Научная статья на тему 'Роль психической дезадаптации в формировании синдрома психических нарушений'

Роль психической дезадаптации в формировании синдрома психических нарушений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1076
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль психической дезадаптации в формировании синдрома психических нарушений»

(спецвыпуск Мйех - ISSE 2011), изд. ООО Информационно-аналитический центр «Новые технологии».

3. Нелинейная теория крыла и ее приложения [Текст] / Т.О. Аубакиров, С.М. Белоцерковский, А.И. Желанников и др. - Алматы: Гылым, 1997.

4. Распыление биодеструкторов вблизи плоскости раздела сред при помощи беспилотных летательных аппаратов [Текст] / О.В. Соловьев, С.М. Еременко, Н.В. Кобрина, О.А. Трухмаев // Экология и промышленность. - Х., 2014. - № 3. - С. 30-32.

5. Теоретические исследования процессов распыления химических или биологически активных компонентов в целях защиты окружающей среды с использованием БПЛА [Текст] / О.В. Соловьев, Н.В. Нечипорук, С.М. Еременко и др. // Открытые информационные и компьютерные интегрированные технологии. - Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», 2013. - Вып. 62. - С. 134-140.

РОЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

B.М. Усков, профессор, д.м.н.

C.Н. Шуткин, доцент, к.пед.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В наши дни в стране всё большее развитие получает принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. В качестве наиболее оптимальной методологии охраны в нем рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния.

Все больше сотрудников подразделений МЧС оказываются участниками экстремальных ситуаций. Поэтому существенно увеличилось и число лиц с психической дезадаптацией. Это требует организации активной системы психопрофилактики и эффективных мероприятий по медико-психологической реабилитации личного состава [1-6].

Целью рационального управления системой психологической помощи является поддержание оптимального уровня профессиональной адаптации и социально-психологического статуса, восстановление и поддержание работоспособности участников экстремальных ситуаций.

Социально-психологическая адаптация рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы. В процессе социально-психологической адаптации достигается соответствие социально одобряемого поведения и деятельности личности ее внутренней структуре: интересам, ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам и качествам.

Психическая адаптация человека рассматривается как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием и «содействием», порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них. Система психической адаптации постоянно находится в состоянии готовности к выполнению присущих ей функций. «Адекватно отреагировав» на воздействующий на нее фактор внешней среды, система возвращается к исходному состоянию оперативного покоя. В деятельности системы психической адаптации проявляется активность всех выделяемых П.К. Анохиным узловых механизмов целостных приспособительных актов, включая механизмы афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, разработки программы действия, формирования результатов действия, обратной афферентации о результатах действия и сличения смоделированного в акцепторе результата с реально полученным.

Адаптация - один из основных критериев разграничения нормы и патологии в психической деятельности человека. Понятие «адаптированность» (устойчивая адаптация) является синонимом «нормы», «здоровья». В психиатрии различают понятия «психическая адаптация» (приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды) и «трудовая (профессиональная) адаптация» (приспособление человека к определенным формам трудовой деятельности, характеру труда и условиям производства, способствующим улучшению его трудовой деятельности).

Психическая адаптация достигается во взаимодействии двух механизмов адаптации - аллопсихической адаптации и интрапсихической адаптации. Аллопсихическая адаптация реализуется без изменения потребностей и целей субъекта, путем активного воздействия на среду с целью ее реорганизации в желаемом направлении, либо ухода из неблагоприятной среды и дальнейшего поиска более оптимальных условий достижения цели. Интрапсихическая адаптация, не затрагивая среды и ограничиваясь пределами психической сферы, осуществляет реориентацию личности в отношении актуальной потребности с помощью психологических защит. Причем от успешности аллопсихической

адаптации зависит степень напряженности интрапсихических адаптационных процессов. Рассогласование эффективности различных аспектов адаптации носит временный характер. В дальнейшем они становятся сбалансированными либо на уровне эффективной, либо нарушенной адаптации в зависимости от успешности общего адаптационного процесса.

Психологическая адаптация (внутриличностный уровень), включающая в себя индивидуально-личностные (в том числе конституциональные) и интеллектуальные особенности, предполагает наличие определенного уровня развития личностных качеств и свойств интеллекта, лежащих в основе интегрированного социально одобряемого поведения. Внутриличностная адаптация выступает как сбалансированность внутренней структуры личности.

