Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ / THE ELEMENTS OF THE PROCESS OF PROOF / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / EVIDENCE / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY / НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / LEGAL PRACTICE REGARDING PROSECUTIONS FOR VIOLATION OF CUSTOMS REGULATIONS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян Карен Артемович

В статье рассмотрена структура процесса доказывания. Выделены особенности элемен- тов процесса доказывания по делам об административных правонарушениях, производ- ство по которым осуществляют должностные лица таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабаян Карен Артемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF PROOF PROCESS IN THE CASES OF CUSTOMS ADMINISTRATIVE OFFENSES

The article is about the structure of the process of proof. The article highlights the particular elements of the process of proof in the cases of administrative offenses, the production of which is within the competence of the customs authorities.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

К. а. Бабаян

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье рассмотрена структура процесса доказывания. Выделены особенности элементов процесса доказывания по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществляют должностные лица таможенных органов.

Ключевые слова: элементы процесса доказывания; доказательства; производство по делам об административных правонарушениях; нарушения таможенных правил; таможенный контроль; административно-юрисдикционная деятельность.

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является ключевым направлением административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Важнейшую роль в данном производстве играет процессуальное доказывание, которое является сложным процессом. Если в науке уголовного процесса и науке гражданского процесса проблемы собирания, исследования и оценки доказательств всегда были и остаются в центре внимания, то в производстве по делам об административных правонарушениях они не нашли всестороннего рассмотрения и не получили должной разработки.

Сложившаяся в теории уголовно-процессуального доказывания ситуация показывает, что этот процесс объединяет в себе практическую деятельность по производству процессуальных действий, направленных на собирание, фиксацию и исследование доказательств, и умственную, логическую деятельность, направленную на поиск доказательств, их критическую проверку и оценку. Обе стороны процесса доказывания необходимы, едины и могут разделяться лишь искусственно [1].

Целью процесса доказывания является получение достоверных знаний, которые позволяют сказать, что выводы по делу об административном правонарушении, призванные стать основой окончательного решения по делу, будут не только истинными, но и обоснованными, доказанными. Процесс доказывания включает в себя следующие элементы: 1) собирание доказательств; 2) закрепление (фиксацию) доказательств; 3) исследование доказательств; 4) оценку доказательств.

Процесс доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела обладает особенностями, связанными со спецификой административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Собирание доказательств является первичным элементом процесса доказывания, сущность которого в юридической литературе определяется по-разному. А. Р. Белкин характеризует собирание доказательств как комплексное понятие, включающее действия по обнаружению (розыску, поиску), получению, фиксации, изъятию и сохранению доказательств [2]. Однако данное определение включает в себя сразу все элементы процесса доказывания. В качестве общих признаков собирания доказательств такие ученые, как А. И. Винберг, А. М. Ларин, И. Б. Михайловская, М. С. Строгович, А. Р. Ратинов, С. А. Шейфер, П. А. Лупинская, выделяют их поиск, обнаружение и получение.

Специфика собирания доказательств по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, связана с проведением таможенного контроля. Согласно ст. 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) оформленные надлежащим образом результаты проведения таможенного контроля могут быть использованы в качестве доказательств при производстве по делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом общей юрисдикции, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, наряду с другими доказательствами, в соответствии с действующим процессуальным законодательством РФ.

Следует отметить, что результаты таможенного контроля приобретают статус доказательств после возбуждения дела об административном правонарушении. Оформленные надлежащим образом, они становятся доказательствами с момента приобщения к материалам дела на стадии возбуждения, в ходе административного расследования, при подготовке дела к рассмотрению, а также должны быть связаны с конкретным делом и устанавливать обстоятельства, для доказывания которых используются.

Рассмотрим собирание доказательств как совокупность активной и пассивной частей с позиции использования результатов таможенного контроля в доказывании по делам о нарушении таможенных правил. Активное собирание доказательств отличается от пассивного тем, что представляет собой комплекс действий, инициированных должностными лицами таможенных органов в ходе производства и направленных на поиск путей доказывания и отыскание неизвестных, но имеющих значение по делу сведений способами и средствами, установленными законом.

