М. Х. Изотова, В. М. Сорокин
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕй-ЖЕРТВ ТЕРАКТА
В рамках современных представлений о природе и сущности посттравматических расстройств и возникшей в конце 80-х гг. психологии кризисных состояний оформилось понятие «психическая травма» (психотравма). События, воспринимающиеся человеком как угроза его жизни, порождают целый класс травматических переживаний. Главным последствием психологической травмы является в большинстве случаев утрата субъектом веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. По сути, психологическая травма способна спровоцировать экзистенциальный кризис личности.
Травма определенным образом модифицирует восприятие личностью человека времени и его понимание, изменяя уже имеющиеся смысловые акценты прошлого, настоящего и будущего. Травматическое событие переживается как наиболее существенный эпизод жизни, как бы «водораздел» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.
Неизбежное следствие экстремальных ситуаций — дезорганизация базовой потребности человека — потребности в безопасности, нарушение стабильной картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы — и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
События 1-3 сентября 2004 г. в г. Беслане, связанные с захватом большого числа заложников, длительным их удерживанием в условиях жестокого психологического и физиологического стресса с последующим освобождением в результате кровопролитного штурма, привели к тому, что у значительного числа пострадавших развились симптомы посттравма-тического расстройства.
Наиболее распространенными были жалобы детей на страхи, нарушения сна, ночные кошмары, отказ от еды, дисфорические состояния. Многие дети и родители жаловались на преследующие их картины, воспроизводящие отдельные пережитые эпизоды теракта. Некоторые родители отмечали появление повышенной агрессивности у своих детей. Данные наблюдений и экспресс-диагностики свидетельствовали о резко повышенном уровне тревоги, а также о наличии у многих детей заторможенности, депрессивного состояния, наиболее выраженного в случаях гибели кого-либо из родных и близких. У значительного числа взрослых и подростков имелось острое чувство вины (оттого, что не смог спасти кого-то из близких или друзей, что выжил, а они погибли и т. п.).
Многие дети испытывали трудности в описании произошедших событий и собственных переживаний, проявляя определенные элементы алекситимии. Реакции страха и стыда, возникающие по причине искаженной переработки травматического опыта, препятствуют сообщению о пережитом опыте, а в некоторых случаях дети настолько теряют доверие к взрослым из-за случившегося, что само общение с ними становится пусковым фактором для тревоги и замыкания в себе.
© М. X. Изотова, В. М. Сорокин, 2009
У большинства пострадавших в качестве аблигативного симптома в структуре ПТСР выступает нарушение сна. Усиливающаяся в вечернее время тревога, воспоминания о пережитом затрудняли процесс засыпания. Даже старшие дети часто засыпали только в присутствии родных при включенном свете. Сон носил чуткий поверхностный характер, сопровождался частыми пробуждениями, кошмарными сновидениями с плачем, криком, двигательным возбуждением. Содержание сновидений отражало отдельные фрагменты пережитого в период теракта и травматических событий последующих дней.
Поиск форм реабилитационной работы с жертвами терактов может осуществляться через различные сферы жизни, сознания и деятельности людей. В каждом конкретном случае необходимо правильно выделить эту сферу, определить жизненные ценности, которые позволят построить путь адекватной и эффективной помощи пострадавшим.
Арттерапия заслуженно признается одной из самых результативных форм психологической помощи в кризисных ситуациях. Она доступна всем: и детям с 5-6 лет (т. к. до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь — рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, творческая деятельность способствует релаксации и снятию напряжения.
Этот метод построен на использовании искусства как символической деятельности и основан на стимулировании творческих процессов. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию, помогает отреагировать чувства, связанные с перенесенной травмой.
Л. С. Выготский, говоря об искусстве, недвусмысленно подчеркивает мысль о том, что оно представляет собой важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни с помощью искусства и его восприятия человек может достичь катарсиса.
Наиболее распространенным видом арттерапии является рисунок, видимо, из-за удобства использования и простоты оснащения. В рисунках детей отражается их жизненный опыт, отношение к внутреннему и внешнему миру. Рисунок на свободную тему, в процессе творческого создания которого ребенок ничем не ограничен, чрезвычайно полезен в тех случаях, когда из-за диссоциации травматических воспоминаний нарушается способность к словесному выражению чувств. Изобразительные средства предоставляют уникальную возможность для отражения и переработки травматических воспоминаний.
