5 Яковенко. А.С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса. / / «Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика». М.: 29.04.2010. № 3/3(134). С. 16.
6 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 163-Ф3 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
7Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 121-Ф3 г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
8 Проверки, проводимые Росфинмониторингом. Материалы сайта: http://innm.clan.su/publ/32-1-0-163
9 Бондарев Е.М., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
10 Яковенко А.С. Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса. / / «Банковское обозрение. Банки. Финансы. Экономика« М.: 29.04.2010. № 3/3(134). С. 16-17.
11 Смыслов П.А., Смыслов А.Г. «Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки правил внутреннего контроля«. Материалы сайта:www.smyslovy.ru. (Дата обращения 14.09.2010 г.)
УДК 338.24
А.Н.Литвиненко*, С.Ю. Ковтунова**
Разработка типовой структуры механизма обеспечения
экономической безопасности предприятия
при взаимодействии с органами внутренних дел
В данной статье рассматривается разработка и анализ механизма обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов совместно с органами внутренних дел, начиная от факторов, способствующих активизации угроз экономической безопасности предпринимательства, до выработки мер предотвращения возможных угроз. Также раскрыта концепция формирования и функционирования механизма экономической безопасности предприятия и определена его структура.
Ключевые слова: предприятие, экономическая безопасность, органы внутренних дел, механизм, взаимодействие.
Litvinenko*, S.Y. Kovtunova**. Working out of typical structure of the mechanism of maintenance of economic safety of the enterprise at interaction with law-enforcement bodies. This article describes the development and analysis of security mechanism of economic entities with agencies of the interior, ranging from factors that contribute to enhancing economic security threats to businesses, to develop measures to prevent possible threats. Also the concept of formation and functioning of the mechanism of economic security is introduced in the article, and its structure is determined.
Keywords: enterprise, economic security, internal affairs, mechanism, cooperation.
Сложившаяся в России экономическая ситуация и существующие особенности развития хозяйствующих субъектов, функционирующих на её территории, диктуют необходимость углублённого изучения проблемы обеспечения экономической безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность предприятия — это важнейшая характеристика функционирования всей экономической системы и жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, выражающаяся в готовности институтов государства и общества успешно противодействовать внешним и внутренним угрозам стабильности ситуации в рамках обеспечения устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов1.
Условия для существования предприятий на современном этапе развития очень сложны, что связано с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией и другими колебаниями на макроуровне, а также с рядом особых факторов, способствующих активизации угроз экономической безопасности предпринимательства. Среди таких факторов можно выделить:
* Литвиненко, Aлександр Николаевич, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук. Aдрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, тел. 744 70 б8.
** Ковтунова, Светлана Юрьевна. Aдъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России, 1 курса Факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05. Управление народным хозяйством (экономическая безопасность). Aдрес: Россия, г. Санкт-Петербургу, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, тел. 744 70 б8.
* Litvinenko, Alexander Nikolaevich, colonel, professor of economy and socially-economic processes management cathedral of the St.-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of economical science. Russia, St.-Petersburg, str. Pilot Piljutov, 1. Ph. 744 70 б8. [email protected].
** Kovtunova, Svetlana Yurievna Post-graduated faculty student of the St-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia 1 course of faculty of preparation of scientific and scientifically-pedagogical shots on competition of a scientific degree of candidate of economical science on a specialty 08.00.05. Management of a national economy (economic security). Russia, St.-Petersburg, str. Pilot Piljutov, 1. Ph. 744 70 б8.
Статья поступила в редакцию 22 октября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
несовершенство законодательной базы в области регулирования предпринимательской деятельности; отсутствие единой политики действий правоохранительных органов; значительная монополизация рынка и нарастание конкурентной борьбы отечественных и зарубежных производителей за российские рынки; давление со стороны государства на хозяйствующие субъекты (лицензирование, налогообложение); давление со стороны криминальных структур на хозяйствующие субъекты и отдельные сектора экономики; рост криминализации бизнеса в целом; рост числа социальных проблем в обществе (низкий уровень заработной платы, безработица, массовые увольнения); неспособность хозяйствующих субъектов осуществить собственную экономическую безопасность в силу относительной «молодости» отечественного бизнеса; активизация спецслужб крупных развитых, с целью шпионской деятельности и последующих разрушительных действий.
