Научная статья на тему 'Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения'

Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2426
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения»

важное место в комплексе терапевтических мероприятий при кардиофобическом синдроме.

Список использованной литературы

1. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова О.А. Вегетососудистая дистония. - М.: Медицина, 1971. - 318 с.

2. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В., Сморчков В.А. Постстрессовые психические нарушения сотрудников пожарной службы как фактор негативных последствий экстремальной деятельности. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж. 2013. - Т.16. - № 1. - С. 169-174.

3. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В. Посттравматические стрессовые расстройства у лиц, перенесших боевой стресс. Фундаментальные проблемы системной безопасности. Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося учёного, генерального конструктора ракетно-космических систем академика В.Ф. Уткина. Елец, 2014. - С. 117-121.

4. Усков В.М., Усков М.В., Усков В.В., Теслинов И.В., Шевченко А.А. Проявления психотравмирующих расстройств у пострадавших во время землетрясений. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж, 2013. - Т.16. - № 1. - С. 174-179.

ЭМОЦИИ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИМПУЛЬСИВНОЙ

РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н.

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж,

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложно-обусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых эмоциональных высших процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека -представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно эмоциональные кратковременные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций.

Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта -аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное

аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в неуправляемом аффективном бурном поведении -«аффективном взрыве».

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Собственно эмоции носят отчетливо выраженный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.

Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые - как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни, появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте -конкретном или обобщенном, отвлеченном, например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.

Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме - обобщениями - объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и социальные акты. Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические системы и органы до некоторой степени включаются в эмоцию.

Активация представляет собой изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием спецмифической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции.

Нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые - при ее уменьшении, а некоторые - при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных

механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

В дополнение к проблеме активации встает вопрос о причинности эмоций в более общем смысле: что же детерминирует эмоцию? Какие внутренние и внешние явления и условия вызывают изменения в нервной системе, ведущие к возникновению эмоции?

Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию:

1) восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа;

2) восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс);

3) спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции:

1) память (как активная, так и испытанная);

2) воображение;

3) образное и предвосхищающее мышление;

4) проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности;

5) эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время, оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни эмоциональные специфические проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании -существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.

В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала это могут быть преимущественно «сопутствующие» экспрессивные изменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременно происходит осознание протекающего эмоционального процесса и связанных с ним изменений в процессах регуляции. Оно может опережать появление внешних изменений, однако бывает, что человек длительное время не отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:

1) в форме выразительных движений;

2) в форме эмоциональных действий;

3) в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

4) в форме определенного отношения к окружающему.

Таким образом, можно предположить, что у человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией.

В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек.

Список использованной литературы

1. Усков В.М., Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур (монография) Воронеж: изд-во ВГТУ, 2009. - 154 с.

2. Усков В.М., Бондарев С.С., Струк Ю.В., Усков М.В., Усков В.В., Сморчков В.А. Формирование морально-психологической готовности у сотрудников силовых структур Воронеж: изд-во ВГТУ, 2013. - 135 с.

3. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В. Воспитательная система в управлении процессом развития личности. Фундаментальные проблемы системной безопасности. Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося учёного, генерального конструктора ракетно-космических систем академика В.Ф. Уткина. Елец, 2014. - С.121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.