Научная статья на тему 'Практика эмоциональной мотивации: опыт психологического анализа'

Практика эмоциональной мотивации: опыт психологического анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3935
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДМЕТ СВЯЗИ / НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / EMOTION / MOTIVE / MOTIVATION / SUBJECT LINK / UNINTENTIONAL ACTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В настоящей работе эмоции рассматриваются как мотивы поведения человека. Эмоциональные детерминанты поведения людей представлены в форме психологического анализа конкретных жизненных ситуаций. Мотивационная функция эмоций выводится из особенностей связи человека с явлениями (предметами) окружающей среды. Эмоции, являясь отражением состояния связи с предметами, активируют в их адрес непреднамеренные действия. В зависимости от модальности переживаемых базовых эмоций одни непреднамеренные действия укрепляют связь, другие ее разрывают, третьи препятствуют наметившемуся разрыву и т. д. Многообразие базовых эмоций приводит к разнообразию мотивационных схем с их участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional motivation in practice: the experience of psychological analysis

He article regards emotions as the human behavioral motives. Emotional behavioral human determinations are set in the form of psychological analysis of certain life situations. The motivational function of emotions is drawn from the distinctive nature of the link the human has with the environmental subjects and phenomena. Emotions being the reflection of this link activates the unintentional acts towards. Depending on the modality of the emotion one of the unintentional acts is strengthening the link, the second is breaking it, the third preventing the break growing etc. The variety of key emotions causes the variety of schemes they are involved in.

Текст научной работы на тему «Практика эмоциональной мотивации: опыт психологического анализа»

Е. А. Пырьев

ПРАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В настоящей работе эмоции рассматриваются как мотивы поведения человека. Эмоциональные детерминанты поведения людей представлены в форме психологического анализа конкретных жизненных ситуаций. Мотивационная функция эмоций выводится из особенностей связи человека с явлениями (предметами) окружающей среды. Эмоции, являясь отражением состояния связи с предметами, активируют в их адрес непреднамеренные действия. В зависимости от модальности переживаемых базовых эмоций одни непреднамеренные действия укрепляют связь, другие ее разрывают, третьи — препятствуют наметившемуся разрыву и т. д. Многообразие базовых эмоций приводит к разнообразию мотивационных схем с их участием.

Ключевые слова: эмоция, мотив, мотивация, предмет связи, непреднамеренные действия.

E. Pyrev

EMOTIONAL MOTIVATION IN PRACTICE: THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article regards emotions as the human behavioral motives. Emotional behavioral human determinations are set in the form ofpsychological analysis of certain life situations. The motivational function of emotions is drawn from the distinctive nature of the link the human has with the environmental subjects and phenomena. Emotions being the reflection of this link activates the unintentional acts towards. Depending on the modality of the emotion one of the unintentional acts is strengthening the link, the second is breaking it, the third preventing the break growing etc. The variety of key emotions causes the variety of schemes they are involved in.

Keywords: emotion, motive, motivation, subject link, unintentional acts/

В настоящей статье представлено авторское видение теории и практики эмоциональной мотивации. На эту тему нами выполнено несколько теоретических и экспериментальных работ [9, 10, 11]. Также в статье отражены работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные мотивационной функции эмоций [2, 3, 5, 8, 12; 13].

Настоящая статья отличается от выполненных ранее тем, что в ней представлены примеры из повседневной жизни, которые объясняют феномен «эмоциональной мотивации». В начале статьи важно определить значение основных

терминов, используемых в настоящей работе, таких как «эмоциональный мотив», «мотивация», «эмоция», «непреднамеренные действия», «предмет связи». Так, «эмоция» — это психофизиологическое явление, создающее напряжение на психическом (переживание) и физиологическом (нервная и мышечная напряженность) уровнях; «мотивом» следует признать любую эмоцию, относимую к началу двигательных актов человека; «мотивация» — это система осознаваемых и неосознаваемых побудителей поведения человека; «предмет связи» — это связь эмоции с конкретным предметом. Под «предметом»

следует понимать любое явление, в адрес которого переживается эмоция, это могут быть вещи, люди, события, ситуации, деятельность; «непреднамеренные действия» — это неосознаваемые (или малоосознавае-мые) действия, совершаемые человеком в адрес предмета связи. Таким образом, под «эмоциональным мотивом» следует понимать эмоциональное напряжение любой модальности, заставляющее человека совершать непреднамеренные действия в адрес предмета связи.