Экономическую безопасность предприятия в своих работах анализировали В.К. Сенчагов2, С.О. Грунин3, О.В. Климачкин4, выбирая в качестве объекта исследования промышленные предприятия. Рассматривая процесс обеспечения экономически безопасного функционирования предприятия, нельзя не отметить значимость создания собственной системы обеспечения экономической безопасности на объекте. Вопросы становления служб безопасности предприятия нашли отражение в работах В.П. Мак-Мака5, а также В.В. Шлыкова6 и др.
Несмотря на большое количество работ в исследуемой области, их анализ не даёт нам чёткого и целостного представления о роли и месте органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности предприятий. Поэтому всё больше молодые учёные делают попытки рассмотрения механизмов, способов и форм взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами внутренних дел, определяя или выделяя место последних в процессе обеспечения экономической безопасности субъекта, с ориентацией на современные реалии времени и обостряющиеся проблемы7.
В процессе рассмотрения категории «экономическая безопасность», чаще всего авторы сходятся в том, что экономическая безопасность может быть обеспечена при комплексном использовании всего арсенала средств защиты, во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах ее деятельности8. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм — специальную комплексную систему обеспечения экономической безопасности предприятия9.
Мы исходим из того, что в широком смысле, механизм — это «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности»10, а совокупность процедур и правил, регламентирующих взаимодействие участников некоторой системы, называется механизмом её функционирования11.
В рыночной экономике хозяйствующим субъектам присуща полная экономическая самостоятельность, что выражается в формировании собственной экономической политики, организации производства и реализации готовой продукции, а также полной ответственности за результаты своей хозяйственной деятельности. Все это лишь подчёркивает актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности бизнеса.
Несмотря на это, важная роль в обеспечении эффективного функционирования экономики принадлежит государству. Сформировавшаяся социально-экономическая ситуация в обществе требует новых научных исследований и доработок по выявлению причин, условий и последствий распространения теневых экономических явлений, препятствующих безопасному функционированию предприятий. Именно поэтому, сегодня при государственном управлении процессом вытеснения теневых явлений из сферы предпринимательства возникает ряд вопросов, требующих дальнейшей научной разработки и практического разрешения. Отличительной чертой теневых процессов стало то, что они не ограничились экономикой, а проникли практически во все сферы общественной жизни. Поэтому возникает необходимость разработки механизма вытеснения теневой экономики для обеспечения экономической безопасности, как хозяйствующего субъекта, так и страны в целом. Такое регулирование осуществляется с помощью хозяйственного механизма, который представляет собой «совокупность организационных
структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых
12
реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» . Абалкин Л. И. отмечает, что хозяйственный механизм «включает конкретные формы организации общественного производства, систему организационно-экономических отношений и хозяйственных связей, формы и методы планового руководства экономикой».
Данный механизм может быть как общенациональным, так и отраслевым (например, хозяйственный механизм промышленной деятельности). Обеспечение же экономической безопасности производственной деятельности, требующее создания собственной системы безопасности на предприятии, должно развиваться в рамках общенационального хозяйственного механизма. Целью системы безопасности является своевременное выявление и предотвращение как внешних, так и внутренних угроз, обеспечение защищенности деятельности предприятия и достижения им целей бизнеса.
Рассмотрим понятие «механизм обеспечения экономической безопасности предприятия». А.А. Молдаванцев под таким механизмом понимает специальную комплексную систему обеспечения экономической безопасности предприятия, которая должна представлять собой совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического, правового и технического характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям13.
