Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО / ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ (ДОКАЗЫВАНИЯ) / LAW OF EVIDENCE / PROOF THEORY / ДОКАЗЫВАНИЕ / PROVING / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / PROOF / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / LOW VIOLATION IN THE CUSTOM'S SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян Карен Артемович

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к определению понятия «доказывание» в административной юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также отличительные признаки доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабаян Карен Артемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROVING IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRE

The article is about the main theoretical approaches to definition of the concept «proof» in administrative jurisdictional activity of executive authorities and their officials. also distinctive signs of the proof in affairs production about administrative offenses in the field of customs affairs are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

Правовое регулирование двух первых видов закреплено специальными нормами федеральных законов от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др., однако Федеральный закон о правоохранительной службе до настоящего времени так и не принят, в связи с чем нормы, регулирующие правоохранительную службу, находятся в относительно большом массиве нормативных правовых актов, что негативно сказывается на многих вопросах организации правоохранительной деятельности, в том числе и в области таможенного дела. Представляется крайне необходимым скорейшее принятие указанного закона.

Предложенные правовые меры и организационные мероприятия, рассмотренные в данной статье, направлены, таким образом, на совершенствование административной деятельности таможенных органов в сфере обеспечения общественной безопасности РФ.

Использованные источники

1. Агабалаев М. И., Воронов А. М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.М. Воронова. М.: Экономика, 2012. С. 59-60.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

3. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

К. а. Бабаян

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к определению понятия «доказывание» в административной юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также отличительные признаки доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Ключевые слова: доказательственное право; теория доказательств (доказывания); доказывание; доказательства; административный процесс; таможенные правонарушения; производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о содержании понятия «процессуальное доказывание» занимает одно из ключевых мест в административном процессе и в правоприменительной практике уполномоченных органов и их должностных лиц.

В теории административного процессуального права вопрос о содержании понятия «доказывание» является дискуссионным. Данное обстоятельство во многом обусловлено отсутствием легального определения понятия «доказывание» в производстве по делам об административных правонарушениях. Законодатель ограничился лишь перечислением задач производства по делам об административных правонарушениях в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, содержится в ст. 26.1 КоАП РФ. Анализ положений указанных статей КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении, перечисленных в действующем законодательстве, в таможенной сфере, производимое уполномоченными должностными лицами таможенных органов, основанное на принципах всесторонности, полноты, объективности, своевременности и законности, представляет собой одну из форм доказывания в административно-юрисдикционной деятельности.

Для того чтобы произвести всесторонний анализ теоретических подходов к определению доказывания в административно-юрисдикционной деятельности указанных субъектов, необходимо рассмотреть данную категорию с позиций философии и других теоретических наук, а также административного и других процессуальных отраслей права. Другими словами, следует рассмотреть доказывание как общетеоретическую и процессуально-правовую категорию.

Что касается содержания понятия «административно-процессуальное доказывание», полагаем целесообразным ознакомиться с взглядами ученых на соотношение понятий «доказательственное право» и «теория доказательств (доказывания)».

В юридической литературе нет единства мнений по наиболее существенным аспектам доказывания - сущности, субъектам и др. Вместе с тем основные положения теории судебного доказывания, разработанной в области гражданского и уголовного процессов, в равной степени применимы к сфере арбитражного судопроизводства, поскольку отражают принципиальные аспекты, связанные с деятельностью судов и лиц, участвующих в деле, по установлению фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. По мнению К. С. Юдельсона, под судебным доказыванием следует понимать деятельность субъектов процесса по установлению при помощи указанных законом процессуальных средств и способов объективной истинности наличия или отсутствия фактов, необходимых для разрешения спора между сторонами. В гражданском процессе существует также позиция, согласно которой доказывание представляет собой урегулированный нормами гражданского процессуального права процесс (путь) движения от вероятных суждений к истинному знанию, обеспечивающему вынесение законных и обоснованных судебных решений. Также есть мнение, согласно которому под судебным доказыванием в гражданском судопроизводстве следует понимать правомерную деятельность субъектов доказывания по определению, получению, исследованию и оценке юридически значимых сведений

о фактах, осуществляемую в предписанной законом форме, направленную на разрешение дела, вынесение законного и обоснованного акта судебной власти. В уголовном процессе существует точка зрения, согласно которой доказывание представляет собой процесс установления объективной истины по уголовному делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств [1].

Исторически сложилось, что административно-процессуальное доказывание является прерогативой суда, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что ранее отдельные разработки теории государства и права в области процессуального права не носили комплексного характера, сам термин «доказательственное право» использовался преимущественно советской уголовно-процессуальной наукой. В настоящее время публично-правовой характер административно-процессуального доказывания фактически закреплен нормами действующего законодательства.

С точки зрения философии доказывание относится к категориям познания и его видам, а также к категории истины как цели познания. В теории познания различают два уровня познавательной деятельности человека: обыденный (донаучный) и научный.

