Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры'

Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1898
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая карьера / педагогические риски / синдром эмоционального выгорания / модели / стадии / фазы эмоционального выгорания / симптомы эмоционального выгорания / профилактика синдрома эмоционального выгорания / педагогічна кар'єра / педагогічні ризики / синдром емоційного вигорання / моделі / стадії / фази емоційного вигорання / симптоми емоційного вигорання / профілактика синдрому емоційного вигорання.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова А. Г.

В статье анализируется проблема эмоционального выгорания как одного из рисков, связанных с построением педагогической карьеры. Рассматриваются модели и фазы развития данной деформации личности; симптомы ее проявления; факторы, инициирующие данный процесс; меры по предупреждению развития данного синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ємоційне вигорання як один із ризиків педагогічної кар'єри

У статті аналізується проблема емоційного вигорання як одного з ризиків, пов'язаних з побудовою педагогічної кар'єри. Розглядаються моделі і фази розвитку даної деформації особистості; симптоми її прояву; чинники, що ініціюють даний процес; заходи по запобіганню розвитку даного синдрому.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. №2. С. 151-169.

УДК 37.08:331.44:613.86

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ОДИН ИЗ РИСКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ Тулегенова А.Г.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: tylegenov@rambler.ru

В статье анализируется проблема эмоционального выгорания как одного из рисков, связанных с построением педагогической карьеры. Рассматриваются модели и фазы развития данной деформации личности; симптомы ее проявления; факторы, инициирующие данный процесс; меры по предупреждению развития данного синдрома.

Ключевые слова: педагогическая карьера, педагогические риски, синдром эмоционального выгорания; модели, стадии, фазы эмоционального выгорания; симптомы эмоционального выгорания; профилактика синдрома эмоционального выгорания.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся в последнее время социально-экономическая ситуация требует от современных специалистов не только знаний и навыков в области своей профессии, но и наличия целого ряда качеств, которые предопределяют эффективность их деятельности и степень конкурентноспособности на рынке труда. Повсеместные конкурсы на замещение вакантной должности выигрывают люди с богатым внутренним потенциалом, способные к саморазвитию, несущие ответственность за принятие и реализацию решений в нестандартных ситуациях. Жесткая конкуренция, как нынешние реалии, затронула и педагогические профессии. И хотя конкурсная система выборов является привычной, по крайне мере для вузов, она требует от преподавателей мобилизации всех имеющихся способностей и развития их профессионально-трудового потенциала для продвижения по ступеням статусной, должностной, профессиональной иерархии, иными словами - продвижения по карьерной лестнице.

Становление профессиональной педагогической карьеры связано, как правило, с большим эмоциональным напряжением, коммуникативными перегрузками, социальной незащищенностью и низким статусом профессии в массовом восприятии, что приводит к появлению определенных профессиональных деформаций, среди которых одной из основных является синдром эмоционального выгорания. Следовательно, педагогическую деятельность, которая в современных условиях понимается как становление профессиональной карьеры, можно отнести к разряду сложных, стресогенних, наиболее напряженных в психологическом плане. Она связанна с высоким риском психических и соматических реакций организма на нестандартные ситуации. К тому же, профессия учителя принадлежит к так называемым хелперських (от англ. help — помогать), поскольку связанная с работой в системе «человек-человек» и предполагает предоставление поддержки и помощи подопечным.

Данные характеристики учительского труда полностью укладываются в концепцию рискологии, в которой для каждой профессии и сферы деятельности

выделяются основные свойственные ей виды рисков. Например, в классификации рисков, представленной доктором политических наук, профессором Феофановым К.А. [28], описаны техногенные, природогенные и социогенные риски. В контексте социальной природы педагогической профессии, особый интерес вызывают социогенные риски, среди которых автором заявлены: депрофессионализация, недоверие к власти, социальный пессимизм, усиление авторитарных тенденций, кризис семьи, образования и воспитания, психические заболевания. Подобные риски в полной мере соответствуют представленным в литературе [13,19,21, 23,25] симптомам эмоционального выгорания в педагогической профессии. Таким образом, по нашему мнению, синдром эмоционального выгорания следует рассматривать, как один из основных рисков, связанных профессией педагога.