Введение. В отечественной психологии традиционно принято отказывать эмоциям в мотивации. Представляется, что данная позиция второй половины XX века была продиктована идеологическими соображениями. Однако сегодня вопрос не только в идеологии. В частности, известный психолог В. К. Вилюнас справедливо замечает, что дефицит исследований эмоций продиктован незнанием механизма мотивации с их участием [3].

Существует несколько распространенных ошибок, преодоление которых позволит, с нашей точки зрения, открыть дорогу широким исследованиям эмоций в качестве мотивационных. Так, ошибочно считать эмоции беспредметными. В представлении отечественной науки эмоции свободно балансируют с одной ситуации на другую, с одного предмета — на другой. Между тем эмоции предметны и связаны достаточно крепко с конкретной ситуацией. Аффективный образ или связь эмоции с предметом помещены в глубины психики и выступают доминантой индивидуального опыта человека. Восприятие предмета активирует индивидуальный опыт, появляется эмоция, которая побуждает поведение человека в сторону «предмета связи».

Следует признать ошибочным представление о сознательности причин появления эмоций. В частности, эмоция признается

только продуктом интеллектуальной оценки ситуации. Так, если ситуация оценивается как угрожающая жизни, то появляется эмоция страха, а если жизни человека ничего не угрожает, то — эмоция радости. В настоящей работе отстаивается позиция, что эмоция появляется до интеллектуальной оценки ситуации. Поэтому простой перцепции предмета достаточно для автоматического появления эмоции. Однако после осознания и интеллектуальной оценки предмета первоначальная эмоция может смениться иногда на противоположную. Как правило, это происходит с «нужными» эмоциями, которые важны под конкретную ситуацию. Например, человек радуется или печалится, учитывая ожидания других людей.

Ошибочным является видение эмоций преимущественно продуктом удовлетворения потребностей [7]. Так, известно, что эмоция привязывается к предмету совершенно случайно и только потому, что предмет привлек внимание своей необычностью и исключительностью. Связь эмоции с предметом часто происходит механическим путем и объясняется так называемым якорением, то есть неосознаваемой привязкой к предмету.

Также ошибочным следует признать видение эмоций «специфической формой потребности» [7]. В своих работах, выполненных в разные годы, мы объясняем не только феноменологическое, но и моти-вационное различие потребностей и эмоций [9, 10]. Так, если потребность становится мотивом в процессе поисковых действий предмета, то эмоция изначально «знает» свой предмет, так как связана с ним эмпирически. В свою очередь, переживание эмоций сопровождается напряжением на психофизиологическом уровне, что приводит к непреднамеренным действиям, направленным в адрес предмета связи.

Ошибочно представлять эмоцию, выполняющую только регулятивную функцию. Эта функция выполняется эмоциями, относимыми к процессу деятельности. Пример таких эмоций можно увидеть в концепции А. Н. Леонтьева, где эмоция обеспечивает поиск человеком предмета потребности [7]. В свою очередь, эмоция, относимая к концу действия, а также к его началу, выполняет уже мотивационную функцию. Так, стремление человека к получению эмоции удовольствия представлено во многих работах З. Фрейда. Стремление к получению гедонистических потребностей он считал сильнейшим мотивом поступков людей [13].

В настоящей статье в качестве моти-вационных рассматриваются в первую очередь базовые эмоции. Авторитетный исследователь эмоций К. Изард «базовыми» называет врожденные эмоции [5]; эти же эмоции Г. Бреслав называет «базаль-ными» [1]; французский исследователь XIX века Т. Рибо называл их «первичными» или «до-сознательной чувствительностью» [12, с. 7]. По словам К. Изарда, базовых эмоций от трех до семи. Он, в частности, выделяет их семь: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение. Мы выделяем восемь базовых эмоций, которые рассматриваются в качестве мотивационных: радость, интерес, удовольствие, страх, злость, печаль, равнодушие, разочарование [10].