Активное собирание доказательств должностными лицами таможенных органов как субъектами доказывания обладает своей спецификой, оно предусматривает использование следующих форм таможенного контроля: 1) мотивированный запрос в письменной форме дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (ч. 3 ст. 111 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС); 2) устный опрос физических лиц, их представителей, представителей организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров (ст. 112 ТК ТС); 3) таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС); 4) таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС); 5) таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС); 6) личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС);

7) таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС, ст. 175 ФЗ № 311);

8) истребование у лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, пользующихся специальными упрощениями, а также пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, о совершении таможенных операций в рамках проверки системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС, ст. 177 ФЗ № 311); 9) таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС, ст. 178-185 ФЗ № 311). К способам и средствам активного формирования доказательственной базы необходимо также отнести проведение таможенной экспертизы и привлечение таможенными органами специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Пассивными способами собирания доказательств при проведении таможенного контроля являются: 1) проверка документов и сведений, представленных при

совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности и (или) правильности заполнения и (или) оформления документов (ст. 111 ТК ТС); 2) получение объяснений от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела (ст. 113 ТК ТС); 3) проведение проверки наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в предусмотренных законодательством случаях (ст. 118 ТК ТС); 4) учет товаров, находящихся под таможенным контролем и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий (ст. 120 ТК ТС, ст. 176 ФЗ № 311).

Следующим элементом процесса доказывания по делам об административных правонарушениях выступает фиксация доказательств, основными методами которой являются измерение, описание и моделирование [3]. Отличительной чертой процесса доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела являются большой объем и многообразие документооборота. В данной связи следует отметить, что порядок приобщения доказательств, представляемых участниками производства по делу в добровольном порядке, нормативно не урегулирован. В правоприменительной практике таможенных органов полученные таким образом доказательства приобщаются к материалам дела рапортом компетентного лица. При этом рапорт является внутренним документом, представляющим собой служебное сообщение, адресованное вышестоящему должностному лицу, и прямо не предусмотренным законодательством в качестве процессуального. Представляется, что в связи с открытым перечнем источников информации, имеющей доказательственное значение, рапорт должностного лица таможенного органа на основании ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) подлежит приобщению к материалам дела об административном правонарушении в качестве иного документа. К иным документам также следует отнести акт приема-передачи имущества (изъятых вещей и документов, обладающих доказательственным значением) на ответственное хранение, акт приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного органа и т. д.

Фиксация доказательств по делу об административном правонарушении включает в себя их изъятие и обеспечение сохранности. Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вопрос об изъятых вещах и документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. Хранение доказательств по делам о нарушении таможенных правил осуществляется в соответствии с приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1339. Особые требования предъявляются к хранению оружия и боеприпасов, драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них; объектов, имеющих культурную ценность; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, предусмотрено направление на переработку или процедура уничтожения. Изъятые документы подлежат копированию и последующему заверению ответственным

должностным лицом таможенного органа в соответствии с приказом ФТС России от 21.06.2011 № 1288.

Следует отметить, что при изъятии доказательств должны быть учтены их качественные характеристики, влияющие на возможность сохранения в течение длительного времени, и установлена принадлежность указанных предметов к вещам, подвергающимся быстрой порче. В ходе производства по делам о нарушении таможенных правил, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, нередко подлежат изъятию пищевые продукты, лекарственные средства, иные товары, подвергающиеся быстрой порче и требующие особых условий хранения. Скоропортящиеся товары в соответствии с п. 11 ст. 27.10 КоАП РФ и постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения» сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации подлежат уничтожению. Справедливым является замечание Б. В. Россинского, что законодатель, указав на необходимость хранения до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении образцов подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, не включил в приведенный перечень образцы иных изъятых вещей. Образцы таких вещей, учитывая их доказательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении с целью обеспечения возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз [4].