При проведении групповой и индивидуальной работы с детьми в рамках арттерапии большое внимание уделялось доступу к собственным внутренним ощущениям, которые вследствие перенесенной ребенком шоковой травмы были практически полностью утрачены. Так, особенностью рисунков «Настроение» являлось то, что ни один ребенок не мог четко охарактеризовать свое эмоциональное состояние.
В рисунках детей, пострадавших в теракте, преобладали темные цвета, угрожающие лица, затемненные линии. Многие дети закрашивали свои рисунки, пока не получался лист грязно-коричневого цвета.
При анализе рисунков детей и подростков обращает на себя внимание большое количество в них агрессивных образов (сражения, битвы, разрушения). При описании военных действий они часто изображали убитых людей, много крови, тщательно прорисовывали оружие. Пережитая травма вызвала у этих детей появление ярких и динамичных агрессивных образов. Также образы рисунков часто имели широкую общественно значимую направленность, связанную с борьбой за социальную справедливость (сражения воинов, сказочных героев), борьбой со стихиями.
Сходные тенденции прослеживаются и в изображениях пейзажей. Можно отметить, что наибольшее их количество связано с образами различных стихийных бедствий и борьбы с ними людей. Популярными были изображения вулканов, лесных пожаров, ураганов, смерчей.
Практически у всех детей в начале работы встречались рисунки, названия которым они затруднялись дать: на коричневом фоне были нарисованы яркие красные, алые или желтые вспышки. Такие рисунки являются отражением высочайшего эмоционального напряжения детей вследствие перенесенного стресса.
Другие особенности рисуночных проб, свойственные всем детям, независимо от возраста, позволяли предположить, что перенесенная психическая травма серьезно нарушила внутренние психологические ресурсы детей, отвечающие за субъективные чувства безопасности, спокойствия, надежности, доверия к внешнему миру, опоры в жизни и веры в собственные силы.
Двенадцатилетняя девочка нарисовала в центре листа маленького ребенка с огромными глазами и поднятыми руками, сверху на нее спускается огромная черная, сильно закрашенная фигура с красным ртом. Десятилетний мальчик изобразил много злых лиц. Красными линиями очертил и выделил черные очки, сквозь которые просвечивают глаза. Свой рисунок он назвал «Зло».
Неизбежное следствие экстремальных, угрожающих ситуаций — разрушение базовой потребности человека (потребности в безопасности), разрушение стабильности картины мира. Следует отметить, что в рисунке человека большинство детей не нарисовали опору, на которой стоит человек, человек как будто висит в воздухе, что, возможно, говорит о недостаточной уверенности авторов работ. Кроме того, во многих рисунках наблюдалось уменьшение размера фигуры человека, что может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами».
Черты лиц самих авторов во многих рисунках изображены нечетко, слабо прорисованы или закрашены, Дети рисуют себя без рук; дома — без окон или с разбитыми окнами, обнесенные большими заборами. Девятилетняя девочка изобразила дом в виде замка, без окон, с маленькой дверью и большим замком на двери. Вокруг дома — большой забор и будка с собакой. В рисунке преобладали темно-красные и фиолетовые тона.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются средствами психологической защиты, которые помогают в трудных обстоятельствах. Через некоторое время эта же девочка стала рисовать солнце, в доме появились окна, а вместо забора — палисадник с цветами. Таким образом, сам творческий процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии. Творчество не только помогает отреагировать негативные переживания, но и служит средством для формирования более оптимистического мировосприятия.
При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить ребенку возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать. Интересным является использование для рисования не кисточек, а рук. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имели задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна», «Рисунок на влажной бумаге». Эти типы заданий удобны тем, что дети проигрывают одну и ту же ситуацию несколько раз. Это помогает ребенку снимать эмоциональное напряжение, дает возможность менять ситуацию и приходить к оптимистичному финалу.
