Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Мельникова Алевтина Яковлевна

Преподаватель как активный субъект взаимодействия осуществляет сложные процессы коммуникации с большим количеством студентов. Построение данных процессов требует качественного анализа собственной деятельности и рассмотрения перспектив общения и его предполагаемых результатов. Возникает потребность не только в реализации профессиональной компетентности, но и опоре на собственные эмоциональные состояния, которые дают возможность формирования и сохранения результативной, бесконфликтной стабильной обстановки. Внимание смещается в сторону эмоциональных компонентов. Эмоциональная компетентность представляется как значимый аспект преподавательской деятельности. Цель статьи заключается в анализе эмоциональной компетентности в рамках деятельности преподавателя высшего учебного заведения.Авторами были рассмотрены основные понятия, обозначенные в контексте формирования эмоциональной компетентности: эмоциональный интеллект и эмоциональная культура. В этой связи авторы раскрываютвзаимосвязь компетентности с эмоциональной культурой и эмоциональным интеллектом. Эмоциональная компетентность рассматривается как способность к идентификации собственных и чужих эмоциональных состояний, управление эмоциями для достижения поставленных профессиональных и личных целей. Эмоциональный интеллект в отличие от эмоциональной компетентности заложен в природе личности. Эмоциональная культура рассматривается как широкое понятие, включающее выше упомянутые категории. Среди преимуществ обладания рассматриваемой компетентностью выделяются: укрепление здоровья за счет сохранения ресурсного состояния, личностное и профессиональное совершенствование. Использование эмоциональной компетентности способствует построению гуманистического общения со студентами, стимулирует их познавательную активность и позволяет сформировать потребность к самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Мельникова Алевтина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER

The teacher as an active subject of interaction carries out complex communication processes with a large number of students. The construction of these processes requires a qualitative analysis of one's own activities and consideration of the prospects for communication and its expected results. There is a need not only for the implementation of professional competence, but also for reliance on one's own emotional states, which make it possible to form and maintain an effective, conflict-free stable environment. Attention is shifted towards the emotional components. Emotional competence is presented as a significant aspect of teaching activity. The purpose of the article is to analyze emotional competence in the framework of the activities of a teacher of a higher educational institution. The authors considered the basic concepts identified in the context of the formation of emotional competence: emotional intelligence and emotional culture. In this regard, the authors reveal the relationship of competence with emotional culture and emotional intelligence. Emotional competence is considered as the ability to identify one's own and others' emotional states, to manage emotions in order to achieve professional and personal goals. Emotional intelligence, unlike emotional competence, is inherent in the nature of the individual. Emotional culture is considered as a broad concept, including the above mentioned categories. Among the advantages of possessing the competence in question are: health promotion by maintaining the resource state, personal and professional improvement. The use of emotional competence contributes to the construction of humanistic communication with students, stimulates their cognitive activity and allows you to form a need for self-improvement.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

6. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37

7. Восканян, Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры / Р.О. Восканян // АНИ: экономика и управление. - 2018. - №1 (22). - С. 86-89

8. Клокова, Н.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня благосостояния населения Российской Федерации / Н.Н. Клокова // Символ науки. - 2018. - №4. - С. 45-47

9. Ковальчук, А.В. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России / А.В. Ковальчук, Н.Ю. Сайбель // Концепт. - 2018. - №1. - С. 90-95

10. Константинов, И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель / И.Б. Константинов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2017. - №1. - С. 11-17

11. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития / В. Лизунков, М. Морозова, А. Захарова, Е. Малушко // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 1 (34). - С. 1.

