Научная статья на тему 'Элементы модели экономической безопасности современного вуза'

Элементы модели экономической безопасности современного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ПРОГРЕССУ / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / MODEL OF ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY / HIGHER EDUCATION / ECONOMIC INDEPENDENCE / STABILITY AND CONSTANCY / ABILITY OF SELF-DEVELOPMENT AND PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злоказова Юлия Валерьевна

В статье высшее образование рассматривается в качестве одного из факторов, обусловливающих экономическую безопасность государства. Составляющими системы высшего образования являются образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ подготовки специалистов для различных отраслей экономики. Проблемы их экономической деятельности изучаются в сопоставлении с прогнозом социально-экономических условий развития общества и возможностей повышения уровня экономической безопасности. Фокус изложения статьи сосредоточен на проблеме теневых экономических явлений системы высшего образования России и образовательных организаций высшего образования в частности. Вопросы экономической безопасности высшего образования и теневых явлений в образовательных организациях рассматриваются с учетом современных представлений отечественных и зарубежных исследователей. Проведенный анализ публикаций демонстрирует неоднозначность представлений ученых о сущности экономической безопасности, моделях ее структуры, критериях оценки. В статье представлена модель экономической безопасности образовательной организации высшего образования, содержащая критерии, показатели оценки внешних и внутренних угроз в сфере образовательной, научно-инновационной и финансово-хозяйственной деятельности вуза. Структура предложенной модели включает в себя следующие элементы: экономическую независимость, стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу. Содержание структурных элементов модели определено и описано на основе действующего законодательства с акцентом на возможных рисках возникновения теневых экономических явлений в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF OF ECONOMIC SECURITY MODEL OF A MODERN UNIVERSITY

In the article, higher education is seen as one of the factors that contribute to the economic security of the state. The system of higher education copmprises educational institutions, implementing educational programs of training of specialists for various sectors of economy. The problems of their economic activities are studied in comparison with the socio-economic conditions of society and the possibilities to increase the level of economic security. The article focuses on the issue of shadow economic phenomena of the higher education system of Russia in general and educational organizations of higher education in particular. Economic security of higher education and shadow phenomena in the educational organizations are explored in the context of modern concepts of domestic and foreign researchers. The undertaken analysis testifies to the ambiguity of views of scholars on the nature of economic security, models of its structure and evaluation criteria. The article presents a model of economic security of an educational organization of higher education, which contains criteria and evaluation parameters of external and internal threats in the field of educational, scientific innovational and economic-financial activity of the University. The structure of the model includes the following elements: economic independence, stability and resilience and ability of self-development and progress. The content of structural elements of the model is defined and described on the basis of existing legislation, with an accent on possible risks of shadow economic phenomena springing up in educational organizations of higher education.

Текст научной работы на тему «Элементы модели экономической безопасности современного вуза»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014.54:378.1

ББК Ч448к94 ГСНТИ 14.01.75 Код ВАК 08.00.05; 13.00.01

Злоказова Юлия Валерьевна,

адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский университет МВД России; 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1; e-mail: yuliazlokazova@yandex.ru.

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая безопасность; высшее образование; экономическая независимость; стабильность и устойчивость; способность к саморазвитию и прогрессу; модель экономической безопасности.

АННОТАЦИЯ. В статье высшее образование рассматривается в качестве одного из факторов, обусловливающих экономическую безопасность государства. Составляющими системы высшего образования являются образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ подготовки специалистов для различных отраслей экономики. Проблемы их экономической деятельности изучаются в сопоставлении с прогнозом социально-экономических условий развития общества и возможностей повышения уровня экономической безопасности. Фокус изложения статьи сосредоточен на проблеме теневых экономических явлений системы высшего образования России и образовательных организаций высшего образования в частности. Вопросы экономической безопасности высшего образования и теневых явлений в образовательных организациях рассматриваются с учетом современных представлений отечественных и зарубежных исследователей. Проведенный анализ публикаций демонстрирует неоднозначность представлений ученых о сущности экономической безопасности, моделях ее структуры, критериях оценки. В статье представлена модель экономической безопасности образовательной организации высшего образования, содержащая критерии, показатели оценки внешних и внутренних угроз в сфере образовательной, научно-инновационной и финансово-хозяйственной деятельности вуза. Структура предложенной модели включает в себя следующие элементы: экономическую независимость, стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу. Содержание структурных элементов модели определено и описано на основе действующего законодательства с акцентом на возможных рисках возникновения теневых экономических явлений в образовательной организации высшего образования.