Можно утверждать, что ключевое место в реализации комплексного подхода по обеспечению экономической безопасности предприятия отводится службе его экономической безопасности. Однако
в условиях высокого удельного веса теневых экономических отношений и сильной криминализации экономических процессов, необходимо объединение усилий всех субъектов обеспечения экономической безопасности предприятия. В первую очередь это касается служб экономической безопасности предприятий и органов внутренних дел. Руководители российских предприятий, как показывают исследования, пока ещё мало уделяют внимания мерам по профилактике и противодействию экономической преступности. Органы внутренних дел также не принимают должного участия в обеспечении экономической безопасности предприятия. Именно поэтому исследование возможных форм и методов участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятий является чрезвычайно актуальным и необходимым с практической точки зрения14.
Включение в механизм обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов взаимодействия с органами внутренних дел преследует цель создания комплексной системы экономической безопасности предприятия. При этом для органов внутренних дел, в рамках своей главной задачи — борьбой с преступностью, необходимо обеспечить тщательный контроль за безопасностью функционирования предприятия и оперативную реакцию на её посягательства, в рамках чего также появляется возможность разработки комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению возможных угроз безопасности предприятия.
Таким образом, механизм взаимодействия органов внутренних дел и хозяйствующих субъектов представляет собой целостное единство всех структурных элементов, направленных на защиту бизнеса от негативного влияния внешних и внутренних факторов, реальных или потенциально возможных действий, которые могут привести к ощутимым экономическим потрясениям и даже к потере бизнеса.
В основе рассмотрения комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия, а соответственно и целостного механизма, должна лежать определенная концепция, которая включает цель, задачи, принципы деятельности, объект и субъект, инструменты, т.е. стратегию и тактику действий, элементы внутреннего контроля и взаимодействие предприятия с органами государственной власти. Рассмотрим основные структурные элементы моделируемого механизма.
1. Цель. Цель исследования состоит в выработке механизма взаимодействия с органами внутренних дел, направленного на противодействие теневым экономическим явлениям в процессе обеспечения комплексной системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта. При этом необходимо разработать базовые принципы обеспечения безопасного функционирования предприятия на всех этапах его существования.
2. Задачи. Главными задачами формируемой системы являются:
— прогнозирование потенциальных опасностей и своевременное выявление внутренних и внешних угроз безопасности;
— поиск способов их предотвращения, ослабления или ликвидации последствий их воздействия;
— выделение сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности предприятия;
— организация взаимодействия с правоохранительными органами с целью защиты интересов предприятия и предотвращения правонарушений против его интересов;
— постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности и создание собственной компетентной службы безопасности предприятия.
Для правоохранительных органов основными задачами в рамках борьбы с преступностью являются:
— профилактика возникновения возможных посягательств;
— выявление угроз безопасному функционированию предприятия на ранних стадиях;
— комплексный совместный анализ оперативной обстановки;
— повышение профессиональной подготовки аналитических подразделений органов внутренних
15
дел15;
— развитие взаимного информирования и устранение имеющихся недостатков в оказании взаимной помощи16.
3. Источники угроз и угрозы. При анализе этого элемента мы исходим из того, что развитие приводит предприятие в область неопределенности, где закономерно формируется система угроз, что требует разработки специального механизма обеспечения экономической безопасности развития
17
предприятий17 .
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на которые должна быть направлена деятельность органов государственной власти, являются18:
— недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики;
— деформированность структуры российской экономики (кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем);
— диспропорция в уровнях развития регионов;
— увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
— криминализация общества и хозяйственной деятельности и др.;
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на экономическое развитие предприятий, на наш взгляд, можно отметить следующие:
— отсутствие «грамотного» законодательства, способного в полной мере обеспечить безопасное функционирование предприятий;
— вторжение криминальных структур в деятельность предприятий;
— участие представителей власти в коммерческой деятельности;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
— коррупция на различных уровнях;
— отсутствие объективной и полной информации о предприятиях;
— корпоративные конфликты (шантаж, захват);
— отсутствие предпринимательской культуры.
