Научная статья на тему 'Элементы ситуационного управления интегрированнымисистемами безопасности учреждений ФСИН России'

Элементы ситуационного управления интегрированнымисистемами безопасности учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
225
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы ситуационного управления интегрированнымисистемами безопасности учреждений ФСИН России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Элементы ситуационного управления интегрированными системами безопасности учреждений ФСИН России

Для эффективной защиты объектов на всех уровнях интегрированные системы безопасности (ИСБ) объединяют в одну многофункциональную систему с единым пунктом управления. Это позволяет применять методы ситуационного управления для реализации комплекса мероприятий по противодействию различным видам угроз.

В соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, ИСБ объекта учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) представляет собой совокупность технических средств охраны и надзора (ТСОН) и программного обеспечения, объединенных в единую систему в целях обеспечения физической защиты объекта от внешних и внутренних источников опасности [1].

ИСБ предназначена обеспечивать:

- комплексную безопасность посредством ТСОН;

- контроль и управление доступом;

- сбор и обработку информации, получаемой от видеокамер;

- громкоговорящую и оперативно-диспетчерскую связь.

В состав ИСБ входят следующие подсистемы:

- охранно-тревожной сигнализации (СОТС);

- контроля и управления доступом (СКУД);

- охранного телевидения (СОТ);

- оперативно-диспетчерской связи (СОДС);

- громкоговорящей связи (СГГС).

Решения класса «Ситуационное

управление» не рассчитаны на применение на небольших объектах с малым количеством подсистем. На объектах малого и среднего масштаба в них просто нет необходимости. Область их применения - это крупные объекты регионального и федерального уровней, где ежедневно количество событий, классифицируемых как тревожные, измеряется сотнями и тысячами. Все они «атакуют» неожиданно, требуют незамедлительной реакции, и оператор оказывается буквально под перекрестным огнем. Держать в памяти все сценарии событий физически невозможно, к тому же большая часть ответных реакций регламентируется различными нормативными актами, законодательством, внутренними положениями. Вероятность критической ошибки возрастает. На сопоставление своих действий с регламентами и самопроверку у оператора

26

[email protected] www.or.fsin.su

ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

уходит время, а решение, даже абсолютно верное, но принятое с опозданием, может привести к значительным материальным потерям или даже к гибели.

Ситуационное управление ИСБ осуществляется на основе различных технологических решений и алгоритмов организации. При этом основные системные элементы построения осуществляют:

- сбор данных и обработку информации;

- анализ информации;

- хранение информации;

- безопасность и ограничение доступа;

- поддержку принятия решения;

- визуализацию данных.

Одной и важных задач ситуационного управления является сбор и накопление данных, отсортированных по конкретным признакам. Системный элемент сбора данных и обработки информации аккумулирует данные из различных источников (датчики охранно-пожарной сигнализации, извещатели, установленные на периметре и внутри учреждений, точки контроля доступа на локальных участках).

Для предоставления информации, необходимой для принятия решений, обычно приходится собирать данные из нескольких транзакционных баз различной структуры и содержания. Основная проблема при этом состоит в несогласованности этих источников, отсутствии единого подхода к методикам отбора данных. Решение этой задачи находится в интеграции данных. Данные, полученные из различных источников информации, унифицируются и передаются в систему поддержки принятия решений по единому протоколу. Для передачи информации в систему поддержки принятия решений необходимо проведение предварительной сортировки. Предварительная сортировка осуществ-

ляется при помощи ряда аналитических алгоритмов. Аналитический анализ данных выполняется с использованием оценочных критериев. Без выработки оценочных критериев процесс анализа данных может быть перегружен. Анализ информации выполняется с применением статистических и математических алгоритмов. Обработка данных направлена в том числе и на выразительное представление результатов для системы отображения.

Система хранения информации должна обеспечивать сохранение различных данных с предварительным обобщением поступающей информации, высокую надежность их сохранности, быстрый поиск и унифицированный доступ к базам по установленному протоколу.

«Системы поддержки принятия решений (СППР) используют определенные методики на основе моделей, алгоритмов, математических методов, позволяющих по принятым данным оценить значения искомых характеристик и параметров деятельности. Современные системы поддержки принятия решений представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач управления, которые являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения. С помощью СППР может производиться выбор решений для неструктурированных, слабо структурированных задач с большим количеством критериев оценки» [2].

При формировании сценариев действий существует возможность моделирования различных ситуаций для выработки оптимальных управленческих решений. Причем ситуации могут моделироваться как предварительно, до происшествия (для оценки уязвимости объекта и составления сцена-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

27

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

рия ситуационного управления), так и после него (для обеспечения эффективных действий по отработке происшествий). Функционал подсистемы моделирования ситуаций также может быть использован для тренировки операторов на примере случившихся происшествий.

