Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. МИРОВОЙ ОПЫТ'

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. МИРОВОЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Мельников Даниил Дмитриевич, Кузнецова Ирина Анатольевна

Развитие передовых технологических направлений, цифровые трансформационные процессы, послужившие началом четвертой промышленной революции, обусловили появление новых тенденций в области профессионального образования, связанных с внедрением и реализацией дистанционных технологий. Массовый переход к дистанционному образовательному процессу усилил необходимость его совершенствования. Онлайн-пространство за короткий период времени стало средством, позволившим сохранить качество подготовки студентов во всем мировом сообществе. Целью статьи является анализ практики организации дистанционного образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях. В статье освещены аспекты развития информационно-коммуникационных технологий в мире. Отражена динамика затрат на новые технологии. Обозначены основные тенденции в области образования в условиях электронного обучения и способы преодоления возникающих затруднений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Мельников Даниил Дмитриевич, Кузнецова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATIONAL PROCESS. WORLD EXPERIENCE

The development of advanced technological directions, digital transformation processes, which served as the beginning of the fourth industrial revolution, led to the emergence of new trends in the field of vocational education associated with the introduction and implementation of distance technologies. The massive transition to distance learning has intensified the need for its improvement. In a short period of time, the online space has become a means of maintaining the quality of student training throughout the world community. The purpose of the article is to analyze the practice of organizing the distance educational process in different countries. The article reveals the issue of the development of information and communication technologies in the world. The dynamics of costs for new technologies is reflected. The main trends in the field of education in the context of e-learning and the ways to overcome the difficulties that arise are outlined. The solution to the issues of improving the educational process in the context of global cooperation is becoming more intensive and the overcoming of the main difficulties is more effective.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. МИРОВОЙ ОПЫТ»

научно-практической конференции, Смоленск, 16 декабря 2019 года. - Смоленск: МНИЦ "Наукосфера", 2019. - С. 30-32. -EDN AQJTQR.

7. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

8. Лапшова, А.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А.В. Лапшова, С.А. Цыплакова, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. -EDN ATHDJY.

9. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов / А.В. Лапшова, О.И. Ваганова, Н.С. Тюмина, Н.А. Румянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - С. 201-207. -EDN ZWZVER.

10. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. - EDN YIOLHM.

11. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

12. Петров, А.Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А.Ю. Петров, Л.Б. Бахтигулова, М.Н. Булаева. - Москва: Московский государственный университет леса, 2016. - 70 с. - EDN JKXYZY.

13. Петров, А.Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, М.Н. Булаева. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 269 с. - EDN YSHGGD.

14. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Мельников Даниил Дмитриевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат технических наук, доцент Кузнецова Ирина Анатольевна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. МИРОВОЙ ОПЫТ

Аннотация. Развитие передовых технологических направлений, цифровые трансформационные процессы, послужившие началом четвертой промышленной революции, обусловили появление новых тенденций в области профессионального образования, связанных с внедрением и реализацией дистанционных технологий. Массовый переход к дистанционному образовательному процессу усилил необходимость его совершенствования. Онлайн-пространство за короткий период времени стало средством, позволившим сохранить качество подготовки студентов во всем мировом сообществе. Целью статьи является анализ практики организации дистанционного образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях. В статье освещены аспекты развития информационно-коммуникационных технологий в мире. Отражена динамика затрат на новые технологии. Обозначены основные тенденции в области образования в условиях электронного обучения и способы преодоления возникающих затруднений.

Ключевые слова: дистанционное образование, студенты, профессиональное обучение, электронные технологии, образовательный процесс, профессиональная компетентность, компетенции, глобальное сотрудничество, цифровые ресурсы, мировое сообщество.