4. Объект. Объектом исследования являются промышленные предприятия, как целостная система общественных отношений, в рамках которой существуют социально-экономические причины и условия возникновения угроз экономической безопасности. А рассматриваем мы систему защиты такого рода системы через призму управленческих отношений, возникающих при взаимодействии хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в процессе обеспечения его экономической безопасности с позиции противодействия теневым экономическим явлениям. Любое промышленное предприятие представляет собой целый комплекс объектов защиты: финансовые ресурсы; информационные ресурсы; человеческие ресурсы; технологические ресурсы. В целом, объектом является стабильное экономическое состояние промышленного предприятия, т.е. сохранность его финансовых, информационных, кадровых и технологических ресурсов, и возможность его дальнейшего развития.
5. Субъекты1. Субъекты системы обеспечения экономической безопасности предприятия (включающей механизм его взаимодействия с правоохранительными органами) функционируют в специфических условиях внешней среды, в связи с чем и подразделяются на внешние и внутренние. К внешним субъектам мы относим органы внутренних дел, призванные обеспечить безопасность всех законопослушных участников предпринимательских отношений. Успешное осуществление поставленных задач достигается путём взаимодействия их с остальными органами исполнительной, а также законодательной и судебной власти. Систему экономической безопасности предприятия, непосредственно осуществляющую защиту объектов, мы относим к внутренним субъектам.
В действительности, как показывает практика, часть проблем может быть решена контролирующими органами государства, которые способны удержать деятельность хозяйствующих субъектов в правовых рамках, а другая часть — только специализированной системой правоохранительных органов19.
6. Принципы1 функционирования механизма взаимодействия: принцип законности действий, лежит в основе функционирования и развития любой системы; принцип трёхстороннего взаимодействия в цепи: органы внутренних дел — предприятие — внешняя среда бизнеса; принцип ответственности друг перед другом; принцип открытости и честности; принцип рациональности действий; принцип оперативности оповещения с помощью использования инновационных схем и методов; принцип обмена результатами деятельности подразумевает двустороннее сотрудничество; принцип развития и анализа, как внешней среды бизнеса, так и внутреннего состояния предприятия, для обеспечения контроля над ситуацией, оперативной реакции и достижения поставленных целей.
7. Инструменты. При рассмотрении многообразия инструментов противодействия криминализации, с помощью которых реализуется поставленная нами задача — обеспечение экономической безопасности — необходимо разделить их на отдельные группы. Традиционная классификация подразумевает деление на две группы: общие инструменты воздействуют на экономику в целом; специальные же, направлены на борьбу с конкретными видами правонарушений, т.е., в отличие от общих, предметно ориентированы. Связана данная группа инструментов, как правило, с реализацией оперативных и тактических целей.
Другую классификацию инструментов противодействия криминализации общества, мы можем увидеть у А.В. Грачёва20. Он группирует организационно-экономические инструменты органов внутренних дел по критериям масштаба и времени задач, считая, что вышеназванные инструменты являются не просто организацией деятельности органов внутренних дел, но также призваны решать стратегические и тактические задачи. Выделим три группы организационно — экономических инструментов, способствующих формированию механизма взаимодействия органов внутренних дел и хозяйствующих субъектов, с точки зрения противодействия криминализации предпринимательской деятельности:
Первая — оперативно-тактические, т.е. использование определённых процедур и выполнение определённых мероприятий в целях обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Примерами таких действий на предприятии, в зависимости от характера угроз и, соответственно, тяжести борьбы с ними, могут быть:
— увеличение штата юридической службы предприятия и повышение квалификации работников данной службы;
— обеспечение мероприятий по сохранности коммерческой тайны;
— обеспечение компьютерной безопасности;
— обращение в судебные и правоохранительные органы и т.п.
Со стороны же органов внутренних дел использование оперативно — тактических инструментов подразумевает работу таких подразделений, как например, отделов по борьбе с экономической преступностью и по борьбе с налоговыми преступлениями.
