляет на укрепление, совершенствование, на разрыв, на преодоление разрыва… связи с предметом. В свою очередь, смыслообразующие мотивы начинаются с потребностей, побуждающих интеллектуальную активность человека на поиск своего предмета, необходимого для удовлетворения потребности. С обнаружением предмета потребности появляется мотив. Мотивированные действия человека носят обдуманный, осмысленный и целесообразный характер. В свою очередь, действия, исходящие от эмоций часто человеком не осознаются, однако сами эмоции могут быть поняты и осознанны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and intellectual aspects of human motivation

The conflict of motives on the Russian literature classic works examples of protagonist is justified in the article. Two concepts have been taken as a con flict of motives, one is based on emotional, another on intellectual process. Protagonists’ acts are explained on the comparison of emotional and sense-formatting motives respectively. Experience of emotions towards specific subject e.g. people is the basis for the emotional motives. The mechanism of subconscious and unintentional deeds is activated by experiencing the emotions. They are intended for the subject of the experience and determined by the emotions’ modality. Each emotion depending on its modality of experience pulls its activity to the strengthening, improvement, split with the subject and its prevention. On its part, sense-formatting motives start with the demand encouraging the human activity to seek the subject necessary for meeting the needs. The motive is revealed when the subject of the need is found. Human motivated deeds are considered, meaningful, and rational. Emotion emanating deeds are inadvertent, unconscious but emotions themselves can be understood and recognised.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.942

Пырьев Евгений Александрович

кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет

[email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье на основе примеров из русской классической литературы обосновывается борьба мотивов в поступках главных героев произведений. В качестве борьбы мотивов представлены две концепции, одна из которых основана на эмоциональных, другая - на интеллектуальных процессах. Соответственно, поступки литературных героев объясняются на сравнении эмоциональных и смыслообразующих мотивов. Основой эмоциональных мотивов является переживание человеком эмоций в адрес конкретных предметов, например, людей. Переживание эмоций запускает механизм неосознаваемых непреднамеренных действий. Они направлены в адрес предмета переживания и обусловлены модальностью эмоций. Каждая эмоция в зависимости от своей модальности переживания активность направляет на укрепление, совершенствование, на разрыв, на преодоление разрыва... связи с предметом. В свою очередь, смыслообразующие мотивы начинаются с потребностей, побуждающих интеллектуальную активность человека на поиск своего предмета, необходимого для удовлетворения потребности. С обнаружением предмета потребности появляется мотив. Мотивированные действия человека носят обдуманный, осмысленный и целесообразный характер. В свою очередь, действия, исходящие от эмоций часто человеком не осознаются, однако сами эмоции могут быть поняты и осознанны.

Ключевые слова: эмоции, интеллект, любовь, страсть, эмоциональные мотивы, смыслообразующие мотивы, сознательные и неосознаваемые действия.

Известно, что эмоции и интеллект участвуют в побуждении поведения и деятельности человека. В частности, интеллект является важной и составной частью сыслообразующего мотива, теоретические основы которого построил отечественный психолог А.Н. Леонтьев. В свою очередь, он отрицал существование эмоциональной мотивации, которую мы представляем в данной статье антитезой известной научной концепции [4].

Таким образом, чтобы понять основы эмоциональной мотивации важно проследить их соотношение со смыслообразующими мотивами. Лучше всего это сделать на примерах отечественной художественной литературы. В качестве примера в статье используется известный всем роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [7] и пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» [6].

Постановка проблемы. Важно подчеркнуть, что основные положения данной статьи являются итогом многолетних практических исследований автора, а также обобщений исследовательской мысли по обсуждаемому вопросу [1; 3; 4; 5; 8; 9; 10: 13; 14; 15].

Основы смыслообразующего мотива, представленные в данной статье антитезой эмоциональным мотивам раскрыты в психологии достаточно подробно. В качестве авторов, отстаивающих данную позицию, следует назвать А.Н. Леонтьева [4],

В.К. Вилюнаса [1], Р. Френкина [11] и многих других.

