Научная статья на тему 'Ассоциация кардиофобического синдрома с психотравмирующими ситуациями чрезвычайного характера'

Ассоциация кардиофобического синдрома с психотравмирующими ситуациями чрезвычайного характера Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциация кардиофобического синдрома с психотравмирующими ситуациями чрезвычайного характера»

вегетативной нервной системы для оценки тяжести состояния, лиц находящихся в экстремальных условиях.

Список использованной литературы

1. Сидорин Г.И. Современные представления об адаптации в свете учения Н.В.Лазарева / Г.И. Сидорин, А.Д.Фролова, М.П. Чекунова // Токсикологический вестник. 1995. - № 5. - С. 20-26.

2. Страхов С.И. Особенности адаптационно-компенсаторных реакций организма при острых отравлениях психотропными средствами у детей Д.: Автореф. ... канд. мед. наук / С.И. Страхов; - М., 2000.

3. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В., Сморчков В.А. Постстрессовые психические нарушения сотрудников пожарной службы как фактор негативных последствий экстремальной деятельности. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж. 2013 - Т. 16. - № 1. - С. 169-174.

АССОЦИАЦИЯ КАРДИОФОБИЧЕСКОГО СИНДРОМА С ПСИХОТРАВМИРУЮЩИМИ СИТУАЦИЯМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА

В.М. Усков, профессор, д.м.н. Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г.Воронеж

Возросшее в последние годы внимание к кардиофобии можно объяснить широкой распространенностью функциональных кардио-васкулярных расстройств. Страхи, связанные с работой сердца при функциональных нарушениях сердечной деятельности, отмечают от 33 до 80-92% больных. Однако сама по себе невротическая фиксация на работе сердца не приводит к органическим нарушениям. Кардиофобиями страдают 6,5% больных, наблюдаемых психиатрами и 10% обращающихся за помощью к кардиологам. Основанием для выделения из группы функциональных расстройств сердечной деятельности кардиофобического синдрома послужило значительное распространение состояний, определяющихся главным образом необоснованным страхом смерти от нарушения работы сердца.

В психиатрических исследованиях на протяжении многих десятилетий кардиофобические проявления рассматривались в структуре

обсессивно-фобических, ипохондрических нарушений, при этом придавалось значение либо преимущественно невротическим, либо эндогенным механизмам. В последние годы новый подход к изучению кардиофобического синдрома в значительной степени определялся возросшим интересом к паническим расстройствам. Сходство клинических проявлений кардиофобического синдрома с выделенными в современных классификациях критериями панических расстройств позволяет рассматривать кардиофобии как подтип панических расстройств.

Кардиофобический синдром как патологическое состояние, объединяет приступы страха и тревожные опасения, возникающие после этих приступов или в интервалах между ними. Основное содержание опасений составляет угроза физическому существованию или соматическому благополучию. У 74,7% обследованных пациентов кардиофобические приступы являлись манифестом депрессивных нарушений, у 25,3% пациентов они возникали на фоне непродолжительной гипотимии. Кардиофобические приступы наиболее отчетливо провоцировались психотравмирующими ситуациями и употреблением алкоголя. Менее значимыми были влияния соматических вредностей, ещё реже они возникали спонтанно. Сочетание различных факторов отмечалось в 28,7% наблюдений. У 17,3% обследованных дополнительно выявлялись ятрогении. Склад личности, модус индивидуального реагирования отражались на формировании определенных установок и внутренней картины болезни, соучаствовали в формировании механизмов борьбы и защиты, влияли на развитие кардиофобического синдрома. Приступы возникали непроизвольно: внезапно, быстро нарастал тревожный аффект, достигавший степени всеохватывающего страха -стержня кардиофобических приступов. Страх включал сенсорные, идеаторные, вегетативные компоненты. Непреодолимый страх неминуемой смерти от нарушения работы сердца доминировал в сознании на высоте приступов при отсутствии борьбы и критики к своему состоянию. У пациентов с невротической депрессией и эндогенными аффективными нарушениями кардиальные ощущения были лишены вычурности, имели элементарную структуру и ограниченную локализацию. Чаще больные отмечали горение, жжение, ноющие, давящие, сжимающие боли. Фабула переживаний была простой, без систематизации.

В тесной связи с тревожным аффектом выступали нарушения вегетативной регуляции: 72% больных отмечали учащение, усиление сердцебиений, 20% - замедления и «остановки», 23% - перебои в работе сердца. Наряду с этим отмечались и другие проявления вегетативной дисфункции: чувство затрудненного дыхания, головокружение, слабость, озноб, онемение, похолодание частей тела, потливость, тошнота, приливы жара, преходящее повышение артериального давления до 150-180 и 80-110

мм рт. ст. Отмеченные расстройства возникали во время приступов одновременно или следовали один за другим без четкой закономерности и последовательности. Это затрудняло определение вегетативной регуляции и позволяло предположить, что при кардиофобических приступах ведущая роль принадлежит нарушению взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Наряду с приступами в структуру кардиофобического синдрома входят психопатологические нарушения, возникающие в межприступные периоды. Общим для всех нозологических групп в межприступные периоды был тревожный аффект различной выраженности в сочетании с депрессивными нарушениями тоскливого оттенка.