Понятие риска распространяется в сферу гуманитарных исследований с конца ХХ века. Педагогическая рискология — относительно нов ое направление в педагогике, изучающее «поведенческие аспекты профессионального труда педагога, сущность педагогического риска как социально-экономического и психологического явления, а также общие закономерности и специфику педагогической деятельности в ситуации неизбежного выбора» [14, с.60].

Изучению педагогической рискологии посвящены работы доктора педагогических наук Абрамовой И.Г. [1], которая отмечает, что изучение риска как педагогического феномена открывает возможности с новых теоретических и методологических позиций исследовать процессы творчества, целеполагания, формирования индивидуального стиля учителя и прочее. В концепции педагогического риска Абрамова И.Г. выделила различные виды неизбежных педагогических рисков, среди которых наличествуют: стратегический и физический риски, риск рассогласования, диспозиционный риск, риск несоответствия и риск бездействия.

Развернутую характеристику выявленных Абрамовой И.Г. рисков дает Михайлова Е.Н. [14]. Так, стратегический риск характеризует смелую, новаторскую, инновационную деятельность учителя. Риск рассогласования связан с расхождением между требованиями к школе со стороны властных и управленческих структур и возможностями учителя их выполнить. Физический риск представляет собой возможность заболевания школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебной деятельности. Он чреват приобретением различных комплексов. Диспозиционный риск означает несовпадение целей, ожиданий, запросов учителя с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива. Риск несоответствия характеризуется уровнем готовности или же неготовности педагога выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами. Риск бездействия определяет стремление человека к конформизму, к подчинению групповому влиянию или давлению. И наконец, технологический риск определяет возможные удачи и ошибки учителя в выборе техники.

Представленные автором характеристики различных видов педагогических рисков касаются различных уровней сложности исследовательской деятельности учителей и преподавателей. Тем не менее, не трудно заметить, что ряд

обозначенных выше характеристик (новаторская, инновационная деятельность педагога; его готовность выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами; поиски соответствующих технологий) напрямую связан с карьерным ростом преподавателя. Данный феномен объясняется тем, что построение карьерной лестницы педагога невозможно без элементов исследовательской деятельности. Однако, риски, связанные с построением педагогической карьеры изучены недостаточно. Что касается диспозиционного и физического рисков, риска бездействия то их характеристики, по нашему мнению, являют собой отдельные симптомы эмоционального выгорания.

И так, с одной стороны мы наблюдаем педагогические риски, обусловленные карьерным ростом преподавателя. С другой стороны - налицо взаимосвязь педагогических рисков с синдромом эмоционального выгорания. Следовательно, построение педагогической карьеры, на наш взгляд, может быть чревато эмоциональным истощением. К сожалению, в литературных источниках педагогическая карьера [7,8 и др.], педагогические риски [1,14,28,29 и др], синдром эмоционального выгорания [2,3,4,11,15,24 и др.] выступают как самостоятельные объекты исследования. Взаимосвязь карьерного роста с педагогическими рисками, и в первую очередь с эмоциональным истощением, изучена не в полной мере. Отсюда целью данной статьи выступает потребность рассмотреть феномен эмоционального выгорания в педагогической профессии как один из рисков профессиональной карьеры и определить меры, направленные на профилактику или устранение данного вида профессиональной деформации.

