ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Элементы ситуационного управления интегрированными системами безопасности учреждений ФСИН России
Для эффективной защиты объектов на всех уровнях интегрированные системы безопасности (ИСБ) объединяют в одну многофункциональную систему с единым пунктом управления. Это позволяет применять методы ситуационного управления для реализации комплекса мероприятий по противодействию различным видам угроз.
В соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, ИСБ объекта учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) представляет собой совокупность технических средств охраны и надзора (ТСОН) и программного обеспечения, объединенных в единую систему в целях обеспечения физической защиты объекта от внешних и внутренних источников опасности [1].
ИСБ предназначена обеспечивать:
- комплексную безопасность посредством ТСОН;
- контроль и управление доступом;
- сбор и обработку информации, получаемой от видеокамер;
- громкоговорящую и оперативно-диспетчерскую связь.
В состав ИСБ входят следующие подсистемы:
- охранно-тревожной сигнализации (СОТС);
- контроля и управления доступом (СКУД);
- охранного телевидения (СОТ);
- оперативно-диспетчерской связи (СОДС);
- громкоговорящей связи (СГГС).
Решения класса «Ситуационное
управление» не рассчитаны на применение на небольших объектах с малым количеством подсистем. На объектах малого и среднего масштаба в них просто нет необходимости. Область их применения - это крупные объекты регионального и федерального уровней, где ежедневно количество событий, классифицируемых как тревожные, измеряется сотнями и тысячами. Все они «атакуют» неожиданно, требуют незамедлительной реакции, и оператор оказывается буквально под перекрестным огнем. Держать в памяти все сценарии событий физически невозможно, к тому же большая часть ответных реакций регламентируется различными нормативными актами, законодательством, внутренними положениями. Вероятность критической ошибки возрастает. На сопоставление своих действий с регламентами и самопроверку у оператора
26
[email protected] www.or.fsin.su
ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
уходит время, а решение, даже абсолютно верное, но принятое с опозданием, может привести к значительным материальным потерям или даже к гибели.
Ситуационное управление ИСБ осуществляется на основе различных технологических решений и алгоритмов организации. При этом основные системные элементы построения осуществляют:
- сбор данных и обработку информации;
- анализ информации;
- хранение информации;
- безопасность и ограничение доступа;
- поддержку принятия решения;
- визуализацию данных.
Одной и важных задач ситуационного управления является сбор и накопление данных, отсортированных по конкретным признакам. Системный элемент сбора данных и обработки информации аккумулирует данные из различных источников (датчики охранно-пожарной сигнализации, извещатели, установленные на периметре и внутри учреждений, точки контроля доступа на локальных участках).
Для предоставления информации, необходимой для принятия решений, обычно приходится собирать данные из нескольких транзакционных баз различной структуры и содержания. Основная проблема при этом состоит в несогласованности этих источников, отсутствии единого подхода к методикам отбора данных. Решение этой задачи находится в интеграции данных. Данные, полученные из различных источников информации, унифицируются и передаются в систему поддержки принятия решений по единому протоколу. Для передачи информации в систему поддержки принятия решений необходимо проведение предварительной сортировки. Предварительная сортировка осуществ-
ляется при помощи ряда аналитических алгоритмов. Аналитический анализ данных выполняется с использованием оценочных критериев. Без выработки оценочных критериев процесс анализа данных может быть перегружен. Анализ информации выполняется с применением статистических и математических алгоритмов. Обработка данных направлена в том числе и на выразительное представление результатов для системы отображения.
Система хранения информации должна обеспечивать сохранение различных данных с предварительным обобщением поступающей информации, высокую надежность их сохранности, быстрый поиск и унифицированный доступ к базам по установленному протоколу.
«Системы поддержки принятия решений (СППР) используют определенные методики на основе моделей, алгоритмов, математических методов, позволяющих по принятым данным оценить значения искомых характеристик и параметров деятельности. Современные системы поддержки принятия решений представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач управления, которые являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения. С помощью СППР может производиться выбор решений для неструктурированных, слабо структурированных задач с большим количеством критериев оценки» [2].
При формировании сценариев действий существует возможность моделирования различных ситуаций для выработки оптимальных управленческих решений. Причем ситуации могут моделироваться как предварительно, до происшествия (для оценки уязвимости объекта и составления сцена-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018
27
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рия ситуационного управления), так и после него (для обеспечения эффективных действий по отработке происшествий). Функционал подсистемы моделирования ситуаций также может быть использован для тренировки операторов на примере случившихся происшествий.