Вторая — стратегические. Главная стратегия экономической безопасности подразумевает создание комплексной системы экономической безопасности предприятия. Специальные стратегии используются в соответствии со стадией осуществления деятельности предприятия. Функциональные стратегии безопасности21:
— система превентивных мер, которая складывается из непрерывной работы всех подразделений хозяйствующего субъекта по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе
документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера;
— система реактивных мер применяется в случае возникновения каких-либо угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта, с учётом всех внешних и внутренних факторов. Эта стратегия основывается на применении ситуационного подхода и реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.
Для органов внутренних дел в состав стратегических входят такие инструменты, использование которых призвано решать задачи в области обеспечения экономической безопасности, которые стоят перед Центральным аппаратом МВД России.
Третья — саморазвитие. В качестве инструмента саморазвития, как хозяйствующего субъекта, так и органов внутренних дел, выступает их комплектование квалифицированными специалистами.
Говоря об обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов, мы всё время упоминаем необходимость реализации превентивных мер с помощью создания системы экономической безопасности на самом предприятии, введения новых и упразднения старых подразделений. Деятельность органов внутренних дел также подвержена подобным изменениям: появляются новые подразделения, меняется подчинённость и коммуникации между структурными единицами, разрабатываются предложения по саморазвитию (совершенствование научно — технической политики, проведение управленческих и организационно — структурных реформ, смена ресурсного обеспечения и т.п.).
Ещё одну интересующую нас классификацию инструментов противодействия криминализации социально-экономической сферы общества представляет А.М. Манаенков22, который он делит инструменты обеспечения экономической безопасности на экономические и правоохранительные.
Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы, оно обеспечивается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики23. Таким образом, система органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, представлена органами законодательной и судебной ветвей
24
власти, органами со специальным статусом и исполнительными органами .
В качестве отдельного инструмента рассмотрим мониторинг.
Мониторинг экономической преступности. Он позволяет выделить те хозяйствующие субъекты, которые с большей вероятностью могут вести теневую или криминальную экономическую деятельность, что в свою очередь позволяет органам внутренних дел сконцентрировать основные
25
силы в их направлении25.
При увеличении угроз экономической безопасности предприятия возникает вопрос о создании системы мониторинга состояния предприятия и динамики его развития, с целью предотвращения опасных последствий и принятия необходимых мер по защите.
Основные цели мониторинга:
— оценка состояния предприятия и возможности его развития;
— выявление угроз безопасного функционирования предприятия и деструктивных тенденций развития его потенциала;
— определение причин возникновения, характера и силы воздействия выявленных угроз и деструктивных факторов на предприятие;
— прогнозирование последствий воздействия угрожающих факторов на все сферы деятельности предприятия;
— системный анализ сложившейся ситуации, определение тенденций её развития и разработка комплекса мероприятий по предотвращению негативных последствий (комплекса превентивных мер).
Проведение мониторинга позволяет достаточно полно изучить существующие и возможные угрозы экономической безопасности, проанализировать их и разработать необходимую модель поведения предприятия с учётом его специфики. Но для осуществления стратегии стабильного и эффективного функционирования предприятия необходимо комплексное решение целого ряда задач управления26, в т.ч. организации маркетинговых исследований рынка.
8. Внутренний контроль. В целях поддержания безопасного уровня деятельности предприятия необходимо осуществлять непрерывный контроль и проводить анализ предприятия по результатам его деятельности.
