Научная статья на тему 'Эмоциональное поведение человека'

Эмоциональное поведение человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4728
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / EMOTION / MOTIVATION / EMOTIONAL MOTIVATION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / UNINTENDED ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В статье рассматривается поведенческий аспект эмоциональной мотивации. Особенностью настоящей статьи является анализ и обоснование эмоционального поведения студентов вуза. Доказывается, что многообразие эмоций определяет многообразие форм поведения; эмоции и поведение не всегда осознаются человеком; эмоциональное поведение по природе врожденное, поэтому непреднамеренное; предметно ориентировано, т.е. направлено на предмет связи человека; может быть развернутым и продолжительным, что сказывается в эффективности деятельности. В статье представлена классификация эмоций и соответствующих им непреднамеренных действий. Мотивационные эмоции поделены на «созидательные» (радость и интерес), «разрушающие связи» (страх, печаль, разочарование), «сохраняющие энергию» (удовольствие, равнодушие), «преодолевающие препятствия» (злость). Этим эмоциональным группам соответствует определенное поведение студентов в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional aspects of human behaviour

The behavioural aspect of emotional motivation is considered in the article. The peculiarity of the article is in analysis and foundation of emotional behaviour the higher education students have. The article is proving the following; the variety of emotions defines the variety of behaviours; emotions and behaviour are not always conscious; behaviour in its nature is congenital, thus unintended; behaviour is subject-oriented, directed to the human link subject; it can be deployed and long-lasting, impacting the effect of activity. The classification of emotions and corresponding unintended actions is set in thearticle. Thus, emotions in the motivational terms are divided into: “constructive emotions” (joy and interest), “disrupting the relation” (fear, sadness, disappointment), “saving the energy” (pleasure, indifference), “overcoming obstacles” (anger). Taken groups of emotions are corresponding to the certain behaviour.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное поведение человека»

УДК 159.942

Пырьев Евгений Александрович

кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет

evgpyrev@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается поведенческий аспект эмоциональной мотивации. Особенностью настоящей статьи является анализ и обоснование эмоционального поведения студентов вуза. Доказывается, что многообразие эмоций определяет многообразие форм поведения; эмоции и поведение не всегда осознаются человеком; эмоциональное поведение по природе врожденное, поэтому непреднамеренное; предметно ориентировано, т.е. направлено на предмет связи человека; может быть развернутым и продолжительным, что сказывается в эффективности деятельности. В статье представлена классификация эмоций и соответствующих им непреднамеренных действий. Мотивационные эмоции поделены на «созидательные» (радость и интерес), «разрушающие связи» (страх, печаль, разочарование), «сохраняющие энергию» (удовольствие, равнодушие), «преодолевающие препятствия» (злость). Этим эмоциональным группам соответствует определенное поведение студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмоции, мотивация, эмоциональная мотивация, непреднамеренные действия, учебно-профессиональная деятельность студентов вуза.

Введение

В статье обосновывается мотивационная функция эмоций, которая реализуется в поведении. На эту тему автором написано несколько работ [11; 12; 13]. В них доказывается, что мотивационные эмоции обладают рядом специфических характеристик. Так, активность, исходящая от эмоций, проявляется на разных уровнях функционирования человека, как на нижних - нейрофизиология и физиология, так и верхних - переживание и внешнее поведение. Нейрофизиологический уровень начинается с аф-ферентации предмета (явления, ситуации, объекта), что на уровне лимбической системы создает специфическое напряжение, отвечающее одной из базовых эмоций (страх, печаль, радость, злость, удовольствие...). Далее напряжение переходит на физиологический уровень (сердечную, гуморальную, сосудистую и дыхательную системы). Он подготавливает переживательный или психологический уровень, который завершается в эмоциональном поведении, представленном мелкой, крупной моторикой и непреднамеренными действиями. Таким образом, предметные мотивационные эмоции, представленные на нейрофизиологическом, физиологическом и переживательном уровнях, специфически готовят и участвуют в поведенческих актах человека, в его непреднамеренных действиях, осуществляемых в адрес предмета эмпирической связи.