В настоящей статье представлена концепция, что переживание эмоций является ответом на состояние связи человека с предметом. Так, наличие крепкой связи с предметом сопровождается переживанием радости, любви, а разрыв с предметом приводит к переживанию эмоций злости и гнева. Другие эмоции (страх, удовольствие, печаль ...)

также являются ответом на состояние связи с предметом. Важно подчеркнуть, что под явлением «предмет» понимается много переменных, в первую очередь, это люди, вещи и события.

Эмоция, связанная с предметом образует феномен известный в психологии под названием «аффективный образ», помещенный в глубины психики конкретного человека. В психологическом содержании аффективного образа связь эмоции злости, любви, страсти, печали . с образом предмета. Образуется такая связь опытным механическим путем. В момент восприятия предмета или человека, эмоция, связанная с ним, активируется.

В зависимости от своей модальности эмоция направляет поведение человека на предмет с целью укрепления, совершенствования, разрыва, ухода, изменения, преобразования, установления . специфики этой связи. Мотивационная функция эмоций реализуется в непреднамеренных действиях, которые разворачиваются как вспомогательные средства в направленном воздействии на состояние связи в системе «человек - окружающий мир» [8].

Прежде чем подробно рассмотреть различие двух концепций напомним основные положения теории, отстаиваемые А.Н. Леонтьевым. Ключевым содержанием смыслообразующего мотива выступают категории - «потребность», «цель» и «мотив». Активность начинается с потребности, которая выполняет побудительную функцию. Создается напряжение, которое запускает интеллектуальный процесс поиска предмета. С его обнаружением поведение человека становится целенаправленным. Однако появление в психике цели или образа конечного результата еще не говорит о наличии мотива. А.Н. Леонтьев считал, что, мотивы субъектом должны еще осознаться: «обнаружение мотива составляет специальную задачу - задачу осознания мотива» [4, с. 51]. Процесс

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Пырьев Е.А., 2015

Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека

осознания мотива превращается в поиск смысла жизни или личностного смысла, который скрыт глубоко в психике. В результате мыслительного анализа из глубин психики «достается» «истинный мотив», например, долженствования (я должен, потому что ...), достижения (хочу успеха ...), власти (хочу контролировать людей .), патриотизма (хочу успеха для страны) и т.д. С обнаружением мотива поведение человека становится избирательным и направленным. Таким образом, в основе мотива по А.Н. Леонтьеву процесс осознания потребности и предмета, который ей отвечает. Основным психическим явлением, участвующим в рождении смыслообразующего мотива признается интеллект.

В эмоциональных мотивах поиска смысла жизни нет. Поэтому действия, побуждаемые эмоциями, могут иметь иррациональный характер. В частности, побуждения, исходящие от эмоций мести, страсти, гнева обычно приводят к разрушению психологических связей с человеком или к его физическому уничтожению. Справедливости ради - разрушение и уничтожение возможно увидеть и в побуждениях, исходящих от смыслообразующего мотива. Например, нет ничего жизнеутверждающего в решении одного человека в сознательном уничтожении другого.

Если действия, побуждаемые эмоциями, имеют неосознаваемый характер, то действия интеллектуального мотива осознанны и обдуманы. В эмоциях человек непосредственен и безрассуден; в интеллекте рационален, осмыслен, сознательно последователен.

Соотношение эмоциональных и смыслообразующих мотивов можно представить как борьбу мотивов. Это борьба между эмоцией, побуждающей неосознаваемые непреднамеренные действия человека и интеллектом, лежащим в основе сознательных или смыслообразующих мотивов.

Известную борьбу мотивов представим на примере переживания и поведения героев классической русской литературы. В последующем смыслообразующий мотив для доступности изложения будем называть «сознательным» или «интеллектуальным». Термин «эмоциональный мотив» оставим в прежней трактовке. В свою очередь, под мотивацией поведения человека будем понимать соотношение эмоциональных и смыслообразующих мотивов.