Для облегчения работы оператора и освобождения его от рутинного процесса наблюдения существует возможность использовать методы видеоаналитики, которые позволяют возложить на оператора функцию принятия решений в сложных ситуациях, не поддающихся анализу под управлением ЭВМ. «Аналитическая подсистема должна применяться для решения оперативных и стратегических задач. В оперативном плане система должна выдавать прямые связи между событиями, например показывать оператору все тревожные группы, находящиеся в локации, близкой к происшествию, разворачивать видеокамеры по координатам происшествия, группировать несколько тревожных извещений от разных технических средств, расположенных на одной зоне охраны. Для решения стратегических задач должен использоваться статистический анализ и поиск корреляционных зависимостей в событиях, напрямую не связанных друг с другом» [3].
Одним из эффективных способов анализа развития критических ситуаций является ситуационное моделирование. Применение этого инструмента управления и поддержки принятия решений в системе безопасности позволяет анализировать различные тенденции развития ситуации, прогнозировать различные исходы реализации инцидентов при тех или иных управляющих воздействиях, а также проводить моделирование состояния безопасности
объекта на стратегическом и оперативном уровнях.
Каждая система безопасности обладает механизмами фиксирования событий, происходящих на объекте, но не каждая осуществляет регистрацию всех действий оператора в той или иной ситуации. Для последующего разбора произошедшего события и анализа действий, предпринятых оператором, необходимо протоколирование как факта выполнения или невыполнения требуемых действий, так и всех его переговоров по средствам связи. После детального анализа ситуации и всех действий оператора можно будет сделать выводы о профессиональной пригодности работника, а также при необходимости внести коррективы в сценарии предупреждения происшествий для более эффективной работы в дальнейшем.
Объединенная элементами система выполняет безусловные требования автоматического поведения для обеспечения безопасности объекта в различных ситуациях. В случае отвлечения оператора или невозможности выполнения им должностных обязанностей, например при неисправности органов управления, система должна совершить вспомогательные операции заданного сценария действий, не связанных с принятием решения.
Все происшествия, происходящие на объектах УИС, имеют разный уровень важности. Есть рядовые события (авторизированный проход через точку контроля доступа) и есть экстраординарные происшествия (сигнал тревоги рубежа обнаружения). Данные происшествия должны отрабатываться разными по компетенции и уровню ответственности должностными лицами.
Для наглядного понимания больших объемов числовой, статистической, гра-
28
[email protected] www.or.fsin.su
ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
фической и другой информации применяются системы визуализации данных, элементы которой обеспечивают их графическое представление и интерактивный визуальный анализ, что дает операторам (должностным лицам) дополнительные формы представления данных и широкие аналитические возможности.
Впервые возможности применения элементов ситуационного управления в УИС были продемонстрированы на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС» 28.05.2015 (г. Воронеж) на примере программного продукта «Синергет Ситуационный центр».
В октябре 2016 года смоделировано рабочее решение «Элементы ситуационного управления интегрированными системами безопасности учреждений ФСИН России» по интеграции систем безопасности «Синергет», «Пахра», «Микрос», эксплуатируемых на 40 % охраняемых объектов ФСИН России, которое затем было продемонстрировано в рамках международной выставки «Интерполитех-2016».
В 2016 году на безвозмездной основе организована опытная эксплуатация программного продукта на базе учреждений УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. К началу 2017 года в опытную эксплуатацию дополнительно включены еще три территориальных органа: УФСИН России по Ставропольскому краю, Тверской и Тульской областям.
Программный продукт позволил организовать в территориальных органах ФСИН России элемент ситуационного управления ИСБ учреждений УИС, который представляет собой систему отображения информации, принятия управленческих решений, анализа рабо-
тоспособности ИСБ учреждения УИС в реальном времени.
Контроль работоспособности ИСБ учреждений УИС осуществляется через интерфейс, который позволяет произвести мониторинг технического состояния ИСБ в режиме реального времени. Интерфейс позволяет наглядно, в виде диаграмм, увидеть процентное соотношение работоспособности как отдельного оборудования (видеокамер, изве-щателей, серверов, архивов и т. д.), так и всей системы в целом.
В ходе опытной эксплуатации будут выработаны единые технические подходы к реализации задач по созданию ситуационных центров в территориальных органах ФСИН России, сформулированы основополагающие принципы разработки единой системы «Ситуационное управление ИСБ УИС». В аппаратно-программном комплексе будут заложены современные информационные алгоритмы и элементы, направленные на повышение эффективности служебной деятельности учреждений УИС. Ф
УИТИОСВ ФСИН России
1. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Создание ситуационных центров для различных структур // Группа SBL : [сайт]. URL: http://sibl.ru/solutions/situatsionnyiy-tsentr.html (дата обращения: 13.09.2017).
3. Свистунов И. Ситуационный подход к управлению безопасностью объектов // Технологии защиты. 2015. № 5.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018
29