О непосредственной связи эмоций и движений человека говорит этимология слов, известных как эмоциональные. Так, слово «горе» происходит от явления «гореть»; слово «печаль» от явления «печет»; «грусть» - это то что «грызет»; битый палками человек назывался «удрученный»; эмоция «страха» этимологически означает оцепенение, обездвиженность; «трусость» как эмоциональное свойство человека имеет истоки в действиях «дрожания и трясучки».

Теоретический анализ проблемных вопросов эмоционального поведения человека. О связи эмоции и поведения достаточно определенно высказывались основатель бихевиоризма Д. Уотсон [17]; психофизиологи прошлого - Н.Н. Ланге [8], К. Лан-ге [7], У Джемс [5]; современные психофизиологии - Ю.И. Александров [1], Н.П. Бехтерева [2]; отечественные психологи - С.Л. Рубинштейн [15], Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [9], зарубежные - З. Фрейд [18], К. Изард [6] и многие другие.

Представленные авторы по-разному рассматривают взаимосвязь эмоций и поведения, поэтому единого мнения на этот счет не существует. Так, идеологи противоречивой психофизиологической теории происхождения эмоций У. Джемс [5] и К. Ланге [7] эмоции выводили из физиологических реакций сердца, сосудов, мышц, желез внутренней секреции. В свою очередь, З. Фрейд [18] подчеркивал, что для науки нет ничего бесполезнее, чем изучать органы, в которых выражается эмоция. По словам Н.П. Бехтеревой - авторитетного исследователя головного мозга человека -существует тесная связь эмоций с двигательными зонами мозга человека: «.. .одна и та же крохотная точка может иметь отношение и к двигательной, и к эмоционально-психической сфере» [2, с. 66]. Л.С. Выготский поддерживал идею физиологического содержания эмоций. Он считал, что спутниками эмоциональных реакций выступает «усиленная мышечная деятельность» [3, с. 315].

Многие исследователи отмечают кратковременный, импульсивный, ненаправленный характер эмоционального поведения. Отсюда, основная проблематика поведения, исходящего от эмоций, в непризнании развернутого и длительного поведения. Однако, по словам авторитетного исследователя эмоций К. Изарда: «всякая активированная эмоция - неважно, чем порожденная, сама оказывает побудительное, организующее влияние на наши мысли и поступки» [6, с. 57].

34

Вестник КГУ _J 2017

© Пырьев Е.А., 2017

История о неспособности эмоций на длительные развернутые двигательные акты восходит к основателю эволюционной теории Ч. Дарвину. В 1872 году вышла его книга «О выражении эмоций у человека и животных» [4], где он не проводит различий в эмоциональных выражениях животных и человека. С точки зрения Ч. Дарвина действия, отвечающие эмоциям (или душевным состояниям) являются врожденными и непроизвольными; также они импульсивные, и соответственно, кратковременные.

Поведение человека имеет сложный и непростой категориальный ряд. В разряд поведенческих относят физиологические реакции, внешне организуемые движения, действия, деятельность. Основоположники бихевиоризма Дж. Уотсон и Э. Торндайк в качестве основной единицы поведения рассматривали физиологические реакции. Реакция - это «ответное действие» (латинский ге... - против + айю - действие). Это действие в ответ на внешнее воздействие или стимул. Вот как описывал Э. Торндайк связи эмоции с поведением: «Можно вызвать физиологическую реакцию, которая характерна для данной эмоции и будет переживаться эмоция» [16, с. 189]. Для другого представителя бихевиоризма Д. Уотсона эмоция -это уже физиологическая реакция.

Сегодня под физиологическими реакциями понимают работу желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем. В свою очередь, внешнее проявление эмоций в форме тремора рук, покраснении/побледнении кожи лица, в потоотделении - правильно относить к категории «внешняя мелкая моторика». Тогда как «крупная моторика» проявляется в жестах, позах, мимике, осанке, походке.

