ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Ю. БЕЛКИН инспектор по особым поручениям УРН ФСИН России,
капитан внутренней службы
технические средства надзора в исправительных учреждениях ФСИН России: правовые и организационные аспекты их использования
Одним из наиболее результативных методов повышения эффективности надзора за осужденными к лишению свободы является внедрение в деятельность исправительных учреждений ФСИН России систем аудиовизуального наблюдения, а также других перспективных технических средств охраны и надзора.
Вопросы применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях ФСИН России регламентируются статьей 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Эти средства применяются в целях предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Применение технических средств надзора и контроля существенно повышает их эффективность, поскольку позволяет контролировать поведение осужденных практически в любое время и вне зависимости от места их нахождения. Применение таких средств, как показывает практика, достаточно эффективно при осуществлении надзора и контроля за поведением осужденных в жилых помещениях, камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, на производственных объектах, при проведении массовых мероприятий.
Технические средства помогают предупреждать совершение осужденными проти-
воправных действий, не допускать получения ими запрещенных к хранению и использованию предметов, пресекать побеги осужденных.
В частности, технические средства применяются для охраны периметра исправительного учреждения, организации видеонаблюдения как на периметре, так и на внутренней территории ИУ, контроля управления доступом на отдельные объекты ИУ и т. п. Некоторые из применяемых технических средств могут быть травмоопасными. Поэтому закон обязывает администрацию исправительных учреждений под расписку уведомлять осужденных о применении средств надзора и контроля.
Технические средства применяются с учетом целей и задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, с соблюдением прав осужденных. Поэтому администрация исправительного учреждения не вправе произвольно выбирать технические средства и использовать их по собственному усмотрению. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На сегодняшний день таким нормативным правовым актом является приказ ФСИН России от 03.03.2005 № 38 «Об утверждении Перечня инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний». Вместе с тем в связи с достижениями современной
организация служебной деятельности
науки и техники и их постоянным совершенствованием закрепленный в вышеназванном приказе перечень нуждается в принципиальной переработке. В связи с этим в настоящее время в ФСИН России организована работа по подготовке проекта приказа Минюста России, регламентирующего перечень технических средств надзора и контроля, используемых в ИУ УИС.
В обновленный перечень технических средств надзора и контроля предполагается включить интегрированные системы безопасности (далее - ИСБ), системы идентификации личности, основанные на распознавании индивидуальных физических признаков человека, приборы и системы досмотра, подавления радио- и сотовой связи, портативные аудио-видеорегистраторы, средства электронного мониторинга осужденных к лишению свободы, в том числе электронные браслеты, и иные современные технические средства.
Применение средств электронного мониторинга позволит качественно улучшить контроль за поведением осужденных, находящихся за пределами ИУ повысить уровень профилактики побегов из-под надзора и своевременно реагировать на их совершение. Кроме того, использование технических средств электронного мониторинга в надзоре за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях (участках), проходящими лечение в учреждениях государственного (муниципального) здравоохранения, трудоустроенными на выездных объектах, а также другими осужденными, находящимися на законных основаниях за пределами ИУ, позволит высвободить часть сотрудников учреждений и использовать их для выполнения других задач, направленных на организацию режима и осуществление надзора в ИУ
Не подлежит сомнению, что ИСБ имеют большое значение в осуществлении надзора за осужденными в ИУ, в то же время следует отметить и проблемные вопросы, возникающие в ходе эксплуатации ИСБ, как общие, так и частные, встречающиеся при эксплуатации конкретных ИСБ:
■ видеокамеры не обеспечивают качественного изображения в условиях плохой видимости (ночью, во время дождя) и в определенных климатических условиях (температурный режим), что не позволяет персонифицировать личность нарушителя;
■ в базовые комплекты ИСБ «Тобол» и «Рубеж-08» не входят запирающие устройства (электромеханические замки) для содержания осужденных в запираемых помещениях (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, СУОН);
■ в базовой комплектации ИСБ «Пахра-М»:
- частый выход из строя пульта управления купольной видеокамерой;
- прием видеосигнала и вывод его на монитор оператора происходит с задержкой;
- недолгий срок службы (частый выход из строя) приемо-котрольных приборов ППКОП «П-501», обеспечивающих работу системы связи «младший инспектор - оператор поста видеонаблюдения»;
- малое количество поставляемых в комплекте электромеханических замков;
- периодически происходит сбой работы локальных серверов, пропадает связь между серверами, программное обеспечение требует доработки, отсутствует система громкоговорящей связи, отсутствует система записи телефонных переговоров;
■ в базовой комплектации ИСБ «Рубеж»:
- низкое качество изображения на мониторе оператора при передаче с платы видеоввода, низкая скорость ввода видеосигнала (3 кадра/с);
- отсутствует система громкоговорящей связи;
- недостаточное количество видеокамер и электромеханических замков;
- отсутствует система резервного копирования информации;
■ в ИСБ «Пахра-К» происходит частый сбой программного обеспечения системы видеонаблюдения, а стоимость ремонта ИСБ на заводе-изготовителе высока.
