Научная статья на тему 'Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС'

Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС»

Е. В. БАТИЩЕВА начальник отделения организации

учебной и учебно-методической работы учебного отдела ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС

На современном этапе реформирования УИС в число основных задач неизменно включаются обучение и воспитание специалистов качественно новой формации, сочетающих в себе высокий уровень фундаментальной теоретической подготовки и устойчивые практические навыки профессиональной деятельности в конкретных оперативно-служебных ситуациях. Сегодня от образовательных организаций ФСИН России требуется вооружить обучающихся не только теоретическими знаниями в области юриспруденции - с этой задачей может успешно справиться любой гражданский вуз, осуществляющий подготовку юристов. Для обеспечения нормального функционирования учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, сотрудникам, занимающим должности начальствующего состава, необходимо на высоком уровне выполнять служебные обязанности, свободно владея при этом новейшими техническими средствами, используемыми в УИС, уметь налаживать психологический контакт с различными категориями осужденных, а при необходимости - грамотно применять навыки самообороны, специальные средства, табельное оружие.

Не секрет, что уровень профессионализма выпускника определяется его умением свободно, без дополнительного доучивания применять теоретические знания в практической деятельности, а это требует максимального

приближения процесса обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, широкого использования комплексных занятий и учений, тренингов, деловых игр, внедрения компьютерных информационных технологий, технических имитационных комплексов, эффективного использования лабораторий, полигонов, учебных рабочих мест.

В связи с этим вытекает необходимость наличия в образовательных учреждениях учебно-материальной базы, соответствующей самым современным требованиям подготовки специалистов. Следует заметить, что большинство вузов, подведомственных ФСИН России, соответствуют данным условиям, поскольку располагают современной учебно-материальной базой, позволяющей организовывать проведение занятий в активной и интерактивной формах, с использованием в образовательном процессе технических средств, только поступающих на вооружение в учреждения, исполняющие наказания. Не является исключением и один из старейших вузов уголовно-исполнительной системы - Владимирский юридический институт ФСИН России.

С целью формирования профессиональных навыков, повышения качества подготовки специалистов для УИС посредством усиления практической направленности образовательного процесса, воссоздания обстановки, приближенной к реальным условиям будущей оперативно-служебной деятельности выпускников,

[email protected] www.orfsin.ru 46

на кафедрах института созданы учебные рабочие места специалистов различных категорий, оборудованные необходимыми специальными и техническими средствами.

В первую очередь речь идет о кафедрах, обеспечивающих реализацию закрепленной за вузом специализации.

Для отработки практических навыков осуществления оперативно-розыскной деятельности на базе кафедры организации оперативной работы создано учебное рабочее место «Кабинет оперативного работника уголовно-исполнительной системы», оборудованное системой видеонаблюдения, включающей в себя четыре видеокамеры, систему аудиоконтроля, видеорегистраторы, а также систему блокировки дверей и систему защитной акустики. Рабочее место оборудовано двумя компьютерами, осуществляется вывод информации на плазменную панель.

Четырьмя учебными рабочими местами располагает еще одна ведущая кафедра института - кафедра уголовно-исполнительного права. В целях подготовки специалистов для отделов охраны исправительных учреждений оборудовано учебное рабочее место сотрудника отдела охраны исправительных учреждений, включающее в себя учебно-тренировочный макет «Разрез внутренних и внешних запретных зон охраняемого объекта, нулевой рубеж обнаружения с противопобеговым козырьком, противопобеговое заграждение, экранное ограждение рубежа обнаружения, контрольно-следовые полосы, основное ограждение, маскировочное и противобросовое ограждение». Возможности этого учебного рабочего места позволяют эффективно отрабатывать практические навыки несения службы по обеспечению внутренней и внешней безопасности пенитенциарных учреждений

В ходе практических занятий по дисциплинам «организация режима и охраны в исправительных учреждениях» и «уголовно-исполнительное право» активно используется учебное рабочее место «Пост младшего инспектора отдела безопасности (режима) на посту у камер и карцеров», включающее в себя помещения, имитирующие карцер и камеру СИЗО (тюрьмы) для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Эти помещения обо-

рудованы видеокамерами и пунктом записи, охранной и тревожной сигнализацией. Благодаря использованию данного оборудования у обучающихся формируются необходимые для будущей профессиональной деятельности умения и навыки по проведению технических осмотров и обысков, пресечению чрезвычайных обстоятельств в камерах.