Из разнообразных упражнений в психотерапевтической работе был использован предметно-тематический тип рисования на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Для данного типа рисования характерно моделирование реальных или воображаемых жизненных ситуаций. В задании «Мой мир» ребенку предлагалось нарисовать свой мир. В том, как он рисует, как он строит свой мир, можно увидеть его мечты, страхи, неудовлетворенные потребности, желания и многое другое. Дело в том, что все, нарисованное ребенком, касается непосредственно его самого, его жизни, его опыта. Рассказ о своем мире, рассказ о рисунке, о значении всех фигур и символов, помогает ребенку лучше осознать себя, то, что происходит вокруг, и то, что бы ему хотелось, чтобы происходило. Обращает на себя внимание, что цвет, линии, движения в рисунках большинства детей при изображении своего мира выражают теплые чувства.
На многих рисунках дети играют, но почти на всех есть изображения защиты. Девочка 11 лет рисует сказочную страну в теплых розовых, золотых, желтых и зеленых оттенках, но на рисунке нет дороги, по которой можно было бы туда попасть. Границы страны четко очерчены, и на границе изображены солдаты, которые охраняют страну.
Также был использован образно-символический тип изображений: абстрактные понятия — в виде созданных воображением ребенка образов, связанных с такими понятиями, как «Зло», «Добро», «Счастье», «Радость», «Гнев» и т. д. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения, и переосмысливать значение этих событий. Например, «Поезд моих сновидений» дает возможность безопасно выразить накопившиеся сильные эмоции при наличии ночных кошмарах.
В процессе рисования, дети преодолевали свои страхи, воскрешали в памяти добрые воспоминания и учились жить дальше. В рисунке дети изображали то, чего они боялись, они могли делать это неоднократно, добавляя при этом в рисунок другие краски, меняя его, делая все более оптимистичным.
Можно было проследить, как рисунки детей становились со временем более структурированными и четкими; их авторы начинали использовать чистые цвета, которые практически не смешивались, общий коричневый тон светлел, и на нем появлялись четкие линии желтого и зеленого цвета. М. Люшер рассматривает использование зеленого цвета, как проявление самоутверждения. Желтый цвет ассоциируется, прежде всего, с солнцем, теплом. М. Люшер отмечает, что желтый цвет выражает живость, ожидание счастья. Ведущая потребность человека, выбирающего желтый цвет, заключается в желании быть вовлеченным в процесс эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия. Черный цвет использовался преимущественно для создания контура фигуры.
Динамическое наблюдение за детьми, результаты их деятельности (в частности, рисунки) и отзывы родителей свидетельствуют о том, что состояние подавляющего большинства
детей, с которыми проводилась психокоррекция методами арттерапии, существенно улучшилось. Повысилась и стала более упорядоченной активность, снизились проявления агрессии, у многих детей восстановился сон, снизился уровень тревоги, появилось желание взаимодействовать с окружающим миром. Эти тенденции подтверждаются и рисунками детей, выполненными после проведения арттерапевтических сессий.
Дети стали изображать ясную, солнечную погоду, чаще всего лето, на некоторых рисунках — радугу. Кроме того, на многих рисунках есть и солнце и небо. Солнце воспринимается как источник тепла, оптимизма, символ роста. Иногда на небе изображались белые облака. По мнению, Дж. Аллана, белые облака символизируют одухотворенность и легкость. В большинстве пейзажей детей преобладали картины спокойной природы. Наиболее типично изображение гор, спокойного моря, парящих в небе птиц. Дети изображали и птиц, парящих над морем, виднеющиеся вдалеке скалы, морской прибой, фонтаны в море, прыгающих дельфинов, танцующих птиц и т. д.
На рисунке одного ребенка изображена огромная цветная поляни, вдали видны горы, светит солнце. Посередине поляны большая многоцветная ромашка. В комментариях к рисунку мальчик объяснил, что это «волшебная поляна, на которой все счастливы».
Анализ рисунков позволяет утверждать, что дети, выразив негатив и немного гармонизировав себя, начинают воспринимать мир более светло и спокойно.
Арт-терапевты, работающие с такими детьми, рассматривают художественные образы в качестве основополагающего инструмента коммуникации. Данная невербальная коммуникация в сочетании с творческими процессами, переживаемыми ребенком, способствует преодолению психической травмы и восстановлению его положительной самооценки.
С изобразительным процессом связана возможность обретения ребенком чувства более оптимистической жизненной перспективы.