Основные положения эмоциональной теории мотивации, представленные примерами в настоящей статье. Эмоция является отражением состояния связи человека с предметом, то есть это специфический показатель связи. Например, эмоция злости является показателем нарушенной связи; эмоция печали отражает разрыв связи; эмоция радости служит показателем крепкой и устойчивой связи человека с предметом и т. д.

Опыт взаимодействия человека с предметом сохраняется в психике на некоторое время в форме аффективного образа. Восприятие предмета активирует эмоции, хранившиеся в долговременной памяти. С появлением эмоции в адрес предмета разворачиваются непреднамеренные действия, отвечающие модальности эмоции. Так, эмоция злости активирует непреднамеренные действия, препятствующие разрыву с предметом; эмоция печали «оплакивает» разрыв связи; эмоция радости, являясь показателем устойчивой связи, направляет усилия непреднамеренных действий на укрепление связи человека с предметом и т. д.

Любая теория находит свое оправдание в конкретных примерах из жизни. Данные примеры помогают объяснить даже самые невероятные теоретические конструкты, делая их отражением реальности и обоснованием их жизнеспособности. Таким образом, любая теория сильна своей практикой. В настоящей статье использованы примеры личного опыта автора, а также ситуаций, нашедших отражение в литературе.

Основные положения психологического анализа настоящей статьи, представленные в практике эмоциональной мотивации:

- эмоция является мотивационной, находясь в начале деятельности. В этом качестве эмоция выступает источником активности в ее направленности на предмет;

- эмоция механически закрепляется за предметом и сохраняется в психике в форме аффективного образа, который является результатом некоторого времени взаимодействия человека с предметом;

- эмоция появляется автоматически вслед за восприятием (или воспоминанием) предмета и является отражением состояния связи человека с этим предметом. Например, эмоция радости говорит о наличии

крепкой связи, эмоция печали — о потере связи, эмоция злости — это показатель назревающего разрыва...;

- многие эмоциональные реакции вовне проявляются в импульсивных, краткосрочных, неосознаваемых действиях. Это видно в детском возрасте: плач, драка, убегание, объятия. Во взрослой жизни эти действия приобретают социализированный и развернутый характер;

- каждая эмоция имеет свою мотиваци-онную специализацию, отражающуюся в характере переживания, напряжении и непреднамеренных действиях в адрес предмета связи. Так, эмоция радости активирует непреднамеренные действия на укрепление связи с предметом; эмоция печали отвечает за разрыв с предметом; эмоция злости направляет действия, препятствующие разрыву... и т. д.;

- непреднамеренные действия не погашают мотивационную эмоцию, а только ее понижают. С другой стороны, в процессе взаимодействия человека с предметом на смену одной доминирующей эмоции под влиянием интеллектуальных процессов может прийти другая;

- эмоции, связанные с мелкими событиями, организуют в их адрес мелкие непреднамеренные действия, тогда как в адрес крупных событий переживаются несколько эмоций и непреднамеренных действий, отвечающих одной базовой объединяющей эмоции;

- в группе поведение людей побуждается разными эмоциями. Это объясняется индивидуальным опытом, поэтому на разрыв связей одни люди реагируют эмоцией печали, другие — злостью, а третьи — эмоцией страха;

- мотивом поступков человека выступают элементарные (базовые) эмоции, которые в эмоциональных состояниях приобретают определенную интенсивность. Например, в состоянии аффекта базовые

эмоции намного интенсивнее, чем в состоянии настроения;

- некоторые психологические явления выполняют опосредствующую функцию при переводе эмоционального напряжения в непреднамеренные действия: одни сдерживают действия, другие их активизируют;

- эмоции определенным образом настраивают мышление, восприятие, участвуют в принятии решений; эмоции исподволь готовят сознательные решения. В этом смысле эмоции побуждают не только непреднамеренные, но и сознательные действия;

- в психике происходит постоянная борьба эмоциональных и интеллектуальных мотивов.

Обсуждение примеров. Психологический анализ феномена эмоциональной мотивации лучше всего провести на примерах из жизни и практики человека. По замыслу автора статьи, каждый пример, представленный в работе, будет отражать определенные стороны заявленной темы.