Обыденное познание («житейские знания») базируется на понятиях здравого смысла, практического знания, реализуемого в естественной жизни. Теория научного знания характеризует этот вид познавательной деятельности человека с помощью таких критериев, как внутренняя непротиворечивость, объективность и критикуемость, общезначимость и т. д. [2]. Относительно должностных лиц таможенных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, следует отметить, что в первом случае указанные лица должны иметь профессиональные навыки, во втором - процесс доказывания должен соответствовать интересам других субъектов - участников производства по делу.

В юридической литературе отмечается, что общую структуру познавательного процесса на уровне мышления составляют следующие элементы: познающее -орудие познания - познаваемое. При выделении в структуре мышления его элементов становится очевидным, что познавательный процесс человеческой деятельности имеет, прежде всего, материально-трудовой, практический характер. Во всякой деятельности должны быть субъект, объект, орудие действия. Развивая изложенные философские положения и переходя к административной юрис-дикционной деятельности таможенных органов, уточним, что познающим является правоприменительный субъект - в данном случае таможенные органы и их должностные лица; орудием познания - административно-процессуальное доказывание как особый вид познавательной деятельности, проводимое на основе процессуальных норм, закрепленных в действующем законодательстве; объектом познания выступает административное правонарушение в области таможенного дела.

В общей теории права выделяют три вида познания: научное, специальное и житейское. При этом познавательная деятельность, осуществляемая в рамках производства по делу об административном правонарушении, представляет собой специальный вид познания.

Традиционно принято считать, что доказывание - это процесс установления истины в судопроизводстве, ее познания и обоснования представлений о ее содержании [3]. Сущность этого процесса заключается в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств; в деятельностном аспекте он представляет собой единство познавательного и удостоверительного моментов. В теории доказательств также утвердилось представление о доказывании как о познании (непосредственном и опосредованном) события прошлого, осуществляемом уполномоченными лицами в особой процессуальной форме - путем собирания, проверки и оценки доказательств.

М. С. Строгович указывал на то, что «доказывание - это установление при помощи доказательств всех фактов, обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела... Иными словами, доказывание - это пользование доказательствами для выяснения обстоятельств уголовного дела». М. М. Гродзинский определял доказывание как «деятельность следственно-судебных и прокурорских органов по собиранию, закреплению и оценке доказательств». А. И. Трусов называет доказывание процессом установления фактов. По мнению И. Б. Михайловской, доказывание «представляет собой осуществляемую в соответствии с требованиями процессуального закона деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по собиранию, исследованию и оценке фактических данных об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу».

В теории доказывания, в правоприменительной деятельности (прежде всего, в уголовном, гражданском и административном процессе) процессуальное доказывание выступает как разновидность познания и может быть правильно понято лишь в свете теории отражения. Сам факт административного правонарушения отражается в окружающей обстановке и сознании людей в виде непосредственных и опосредованных отпечатков - следов административного правонарушения. Отражение на объектах окружающей обстановки, т. е. первичное его отражение, является объективной основой будущих доказательств [4]. Доказательства формируются в процессе вторичного отражения в результате восприятия этих следов человеком и закрепления их уполномоченным лицом в деле [5]. На основании изложенного в теории доказывания особое внимание уделено порядку собирания и надлежащего процессуального закрепления доказательств. Однако действующее законодательство не содержит отдельных правил собирания и процессуального оформления доказательств по делу, хотя такие пробелы имеются не только в административном процессе.

По мнению других ученых, для правоприменительной практики важными являются вопросы о завершающем этапе процессуального доказывания, об оценке доказательств (под ней понимается определение их достоверности, значение каждого доказательства и их совокупности).

Анализ действующего законодательства в других процессуальных отраслях права позволяет сделать следующие выводы. Легальное определение доказывания при производстве по уголовным делам содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ). Согласно ст. 85 УПК РФ доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) не содержит определения понятия «доказывание». В главе 7 АПК РФ подробно рассмотрены

данное понятие и виды доказательств, предъявляемые к ним требования, а также сам процесс доказывания. Анализ ст. 65 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что доказывание является обязанностью каждого лица, участвующего в деле, обосновать, подтвердить обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, путем представления доказательств суду. Аналогичным образом законодатель затрагивает вопрос доказывания в гражданском процессуальном законодательстве. В Гражданском процессуальном кодексе РФ раскрыто понятие «доказательство», перечислены виды доказательств, предъявляемые к ним требования, а также указана обязанность доказывания сторонами.

Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела имеет ряд особенностей, присущих данной сфере деятельности, а также признаков, совокупность которых составляет сущность понятия «доказывание».