Помимо мелкой и крупной моторики существует развернутое поведение, которое можно разделить на два класса: произвольное поведение, осуществляемое под контролем сознания и непроизвольное или, правильно, непреднамеренное. Оно является функцией неосознаваемого в психике. Эмоции, относимые к классу неосознаваемого в психике, отвечают за непреднамеренное поведение человека.

В терминах непреднамеренного поведения сегодня можно рассмотреть процесс решения задачи или даже процесс наблюдения за объектом. Также, в терминах такого поведения сегодня рассматриваются речевые реакции - громкость, колебания голоса, интонации; двигательные реакции - скорость, координация, ловкость; разнообразные движения лица и тела, состоящие из нескольких целостных двигательных актов - чтение книг, поглощение пищи, курение, .; акты развернутых действий - развернутые движения, состоящие из нескольких действий и протяженных во времени - учебные действия в вузе, профессиональные

и воспитательные действия. Они могут быть вполне сознательными, однако часто выполняются неосознанно и исходят от переживаемых эмоций.

Важно отметить, что в отечественной психологии термины «поведение» и «деятельность» различаются. Отличает эти явления сознательный контроль человека, который обязательно присутствует в деятельности и может отсутствовать в поведении. Деятельность представляет собой целесообразную сознательную активность. Тогда как поведение может быть бессознательным, неосознаваемым или малосоознаваемым.

Поведение, побуждаемое эмоциями, со времен Античности считалось «неразумным», а со времен З. Фрейда - «бессознательным». З. Фрейд видел за каждым непроизвольным движением нагромождение бессознательных мотивов. Бессознательные побуждения руководят поступками «втайне» от них самих [18]. Отсюда любое переживание заканчивается двигательной реакцией, как импульсивной и кратковременной, так и развернутой и долговременной. Человек совершенно неожиданно обнаруживает себя в защитной (закрытой) позе, в наступательных жестах, с плачущим выражением лица, обнимающим другого человека и т.д. Эти внешние действия отвечают переживаемой эмоции, разворачиваются быстро, часто на неосознаваемом уровне.

В пользу эмоционального поведения говорит тот факт, что трудно представить себе человека, всегда сознательно обдумывающего каждый свой поступок. В разных ситуациях у каждого человека есть автоматическое поведение, которое является для него привычным. Человек не планирует такое поведение и не тратит на него энергию. Х. Хекхау-зен называет такое поведение «свободным». Оно совершается помимо волевых действий и действий по привычке. «Свободное поведение» Х. Хекхау-зен также называет «аффективными действиями». В этом случае напряжение мотивационного импульса осуществляется и разворачивается на неосознаваемом уровне [19].

Известный исследователь эмоций Я. Рейковский соглашается с наличием развернутого эмоционального поведения, которое он называет «эмоциональное действие». Он пишет, что такое возможно при условии, если последнее представляет собой целенаправленное поведение. Оно «совершается для того чтобы выразить эмоциональное состояние», которое приводит к определенному, заранее предусмотренному конечному состоянию» [14, с. 152].

В XVIII веке английским исследователем Д. Гартли был открыт феномен идеомоторно-го акта. Он имеет непосредственное отношение к эмоциональному поведению. Так, согласно воззрениям английского врача представление человека о движении реализуется в этом движении. По мысли автора идеи, внешние двигательные акты

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

35

возникают автоматически вслед за представлениями о движении. По характеру эти движения являются непроизвольными и неосознаваемыми.

Предметность эмоции, с нашей точки зрения, позволяет увидеть в эмоции идеомоторный акт. Так, если предметная эмоция обнаруживается при восприятии предмета и запускает в его сторону непреднамеренные действия, то в эмоции есть представление о движении. Известно, что сильная боязнь или страх перед чем-нибудь вызывает именно то действие, с которым было связано опасение. Боязнь высоты приводит к падению с высоты; страх собаки часто заканчивается ее нападением на человека; любовь к человеку реализуется в длительных переживаниях и действиях в его адрес.