12. Назарова, Е.Н. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений Y и Z / Е.Н. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: Пенза, 15 ноября 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2021. -С. 49-51

13. Сергейчик, С. И. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / С.И. Сергейчик, М.С. Сергейчик, А.А. Максимова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -№5 (158). - 2015. - С. 35-41

14. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60

15. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

гуманитарных и общенаучных дисциплин Гладкова Марина Николаевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище

имени Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического

управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Преподаватель как активный субъект взаимодействия осуществляет сложные процессы коммуникации с большим количеством студентов. Построение данных процессов требует качественного анализа собственной деятельности и рассмотрения перспектив общения и его предполагаемых результатов. Возникает потребность не только в реализации профессиональной компетентности, но и опоре на собственные эмоциональные состояния, которые дают возможность формирования и сохранения результативной, бесконфликтной стабильной обстановки. Внимание смещается в сторону эмоциональных компонентов. Эмоциональная компетентность представляется как значимый аспект преподавательской деятельности. Цель статьи заключается в анализе эмоциональной компетентности в рамках деятельности преподавателя высшего учебного заведения.Авторами были рассмотрены основные понятия, обозначенные в контексте формирования эмоциональной компетентности: эмоциональный интеллект и эмоциональная культура. В этой связи авторы раскрываютвзаимосвязь компетентности с эмоциональной культурой и эмоциональным интеллектом. Эмоциональная компетентность рассматривается как способность к идентификации собственных и чужих эмоциональных состояний, управление эмоциями для достижения поставленных профессиональных и личных целей. Эмоциональный интеллект в отличие от эмоциональной компетентности заложен в природе личности. Эмоциональная культура рассматривается как широкое понятие, включающее выше упомянутые категории. Среди преимуществ обладания рассматриваемой компетентностью выделяются: укрепление здоровья за счет сохранения ресурсного состояния, личностное и профессиональное совершенствование. Использование эмоциональной компетентности способствует построению гуманистического общения со студентами, стимулирует их познавательную активность и позволяет сформировать потребность к самосовершенствованию.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность, профессиональное обучение, образовательный процесс, студент, субъект-субъектное обучение, взаимодействие, эмоциональные состояния, преподаватель, профессиональное выгорание.

Annotation. The teacher as an active subject of interaction carries out complex communication processes with a large number of students. The construction of these processes requires a qualitative analysis of one's own activities and consideration of the prospects for communication and its expected results. There is a need not only for the implementation of professional competence, but also for reliance on one's own emotional states, which make it possible to form and maintain an effective, conflict-free stable environment. Attention is shifted towards the emotional components. Emotional competence is presented as a significant aspect of teaching activity. The purpose of the article is to analyze emotional competence in the framework of the activities of a teacher of a higher educational institution. The authors considered the basic concepts identified in the context of the formation of emotional competence: emotional intelligence and emotional culture. In this regard, the authors reveal the relationship of competence with emotional culture and emotional intelligence. Emotional competence is considered as the ability to identify one's own and others' emotional states, to

manage émotions in order to achieve professional and personal goals. Emotional intelligence, unlike emotional competence, is inherent in the nature of the individual. Emotional culture is considered as a broad concept, including the above mentioned categories. Among the advantages of possessing the competence in question are: health promotion by maintaining the resource state, personal and professional improvement. The use of emotional competence contributes to the construction of humanistic communication with students, stimulates their cognitive activity and allows you to form a need for self-improvement.

Key words: emotional competence, emotional intelligence, emotional culture, professional competence, vocational training, educational process, student, subject-subject learning, interaction, emotional states, teacher, professional burnout.

Введение. Опираясь на основные значимые характеристики профессии преподавателя, в первую очередь мы выделяем высокий уровень коммуникативного взаимодействия. Это один из первых и важнейших признаков деятельности педагога, на который можно было бы обратить внимание. Процесс выстраивания коммуникации с большим потоком студентов -неотъемлемая часть его профессиональной жизни. Данный процесс, на первый взгляд понятный и самоорганизующийся - с одной стороны, но сложный и требующий систематизации и глубокого изучения - с другой, имеет множество особенностей [4, С. 10]. Их учет делает достижение образовательных целей, обозначаемых законодательством, и федеральными государственными образовательными стандартами в том числе, менее затруднительным и более результативным [2, С. 67].

