Научная статья на тему 'Возможности психокоррекционной работы с использованием арттерапии'

Возможности психокоррекционной работы с использованием арттерапии Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
279
88
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
АРТТЕРАПИЯ / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ДИРЕКТИВНАЯ / НЕДЕРЕКТИВНАЯ / ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Платонова А.В.

В статье раскрываются возможности применения арттерапии в работе с детьми и взрослыми. Стороны применения психологического воздействия при использовании арртерапии. Использование многих других методов коррекции входящих в раздел арртерапии.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Платонова А.В.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Возможности психокоррекционной работы с использованием арттерапии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070

- преобладание целей, не имеющих четкой локализации во времени будущего, доминирование переживаний текущего момента и очень отдаленных ожиданий, не связанных с текущей ситуацией, характерно для студентов с низким уровнем учебно-профессиональной адаптации. Список использованной литературы:

1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/Березин/.- М.: Наука, 1988. - 270 с.

2. Кузнецов П.С. Адаптация как фактор развития личности [Текст]/Кузнецов/.- Саратов: СГУ, 1991.85 с.

3. Кузьмина В.Е., Беляков В.И. Основы адаптологии: учебное пособие. Самара: Изд-во Самарский университет, 2013. 236 с.

4. Медведев В.И. Адаптация человека [Текст]/Медведев/.- СПб., Изд-во Института мозга человека РАН, 2003.584 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие [Текст]/Платонов/.- СПб: Питер, 2006. 464 с.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе [Текст]/Равен/.- М.: Когито Центр, 2002. 395 с.

7. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме[Текст]/Ромм/.- Новосибирск, 2002.

© Горькая Ж.В., Горький А.С., 2016

УДК 1

А.В.Платонова

аспирант, ФГБОУ ВПО УргПУ, г.Екатеринбург, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТТЕРАПИИ

Аннотация

В статье раскрываются возможности применения арттерапии в работе с детьми и взрослыми. Стороны применения психологического воздействия при использовании арртерапии. Использование многих других методов коррекции входящих в раздел арртерапии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Арттерапия, песочная терапия, директивная, недерективная, игровая терапия.

Одной из главных целей арттерапии является гармонизация личности при формировании и развитии способностей самовыражения, принятия себя и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с созданием индивидуальных продуктов, объективирующих в себе чувства, собственного переживания, и при этом помогая ребёнку облегчить процесс коммуникации с окружающими людьми.

Изначально арттерапию применяли в психиатрических клиниках, больницах для постановки диагноза и лечения больных с выраженными эмоциональными и психическими нарушениями. На данный момент возможности артерапии существенно расширились и арттерапия отдалилась от своей психоаналитической первоосновы и выделилась в самостоятельную.

Арттерапию используют для исследования и коррекции эмоциональных состояний детей, взрослых и внутрисемейных проблем. Членам семьи и родственникам предлагается взаимодействовать между собой и работать над художественными проектами изображая свои представления состояния отношений в их семье.

Искусство артерапии дает более свободный и непринужденный выход внутренним конфликтам и сильным эмоциями, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способности осознать и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

принять свои ощущения и чувства, развивает художественные способности взрослых и детей.

Арттерапия расставляет упор на две стороны психологического воздействия - арт (исусство) и терапия (лечение). Детский рисунок представляет собой изображение отношения ребёнка к самому себе, к миру окружающему его, принятие самого себя в обществе и мировосприятие в целом. Образы, нанесенные на лист бумаги детьми и взрослыми, рассматриваются в психоанализе как особый язык, которым можно выразиться без речи на листе бумаги через рисунок.

Только такое искусство собственного рисунка позволяет каждой личности прямо выражать свои чувства, мечты, отражать фантазии и раскрывать внутренние переживания. Бессознательное вытесненное содержание, проецируемое в рисунках, легче преодолевает сопротивление просматривания и становится очевидным без каких-либо болевых ощущений для человека.

Готовые продукты изобразительной деятельности воплощены и отчуждены от создателя, но после того, как творческий процесс завершен, они остаются неизменными, их содержание нельзя вытеснить, подвергнуть забыванию, т.к. каждый рисунок является авторским.

Образы, которые воспроизводятся в процессе применения арттерапии, раскрывают переживания бессознательного, воспроизводя их в сознательную переработку. Различают несколько приемов используемых в артерапии, они зависят от характера творческой деятельности: рисуночная терапия, которая основывается на изобразительном искусстве, библиотерапия, музыкотерапия и др.