Об идеомоторном характере эмоций говорил еще З. Фрейд, в частности, он писал: «Боязнь означает известное состояние ожидания опасности и подготовки к ней, даже если опасность неизвестна» [18, с. 144]. О подготовке к действию как характеристике идеомоторного акта в эмоциях косвенно говорил польский профессор Л.И. Пет-ражицкий. Он использовал термин «будительно-вставательная эмоция», которая подготавливает человека просыпаться утром. Например, данная эмоция запускает процессы сокращения мускулов, открывания глаз, поднимание и поворачивание головы. Эти и другие действия, отвечающие «буди-тельной» эмоции способствуют выходу человека из сна [10].

Таким образом, идеомоторный акт в эмоциях реализуется в непроизвольных и неосознаваемых движениях. Данное положение касается только базовых эмоций, имеющих врожденный характер с врожденными формами внешнего поведения. Переживание базовых эмоций сопровождается скрытым для сознания представлением о движении, которое реализуется в поведении, развернутом в адрес предмета эмпирической связи.

Готовность к ситуации, которую определяют эмоции, говорит о том, что она сдвинута к началу двигательного акта. Эмоции, возникающие в начале двигательного акта, настраивают нервную систему, эндокринную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма к определенной форме внешнего поведения. Данная психофизиологическая готовность есть составляющая идеомоторного акта, реализуемого в мелкой, крупной моторике, а также в развернутом поведении непреднамеренных действий.

Эмоциональные действия человека с возрастом приобретают социальный характер. Если в детстве переживание эмоции злости реализуется в драках и защитном поведении детей, то во взрослой жизни, например, в профессии переживание этой же эмоции приводит к сверхнормативной активности, совершению противоречивых действий, к демонстрации необдуманного упорства и настойчивости.

В свою очередь, если переживание эмоции радости в детстве проявляется во владении предметом, объятиях, в близком контакте, то во взрослой профессиональной жизни эмоция радости реализуется в усидчивости и увеличении времени, посвященному работе.

Практическое решение вопроса. Эмоциональное поведение представляет собой систему непреднамеренных действий, исходящих от базовых мотивационных эмоций. В свою очередь мотивационными являются не только эмоции, но и действия. Они достаточно жестко привязаны к эмоциям, представляя собой некое единство. Непреднамеренные действия, исходящие от базовых эмоций представляют собой ответ на состояние связи эмоции с предметом:

- эмоция печали. Это отражение разорванной связи с предметом, поэтому непреднамеренные действия носят разрушительный характер: устранить предмет, разрушить, повредить, в крайних случаях - уничтожить;

- эмоция интереса. Это отражение связи с новым предметом. Непреднамеренные действия эмоции интереса направлены на познание предмета: притяжение, привлечение, изучение, познание, приближения;

- эмоция удовольствия. Это отражение нейтральных связей с предметом, который не доставляет беспокойств. Непреднамеренными действиями являются: пассивность, неизменяемость, ничегонеделание, созерцательность .;

- эмоция страха. Это отражение надорванной связи человека с предметом. Под влиянием эмоции страха непреднамеренные действия носят ошибочный, неадекватный характер. В ситуации, в которой нужно убегать - человек цепенеет, а где нужно сохранять спокойствие - он убегает. Обобщенными непреднамеренными действиями являются: убегание, хаотичные движения, ошибочные действия, неадекватные ситуации действия, т.е. не способствующие связям человека с предметом;

- эмоция радости. Это отражение надежной связи человека с предметом. Непреднамеренные действия направлены на захват, притяжение, соединение, привлечение, обнимание, притяжение .;

- эмоция разочарования. Отражение процесса разрыва связи человека с предметом. Когда-то связь с предметом доставляла человеку некую радость, интерес, но сегодня переживается разрыв. Непреднамеренными действиями являются: уход, игнорирование, опоздания, отсрочка выполнения заданий, больничные, переключение на новый предмет (вид деятельности), поиск нового предмета;

- эмоция равнодушия. Это отражение пассивных связей с предметом. Непреднамеренными действиями являются: пассивность, упадок сил, малая активность, переключение на другие предметы (ситуации).