В соответствии с отчетными данными на 01.07.2014 в надзоре за осужденными использовалось 2803 комплекта телевизионных систем видеонаблюдения (АППГ - 2430) и 45 467 видеокамер (АППГ - 38 483).
В местах, где не установлены стационарные видеокамеры, дежурные смены в ходе несения службы используют 9168 портативных видеорегистраторов. Дополнительно в 2013 году для нужд дежурных смен исправительных учреждений ФСИН России закуплено 4667 комплектов видеорегистраторов, что позволило на 100% обеспечить выставляемые посты надзора за осужденными в ИУ В 2014 году ФСИН
[email protected] www.orfsin.ru
32
безопасность, режим и надзор
России заключен государственный контракт на дополнительную поставку для нужд ФСИН России 9500 комплектов портативных видеорегистраторов, 6601 из которых распределен для нужд отделов безопасности ИУ
В целях организации единого подхода к порядку использования сотрудниками дежурных смен ИУ портативных видеорегистраторов, а также повышения эффективности их использования во все территориальные органы ФСИН России направлены Типовая инструкция о порядке осуществления надзора на объектах (участках) учреждений УИС с применением портативных видеорегистраторов и Методические рекомендации о порядке применения носимых видеорегистраторов при несении службы сотрудниками дежурных смен исправительных учреждений, утвержденные заместителем директора ФСИН России.
Наиболее часто носимые видеорегистраторы используются при проведении следующих мероприятий:
- прием вновь прибывших в учреждение осужденных;
- наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, контроля выполнения ими требований Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205;
- проведение проверок наличия осужденных;
- в период несения службы в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в строгих условиях отбывания наказания;
- осуществление надзора за осужденными на выводных объектах;
- осуществление приема и сдачи дежурства дежурными сменами;
- проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России обысков и досмотров осужденных, их личных вещей и одежды, помещений жилых и произ-
водственных объектов, территорий жилых и производственных зон;
- фиксация незаконных действий лиц, нарушающих установленный порядок нахождения на режимной территории;
- осуществление сопровождения транспортных средств и контроля за их погрузкой и разгрузкой на территории учреждения;
- проведение свиданий, приема и выдачи передач, посылок и бандеролей;
- возникновение различных чрезвычайных происшествий.
Видеорегистраторы уже доказали свою эффективность в осуществлении надзора за осужденными. Записи, сделанные при помощи видеорегистратора, являются своего рода аудиовизуальным аргументом при составлении актов о нарушении осужденным установленного порядка отбывания наказания. Фото, сделанные с нужного фрагмента видеозаписи, прилагаются к актам и расставляют все точки над «1» - осужденные уже не решаются оспаривать очевидные факты того или иного нарушения.
Еще один немаловажный аспект использования видеорегистраторов заключается в том, что значительно повышается качество несения службы младшими инспекторами отделов безопасности учреждений - ведь просматривая записи, сделанные с помощью указанных видеоустройств, можно проанализировать правильность действий сотрудника в той или иной ситуации, оценить, насколько вежливо и корректно было его поведение в отношении осужденного.
В заключение стоит отметить, что в связи с проведением масштабных организационно-штатных мероприятий в ФСИН России, которые в значительной степени коснулись и подразделений безопасности, технические средства выходят на первый план в осуществлении надзора и контроля за осужденными. Однако не стоит сбрасывать со счетов и так называемый человеческий фактор, ведь только умелое и правильное обращение сотрудников ИУ с техническими средствами в конечном итоге позволит дать положительный результат. ^