Zlokazova Yulia Valerievna,

Adjunct of Department of Economic Security and Management of Socio-economic Processes, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia.

ELEMENTS OF OF ECONOMIC SECURITY MODEL OF A MODERN UNIVERSITY

KEYWORDS: economic security; higher education; economic independence; stability and constancy; ability of self-development and progress; model of economic security.

ABSTRACT. In the article, higher education is seen as one of the factors that contribute to the economic security of the state. The system of higher education copmprises educational institutions, implementing educational programs of training of specialists for various sectors of economy. The problems of their economic activities are studied in comparison with the socio-economic conditions of society and the possibilities to increase the level of economic security. The article focuses on the issue of shadow economic phenomena of the higher education system of Russia in general and educational organizations of higher education in particular. Economic security of higher education and shadow phenomena in the educational organizations are explored in the context of modern concepts of domestic and foreign researchers. The undertaken analysis testifies to the ambiguity of views of scholars on the nature of economic security, models of its structure and evaluation criteria. The article presents a model of economic security of an educational organization of higher education, which contains criteria and evaluation parameters of external and internal threats in the field of educational, scientific innovational and economic-financial activity of the University. The structure of the model includes the following elements: economic independence, stability and resilience and ability of self-development and progress. The content of structural elements of the model is defined and described on the basis of existing legislation, with an accent on possible risks of shadow economic phenomena springing up in educational organizations of higher education.

Э

кономическая безопасность госу- сов и ценностей, гармоничное, социально

дарства - это состояние экономи- направленное развитие страны в целом,

ки, гражданского общества и институтов достаточный экономический и оборонный

власти, при котором обеспечивается гаран- потенциал даже при наиболее неблагопри-

тированная защита национальных интере- ятных вариантах развития внутренних и

© Злоказова Ю. В., 2015

внешних процессов [9, с. 53]. К числу факторов, обусловливающих экономическую безопасность государства, традиционно относят высшее образование. Составляющими системы высшего образования являются образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ подготовки специалистов для различных отраслей экономики. Экономическая деятельность этих организаций выступает предметом анализа при оценке социально-экономических условий развития общества и возможностей повышения уровня экономической безопасности.

Проблема экономической безопасности высшего образования рассматривается в ряде научных исследований, среди которых выделяются труды А. Н. Малолетко, Г. А. Агаркова, С. Р. Демидова [8; 1; 5]. Проведенный нами анализ работ свидетельствует о неоднозначности представлений ученых о сущности экономической безопасности, моделей ее структуры, критериев оценки. Актуальность научного поиска, помимо этого, обуславливает проблема теневых экономических явлений в вузе, требующая своего практического решения в правоохранительном и правоприменительном аспектах. Для ее решения должна быть создана модель экономической безопасности образовательной организации высшего образования, содержащая критерии, показатели оценки внешних и внутренних экономических угроз в сфере образовательной, научно-инновационной и финансово-хозяйственной деятельности вуза. Контуры модели, учитывающей современные модели экономической безопасности организаций различных отраслей экономики, очерчиваются в данной статье.

Вслед за С. Р. Демидовым определим экономическую безопасность вуза как экономическую защищенность вуза и его структурных элементов от внешних и внутренних угроз, влияния деструктивных факторов, позволяющую сохранить его конкурентоспособность на определенную перспективу в каждый момент времени [5, с. 7]. Раскрывая содержание понятия «экономическая безопасность» применительно к деятельности образовательной организации, выделим три составляющие структуры этой безопасности: экономическую независимость, стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу. Опишем их в качестве параметров модели экономической безопасности современного российского вуза.