Социальная адаптация (поведенческий уровень - социальная успешность личности), предполагающая наличие определенной степени социализации личности (нормативность социальных установок), характеризующаяся ценностными ориентациями, направленностью личности, социальным статусом, социально-ролевыми структурами. Проявляется (в процессе деятельности и в коммуникативном процессе) в следующих сферах и отражает социальную успешность личности:

- профессиональная сфера (уровень профессиональной адаптации) и общественная деятельность;

- сфера семейных отношений;

- сфера неформальных отношений.

Социальная адаптация носит результирующий характер и представляет собой реализацию личностных ресурсов на поведенческом уровне в определенном социуме.

Необходимо дифференцировать понятия «адаптированность» и «адаптабельность» (адаптационные ресурсы). Под адаптированностью понимают имеющийся у индивида уровень приспособления к определенным условиям среды (другими словами, уровень адаптации).

Адаптабельностью называют субъективную предпосылку приспособления. Причем, адаптационные ресурсы не всегда характеризуют реальную степень адаптированности. Так, ограниченные адаптационные ресурсы могут не препятствовать социально-психологической адаптации акцентуированной личности в случае нахождения ею оптимальной «социальной ниши». Однако, в новых непривычных условиях степень социально-психологической адаптированности данного субъекта снизится (вплоть до дезадаптации) в связи с недостаточностью адаптационных ресурсов. В то же время у личности с достаточно высокими адаптационными ресурсами может возникнуть состояние дезадаптации в экстремальных условиях вследствие истощения адаптационных механизмов.

Уровни адаптации:

- эффективная адаптация - высокая степень адаптированности;

- неполная адаптация, неустойчивая адаптация - снижение степени

адаптированности в определенных социальных ситуациях;

- дезадаптация - нарушение адаптации.

Существующее понятие адаптированность предполагает адаптацию к чему-то, к конкретной среде.

Выделяют три большие группы реакций психической адаптации в зависимости от преобладания той или иной формы психической деятельности:

- гипердинамические, превалирует повышенная целесообразная, полностью критическая психическая активность в волевой сфере, вызванная определенными, в основном экзогенными, факторами;

- гиперпсихические - отмечается преобладание повышенной целесообразной эмоционально-мыслительной психической активности в ряду других психических процессов как способ адаптации к факторам среды;

- гиперфагические с вегетативной активацией - активация адекватных вегетативных проявлений, не выходящих за пределы физиологической нормы, и несколько повышенная потребность в пище.

На представленной схеме указаны общие уровни психической адаптации (нормы) и дезадаптации (патологии) начиная от состояния психического покоя до психотического уровня [7-9].

За счет адекватного усиления психической активности в той или иной форме поведение человека приходит к устойчивому функционированию, т.е. состоянию психической адаптации, или к психическому равновесию -гомеостазу. В дальнейшем при влиянии экзогенных или эндогенных факторов на психику человека вновь выявляется то или иное направление перечисленных выше реакций психической адаптации, возможны также их различные сочетания. При наиболее мощном воздействии факторов, как внешних, так и внутренних, когда уровень адекватности психического реагирования достигает зоны повышенного риска, происходит переход адаптивных реакций и состояний в зону психической дезадаптации. Первый уровень реакций психической дезадаптации - преклинический. Он характеризуется появлением в психическом статусе лишь отдельных клинических симптомов (нестабильных, парциальных, фрагментарных и носящих кратковременный характер). На преклиническом уровне реакции психической дезадаптации могут быстро нивелироваться, исчезать, возвращаться в зону психической адаптации - психической нормы. При продолжении патологического воздействия факторов среды происходит переход реакций психической дезадаптации на другой уровень - пограничный клинический, при котором клинические симптомы проявляются в полном, отчётливом, клинически отчерченном виде, однако ещё не достигающем синдромальной завершённости. И лишь при дальнейшем углублении реакций психической дезадаптации завершается формирование синдрома психических нарушений - это уже собственно донозологический уровень. На этом этапе ещё не обнаруживается нозологической очерченности психических расстройств, лишь при продолжении патологического экзо- и эндогенного воздействия возникает уже

более стабильное состояние психической дезадаптации, то есть нозологическая форма.

Существующие современные психотерапевтические школы едины в том, что целью психотерапии является повышение уровня адаптации личности в социуме и адаптивных возможностей в целом.