Annotation. The development of advanced technological directions, digital transformation processes, which served as the beginning of the fourth industrial revolution, led to the emergence of new trends in the field of vocational education associated with the introduction and implementation of distance technologies. The massive transition to distance learning has intensified the need for its improvement. In a short period of time, the online space has become a means of maintaining the quality of student training throughout the world community. The purpose of the article is to analyze the practice of organizing the distance educational process in different countries. The article reveals the issue of the development of information and communication technologies in the world. The dynamics of costs for new technologies is reflected. The main trends in the field of education in the context of e-learning and the ways to overcome the difficulties that arise are outlined. The solution to the issues of improving the educational process in the context of global cooperation is becoming more intensive and the overcoming of the main difficulties is more effective.

Key words: distance education, students, vocational training, electronic technologies, educational process, professional competence, competencies, global cooperation, digital resources, the world community.

Введение. Четвертая промышленная революция и технологический прогресс обусловили развитие трансформационных процессов в профессиональном образовании. На сегодняшний день профессиональные учебные заведения нацелены на максимальное использование в подготовке высококвалифицированных специалистов инновационных технологий. Образовательный процесс во всем мире нацелен на формирование профессиональной компетентности студентов с использованием электронных инструментов.

Среди причин, давших начало активным трансформационным процессам в области образования необходимо указать период пандемии, а также активные политические действия в мировом пространстве, повлекшие появление санкций против РФ. Потребность в массовом переходе на удаленный формат обучения, и совершенствовании электронных образовательных инструментовобусловили активный процесс поиска путей развития различных средств коммуникации и взаимодействия в электронной среде.

Множество ведущих экспертов сходятся во мнении, что пандемия стала катализатором трансформации образовательного пространства, которая коснулась всего мирового сообщества [7, С. 94]. Ведущие вузы осуществляют

подбор новых практик и построение результативных стратегий. Образовательные учреждения стремятся к адаптации к новым условиям в целях сохранения конкурентоспособности [5]. Стоит сказать, что задачи все же неоднородны. При том, что финансовые риски характерны для многих университетов, в том числе и российских, отмечается особое воздействие на частные заведения [2, С. 13]. Для частных университетов, например, США, Великобритании, Испании и др. наиболее характерны финансовые риски, нежели неравенство в доступе к образовательным ресурсам или технические проблемы взаимодействия в онлайн-пространстве [6]. Во многих регионах России возникли затруднения с организацией дистанционного образовательного процесса, в котором необходимо было задействовать ресурсы, реализация которых была замедлена. В Колумбии переход к массовому удаленному обучению особенно отразился на департаменте Какета и регионе Амазонки. Была обнаружена нехватка технических средств и ограниченный доступ к ним. Реализация информационно-коммуникационных технологий оказалась затруднена. Возникшая ситуация стала поводомдля переосмысления организации существовавшейподготовки студентов. В процесс разрешения многих вопросов были включены не только педагоги, но и студенты, адаптация которых к новой реальности стала одной из важнейших задач. Совершенствование онлайн-пространства закрепляется на законодательном уровне, например, в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 25.07.2022), который регламентирует процесс подготовки с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.

В 2022 году политические действия в мировом сообществе обусловили появления нового ряда вопросов, связанных с изменением отечественного образовательного пространства. Вопрос дистанционного образовательного процесса стал одним из самых актуальных. В российской образовательной системе совершенствуются уже имеющиеся технологии и внедряются новые.

Среди наиболее популярных платформ стоит выделить Moodle, которая часто используется отечественными учебными заведениями. Сервис используется в процессе обучения студентов. Он предлагает взаимодействие через текстовые сообщения, обмен файлами. Также возможна беседа через использование вебкамеры. На базе Moodle через синхронный прокторинг с применением платформы Zoom осуществляетсяпроведение вебинаров, а также вступительных испытаний для абитуриентов в удаленном формате. Отметим, чтона сегодняшний день со стороны правительства были предприняты предупредительные меры для отказа от использования Zoom российскими учебными заведениями по причине введения против РФ санкций. Рекомендации были направлены в сторону реализации возможностей отечественных аналогов. Среди которых стоит выделить информационно-коммуникационную систему Сферум, представляющую широкий набор инструментов для организации взаимодействия педагогов и обучающихся. Яндекс-Телемост - сервис видеозвонков, который может быть использован так же как Zoom. Приглашение для групп или отдельных студентов осуществляется через ссылку [1]. Как аналог Zoom также используется сервис ВидеозвонкиМаИ.ш. В отличие от Zoom, конференции в Mail.ru не имеют ограничения по времени.