Основные положения примера 1:

- эмоциональные реакции имеют врожденный характер;

- эмоция появляется раньше, чем нео-кортекс оценивает ситуацию.

Врожденный характер эмоций виден по реакциям детей, не имеющих индивидуального опыта в ситуации, на которую они реагируют. Маленькие дети не могут оценить ситуацию в мышлении, не могут прогнозировать развитие ситуации, однако эмоционально на ситуацию реагируют. В первую очередь в эмоциях дети реагируют на ситуацию, угрожающую их жизни.

Пример 1. Почему ребенок плачет, если ругаются родители? Официальный ответ очевиден. Ребенок плачет, потому что на него влияет повышенная тональность голоса родительского конфликта. Сверхзвуковые колебания, исходящие от конфликта, пугают ребенка. Если следовать данной логике официальной психологии, то любая

повышенная тональность родителей должна сопровождаться испугом, страхом и соответственно плачем ребенка.

В качестве критики данного положения следует отметить, что плач ребенка не наблюдается, если родители повышают тональность речей, но при этом радуются, обнимая друг друга. Так на что же реагирует ребенок плачем?

Итак, плач ребенка — это поведенческая непреднамеренная реакция на разрыв связей с родителями. Ребенок интуитивно чувствует разрыв с родителями, наблюдая за развитием конфликта между ними. Он переживает эмоцию печали как ответ на разрыв связей с родителями, а плач является его непреднамеренным действием. В данном случае ребенок не понимает процессов, которые наблюдает, не видит их перспективы, но эмоционально на ситуацию реагирует адекватно. Иначе как можно реагировать на ситуацию разрыва с родителями?

Ребенок слышит повышенную тональность разговора, видит мимику, жесты и соединяет в своем неосознаваемом восприятии ситуацию конфликта как угрожающую его прежней жизни. Он интуитивно чувствует, что объятия, ласки и поцелуи в его адрес поставлены под угрозу. Ребенок в эмоциях печали реагирует на разрыв связи с родителями.

Важно отметить, что ребенок воспринимает не разрыв родителей между собой, а свой разрыв с родителями или только с одним из них. Пройдет много лет, и с появлением сознания ребенок будет отражать состояние связи между родителями, но первичная эмоциональная реакция всегда будет являться ответом на состояние связи между «эго», то есть моим и другими. В этом суть эгоистичных, интуитивных, малоосознаваемых эмоций, являющихся ответом на состояние связи человека с окружающим миром.

Эмоциональная память ребенка будет сопровождать его всю жизнь. Во взрослой жизни он будет реагировать выученной эмоцией на межличностный конфликт людей. Для него межличностный конфликт всегда будет ассоциироваться с разрывом связей между ним и людьми. Однако если разрыв связей родителей в детстве переживался посредством эмоций злости, то аналогичные эмоции будут переживаться во взрослой жизни.

Основные положения примера 2:

- в психике происходит постоянная борьба эмоциональных и интеллектуальных мотивов;

- эмоции прошлого мотивируют настоящее поведение человека;

- реализация непреднамеренных действий приводит к смене эмоций.

Наблюдаются постоянная конкуренция, соперничество эмоциональных и интеллектуальных мотив. На практике последние мотивы уступают первым. Сила эмоциональных мотивов в их близости к биологическому, то есть природному началу в человеке.

Пример 2. На меня «свалился» родительский дом. Я давно не был в нем и считал его ушедшим в далекое прошлое, но позвонила моя тетя и сказала, что дом бесхозный и потихоньку приходит в запустение. Я приехал, увидел заросший высокой травой двор, сад, обвалившиеся надворные постройки, прохудившуюся крышу дома и стал наводить порядок, который растянулся на два года.

Теперь о мотивах действий по наведению порядка в родительском доме. Если эмоции являются ответом на состояние связи человека с предметом, то, приехав в дом, я активировал существующие и давно забытые эмоции радости и удовольствия, которые переживал в родительском доме. Это эмоции, которые стали направлять непреднамеренные действия на сохранение

связи с домом. Они не дают порвать связь с домом, с тем, что связывало многие годы, давало пищу для эмоций радости, восторга, гордости. Именно эти эмоции я переживал когда-то в родительском доме. И теперь эти эмоции активировались и заставляют действовать. Самое невероятное заключается в том, что осознание эмоций и действий, им соответствующих, не понизило моей активности — я так же продолжал наводить порядок и закреплять давно существующую связь с родительским домом.