Коммуникативная составляющая профессиональной компетентности часто рассматривается с точки зрения реализуемых преподавателем технологий взаимодействия или с точки зрения используемого инструментария. На наш взгляд стоит обратить внимание на эмоциональный компонент общения, поскольку именно он напрямую отражает поведенческий портрет преподавателя [7]. Именно с данным компонентом в первую очередь встречаются студенты. Необходимо выделить эмоциональную компетентность преподавателя вуза как значимую часть его профессиональной компетентности и образовательного процесса в целом.

Вопросы эмоциональной компетентности поднимаются в работах Н.А. Рыбакова, С.А. Артемьева, Т.Л. Шабанова и других исследователей. В целом эмоциональная компетентность представляется как конструкт, объединяющий в себе такие составляющие психики человека как эмоции, интеллект и регулятивные компоненты, способствующие достижению как профессиональных, так и личностных целей. В данном контексте рассматриваются две стороны эмоциональной компетентности: внутриличностная (осознавание и управление собственными мыслями и чувствами) и межличностная (понимание чувств других людей). С.А. Артемьева говорит об эмоциональной компетентности как о способностях, позволяющих познать свои и чужие эмоции. Включает сюда такие категории как рефлексия, саморегуляция, гибкое проявление своих эмоций, идентификация эмоций других, эмпатия). В широком смысле исследователи рассматривают эмоциональную компетентность как способностьоказывать влияние и на свои и на чужие эмоции для достижения определенных результатов. Д.И. Гасанова кроме двух указанных направлений включает в понятие эмоциональной компетентности конструктивное выражение эмоций и ресурсное состояние преподавателя. Затрагивая тему ресурсности, автор имеет ввиду потенциальные возможности преподавателя к достижению более высоких результатов в профессиональной деятельности. Анализ научной литературы показал, что сформированность эмоциональной компетентности оказывает непосредственное влияние на такие показатели как здоровье, профессиональная продуктивность [5, С. 81], удовлетворение результатами собственной деятельности [6]. Люди с высоким эмоциональным интеллектом менее подвержены профессиональному выгоранию [1, С. 286].

Стоит также отметить, что при рассмотрении данного понятия, некоторые авторы отмечают его как наиболее значимое в профессиональной деятельности, кто-то склонен считать его системным свойством личности, а третьи рассматривают его как совокупность способностей [8, С. 196].

Вместе с эмоциональной компетентностью часто рассматриваются понятия эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры [9]. Каждое из представленных понятий оказывают влияние друг на друга [13, С. 244]. И формирование, даже нецеленаправленное, каждого конструкта осуществляется в той или иной степени на протяжении всей жизни [10].

Изложение основного материала статьи. Эмоциональная компетентность в современном обществе обладает высокой ценностью как в профессиональной сфере деятельности преподавателя, так и в повседневной жизни. В первую очередь она помогает решать ряд задач, связанных с построением активного взаимодействия: управление коммуникационными процессами и процессом общения; представление наиболее точного исхода общения с тем или иным субъектом образовательного процесса; составление прогноза на продолжение общения.

Цель статьи заключается в анализе эмоциональной компетентности в рамках деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие эмоциональной компетентности;

- раскрыть значимость эмоциональной компетентности в контексте профессиональной деятельности преподавателя вуза;

- определить взаимосвязь эмоциональной культуры, эмоциональной компетентности, эмоционального интеллекта.

Исследование было проведено в 2021-2022 годах. В нем приняли участие преподаватели высших учебных заведений в

количестве 150 человек. Исследование направлено на изучение уровня сформированности эмоциональной компетентности, которое проходило в несколько этапов. В статье отражен фрагмент полученных результатов. Для выявления уровня эмоционального интеллекта, как составляющей исследования, был использован опросник Д.В. Люсина, содержащий более трех десятков утверждений, с которыми студентам было необходимо согласиться или опровергнуть путем выставления соответствующих баллов. Далее нами были использованы методики для определения уровня психологического здоровья (Г. Айзенка, методика «Прогноз»):(уровень нервно-психической устойчивости): высокий уровень; средний уровень, стремящийся к высокому; средний; средний, стремящийся к низкому); низкий уровень.