Психологический анализ основных положений статьи. Сравнительные характеристики борьбы мотивов между эмоциональным и интеллектуальным аспектами мотивации целесообразно начать с романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Интересно письмо Татьяны к герою романа - Евгению Онегину:

... Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он! ...

Мы видим здесь признание в любви. В свою очередь, любовь существует как некая диспозиция, нашедшая свой предмет: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала». Образ Евгения и любовь к нему Татьяны были глубоко в психике и существовали в форме «аффективного образа». Из контекста произведения понятно, что эмоциональный образ стал результатом прочтения многочисленных французских романов. Эмоция любви привязана к образу и проявилась при непосредственном восприятии героя романа. Побуждаемая любовью, Татьяна пишет письмо, которое передает Евгению. Получив «холодную отповедь» на свое письмо Татьяна не отказывается от любви и ее непреднамеренные действия имеют продолжение. В частности, после отъезда Онегина, чтобы понять его натуру и внутренний мир, она много думает, читает, пытается объяснить себе его поступок. После мучительных и долгих переживаний соглашается с матерью и выходит замуж за генерала.

Прошло несколько лет, и по настоянию Евгения Онегина происходит встреча с замужней Татьяной. Она признается, что по-прежнему любит его, но просит ее больше не беспокоить:

... Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна ...

В предложенных словах Татьяны борьба мотивов между эмоциями и интеллектом. Да, она по-прежнему любит, но одновременно понимает, что настоящий поступок Онегина продиктован не влечением, а тщеславием. Она не видит самоотречения, на которое была способна сама. В его притязаниях она усматривает желание причинить ей боль и унижение.

Таким образом, мы видим, что любовь Татьяны не прошла. Причина этого видится в том, что непреднамеренные действия, отвечающие ее любви, не реализовались. В жизни героев после письма происходит ряд событий, в том числе смерть другого героя романа - Ленского на дуэли. Евгений уезжает. Татьяна погружается в книги, но их чтение было явно недостаточно, чтобы погасить сильную эмоцию. Однако, при повторной встрече героев повзрослевшая и отдумавшая Татьяна берет эмоции под контроль сознания. Для этого ей понадобилось несколько лет. В жизни так и происходит. Любовь захватывает сознание, но если не подкрепляется ответными действиями с противоположной стороны, постепенно уступает место рассудку, который берет под контроль эмоции.

Другой пример борьбы мотивов, т.е. между эмоциональным и интеллектуальным в психике человека мы наблюдаем в переживаниях и поведении Ларисы Огудаловой в драме А.Н. Островского «Бесприданница». В этом смысле показателен диалог Сергея Сергеича Паратова с Ларисой в завершающей сцене на пароходе после любовной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

49

ПСИХОЛОГИЯ

встречи. Лариса спрашивает Паратова: «Жена я теперь вам или как?». Ответ Паратова изобилует как эмоциональными, так и сознательными мотивами, в частности: «... допускаете ли вы, что человек, ... может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?». Далее Паратов продолжает: «Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны».

Любовь Ларисы откровенна, непосредственна, импульсивна и иррациональна. Она бросается в любовные отношения вся без остатка, игнорируя и не учитывая социальное осуждение. На первый взгляд, любовь Паратова также носит импульсивный и необдуманный характер. Правда, он говорит, что «угар страстного увлечения скоро проходит, . остается здравый рассудок». Однако важно подчеркнуть, что в последнем объяснении как таковой любви Паратова нет, есть месть Юлию Капитоновичу Карандышеву - жениху Ларисы. Нужно отметить, что эмоция мести имеет не только эмоциональное содержание, но и интеллектуальное. Может быть, поэтому: «Месть - это блюдо, которое подают холодным», т.е. обдуманным.

