Правовое регулирование двух первых видов закреплено специальными нормами федеральных законов от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др., однако Федеральный закон о правоохранительной службе до настоящего времени так и не принят, в связи с чем нормы, регулирующие правоохранительную службу, находятся в относительно большом массиве нормативных правовых актов, что негативно сказывается на многих вопросах организации правоохранительной деятельности, в том числе и в области таможенного дела. Представляется крайне необходимым скорейшее принятие указанного закона.
Предложенные правовые меры и организационные мероприятия, рассмотренные в данной статье, направлены, таким образом, на совершенствование административной деятельности таможенных органов в сфере обеспечения общественной безопасности РФ.
Использованные источники
1. Агабалаев М. И., Воронов А. М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.М. Воронова. М.: Экономика, 2012. С. 59-60.
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
3. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
К. а. Бабаян
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к определению понятия «доказывание» в административной юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также отличительные признаки доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Ключевые слова: доказательственное право; теория доказательств (доказывания); доказывание; доказательства; административный процесс; таможенные правонарушения; производство по делам об административных правонарушениях.
Вопрос о содержании понятия «процессуальное доказывание» занимает одно из ключевых мест в административном процессе и в правоприменительной практике уполномоченных органов и их должностных лиц.
В теории административного процессуального права вопрос о содержании понятия «доказывание» является дискуссионным. Данное обстоятельство во многом обусловлено отсутствием легального определения понятия «доказывание» в производстве по делам об административных правонарушениях. Законодатель ограничился лишь перечислением задач производства по делам об административных правонарушениях в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, содержится в ст. 26.1 КоАП РФ. Анализ положений указанных статей КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении, перечисленных в действующем законодательстве, в таможенной сфере, производимое уполномоченными должностными лицами таможенных органов, основанное на принципах всесторонности, полноты, объективности, своевременности и законности, представляет собой одну из форм доказывания в административно-юрисдикционной деятельности.
Для того чтобы произвести всесторонний анализ теоретических подходов к определению доказывания в административно-юрисдикционной деятельности указанных субъектов, необходимо рассмотреть данную категорию с позиций философии и других теоретических наук, а также административного и других процессуальных отраслей права. Другими словами, следует рассмотреть доказывание как общетеоретическую и процессуально-правовую категорию.
Что касается содержания понятия «административно-процессуальное доказывание», полагаем целесообразным ознакомиться с взглядами ученых на соотношение понятий «доказательственное право» и «теория доказательств (доказывания)».
В юридической литературе нет единства мнений по наиболее существенным аспектам доказывания - сущности, субъектам и др. Вместе с тем основные положения теории судебного доказывания, разработанной в области гражданского и уголовного процессов, в равной степени применимы к сфере арбитражного судопроизводства, поскольку отражают принципиальные аспекты, связанные с деятельностью судов и лиц, участвующих в деле, по установлению фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. По мнению К. С. Юдельсона, под судебным доказыванием следует понимать деятельность субъектов процесса по установлению при помощи указанных законом процессуальных средств и способов объективной истинности наличия или отсутствия фактов, необходимых для разрешения спора между сторонами. В гражданском процессе существует также позиция, согласно которой доказывание представляет собой урегулированный нормами гражданского процессуального права процесс (путь) движения от вероятных суждений к истинному знанию, обеспечивающему вынесение законных и обоснованных судебных решений. Также есть мнение, согласно которому под судебным доказыванием в гражданском судопроизводстве следует понимать правомерную деятельность субъектов доказывания по определению, получению, исследованию и оценке юридически значимых сведений
о фактах, осуществляемую в предписанной законом форме, направленную на разрешение дела, вынесение законного и обоснованного акта судебной власти. В уголовном процессе существует точка зрения, согласно которой доказывание представляет собой процесс установления объективной истины по уголовному делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств [1].
Исторически сложилось, что административно-процессуальное доказывание является прерогативой суда, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что ранее отдельные разработки теории государства и права в области процессуального права не носили комплексного характера, сам термин «доказательственное право» использовался преимущественно советской уголовно-процессуальной наукой. В настоящее время публично-правовой характер административно-процессуального доказывания фактически закреплен нормами действующего законодательства.
С точки зрения философии доказывание относится к категориям познания и его видам, а также к категории истины как цели познания. В теории познания различают два уровня познавательной деятельности человека: обыденный (донаучный) и научный.
Обыденное познание («житейские знания») базируется на понятиях здравого смысла, практического знания, реализуемого в естественной жизни. Теория научного знания характеризует этот вид познавательной деятельности человека с помощью таких критериев, как внутренняя непротиворечивость, объективность и критикуемость, общезначимость и т. д. [2]. Относительно должностных лиц таможенных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, следует отметить, что в первом случае указанные лица должны иметь профессиональные навыки, во втором - процесс доказывания должен соответствовать интересам других субъектов - участников производства по делу.