Переживания и поведение человека в экстремальных ситуациях давно находятся в центре внимания ученых - психологов. Изучение физиологических проявлений стресса в рамках адаптационного синдрома Селье получило достаточно расширительное понимание такого феномена как реакция на стресс. Ганс Селье, описывая состояния, развивающиеся под влиянием экстремальных ситуаций, отмечал влияние психологических факторов. На первой и второй фазах общего адаптационного синдрома по мнению Селье, наряду с физиологическими реакциями возникают психологические феномены тревоги и резистентности, сменяющиеся в третьей стадии преобладанием феномена общего истощения, психологического и физиологического спада. По данным Макса Люшера состояние фрустрированности манифестируется параллельно развивающимися и физиологическими и психологическими проявлениями. Целостность и преемственность разных уровней человеческого существа - его биологической базы и индивидуально личностных свойств особенно ярко проявляется в состоянии стресса.

Сталкиваясь с незапланированными ситуациями, вызывающими стресс, человек может утратить (частично или полностью) контроль рассудка над чувствами и непосредственными реакциями. Биологический фактор преломляется определенным образом не только в поведении и способе переживания человека, но и в его социальных установках, т.е. его физиология является базой, условием формирования и проявления личности на всех этапах человеческой жизни.

Еще в 30-е годы Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным (если не абсолютным) акцентом на модели социально желательной личности, не сбрасывали со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенности человека в формировании личности. Индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

Индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально - очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и

его характерологическую структуру, и наиболее высокие («вершинные») уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.

Список использованной литературы

1. Бондарев С.С., Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений / С.С. Бондарев, В.М. Усков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. М: 2010. - Т. 9. - № 2. -С. 420-426.

2. Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур /Ю.В. Струк, С.С. Бондарев // Воронеж: изд-во ВГТУ, 2009. 154 с.

3. Усков В.М., Усков М.В. Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени /

B.М. Усков, М.В. Усков // Вестник ВГТУ. 2010. - Т. 6. - № 5. - С. 23-26.

4. Усков В.М. Роль воспитания морально психологической готовности в идеологической работе со студентами / В.М. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов // Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела -2010. Материалы науч.-практ. конф., посвящённой 10-летию Института сестринского образования СПбГМУ им. И.П. Павлова. С.-Петербург, 2010. -

C. 82.

5. Усков В.М. Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей / В.М. Усков, В.В. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов, Т.В. Любавская // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы II Всероссийской науч.-практ. Интернет-конференции с международным участием. ВИ ГПС МЧС России, Воронеж, 2011. - С. 79-80.

6. Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у сотрудников силовых структур / В.М. Усков, С.С. Бондарев, Ю.В. Струк, М.В. Усков, В.В. Усков, В.А. Сморчков //Воронеж: изд-во ВГТУ, 2013. - 135 с.

7. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 262.

8. Теслинов И.В., Усков В.М., Усков М.В., Бучнев Г.В. Особенности психических соматогенных расстройств у больных соматическими заболеваниями Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. - Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 251-252.

9. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Состояние дезадаптации как ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. - Т. 26. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». - С. 261.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ исчезновения редких растений В ЗАКАЗНИКЕ «ХОЛОДНЫЙ КЛЮЧ»

А.С. Унженина, магистр Поволжский государственный технологический университет,

г. Йошкар-Ола

Сохранение и повышение биологического разнообразия является одной из глобальных экологических проблем. Актуальность ее возрастает в связи с усилением антропогенного влияния на природную среду, в том числе на редкие и исчезающие виды растений. В связи с ограниченным распространением необходимо изучение их в естественной природной среде. При исследовании рассматривалась территория заказника «Холодный ключ», целью работы было повышение видового разнообразия растений заказника.

Государственный природный биологический заказник «Холодный ключ» был образован постановлением Правительства Республики Марий Эл 2002 с целью сохранения, восстановления, изучения популяций редких видов растений. Заказник расположен в Мари-Турекском районе в лесном урочище «Холодный ключ» к югу от поселка Мари-Турек. Общая площадь заказника -123 гектара.

Для изучения растительного покрова заказника «Холодный ключ» мы использовали метод пробных искусственных площадок с геоботаническим описанием фитоценоза. Важной и ответственной частью полевого исследования был выбор места эксперимента. От удачного выбора местоположения зависят результаты конечных исследований.

На выбранной и отмеченной пробной площади с возможной для данных условий подробностью изучают все признаки фитоценоза и приступают к описанию пробной площадки.

Дается общая картина участка, указывающая, какие растения играют главную роль, какие являются второстепенными. Рекомендуется делать два описания аспекта: первое - при взгляде вдаль и второе - вблизи. Определяют все виды растений, входящие в состав растительного сообщества. Учет этого признака довольно прост - необходимо записать названия всех видов растений. При составлении списка первое время рекомендуется оставаться на одном месте (на углу пробной площадки) и начинать переписывать растения с тех видов, которые заметны в первую очередь. Затем нужно передвигаться по всем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.