Паратов не любит, он мстит Карандышеву, потому что чувствует разрыв с предметом прошлого увлечения, т.е. Ларисой. Месть - это эмоция и действие одновременно. Нельзя мстить, не совершая действий, месть проявляется только в действиях мщения. В свою очередь, любовь возможно переживать без внешне организованных действий.

Любовь Карандышева к Ларисе отличается от любви всех героев - мужчин пьесы, в ней нет ничего рационального и рассудочного, поэтому следует говорить о переживании страсти. В последних эпизодах пьесы он кричит: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Лариса (с горькой улыбкой): «Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы». Карандышев: «Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен».

Лариса: «Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе».

Карандышев: «Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня».

Лариса: «Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты».

Карандышев: «Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас».

После нескольких реплик звучит роковой выстрел. Лариса умирает.

Возвращаясь к диалогу Ларисы с Паратовым, мы видим, что после откровенного разговора Ла-

риса прозревает, понимает, что ее любовь безответна, т.е. не находит выхода. В этот момент, после сильного эмоционального потрясения, включается сознание. «Проснувшимся» сознательным мотивом объясняется согласие Ларисы на предложение Кнурова совершить путешествие в Париж: «Я не нашла любви, так буду искать золота».

Непосредственные, импульсивные и неосознаваемые действия Ларисы Огудаловой, побуждаемые переживанием любви, приходят в противоречие с осмысленными и расчетливыми действиями купцов Мокия Пармевыча Кнурова и Василия Да-нилыча Вожеватова. Они последовательно и рационально ведут Ларису к согласию быть содержанкой. На протяжении всей пьесы действия купцов носят обдуманный и последовательный характер. Казалось, что в их сознательных и рациональных мотивах учтено все, кроме эмоционального поступка Карандышева: «Так не достанься же ты никому», - кричит он и стреляет в Ларису. Каран-дышев не просто любит - он переживает страсть и поэтому убивает. В любви созидательное продолжение, а в страсти - разрушительное. Лариса, которая любит, но не находит ее, умирая, говорит, что в своих бедах никого не винит, что всех прощает. Страсть Карандышева заканчивается не только гибелью Ларисы, но и «разрушением» самого себя.

Страсть Карандышева сродни разрушительным действиям рациональных и обдуманных мотивов купцов Кнурова и Вожеватова. На протяжении всей пьесы они убивают любовь Ларисы, ведя ее сознательно к душевной пропасти. Правда, сознательные мотивы в пьесе перечеркивают душу Ларисы, но не ее жизнь. В свою очередь, Карандышев своей страстью перечеркивает жизнь многих людей. В его действиях иррациональность, непосредственность и неосознаваемость эмоциональных мотивов.

Эмоциональные мотивы достаточно продолжительны и в этом ничуть не уступают смылообразу-ющим, т.е. сознательным мотивам. Эмоция любви может переживаться годами, также годами переживается ревность, зависть, месть и многие другие эмоции, «питающиеся» от конкретного предмета, чаще всего другого человека.

Эмоции, которые представлены выше, существуют не сами по себе, а привязаны к конкретным предметам, т.е. к людям, например, любовь Татьяны к Евгению; любовь Ларисы к Паратову; страсть Карандышева также имеет предметное содержание.

Эмоции являются ответом на состояние связи с предметом и направляют активность в сторону этой связи. Если эмоция любви является символом крепкой связи, то действия направляются на укрепление этой связи. Поведение, направленное на укрепление связей с предметом любви, мы видим в поступках Татьяны Лариной в начале романа и Ларисы Огудаловой вплоть до конца пьесы. Любит и Паратов, что видно в начале пьесы. Он на

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека

самом деле увлечен Ларисой. Затем в его эмоциях происходит метаморфоза и любовь уступает чувству мести в адрес Карандышева.

Действия Карандышева носят разрушительный характер. Побуждаемый страстью к Ларисе, он совершает массу необдуманных поступков: приглашает купцов на свое сватовство, напивается, ссорится с гостями и, наконец, убивает Ларису. В страсти нет укрепления связи с предметом, наоборот, действия направлены на разрыв этих связей. В этом специфика страсти, являющейся одной из форм любви.

