Научная статья на тему 'Разработка механизма противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования'

Разработка механизма противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / УГРОЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / COUNTERACTION MECHANISM / HIGHER EDUCATION / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злоказова Юлия Валерьевна

Данной статье производится разработка механизма противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования Российской Федерации как элемента обеспечения экономической безопасности государства. Рассмотрены структура и составляющие элементов механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злоказова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a mechanism of counteraction to shadow economic phenomena in the system of higher education

The article works out a special mechanism of counteraction to shadow economic phenomena in the system of higher education of the Russian Federation as an element of ensuring economic security of the state. It considers the structure and the components of elements of the proposed mechanism.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014.54

ББК Ч448.4к94 ГСНТИ 06.71.45 Код ВАК 08.00.05

Злоказова Юлия Валерьевна,

адьюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. l; e-mail: [email protected].

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневая экономика; экономическая безопасность; образовательная организация; механизм противодействия; угрозы; высшее образование.

АННОТАЦИЯ. В данной статье производится разработка механизма противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования Российской Федерации как элемента обеспечения экономической безопасности государства. Рассмотрены структура и составляющие элементов механизма.

Zlokazova Yulia Valerievna,

Adjunct of Department of Economic Security and Management of Socio-economic Processes, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMIC PHENOMENA IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

KEY WORDS: shadow economy; economic security; educational organization; counteraction mechanism, threats, higher education.

ABSTRACT. The article works out a special mechanism of counteraction to shadow economic phenomena in the system of higher education of the Russian Federation as an element of ensuring economic security of the state. It considers the structure and the components of elements of the proposed mechanism.

Теневые экономические явления в последние годы стали практически неотъемлемой частью современной российской экономики образования [8, с. 205].

Важнейшим направлением борьбы с теневой экономикой в системе высшего образования должно быть ее предупреждение, которое можно представить, как «комплекс взаимосвязанных социально-экономических, политических, культурно-воспитательных мер, осуществляемых государственными, муниципальными органами, общественными формированиями и отдельными гражданами в целях противодействия преступности, преодоления причин, ее порождающих [5, с. 103].

Исследователи представляют процедуры предупреждения теневой экономики как многоуровневый механизм реализации государственных и общественных мер, направленных на устранение и нейтрализацию деструктивных факторов, угроз экономической стабильности [1, 2, 6,17,18].

Так, В. К. Сенчагов обозначает механизм оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов в сфере экономики как систему управленческих процедур, позволяющих государству эффективно поддерживать свою экономическую безопасность [13, с. 8оо].

А. А. Молдаванцев определяет механизм обеспечения экономической безопасности предприятия как специальную комплексную систему, которая должна представлять собой совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического, правового и технического характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных и потенциальных действий физических и юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям [и].

Обобщая представленные высказывания, определим механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере высшего образования как структурно взаимосвязанную систему организационных, правовых, экономических и других мер, направленных на устранение теневых явлений и профилактику их появления, и осуществляемых уполномоченными государственными органами и органами публичной власти.

Проведенный нами анализ работ свидетельствует о неоднозначности представлений ученых о структуре и составляющих элементов механизма противодействия теневым экономическим явлениям.

Опираясь на научные разработки А. А. Молдаванцева, А. Н. Литвиненко,

© Злоказова Ю. В., 2015

С. Ю. Ковтуновой [9], М. А Шевченко [18], опишем механизм противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования.

Механизм включает в себя следующие элементы: цели, задачи, субъект; объект; угрозы и источники угроз дестабилизации ситуации в системе высшего образования, принципы эффективного функционирования механизма, инструменты противодействия теневым экономическим явлениям.

1. Цель. Цель формируемого механизма заключается в защите интересов образовательных организаций высшего образования как элементов системы высшего образования от реальных или потенциально возможных негативных факторов, приводящих к экономическим правонарушениям.

2. Задачи. Основными задачами разрабатываемой системы являются:

- прогнозирование потенциально возможных угроз безопасности в сфере высшего образования;

- своевременное определение и отслеживание факторов, представляющих опасность для стабильной работы образовательных организаций;

- разработка мер по предотвращению, устранению угроз и минимизации последствий их воздействия;

- организация взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами для защиты интересов образовательной организации;

- совершенствование системы обеспечения экономической безопасности образовательных организаций высшего образования.

3. Субъект. Разделим субъекты по характеру (прямому или опосредованному) воздействия, определив две группы субъектов.

К первой группе субъектов относятся государственные органы и иные субъекты, непосредственно участвующие в организации деятельности и функционировании образовательных организаций высшего образования, осуществляющие функции по контролю и надзору за их деятельностью. К ним относятся Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Ро-собрнадзор), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное ак-кредитационное агентство в сфере образования» (ФГБУ «Росаккредагентство»), федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции учредителей образовательных организаций.

Ко второй группе субъектов, опосредованно участвующих в деятельности образо-

вательных организаций, действующих с целью защиты общественных отношений в сфере высшего образования, относятся правоохранительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Такие как органы внутренних дел, налоговые органы, суды, органы прокуратуры, Счётная палата Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

4. Объект. Объектом исследования являются образовательные организации высшего образования как хозяйствующие субъекты системы высшего образования, потенциально подверженные риску возникновения угроз экономической безопасности, в совокупности обуславливающих их социально-экономических факторов.