36

Вестник КГУ ^ 2017

Классификация мотивационных эмоций является одновременно классификацией действий, участвующих в реализации побудительного потенциала эмоций. В этой связи классификацию мотивационных эмоций логично перенести на классификацию действий. В работе «Феномен эмоциональной мотивации: опыт осмысления» мы поделили мотивационные эмоции на: «созидательные эмоции» (радость, интерес); «преодолевающие препятствия» (злость, гнев); «разрушающие связи» (страх, печаль, разочарование); «сохраняющие энергию» (удовольствие, равнодушие) [13].

Учебно-профессиональная деятельность состоит из различных сторон, составляющих содержательную часть целостной деятельности. Такими сторонами учебно-профессиональной деятельности являются: лекции, семинары, контрольные работы, рефераты, курсовые, преподаватели, библиотека, зачеты, экзамены и многое другое. В адрес этих сторон учебно-профессиональной деятельности студенты организуют двигательные акты, соответствующие переживаемым эмоциям.

Эмоциональное поведение, организуемое студентами в рамках учебно-профессиональной деятельности, отражает стороны этой деятельности. Так, в рамках семинарских занятий совершаются следующие действия: подготовка к семинарам, выступления на семинарах, выполнение тестовых заданий, устные ответы...; при выполнении курсовых работ совершаются действия: выбор темы, написание плана научной работы, анализ научной литературы, реферирование литературы, выполнение чернового и чистового плана курсовой работы.

Побуждаемые эмоциями действия имеют специфику, отвечающую каждой мотивационной группе. Данная специфика отражается в двух базовых формах учебных действий: непреднамеренные действия отрицательного характера и непреднамеренные действия положительного характера. Также в непреднамеренных действиях, организуемых в рамках учебно-профессиональной деятельности, есть как врожденные, так и социализированные двигательные программы. К врожденным непреднамеренным действиям отрицательного характера можно отнести прогулы лекционных и семинарских занятий; неготовность к зачетам и экзаменам. В свою очередь, к социализированным непреднамеренным действиям отрицательного характера относят больничные, перекуры, задержки на перемене, разговоры по сотовому телефону на учебных занятиях, компьютерные игры на семинарах и лекциях.

Врожденными непреднамеренными действиями положительного характера являются готовность к зачетам, экзаменам, посещения лекций и семинаров. В свою очередь, социализированные формы положительного характера, это - готовность к зачетам по тестам, подготовка по компьютерным программам, чтение научной литературы

в интернете, различные формы сверхнормативной активности, использование новых технологий подготовки к занятиям и т.д.

В адрес учебно-профессиональной деятельности студент может переживать несколько неоднородных эмоций. Это могут быть эмоции из группы «разрушающие связи» (страх, печаль, разочарование) или из группы «созидательные эмоции» (радость и интерес). Такое возможно в адрес разных сторон деятельности, которой занят студент и его восприятие. В этом случае определяется доминирующий мотивационный план. Он определяется по весу эмоций одной группы, переживаемых в адрес разных сторон деятельности. Так, если учебно-профессиональная деятельность состоит из нескольких составляющих сторон, то можно выделить основные стороны. Например, этими сторонами деятельности студентов вуза являются: лекции (лекционные занятия), семинары, контрольные работы и рефераты (их написание), взаимодействия с преподавателями вуза, работа в библиотеке, сдача зачетов и экзаменов, научно-исследовательская работа, производственная практика. Всего таких сторон одной деятельности может быть больше или меньше, что в конечном итоге диктуется рамками задач исследования. Доминирование одной группы эмоций над остальными свидетельствует о характере эмоциональной мотивации одного конкретного студента.

Эмоциональная мотивация может быть понята по непреднамеренным действиям, развернутым в адрес различных сторон учебно-профессиональной деятельности. Так, в рамках переживания группы мотивационных эмоций «созидательные эмоции» (радость, интерес) студенты укрепляют связи с учебной деятельностью. Они активны в познании учебных дисциплин, научно-исследовательской работе и производственной практике; они дисциплинированы, ответственны, пунктуальны; в целом такие студенты демонстрируют познавательную активность.