С другой стороны, если бы, живя в доме в детстве, переживал равнодушие, огорчение, печаль, то, попав в дом спустя многие годы, активировал бы именно эти эмоции. Действия в адрес дома носили бы негативный характер, которые соответствовали бы эмоциям равнодушия и печали. В этом случае непреднамеренные действия представляют собой действия ухода, отказа, снижения активности.

Мои действия, побуждаемые эмоциями радости и гордости, потихоньку сойдут на нет, то есть они будут сокращаться. Меньше усилий будет тратиться на наведение порядка и восстановление разрушенного. Непреднамеренные действия как бы станут «вычерпывать» базовую эмоцию. Поэтому эмоция радости сменится на эмоцию равнодушия. Но если бы действий в адрес дома не было, то эмоция радости осталась бы в психике и еще долго существовала, всплывая каждый раз при воспоминании о доме. Таким образом, эмоции прошлого активируют современные поступки человека, которые должны реализоваться, иначе эмоция сохраняется. В борьбе мотивов за поступки человека между эмоциями и мышлением побеждает эмоция как более «древнее» психическое явление.

Основные положения примера 3:

- эмоции, связанные с деятельностью, организуют в ее адрес непреднамеренные развернутые действия;

- эмоции радости и интереса активируют усилия человека на установление связей с деятельностью, а эмоции печали и разочарования — на разрыв связей с деятельностью.

Пример 3. В адрес деятельности разворачиваются более разнообразные непреднамеренные действия, чем в адрес конкретных мелких предметов. Это объясняется содержательностью деятельности. Например, учебная деятельность студентов состоит из общения с преподавателями, посещения семинаров и лекций, написания контрольной работы. Соответственно, помимо доминирующей эмоции, переживаемой в адрес учебной деятельности, студент переживает другие, но смежные эмоции в адрес преподавателей, семинаров, лекций, контрольных работ и т. д. Переживание комплекса эмоций в адрес деятельности отражается в многообразии непреднамеренных действий, которые при внимательном рассмотрении объединены вокруг одной эмоциональной мотивационной модальности. Например, переживание эмоций радости, интереса, удовольствия в адрес разных сторон учебной деятельности студентов отвечает одному качеству мотивации, а переживание эмоций страха, печали и разочарования — другому качеству. Можно сказать, что первая мотивация со знаком «плюс», а вторая со знаком «минус». Положительная эмоциональная мотивация приведет к действиям по укреплению связей с учебной деятельностью, а отрицательная — к разрыву с этой учебной деятельностью, что и происходит на практике.

Основные положения примера 4:

- в группе поведение людей побуждается разными эмоциональными мотивами;

- мотивом поступков являются элементарные эмоции, которые в эмоциональных состояниях приобретают определенную интенсивность.

Пример 4. Всем известен художественный фильм «Чучело», который снят режиссером Роланом Быковым по одноименной повести, написанной в 1981 году Владимиром Железниковым [4]. В свое время повесть и фильм наделали много шума, так как была показана детская агрессия. В основе сюжета повести преследование девочки-подростка одноклассниками. До серьезного физического насилия дело не дошло, но психологический террор со стороны сверстников был показан достаточно красноречиво. Причиной психологических издевательств над девочкой стала ложная информация о ее предательстве.

Официальной версией причин преследования «чучела» явилась позиция о природной агрессивности детей-подростков. Агрессивность была объявлена мотивом их действий. В свою очередь, насилие объявили сознательными действиями детей, направленными против «чучела». Однако против данной версии есть серьезные возражения. Так, в действиях подростков просматривается предметная направленность, то есть агрессия в адрес конкретного человека. В данном случае — нового члена 6-го класса Лены Бессольцевой. Если бы природное чувство агрессивности выступало абсолютным мотивом, то насильственные действия носили масштабный характер всех против всех. Кроме этого, агрессивность в свой адрес нужно «заслужить» длительными нехорошими поступками в адрес одноклассников. Таким образом, агрессивность — сильное чувство, которое Лена Бессольцева не успела «заслужить».