Один из признаков доказывания по делам об административных правонарушениях - его субъектный состав. Действующим КоАП РФ определено, кто (какой орган) имеет право возбуждать дело об административном правонарушении (ст. 28.1-28.81 КоАП РФ), которых насчитывается свыше 80, и кто имеет право рассматривать (выносить постановление) дело об административном правонарушении (ст. 23.1-23.61 КоАП РФ), их свыше 60 субъектов. Все они обладают правами и обязанностями доказывания по делу об административном правонарушении [6].

В производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела субъектами доказывания являются таможенные органы и их должностные лица. Перечень должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание, детализирован приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 01.03.2012 № 368. Следует отметить, что статус субъектов доказывания по делам, возникающим из таможенных правоотношений, до настоящего времени не был объектом специального исследования ученых-процессуалистов.

Общие научные исследования специалистов в области административного процесса о субъектах доказывания по делам об административных правонарушениях проводились в рамках исследования статуса субъектов административного процесса, стадий административного процесса, административного принуждения, административно-правовых санкций. Наиболее детально изучено правовое положение субъектов процессуальной деятельности, в том числе субъектов доказывания в административном процессе [7].

Следующим признаком понятия «доказывание» в административной юрис-дикционной деятельности таможенных органов является совокупность административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов. В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. 16.2-16.24 КоАП РФ. Также согласно п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, 6.16, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ. В связи с этим

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

отдельного внимания требуют вопросы доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, на стадии возбуждения дела, проведения административного расследования, а также на стадии рассмотрения дела.

Одним из отличительных признаков доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела являются общественные отношения, регулируемые таможенным правом. Согласно сложившемуся в общей теории права мнению правоотношение - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих юридических прав и обязанностей. Вопрос о содержании таможенных правоотношений рассматривался такими авторами, как И. В. Тимошенко, В. Г. Драганов, М. М. Рассолов, Н. Н. Косаренко и др. По мнению А. Н. Козырина, таможенные правоотношения - это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Согласно определению, данному А. Ф. Ноздрачевым, таможенные правоотношения - это общественные отношения, регулятором которых является исключительно таможенное право и которые непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Главная особенность таких правоотношений складывается в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Б. Н. Габричидзе определяет таможенные правоотношения как общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами. Для определения понятия «доказывание» в производстве по делам об административных правонарушениях представляются более полными определения таможенных правоотношений, данные А. Н. Козыриным и А. Ф. Ноздрачевым.

Отметим в качестве признака доказывания по делам об административных правонарушениях процессуальные сроки, в течение которых проводятся административное расследование и рассмотрение дела, порядок продления указанных сроков должностными лицами вышестоящих таможенных органов. Также необходимо акцентировать внимание на многообразии разновидностей процессуальных средств обнаружения и закрепления доказательств, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. В связи с этим следует подчеркнуть возможность получения доказательств в результате таможенного контроля товаров и транспортных средств до возбуждения дела об административном правонарушении, а также роль методических рекомендаций, направляемых ФТС России. Вследствие указанного обстоятельства очередной особенностью доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов является обширный перечень документов, содержащих сведения, имеющие доказательственное значение по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела представляет собой урегулированную нормами процессуального права познавательную деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляемую путем собирания, оценки

и процессуального закрепления доказательств в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Использованные источники

1. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон XXI, 2000.

2. Ильин В. В. Теория познания. М., 1993. С. 3.

3. Белкин А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005.

4. Васильев Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении: монография. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 8.

5. Шейфер С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма: учеб. пособие для вузов. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 6-9.

6. Васильев Ф. П., Виссаров А. В. Доказывание по некоторым категориям дел об административных правонарушениях. Чебоксары: Чувашский государственный институт им. И. Н. Ульянова, 2006. С. 7.

7. Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. М., 1973. С. 192.

В. Ю. Шерстобитов

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены перспектива внедрения саморегулирования деятельности таможенных представителей, возможность создания административно-правового механизма взаимодействия таможенных органов и добросовестных таможенных представителей. Автор статьи, исследуя административно-правовой аспект внешнеэкономической деятельности, приходит к выводу, что саморегулирование в сфере таможенного дела является необходимым условием либерализации современной таможенной политики, а также способом снижения административно-правовых барьеров для участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенный представитель; саморегулируемая организация; свидетельство; реестр; предпринимательская деятельность; административное право; таможенное право; взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД.

Одним из перспективных направлений административно-правового регулирования деятельности таможенных представителей является возможность принятия ими самостоятельных решений в рамках предпринимательской деятельности под контролем таможенных органов.

Однако саморегулирование в современной юридической науке является недостаточно изученным вопросом. Начало исследований в данной области определил Федеральный закон от 01.12.2007 № 315 «О саморегулируемых организациях» (далее - ФЗ № 315) [1]. Анализ научных публикаций по данной проблематике показал, что значительное место в этих трудах уделяется гражданско-правовым вопросам, касающимся института саморегулирования. Его административно-правовой аспект

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.