По сюжету пьесы создается впечатление, что Харита Игнатьевна Огудалова также побуждаема эмоциональными мотивами. В частности, она активно показывает, что любит своих дочерей. В частности, пытаясь устроить их судьбу, постоянно выпрашивает деньги на их содержание, собирает гостей и устраивает званые вечера. Однако за всеми действиями, направленными на обустройство судьбы дочерей, просматривается забота о собственном благополучии. На самом деле в основе побуждений поведения старшей Огудаловой сознательные мотивы, направленные на преумножение денег. Действия Хариты Игнатьевны осмысленны и последовательны, но увы, также не приводят к созиданию.

В основе сознательных мотивов стремление к установлению связей с предметом. Это то, что объединяет сознательные мотивы с эмоциональными, в частности, с эмоцией любви. Но если в эмоциях действия непреднамеренные и часто неосознаваемые, то в сознательных мотивах действия имеют плановый, целесообразный и сознательный характер. Таковыми являются действия купцов Кнурова и Вожеватова. Именно побуждаемые сознательными мотивами, они обдуманно и планомерно стремятся превратить Ларису в содержанку.

Действия Евгения Онегина, в конце романа, добивающегося благосклонности замужней Татьяны, также рациональны и обдуманны. В свою очередь, действия Татьяны, взявшей под контроль свои эмоции, также отвечают сознательному мотиву. В частности, в конце романа она отказывает Евгению в любви, объясняя свой поступок замужеством.

Лариса Огудалова также меняет неосознаваемые эмоциональные мотивы на сознательные. Например, разочаровавшись в любви, соглашается на предложение Кнурова поехать в Париж.

Сознательные и эмоциональные мотивы постоянно конкурируют между собой. Верх берут то эмоциональные мотивы, и тогда действия человека носят непреднамеренный характер, то верх одерживают сознательные мотивы с целесообразными и продуманными действиями.

В отечественной психологии сознательным мотивам уделяется основное внимание. Считается, что все поступки человека, или их подавляющее большинство, обусловлены сознательным и рациональным началом. Однако в жизни много неосоз-

наваемого, непреднамеренного и иррационального. Очень часто человек сначала делает, а только потом начинает осмысливать сделанное.

Примеры из русской классической литературы позволяют увидеть, что не сознание контролирует эмоции, а сами эмоции иногда позволяют сознанию управлять поступками человека, разуверившегося в чистой, полной, всепоглощающей любви, во власти которой многие чувствуют себя совершенно комфортно.

Многие эмоции, переживаемые человеком, стремятся к укреплению связей с предметом, в частности с человеком. К такой эмоции относится любовь. В свою очередь, сознательные и рациональные мотивы, призванные к осмыслению и упорядочиванию жизни, к сожалению, не способствуют этой жизнеутверждающей парадигме.

Библиографический список

1. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций: Хрестоматия. -СПб.: Питер, 2007. - С. 8-42.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - С. 47-66.

5. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - С. 210224.

6. Островский А.Н. Бесприданница. - М.: Художественная литература, 2009. - 243 с.

7. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М.: Школьная классика, 2012. - 218 с.

8. Пырьев Е.А. Оценка мотивационных возможностей эмоций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т 15. -№ 2 (4). - С. 972-976.

9. Пырьев Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 172. -

С. 194-200.

10. Рибо Т. Психология чувств. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. - 478 с.

11. Френкин Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003. - 650 с.

12. Allport G.W. Trait in Motivations Theory // Am. Journal of Orthopsychiatry. - N.Y. 1953. - V. 23.

13. LeeperR.W. The motivational theory of emotion. In: C.L. Stacey, M.F. De Mortino (ens). Understanding human motivation. - Cleveland, 1963. - Pp. 657-665.

14. MaClelland D.C. Assessing Human Motivation. - N.Y, 1971.

15. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. -N.Y., 1962. v. 1:2.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.