Среди электронных решений организации дистанционного образовательного взаимодействия отмечаются голосовые помощники, консультанты, чат-боты, которые выступают посредниками в сетевой интеракции.

Многие страны активизировали развитие инновационных процессов в области электронных образовательных систем. Развитие цифровой среды раскрывает новые возможности для подготовки студентов. Однако эксперты отмечают, что вузы не должны осуществлять полный перенос программ высшего образования в дистанционный формат (без экстренной необходимости). Наиболее результативным считается смешанное обучение, при котором используется как очное взаимодействие, так и электронное [10].

Современные политические действия формируют условия для трансформации системы профессионального образования. При этом первичными задачами становятся обеспечение его качества и доступности. Санкционные воздействия отражаются не только на отечественной системе образования, но и на странах, отказавшихся от образовательного сотрудничества с РФ.

Цель статьи заключается в анализе опыта организации дистанционного образования в мировом пространстве, выделение основных аспектов данного процесса.

Используется метод анализа, синтеза, сравнения и обобщения. На фоне возникших затруднений в связи с массовым переходом к дистанционному образовательному процессу, а также внедрением санкций против России появляется необходимость в перестройке образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Первичными задачами в процессе перехода к дистанционному образовательному процессу стали: определение основных средств и инструментов для организации учебного процесса; определение заданий для самостоятельной работы и контрольно-измерительных материалов; определение способов организации обратной связи. Дистанционный образовательный процесс, организуемый профессиональными учебными заведениями, включает цифровые образовательные платформы, телекоммуникационные сервисы, позволяющие организовать обмен файлами, текстами, аудио и видео [11].

В 2020 году состоялась глобальная видеоконференция в целях совместного поиска путей совершенствования образовательного процесса в дистанционных условиях. В ней приняли участие 72 страны. Участниками стали министры образования и высшие должностные лица. В онлайн-совещании, состоявшемся в том же году приняли участие 122 страны в лице министров, государственных секретарей, представителей Всемирной организации здравоохранения, Еврокомиссии и Африканского союза. В рамках мероприятий были намечены пути решения следующих вопросов: объединение знаний для поддержки научных исследований; объединение ответственных лиц для предоставления доступа к различным научным данным; укрепление научных и политических связей для достижения интересов общества; обеспечение открытой науки несмотря на закрытие географических границ. ЮНЕСКО принимает активное участие в решении вопросов дистанционного образования и обеспечивает техническую помощь, проводит информационные вебинары по вопросам дистанционного обучения, предоставляет цифровые учебные ресурсы, образовательные платформы. Развивает партнерство и образует коалицию в которую входят различные международные и частные организации, в том числе частные компании Google, Microsoft, Moodle, Zoom и др.

Объединение мирового опыта, выработка совместных идей позволили к 2022 устранить возникавшие в период начала пандемии затруднения, связанные с организационными вопросами, вопросами коммуникации, взаимодействия субъектов образовательного процесса. 2022 год обозначил для России ряд вопросов, связанных с внедрением санкций со стороны иностранных государств. Российская образовательная политика направлена в сторону повышения качества отечественного образования и внедрения собственных дистанционных разработок.