В соответствии с Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года для отработки практических навыков по обеспечению безопасности исправительных учреждений на базе кафедр уголовно-исполнительного права, а также специальной техники и информационных технологий оборудован учебный полигон, включающий два учебных рабочих места: «КПП по пропуску автотранспорта на режимную территорию» и «КПП по пропуску лиц на режимную территорию». Оснащенность современными техническими системами, имитирующими реальные условия службы в учреждениях УИС, позволяет эффективно использовать учебные рабочие места для отработки порядка пропуска лиц на режимную территорию и их выхода с охраняемого объекта, порядка досмотра лиц при заходе на режимную территорию, освобождения лиц из исправительного учреждения, действий часового и личного состава караула при чрезвычайных ситуациях.

Известно, что в 2012 году увеличилось количество преступлений, зарегистрированных в местах лишения свободы, возросло число случаев применения насилия в отношении сотрудников УИС при исполнении ими служебных обязанностей, а также прослеживалась тенденция к активизации противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности исправительных учреждений. С учетом этого большое значение придается умению сотрудников действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Для формирования таких умений и отработки соответствующих навыков во ВЮИ ФСИН России на базе кафедры физической подготовки создан полигон совершенствования боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве (в условиях исправительного учреждения), включающий в себя маломестную

47 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

камеру, кабинет начальника отряда, помещение медицинской части, т. е. те помещения, в которых велика вероятность захвата заложников, возникновения иных чрезвычайных ситуаций.

Анализ закрепления выпускников института в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы показывает, что многие из них (в первую очередь выпускники-девушки) замещают должности, непосредственно не связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, чего нельзя не учитывать при организации образовательного процесса. В этой связи с целью адаптации выпускников к службе в учреждениях уголовно-исполнительной системы на различных должностях начальствующего состава учебные рабочие места создаются и на других кафедрах института.

Так, кафедра специальной техники и информационных технологий располагает ситуационным центром с двумя учебными рабочими местами: оперативный дежурный по учреждению - оператор инженерно-технических средств охраны и надзора и оператор центрального пункта технического контроля и видеонаблюдения. Кроме того, на базе кафедры оборудовано учебное рабочее место оператора интегрированных систем безопасности.

На кафедре пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы оборудованы учебные рабочие места специалиста по социальной работе в УИС, пенитенциарного психолога, начальника отряда, а также комната воспитательной работы. Ресурсы этих учебных рабочих мест позволяют курсантам в рамках деловых и организационно-деятель-ностных игр составлять служебную доку-

ментацию, отрабатывать навыки проведения групповой тренинговой работы, осуществления консультативного процесса с клиентом (сотрудником УИС или осужденным), работы с компьютерной программой «Психометрик -эксперт». Это весьма своевременные и значимые навыки, поскольку, как свидетельствуют материалы коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», внедрение современной версии автоматизированной диагностической программы «Психометрик-эксперт» и базовых типовых программ психологической коррекции осужденных позволило увеличить до 93,5 % долю лиц, прошедших психодиагностическое обследование, и до 97,5 % - охваченных психокоррекционными мероприятиями.

Таким образом, использование учебных рабочих мест позволяет профессорско-преподавательскому составу института творчески организовать деятельность обучающихся, создать ситуации, максимально приближенные к реальной действительности, поиск выхода из которых потребует от курсантов (слушателей) владения методами анализа, сравнения, оценки, творческого поиска. Подобный подход к обучению способствует качественной подготовке действующих и будущих сотрудников УИС, формированию у них профессионального правосознания, устойчивых навыков, необходимых для самостоятельного осуществления служебной деятельности в различных подразделениях органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. ^

[email protected] www.orfsin.ru 48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.