Формирование эмоциональной компетентности - процесс многогранный и сложноорганизуемый, тесно связанный с эмоциональным интеллектом и эмоциональной культурой. Эмоциональный интеллект является личностной структурной составляющей и позволяет проявлять более эмпатичные состояния по отношению к другим людям, легко ориентироваться в вербальных и невербальных сигналах, контролируя процесс общения [3]. Эмоциональная культура представляется системой знаний и социальных ожиданий о переживании и выражении чувств [11]. Стоит отметить, что современная культура характеризуется живым интересом общества к подлинным чувствам и их проявлениям, однако, с другой стороны - жесткой их рационализацией ради достижения целей успешного общения [14]. Принято рассматривать эмоциональную компетентность как составляющую эмоциональной культуры. Проявление эмоциональной компетентности, как мы указывали выше, способствует сохранению здоровья, которое, в свою очередь является одним из первичных факторов для осуществления успешной профессиональной деятельности. Исследование уровня эмоциональной компетентности проходило в несколько этапов. Значимым этапом является определение уровня сформированности эмоционального

интеллекта с помощью опросника Д.В. Люсина. Его мы графично отражаем в статье. Далее нами был определен уровень психологического здоровья.

На рисунке 1 представлены результаты определения уровня эмоционального интеллекта до и после проведения исследования.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня сформированности эмоционального интеллекта

Мы можем наблюдать положительную динамику в формировании высокого уровня эмоционального интеллекта преподавателей после проведения просветительских занятий и вебинаров.

При определении психологического здоровья было задействовано несколько психодиагностических методик, которые позволили выделить соответственно высокий, средний и низкий уровень психологического здоровья. В процессе исследования было отмечено, что уровень здоровья преподавателей постепенно становится выше. Устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам становится более стабильной. 67% испытуемых обладают средним уровнем психологического здоровья, стремящимся к высокому.

Выводы. При опросе студентов выяснилось, что эмоциональная компетентность преподавателя оказывает положительное влияние на весь процесс обучения, поскольку уровень эмпатии педагога возрастает и вместе с тем растет взаимопонимание между субъектами образовательного процесса (при этом не важно, проходит обучение в онлайн формате или очно).

Анализ эмоциональной компетентности в рамках деятельности преподавателя высшего учебного заведения показал, что рассматриваемое понятиеявляется важным аспектом преподавательской деятельности. Авторами были рассмотрены основные понятия, обозначенные в контексте формирования эмоциональной компетентности: эмоциональный интеллект и эмоциональная культура. Формирование эмоциональной компетентности осуществляется за счет включения в эмоциональную сферу переживаний и отслеживание собственных эмоциональных состояний. Проведенное исследование, позволившее зафиксировать положительные результаты подтверждает утверждение о том, что эмоциональная компетентность влияет на многие факторы и на здоровье преподавателя прежде всего. Сформированность эмоциональной компетентности позволяет повысить уровень психологического здоровья как фактора, оказывающего значительное влияние на образовательный процесс и подготовку студентов.

Формирование эмоциональной компетентности - процесс многоэтапный, который требует глубокого изучения. Полученные результаты исследования говорят о необходимости дальнейшего совершенствования данного процесса. По отметкам респондентов и студентов, с которыми работает испытуемый преподавательский состав, эмоциональная компетентность необходима для расширения возможностей профессиональной подготовки.

Литература:

1. Белашева, И.В. Эмоциональная компетентность и психологическая устойчивость личности студентов вуза / И.В. Белашева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2(51). - С. 284-287. - EDN TZLLTJ.

2. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме: учебно-методическое пособие / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - 92 с. - EDN XSIWSD.

3. Ваганова, О.И. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle / О.И. Ваганова, А.В. Хижная // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 93-94. - EDN VHOBRJ.

4. Ваганова, О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании / О.И. Ваганова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4(4). - С. 10. - EDN SGNNKT.

5. Варицкий, Ю.А. Эмоциональный интеллект как фактор формирования мотивации к самообразованию учащихся / Ю.А. Варицкий // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: доклады научно-практической конференции, Москва, 10-11 апреля 2019 года / отв. ред. С.А. Холина. - Москва: Московский государственный областной университет, 2019. - С. 80-84. - EDN TUADMY.