Ослаблению тревожного аффекта в межприступном периоде соответствовали уменьшение частоты сердечных сокращений (ЧСС), нормализация сердечного ритма, снижение артериального давления, сглаживание других вегетативных проявлений. Параллельно с выравниванием аффективного фона уменьшалась выраженность телесных ощущений. У некоторых больных после прекращения кардиофобических приступов телесные патологические ощущения исчезали или сохранялись в рудиментарной форме. Появлялась критика к болезненным явлениям, степень которой была различна и зависела от нозологической принадлежности заболевания, характерологических и индивидуально -личностных особенностей пациентов. Больные стремились избегать ситуаций, в которых, по их мнению, они не могут получить помощь, формировалось поведение «избегания» и «зависимости».

Сохранение тревожности в межприступный период приводило к тому, что кардиофобические приступы возникали под влиянием как специфических, так и нейтральных факторов. Повторяющиеся приступы, каждый из которых воспринимался больным как катастрофа, становились дополнительными психотравмирующими моментами. Вместе с тем длительные, интенсивные и частые психовегетативные приступы являлись предикторами затяжного течения кардиофобических нарушений. Для определения состояния вегетативной регуляции проводили анализ ЭКГ. Определяли ЧСС, вольтаж зубцов Р, R, Т во II стандартном отведении, продолжительность интервалов P-Q, Q-T и комплексов QRS. Для выявления вегетативных сдвигов использовали критерии А.М. Вейна и соавт. Были выявлены выраженные нарушения автоматизма сердца, что проявлялось значительным числом случаев синусовой тахикардии и особенно брадикардии. Брадикардия имела более существенное значение при невротических расстройствах. У 18% всех обследованных выявлена синусовая аритмия, которая наиболее часто отмечалась у больных с эндогенными аффективными заболеваниями. Наиболее существенные отклонения ЭКГ обнаружены при невротических расстройствах. Отмечено уменьшение амплитуды зубцов Р во II отведении, а также увеличение

амплитуды зубцов Т во II отведении. Менее значимы оказались изменения вольтажа зубца R и продолжительности зубца Р во II отведении а также длительности желудочкового комплекса. У пациентов с невротическими нарушениями отмечено достоверное увеличение продолжительности интервала P-Q и комплекса QRS, отражающее снижение атриовентрикулярной и внутри желудочковой проводимости. Полученные данные, однако, не поддаются однозначной оценке. В целом без учета нозологической принадлежности преобладала симпатикотония (49%), парасимпатикотония составила 37%, сбалансированность вегетативной регуляции отмечена в 13% наблюдений. Предположение о нарушении центральной регуляции вегетативных функций нашло подтверждение при электроэнцефалографическом исследовании. У 84% обследованных выявлены нарушения биоэлектрической активности различных отделов головного мозга. В 60,6% случаев нарушения были локализованы в мезодиэнцефальной области, в 24,8% - в других отделах. Структура и динамика кардиофобического синдрома у этих больных независимо от нозологической принадлежности не обнаруживали существенных отличий, отмечались лишь относительно большая интенсивность и яркость кардиофобических проявлений. Исследование показало необходимость комплексного лечения кардиофобических нарушений препаратами различных групп в сочетании с различными формами психотерапии. Поскольку тревожный аффект участвовал в развитии кардиофобического синдрома как при манифестации приступов сердечного страха, так и при возникновении повторных состояний паники, на первом этапе лечения больным назначали антидепрессанты с седативным эффектом в сочетании с производными, оказывающими анксиолитическое

вегетостабилизирующее действие. Повторение аффективно-вегетативных приступов являлось показанием к парентеральному введению транквилизаторов.

Регресс кардиофобического синдрома, как правило, происходил параллельно ослаблению аффективной напряженности. На этом этапе большое значение приобретали психотерапия, направленная на изменение представлений о характере болезненных расстройств, и обучение пациентов преодолению ситуаций, предрасполагающих к приступам. При доминировании в структуре аффективных нарушений депрессивных проявлений тоскливого спектра и большей роли астенических расстройств положительные результаты отмечались при добавлении антидепрессантов со стимулирующим действием в малых дозах. Хороший эффект давали малые дозы стимулирующих антидепрессантов с преимущественным назначением в первую половину дня в сочетании с седативными антидепрессантами во вторую половину дня и на ночь и транквилизаторами. Нормализация вегетативной регуляции занимала

важное место в комплексе терапевтических мероприятий при кардиофобическом синдроме.

Список использованной литературы

1. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова О.А. Вегетососудистая дистония. - М.: Медицина, 1971. - 318 с.

2. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В., Сморчков В.А. Постстрессовые психические нарушения сотрудников пожарной службы как фактор негативных последствий экстремальной деятельности. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж. 2013. - Т.16. - № 1. - С. 169-174.

3. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В. Посттравматические стрессовые расстройства у лиц, перенесших боевой стресс. Фундаментальные проблемы системной безопасности. Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося учёного, генерального конструктора ракетно-космических систем академика В.Ф. Уткина. Елец, 2014. - С. 117-121.

4. Усков В.М., Усков М.В., Усков В.В., Теслинов И.В., Шевченко А.А. Проявления психотравмирующих расстройств у пострадавших во время землетрясений. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж, 2013. - Т.16. - № 1. - С. 174-179.

ЭМОЦИИ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИМПУЛЬСИВНОЙ

РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н.

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж,

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.