Научная статья на тему 'Проявление чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок в условиях нервно-психической неустойчивости'

Проявление чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок в условиях нервно-психической неустойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок в условиях нервно-психической неустойчивости»

ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 261.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ

НЕУСТОЙЧИВОСТИ

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

На фоне постоянных региональных конфликтов, негативных демографических тенденций, размывания нравственных и моральных устоев общества, распространения алкоголизма и наркомании показатели психического здоровья нации постоянно ухудшаются. Негативная наркологическая ситуация, сложившаяся в последние годы, затрагивает преимущественно молодое поколение в возрасте до 30 лет [1-6].

Состояния дезадаптации являются ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки и относятся к проявлениям нервно-психической неустойчивости, образуя группу повышенного риска развития нервно-психических расстройств, отрицательно влияющих на способность выполнять оперативно-служебные задачи [7-9].

С 1982 года стало использоваться понятие «группа риска», которая представляет собой категорию лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (деликвентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности служебной деятельности и профессиональной подготовки.

Предвестники дезадаптации часто проявляются в виде психологического дискомфорта раньше, чем это обнаружится другими способами, и даже раньше, чем это дойдет до сознания самого человека. Поэтому методы психодиагностики (т.е. диагностики психических свойств и состояния человека) являются надежным и тонким инструментом предупреждения нервного срыва, заболеваний, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных намерений.

Среди кандидатов, отнесенных к «группе риска» чаще отмечалось

следующее:

- низкий интеллектуальный уровень выявлен у 28,3 %;

- выраженность негативных черт характера - 20,3 %;

- последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций - 19 %;

- посттравматические стрессовые расстройства - 15,4 %;

- проявления эмоционально-вегетативной неустойчивости - 16,9 %.

Для массового скринингового обследования применяются

стандартизированные методы, основанные на объективных и субъективных подходах. В частности для диагностики интеллекта применялись методики для изучения памяти, внимания, логического мышления: простые и сложные аналогии, выделение существенных признаков, трактовка пословиц и поговорок, исключение предметов; КОТ; МИОМ; тест Векслера. Для исследования невербального интеллекта одна из наиболее прогностических методик - методика Равена.

Низкий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность - состояние общего недоразвития психики, особенно высших познавательных функций (понятийного мышления), обусловленное наследственной неполноценностью мозга или поражением его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые месяцы и годы жизни, чаще до трехлетнего возраста). Были выявлены основные формы пограничной интеллектуальной недостаточности:

а) задержка интеллектуального развития вследствие педагогической и микросоциальной запущенности, возникшая у детей, находящихся с раннего возраста в неблагоприятных условиях воспитания. Отмечались значительные пробелы в знаниях, но отсутствовала тугоподвижность психических процессов, в обучающем эксперименте обнаруживалась выраженная положительная динамика, способность к обобщениям.

б) астенические состояния вследствие хронических соматических заболеваний с повышенной утомляемостью, недостаточностью внимания и запоминания, интеллектуальная продуктивность различна в зависимости от соматического состояния.

в) общий инфантилизм который характеризовался задержкой физического и всех сфер психического созревания организма.

г) психоорганический синдром - состояние резидуально-органического генеза, развившееся после перенесенных инфекций и травм головного мозга.

Основным диагностическим критерием умственной отсталости считали количественную оценку интеллекта по стандартным психологическим тестам (интеллектуальный коэффициент - по критериям ВОЗ: легкая умственная отсталость - - 50-70; средней тяжести - - 35-50; резко выраженная - -20-35; глубокая -1^ меньше 20 [2, 6].

К выраженности негативных черт характера относятся патологическое развитие личности (дизонтогении) характеризующиеся дисгармоничностью склада эмоционально-волевых свойств при относительной сохранности

познавательных способностей (психопатия). Аномальность характера и личности в целом обнаруживалась при отсутствии границ начала и конца болезненных отклонений, проявляющихся, главным образом, в неустойчивости эмоционально-волевого реагирования.

В результате страдают приспособительные возможности индивидуума, и поведение его вступает в противоречие с требованиями общественной морали: человек страдает сам и заставляет страдать других. Присущие психопатической личности особенности тотальны и определяют весь ее психический облик. Акцентуации характера представляют собой хотя крайние, но варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Эти черты, как правило, характеризуются фрагментарностью и изолированностью.

Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств, однако все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, т.е. противоположные характеристики уравновешивают друг друга, чем создается сбалансированность, - это конкордантно-нормальная личность.

Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты проявляются более заостренно, т.е. личность не является полностью гармоничной, можно говорить об акцентуации личностных свойств, при которой те или иные заостренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Если человек сохраняет способность к адаптации в социальной среде, то это дискордантно-нормальная личность.