В юридической литературе отмечается, что общую структуру познавательного процесса на уровне мышления составляют следующие элементы: познающее -орудие познания - познаваемое. При выделении в структуре мышления его элементов становится очевидным, что познавательный процесс человеческой деятельности имеет, прежде всего, материально-трудовой, практический характер. Во всякой деятельности должны быть субъект, объект, орудие действия. Развивая изложенные философские положения и переходя к административной юрис-дикционной деятельности таможенных органов, уточним, что познающим является правоприменительный субъект - в данном случае таможенные органы и их должностные лица; орудием познания - административно-процессуальное доказывание как особый вид познавательной деятельности, проводимое на основе процессуальных норм, закрепленных в действующем законодательстве; объектом познания выступает административное правонарушение в области таможенного дела.
В общей теории права выделяют три вида познания: научное, специальное и житейское. При этом познавательная деятельность, осуществляемая в рамках производства по делу об административном правонарушении, представляет собой специальный вид познания.
Традиционно принято считать, что доказывание - это процесс установления истины в судопроизводстве, ее познания и обоснования представлений о ее содержании [3]. Сущность этого процесса заключается в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств; в деятельностном аспекте он представляет собой единство познавательного и удостоверительного моментов. В теории доказательств также утвердилось представление о доказывании как о познании (непосредственном и опосредованном) события прошлого, осуществляемом уполномоченными лицами в особой процессуальной форме - путем собирания, проверки и оценки доказательств.
М. С. Строгович указывал на то, что «доказывание - это установление при помощи доказательств всех фактов, обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела... Иными словами, доказывание - это пользование доказательствами для выяснения обстоятельств уголовного дела». М. М. Гродзинский определял доказывание как «деятельность следственно-судебных и прокурорских органов по собиранию, закреплению и оценке доказательств». А. И. Трусов называет доказывание процессом установления фактов. По мнению И. Б. Михайловской, доказывание «представляет собой осуществляемую в соответствии с требованиями процессуального закона деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по собиранию, исследованию и оценке фактических данных об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу».
В теории доказывания, в правоприменительной деятельности (прежде всего, в уголовном, гражданском и административном процессе) процессуальное доказывание выступает как разновидность познания и может быть правильно понято лишь в свете теории отражения. Сам факт административного правонарушения отражается в окружающей обстановке и сознании людей в виде непосредственных и опосредованных отпечатков - следов административного правонарушения. Отражение на объектах окружающей обстановки, т. е. первичное его отражение, является объективной основой будущих доказательств [4]. Доказательства формируются в процессе вторичного отражения в результате восприятия этих следов человеком и закрепления их уполномоченным лицом в деле [5]. На основании изложенного в теории доказывания особое внимание уделено порядку собирания и надлежащего процессуального закрепления доказательств. Однако действующее законодательство не содержит отдельных правил собирания и процессуального оформления доказательств по делу, хотя такие пробелы имеются не только в административном процессе.
По мнению других ученых, для правоприменительной практики важными являются вопросы о завершающем этапе процессуального доказывания, об оценке доказательств (под ней понимается определение их достоверности, значение каждого доказательства и их совокупности).
Анализ действующего законодательства в других процессуальных отраслях права позволяет сделать следующие выводы. Легальное определение доказывания при производстве по уголовным делам содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ). Согласно ст. 85 УПК РФ доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) не содержит определения понятия «доказывание». В главе 7 АПК РФ подробно рассмотрены
данное понятие и виды доказательств, предъявляемые к ним требования, а также сам процесс доказывания. Анализ ст. 65 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что доказывание является обязанностью каждого лица, участвующего в деле, обосновать, подтвердить обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, путем представления доказательств суду. Аналогичным образом законодатель затрагивает вопрос доказывания в гражданском процессуальном законодательстве. В Гражданском процессуальном кодексе РФ раскрыто понятие «доказательство», перечислены виды доказательств, предъявляемые к ним требования, а также указана обязанность доказывания сторонами.
Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела имеет ряд особенностей, присущих данной сфере деятельности, а также признаков, совокупность которых составляет сущность понятия «доказывание».
Один из признаков доказывания по делам об административных правонарушениях - его субъектный состав. Действующим КоАП РФ определено, кто (какой орган) имеет право возбуждать дело об административном правонарушении (ст. 28.1-28.81 КоАП РФ), которых насчитывается свыше 80, и кто имеет право рассматривать (выносить постановление) дело об административном правонарушении (ст. 23.1-23.61 КоАП РФ), их свыше 60 субъектов. Все они обладают правами и обязанностями доказывания по делу об административном правонарушении [6].
В производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела субъектами доказывания являются таможенные органы и их должностные лица. Перечень должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание, детализирован приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 01.03.2012 № 368. Следует отметить, что статус субъектов доказывания по делам, возникающим из таможенных правоотношений, до настоящего времени не был объектом специального исследования ученых-процессуалистов.
Общие научные исследования специалистов в области административного процесса о субъектах доказывания по делам об административных правонарушениях проводились в рамках исследования статуса субъектов административного процесса, стадий административного процесса, административного принуждения, административно-правовых санкций. Наиболее детально изучено правовое положение субъектов процессуальной деятельности, в том числе субъектов доказывания в административном процессе [7].
Следующим признаком понятия «доказывание» в административной юрис-дикционной деятельности таможенных органов является совокупность административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов. В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. 16.2-16.24 КоАП РФ. Также согласно п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, 6.16, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ. В связи с этим
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013
отдельного внимания требуют вопросы доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, на стадии возбуждения дела, проведения административного расследования, а также на стадии рассмотрения дела.
Одним из отличительных признаков доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела являются общественные отношения, регулируемые таможенным правом. Согласно сложившемуся в общей теории права мнению правоотношение - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих юридических прав и обязанностей. Вопрос о содержании таможенных правоотношений рассматривался такими авторами, как И. В. Тимошенко, В. Г. Драганов, М. М. Рассолов, Н. Н. Косаренко и др. По мнению А. Н. Козырина, таможенные правоотношения - это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Согласно определению, данному А. Ф. Ноздрачевым, таможенные правоотношения - это общественные отношения, регулятором которых является исключительно таможенное право и которые непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Главная особенность таких правоотношений складывается в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Б. Н. Габричидзе определяет таможенные правоотношения как общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами. Для определения понятия «доказывание» в производстве по делам об административных правонарушениях представляются более полными определения таможенных правоотношений, данные А. Н. Козыриным и А. Ф. Ноздрачевым.
Отметим в качестве признака доказывания по делам об административных правонарушениях процессуальные сроки, в течение которых проводятся административное расследование и рассмотрение дела, порядок продления указанных сроков должностными лицами вышестоящих таможенных органов. Также необходимо акцентировать внимание на многообразии разновидностей процессуальных средств обнаружения и закрепления доказательств, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. В связи с этим следует подчеркнуть возможность получения доказательств в результате таможенного контроля товаров и транспортных средств до возбуждения дела об административном правонарушении, а также роль методических рекомендаций, направляемых ФТС России. Вследствие указанного обстоятельства очередной особенностью доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов является обширный перечень документов, содержащих сведения, имеющие доказательственное значение по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела представляет собой урегулированную нормами процессуального права познавательную деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляемую путем собирания, оценки
и процессуального закрепления доказательств в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Использованные источники
1. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон XXI, 2000.
2. Ильин В. В. Теория познания. М., 1993. С. 3.
3. Белкин А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005.
4. Васильев Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении: монография. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 8.
5. Шейфер С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма: учеб. пособие для вузов. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 6-9.
6. Васильев Ф. П., Виссаров А. В. Доказывание по некоторым категориям дел об административных правонарушениях. Чебоксары: Чувашский государственный институт им. И. Н. Ульянова, 2006. С. 7.
7. Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. М., 1973. С. 192.
В. Ю. Шерстобитов
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
В статье рассмотрены перспектива внедрения саморегулирования деятельности таможенных представителей, возможность создания административно-правового механизма взаимодействия таможенных органов и добросовестных таможенных представителей. Автор статьи, исследуя административно-правовой аспект внешнеэкономической деятельности, приходит к выводу, что саморегулирование в сфере таможенного дела является необходимым условием либерализации современной таможенной политики, а также способом снижения административно-правовых барьеров для участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: таможенный представитель; саморегулируемая организация; свидетельство; реестр; предпринимательская деятельность; административное право; таможенное право; взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД.
Одним из перспективных направлений административно-правового регулирования деятельности таможенных представителей является возможность принятия ими самостоятельных решений в рамках предпринимательской деятельности под контролем таможенных органов.
Однако саморегулирование в современной юридической науке является недостаточно изученным вопросом. Начало исследований в данной области определил Федеральный закон от 01.12.2007 № 315 «О саморегулируемых организациях» (далее - ФЗ № 315) [1]. Анализ научных публикаций по данной проблематике показал, что значительное место в этих трудах уделяется гражданско-правовым вопросам, касающимся института саморегулирования. Его административно-правовой аспект
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013