1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК

Неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала является стремление сделать карьеру, которую можно рассматривать как наивысшую форму профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация — это непременно и наличие психоло гических компонентов, и определенная система организации сознания, психики человека, его отношения к профессии. Данное положение особенно значимо для понимания особенностей профессиональной самореализации педагога [8]. При этом вопросы мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций могут тесно соприкасаться с проблемой эмоционального выгорания. Например, невозможность за счет карьерного роста удовлетворить стремлением к социальному престижу, потребность в получении материальных выгод и реальной власти будет способствовать развитию симптомов выгорания. С другой стороны, в качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, на основе данных отечественных и зарубежных исследований, среди прочих можно выделить следующие компоненты: умение решать нестандартные проблемы и задачи, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость, т.е., на наш взгляд, — умение противостоять педагогическим рискам, в том числе и риску психического выгорания.

Исследования последних лет [13,19,24 и др.] существенно расширили область использования термина «психическое выгорание», включив в сферу распространения этой структуры профессии, не связанные с социальным взаимодействием, что привело к некоторой модификации понятия «выгорание». На данный момент психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и понимается как отрицательное отношение не только к клиентам, но в общей сложности и к труду, и к его предмету. Правомерным становится использование термина «профессиональное выгорание», а состояние профессионального кризиса можно рассматривать как определенный риск в эволюции профессиональной карьеры.

Как следует из специальной литературы, профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека и рассматривается рядом авторов как самая опасная профессиональная болезнь в первую очередь тех, кто работает с людьми и чья деятельность невозможна без общения [11,21,23 и др.]. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда, и поэтому в наибольшей степени приводит к профессиональному выгоранию.

Как отмечает Крисковец Т.Н., будучи результатом выбора педагогом собственной профессиональной стратегии профессиональная карьера обучающего «способствует его самоопределению, развитию рефлексивных качеств и ставит его в позицию субъекта профессионального выбора, является механизмом профилактики кризисных периодов и тесно связанного с ними профессионального истощения» [7 с.199]. В данном случае профессиональная карьера преподавателя рассматривается в качестве меры профилактики педагогического риска эмоционального истощения. Что касается обратной стороны взаимосвязи педагогической карьеры и риска профессионального выгорания, а именно: карьерный рост — как фактор, провоцирующий эмоциональное выгорание педагога, она в рамках данного исследования не представлена.

Согласно теоретико-методологической позиции Митиной Л.М. [12] профессиональное развитие педагога (см. карьерный рост) и эффективность его педагогической деятельности в ситуациях неопределенности обусловлена высоким уровнем развития интегральных личностных характеристик учителя, позволяющих ему прогнозировать и реализовывать развивающие возможности рисконесущих факторов. Вместе с тем, взаимосвязь готовности к риску и эффективности педагогической деятельности не была в данном исследовании предметом экспериментального изучения.

Специальным предметом изучения готовность к риску как фактор эффективной профессиональной деятельности педагога в ситуациях неопределенности выступает в работе Хабибулина Э.Р. [28]. Автор указывает на ряд причин, указывающих на необходимость проявления готовности к риску в профессиональной деятельности педагога: умение действовать в ситуациях неопределенности и принимать адекватные решения; успешно разрешать конфликтные ситуации и демонстрировать образцы поведения, выступающие ориентирами реагирования в ситуациях риска для учащихся. Саму готовность к риску Хабибулин Э.Р. понимает как личностное качество, оптимальный уровень развития которого обусловливает эффективность педагогической деятельности, и проявляется у учителей, деятельность которых соответствует модели профессионального развития. И хотя профессия педагога, как подчеркивает автор, не относится к перечню рисконесущих по сути реализуемой деятельности профессий, она, вместе с тем, предполагает наличие определенной степени свободы во взглядах, поведении, личностном самовыражении, в выборе форм, методов и приемов педагогической деятельности, в том числе в ситуациях неопределенности.

Таким образом, рассматривая педагогические риски, Хабибулин Э.Р. сводит их к поведенческим стратегиям в ситуациях неопределенности, умением педагога оценивать возникающие ситуации с разных позиций, его способностью преодолевать формальные алгоритмы профессиональной деятельности. За рамками экспериментальной работы по-прежнему остается профессиональный риск, связанный с эмоциональным выгоранием педагога, поскольку одной из центральных идей в понимании риска в данном исследовании является оценка возможных последствий принятия и реализации педагогических решений.

