Научная статья на тему 'Соотношение сознания и самосознания в психоаналитической организации человека'

Соотношение сознания и самосознания в психоаналитической организации человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1354
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение сознания и самосознания в психоаналитической организации человека»

использованием специального оборудования, и оснащения в соответствии с характером, профилем и тяжестью ранения. Обеспечивается оказание специализированной медицинской помощи в течение первых суток после ранения. Различают хирургическую и терапевтическую специализированную медицинскую помощь [2].

Таким образом, своевременно оказанная медицинская помощь пострадавшим в ЧС способствует сохранению здоровья и положительно влияет на исход лечения.

Список использованной литературы

1. Бородулин В.И., Воробьев А.И., Тополянский А.В. Справочник практического врача. Издание 10-е, исправленное. М.: Изд-во «Оникс», «Мир и Образование», 2007. - 224 с.

2. Захаренко О.В. Неотложная медицинская помощь. Симптомы, первая помощь на дому. М.: Изд-во «Рипол-Классик», 2010. - 184 с.

СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж В.М. Усков, профессор, д.м.н.

С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов: в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности; в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в теоретических и практических аспектах психотерапии и

психологического консультирования. Тем не менее, проблема самосознания расценивается в целом как нерешенная, ускользающая от научно-психологического анализа.

Психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относиться к самому себе, существует, конечно, до и независимо от научного исследования. Однако всякая попытка описания, а тем более систематизации явлений, относящихся к области самосознания, неизбежно опирается на явное или скрытое, подразумеваемое решение теоретических вопросов, таких, как проблема соотношения сознания и самосознания, сознаваемого и неосознаваемого, личности и самосознания, процесса и его продукта. Так, например, относится ли факт сознательного восприятия человеком его роста к области его самопознания, или именно к сфере восприятия, или к области сознания, можно решить лишь, если теоретически определены и различены восприятие, сознание и самосознание. Сам факт от этого, конечно, не изменится, но от того, будет ли он включен в ту или иную сферу явлений, в конечном счете зависят последующие выводы. Но теоретические знания, в том числе в форме различений и определений, сами базируются на эмпирических фактах. Если бы теорию можно было построить до анализа этих эмпирических явлений, то сам этот анализ уже был бы не нужен. Реальная научная практика разрывает, конечно, этот порочный круг. В этой практике те или иные явления включаются в научный анализ или исключаются из него по мере развития теоретических представлений либо как предмет исследования, либо как доказательство или опровержение научных гипотез. Насколько различные феномены выбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание.

Выделяют три точки зрения по этому вопросу. Одна из этих точек зрения, высказанная, в частности, В.М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Согласно другой точке зрения, самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года). П.Р. Чамата, противопоставляет первым двум точкам зрения третью - самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводится к следующему. К ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью

организма. Первые - объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые -субъективны, они отражают состояние тела - это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а это и значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире. Ребенок находится как бы в естественной экспериментальной ситуации: изменение условий видения, слышания, осязания по-разному влияет на составные части комплексных ощущений, тем самым делается возможной их диссоциация. Самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, «в процессе превращения обычных действий в произвольные действия». Органы своего тела постепенно осознаются ребенком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности. Однако фактически предполагается более, чем три возможных объяснения возникновения самосознания. Эти возможности иногда обозначаются как этапы в развитии самосознания, однако без достаточных аргументов того, почему эти этапы являются вехами в развитии одного и того же процесса. С другой стороны эти этапы рассматриваются как самостоятельные точки отсчета в развитии самосознания. Существует представление, согласно которому зарождение самосознания связано уже с внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела. Хотя почти все авторы подчеркивают значение межперсональных отношений для развития самосознания, механизмы влияния взаимоотношения ребенка со взрослым и соответственно форма, в которой зарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно. Развитие ребенка в психоаналитической традиции, рассматривается как процесс зарождения самосознания, процесс субъективного отделения от матери. При этом дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери. При хорошем материнском уходе осознание ребенком своей отделенности от матери возникает к концу первого года жизни. Появление самосознания связано у ребенка с появлением у него способности встать на место другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств. Согласно другой точке зрения, скорее происходит обратное: ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя - в этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание. Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни - вот некоторые

феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период считается критическим, переломным или даже периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности. Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст».

Итак, возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями, свойственными человеческому зародышу, с досознательным чувством собственного существования, с проходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребенка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к двум-трем годам, с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему, с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на себя самого, происходящим по мере развития социальной перцепции, интеллекта и сознания ребенка, с возникновением эмпатической способности к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих и, наконец, с возникающей интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в подростковом возрасте.