Исходя из непреднамеренных действий в адрес девочки, одноклассники испытывали элементарные негативные эмоции: злость, гнев, кто-то ярость, некоторые равнодушие. Представляется, что причиной появления эмоций злости, гнева, даже ярости учащихся стало нарушение их связи с

благополучной ситуацией. Лена Бессоль-цева явилась объектом психологического насилия только потому, что оказалась причиной нарушения этой связи, то есть привычных и устоявшихся отношений между одноклассниками. Эмоции гнева и злости возникли в ответ на нарушение этих связей. Соответственно в сторону нарушителя связи были организованы активные непреднамеренные действия. Таким образом, основной причиной психологического террора стало неосознаваемое желание одноклассников убрать причину, препятствующую привычным межличностным связям.

Как правило, любая группа неоднородна по переживанию эмоций, которые в качестве мотивов выступают побудителями активности людей. Итак, первая категория участников преследования «чучела» развернула действия за попытку нарушить связь с неким равновесием, установившимся в классе. Соответственно данную подгруппу детей к действиям в адрес «предательницы» побудили эмоции злости и гнева.

Вторая подгруппа переживала нарушение связи непосредственно с одноклассниками. Поэтому переживание злости и гнева второй подгруппы объясняется нарушением привычных связей между одноклассниками.

Третья, последняя подгруппа детей равнодушна и безразлична к ситуации, то есть связи с классом у этой категории детей отсутствуют. Типичными представителями этой категории явились Шмакова и Попов, которые во время разговора Сомова с классным руководителем Маргаритой Ивановной прятались под партой. Они наблюдали настоящего виновника конфликта, но предпочли промолчать и участвовали в групповом гонении «чучела».

Важно отметить, что эмоция равнодушия, относимая к категории нейтральных эмоций, в своем арсенале имеет самые

разнообразные непреднамеренные действия, начиная от созидательных и заканчивая разрушительными. В равнодушии есть некая пассивность и следование за активной стороной. Равнодушные подростки участвуют в психологическом терроризме за компанию. Не переживая эмоций злости и гнева, равнодушные копируют действия активных сторонников конфликта.

Есть также четвертая категория детей, которым «чучело» элементарно не нравилась. Таким образом, в конфликте не одна мотивационная эмоция, а несколько. В сторону Лены Бессольцевой психологическое насилие было развернуто только потому, что она выбрана причиной разрыва класса с привычной ситуацией. Девочка невольно стала помехой на пути устоявшихся внут-ригрупповых связей, а помеху, как правило, убирают.

Переживание подростками агрессивности объясняет интенсивность действий, направленных на устранение преград, препятствующих привычным связям. В основе агрессивности — интенсивное переживание злости и гнева, которые в качестве мотива запускают непреднамеренные действия, направленные на укрепление связей с предметом. Также стоит отметить, что агрессивность — это черта характера, которая проявляется в интенсивности, с которой убирают преграды на пути восстановления связей.

Выводы. Мотивационная функция эмоций выводится из особенностей связи человека с предметами реальности. Являясь отражением этой связи, эмоция в зависимости от своей модальности направляет активность человека в сторону предмета. Особенностью мотивационных эмоций является их разнообразный побудительный характер. Одни эмоции направляют активность человека на укрепление связи с предметом, другие — на их разрыв, третьи — на совершенствование связи, чет-

вертые — на восстановление утраченных связей и т. д.

Так, переживание эмоции разочарования побуждает человека к действиям на разрыв связей с предметом. Человек совершает массу непреднамеренных действий, приводящих к разрыву с предметом.

Эмоция злости является показателем наметившегося разрыва человека с предметом. В свою очередь, мотивационное побуждение, исходящее от эмоции злости, будет направлено на восстановление связи.

Эмоция печали сигнализирует о глубине разрыва человека с предметом. Мотиваци-онная функция эмоции печали направлена на «оплакивание» нарушенной связи с предметом.

Эмоция радости — это переживание наличия крепких связей человека с предметом. Мотивация, исходящая от радости, будет направлена на поддержание связи, а также на ее совершенствование.