Экономическая независимость. В современных условиях любые формы внешнего централизованного планирования образовательной деятельности могут быть не-

эффективными как с позиции качества образовательных услуг, так и фундаментальной научной и прикладной деятельности вуза.

В настоящее время в России в соответствии с федеральными законами [14; 15] образовательные организации высшего образования разделены на три типа - казенные, бюджетные и автономные. Их сопоставление с точки зрения содержания и качества реализуемых образовательных программ, а также изучение мнения работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников свидетельствуют об эффективности деятельности.

Тип хозяйствования влияет на развитие образовательной организации, определяет базовые параметры ее функционирования. Казенные образовательные организации осуществляют свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов и получают финансирование на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах.

Имущество казенной образовательной организации закреплено за ней на праве оперативного управления. Организация распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, его назначением и заданиями учредителя и не вправе распоряжаться имуществом без согласия на то его собственника.

Бюджетная образовательная организация осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами и иными нормативными документами, согласно государственным заданиям, получая финансирование исходя из расчета установленных нормативов на обучающегося (некоторые расходы финансируются независимо от количества обучающихся). Кроме того, бюджетное образовательное учреждение имеет право получать дополнительный доход за счет оказания услуг, выполнения работ сверх норм государственного задания.

Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств собственника. Остальным имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, кроме совершения крупной сделки, которая должна быть одобрена учредителем.

Образовательная организация автономного типа осуществляет деятельность в соответствии с заданиями учредителя час-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 5

15

тично за плату либо бесплатно. Учредитель финансирует выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств учредителя, расходов на уплату налогов на указанное имущество, а также финансового обеспечения развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Автономная образовательная организация вправе распоряжаться имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ней или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества.

Обобщая, отметим, что экономическая независимость в наибольшей степени присуща автономным образовательным организациям. В то же время вузы этого типа хозяйствования более подвержены рискам возникновения теневых экономических явлений, вплоть до фальсификации образовательной деятельности. Экономическую независимость нельзя рассматривать как безусловный критерий экономической безопасности, поскольку существующие типы финансово-хозяйственной деятельности предусматривают разные формы реализации экономической независимости образовательной организацией. В то же время оценка независимости может применяться для вузов одного типа хозяйствования при выявлении уровня экономического неблагополучия, в том числе злоупотреблений и нарушений.

Экономическая стабильность и финансовая устойчивость вуза. В связи со значительными изменениями законодательства об образовании вопросы финансовой устойчивости вузов приобрели новое звучание.

Во-первых, бюджетные и казенные образовательные организации ориентированы на реализацию образовательных услуг необходимого качества, в том числе обучение специалистов для отраслей государственного сектора экономики. Тем самым приоритетные для государства виды направлений и специальностей подготовки получили целевое финансирование, а удовлетворение потребности в образовании

конкретного потребителя осуществляют автономные образовательные организации.

Во-вторых, качество реализации образовательных программ высшего образования связано с материально-технической базой вуза. Осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предполагает значительные материальные затраты (информационная образовательная среда, электронная библиотечная система, современное лабораторное оборудование, аппаратно-программное обеспечение).

В этих условиях обеспечение экономической безопасности вуза определяется степенью экономической стабильности и финансовой устойчивости вуза, реализующего образовательные программы подготовки специалистов. Можно предположить, что объем финансовых средств, затраченных на обеспечение образовательной программы, характеризует не только содержание, но и качество подготовки обучающихся.

Для оценки экономической стабильности и финансовой устойчивости вуза нужно учитывать методику оценки финансовой устойчивости коммерческих организаций. Это связано с тем, что образовательные организации высшего образования, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доход коммерческую деятельность, что позволяет нам применять существующие методы определения финансовой устойчивости к деятельности вузов в части оказания ими платных услуг.