Меры поддержания безопасного функционирования предприятия:
— усиление контроля хранения документов и доступа к ним во внутренних регламентах, печатей, внимательное чтение подписываемых договоров, доверенностей;
— контроль движения имущества в регистрирующем органе, а так же наличие письменного заявления об отказе совершения каких-либо операций с личным счётом собственника без его личной подписи;
— защита внутренней — финансовой отчётности компании, сведений, составляющих коммерческую тайну, а также регулярное представление текущих отчётов службы экономической безопасности предприятия перед руководством фирмы;
— регулярный анализ кредиторской задолженности компании и сделок с ней, чтобы обезопасить себя от скупки всех долгов и дальнейшего давления на руководство;
— мониторинг конкурентной среды, пополнение информации об акционерах компании и оценка состояния личных лицевых счетов в реестре;
— оценка надёжности работников и борьба с коррупцией на местах.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Хочется ещё раз обратить внимание на то, что все эти мероприятия наиболее эффективны до момента нападения на компанию, ведь если за дело возьмутся опытные корпоративные «акулы», да ещё и используя правовые методы — то они могут оказаться бесполезными.
9. Взаимодействие предприятия с правоохранительными органами.
Эффективность рыночной экономики определяется уровнем сотрудничества государственных органов власти и бизнеса, структур различного уровня, в т.ч. особое внимание необходимо отвести взаимодействию службы экономической безопасности предприятия с правоохранительными органами. Субъектами такого многостороннего сотрудничества могут быть, как представители крупных компаний и финансово-промышленных групп, так малого и среднего предпринимательства27. Такое сотрудничество может осуществляться по следующим направлениям.
1. Обеспечение кадровой безопасности, в рамках которого осуществляется тщательный отбор кандидатов при принятии на работу и проверка их правоохранительными органами, а также подготовка уже действующих сотрудников соответствующих подразделений правоохранительными органами (руководителей служб безопасности).
2. Обеспечение общего информационного поля безопасности, в рамках которого происходит двусторонний обмен информацией о возможных угрозах, способах их совершения, оповещение о лицах, которые потенциально опасны или находятся в розыске, а также информирование руководителями предприятия правоохранительных органов о совершённых нарушениях отдельными лицами.
3. Обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами внутренних дел в рамках их совместного противодействия теневым экономическим явлениям (отработка схемы быстрого оповещения правоохранительных органов, проведение ежемесячных совещаний руководителей предприятия с представителями органов исполнительной власти с целью декриминализации преступлений в сфере промышленности).
В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов экономической безопасности в России, необходимо учитывать, что система экономической безопасности предприятия должна выявлять проблемные ситуации, тенденции в деятельности предприятия и вырабатывать меры по противодействию теневой экономике, которые уменьшат последствия воздействия угроз. Исходя из этого, систему обеспечения экономической безопасности предприятия можно условно разделить на два уровня:
— на первом уровне экономическая безопасность предприятия обеспечивается с помощью государства, через нормативную правовую базу, и в данном случае обязанность государства — общая организация деятельности субъектов в области экономической безопасности;
— на втором уровне экономическая безопасность обеспечивается самим предприятием с помощью специальных подразделений, с использованием правовых, организационных и технических мер.
В таком виде нам представляется типовая структура механизма взаимодействия предприятия с органами внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности предприятия. Бесспорно, каждому предприятию присуща своя схема защиты бизнеса от посягательства различных криминальных структур и негативного воздействия внешних факторов, но комплексная система экономической безопасности предприятия должна состоять из совокупности мероприятий организационно-правового и экономического характера, которые тесно взаимосвязаны и осуществляются в целях защиты предприятия от реальных или потенциальных действий или угроз со стороны физических или юридических лиц, влекущих существенные экономические потери.
Список литературы
1. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» № 537 от 12 мая 2009 г. // Российская газета. — 2009. — 19 мая. — № 4912.
2. Лрхипов Л., Городецкий Л., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 39.
3. Бендиков, М. Л. «Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития» / / Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 2.
4. Березин, В. В. Формирование концепции обеспечения макроэкономической безопасности предпринимательства//Вестник Академии — 2010. — № 1. — С. 63.
5. Беседин, М. Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов от недружественных поглощений : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Москва, 2007. — 177 с.
6. Грачёв, Л. В. Организационно-экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05: СПб, 2007.
7. Грунин, С. О. Механизм управления экономической безопасностью организации : дис. ... канд. экон. наук. — СПб, 2001.
8. Аронов, Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. — 2001. — № 2.