Является ли истинной лишь одна какая-то точка зрения, или, может быть, речь идет о происхождении различных психических образований, или, наконец, выделенные формы самосознания и периоды их возникновения отражают этапы в его развитии? С тем, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим еще раз упомянутые и некоторые другие феномены в контексте тех исследовательских парадигм, в которых они приобретают свою содержательную интерпретацию.

Идеи И.М. Сеченова о диссоциации и последующем синтезе ощущений имеют принципиальное значение для подхода к проблеме более общей, чем проблема самосознания, - к проблеме специфической природы чувственного отражения живыми организмами. Общий смысл этой проблемы можно сформулировать так: процесс отражения живыми организмами в отличие от неживых тел всегда происходит в условиях движения самих воспринимающих систем. При этом в потоке информации часть изменений связана с изменениями во внешних объектах, а другая часть вызвана движением самой воспринимающей системы. Для того чтобы отражение было адекватным, организм должен развить в себе способность отделять в потоке стимуляции то, что является стимульным инвариантом, соответствующим объекту, от того, что привнесено его собственной активностью, и использовать и то и другое для регуляции своего поведения.

Рассмотрим, к примеру, условия зрительного восприятия. Человек воспринимает стабильный мир, включающий объекты с константными свойствами и ориентацией. Этот мир не исчезает в нашем восприятии, когда поток стимуляции прерывается в результате мигания, он не исчезает, когда глаз «слепнет» в момент особых скачкообразных движений (саккад). При ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются и не меняют ориентацию, хотя и их изображение на сетчатке глаза меняет ориентацию, размер, яркость. Обученная перцептивная система человека без труда справляется с проблемой выделения изменений в стимуляции, связанных с собственной активностью и с изменениями самих предметов. Это происходит за счет целого ряда специфических перцептивных механизмов. К ним относятся сравнение прогнозируемых результатов изменения ситуации вследствие движений с теми, которые реально наступили, интеграция различных параметров воспринимаемого образа и сенсорной стимуляции по правилам инвариантности.

Так, например, для того, чтобы воспринять величину объекта константной, при ее изменении на сетчатке глаза, субъект должен воспринять пропорциональное изменение в расстоянии от него до объекта, вызванное его приближением (удалением) или приближением (удалением) самого субъекта. В обоих случаях восприятие собственного движения или неподвижности есть условие адекватного восприятия величины объекта.

Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую систему мировосприятия. Можно сказать, что любой акт восприятия предполагает перцептивное самовыделение и субъективное пространственно локализованное присутствие воспринимающего.

Сказанное по отношению к зрительному восприятию справедливо и в отношении других сенсорных модальностей, а также и по отношению к двигательной активности. Живое тело, как и всякое физическое тело, обладает механическими характеристиками и подчиняется физическим законам; оно также подчиняется телесным возможностям, биомеханике. Согласно представлениям Н.А. Бернштейна, одним из ключевых моментов двигательной активности является знание организма о состоянии периферического двигательного аппарата. Без этих знаний (сенсорной информации) команды из центральных звеньев нервной системы о производстве движений оказываются принципиально неэффективными. Взаимодействие эффекторного и сенсорного звеньев в процессе управления движениями получило отражение в понятии рефлекторного кольца.

Таким образом, самовыделение организма происходит не только в рамках восприятия внешних объектов и построения движений. Это самовыделение выступает и в форме ощущений, отражающих

функциональное состояние отдельных органов, в том числе внутренних (интероцепция), а также в форме болевых ощущений.

Список использованной литературы

1. Усков В.М. Состояние дезадаптации как ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами / В.М. Усков, М.В. Усков, И.В. Теслинов // Сибирский медицинский журнал. Т. 26, 2011. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 261.

2. Усков В.М. Особенности психических соматогенных расстройств у больных соматическими заболеваниями / В.М. Усков, И.В. Теслинов И.В., М.В. Усков М.В., Г.В. Бучнев // Сибирский медицинский журнал. Т. 26, 2011. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 251-252.

3. Усков В.М. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций / В.М. Усков, М.В. Усков, И.В. Теслинов// Сибирский медицинский журнал. Т. 26, 2011. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 262.

4. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В., Сморчков В.А. Постстрессовые психические нарушения сотрудников пожарной службы как фактор негативных последствий экстремальной деятельности. Прикладные информационные аспекты медицины. Научно-практический журнал. Материалы 15-й межрегиональной научно-практический журнал. Воронеж. 2013. - Т. 16. - № 1. - С. 169-174.

АВТОМАТИЗМ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г.Воронеж

Способность приспосабливаться к меняющейся обстановке является одним из самых замечательных свойств живой системы. Без адаптации к окружающей среде невозможно не только развитие, но и существование организма. С этой точки зрения вся жизнь - постоянное приспособление, а все изменения в организме - приспособительные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.