Для облегчения работы оператора и освобождения его от рутинного процесса наблюдения существует возможность использовать методы видеоаналитики, которые позволяют возложить на оператора функцию принятия решений в сложных ситуациях, не поддающихся анализу под управлением ЭВМ. «Аналитическая подсистема должна применяться для решения оперативных и стратегических задач. В оперативном плане система должна выдавать прямые связи между событиями, например показывать оператору все тревожные группы, находящиеся в локации, близкой к происшествию, разворачивать видеокамеры по координатам происшествия, группировать несколько тревожных извещений от разных технических средств, расположенных на одной зоне охраны. Для решения стратегических задач должен использоваться статистический анализ и поиск корреляционных зависимостей в событиях, напрямую не связанных друг с другом» [3].

Одним из эффективных способов анализа развития критических ситуаций является ситуационное моделирование. Применение этого инструмента управления и поддержки принятия решений в системе безопасности позволяет анализировать различные тенденции развития ситуации, прогнозировать различные исходы реализации инцидентов при тех или иных управляющих воздействиях, а также проводить моделирование состояния безопасности

объекта на стратегическом и оперативном уровнях.

Каждая система безопасности обладает механизмами фиксирования событий, происходящих на объекте, но не каждая осуществляет регистрацию всех действий оператора в той или иной ситуации. Для последующего разбора произошедшего события и анализа действий, предпринятых оператором, необходимо протоколирование как факта выполнения или невыполнения требуемых действий, так и всех его переговоров по средствам связи. После детального анализа ситуации и всех действий оператора можно будет сделать выводы о профессиональной пригодности работника, а также при необходимости внести коррективы в сценарии предупреждения происшествий для более эффективной работы в дальнейшем.

Объединенная элементами система выполняет безусловные требования автоматического поведения для обеспечения безопасности объекта в различных ситуациях. В случае отвлечения оператора или невозможности выполнения им должностных обязанностей, например при неисправности органов управления, система должна совершить вспомогательные операции заданного сценария действий, не связанных с принятием решения.

Все происшествия, происходящие на объектах УИС, имеют разный уровень важности. Есть рядовые события (авторизированный проход через точку контроля доступа) и есть экстраординарные происшествия (сигнал тревоги рубежа обнаружения). Данные происшествия должны отрабатываться разными по компетенции и уровню ответственности должностными лицами.

Для наглядного понимания больших объемов числовой, статистической, гра-

28

[email protected] www.or.fsin.su

ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

фической и другой информации применяются системы визуализации данных, элементы которой обеспечивают их графическое представление и интерактивный визуальный анализ, что дает операторам (должностным лицам) дополнительные формы представления данных и широкие аналитические возможности.

Впервые возможности применения элементов ситуационного управления в УИС были продемонстрированы на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС» 28.05.2015 (г. Воронеж) на примере программного продукта «Синергет Ситуационный центр».

В октябре 2016 года смоделировано рабочее решение «Элементы ситуационного управления интегрированными системами безопасности учреждений ФСИН России» по интеграции систем безопасности «Синергет», «Пахра», «Микрос», эксплуатируемых на 40 % охраняемых объектов ФСИН России, которое затем было продемонстрировано в рамках международной выставки «Интерполитех-2016».

В 2016 году на безвозмездной основе организована опытная эксплуатация программного продукта на базе учреждений УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю. К началу 2017 года в опытную эксплуатацию дополнительно включены еще три территориальных органа: УФСИН России по Ставропольскому краю, Тверской и Тульской областям.

Программный продукт позволил организовать в территориальных органах ФСИН России элемент ситуационного управления ИСБ учреждений УИС, который представляет собой систему отображения информации, принятия управленческих решений, анализа рабо-

тоспособности ИСБ учреждения УИС в реальном времени.

Контроль работоспособности ИСБ учреждений УИС осуществляется через интерфейс, который позволяет произвести мониторинг технического состояния ИСБ в режиме реального времени. Интерфейс позволяет наглядно, в виде диаграмм, увидеть процентное соотношение работоспособности как отдельного оборудования (видеокамер, изве-щателей, серверов, архивов и т. д.), так и всей системы в целом.

В ходе опытной эксплуатации будут выработаны единые технические подходы к реализации задач по созданию ситуационных центров в территориальных органах ФСИН России, сформулированы основополагающие принципы разработки единой системы «Ситуационное управление ИСБ УИС». В аппаратно-программном комплексе будут заложены современные информационные алгоритмы и элементы, направленные на повышение эффективности служебной деятельности учреждений УИС. Ф

УИТИОСВ ФСИН России

1. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Создание ситуационных центров для различных структур // Группа SBL : [сайт]. URL: http://sibl.ru/solutions/situatsionnyiy-tsentr.html (дата обращения: 13.09.2017).

3. Свистунов И. Ситуационный подход к управлению безопасностью объектов // Технологии защиты. 2015. № 5.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.