Переживание эмоций «разрушающие связи» (печаль, страх, разочарование) мотивирует студентов на уход от учебных занятий. На совершенно неосознаваемом уровне происходит много непреднамеренных действий, уводящих познавательную активность студентов от учебного процесса в вузе. Например, в действиях эмоции страха много защитных проявлений: пассивность, оцепенение при ответах на экзаменах и зачетах; в действиях эмоции печали много больничных, опозданий, не приходов по разным причинам на занятия, «отсроченных» зачетов и экзаменов; в действиях эмоции разочарования - «сидение» в социальных сетях, «написанных» интернетом контрольных и курсовых работ. Итак, во всех этих непреднамеренных действиях различные варианты разрыва связей с учебной деятельностью.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

37

В рамках переживания группы эмоций «сохраняющие энергию» (удовольствие, равнодушие) студенты довольны своей учебной деятельностью, однако пребывают в некотором успокоении. В их непреднамеренных действиях нет инициативы, познания, овладения учебными навыками, но есть некоторое пассивное времяпрепровождение. Это касается как эмоции удовольствия, так и равнодушия. Но если в эмоции удовольствия есть некая познавательная активность, то эмоция равнодушия часто граничит с ничегонеделанием. В какой-то степени переживание эмоции равнодушия говорит об эмоциональном безразличии. Как правило, студенты, переживающие данную эмоцию, находятся на этапе выбора профессии, определения целей жизни, которые не связаны с настоящей деятельностью.

Настойчивость и решительность, демонстрируемые в учебной деятельности, являются показателями переживания эмоций «преодолевающие препятствия» (злость). Непреднамеренные действия этой мотивационной эмоции похожи на действия группы «созидательные эмоции». Однако имеются отличия. Например, действия студентов, переживающих эмоцию злости в адрес лекционных занятий, семинаров, зачетов или экзаменов имеют демонстративный активно-познавательный характер. Студенты, переживающие эмоцию злости, соглашаются на многие учебные и научные мероприятия, от которых другие отказываются. Мотивированные эмоцией злости, интуитивно понимают, что не дотягивают до уровня успешного студента, поэтому проявляют упорную активность, настойчивость, которая заканчивается укреплением связей или, наоборот, ростом разочарования и ухода от учебных занятий.

Выводы. Непреднамеренные действия, представляющие собой эмоциональное поведение, обладают следующими характеристиками. В частности:

- исходят от эмоций. Каждая эмоция имеет свою двигательную программу;

- имеют врожденный характер. Двигательная программа может корректироваться по содержанию, не изменяя своего природного содержания;

- неосознаваемый характер. Человек не понимает, что его поведение мотивировано эмоцией;

- направленность на предмет эмпирической связи. Эмоциональное поведение реализуется в адрес предметов эмпирической связи;

- определяют эффективность деятельности. В конечном итоге непреднамеренные действия сказываются в различных формах эффективности деятельности студентов.

Библиографический список

1. Александров Ю.И. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала // Психофизика дискретных и непрерывных задач. - М.: Наука, 1985. - С. 190203.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 383 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.

5. Джемс В. Психология. Часть II. - СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

7. Ланге К.Г. Аффекты (душевные явления): Психофизиологический этюд. - СПб., 1890. - 65 с.

8. Ланге Н.Н. Эмоции: Психологический этюд. - М.: Мир, 1896. - 98 с.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2001. - 511 с.

10. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. - СПб.: Юридическая книга, 2010. - 1032 с.

11. Пырьев Е.А. Экспериментальные исследования эмоциональной мотивации // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Психология. Социальная работа. - 2015. - № 5. -С. 8-14.

12. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 177. - С. 35-42.

13. Пырьев Е.А. Феномен эмоциональной мотивации: опыт осмысления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - Оренбург: ОГУ, 2016. - № 8. -С. 4-8.

14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 391 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1946. - 740 с.

16. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм. - М.: ООО «Изд-во АСТ - ЛТД», 1998. - С. 5-242.

17. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. - М.: ООО «Изд-во АСТ -ЛТД», 1998. - С. 243-704.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. -СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

Вестник КГУ Л 2017

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.