6. Гусева, А.Ю. Значение эмоционального интеллекта в профессиональном развитии педагогов / А.Ю. Гусева // Теория и практика приоритетных научных исследований: Сборник научных трудов по материалам X Международной

научно-практической конференции, Смоленск, 16 декабря 2019 года. - Смоленск: МНИЦ "Наукосфера", 2019. - С. 30-32. -EDN AQJTQR.

7. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

8. Лапшова, А.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А.В. Лапшова, С.А. Цыплакова, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. -EDN ATHDJY.

9. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов / А.В. Лапшова, О.И. Ваганова, Н.С. Тюмина, Н.А. Румянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - С. 201-207. -EDN ZWZVER.

10. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. - EDN YIOLHM.

11. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

12. Петров, А.Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А.Ю. Петров, Л.Б. Бахтигулова, М.Н. Булаева. - Москва: Московский государственный университет леса, 2016. - 70 с. - EDN JKXYZY.

13. Петров, А.Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, М.Н. Булаева. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 269 с. - EDN YSHGGD.

14. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Мельников Даниил Дмитриевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат технических наук, доцент Кузнецова Ирина Анатольевна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. МИРОВОЙ ОПЫТ

Аннотация. Развитие передовых технологических направлений, цифровые трансформационные процессы, послужившие началом четвертой промышленной революции, обусловили появление новых тенденций в области профессионального образования, связанных с внедрением и реализацией дистанционных технологий. Массовый переход к дистанционному образовательному процессу усилил необходимость его совершенствования. Онлайн-пространство за короткий период времени стало средством, позволившим сохранить качество подготовки студентов во всем мировом сообществе. Целью статьи является анализ практики организации дистанционного образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях. В статье освещены аспекты развития информационно-коммуникационных технологий в мире. Отражена динамика затрат на новые технологии. Обозначены основные тенденции в области образования в условиях электронного обучения и способы преодоления возникающих затруднений.

Ключевые слова: дистанционное образование, студенты, профессиональное обучение, электронные технологии, образовательный процесс, профессиональная компетентность, компетенции, глобальное сотрудничество, цифровые ресурсы, мировое сообщество.

Annotation. The development of advanced technological directions, digital transformation processes, which served as the beginning of the fourth industrial revolution, led to the emergence of new trends in the field of vocational education associated with the introduction and implementation of distance technologies. The massive transition to distance learning has intensified the need for its improvement. In a short period of time, the online space has become a means of maintaining the quality of student training throughout the world community. The purpose of the article is to analyze the practice of organizing the distance educational process in different countries. The article reveals the issue of the development of information and communication technologies in the world. The dynamics of costs for new technologies is reflected. The main trends in the field of education in the context of e-learning and the ways to overcome the difficulties that arise are outlined. The solution to the issues of improving the educational process in the context of global cooperation is becoming more intensive and the overcoming of the main difficulties is more effective.

Key words: distance education, students, vocational training, electronic technologies, educational process, professional competence, competencies, global cooperation, digital resources, the world community.

Введение. Четвертая промышленная революция и технологический прогресс обусловили развитие трансформационных процессов в профессиональном образовании. На сегодняшний день профессиональные учебные заведения нацелены на максимальное использование в подготовке высококвалифицированных специалистов инновационных технологий. Образовательный процесс во всем мире нацелен на формирование профессиональной компетентности студентов с использованием электронных инструментов.

Среди причин, давших начало активным трансформационным процессам в области образования необходимо указать период пандемии, а также активные политические действия в мировом пространстве, повлекшие появление санкций против РФ. Потребность в массовом переходе на удаленный формат обучения, и совершенствовании электронных образовательных инструментовобусловили активный процесс поиска путей развития различных средств коммуникации и взаимодействия в электронной среде.

Множество ведущих экспертов сходятся во мнении, что пандемия стала катализатором трансформации образовательного пространства, которая коснулась всего мирового сообщества [7, С. 94]. Ведущие вузы осуществляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.