9. Кяимочкин, О. В. Экономическая безопасность промышленного предприятия: проблемы вывода из-под криминального влияния : дис. ... канд. экон. наук. — М., 2002.
10. Коновалов, Л. Л. Экономическая безопасность предприятия // Атомная стратегия. — 2005.
- № 17.
11. Купрещенко, Н. П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход) : дис. канд. экон. наук :
08.00.05. - Москва, 2008.
12. Куркин, Н. В. Теоретические основы концепции экономической безопасности развития предприятия // Мир безопасности. — 2008. — № 7/176.
13. Лясковский, Е. В. Механизм обеспечения экономической безопасности банковской сферы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 159 с.
14. Мак-Мак, В. П. Служба безопасности предприятия (организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности). М., 1999.
15. Манаенков, Л. М. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05: М., 2004.
16. Молдаванцев, Л. Л. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. — М., 2004. — 194 с.
17. Новиков, А. Л. Теория управления организационными системами. М.: Физматлит, 2007. —
584 с.
18. Олейник, Л. Роль государства в установлении прав собственности (к вопросу о теореме Коуза) / / Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 7. — С. 52.
19. Островский, О. Б. Механизм противодействия теневым экономическим явлениям на потребительском рынке в системе обеспечения экономической безопасности государства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб., 2005. — 209 с.
20. Полтавченко, Г. С., Зайцев, В. Л., Городецкий, Л. Е. Механизмы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях обеспечения экономической безопасности: Монография. — М.: АЭБ МВД России, 2004. - С. 69, 152.
21. Райзберг, Б. Л., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с.
22. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1982. — 283 с.
23. Фирсов, В. Л. Экономическая безопасность Российской Федерации в условиях глобализации // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2008. — № 1.
24. Шлыков, В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. — СПб.: Алетейя, 1999. — С. 7-9.
25. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010. — 815 с.
Literature
1. Russian Federation President’s decree «About the state strategy of national security of the Russian Federation until 2020» №537 от 12.05.2009 // Rossijskaja gazeta. — 2009. — 19 Mai. — № 4912.
2. Arkhipov, A., Gorodetsky, A., Mikhailov, B. Economic Security: assessment, problems, methods of providing // Problems of Economics. — 1994. — № 12.
3. Bendikov, M. A. The economic security of industrial enterprises in conditions of crisis development / / Management in Russia and abroad. — 2000. — № 2.
4. Berezin, V. V. Formation of the concept of macroeconomic Business Security//Vestnik Academy
— 2010. — № 1.
5. Besedin, M. Y. Mechanism of maintenance the economic security of managing subjects from unfriendly absorption: the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.05. — Moscow, 2007. — 177 p.
6. Grachyov, A. V Organizationally-economic instruments combating the criminalization of society (on an example of law-enforcement bodies): the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.05. — St. -Petersburg, 2007.
7. Grunin, S. O. Mechanism of organization’s economic security management: the dissertation of economic sciences candidate. — St.-Petersburg, 2001.
8. Dronov, R. Approaches to economic security maintenance // Economist. — 2001. — № 2.
9. Klimochkin, O. V. The economic security of industrial enterprises: challenges to remove from the criminal influence: the dissertation of economic sciences candidate. — Moscow, 2002.
10. Konovalov, A. L. Economic security of enterprise // Atomic strategy. — 2005. —№ 17.
11. Kupreschenko, N. P. Shadow economy counteraction in the system of maintenance the economic security of Russia (theoretical and methodological approach): the dissertation of economic sciences candidate:
08.00.05: Moscow, 2008.
12. Kurkin, N. V. Theoretical framework of the economic security of the enterprise development concept/ /World of security. — 2008. — №7/176.
13. Lyaskovsky, E. V. Mechanism of maintenance economic security of the banking sector: the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.05. — St. Petersburg, 2009. — 159 p.
14. Mac-Mac, V. P. Security service of the enterprise (organizationally-administrative and legal aspects).
— Moscow, 1999.