Совокупность рисков, которые способствуют развитию эмоционального выгорания в педагогической деятельности, представлена в работе Новиковой Л.В. [17]. Она подразделяет факторы риска на социально-психологические, личностные и профессиональные.

Среди социально-психологических рисков особый интерес, по мнению автора, представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Поэтому чувство несправедливости выступает важной детерминантой эмоционального выгорания: чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание. В качестве факторов, способствующих развитию данного синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, которые воспринимаются сотрудниками как социальная несправедливость.

Риск эмоционального выгорания в педагогической деятельности провоцирует и неудовлетворенность работой в учебном учреждении. Степень риска выгорания напрямую связана со степенью привлекательности или же непривлекательности

учительского труда: чем выше привлекательность — тем меньше риск эмоционального выгорания. И наоборот, более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы для учителя. При этом педагоги с высоким показателем «Я-концепции» более позитивно ориентированы по отношению к ученикам, коллегам и в меньшей степени подвержены выгоранию.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. «выгоревший» работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. И если выгорание продолжается, педагог будет постоянно избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры.

Сложные взаимоотношения, подчеркивает Новикова Л.В., имеются между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях, отмечает Новикова Л.В., обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, возможности реализовать большинство карьерных устремлений.

При рассмотрении отдельных составляющих синдрома чётко проявляются гендерные отличия. Обнаружено, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя-женщины к наиболее сильным стресс-факторам относят «трудных учеников», а мужчины — присущий школам бюрократизм и большое количество «бумажной» работы.

Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, обнаружены такие показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Наиболее уязвимы те учителя, которые реагируют на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного [17]. При этом, чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [3]. Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса — один из

важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни.

К профессиональным факторам выгорания Новикова Л.В. относит болезненную зависимость от работы, которая, как было указано выше, тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания как реакция на рабочие стрессы, связанные с построением профессиональной карьеры, является одной из серьезных проблем современной школы. Эмоционально выгорающие профессионалы зачастую не способны преодолеть последствия стресса, негативные проявления которого включают в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, они вызывают у педагога состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое, согласно современным данным, понимается как «психическое выгорание».

Данный синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные Маслач К.: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [11].

При этом под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В сфере педагогической деятельности деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к учащимся и воспитанникам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам [4].

Редуцирование личных (персональных) достижений — проявляет себя снижением чувства компетентности в своей работе, недовольством собой, уменьшением ценности своей деятельности, негативным самовосприятием в профессиональной сфере. Возникает чувство вины за свои явные или же надуманные профессиональные ошибки, негативные проявления своих эмоций, понижается профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности и безразличия к работе [21].

Синдром профессионального выгорания, как динамический процесс, развивается во времени постепенно и имеет определенные фазы или стадии, которые определяются процессуальными моделями эмоционального выгорания.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен. Подробное описание основных моделей представлено в словаре-справочнике «Управление персоналом» [26].

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных

ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель (Дирендонк Д., Шауфели В., Сиксма X.). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель (Маслач К. и Джексон С.). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений (характеристика каждой из трех составляющих эмоционального выгорания была представлена ранее).

Более подробная характеристика этих стадий дана в исследовании Макаровой Г.А. [9].

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности и неудовлетворенности.

Вторая стадия характеризуется тем, что возникают недоразумения с учениками, родителями. Педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. С трудом сдерживаемая вначале антипатия сменяется вспышками раздражения по отношению к учащимся. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек еще может сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация — связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Перлман Б. и Хартман Е. А. описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов

реакции на организационные стрессы. Это: физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение); поведенческие реакции, выражающиеся в дезадаптации, дистанцировании от профессиональных обязанностей, снижении рабочей мотивации и продуктивности.