Согласно теории экономического анализа, организация является финансово устойчивой, если она располагает достаточным количеством собственных средств в составе источников финансирования и эффективно их использует.

Способность к саморазвитию и прогрессу. В современном мире образовательная организация высшего образования -это научно-образовательный центр, работающий в нескольких областях и сферах деятельности, ориентированный на достижение общественных и собственных социально-экономических результатов. Перспективы развития образовательной организации нередко сочетаются с направлениями инновационного развития региональных отраслей экономики и во многом определяют его. Способность образовательной организации к прогрессивному развитию, успехи в образовательной и научной сфере вносят значительный вклад в разработку и внедрение наукоемких технологий в экономику. Стимулирование производства и научных достижений вузов и вовлечение в социально-экономическое развитие рос-

сийского общества не остается без внимания государства [12]. Интенсификация саморазвития реализуется, в том числе и путем конкуренции образовательных организаций высшего образования. Так, проект «5/100» ориентирован на вхождение к 2020 г. не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов [10;

11]. Условие участия в проекте - поэтапное достижение каждым из университетов ключевых показателей, определенных планом развития (дорожной картой). Сопутствующая цель предполагает не только повышение рейтинга российских вузов среди передовых университетов мира, но и повышение уровня преподавательской и научно-исследовательской деятельности, развитие всей сферы высшего образования.

Отсутствие перспектив развития для вуза отражается на фальсификации образовательной и научной деятельности, в конечном итоге свидетельствует о недостаточном научно-образовательном потенциале. Как правило, выпускники стагнирую-щих вузов не находят своего места в отраслях региональной экономики, занимают не соответствующие полученной квалификации должности либо меняют направление подготовки (специальность).

Таким образом, способность к саморазвитию и прогрессу - условие интеграции вуза в региональную и российскую экономику и в то же время детерминанта социально-экономического развития. Эффективная финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации стано-

вится, в свою очередь, катализатором этих процессов.

Заключение. Экономическая деятельность образовательной организации высшего образования в современных условиях не только оказывает влияние на качество реализации образовательных программ, но и определяет социально-экономическое развитие территории регионального масштаба.

Разработка инновационных проектов и технологий, постоянная модернизация производства на основе новых знаний становится основным производственным ресурсом и ведущим источником роста различных отраслей экономики.

Все это, а также конкурентные условия осуществления научно-образовательной деятельности вузом предъявляют определенные требования к его экономической безопасности. Индикаторами экономической безопасности образовательной организации можно считать экономическую независимость, экономическую стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу. В свою очередь, теневые экономические явления в вузе должны рассматриваться в совокупности индикаторов экономической безопасности.

Полагаем, что описанные в работе индикаторы могут найти содержательное наполнение в процессе анализа и сопоставления показателей финансово-хозяйственной деятельности вузов, моделирования рисков возникновения теневых экономических явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008.

2. Архипов А. С., Городецкий А. В., Михайлов Б. О. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / / Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38-45.

3. Бедный Б. И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры : моногр. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008.

4. Гринь М. А. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости / / Университетское управление. 2002. № 4 (23). С. 23-32.

5. Демидов С. Р. Экономическая безопасность высшего учебного заведения (вопросы теории, методологии и практики) : автореф. дис... д-ра экон. наук. М., 2006.

6. Злоказова Ю. В. Факторный анализ элементов модели экономической безопасности образовательной организации высшего образования / / Бизнес. Образование. Право : вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2015. № 1 (30). С. 70-75.

7. Левченко Л. В. Высшее профессиональное образование в системе экономической безопасности России / / Вопросы экономики и права. 2011. № 35. С. 205-210.

8. Малолетко А. Н. Концепция экономической безопасности развития системы высшего образования России : автореф. дис. . д-ра экон. наук / Моск. ун-т МВД Российской Федерации. М., 2009.

9. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: общий курс : учеб. / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М. : Дело, 2005.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно -образовательных центров». URL: http://base. garant.ru/70336756/.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 года № 2006-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime /doc/70150350/ ?prime.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 201S. № S

17

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 20l2 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://base.garant.ru/70l70946/#ixzzзK4Dn9XjM.

13. Указ Президента РФ «О государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» : № 537 от l2 мая 2009 г. // Российская газета. 2009. l9 мая. № 49l2.

14. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». URL: http:// base.garant.ru/l90l57/#ixzzзK4DOxZuq.

15. Федеральный закон от 8 мая 20l0 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». URL: http://base.garant.ru/l2l75589/#ixzzзK4CcKT6l2.

LITERATURE

16. Agarkov G. A. Tenevaya ekonomika regiona: modelirovanie, analiz, protivodeystvie / Pod red. A. I. Tatar-kina, A. A. Kuklina. Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2008. - 295 s.

17. Arkhipov A. S., Gorodetskiy A. V., Mikhaylov B. O. Ekonomicheskaya bezopasnost': otsenki, problemy, sposoby obespecheniya/A. S. Arkhipov, A. V. Gorodetskiy, B. O. Mikhaylov // Voprosy ekonomiki. - 1994. -№ l2.

s. 38-45.

18. Bednyy B. I., Mironos A. A. Podgotovka nauchnykh kadrov v vysshey shkole. Sostoyanie i tendentsii razvitiya aspirantury: Monografiya. Nizhniy Novgorod: Izd-vo NNGU, 2008. - 219 s.

19. Grin' M. A. Byudzhetirovanie vuza kak neobkhodimoe uslovie ego ekonomicheskoy ustoychivosti // Universitetskoe upravlenie. - 2002. - № 4(23). - S. 23-32.

20. Demidov S. R. Ekonomicheskaya bezopasnost' vysshego uchebnogo zavedeniya (voprosy teorii, metodologii i praktiki). avtoref. dis...dok. ekon. nauk. / S. R. Demidov. - M, 2006. 44 s.

21. Zlokazova Yu. V. Faktornyy analiz elementov modeli ekonomicheskoy bezopasnosti obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya / / Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. -20l5. -№ l (30). - S. 70-75.

22. Levchenko L. V. Vysshee professional'noe obrazovanie v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii/ L. V. Levchenko // Voprosy ekonomiki i prava. - 2011. -№ 35. - S. 205-210.

23. Maloletko A. N. Kontseptsiya ekonomicheskoy bezopasnosti razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora ekon. nauk / Moskovskiy universitet MVD Rossiyskoy Federatsii. - M.,2009. 59 s.

24. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchiy kurs: Uchebnik Pod red. V. K. Sen-chagova . 2-e izd. - M. : Delo,2005. - 896 s.

25. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot l6 marta 20l3 goda № 2ll «O merakh gosudarstvennoy podderzhki vedushchikh universitetov Rossiyskoy Federatsii v tselyakh povysheniya ikh konkurentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov». ssylka dostupa: http://base.garant.ru/70336756/

26. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 20l2 goda № 2006-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po razvitiyu vedushchikh universitetov, predusmatrivayushchikh povyshenie ikh konkurentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov». ssylka dostupa: http : / / www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/70150350/ ?prime

27. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 20l2 g. N 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki». ssylka dostupa: http://base.garant.ru/ 70l70946/#ixzz3K4Dn9XjM.

28. Ukaz Prezidenta RF «O Gosudarstvennoy strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» № 537 ot l2 maya 2009 g. // Rossiyskaya gazeta. - 2009. - 19 maya. - № 49l2.

29. Federal'nyy zakon ot 3 noyabrya 2006 g. N 174-FZ «Ob avtonomnykh uchrezhdeniyakh». ssylka dostupa: http://base.garant.ru/l90l57/#ixzz3K4DOxZuq.

30. Federal'nyy zakon ot 8 maya 2010 g. N 83-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy». ssylka dostupa: http://base.garant.ru/l2l75589/#ixzz3K4CcKT6l2.

Статью рекомендует канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.