15. Manaenkov, A. M. Institutional foundations of maintenance economic security and shadow economy counteraction: the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.01, 08.00.05. — Moscow, 2004.
16. Moldavantsev, A. A. The participation of internal affairs in maintenance economic security: the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.05. — Moscow, 2004. — 194 p.
17. Novikov, D. A. The theory of organizational systems managing. Moscow, 2007. — 584 p.
18. Oleinik, A. The role of government in establishing property rights (to a question of the Coase Theorem) // World economy and international relations. — 2003. — № 7. — p.52.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
19. Ostrovsky, O. B. Mechanism of countering the consumer market shadow economic phenomena in the economic security of the state: the dissertation of economic sciences candidate: 08.00.05. — St.-Petersburg, 2005. - 209 p.
20. Poltavchenko, G. S., Zaitsev, V. A., Gorodetsky, A. E. Mechanisms of interaction between state and enterprise property in terms of economic security: Monography. — Moscow, 2004.
21. Rajzberg, B. A., Lozovsky, L. S., Starodubtseva, E. B. Modern economic dictionary. 5 th ed., Revised. and add. — Moscow, 2007. — 495 p.
22. Dictionary of foreign words. — Moscow, 1982. — 283 p.
23. Firsov, V. A. Economic security of the Russian Federation in the conditions of globalization // Bulletin of the Russian academy of public service at the President of the Russian Federation, — 2008. — № 1.
24. Shlykov, V. V. Complex maintenance economic security of the enterprise. — St.-Petersburg: Aletheia,
1999.
25. Economic security of Russia: General Course: Textbook, Ed. Senchagov V.K. — Moscow, 2010.—
815 p.
1 Фирсов В.А. Экономическая безопасность Российской Федерации в условиях глобализации//Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, — 2008. — № 1.
2 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник/Под ред. В.К. Сенчагова.—М.: Дело, 2005.—896 с.
3 Грунин СО. Механизм управления экономической безопасностью организации: Диссертация кандидата экономических наук. — СПб, 2001.
4 Климочкин О.В. Экономическая безопасность промышленного предприятия: проблемы вывода из-под криминального влияния: Дисс. кандидата экономических наук. М., 2002.
5 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия (организационно — управленческие и правовые аспекты деятельности).
М., 1999.
6 Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. СПб., 1999.
7 Беседин М. Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов от недружественных поглощений: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2007. — 177с.; Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2004.
— 194 с.;Лясковский Е.В. Механизм обеспечения экономической безопасности банковской сферы: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 159 с.
8 Коновалов А.Л. Экономическая безопасность предприятия //Атомная стратегия. — 2005. — № 17.
9 Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. — Москва, 2004. — 194с.
10 Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1982. —283с.
11 Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: Физматлит, 2007. — 584 с.
12 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495с.
13 Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. — Москва, 2004. — 194с.
14 Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. — Москва, 2004. — 194с.
15 Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. — Москва, 2004. — 194с.
16 Там же.
17 Куркин Н.В. Теоретические основы концепции экономической безопасности развития предприятия // Мир безопасности.
— 2008. — №7/176.
18 Указ Президента РФ «О Государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» №537 от 12.05.2009//Российская газета. 2009. 19 мая. №4912.
19 Грачёв А.В. Организационно — экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2007.
20 Грачёв А.В. Организационно — экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2007.
21 Березин В.В. Формирование концепции обеспечения макроэкономической безопасности предпринимательства//Вестник Академии — 2010. — №1. — с.63.
22 Манаенков А.М. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05: Москва, 2004.
23 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики,1994, 12,с.39
24 Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. — 2001 — № 2.
25 Грачёв А.В. Организационно — экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2007.
26 Бендиков М.А. «Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития»// Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №2.
27Полтавченко Г.С., Зайцев В.А.., Городецкий А.Е. Механизмы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях обеспечения экономической безопасности: Монография. — М.: АЭБ МВД России, 2004. С.69, 152.