Стоит отметить, что электронный образовательный процесс обладает особенностями, связанными с опосредованной передачей информации. Через экран монитора достаточно трудно определить эмоциональное состояние собеседника. При этом обе стороны процесса взаимодействия могут упустить важные детали обсуждаемого вопроса. В очном формате легче воспринимать эмоциональное состояние, следовательно, проявлять большую эмпатию, что в определенных случаях является высоко значимым фактором в достижении целей беседы. Онлайн-формат также предполагает высокую долю

ответственности со стороны обучающихся. Студент самостоятельно выбирает удобное время для изучения материала. При этом есть риск снижения объемов освоения материала, неполного освоения образовательной программы. Для многих студентов, в особенности младших курсов требуется систематический контроль со стороны преподавателя. Среди основных затруднений, возникающих в процессе дистанционной подготовки стоит также отметить увеличение объемов нагрузки и на преподавателей, и на студентов и некоторые технические стороны.

На сегодняшний день имеется широкая база электронных ресурсов для осуществления качественной подготовки студентов, позволяющей работать в смешанном режиме обучения.

Главная задача - обеспечение качественной подготовки обучающихся. На сегодняшний день решаются задачи улучшения системы безопасности дляпрохождения экзаменационных испытаний в онлайн-формате, реализации разных моделей преподавания для определения способов, способствующих наиболее результативной реализации образовательного процесса [4].

В рамках изучения влияний на сектор высшего образования отмечается, что основными направлениями стали: интернационализация образования (которая отражается в мировом процессе как средство повышения качества образования за счет роста мобильности, налаживания удаленного сотрудничества); проведение научных исследований; реформационные процессы в законодательстве; изменение потоков финансирования; организация образовательного процесса [8].

В таблице представлены основные тенденции в области высшего образования.

Таблица 1

Основные тенденции в области высшего образования

Направление Основные аспекты

Интернационализация Высшие учебные заведения столкнулись с затруднениями в области организации обучения иностранных студентов; актуализировался поиск новых форм привлечения иностранных студентов в образовательный процесс; начался пересмотр работы с зарубежными партнерами в области реализации совместных образовательных программ. В основе решения выхода из Болонского процесса лежат интересы национальной экономики, наращивание отечественного интеллектуального потенциала и привлечение молодых ученых к работе в России.

Проведение научныхисследований Организация экспертных онлайн-дискуссий крупных международных организаций по вопросам реализации дистанционного образовательного процесса; пересмотр процесса организации научно-исследовательской деятельности; осуществление поиска новых форм сотрудничества в исследовательских целях в виртуальной среде.

Реформационные процессы в законодательстве Переход к виртуальному образовательному процессу потребовал проведения законодательных реформ, изменений в федеральных законах, нормативных актах, регламентирующих проведение вступительных испытаний, государственной аттестации, организацию работы и многие другие вопросы в области высшего образования.

Изменение потоков финансирования Поддержание стабильной образовательной деятельности является первостепенной задачей вузов. В условиях сокращения потока иностранных студентов, приостановления заказов на научные разработки, приостановки проведения массовых мероприятий финансирование образовательного процесса изменяется. Следовательно, для качественного образовательного процесса необходим поиск новых путей его организации.

Организация образовательного процесса Наблюдается усиление взаимодействия университетов, национальных органов управления образованием, электронными образовательными платформами. Оказание взаимопомощи и обмен опытом по использованию электронных инструментов позволяют выстроить наиболее результативный образовательный процесс.

* Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Заварыкина Л.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В. [3]

Стоит отметить, что деятельность в области развития дистанционных технологий не останавливается. На сегодняшний день российские разработчики создали образовательную онлайн-платформу, призванную заменить ушедшие с российского рынка массовые открытые онлайн-курсы «Университет 20.35». Российские вузы и компании смогут размещать на ней свои курсы. Задача платформы - непрерывное образовательное сопровождение человека в течение всей жизни.

Мы можем наблюдать рост затрат на новые технологии за шестилетний период [9]. Ведущие страны активно поддерживают внедрение инновационных технологий, в том числе в период пандемии, и в период активных политических действий, которые повлекли за собой санкционные последствия для Российской Федерации. 2022 год оказался для России периодом трансформаций в области образования. Предпринимаются меры по внедрению собственных дистанционных ресурсов для активного взаимодействия. Совершенствуются и внедряются отечественные разработки. Среди них, как было указано выше Сферум, Яндекс Телемост, ВидеозвонкиМаИ.ш и другие. А также образовательные экосистемы, заменяющие иностранные Udemy или Coursera. Edwica (современная экосистема) выступает как образовательный маркетплейс, конструктор курсов и образовательная платформа, решающая многие задачи, которые распространялись на несколько зарубежных приложений.