Согласно процессуальной модели Буриша М., развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Кроме того, авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом — как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий [22]

Гринберг Дж. [26] предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. С позиции профессиональной педагогической деятельности они выглядят следующим образом:

Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Учитель обычно доволен своей работой и относится к трудовым задачам с энтузиазмом. Однако по мере появления и углубления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия. Педагог становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования теряется интерес к учительскому труду, исчезают привлекательность работы в школе, падает эффективность педагогической деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации педагог может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность.

Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У педагога появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

2. СИМПТОМЫ, ФАКТОРЫ И ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Специальным предметом исследования синдром профессионального выгорания учителя выступает в работе Сушенцовой Л.В. [21], которая выделяет три основные стадии развития данного синдрома:

- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

- третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Симптомы профессионального выгорания довольно многочисленны и могут проявляться на разных стадиях его развития. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным выгоранием [19].

Они, как отмечают Осухова Н. Г. и Кожевникова В. В. [16], по своим психофизиологическим характеристикам могут быть отнесены к следующим группам:

Психофизические симптомы — чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение

веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы — безразличи е, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы — ощущение, что раб ота становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Такой подход вполне соответствует позиции Маслач К. [11], который условно разделил симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

Пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания, выделяют Сидоров П.И., Макарова Г.А. и ряд других авторов.

К физическим симптомам, относятся: усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе и по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.

Эмоциональные симптомы, проявляют себя как: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение фрустрации, беспомощности, безнадежности; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря

идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации, своей или других (люди становятся безликими, как манекены); преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы выражаются как: импульсивное эмоциональное поведение; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; и желание прерваться, отдохнуть во время рабочего дня; употребления табака, алкоголя, лекарств, совмещаемое с оправданием этих действий; несчастные случаи, например, падения, травмы, аварии и т.д

Интеллектуальное состояние характеризуется уменьшением интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшением интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличением скуки, тоски, апатии или недостатком куража, вкуса и интереса к жизни; увеличением предпочтения стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; цинизм ом или безразличием к новшествам, нововведениям; неохотным участием или отказом от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальным выполнение работы.

Социальные симптомы, проявление которых связано с уменьшением активности и интереса к досугу и хобби; ощущением изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. У человека нет времени или энергии для социальной активности; его социальные контакты ограничиваются работой; взаимоотношения с другими людьми - скудные.

Подробно освещает симптомы эмоционального выгорания Бойко В.В. [2]. При этом он соотносит их с тремя фазами формирования данной профессиональной деформации:

Первая фаза эмоционального выгорания - «напряжение», состоит из следующих симптомов: 1. переживание психотравмирующих обстоятельств (на сколько близко к сердцу человек принимает травмирующие ситуации); 2. неудовлетворенность собой; 3. ощущение загнанности в клетку; 4. тревога или депрессия. Вторая фаза -«резистенция», характеризуется следующими симптомами: 1. неадекватным избирательным эмоциональным реагированием (эмоциональная лабильность); 2. эмоционально-нравственной дезориентацией (неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм) 3. расширением сферы экономии эмоций (избегание ситуаций, когда необходимо проявление эмоций, участия, сопереживания); 4. редукцией профессиональных обязанностей. Третья фаза эмоционального выгорания — «истощение», состоит из следующих симптомов: 1. эмоциональный дефицит; 2. эмоциональная отстраненность; 3. личностная отстраненность (деперсонализация); 4. психосоматические и психовегетативные нарушения.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет собой закономерное сочетание симптомов нарушений в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Общее признание феномена профессионального выгорания, в том числе и в педагогической деятельности, закономерно породило вопрос о факторах,

способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными [15,18]. При этом личностные и организационные факторы взаимно усиливают друг друга. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. [23] рассматривает значение личностных, ролевых и организационных факторов.