При этом адаптация дается ценою большего эмоционального напряжения, да и окружающие испытывают известные трудности в преодолении некоторых избыточных по степени выраженности тенденций, проявляющихся в реакциях и поведении данного лица. Ригидные личности проявляются трудно корригируемым субъективизмом, который приводит или к конфликту с окружением, или к уходу от контактов.

Более трудными акцентуациями считаются те, при которых в рамках одной личности сочетаются признаки, соотносящиеся с полярными свойствами нервной системы или противоположными типами реагирования. Так, сочетание характеристик, связанных одновременно и с ригидностью, и с лабильностью, или гипертимных и гипотимных черт, или повышенной тревожности при повышенной агрессивности, создает весьма противоречивый паттерн (рисунок) личности, значительно затрудняющий социальную адаптацию человека. Такое противоречивое сочетание нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта личности и выявляет предиспозицию к развитию разных физических недомоганий, т.е. психосоматических расстройств (гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, ишемической болезни миокарда, бронхиальной астмы, язвенной болезни, дискинезии желчного пузыря, экземы). Прогностически неблагоприятными для службы в оперативных и специальных подразделениях

ОВД являются выраженные акцентуации астенического, эмоционально-лабильного, неустойчивого, шизоидного, эпилептоидного и сензитивного типов.

Последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций проявлялись психоорганическим синдромом - состояние резидуально-органического генеза, развившиеся после перенесенных инфекций и травм головного мозга, характеризующиеся снижением памяти, тугоподвижностью мышления, нарушением высших корковых функций (пространственных представлений, праксиса, конструктивных способностей), церебрастеническими проявлениями.

В настоящее время наблюдается рост числа заболеваний, вызванных стрессом - посттравматические стрессовые расстройства. Это объясняется социальной напряженностью в стране: появившейся безработицей, постоянными задержками с выплатой зарплаты, неуверенностью в завтрашнем дне, участившимися на этой почве конфликтами с подчиненными, разгулом преступности, постоянными локальными войнами.

Травматический стресс и опыт, возникшие во время военных действий, являются одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к мирной жизни. После возвращения к мирной обстановке участник боевых действий нередко сталкивается с непониманием, сложностями в общении и профессиональном самоопределении, межличностными и семейными проблемами. На первичный стресс, полученный во время военных действий, часто накладывается вторичный, возникший по возвращению домой. Это состояние становится внутренней основой психологической и социальной дезадаптации. При этом участники чрезвычайных обстоятельств, несмотря на высокий риск ухудшения психического самочувствия, не склонны самостоятельно обращаться за помощью.

К группе проявления эмоционально - вегетативной неустойчивости нами были отнесены невротические реакции, неврозоподобные и невротические расстройства, аффективные расстройства. Аффективные нарушения включали симптомы: тревоги, страха (чувство тревоги, страха), повышенную раздражительность, аффективную лабильность, пониженное настроение, чувство довольства (эйфория), суточные колебания настроения, растерянность, ситуационно-мотивированный характер настроения (аффекта).

Нарушения психической активности характеризовались: повышенной истощаемостью, утомляемостью (чувством слабости), гиперактивностью (повышенной идеаторной и физической продуктивностью), снижением интересов, апатией, безразличием, двигательным или идеаторным возбуждением (психомоторным возбуждением), двигательной или идеаторной заторможенностью (психомоторной заторможенностью).

Основными симптомами нарушения сна были: расстройства засыпания, нарушение глубины и длительности ночного сна, расстройства пробуждения, сонливость.

Поведенческие и двигательные нарушения включали следующие

симптомы: фамильярность, сензитивность, ранимость, малообщительность, психический инфантилизм; элементарные двигательные расстройства (тики, заикания, писчий спазм и др.), навязчивые движения и действия, истерические припадки и параличи (в том числе афония и мутизм).

Особое внимание мы обращали на следующие неблагоприятные проявления:

- некоррегируемое (необъяснимое) бессмысленное упрямство, отсутствие эффекта от переубеждений или чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки;

- частые ссоры, конфликты с товарищами, близкими, немотивируемая грубость, злобность, пререкания или чрезмерная угодливость, слащавость, податливость;

- позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, демонстративность, истерическое поведение, выраженный эгоизм, эгоцентризм или самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, мысли о самоубийстве;

- явная неадекватность поведения даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность поведения или гипертрофированный педантизм;

- цинизм, развязность, бестактность, бравирование своей извращенностью или гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.