Исаева Т.Е. раскрывает дистанционный образовательный процесс как сложный многогранный инструмент взаимодействия субъектов образовательного процесса, расширяющий физические границы. Стиль самого взаимодействия при этом претерпевает значительные изменения [6, С. 42]. В работе Аксеновой и Кочергиной И.А. подчеркивается значимость дистанционного процесса для расширения аудитории, а также подчеркивается возможность организации целостной образовательной среды, снижение затрат на обучение, возможность самостоятельного определения студентом скорости и времени обучения [2, С. 13]. Преимущества дистанционного процесса обозначаются как для отечественного образования, так и для иностранной образовательной системы (мобильность студентов, оперативный обмен информацией, возможность работать с большим количеством источников информации, возможность обмениваться опытом с экспертами из разных городов и др.). Анализ работ по вопросам организации дистанционного образовательного процесса позволил установить, что авторы обращают внимание на различные его аспектыв числе которых особенности организации образовательного процесса в удаленном формате, сохранения качества образования за счет совершенствования и реализации электронных технологий, финансовая сторона, изменения в научно-исследовательской деятельности и некоторые другие [11].

Выводы. Глобальное изменение социальных условий обусловило переход к дистанционному образовательному процессу учебных заведений разных стран. Данный переход обозначил новые вызовы для всего мирового сообщества, высшие учебные заведения которого смогли адаптировать образовательный процесс под современные реалии. Период массовых заболеваний, а также современные действия на мировой политической арене сталипричиной массовых трансформационных процессов в образовательном пространстве. Россия внедряет собственные разработки, совершенствует имеющиеся технологии. Санкционное воздействие стало причиной активного развития отечественных дистанционных инструментов. Образовательная политика стала более ориентирована на сохранение интеллектуального потенциала. Ограничение и прекращение функционирования многих иностранных образовательных ресурсов на территории РФ, позволило привлечь аудиторию к российским разработкам. Многие студенты становятся активными участниками инновационных внедрений.

Решение вопросов совершенствования образовательного процесса в таких условиях становится более интенсивным и преодоление основных затруднений более результативным.

Оценивая дистанционные процессы необходимо отметить, что дистанционное образование повышает мобильность студентов и преподавателей, повышает способность к обмену опытом, расширяет масштабы научного взаимодействия. Данный процесс сложен и многогранен. Онлайн-обучение имеет свои особенности, среди которых опосредованное взаимодействие, которое требует определенного уровня дисциплины. Кроме того, необходимо учитывать, что взаимодействие через монитор не позволяет увидеть и оценить объективно эмоциональное состояние оппонента, из-за чего диалог может быть подвержен угрозе срыва. Есть также техническая сторона вопроса, которую нельзя оставить без внимания. Иногда возникают трудности с установлением дистанционного контакта именно из-за отсутствия технических возможностей.

Стоит отметить, что многие российские студенты покидают иностранные вузы и переходят к отечественному образованию из-за санкций со стороны европейского сообщества. В дистанционном процессе это отразилось на ограничении доступа, напримерк массовым открытым онлайн-курсам. Однако, на сегодняшний день, большинство курсов остается в доступе, следовательно, онлайн-взаимодействие с иностранными платформами все же остается, напримерSkillbox, OpenCulture, edX, Tuts+, Udacity, Alison предоставляющие возможность освоить гуманитарные, технические направления, изучить творческие курсы, ознакомиться с IT, бизнес-программами, продажами и маркетингом, программами по педагогике. Онлайн-курсы предполагают получение дипломов и сертификатов. Массовые открытые онлайн-курсы не имеют географической привязки. Студенты из России могут их использовать для своего профессионального самосовершенствования. Однако нельзя не сказать про некоторые ограничения, вводимые зарубежными платформами. Udemy также осталась на отечественном рынке, но доступными остались только бесплатные курсы поскольку система платежей с иностранными государствами не функционирует. При этом оплаченные занятия остаются в доступе для российского потребителя. MasterClass предоставляет только англоязычный контент. На платформе EdX нельзя приобрести новые курсы.