Эмоция интереса является показателем новых связей, то есть связей с новым предметом. Интерес включает в себя радость от новизны предмета, а также от процесса его познания. Мотивационная функция эмоции интереса реализуется в познании предмета, его различных свойств и качеств.

Эмоция равнодушия — это переживание некоего безразличия к существующим связям. Эмоция «равнодушие» сигнализирует о нежелании человека менять характер связи. Мотивационная функция данной эмоции направлена на поддержание связей без желания их менять.

Эмоция удовольствия — это переживание некоего равновесия от существующих связей человека с предметом. Мотиваци-онная функция эмоции «удовольствие» направлена на поддержание связей в тех рамках, которые сложились.

Эмоция страха — это переживание беспокойства из-за потери связи с предметом. В мотивационном плане страх — самая

противоречивая эмоция. Она разнится от действий, направленных на поддержание индивида к индивиду. Так, на уровне одних связей, на уровне других страх активно по-субъектов страх вызывает массу активных буждает поведение на разрыв связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 544 с.

2. Беляев И. А. Концептуализация понятия «эмоциональная мотивация» как актуальная логико-гносеологическая проблема // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург: ОГУ, 2016. № 1. С. 46-49.

3. Вилюнас В. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций: хрестоматия. СПб.: Питер, 2007. С. 8-42.

4. Железников В. Чучело. Жизнь и приключения чудака. Минск: Юнацтва, 1988. С. 329-492.

5. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011. 782 с.

7. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 47-66.

8. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 210-224.

9. Пырьев Е. А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 35-42

10. Пырьев Е. А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Психология. Кострома: КГУ, 2016. Т. 22. № 1. С. 107-111.

11. Пырьев Е. А. Феномен эмоциональной мотивации: опыт осмысления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург: ОГУ, 2016. № 8. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1898. 478 с.

13. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

14. ЭкманП. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. СПб.: Питер, 2012. 334 с.

REFERENCES

1. Breslav G. Psihologiya emotsiy. M.: Smyisl, 2004. 544 s.

2. Belyaev I. A. Kontseptualizatsiya ponyatiya «emotsionalnaya motivatsiya» kak aktualnaya logiko-gnoseologicheskaya problema // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. Orenburg: OGU, 2016. N 1. S. 46-49.

3. Vilyunas V. Osnovnyie problemyi psihologii emotsiy // Psihologiya emotsiy: hrestomatiya. SPb.: Piter, 2007. S. 8-42.

4. Zheleznikov V. Chuchelo. Zhizn i priklyucheniya chudaka. Minsk: Yunatstva, 1988. S. 329-492.

5. IzardK. E. Psihologiya emotsiy. SPb.: Piter, 2002. 464 s.

6. Ilin E. P. Emotsii i chuvstva. 3-e izd. SPb.: Piter, 2011. 782 s.

7. Leontev A. N. Potrebnosti, motivyi i emotsii // Psihologiya motivatsii i emotsiy. M.: AST; Astrel, 2009. S. 47-66.

8. LiperR. U. Motivatsionnaya teoriya emotsiy // Psihologiya emotsiy. SPb.: Piter, 2007. S. 210-224.

9. Pyirev E. A. Motivatsionnaya funktsiya emotsiy v «teorii svyazey» // Izvestiya Rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2015. N 177. S. 35-42

10. Pyirev E. A. Emotsii v strukture motivatsii uchebno-professionalnoy deyatelnosti studentov vuza // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Psihologiya. Kostroma: KGU, 2016. T. 22. N 1. S. 107-111.

11. Pyirev E. A. Fenomen emotsionalnoy motivatsii: opyit osmyisleniya // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. Orenburg: OGU, 2016. N 8. S. 4-8.

12. Ribo T. Psihologiya chuvstv. SPb.: Izd. F. Pavlenkova, 1898. 478 s.

13. FreydZ. Psihologiya bessoznatelnogo: sb. proizvedeniy. M.: Prosveschenie, 1989. 448 s.

14. Ekman P. Psihologiya emotsiy. Ya znayu, chto tyi chuvstvuesh. 2-e izd. SPb.: Piter, 2012. 334 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.