В целом процедуры сбора и фиксации доказательств зависят от обстоятельств совершения конкретных нарушений таможенных правил. Например, в процессе доказывания по делу о нарушении порядка перемещения товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, предусмотренном ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, необходимо зафиксировать направление движения транспортного средства перед его остановкой сотрудниками правоохранительных органов относительно пункта приписки, географических объектов, Государственной границы РФ или таможенной границы Таможенного союза, расположения таможенного поста, пограничной зоны и зоны таможенного контроля. Однако действующим законодательством применительно к административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов не предусмотрен необходимый для этого процессуальный инструмент.

Третьим элементом процесса доказывания по делам об административных правонарушениях выступает исследование доказательств. Оно представляет собой первооснову оценочного видения чего-либо. Никакая оценка не может обойтись без исследования (изучения) объекта [5]. Исследование и проверка доказательств обусловлены необходимостью выполнения уполномоченными должностными лицами задач производства, для этого требуется всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Вопрос о сущности исследования доказательств в юридической литературе является дискуссионным. М. С. Строгович писал о проверке доказательств, заключающейся в удостоверении их правильности и неправильности. При этом

в качестве способов проверки он называл исследование самого доказательства, отыскание новых доказательств, подкрепляющих или опровергающих это доказательство, сопоставление доказательства с другими имеющимися в деле доказательствами. Итогом проверки служит оценка доказательства [6]. Но в данном случае речь идет о сопоставлении одних доказательств по делу с другими.

С. С. Алексеев включает в исследование доказательств действия субъектов, направленные на выяснение их достоверности и достаточности. Для того чтобы доказательства могли выполнить свои функции (установить обстоятельства дела), они должны не только быть правильными, истинными (достоверными), но и в своей совокупности обеспечивать возможность достижения истины по делу, т. е. быть достаточными [7]. Существенным моментом исследования доказательств является их проверка, которая достигается путем критического рассмотрения каждого доказательства, выявления новых доказательств, сопоставления всех добытых по делу фактических данных.

Закономерности исследования доказательств по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, представляют собой частный случай общих закономерностей процесса познания объективной действительности и выражаются в следующем: 1) определении содержания процесса познания объектов окружающей действительности, несущих на себе следы административного правонарушения, с учетом особенностей таможенных правоотношений; 2) специфических условиях процесса доказывания, ограниченного процессуальными сроками; 3) основных субъектах доказывания, которыми являются должностные лица таможенных органов; 4) перечне исследуемых доказательств, расширенном за счет результатов проведения таможенного контроля;

5) особых методах исследования, в том числе включающих в себя проведение таможенной экспертизы, применение технических средств таможенного контроля;

6) цели исследования доказательств, совпадающей с целью доказывания: установление объективной истины по делу об административном правонарушении.

Заключительным элементом процесса доказывания является оценка доказательств, под которой в процессе доказывания понимают логический, мыслительный процесс определения роли и значения доказательств, полученных в ходе производства по делу, для установления истины. Обобщение взглядов ученых по вопросу содержания оценки доказательств позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой мыслительную деятельность преимущественно правоприменительных субъектов доказывания. Уполномоченные должностные лица, руководствуясь положениями действующего законодательства, рассматривают каждое доказательство в отдельности и всю совокупность доказательств, определяя их от-носимость, допустимость, достоверность и достаточность для выводов по делу, а также значение (силу) доказательств. При этом оценка доказательств включает в себя определение их достаточности как для принятия отдельных процессуальных решений, так и для принятия окончательного решения по делу. Рассматриваемый элемент процесса доказывания сочетается также с собиранием и фиксацией доказательств, но носит при этом предварительный характер.