Русские онлайн-платформы, такие как Skyeng, «Нетология» или «ЯндексПрактикум» продолжают работать.

Стоит отметить тенденцию к повышению интереса граждан к смене профессий. Расширяется сфера интересов к IT, менеджменту. Наиболее востребованными становятся краткосрочные курсы, позволяющие сформировать гибкие навыки для адаптации под активно изменяющиеся условия.

Дистанционный образовательный процесс, несмотря на некоторые трудности, возникшие из-за эпидемиологической и политической ситуации сохраняет свою актуальность.На сегодняшний день в процессе подготовки используются преимущества социальных сетей, которые раннее были мало задействованы или не использованы вовсе, используются мессенджеры. Студенты и преподаватели обмениваются файлами, голосовыми сообщениями, видео-сообщениями, оперативно решая текущие задачи.

Непрерывное совершенствование электронных образовательных систем позволит реализовывать образовательный процесс на более совершенных уровнях. Университеты продолжают разрабатывать инструменты для виртуальной мобильностии совершенствуют уже имеющиеся. Обмен опытом для становления дистанционного образовательного процесса является решением, позволяющим формировать систему образования, адаптированную под потребности современного общества.

Литература:

1. Акименко, Г.В. Влияние пандемии COVID - 19 на систему высшего образования / Г.В. Акименко, А.М. Селедцов, Ю.Ю. Кирина // Дневник науки. - 2021. - № 1(49). - С. 5. - EDN CIPALR.

2. Аксенова, Г.Н. Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе / Г.Н. Аксенова, И.А. Кочергина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 12-15. - EDNDOHUKL.

3. Аржанова, И.В. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ / И.В. Аржанова, М.Ю. Барышникова, Л.В. Заварыкина, В.А. Нагорнов, О.В. Перфильева // Аналитический материал. - 2020. - С. 1-25

4. Ваганова, О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании / О.И. Ваганова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4(4). - С. 10. - EDN SGNNKT.

5. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

6. Исаева, Т.Е. Дистанционное обучение в экстремальных условиях: проблемы готовности и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса / Т.Е. Исаева // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2020. - № 4. - С. 38-49. - DOI 10.51314/2073-2635-2020-4-38-49. - EDNEPPUHL.

7. Кидина, Л.М. Управление педагогическим коллективом в условиях реализации дистанционного обучения / Л.М. Кидина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 4(33). - С. 93-96. - DOI 10.26140/bgz3-2020-0904-0025. - EDNGEUINJ.

8. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов / А.В. Лапшова, О.И. Ваганова, Н.С. Тюмина, Н.А. Румянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-5. - С. 201-207. -EDN ZWZVER.

9. Маркова, С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения / С.М. Маркова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 3. - С. 30-36. - DOI 10.12731/2218-7405-2015-3-4. - EDN TWLNUT.

10. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. - EDN YIOLHM.

11. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа); магистрант, преподаватель Вадим Юрьевич Ершов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ СКЕТЧНОУТИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В соответствии с задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования, отраженными в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», для повышения качества обучения необходимо совершенствовать традиционные формы образовательной деятельности, разрабатывать цифровой образовательный контент с использованием интерактивных и адаптивных цифровых инструментов. Одним из способов достижения вышеуказанных целей является использование в педагогической деятельности актуального направления визуализации - скетчноутинг. Использование технологии скетчноутинга позволяет отразить суть предмета, выделить наиболее важные детали, быстро воспроизвести информацию. Цель статьи заключается в обосновании целесообразности использования скетчноутинга в рамках решения учебных задач в современном образовательном процессе. В статье описана структура создания скетчей для последующего успешного решения учебных задач. Проанализированы основные характеристики технологии скетчноутинга в рамках реализации образовательных задач. Технология скетчноутинга является современным инструментом личностной интерпретации и трансформации учебной информации. Специфика данного способа визуализации заключается в свободе ассоциаций, когда активизируются механизмы психики, благодаря которым значительно расширяется потенциал творческих способностей. Возможности скетчноутинга позволяют повысить качество работы студентов с учебной информацией.