Марусяк Н.Л. [10] в качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования, указывает на:

1. Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что для того, чтобы избежать профессиональных неудач большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате, они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (89%);

2. Неудовлетворенность профессиональным статусом (73%);

3. Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, вследствие снижения уровня рождаемости.(71%);

4. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений (67%);

5. Отсутствие условий для самовыражения и самореализации (35%);

6. Недостаток положительного стимулирования труда (89%).

К перечисленным можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. [18]: неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения); отсутствие человеческих ресурсов (социальных и родственных связей, любови, профессиональной состоятельности, экономической стабильности, жизненных целей, здоровья и т.д.).

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля» (умением принимать ответственность за события, происходящие в жизни, на себя, а не находить причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае). Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания [15].

Среди других характерных особенностей наиболее тесные связи с выгоранием имеет тревожность личности.

По мнению Сушенцовой Л.В. [21] к профессиональному выгоранию склонны люди, предпочитающие бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем. Учителя, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».

Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и

одновременно, — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями, легко солидаризирующихся.

Махер Е. пополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства и низким уровнем эмпатии) [26].

Бойко В.В. [2] указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подробная характеристика группы организационных факторов дана в работе Митченко Л.Э. [13]. В данную группу автор включает: условия материальной среды, содержание работы учителя и социально-психологические условия его деятельности. При характеристике условий работы, основной упор был сделан на временные параметры и объем педагогической деятельности. Оказалось, что средняя величина рабочей недели учителя выше установленной по стране (см. данные Колесникова Л.Ф.), а оплата труда — чрезвычайно низкая. Как следствие — постоянная сверхурочная работа, а значит и повышенная нагрузка, что объясняет появление у педагога фрустрации, тревожности, эмоционального опустошения как предпосылки различных психо-соматических заболеваний. Например, скрининговое обследование состояния здоровья 7300 педагогов сотрудниками лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева (Российская Федерация) показывает, что 89,3% исследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8% случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений (Вассерман Л.И., Беребин М.А., 1997). Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [15].

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Рассматривая содержание труда, Митченко Л.Э. включает в данную группу факторов количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их число, частоту и степень глубины контакта с ними. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где

острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности решения этих проблем. В педагогической деятельности это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, возможен не очень высокий результат. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда Митченко Л.Э. проводит в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учащихся вызывают у педагога выгорание [15].

Анализ некоторых первостепенных причин, лежащих в основе эмоционального выгорания, позволяет перейти далее к рассмотрению стратегий помощи педагогу в ситуации развития у него данного синдрома. При этом следует оговорить, что большинство исследователей считают достижение успеха в решении настоящего вопроса делом трудным, а в некоторых случаях — маловероятным. Как отмечает психолог-валеолог Кривонос Г.А. [6], опасность эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное — предотвратить появление данного синдрома.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы, направленные на профилактику и устранение эмоциональных перегрузок, борьбу с негативными последствиями работы по оказанию поддержки другому человеку. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности.

Все разнообразние методов помощи при синдроме эмоционального выгорания Шепелева Н.А. [25] подразделяет на четыре группы:

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой А.Н., дыхательная гимнастика.

2. Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание,

акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4. Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, молитва, музыка.

Наиболее распространенным средством, предупреждающим развитие синдрома эмоционального выгорания, является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Кроме того, со стороны администрации нужна система поощрений, повышающих значимость труда учителя. Дирекции школы необходимо использовать методы психологической разгрузки и релаксация педагогического коллектива на рабочем месте, прямо в стенах школьного здания. На наш взгляд, в факторы реабилитации следует включать отдых в санаториях, домах отдыха, специализированных отелях, желательно за рубежом, где гораздо выше уровень сервисного обслуживания. При этом более рационально распределять отпускное время на весь период учебного года, а не смещать его в полном объеме на летнее время.