В работе с детьми все эти разделы сочетаются с психокоррекционными методами, такими как: игротерапия, сказкотерапия и песочная терапия. Использование арттерапии для коррекционной работы с детьми, могут является следующие показания, такие как:

-трудности эмоционального развития, посттравматический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабильности, импульсивность эмоциональных реакций;

-эмоциональная депривация, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

-повышенный уровень тревожности, страхи, фобии и фобические реакции;

-наличие конфликтных межличностных отношений в семье, конфликтов со сверстниками, педагогами, ревностные отношения к братьям, сестрам, низкая коммуникативная компетентность;

-дисгрармоничная Я-концепция, низкая либо завышенная самооценка, низкая степень самопринятия.

Арттерапия, показана детям и взрослым при тяжелых эмоциональных нарушениях, несформированной коммуникативной компетентности у ребенка, при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у него игровых мотивов и интереса к игре.

Арттерапия в сравнении с игрой предоставляет ребенку новые возможности для эмоционального переживания эмоций социально приемлемым способом. При использовании в своей работе арттерапии психологи выделяют две формы работы, такие как, индивидуальная и групповая форма работы, предпочтение больше отдается групповым формам работы. В условиях групповой формы работы, фокусом арттерапии является личность ребенка, а не группа в целом. Но тогда, когда стоит задача отработки межличностных отношений и повышения коммуникативной компетентности ребенка, то это может быть только групповая форма работы.

Использование рисования в качестве коррекционного средства, немного обладает определенным сходством с учебными уроками рисования, но имеет ряд принципиальных различий. В арттерапии - это задачи самовыражения в рисунке, символического моделирования и разрешения конфликтной ситуации, а на уроках изо - это задачи овладения средствами и техниками изображения. Качество рисунка в арттерапии не является существенным критерием его оценки, каждый рисунок обладает самоценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения межличностных конфликтов и внутренних личностных проблем ребенка, а на уроках изо главного внимания уделяется мере и качеству усвоения им системы изобразительных средств.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

Функции реализуемые психологом в процессе коррекционных арттерапевтических занятий, включают в себя, эмпатическое принятие ребенка, создание психологической атмосферы личностной безопасности, оказание эмоциоанльной поддержки ребенку, постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия и сохранения ребенком до конца выполнения задания, тематическое структурирование задачи, помощь в поиске формы выражения заданной темы, обеспечение необходимыми техническими средствами, подсказками и отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования.

Психолог может реализовать себя, используя, как в директивную, так и недирективную форму арттерапии. Директивная арттерапия предполагает постановку задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы рисования, руководство поиском лучшей формы выражения темы до оказания помощи и совместного рисования, интерпритацию символического значения детского рисунка. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода, как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения.

Игровая терапия - основное средство профилактики и коррекции нежелательного поведения ребенка. Изначально в игре, а затем и в обычной жизни становится более доступным определение конкретных целей своих поступков, выбор адекватных средств и вариантов отношений, принятие на себя ответственности за свои поступки, эффективный эмоциональный отклик на чувства других людей, на различные события действительности.

Песочная терапия направлена на высвобождение страхов, комплексов, избавление от проблем эмоционального напряжения при помощи песка в игровой форме. Во время игры можно выяснить и проработать проблемы, о которых ребёнок отказывается говорить.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники. Польза от таких занятий, на которых родители взаимодействуют вместе с собственным ребёнком, очевидна и она принесет положительный результат. При проведении и участии в таких занятиях родителей и детей, меняется не только ребенок, меняются родители, меняются отношений между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами попадают в свое детство, становятся непосредственными в общении и начинают лучше понимать своих детей.

Список использованной литературы:

1.Копытин А.И, Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е,Свистовская. - М.:Когито-Центр, 2007.-196с.

2. Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков - 83с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

© Платонова А.В., 2016

УДК 1

Ю.А. Погребицкая

ЮУрГГПУ г. Челябинск

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме страха детей дошкольного возраста. В ней кратко и обобщенно представлены виды страхов и информация о них. Материал отличается целостностью и практичностью. Публикация рассчитана на практикующих, психологов, воспитателей, педагогов, родителей.