Объектом механизма в целом выступает устойчивое функционирование образовательных организаций высшего образования в текущем и перспективном периоде.

5. Угрозы и источники угроз. При разработке этого фактора мы полагали, что образовательная организация высшего образования функционирует в условиях постоянно меняющейся внешней среды и неустойчивых внутренних составляющих.

Наиболее вероятными угрозами дестабилизации ситуации в системе высшего образования Российской Федерации, на пресечение которых должна быть направлена деятельность субъекта, являются:

- увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;

- недостаточное финансирование образовательных организаций, сокращение государственных расходов на образование;

- низкий уровень социальной защищенности профессорско-преподавательского и педагогического состава;

- недостатки в правовом регулировании, обуславливающие риски функционирования образовательных организаций;

- снижение научного потенциала, отсутствие последовательной инновационной политики;

- изменение организационно-правовой формы бюджетных образовательных организаций;

- низкое качество образовательной деятельности;

- коррупция, теневые явления в сфере высшего образования и др.

Источники угроз дестабилизации ситуации в системе высшего образования:

- негативные процессы в российской экономике;

- неравномерное социально-экономическое развитие регионов России;

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 2

131

- криминализация общества и хозяйственной деятельности;

- последствия демографических кризисов;

- коммерциализация высшего образования,

- деятельность субъектов теневой экономики;

- сокращение государственных социальных программ.

6. Принципы эффективного функционирования. Изучение реальных и потенциальных угроз дестабилизации ситуации в сфере высшего образования позволяет нам сформулировать основные принципы эффективного функционирования механизма противодействия теневым экономическим явлениям в сфере высшего образования. К ним относятся: принцип законности, принцип рациональности, принцип публичности и открытости деятельности органов государственной и публичной власти, принцип неотвратимости ответственности, принцип комплексного применения всего спектра мер противодействия теневой экономике, принцип действия на опережение, означающий, что меры по дете-невизации сферы высшего образования должны иметь упредительный характер [16].

7. Инструменты. К инструментам противодействия теневым экономическим явлениям в высшем образовании относятся: административные, экономические, институциональные инструменты [12]. Административные инструменты могут быть разделены на меры запрета, разрешения, принуждения. К экономическим инструментам относятся меры, применяемые государственными органами, учредителями образо-

вательной организации и иными субъектами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, которые определяют финансово-хозяйственную деятельность. К институциональным инструментам относим: этические, культурные, психологические, организационные нормы, обычаи и традиции [8]. Представленные группы инструментов используются на разных уровнях - самой образовательной организацией, на региональном и федеральном уровнях.

Заключение. Анализ современных представлений о предупреждении теневых экономических явлений свидетельствует о том, что они нередко предусматривают организацию противодействия в отрыве от мероприятий обеспечения экономической безопасности образовательной организации, а также взаимодействия с правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью. Этим обусловлена наша позиция в моделировании системы обеспечения экономической безопасности образовательной организации высшего образования и механизма противодействия теневым экономическим явлениям. Его составляющие - цели; задачи; субъект; объект; угрозы и источники угроз дестабилизации ситуации в системе высшего образования; принципы эффективного функционирования механизма; инструменты противодействия теневым экономическим явлениям.

Полагаем, что дальнейшие научные исследования могут быть направлены на уточнение с\бъе кт-объе ктн ых взаимодействий, разработку методов прогнозирования угроз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.

2. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / Под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Архипов А. С., Городецкий А. В., Михайлов Б. О. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994- N° 12. С. 38-45.

4. Блинов Н. М. Экономическая безопасность центра и регионов // Общественные науки. 1996. № 2.

С. 335. Воронин Ю. А. Введение в криминологию: курс лекций. М., 2008..

6. Демидов С. Р. Экономическая безопасность высшего учебного заведения (вопросы теории, методологии и практики) : автореф. дис.... д-ра экон. наук. М, 2006.

7. Левченко Л. В. Высшее профессиональное образование в системе экономической безопасности России // Вопросы экономики и права. 2011. № 35. С. 205-210.

8. Леонтьева Э. О., Лидзарь Т. А., Фетисова Е. Н. Коррупция в структуре неформального пространства вуза: вопросы теории и методологии // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 1. С. 205-214.

9. Литвиненко А. Н., Ковтунова С. Ю. Разработка типовой структуры механизма обеспечения экономической безопасности предприятия при взаимодействии с органами внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4. С. 137-144.

10. Малолетко А. Н. Концепция экономической безопасности развития системы высшего образования России : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2009.

11. Молдаванцев А. А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: дис.... канд. экон. наук: М., 2004.

12. Островский О. Б. Механизм противодействия теневым экономическим явлениям на потребительском рынке в системе обеспечения экономической безопасности государства : дис. ... канд. экон. наук: СПб., 2005.

13. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.

14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://base.garant.ru/70170946/#ixzz;jl<4l )п<)Х]М.

15. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» № 537 от 12 мая 2009 г. // Российская газета. 2009.19 мая. № 491216. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ссылка доступа: http://base.garant.ru/i2i64203/.

17. Черемисина Н. В. Статистическое измерение теневой экономики: региональный аспект : автореф. ... д-ра экон. наук. Самара, 2007.

18. Шевченко М. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. 2000. № 2. С. 27-33.

Статью рекомендует д-р филол. наук, профессор А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.