Невозможность в полном объеме обеспечить социальную защищенность и нужный уровень материальной обеспеченности со стороны государства вызывает необходимость психологической компенсации выше названных факторов, что принимает формы аутотренинга, медитации, молитвы. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Дьяконовым Г.В. [5] разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного года.

Для саморегуляции психических и физических состояний используется аутогенная тренировка. Аутотренинг представляет собой систему упражнений, основанную на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет учителю целенаправленно менять настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Воробьевой М.А. [4] разработана и апробирована программа «Синдром эмоционального выгорания педагога профилактика и преодоление». Направления

программы включают в себя теоретический (знание проблемы синдрома эмоционального выгорания, стратегий его преодоления), практический (семинары, диалоги, круглые столы и др. ) и технологический (технологии преодоления) блоки. В программе использована техника танцевально-двигательной терапии, позволяющая снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить у педагогов умения психической саморегуляции, сформировать у них эмоциональную устойчивость, способствующую позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Эти особенности необходимы учителям для преодоления и профилактики синдрома выгорания в педагогической деятельности, адаптации к качественно изменяющимся ситуациям современного общества.

Практические рекомендации для предотвращения синдрома эмоционального выгорания дает академик Сидоров П.И. [19]. Соблюдая данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение выше указанного синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности.

По нашему мнению, к числу превентивных мер следует отнести также обязательный профотбор, включающий в себя выявление у будущего педагога тех качеств и характеристик личности, которые смогут противостоять формированию рассматриваемого синдрома. Помимо этого, крайне важны для учителя своевременная диагностика и самодиагностика эмоционального выгорания, а отсюда - знание педагогом его симптомов.

С проблемой эмоционального выгорания, техниками интерперсонального психологического воздействия будущих учителей необходимо знакомить на уровне подготовки к профессиональной деятельности, т.е. в период вузовского обучения. С этой целью следует вводить соответствующие знания в курсы: педагогического мастерства, введения в специальность, конфликтологии, современных педагогических технологий.

ВЫВОДЫ

Тщательное изучение вышеизложенного материала показало, что синдром эмоционального выгорания являет собой один из основных рисков педагогической профессии. Его можно рассматривать в аспекте личностной деформации, формирующейся под влиянием профессиональных стрессов [3] и проявляющей себя закономерным сочетанием симптомов связанных с нарушениями в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Инициируется эмоциональное выгорание комплексом факторов, охватывающих индивидуально-психологические и специфические особенности профессиональной деятельности учителя. Решение вопроса об иерархии факторов инициации чрезвычайно важно для разработки мер по предупреждению эмоционального выгорания.

Вооруженные знаниями проблемы и владеющие умениями бороться с ее проявлениями, педагоги смогут с наименьшими потерями преодолеть столь распространенный в настоящее время синдром эмоционального выгорания.

Список литературы

1. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя / Абрамова И.Г. СПб.: Образование, 1994.- 54 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В. М.: Информац. изд. Дом Филин, 1996. - 256 с.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. и др. СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

4. Воробьева М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. на присвоен науч. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / Воробьева Марина Анатольевна. Екатеринбург, 2008. - 231 с.

5. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний / Г. Дьяконов // Детский психолог.- 2004.- № 4. - с.67-69.

6. Кривонос Г.А. Эмоциональное выгорание и 4 ключевых симптома его проявления [Электронный ресурс] / Г.А. Кривонос // Психологический информационный ресурс. Режим доступа: http://sevpsiport.com/psistatii/131-^-4^.

7. Крисковец Т.Н. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя: дис. на присвоение науч. степ.канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Крисковец Татьяна Николаевна. - Оренбург, 2005. - 208 с.

8. Лисовская Н. Б. Карьерные ориентации и стремление к самоактуализации как ведущие компоненты самореализации молодого специалиста - педагога / Н. Б. Лисовская, Е.А. Трощинина// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - с.83-97.

9. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания/Г.А.Макарова // Психотерапия. - № 11.2003. - с.2-11.

10. Марусяк Н. Л. Школьные факторы риска [Электронный ресурс] / Н.Л. Марусяк // Информационный портал. Окружное управление образования департамента образования г. Москвы. М.: Департамент образования. - 2010. - Режим доступа: www.sinergi.ru/DswMedia/7-shkol-nyiefaktoryiriska.doc

11. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / Маслач К. СПб : Питер, 2001.234 с.

12. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Митина Л.М. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

13. Митченко Л. Э. Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов/ Митченко Л. Э. -Тюмень: Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2003. 75 с.

14. Михайлова Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е. Н. Михайлова // Вестник Томского гос.пед. ун-та. - 2009. № 10. - с.59-62.

15. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е.Орел // Психологический журнал. 2001. - № 1. - с.90-101.

16. Осухова Н.Г., Кожевникова В.В. Профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Н. Г. Осухова, В.В. Кожевникова // Школьный психолог - 2006. - №6. - Режим доступа: Ы^/^у. 1september.ru

17. Новикова Л. В. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания [Электронный ресурс] / Л.В. Новикова //Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября» - 2006/2007. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/413786/

18. Решетова Т. В. Высокая зарплата - риск депрессии? Клинико-психологические взаимоотношения финансового благополучия, счастья и депрессии / Т. В. Решетова, А. Ю. Лобузнов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. - 2008. - № 2. - с. 55-59.

19. Сидоров П. И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий / П. И. Сидоров // Гигиена и санитария: научно-практический журнал. — 2008. — № 3. — с. 29-33.

20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Смирнов Н.К. - М.: АРКТИ, 2005.- 320 с.

21. Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. / Л. В. Сушенцова. Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. - С. 190-198.

22. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме/ Д.Г.Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.

23. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - с.57-64.

24. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Электронный ресурс] / К. Чернисс 2003. - Режим доступа: www.edinorog.boom.ru.

25. Шепелева Н.А Синдром эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / Н.А.Шепелева. - 2010. -Режим доступа к статье: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170.

26. Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal 17-11 .htm.

27. Феофанов К. А. Российская социология риска: состояние и перспективы / К. А. Феофанов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - с.3-12.

28. Хабибуллин Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности: дисс. на присвоен науч. степ. канд. психол. наук: 19.00.13 / Хабибуллин Эльдар Рафитович. М., 2008. 150 с.

Тулегенова А.Г. бмоцшне вигорання як один i3 ризиюв педагопчно!" кар'ери / А.Г.Тулегенова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В.1. Вернадського. Серiя: Проблеми педагопки середньо! i вищо! школи. - 2013. - Т.26 (65), №2. - С. 151-169.

У стал! аналiзуeться проблема емоцшного вигорання як одного з ризиюв, пов'язаних з побудовою педагопчно! кар'ери. Розглядаються моделi i фази розвитку дано! деформацй особистосл; симптоми И прояву; чинники, що шщшють даний процес; заходи по запобк'анню розвитку даного синдрому. Ключовi слова: педагопчна кар'ера, педагопчш ризики, синдром емоцшного вигорання; модели стади, фази емоцшного вигорання; симптоми емоцшного вигорання; профшактика синдрому емоцшного вигорання.

Tulegenova A.G. Emotional burning out as one of risks of pedagogical career / A.G. Tulegenova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26(65), No.2. - P. 151-169.

The problem of the emotional burning down as one of еру risks, which are related to the construction of pedagogical career is analysed in the article. The models and phases of development of personality deformation are examined; symptoms of its manifestation; factors that initiate this process; measures on warning of development of this syndrome. measures for the prevention of this syndrome development. Keywords: pedagogical career, pedagogical risks, syndrome of the emotional burning down; models, stages, phases of the emotional burning down; symptoms of the emotional burning down; prophylaxis of the emotional burning down syndrome.

Поступила в редакцию 28.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.