Ключевые слова: визуализация, ассоциации, абстрактность, поколение Z, высшее образование, логическое мышление, взаимодействие.

Annotation. In accordance with the objectives of public administration and ensuring national security of the Russian Federation in the field of education, reflected in the state program of the Russian Federation "Development of Education", in order to improve the quality of education, it is necessary to improve traditional forms of educational activities, develop digital educational content using interactive and adaptive digital tools. One of the ways to achieve the above goals is to use the current direction of visualization in pedagogical activity - sketchnouting. The use of sketchnouting technology allows you to reflect the essence of the subject, highlight the most important details, and quickly reproduce information. The purpose of the article is to substantiate the feasibility of using sketchnouting as part of solving educational problems in the modern educational process. The article describes the structure of creating sketches for the subsequent successful solution of educational tasks. The main characteristics of sketchnouting technology in the framework of the implementation of educational tasks are analyzed. Sketchnouting technology is a modern tool for personal interpretation and transformation of educational information. The specificity of this visualization method lies in the freedom of association, when the mechanisms of the psyche are activated, thanks to which the potential of creative abilities is significantly expanded. Sketchnouting features allow you to improve the quality of students' work with educational information.

Key words: visualization, associations, abstraction, generation Z, higher education, logical thinking, interaction.

Введение. Современное информационное общество характеризуется процессами непрерывного накопления знаний. За последние десятилетия обществом было создано информации больше, чем за всю многолетнюю историю [6]. Субъекты обучения выступают активными потребителями учебной, научной информации [4, С. 10]. Определенный отпечаток накладывает информатизация общества, в которой изменились способы и приемы мышления [2]. Для студентов характерно технологичное, мозаичное мышление, выраженное в представлении мира через образы и символы. Поколение Z гораздо лучше воспринимают красочную виртуальную реальность, возникающую на экране монитора. Традиционный язык с авторской речью уходит на второй план и первостепенной задачей становится поиск инновационных технологий обработки информации [8].

Изложение основного материала статьи. В соответствии с задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования, отраженными в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», для повышения качества обучения необходимо совершенствовать традиционные формы образовательной деятельности, разрабатывать цифровой образовательный контент с использованием интерактивных и цифровых инструментов [10]. В современной образовательной системе возникает задача, которая связана с установлением грамотного соотношения уровня абстрактности и доступности изложения информации [3]. Одной из целей современного образования является поиск инструментов, позволяющих воспринимать большие объемы учебного материала за малый промежуток времени.

Одним из способов достижения вышеуказанной цели является использование в педагогической деятельности актуального направления визуализации - скетчноутинга. Основной целью является представление трудно понимаемой информации в более понятном для восприятия виде. Скетчноутинг представляет собой вид контента, направленный на фиксирование основной информации на бумажном или электронном носителе. Благодаря данному инструменту задействуются два канала обработки информации: вербальный и визуальный. Скетчноутинг можно выполнить как в традиционном виде от руки карандашом или маркерами, либо с использованием электронных инструментов на компьютере или планшете. Скетч со стороны напоминает комикс [5, С. 33]. В результате взглянув на него, можно быстро освежить в памяти учебный материал, прописанный во время прохождения лекции.

В соответствии с востребованностью использования скетчноутинга в образовательной деятельности необходимо акцентировать внимание на современных приложениях, благодаря которым можно достичь высоких образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.