Оценка доказательств производится с целью установления следующих обстоятельств: 1) наличия и характера связей между собранными по делу доказательствами; 2) значения данного доказательства и совокупности доказательств для установления истины по делу (является ли совокупность доказательств достаточным

основанием для признания доказанными тех или иных обстоятельств дела, для принятия процессуального решения по делу); 3) вариантов использования данного доказательства в дальнейшем доказывании.

Значение и направленность оценки доказательств зависят от того, в какой момент производства по делу такая оценка производится. При этом значение и направленность оценки доказательств определяются числом оцениваемых доказательств, полнотой оцениваемой информации, характером и важностью тех процессуальных решений, которые принимаются на основе результатов оценки. Указывая на необходимость оценки доказательств по внутреннему убеждению, законодатель делает акцент на субъективном факторе, который при всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности должен соответствовать объективной действительности [8]. При этом в отличие от уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 88 УПК РФ) в КоАП РФ отсутствует указание на необходимость оценки доказательств с точки зрения от-носимости, допустимости, достоверности, а также их достаточности для разрешения дела по существу. С учетом изложенного данное обстоятельство является существенным недостатком административно-процессуального законодательства, негативно влияющим на правоприменительную практику, в том числе в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Анализ приведенных теоретических и правовых положений позволяет сделать ряд выводов. Процесс доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является совокупностью производимых в установленном законодательством порядке собирания, фиксации, исследования и оценки доказательств с целью их использования для достоверного установления обстоятельств нарушения таможенных правил. Выделенные элементы процесса доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов обладают спецификой.

Отличительной особенностью собирании доказательств по делам о нарушении таможенных правил является применение форм таможенного контроля, которые условно подразделяются на активные и пассивные. Фиксация доказательств состоит в запечатлении в установленных законом формах фактических данных и их источников, имеющих значение для правильного разрешения дела; условий, средств и способов их обнаружения и закрепления. Как показал анализ теоретических источников, в части фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела существует ряд вопросов, требующих нормативного урегулирования. Исследование доказательств по делам о нарушении таможенных правил является совокупностью логических, эмпирических и процессуальных операций, непосредственным процессом изучения информации о фактах, полученных из законных средств доказывания должностными лицами таможенных органов и иными субъектами доказывания. Оценка доказательств является логическим, мыслительным процессом определения роли и значения имеющихся доказательств для установления объективной истины по делу. При этом в целях совершенствования правового регулирования процесса доказывания по делам об административных правонарушениях представляется необходимым законодательное закрепление критериев оценки доказательств.

Таким образом, с учетом приведенных аспектов административно-юрисдикци-онной деятельности таможенных органов и в связи с недостаточным регламентированием сбора, процессуального закрепления, исследования и оценки доказательств необходимы дальнейшие исследования, направленные на совершенствование нормативных положений, регулирующих процесс доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Использованные источники

1. Белкин А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2007. С. 77.

2. Белкин А. Р. Теория доказывания. Криминалистический и оперативно-розыскной аспект: дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2000.

3. Белкин Р. С. Криминалистика: краткая энциклопедия. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия». 1993.

4. Россинский Б. В. О необходимости уточнения некоторых положений КоАП России, связанных с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2004.

5. Новицкий В. А. Теория российского процессуального доказывания и правоприменения: монография. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

6. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1.

7. Алексеев С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: Норма, 2001.

8. Зубач А. В., Пятакова Е. А., Хомяков Л. Л. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 68.

о. В. круглова

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ДЕТАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье представлены результаты анализа уровней дифференциации ставок таможенных пошлин таможенных тарифов зарубежных стран и Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Особое внимание уделено значениям тарифных ставок, их описанию, классификации и удельному весу в общей структуре тарифа. Дана характеристика последних изменений Единого таможенного тарифа Таможенного союза после присоединения России к Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: таможенно-тарифная политика; таможенный тариф; таможенная пошлина; ставки пошлин; адвалорные ставки пошлин; тарифные пики; дифференциация ставок.

Таможенно-тарифное регулирование в настоящее время является важнейшим инструментом развития международной торговли. В связи с этим все большую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.