О нарушении мышления, внимания, памяти свидетельствовала такая симптоматика как обстоятельность мышления, ментизм, резонерство, навязчивости идеаторные (обсессии), повышенная отвлекаемость, гипомнезия на текущие и прошлые события.

Основными симптомами патологических тенденций и влечений являлись: расстройства влечений (повышенный аппетит, влечение к алкоголю, наркомании, дромомании, «философская интоксикация», патологические увлечения, стремление к самолечению и коррекции физических недостатков, гиперсексуальность, сексуальные перверзии), агрессивные тенденции, суицидальные тенденции, пониженный аппетит (анорексия).

Патологические ощущения и восприятия включали следующие симптомы: гиперестезия, локализованные витальные ощущения, сенестопатии, нарушения поверхностной чувствительности (гипостезии, гиперестезии), дереализация и деперсонализация.

При выявлении нервно-эмоциональной или вегетативной неустойчивости было обращено внимание на плохую переносимость жары, покраснение или побледнение лица даже при незначительном волнении, вестибулярные расстройства, колебания артериального давления, приступы тахикардии, гипергидроз, озноб, гипертермия, желудочно-кишечные расстройства, обильное потоотделение и диурез.

При повышенной эмоциональной возбудимости отмечались: яркие мимические реакции, особенно дистонторальных рефлексов (например, хоботкового рефлекса); выраженные пантомимика (жестикуляция), позные реакции, вплоть до скованности; сильный тремор (век, щек, рук, ног); заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация; в поведенческих реакциях отмечалась суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской, неадекватные эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции. Эти симптомы сопровождались тревогой, страхом, растерянностью, ухудшением результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий (помех); постоянным стремлением избегать эмоционально насыщенные ситуации в профессиональной или иной деятельности (роль зрителя).

Аддиктивные расстройства, формирующиеся в условиях ЧС, в значительной части случаев имеют отчетливую стрессогенную природу. По-видимому, в большинстве случаев формированию аддиктивных расстройств способствовали не столько продолжительность стрессов, сколько его дестабилизирующее воздействие на лиц с недостаточностью защитных механизмов в период их адаптации к условиям ЧС. Для другой части лиц, напротив, более патогенным оказалось пролонгированное стрессовое расстройство. Аддиктивное поведение является вторичным по отношению к стрессовому расстройству и до определенного момента выполняет защитно-приспособительную функцию, блокируя на время углубление стрессовой симптоматики, предупреждая запуск более тяжелых регистров.

Анализ приведенных выше данных позволяет сделать вывод, что для данной категории лиц характерны: неадекватная личностная мотивационная направленность, негативные личностные характеристики, высокая вероятность асоциальных, аутоагрессивных форм поведения, выраженные признаки социальной и психической дезадаптации, низкий уровень интеллектуального развития, высокая вероятность возникновения заболеваний. В связи с тем, что нарушение адаптации (отклоняющееся поведение и болезненные состояния) у этих лиц могут проявиться не только в экстремальных, но даже в штатных ситуациях, поэтому профессиональная деятельность в структурах МЧС у них может быть проблематичной.

Список использованной литературы

1. Бондарев С.С., Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений / С.С. Бондарев, В.М. Усков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. Москва: 2010. - Т. 9. -№ 2. - С. 420-426.

2. Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур /Ю.В.

Струк, С.С. Бондарев // Воронеж: изд-во ВГТУ, 2009. 154 с.

3. Усков В.М., Усков М.В. Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени / В.М. Усков, М.В. Усков // Вестник ВГТУ. 2010. - Т. 6. - № 5. - С. 23-26.

4. Усков В.М. Роль воспитания морально психологической готовности в идеологической работе со студентами / В.М. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов // Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела -2010. Материалы науч.-практ. конф., посвящённой 10-летию Института сестринского образования СПбГМУ им. И.П. Павлова. С.-Петербург, 2010. - С. 82.

5. Усков В.М. Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей / В.М. Усков, В.В. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов, Т.В. Любавская // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы II Всероссийской науч.-практ. Интернет-конференции с международным участием. ВИ ГПС МЧС России, Воронеж, 2011. - С. 79-80.

6. Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у сотрудников силовых структур / В.М. Усков, С.С. Бондарев, Ю.В. Струк, М.В. Усков, В.В. Усков, В.А. Сморчков //Воронеж: изд-во ВГТУ, 2013. - 135 с.

7. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций Сибирский медицинский журнал. 2011. Т. 26. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 262.

8. Теслинов И.В., Усков В.М., Усков М.В., Бучнев Г.В., Особенности психических соматогенных расстройств у больных соматическими заболеваниями Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26, Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 251-252.

9. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Состояние дезадаптации как ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.